в чем провинился кураев
«Я нахожусь в состоянии раздрая». За что протодиакона Кураева лишили сана
Протодиакона Андрея Кураева лишили сана за «хулу на Церковь» и клевету. Священник и раньше не отказывал себе в скандальных заявлениях и критике РПЦ. «360» узнал у него, в чем суть конфликта.
Епархиальный церковный суд Москвы постановил «извергнуть из сана» протодиакона Андрея Кураева. Сам он на суд не пришел. Кураев просил перенести заседание на январь, но ему отказали, а решение вынесли заочно. Чтобы оно вступило в силу, нужно лишь подтверждение патриарха Кирилла.
Оскорбление чувств верующих
Причиной лишения сана стала одна из публикаций священника в «Живом журнале», где он оставил «оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина». Кураев охарактеризовал скончавшегося священнослужителя как «тупого карьериста, сделавшего карьеру в сфере VIP-сервиса». Сразу после этого, в апреле, Кураеву больше чем на полгода запретили проводить службы.
Отец Андрей Кураев рассказал «360», что уже через день после скандальной публикации принес извинения семье умершего Агейкина — как в своем блоге, так и в прессе. Но это не помогло, хотя, по словам Кураева, для церковного христианского суда покаяние и прощение — главное.
Патриарх Кирилл отправил Кураева в своеобразную ссылку в монастырь, где провинившийся священнослужитель должен был замаливать грехи. На это время ему было запрещено проводить службы.
«Есть древнее правило римского права — за одно преступление нельзя наказывать дважды. Можно ли считать преступлением оскорбительное слово, сказанное одним священником другому? Такого канона нет. Сам по себе запрет служения — это уже наказание, а восемь месяцев — очень большой срок для священника. И потом на этом же основании следует еще большее наказание за тот же, уже раскаянный, грех», — объяснил Кураев.
Обвинения без объяснения
В словах протодиакона нашли признаки «хулы на Церковь» и «клеветнической деятельности», в том числе и обвинения Русской православной церкви в «организации раскола» в мировом православии.
Мне отказались сообщить, в чем меня будут обвинять. Даже когда суд состоялся, ни приговор не опубликован, ни его мотивационная часть. Что самое смешное, в публикации на сайте патриархии нет ни одной ссылки на статьи нарушенных мною законов церковного права
Обвинения в клевете он отнес к своей шутке, как он сам ее называет, о том, что РПЦ стала раскольнической организацией, когда патриарх Кирилл разорвал связи с патриархом Константинопольским.
«Я нахожусь в состоянии некоторого раздрая. В моих интересах подать апелляцию [патриарху Константинопольскому], но в интересах Русской православной церкви, чтобы я этого не делал. Но мне бы хотелось, чтобы об этом думал не только я», — говорит Кураев.
По его мнению, если он потребует у патриарха Константинопольского отменить решение патриарха Московского, то признает, что один из них стоит выше другого, тем самым в некотором смысле дискредитирует РПЦ. Однако отец Андрей Кураев подчеркнул, что все еще считает патриарха Кирилла своим владыкой.
Причины «изъятия из сана»
В то, что причиной такого сурового наказания стали именно слова в отношении Александра Агейкина, Кураев не верит. По его мнению, лучше всего об этом говорит то, что патриарх назначил нового настоятеля монастыря в тот же день, когда священник скончался.
«Небывалый случай в церковной истории: человека еще не похоронили, а уже приезжает новый настоятель», — сказал Кураев.
По словам Кураева, незадолго до смерти Агейкина патриарх Кирилл провел крестный ход вокруг Москвы, а икону привез в храм к отцу Александру. После этого многочисленные паломники начали приходить в обитель, чтобы поклониться ей, а спустя две с лишним недели Агейкин скончался.
«Есть все основания полагать, что заболел Агейкин именно тогда. Может быть, патриарх понимал, что священник умер в том числе и по его вине», — предположил Кураев.
Скандальный протодиакон
Один из самых известных православных публицистов современной России Андрей Кураев давно находился в противостоянии с патриархом Русской православной церкви. Из-за своих резких и радикальных высказываний он часто оказывался в центре скандалов. Богослов и религиовед Денис Батарчук уверен, что Кураев должен был понимать, что именно к лишению сана и идет вся его деятельность.
Своей разоблачительной деятельностью отец Андрей занимался на протяжении многих лет, он вытаскивал на общественное обозрение нижнее белье Церкви. Сведущие люди удивлялись тому, как долго медлили с какими-то санкциями
В 2013 году, например, Кураев рассказал, что ему стало известно о гомосексуальном скандале в одной из епархий. Тогда несколько семинаристов Казанской духовной семинарии обвинили своих наставников в сексуальных домогательствах. Уже тогда Кураев не вызывал симпатий у официального руководства РПЦ, его публикации подхлестнули скандал и долго не давали ему утихнуть.
В 2019 году Кураев высказывался по поводу предложения отказывать родителям, прибегнувшим к суррогатному материнству, в крещении таких детей, если родители не покаются. Он заявил, что это наказание не для ребенка, а для взрослых, которые предпочли такой способ пополнения семьи, например, усыновлению. Само суррогатное материнство Кураев тогда приравнял к проституции.
В 2012 году Кураев заступился за участниц группы Pussy Riot, которых обвиняли в оскорблении чувств верующих из-за их «панк-молебна» в церкви. Кураев не отрицал того, что выходка девушек была неприличной и неуместной, однако был убежден, что реакция РПЦ и строгое наказание для участниц были излишними.
При всей оппозиционности Кураева позиции Церкви Батарчук уверен, что он — выдающийся богослов и проповедник, «один из очень немногих людей, кто мог адекватно от имени Церкви разговаривать с обществом, объяснять что-то, популяризировать в хорошем смысле». Батарчук убежден, что в лице отца Андрея Кураева РПЦ потеряла выдающегося миссионера и проповедника.
Низверженный протодиакон: 8 высказываний Кураева, которые лишили его сана
Патриарх Московский и всея Руси утвердил решение епархиального суда о лишении Андрея Кураева сана. Лайф вспомнил его самые громкие заявления.
Фото © ТАСС / Сергей Ермохин
Один из самых известных церковных и общественных деятелей запрещён в служении. Такое решение в декабре прошлого года принял епархиальный суд. В вину Андрею Кураеву поставили прежде всего высказывание в отношении другого священнослужителя — Александра Агейкина. Низверженному протодиакону дали время на исправление, но он им не воспользовался — и патриарх Кирилл утвердил решение суда. На это сам Кураев уже отреагировал.
«Что ж, раз дано время на «переосмысление», буду паки и паки думать»
Андрей Кураев, протодиакон
Фото © Агентство «Москва» / Андрей Любимов
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/3/5/1358486889805.8975.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/3/5/1358486889805.8975.jpg» loading=»lazy» />
В провальном пуске «Метеора-М» с Восточного обвинили священника
И до этого случая после резких заявлений Андрея Кураева происходили бурные обсуждения в религиозной среде. Так, например, он не раз критически высказывался как в отношении политики Русской православной церкви, так и лично в адрес патриарха. Лайф собрал для вас самые громкие и известные его высказывания.
Андрей Кураев, протодиакон
«Если меня коробит от того, что к моей любимой иконе прикладываются старухи и бомжи, значит, посылка от Христа ко мне так и лежит ещё невостребованной»
Суд решил «извергнуть из сана» Андрея Кураева за «хулу на Церковь»
Протодиакон Андрей Кураев решением Епархиального церковного суда Москвы признан подлежащим «извержению из сана». Решение суд вынес заочно — Кураев не явился на заседание, попросив перенести заседание на январь, поскольку «в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии».
«Суд имел суждение о том, что 21 апреля 2020 года заштатный клирик опубликовал в своем «Живом журнале» оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина», — говорится в сообщении на сайте Московской городской епархии.
В словах Кураева суд увидел признаки «хулы на Церковь». Суд пришел к выводу, что Кураев «не изменил характера своих действий после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии еще в 2015 году».
Решение об извержении Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем патриархом Московским и всея Руси Кириллом. До этого оно может быть обжаловано.
Еще в конце апреля патриарх Кирилл издал указ о запрете Кураева в священнослужении в связи с высказываниями в адрес Агейкина. В указе патриарха поведение Кураева было названо «безнравственным» и «особенно циничным».
Реагируя на решение суда, Кураев опубликовал пост в ЖЖ. В нем он изложил текст письма, отправленного, по его словам, секретарю суда на электронную почту. Как написал протодиакон, он в течение 40 дней просил ознакомить его с обвинениями, на основании которых он был привлечен к церковному суду. «Ссылку на то, что они «изложены в указе патриарха», я принять не могу, так как в том указе обретается нераскрытая формула «предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя», — отметил он.
По словам Кураева, не зная ни того, какие именно деяния станут предметом судебного рассмотрения, ни того, нарушением каких именно норм церковного права считает их сторона обвинения, он не мог подготовиться ни к покаянию, ни к защите.
В беседе с РБК Кураев заявил, что «самую большую хулу на церковь возносит ее руководство, которое отождествляет себя с церковью». «Я никогда не говорил, что православная церковь такая-сякая, хульные слова в адрес церкви я не произносил. При этом я высказывал свое несогласие с теми или иными действиями патриарха Кирилла и митрополита (Волоколамского) Илариона», — пояснил он.
Протодиакон отметил, что в этой ситуации важно обратить внимание на то, что даже после того, как состоялся суд, руководство РПЦ не приводит его конкретные слова и поступки, в которых можно было бы разглядеть, как именно он хулил и клеветал на церковь. «Это же ничего не сказано, верьте нам на слово. Это означает, что это трусы — люди, которые боятся открытого разговора, дискуссии. Поэтому, думаю, они обрадовались, что я не пошел на суд», — считает Кураев.
Андрей Кураев — автор ряда трудов по православному богословию и религиозной философии. Он является одним из самых известных клириков в соцсетях и СМИ, ведет блог в «Живом журнале». Позиция Кураева зачастую расходится с официальной позицией РПЦ. В 2012 году он выступал в защиту группы Pussy Riot, участники которой были осуждены за танец в храме Христа Спасителя. В 2013 году, после увольнения из Московской духовной академии, он написал текст под заголовком «Торжество голубого лобби?» и посвятил серию публикаций проблеме гомосексуализма и педофилии в РПЦ. В своих выступлениях он нередко критиковал руководство РПЦ. Например, называл «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда» режиссера Алексея Учителя.
Раскрыты тайные причины конфликта протодиакона Андрея Кураева с Патриархией
© ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин
Перед Новым годом епархиальный церковный суд Москвы признал протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана за его скандальные публичные выступления и оценки событий церковной жизни.
На сайте Московской епархии сказано о трех обвинениях в адрес Кураева. В апреле он опубликовал в своем «Живом журнале» оскорбительную характеристику умершего в тот день от COVID-19 протоиерея Александра Агейкина. Кроме того, суд «установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь» и «признаки клеветнической деятельности». В качестве примера упомянуты обвинения Русской православной Церкви «в организации раскола».
Комментируя эту новость, Кураев назвал решение церковного суда своим «каноническим убийством», которое было совершено по распоряжению патриарха Кирилла, однако 12 января обратился к нему с апелляцией, в которой отверг все обвинения в свой адрес.
О том, что на самом деле может стоять за конфликтом Андрея Кураева с Московской Патриархией, «Ридус» побеседовал с директором Правозащитного центра Всемирного русского народного собора религиоведом Романом Силантьевым.
«Ридус»: Вы давно лично знакомы с протодиаконом Андреем Кураевым. Как вы думаете, действительно ли он борется за «очищение Церкви» от недостойных священнослужителей, как сам об этом заявляет, или у него могут быть иные мотивы?
Роман Силантьев (РС): Знаю лично, и коллегами были когда-то, во времена его сектоборения. Наблюдая за историей Кураева и вспоминая суждения своих коллег из ОВЦС и ОВЦО, я пришел к выводу, что ее можно рассмотреть еще с одного ракурса. Ракурс этот нам хорошо известен по современным ток-шоу, где выходящие в тираж звезды шоу-бизнеса пытаются сохранить интерес к себе не новыми хитами, а выносом наружу грязного белья.
© Машков Юрий/ТАСС
Чем занимался Кураев в период своего расцвета? А он штамповал разную публицистику и развозил ее по епархиям. Еще читал лекции за неплохие конверты (с купюрами. — Прим. «Ридуса»). Талант его ценили, залы собирали наилучшие, слава и деньги текли рекой. Но потом вдруг все кончилось.
С точки зрения Кураева, это были строго происки покойного Патриарха Алексия, с которым он поссорился на почве утечки служебных бумаг. А также управделами митрополита Калужского Климента, брата которого он тоже сумел обидеть.
Казалось бы, это временная ситуация и «чес» по епархиям возобновится с патриаршеством Кирилла, но нет. Не возобновился.
«Ридус»: Почему это произошло?
РС: Я сам часто посещаю епархии и во многих из них под пиво речь заходила о Кураеве. На вопрос «почему больше не зовете такой талант?» отвечали весьма однотипно, но со множеством ярких примеров.
Например, позовешь его лекции читать в Калмыкию про актуальные секты, а он задвинет про вымирающих рерихнутых (последователи религиозного движения рериховцев. — Прим. «Ридуса») часа на три, а потом еще обзовет калмыков «тупыми буддистами».
Или про пользу онанизма расскажет, анекдотец какой сальный, «отмиссионерить-катехизнуть» опять-таки, прочие вещи уровня современных стендаперов категории «Б». По итогам его визитов приходилось и с властями разбираться, и с разгневанными прихожанами, и с духовенством деморализованным.
И встал логичный вопрос: а оно того стоит? Не надежней ли позвать бороться с сектами того же профессора Дворкина, который не берет с собой смазливых мальчиков типа книги потаскать, не выкатывает райдер на предмет перелетов бизнес-классом и, главное, говорит по делу и без похабщины?
Впрочем, и похуже вещи рассказывали, любой «гомоепископ» из ЖЖ Кураева и рядом не стоял по количеству баек характерного типа. Разные люди из разных мест, зачастую даже не православные, рассказывали мне истории и про вуайеризм в туалетах МГУ, и про попытки заказать мальчиков в номера епархиальных гостиниц, и про сманивание алтарников с иподиаконами в Сочи. Может, они все как-то сговорились и врут, но я на всякий случай насторожился.
«Ридус»: Но ведь Кураев получил известность не из-за этого, а благодаря своим миссионерским книгам, которые даже его оппоненты признают блестящими.
РС: Пока звезда в тренде, ей и оргии простят, и пьяные выходы на сцену, и даже мордобой. Но реальная звезда должна создавать что-то новое, а не всю жизнь петь хиты девяностых. Если застой в творчестве сочетается со скандальной репутацией, тогда все, конец. Будешь выступать в клубах и на корпоративах у преданных фанатов, и то нечасто. Именно так сейчас у Кураева и происходит: принципиально новых сочинений давно нет, почти все тексты о грязном белье духовенства, широким массам малоинтересные.
Не продашь это особо, залов прежних не соберешь, а славы и денег хочется. Тут бы молодость вспомнить и книжку какую классическую с неожиданной стороны разобрать, но и конкуренция нынче большая, и работать серьезно надо.
Есть у нас в шоу-бизнесе клон Кураева по имени Евгений Понасенков. Тоже МГУ закончил, тоже матерый публицист и популяризатор науки. Ориентацию также прогрессивную имеет, зло обличает — вон как маньяка-расчленителя Соколова заранее вычислил и предупредил всех о его злобной сущности! А еще правильных либеральных взглядов придерживается, Церковь критикует и вообще фанат милейшего Наполеона Бонапарта. Кураев Понасенкова сильно не любит именно по этой причине — просто смотрит в зеркало и видит там самого себя в относительной молодости.
«Ридус»: Сразу после того как был объявлен приговор епархиального суда, Кураев написал в своем «Живом журнале», что не исключает возможности пожаловаться Вселенскому патриарху Варфоломею и сменить юрисдикцию. Возможен ли такой сценарий развития событий?
© Смертин Павел/ТАСС
Кураев пришел в Церковь, когда гибель советской системы была предрешена и элита искала себе новые площадки. Происходил он из семьи достаточно высокопоставленного советского пропагандиста-философа, потому смог поступить на престижную кафедру в МГУ.
В Церкви он увидел отличный шанс самореализоваться, благо конкуренция в конце 80-х — начале 90-х была небольшой, и даже не самый выдающийся ученый мог рассчитывать на теплый прием. Вот только эрудиции и умения ярко выступать оказалось мало — требовались еще понимание дисциплины и навыки работы в команде.
Кураев просто хотел стать советником патриарха по идеологии, и не он один: Вячеслав Полосин, Иннокентий Павлов, даже Солдатов с Бычковым и Лурье (известные в православной среде священники и миряне. — Прим. «Ридуса») видели себя ровно на такой же красивой, но малообременительной позиции. Но не срослось
Запасной мечтой Кураева было архиерейство викарного типа (чтобы особо не служить и рутиной не заниматься), совмещенное с ректорством в хорошей семинарии (тоже без особых обязательств). Чтобы и статус, и слава, и деньги, и хорошая кухарка. И мальчиков-книгонош подбор отличный. Но и тут не вышло — на всех хороших местах надо работать и работать в команде. Иначе хороших семинарий и кухарок на всех кураевых не напасешься.
Вот отсюда и обида: мол, я тут за вас книги писал и жизнью рисковал, когда мне коварные рерихианцы в икру битое стекло подсыпали, а вы вон как! Месть моя будет страшной! И стал мстить ровно в стиле прочих несостоявшихся «советников по идеологии», чем никого не удивил.
© Коротаев Артем/ТАСС
«Ридус»: Как вы оцениваете реакцию Кураева на приговор епархиального суда? Обоснованно ли суд вынес столь жесткое решение?
РС: Три известных человека на моей памяти побоялись отвечать за свои слова перед собратьями в сане: бывший епископ Диомид, бывший схиигумен Сергий и почти уже бывший протодиакон Кураев. Все трое слали отписки и подозрительные медицинские справки, упирали на радикулит и пандемию, проблемы с авиасообщением и пробки на улицах. Интересно, откуда такое единомыслие?
Вне пределов Церкви кейсы а-ля Кураев решаются быстро и по одной схеме. Если я как профессор МГЛУ поглумлюсь над смертью любого сотрудника или студента этого вуза, меня безо всякого суда, который в уставе университета и не предусмотрен, попросят на выход и будут правы. И то же самое случится в Высшей школе экономики, на «Эхе Москвы» или в сети магазинов «Пятерочка».
Люди, вне зависимости от вероубеждения или политических взглядов, предпочитают соблюдать максимальную социальную дистанцию с персонажами, способными на такое. Это называется брезгливостью.
За что Кураева запретили в служении
Указом Патриарха всея Руси Кирилла «до дальнейшего церковного суда» был запрещен в служении протодьякон Андрей Кураев.
Запрет был наложен на протодьякона «в связи с публичным оскорблением памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное».
Причиной такого решения Патриарха послужил своеобразный «некролог», который оставил в своем ЖЖ Кураев в день смерти настоятеля Елоховского собора Александра Агейкина.
Агейкин, стоит напомнить, умер 21 апреля от коронавируса. А до того активно высказывался по поводу эпидемии в том контексте, что Церковь спасала своей молитвой мир от болезней во времена эпидемий — в частности, он много говорил об этом в интервью Pravda.ru.
Поскольку сейчас в определенных кругах идет активный поиск «православных коронадиссидентов», то Кураев, видимо, нашел такового в лице отца Александра Агейкина. И высказался о нем следующим образом:
«В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса. Он успел внести свой вклад в эпидемию бесстрашия».
Под «эпидемией бесстрашия» здесь, судя по всему, имеется в виду намёк на то, что Агейкин подверг и себя, и верящих ему мирян опасности заражения.
Написаны эти слова Кураевым были, напомним, в день смерти отца Александра Агейкина. При этом важно отметить, что на Пасху протоиерей уже не служил, поскольку лежал в инфекционном боксе. Более того, в Елохово, в Богоявленском соборе служили без прихожан. То есть не были никакими «коронадиссидентами», а выполняли рекомендации Патриарха Кирилла не допускать прихожан к службе.
Если же проследить комментарии под этим постом протодьякона, то там вовсе открываются какие-то бездны.
К примеру, в одной из веток, когда у Кураева спрашивают «А как быть с тем, что он почил на светлую седмицу?», тот отвечает: «прямо в рай, прямо в рай, только ножки задирай».
И это только один пример «глубокой богословской дискуссии», а проще говоря, откровенного глумления над покойным. Над покойным православным священником со стороны, вроде бы православного дьякона, принадлежащего к той же Церкви.
Стоит сказать, что Кураев в последние лет 10, если не больше, стал не столько миссионером и популяризатором православного христианства, каким его знали в девяностые и в начале нулевых, а «популярным либеральным блогером».
Он то разоблачал некое «голубое лобби» в Церкви России, но как-то так и не разоблачил, то попросту совершал нападки на ряд священников, епископов и сотрудников Московской Патриархии. Про того же отца Александра Агейкина у Кураева несколько постов. И все они примерно схожи по стилистике с «некрологом».
Однако, кажется, до этого протодьякон не позволял себе нападок на усопших, тем более в день их смерти. И этот «миссионерский прием» стал для Патриарха Кирилла «последней каплей».
Собственно, важно здесь то, что в указе Патриарха по поводу запрещения в служении Кураева есть формулировка «до принятия решения епархиальным церковным судом«. Поскольку сам по себе запрет является временным наказанием либо досудебной мерой следствия по поводу действий и слов определенного клирика.
Но по факту сейчас Кураев не имеет права служить в храме, а все требы и таинства, в которых он принимает участие, считаются недействительными. Впрочем, думается, что и так заштатного, то есть не прикреплённого к какому-то определенному храму, протодьякона не допустит до службы ни один здравомыслящий настоятель.
Что касается самого епархиального суда, то, судя по указу Патриарха, на нём состоится подробный разбор высказываний Кураева по поводу клириков и епископов за последние несколько лет с точки зрения их соответствия канонам, да и просто христианской морали.
Сам суд, думается, состоится уже после снятия карантинных ограничений, поскольку это собрание нескольких клириков и архиереев, а также подсудимого, в одном помещении.
При этом стоит понимать, что церковный суд — это совсем не суд светский. Он, например, носит закрытый характер. И, что важно, даже если то или иное нарушение канонов в отношении клирика доказано, тот может принести покаяние, выполнить епитимью и вернуться к своему служению.
Что решит суд в отношении Кураева — это открытый вопрос. Но вердикты церковного суда не отличаются разнообразием.
Но последний вариант — случай исключительный, и в современных реалиях нужно «сильно постараться», чтобы дойти до такой меры.
В любом случае уже сейчас Патриарх ясно показал Кураеву, что тот перешел определенные границы не только канонического, но и нравственного характера. Поскольку подобного рода «некрологи» — это все же крайне далёкая от православной, да и от простой человеческой морали и нравственности вещь.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.