что будет в последние времена библия

«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)

О признаках наступления конца света

Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.

что будет в последние времена библия. Смотреть фото что будет в последние времена библия. Смотреть картинку что будет в последние времена библия. Картинка про что будет в последние времена библия. Фото что будет в последние времена библия

Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,

Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.

Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась

Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.

С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:

1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,

Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что

В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»

XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.

В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.

Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:

Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?

Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.

Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.

Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом

Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.

Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.

Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:

«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.

Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).

Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).

Об этом предупреждал и Сам Господь:

«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).

Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.

Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:

«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).

Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.

Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:

«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).

Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:

«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).

Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).

Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:

«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).

То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.

Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным

Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.

Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).

Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).

Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.

«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Источник

Последние времена по учению Отцов Церкви

Мало най­дется тек­стов, столь ясно рас­кры­ва­ю­щих перед нами смысл и глу­бин­ную ори­ен­та­цию хри­сти­ан­ской жизни.

Цель тво­ре­ния — обо­же­ние чело­века и все­лен­ной. Все домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния, иску­пи­тель­ная жертва Хри­ста, освя­ще­ние, совер­шен­ное Свя­тым Духом, имеют целью вер­нуть пад­шее чело­ве­че­ство к тому состо­я­нию, ради кото­рого оно было создано — к пол­ноте обо­же­ния. Мы чаем, что окон­ча­тель­ное испол­не­ние этого замысла Божия, совер­шится при Вто­ром при­ше­ствии Хри­ста, и тогда домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния полу­чит свое послед­нее завершение.

Если мы хотим вновь обре­сти живое хри­сти­ан­ство, кото­рое ста­нет для нас посто­ян­ным источ­ни­ком радо­сти и духов­ного вдох­но­ве­ния, нам необ­хо­димо воз­ро­дить в сердце нашей хри­сти­ан­ской жизни нетер­пе­ли­вое жела­ние и уве­рен­ность, кото­рыми были вооду­шев­лены пер­вые поко­ле­ния хри­стиан. И Дух и неве­ста гово­рят: при­иди! И слы­шав­ший да ска­жет: при­иди! Жаж­ду­щий пусть при­хо­дит, и жела­ю­щий пусть берет воду жизни даром ( Откр.22:17 ).

Чаяние усопших

В этом вопросе мне­ние Отцов Церкви не сов­па­дает с той уста­нов­кой, кото­рая стала обще­при­ня­той в запад­ном хри­сти­ан­стве начи­ная со сред­них веков. Именно тогда сме­ща­лись акценты при объ­яс­не­нии послед­ней уча­сти инди­вида; веч­ная участь каж­дого чело­века стала рас­смат­ри­ваться как окон­ча­тельно опре­де­ля­е­мая в момент смерти: свя­тые идут прямо на небо, нерас­ка­ян­ные греш­ники — в ад, а те, кому еще пред­стоит что-то иску­пить, идут в чисти­лище на более или менее дли­тель­ный срок, но в конце кон­цов им обес­пе­чено спа­се­ние. Все­об­щее вос­кре­се­ние вне­сет лишь несу­ще­ствен­ное допол­не­ние в уже пол­ное бла­жен­ство избран­ных и в нака­за­ние про­кля­тых. Страш­ный, послед­ний суд лишь сде­лает явным тот при­го­вор, кото­рый был уже окон­ча­тельно выне­сен “част­ным судом” в момент смерти. С тех пор на Западе весьма ума­ли­лось зна­че­ние, при­да­ва­е­мое Вто­рому при­ше­ствию как концу исто­рии, ума­ли­лась эсха­то­ло­ги­че­ская устрем­лен­ность как в жизни хри­сти­а­нина, так и в жизни Церкви.

По уче­нию Отцов Церкви, люди только во время Вто­рого при­ше­ствия вой­дут туда, где им уго­то­вана их окон­ча­тель­ная участь, и для мно­гих послед­ний жре­бий будет опре­де­лен лишь во время Страш­ного суда. До все­об­щего вос­кре­се­ния даже сами свя­тые, хотя они и пре­бы­вают близ Хри­ста, нахо­дятся в ожи­да­нии. О том, как именно древ­няя Цер­ковь пред­став­ляла себе состо­я­ние раз­ных кате­го­рий усоп­ших, ожи­да­ю­щих Вто­рого при­ше­ствия, можно ска­зать сле­ду­ю­щее: прежде всего хри­сти­ан­ская мысль абсо­лютно еди­но­душна в при­зна­нии того, что наше зем­ное суще­ство­ва­ние — един­ствен­ное. Вера хри­сти­ан­ская несов­ме­стима ни с каким допу­ще­нием после­ду­ю­щих форм жизни и пере­во­пло­ще­ния. Такие кон­цеп­ции часто встре­ча­ются в нехри­сти­ан­ских фило­соф­ских и рели­ги­оз­ных тече­ниях, осо­бенно даль­не­во­сточ­ных, но они совер­шенно чужды хри­сти­ан­ству. В основе хри­сти­ан­ской веры лежит при­зна­ние того, что чело­век живет на земле один раз и веч­ная участь его реша­ется во время этого един­ствен­ного суще­ство­ва­ния на земле.

Жизнь после смерти

После смерти душа оста­ется столь же живой, созна­тель­ной и актив­ной, как и при жизни на земле, хотя и по-иному. Но для сво­его соб­ствен­ного спа­се­ния она теперь ничего сде­лать не может; и уже не может вхо­дить в обще­ние с живыми, разве только с Божи­его поз­во­ле­ния, а все виды маги­че­ского вызы­ва­ния умер­ших, меди­у­м­ного обще­ния с ними, все виды спи­ри­тизма все­гда осуж­да­лись как Сло­вом Божиим в Вет­хом Завете, так и хри­сти­ан­ским созна­нием на про­тя­же­нии веков: не дол­жен нахо­диться у тебя про­ри­ца­тель чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это ( Втор.18:10–12 ).

Итак, в тече­ние сорока дней, пока не будет опре­де­лено, в каком состо­я­нии до Вто­рого при­ше­ствия должна вре­менно пре­бы­вать душа усоп­шего, демоны пока­зы­вают все, что смогла совер­шить она гре­хов­ного за свою зем­ную жизнь; един­ствен­ное, что ей может помочь тогда — это пока­я­ние, при­не­сен­ное ею при жизни в тех гре­хах, в коих ее обви­няют, доб­рые дела, кото­рые она тво­рила, живя на земле, и заступ­ни­че­ство Церкви и свя­тых. Молитва за усоп­ших тем самым при­об­ре­тает боль­шое зна­че­ние уже с момента смерти: она охра­няет и защи­щает душу от коз­ней демонов.

Место прохладное и покойное

Вме­сте с тем, каким бы сча­стьем ни насла­жда­лись свя­тые, они пре­бы­вают еще под зна­ком ожи­да­ния. Их бла­жен­ство ста­нет пол­ным только в день воз­вра­ще­ния Хри­ста и послед­него Воскресения.

А греш­ники, кото­рые не смогли выйти побе­ди­те­лями при испы­та­нии на “мытар­ствах”, поскольку их рас­ка­я­ние было недо­ста­точ­ным и доб­рые дела слиш­ком редки, идут в место муче­ний, где их истя­зают демоны. И здесь также точка зре­ния Отцов Церкви не сов­па­дает с той, кото­рая воз­об­ла­дала на Западе в сред­ние века.

Муче­ние [греш­ника] прежде всего не носит харак­тера искуп­ле­ния и вре­мен­ного “воз­да­я­ния карой”. Покой­ник уже ничего не спо­со­бен сде­лать для себя самого, и стра­да­ние его никоим обра­зом не может содей­ство­вать его осво­бож­де­нию. Он обре­чен не на более или менее дли­тель­ное нака­за­ние, после кото­рого он будет непре­менно спа­сен; он нахо­дится не в “чисти­лище”, а в аду, в геенне, и его муче­ние само по себе не может иметь конца.

Чистилище

Запад­ное уче­ние о чисти­лище имеет довольно слож­ную исто­рию. В эпоху бла­жен­ного Авгу­стина под вли­я­нием уче­ния Ори­гена об апо­ка­та­с­та­сисе, или все­об­щем вос­ста­нов­ле­нии в конце вре­мен, неко­то­рые отри­цали веч­ность ада и учили, что в конце все спа­сутся, даже демоны, но спа­се­ние это будет полу­чено лишь после очи­ще­ния огнем, кото­рое может про­длиться века.Иные пола­гали, что по край­ней мере все кре­щен­ные спа­сутся, и даже если они совер­шили особо тяж­кие грехи, то при помощи огня полу­чат это очи­ще­ние. Бла­жен­ный Авгу­стин вос­про­ти­вился такому уче­нию, явно не соглас­ному с общим мне­нием Церкви. Он допус­кал только, что среди пра­вед­ни­ков, при­ня­тых в лоно Авра­амово после их смерти, неко­то­рые совер­шили нетяж­кие грехи, от кото­рых они недо­ста­точно очи­сти­лись в тече­ние жизни. Эти грехи не поме­шали им войти в бла­жен­ство, но они должны очи­ститься от них до того, как насту­пит послед­нее Вос­кре­се­ние, очи­ститься в огнен­ной реке Суда, — той реке, какую часто изоб­ра­жают на ико­нах, реке послед­него Суда, кото­рая уно­сит осуж­ден­ных в ад, но очи­щает пра­вед­ни­ков от их лег­кой нечи­стоты. В неко­то­рых из своих сочи­не­ний Авгу­стин делает пред­по­ло­же­ние, что это очи­ще­ние огнем могло бы иметь место между смер­тью и Судом, а не только во время Суда, однако он нигде не выска­зы­вал этих идей иначе, как в виде гипотез.

Реша­ю­щий пово­рот в эсха­то­ло­ги­че­ской док­трине запад­ной Церкви про­изо­шел во вто­рой поло­вине VI века и свя­зан с уче­нием свя­ти­теля Гри­го­рия Вели­кого. По его мне­нию, свя­тые и пра­вед­ники, при­нес­шие доста­точ­ное пока­я­ние в своих гре­хах, сразу же после смерти насла­жда­ются пол­ным бла­жен­ством. Греш­ники, повин­ные в тяж­ких гре­хах и нерас­ка­яв­ши­еся, после смерти обре­чены окон­ча­тельно на веч­ный огонь, и молитва Церкви уже не может при­не­сти им осво­бож­де­ние. Напро­тив, вер­ным, кото­рые уми­рают, имея грехи “лег­кие” и “про­сти­тель­ные”, сразу после смерти обес­пе­чено дости­же­ние бла­жен­ства, но пред­ва­ри­тельно они должны быть очи­щены “очи­ща­ю­щим огнем”. Для свя­ти­теля Гри­го­рия чисти­лище — это не место, а огонь, очи­ща­ю­щий души, при том, что спа­се­ние их несо­мненно. Роль цер­ков­ной молитвы за усоп­ших сво­дится к тому, чтобы сокра­тить время очищения.

Сто­ле­тие спу­стя это уче­ние было уточ­нено свя­тым Иси­до­ром Севиль­ским в Испа­нии и Досто­чти­мым Бедой в Англии. Для них роль очи­сти­тель­ного огня, как учил свя­ти­тель Гри­го­рий Вели­кий, состоит в очи­ще­нии вер­ных усоп­ших от про­сти­тель­ных гре­хов, в коих они не пока­я­лись, но вдо­ба­вок он несет в себе функ­цию иску­пи­тель­ной кары: по их мне­нию, если при жизни за тяж­кие грехи, в кото­рых чело­век рас­ка­ялся и полу­чил про­ще­ние, он не понес нака­за­ния, то нака­за­ние должно быть упла­чено им после смерти. Так появ­ля­ется поня­тие кары за грех, отлич­ной от самого греха, кото­рая должна быть поне­сена, даже если грех про­щен. Мы наблю­даем здесь появ­ле­ние новой кате­го­рии “удо­вле­тво­ре­ния (воз­да­я­ния) карой”, кото­рая будет харак­терна для сред­не­ве­ко­вого латин­ского бого­сло­вия. Она не только видо­из­ме­няет древ­нее пред­став­ле­ние об уча­сти души после смерти и о молитве за усоп­ших, но и повли­яет на латин­ское уче­ние об иску­пи­тель­ном деле Хри­ста. На Фло­рен­тий­ском соборе свя­той Марк Ефес­ский высту­пит про­тив­ни­ком уче­ния о чисти­лище и защит­ни­ком древ­ней цер­ков­ной тра­ди­ции, но не встре­тит пони­ма­ния, настолько отлич­ными друг от друга стали мен­таль­ность запад­ной и восточ­ной Церквей.

Возвращение Христа в конце времен

Цер­ковь живых и усоп­ших (кото­рые тоже живы) с горя­чим рве­нием ждет воз­вра­ще­ния Хри­ста. Конец вре­мен дол­жен пони­маться хри­сти­а­нами не как ужа­са­ю­щая ката­строфа, а как окон­ча­тель­ная победа добра над злом, Бога и Его Цар­ства над лука­вым и всеми его при­спеш­ни­ками. Вто­рое при­ше­ствие — это хри­сти­ан­ское реше­ние про­блемы зла. Вто­рое при­ше­ствие будет окон­ча­тель­ным завер­ше­нием таин­ства Пасхи, это будет послед­ний пере­ход от кре­ста зем­ных испы­та­ний (и испы­та­ний послед­него вре­мени, когда наста­нет эсха­то­ло­ги­че­ская “вели­кая скорбь”, тяж­кая для Церкви) к свет­лой радо­сти воскресения.

Именно в такой пер­спек­тиве должны мы рас­смат­ри­вать послед­ний Суд. Как и все боже­ствен­ные “суды” в Биб­лии, он будет по сути своей актом осво­бож­де­ния и спа­се­ния. Осуж­дены будут те, кто доб­ро­вольно отож­де­ствил себя с силами зла, с про­ти­во­сто­я­нием Цар­ству Бога, Его замыслу спа­се­ния и нескон­ча­е­мого сча­стья для всей твари. Окон­ча­тель­ному пора­же­нию сил зла про­ти­во­стоит победа всех тех, кто согла­сился быть спа­сен­ным, быть люби­мым и любить Того, Кто воз­лю­бил их: “Поста­ра­емся же пред­ва­ри­тельно иметь на себе знак и печать Гос­пода, потому что во время Суда, когда про­явится стро­гость Божия” (ср. Рим.11:22 ) и собраны будут все колена зем­ные — все­це­лый Адам, когда Пас­тырь созо­вет Своих овец, тогда все име­ю­щие на себе знак, узнают сво­его Пас­тыря, и Пас­тырь узнает име­ю­щих на себе соб­ствен­ную Его печать и собе­рет их из всех наро­дов, ибо услы­шат глас Его свои и пой­дут вслед Его (ср. Ин.10:27 ). На две части раз­де­лится мир: одна часть будет тем­ное стадо, отхо­дя­щее в огнь веч­ный, а дру­гая — света испол­нен­ная паства, воз­во­ди­мая к небес­ному жре­бию. Что ныне при­об­рели мы в душах, то самое вос­си­яет и обна­ру­жится тогда и обле­чет сла­вою тела.

Хилиазм

Мысль о том, что послед­нему Суду и осно­ва­нию нового тво­ре­ния будет пред­ше­ство­вать тыся­че­лет­нее Цар­ство Хри­ста на земле, ведет свое начало от нека­но­ни­че­ских иудей­ских апо­ка­лип­си­сов. Она повто­рена в Иоан­но­вом Апо­ка­лип­сисе: И уви­дел я пре­столы и сидя­щих на них, кото­рым дано было судить, и души обез­глав­лен­ных за сви­де­тель­ство Иисуса и за слово Божие Они ожили и цар­ство­вали со Хри­стом тысячу лет Когда же окон­чится тысяча лет, сатана будет осво­бож­ден из тем­ницы своей и вый­дет обо­льщать народы, нахо­дя­щи­еся на четы­рех углах земли, Гога и Магога и окру­жили стан свя­тых и город воз­люб­лен­ный. И нис­пал огонь с неба от Бога и пожрал их ( Откр.20:4–9 ).

Это цар­ство­ва­ние Хри­ста на земле среди ожив­ших пра­вед­ни­ков пони­ма­лось опре­де­лен­ной хри­сти­ан­ской сре­дой пер­вых трех веков, а именно — иудео­хри­сти­а­нами Малой Азии, в пря­мом, бук­валь­ном смысле. Хили­азма при­дер­жи­ва­лись Папий, свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней Лион­ский, свя­щен­но­му­че­ник Мефо­дий Олимпский.

Апокатастасис

Апо­ка­та­с­та­сис — гре­че­ский тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий вос­ста­нов­ле­ние ранее быв­шего состо­я­ния, воз­врат к пер­во­на­чаль­ному поло­же­нию. В хри­сти­ан­ской эсха­то­ло­гии он обо­зна­чает тео­рию, согласно кото­рой в конце вре­мен весь твар­ный мир будет вос­ста­нов­лен в своей изна­чаль­ной гар­мо­нии и все будут спа­сены, вклю­чая про­кля­тых и демонов.

Эта кон­цеп­ция свя­зана с “мифи­че­ским” виде­нием кос­моса, кото­рое было раз­ра­бо­тано Ори­ге­ном (ок. 185 – ок. 254). Ори­ген пола­гал, что в начале Бог создал все­лен­ную, состо­я­щую из существ чисто духов­ных; все они, за исклю­че­нием души Хри­ста, исполь­зо­вали свою сво­боду во зло и под­верг­лись более или менее тяж­ким паде­ниям, после чего были одеты в тела более или менее “плот­ные” и таким путем стали анге­лами, людьми и демо­нами. В конце вре­мен, в итоге после­до­ва­тель­ных очи­ще­ний все вер­нутся к сво­ему пер­во­на­чаль­ному состо­я­нию и вновь обра­зуют искон­ную генаду (еди­ницу — Пер.), то есть пер­во­быт­ное един­ство духов­ных существ.

Эта кон­цеп­ция все­об­щего спа­се­ния, отри­цая веч­ность ада, игно­ри­рует одно­вре­менно и непо­сти­жи­мую тайну любви Божией, кото­рая пре­выше всех наших раци­о­наль­ных или сен­ти­мен­таль­ных кон­цеп­ций, и тайну чело­ве­че­ской лич­но­сти и ее сво­боды. Любовь Бога пред­по­ла­гает пол­ное ува­же­ние к Своим созда­ниям, вплоть до “воль­ного бес­си­лия” отка­зать им в сво­боде. Тек­сты Писа­ния застав­ляют нас при­нять два анти­но­ми­че­ских утвер­жде­ния о пол­ной победе Бога над злом в конце вре­мен и о воз­мож­но­сти веч­ного про­кля­тия, при­чем вто­рое может быть лишь обо­рот­ной сто­ро­ной пер­вого. Здесь уместно только мол­ча­ние ума перед тайной.

Вот почему уче­ние об апо­ка­та­с­та­сисе, при­ня­тое свя­ти­те­лем Гри­го­рием Нис­ским, а позд­нее вели­кими сирий­скими мисти­ками Иса­а­ком из Нине­вии (Сири­ном — Ред.) и Иоси­фом Хад­зайа, было осуж­дено на V Все­лен­ском соборе вме­сте с неко­то­рыми эле­мен­тами док­трины Ори­гена, кото­рую при­вели в систему его после­до­ва­тели. Отвер­гая утвер­жде­ние о все­об­щем спа­се­нии, пра­во­слав­ная тра­ди­ция не запре­щает, разу­ме­ется, пла­менно молиться о спа­се­нии всех людей и наде­яться на их окон­ча­тель­ное обращение.

Epktasij (стремление)

Еще один вопрос может быть постав­лен отно­си­тельно веч­ного бла­жен­ства избран­ных: должно ли пони­мать его как непо­движ­ное насы­ща­ю­щее созер­ца­ние или оно может заклю­чать в себе воз­рас­та­ние, посто­янно воз­об­нов­ля­ю­ще­еся откры­тие неис­чер­па­е­мой Реальности?

Пере­вод с фран­цуз­ского Т. Миллер

Аль­ма­нах «Альфа и Омега», № 24, 2000

Примечания

[1] Archimandrite Placide Deseille. “La mort est vaincue”. Les fins derni–res selon les P–res de lglise. Saint-Laurent-en-Royans, 1995. Редак­ция бла­го­да­рит архи­манд­рита Пла­киду за его ста­тьи, при­слан­ные для пуб­ли­ка­ции в “Альфе и Омеге”. Пере­вод. Т. А. Мил­лер, 2000

[2] Свя­ти­тель Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский. Житие пре­по­доб­ного отца нашего Анто­ния. Гл. 65, 66 (цит. по: Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий. Тво­ре­ния в 4‑х тт. Т. 3. М., 1994. С. 229–231).

[3] Слово молитвы в чине пани­хиды. — Пер.

[4] Lot-Borodine. Labatitudedansl Orientchrtien// DieuVivant, 15 (1950). P. 85 сл.

[5] Сино­даль­ный пере­вод зву­чит несколько иначе: Ей, гово­рит Дух, они успо­ко­ятся от тру­дов своих, и дела их идут вслед за ними. — Пер.

[6] Lot-Borodine M. La batitude dans l’Orient chrtien. P. 106–107.

[7] II Вати­кан­ский собор про­вел зна­чи­тель­ные литур­ги­че­ские реформы. — Ред.

[8] Пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский. Духов­ные Беседы, 12, 13–14 (цит. по: Пре­по­доб­ного Отца нашего Мака­рия Еги­пет­ского духов­ные беседы, посла­ния, слова. Изд. 4‑е. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1904 (репринты — 1994; М., 1998). С. 98–100).

[9] При этом тысяча лет озна­чает не точно такой про­ме­жу­ток вре­мени, а период неопре­де­лен­ной, но очень зна­чи­тель­ной дли­тель­но­сти, ср. раз­го­вор­ное мы тысячу лет не виде­лись, а также раз­ви­тие к тому же зна­че­нию др.-русск. тма ’10 000’; тьма народа, тьма вре­мени и т. д., что озна­чает уже ‘очень много’ без коли­че­ствен­ной соот­не­сен­но­сти. — Ред.

[10] Сино­даль­ный пере­вод: забы­вая зад­нее и про­сти­ра­ясь впе­ред, стрем­люсь к цели. — Пер.
[11] Dani—lou J. Platonisme et thologie mystique. Paris, 1944. P. 305–307.

[12] Сино­даль­ный пере­вод: во что желают про­ник­нуть Ангелы. — Пер.

[13] Gregorius Magnus. Moralia in beatum Job, 18, 54, 91 // PL 76, 94AC.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *