бортовой номер трамвая как узнать
Как дают номера маршрутам городского транспорта? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане
Несколько лет по интернету ходит картинка-мем — эмоциональные нецензурные впечатления провинциала от Москвы. Среди них есть и фраза: «Автобус 483-й, ни фига себе цифра!» Логика нумерации городского транспорта, действительно, не всегда очевидна. The Village узнал, по какому принципу номера присваивают автобусам, троллейбусам и трамваям.
Пресс-служба ГУП «Мосгортранс»
Все маршруты городского пассажирского транспорта столицы имеют однозначные, двухзначные и трёхзначные номера. Эта нумерация сложилась исторически и не меняется. На новых направлениях транспорту присваивают новые номера или номера ранее отменённых маршрутов. Вся нумерация индивидуальна, но бывают и совпадения: одинаково могут быть обозначены маршруты разных видов транспорта. Так, по городу ездят трамвай № 3, троллейбус № 3 и автобус № 3, но все они следуют разными маршрутами.
Присваивать новым маршрутам четырёхзначные номера пока необходимости нет. Существуют, правда, автобусные маршруты № 1001, 1002 и 1004, которые ранее принадлежали коммерческим перевозчикам. В 2013 году их передали под управление «Мосгортранса», для удобства пассажиров номера менять не стали.
Иногда при нумерации учитывается специфика того или иного маршрута. Например, в Москве есть несколько «социальных» направлений движения, они охватывают учреждения образования, медицины, социальной защиты. Номера таких маршрутов начинаются с литеры С: С1, С2 и так далее. Также существуют ночные маршруты наземного городского транспорта, это автобусы № Н1, Н2, Н3. Буквы используют и для укороченных рейсов: они дублируют самые загруженные участки пути. Чтобы пассажирам было проще ориентироваться, при вводе такого маршрута к основному номеру добавляется буква «к» (короткий). Есть, например, автобусный маршрут № 709, следующий от станции метро «Орехово» до метро «Каширская», а есть № 709к, который от метро «Орехово» идёт до платформы Москворечье.
Константин Трофименко
Директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ
Особенной системы нумерации транспорта в Москве нет — это дикая смесь между номерами маршрутов столетней давности, сталинскими, брежневскими и номерами 1990-х годов. Все они наслоились друг на друга.
Также существуют маршруты, в обозначении которых используют буквы. Это может быть следствием того, что когда-то путь транспорта поделили на две части. Ещё бывает, что маршрут разветвляется: транспорт следует по маршруту, а потом его вариант, к нумерации которого добавлена буква А, поворачивает направо. Вариант без такой буквы продолжает следовать прямо. Всё это, конечно, вызывает путаницу. Городская навигация абсолютно не удобна пользователю. Если человек не специализируется на этой теме, он вряд ли будет знать о каких-либо маршрутах, кроме тех, которые ему необходимы.
В советские времена регулярно проводили работы по оптимизации системы городского транспорта. В 90-е годы этим перестали заниматься, а сейчас попытки возобновляются. В прошлом году поднималась не только проблема нумерации транспорта, но и вопрос необходимости тех или иных маршрутов. Бывает, что они теряют актуальность: например, был автобус, который возил людей на завод. Предприятие закрыли, и люди перестали туда ездить, маршрут же продолжает функционировать. Нужен ли он городу? Но, к сожалению, пока эти работы не привели к положительному результату.
Иллюстрация: Настя Григорьева
Санкт-Петербургский музей городского электрического транспорта
Во время последней командировки в Санкт-Петербург, в отличие от прошлой, когда я выложил только несколько видовых фото стрелки Васильевского острова и экспозиции Санкт-Петербург в миниатюре, мне удалось побывать в нескольких музеях. Первым был Музей городского электрического транспорта.
Вы можете спросить: почему такой странный выбор? Дело в том, что моим провожатым по Питеру был переселившийся туда из Кирова друг-одноклассник, который успел поработать водителем троллейбуса и автобуса как у нас в Кирове, так и в Питере, потому эта тема ему была близка и интересна. А по закону подлости, в музеях своего города обычно оказываешься, только когда водишь туда на экскурсии иногородних знакомых.
Музей расположен на территории бывшего трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове. Его адрес: Средний проспект Васильевского острова, д. 77. Ссылки на карты Google и Яндекс.карты. На входе там проходная, через которую просто так не пробиться. Посещение музея возможно только вместе с экскурсией. Экскурсии бывают в фиксированное время: обычно 10:00, 11:30, 14:00 и 16:00. Выходной день — понедельник. Стоимость билета для взрослых — 250 рублей. Льготный (для пенсионеров, студентов, школьников и т.д.) стоит 70 руб. Фото/видео съемка — бесплатно. Мы подошли туда очень удачно — как раз за несколько минут до 11:30.
Музей расположен в нескольких ангарах бывшего трамвайного депо. Большая часть экспонатов действующая, и регулярно выезжает из парка на всяческие мероприятия. Желающие могут организовать тематическую поездку или экскурсию на старинном транспорте.
Лёшка, конечно же, первым делом рванул к троллейбусам — как же, родная техника. Хотя большую часть экспозиции и интерес для посетителей обычно представляют как раз старинные трамваи.
На следующем фото троллейбус ЗиУ-5Г с бортовым номером №143, не слишком старый родственник до сих пор ходящих как в Питере, так и в Кирове самых распространённых в мире троллейбусов марки ЗиУ-682. Модель ЗиУ-5Г была, по сути, троллейбусным символом Ленинграда 1960-1980-х годов. Троллейбусы ЗиУ-5 и их модификации производились на заводе имени Урицкого в городе Энгельс Саратовской области.
Его ближайший родственник — модель ЗиУ-5д с бортовым номером №193 восстановлена в Кирове силами энтузиастов из троллейбусного парка, и участвовала в пробеге на праздновании Дня Победы 9 мая в этом году. Фото можно посмотреть в записи Киров 9 мая в День Победы.
Углубляемся дальше в прошлое. Послевоенный троллейбус МТБ-82Д с бортовым номером №226. Первая послевоенная модель советских троллейбусов, выпускавшаяся в промышленных масштабах. В Ленинграде такие троллейбусы ходили в период с 1947 по 1975 год. В Кирове в послевоенные годы ходили такие же троллейбусы.
Лёшка, конечно же, забрался в кабину «порулить». Собственно, он на него и сзади пытался залезать, к системе управления «рогами».
Самый старый троллейбус музея — модель ЯТБ-1 с бортовым номером №44. Единственный в мире «живой» (т.е. способный передвигаться) экземпляр троллейбуса 1930-х годов. Троллейбусы ЯТБ-1 выпускались на Ярославском автомобильном заводе в 1936-1937 годах. Именно машины этой модели открыли троллейбусное движение в Ленинграде 21 октября 1936 года.
Салон троллейбуса ЯТБ-1.
Ну как же не посидеть в кабине старинного троллейбуса, не повертеть руль? 🙂
Перейдём к трамвайной части экспозиции, тем более что она гораздо шире троллейбусной. Как раз в этом году, за несколько дней до нашего посещения торжественно отмечали 106-летие открытия трамвайного движения в Санкт-Петербурге.
Про трамваи я могу рассказать немного меньше, потому будут в основном просто фото вразнобой с небольшими пояснениями.
Первый советский стальной трамвайный вагон МС-1 с бортовым номером №1877. Выпускался в довоенные годы на Путиловском (Кировском) заводе. До него каркас кузова трамвайных вагонов изготавливался в основном из дерева. В годы военной блокады Ленинграда поезда из вагонов МС перевозили войска на фронт. Конкретно в этом вагоне оригинальные даже входные решетки, и тщательно восстановленные по чертежам малейшие мелочи, вплоть до надписей «Курить и плевать запрещается» внутри салона.
Место вагоновожатого. С пневматическим (вроде бы) и механическим тормозом (справа).
Интерьер вагона «конки» — еще даже не совсем трамвая, а всего лишь движущегося по рельсам вагончика на конной тяге 19 века. Его тащила пара лошадей, которая не всегда могла затянуть его на крутые мосты, потому перед ними были специальные посты, на которых пристёгивали третью лошадь.
А это интерьер уже более приближенного к нашим временам вагона ЛМ-47, которые создавались в конце 40-х годов на базе разрушенных во время войны вагонов «американки».
Место вагоновожатого в нем же. Количество всяческих магистралей стало гораздо больше.
А вот и этот вагон снаружи. За свои округлые формы и очень тяжёлый по сравнению с другими моделями того времени вес, трамвайщики прозвали эту модель вагонов «слоном».
Трамвайный вагон ЛМ-33 №4275 «Американка». Не очень понятно народное название этого типа вагонов, т.к. производились они в Питере с 30-х годов. Правда, за основу был взят американский прототип — трамвай фирмы Peter Witt. Группа специалистов специально ездила в США, чтобы набраться опыта для запуска производства трамвайных вагонов.
Трамвайный вагон МСО-4 с бортовым номером №2575. Вообще, серия МС работала довольно длительный период — с 30х по 60-е годы.
Трамвай ЛМ-68, бортовой номер №6249. Такие вагоны выпускались Ленинградским вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) в 1968-1975 годы и эксплуатировались до 1988 года. Из-за своей запоминающейся внешности с большими окнами и крышевым остеклением в народе их прозвали «аквариумы».
Его предок — ЛМ-49 (тоже «Слон», как и упоминавшийся выше ЛМ-47), бортовой номер №3691. Первая модель трамвайных вагонов с двустворчатыми дверьми, как в вагонах метро. Эксплуатировались до начала 80-х годов.
Трамвайный поезд ЛМ-33 «Американка» — легендарный трамвай, ставший символом Ленинграда на 40 лет. «Эх шарабан мой, американка, куда везёшь меня ты, иностранка», — образец городского фольклора, своего рода памятник трамваю. Передний вагон с бортовым номером №4275.
И еще раз упомянутый в самом начале МС-1 — первый с металлическим кузовом.
Скамейка на следующем фото знакома всем, кто гулял в советских парках и скверах. В тот период подобные скамейки стояли в любом городе Союза. Здесь, рядом со старинными трамваями и троллейбусами она как нельзя более «в тему».
Схема линий Ленинградского трамвая и троллейбуса.
На выходе перед ангаром был замечен такой вот колоритный старинный канализационный люк. На нём город ещё называется Петроградом, значит это максимум 20-е годы.
На этом я закончу экскурсию по музею городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. Надеюсь, вам было интересно.