Ютированная буква что это
Ютированная буква что это
Мы завершаем нашу рубрику коротким рассказом о так называемых йотированных (йотованных) буквах, существовавших когда-то в русском алфавите.
Йотированными буквами называются такие буквы, которые на письме не только обозначают гласный звук, но и указывают на мягкость предыдущего согласного, а в начале слова или в позиции после гласного обозначают два звука: [й] и соответствующий гласный. В русском языке это буквы: Е, Ё, Ю, Я.
Конечно, не совсем правильно назвать эти буквы забытыми. Полностью из русского языка исчезли только йотированные юс малый ( Ѩ ) и юс большой ( Ѭ ).
Йотированное есть (Ѥ) вышло из употребления в XV веке, вместо него стала употребляться обычная буква есть (Е).
Йотированный укъ ( Ю) превратился в современную букву Ю. Она выглядит так, потому что обычная буква «укъ» писалась как лигатура ОУ. Но при начертании йотированной формы второй элемент «У» отпал, оставив только Ю.
Вот и мы познакомились со всеми утраченными буквами русского алфавита. Конечно, русская азбука пережила много изменений: менялись начертания букв, правила орфографии. Изменились даже названия букв. Нам порой сложно прочесть даже тексты XIX века, не говоря уже о более ранних памятниках письменности. Но история языка – это часть истории народа, а её изучение может стать поистине захватывающим делом.
© Орловская областная детская библиотека им. М. М. Пришвина
в каком случае йотированная гласная обозначает 1 звук ;2 звука?
10 букв русского алфавита называются гласными, т. к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т. к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].
Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:
1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья);
2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя);
3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно).
Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь: семья — семьи, соловья — соловьи.
Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т. е. редуцируются.
Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:
а) в абсолютном начале слова: она [АНА];
б) в первом предударном слоге, т. е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).
В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т. к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА].
Сильная редукция наблюдается:
а) в любом заударном слоге (запад, вечером)
б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).
Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ]; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].
Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»
Чеканова М. В., учитель – логопед
Тема: «Йотированные гласные»
Цель: систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.
Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами.
Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных;
Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.
Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.
Словесные – беседа, объяснение.
Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов, элементы букв, модели домов с буквами Е,Ё,Ю,Я
Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов; построение букв.
Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)
Компьютерные технологии (слайдовая презентация)
Игровые (дидактические игры, словесные)
Ход непосредственно-образовательной деятельности
К нам пришли гости, поздороваемся с ними.
Как ещё можно поприветствовать?
— Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи
— А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)
Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.
1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)
Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)
Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)
2. Назовите слово, в котором есть звук Й.
Назовите первый звук в слове ЙОГИ.
Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?
Разделитесь на две команды: Команда И-краткая, команда гласных.
— Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.
Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»
— Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными? (ответы детей)
— Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.
Аналогично с другими йотированными буквами
Вывод: Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?
— Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)
В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?
3. Игра «Заселим звуки в дом».
У каждого дома своё название.
Какие звуки заселим в дом с буквой Я? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)
Вывод: С какими буквами «дружат» звуки ЙА (с буквой Я)
4. Игра «Назови слова»
Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)
ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)
ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)
ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)
— Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)
Конспект занятия «Похищение буквы В» Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Похищение буквы В».
Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» — гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки» Гласные и согласные звуки Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки[а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область: «Коммуникация».
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки» Цели занятия: Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их.
Конспект занятия «Где живут буквы». Тема : Итоговое занятие. Задачи : Обучающие : Закрепить графический образ букв. Закреплять умение выделять последовательность звуков в.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: «Гласные и согласные звуки». Игра в слова. Сказка «Куроч ка-Ряба». цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; «Гласные и согласные звуки». Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.
Конспект логопедического занятия для детей 4 лет «Гласные звуки» ГЛАССНЫЕ ЗВУКИ А О У И Ы Э 1. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние.
Сколько гласных звуков и букв в русском языке: йотированные, безударные, мягкие
В современном русском алфавите 33 буквы. Из них 10 обозначают гласные звуки, поэтому их называют гласные буквы. Все гласные буквы русского алфавита: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Гласных звуков в русском языке 6: [а], [э], [о], [и], [у], [ы].
Буквы, обозначающие гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: а – я, э – е, ы – и, о – ё, у – ю. Парные гласные буквы в таблице выглядят так:
Чтобы определить, из чего состоят гласные звуки, достаточно их произнести нараспев и почувствовать, как воздух проходит через ротовую полость. При произношении они не встречают на своём пути никаких преград, поэтому состоят только из голоса, в отличие от согласных. Отсюда и название.
Ударение
Иногда у школьников возникают затруднения, как определить ударный гласный звук. Ударным называется тот слог в слове, который произносится с большей силой. Поэтому достаточно вслух произнести слово и послушать самого себя.
Гласные буквы в русском языке выполняют слогообразующую функцию. Слог может состоять только из гласной или гласной в сочетании с согласной (или несколькими согласными). Например: у-ли-ца, и-гол-ка. Отсюда правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов.
Ударные гласные стоят в сильной позиции: под ударением чётко различаются все 6 гласных звуков. Безударный слог — это слабая позиция, в которой гласный звучит кратко, менее разборчиво, нечётко.
Без ударения различаются только 4 звука: [а], [и], [у], [ы]. Орфоэпические правила гласят. что для русского литературного языка нормой являются иканье и аканье: то есть безударная гласная Е звучит [и], безударная О – как [а]. Примеры: колесо – к[а]л[и]соʹ.
Обычно в слове один гласный с ударением, то есть один ударный слог. Исключение – сложные слова. В них одно ударение основное, а другое – второстепенное. Например, леʹсозаготоʹвки, целлюлоʹзно-бумаʹжный. Основное ударение то, которое падает на вторую часть сложного слова. При фонетическом разборе учитывается только оно.
Редукция гласных
В позиции без ударения наблюдается изменение звучания, происходит редуцирование гласных(или редукция). В современном русском языке редуцированные гласные — это гласные, подвергающиеся редукции. Чем дальше гласный звук от ударного слога, тем менее долго и чётко он звучит. Звуки [а], [о], [э] редуцируются. Ударные и безударные гласные звуки[и], [ы], [у] звучат одинаково разборчиво.
Выделяется количественная и качественная редукция гласных. В первом случае звук становится более кратким (сравни: м[уʹ]ка – м[у]каʹ), во втором – изменяется его звучание (м[и]шок).
В современной фонетике для обозначения редуцированных гласных в безударных слогах, кроме первого предударного, используются [ъ] и [ь]. В транскрипции [ъ] обозначает гласный, если он стоит после твёрдого согласного, а [ь] – после мягкого. Например: п[ь]рехоʹд, м[ъ]локоʹ.
Общеобразовательные школьные программы по русскому языку не предусматривают такого глубокого изучения, обычно фонетическую запись подобных звуков выполняют следующим образом: п[и]рехоʹд, м[а]локоʹ.
Классификация гласных
Классификация гласных звуков русского языка связана с местом и способом их образования и возможна по нескольким основаниям.
По подъёму
Язык в ротовой полости может быть опущен или поднят к нёбу. В зависимости от его положения выделяются гласные звуки:
В русском языке различаются три подъёма, в некоторых есть все четыре из возможных.
По ряду
Учитывается горизонтальное положение языка. Гласные звуки бывают:
По участию губ
Гласные [о] и [у] образуются путём вытягивания губ в трубочку. Они называются лабиализованными (или огубленными). Остальные гласные ([а], [э], [и], [ы]) называются нелабиализованными (или неогубленными).
Объединить все классификационные признаки гласных звуков можно в таблице:
Подъём | Передний ряд | Средний ряд | Задний ряд |
---|---|---|---|
верхний | И | Ы | У |
средний | Э | О | |
нижний | А | ||
Нелабиализованные | Лабиализованные |
Йотированные гласные
Буквы Е, Ё, Ю, Я – гласные, обозначающие два звука, а не один. Первый из них – йот. Поэтому они называются «йотированные гласные». В транскрипции йот может обозначаться по-разному: [j] или [й]. Схематично это выглядит так:
Иногда ученики на вопрос: «Что такое йотированные гласные буквы?» – отвечают: «Это мягкие гласные буквы». Это неверный ответ. Твёрдых и мягких гласных не бывает, так же, как и гласных звонких или глухих. Йотированные – это смягчающие гласные в том случае, если они стоят после согласной.
Гласные буквы А, О, У, Э, Ы указывают на то, что предыдущий согласный – твёрдый. Это гласные первого ряда. Гласные буквы Я, Е, Ё, И, Ю указывают на мягкость предыдущего согласного, это гласные второго ряда. Сравни: мал [мал] – мял [мʼал].
Из-за того, что в гласных буквах при транскрибировании обнаруживается [j], некоторые ученики ошибочно считают, что й – это гласная буква. На самом деле звук [й] ([j]) – согласный, звонкий, мягкий. Как правило, учитель всегда обращает на этот факт особое внимание.
В словах с йотированными гласными часто количество звуков больше, чем букв. Примеры: яма (3 буквы) – [jама] (4 звука)
Таблица гласных букв и звуков | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гласные первого ряда | А [а] | О [о] | У [у] | Ы [ы] | Э [э] |
Гласные второго ряда | Я [jа] | Ё [jо] | Ю [jу] | И [и] | Е [jэ] |
Йотированные гласные представляют один или два звука в зависимости от места в слове.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, если стоят после согласных. В этом случает [j] выполняет функцию смягчения. Примеры: мясо – [мʼа]со, пёстрый – [пʼо]стрый, ветер – [вʼэ]тер, люстра – [лʼу]стра.
Графика. Орфография.
Принципы русской орфографии
Компакт-тема № 5
Графика
Всем известно, что существуют две формы языка – письменная и устная. Любой язык первоначально существует в устной форме, а на определенном этапе его развития появляется письменность. Теория письма делится на две составляющие – графику и орфографию.
Графикой называется совокупность начертательных средств того или иного письма. Она включает не только буквы, но и знаки препинания, ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания). Графика устанавливает определенные соответствия между звуками и буквами. Буквы – это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки мы произносим и слышим.
Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом. Слово алфавит происходит от названия греческих букв альфа и бета (в новогреческом вторая буква именуется вита). Ему соответствует русское слово азбука, образованное от названия двух первых букв славянского алфавита – азъ и буки.
Гласных звуков в русском языке 6, а букв 10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
Первую славянскую азбуку создали в 863 (или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий («первоучители славянские»). Многие исследователи полагают, что это была глаголица (от старославянского глаголъ ‘речь’) – азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись.
А современный русский алфавит восходит к другой древней славянской азбуке – кириллице, которую составили ученики братьев на основе греческого (византийского) торжественного письма. Для передачи звуков, которых не было в греческом, они ввели новые буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также числа, например: а (азъ) – 1, д (добро) – 4.
Среди гласных есть четыре буквы: е [jэ], ё [jо], ю [jу], я [jа], – которые называются йотированными, так как могут обозначать сразу два звука, в том числе звук йот – j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а лишь в трех позициях:
1) в начале слова: ель [jэл’], ёлка [jолка], юла [jула], яма [jама];
2) после гласной: поел [паjэл], моё [маjо], рою [роjу], мая [маjа];
3) после разделительных ъ и ь знаков: разъезд [разjэст], подъём [падjом], вьюга [в’jуга], обезьяна [абиз’jана].
1. В каких словах количество букв и количество звуков не совпадает?
1) Объем; 2) приём; 3) вьёт; 4) веет; 5) шьют; 6) поют; 7) сеял; 8) изъян.
2. Определите: в каких словах больше звуков, чем букв?
1) Яблоко; 2) приятный; 3) субъект; 4) поэт; 5) поёт; 6) люстра.
3. Определите: в каких словах число звуков и букв совпадает?
1) Соя; 2) актёр; 3) ясный; 4) пьедестал; 5) сюжет; 6) юбка.
Обозначение мягкости согласных на письме
Твердые и мягкие согласные звуки в русском языке на письме передаются одними и теми же буквами. Значит, должен существовать способ показа твердости – мягкости согласного звука. Йотированные гласные е, ё, ю, я, а также и: лук [лук], люк [л’ук], мал [мал], мял [м’ал], мыл [мыл], мил [м’ил] – после согласного обозначают мягкость предшествующего согласного и соответствующий гласный.
Когда надо обозначить мягкость согласного не перед гласным, а на конце слова или перед последующим согласным, используется мягкий знак – ь: мел – мель, кон – конь, вес – весь; серьга, больной, весьма.
Во многих пособиях приводится неверная формулировка функции йотированных гласных: там написано, что они смягчают предшествующий согласный. Желательно дать ученикам четкое представление о том, что буквы – это знаки, которые являются сигналами мягкости предшествующего согласного, а не причиной, эту мягкость вызывающей.
Орфография
Орфография (от греч. orthos ‘правильно’ и graphо ‘пишу’) – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. В школьной практике мы часто пользуемся термином орфограмма (от греч. orthos ‘правильно’ и gramma ‘буква’), им обозначают написания, определяемые правилами орфографии.
Теория русской орфографии начала складываться еще в XVIII в. Большой вклад в ее становление внесли В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Я.К. Грот, Ф.Ф. Фортунатов.
Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.
Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина (М., 2000).
Принципы русской орфографии
Основной принцип русской орфографии – морфемный, в некоторых пособиях он называется морфологическим. Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов.
Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю. В этих случаях проявляется традиционный принцип русской орфографии. На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц, употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.
Кроме того, орфография устанавливает правила слитного, раздельного и дефисного написания, переноса слов, а также употребления прописных и строчных букв.
1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:
1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5) книжка; 6) игрушка.
(Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый; ответ: 2, 4.)
1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.
2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:
1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.
1) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка.
3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:
1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать; 4) подбор.
4. Найдите в предложении такие слова, где буква т означает звук [д].
Мы повернули от дороги к избушке лесника, где надеялись отдохнуть и согреться.
- вот именно что незачем
- что нужно принимать при боли в печени