взгляды ф тенниса и о шпенглера роднит то что оба
Взгляды ф тенниса и о шпенглера роднит то что оба
16. В наиболее распространенном значении слово «цивилизация» выступает как:
• определенная форма состояния культуры
17. В основе эстетики классицизма лежит философия:
• рационализма
18. В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности. Какие?
• земледелие и скотоводство
19. В соответствии с концепцией О. Шпенглера циклы развития мировой культуры:
• абсолютно не связаны между собой
20. В соответствии с концепцией развития культуры К. Ясперса, история культуры состоит из:
• четырех последовательно сменяющих друг друга этапов
21. В соответствии с концепцией Ф. Ницше, аполлонийское начало в культуре связано:
• изобразительным искусством и поэзией
22. В соответствии с концепцией Ф. Ницше, дионисийское начало в культуре связано:
• музыкальной культурой
23. Важнейший памятник английской литературы XIII века:
• баллады о Робин Гуде
24. Важнейшим видом искусства республиканского Рима считается:
• скульптура
25. Вера древних людей в родство между людьми и определенными видами животных и растений обозначается словом
• тотемизм
26. Вид древней письменности, сформировавшийся на острове Крит, называется:
• линейно-слоговое письмо
27. Где в древнем мире существовали города-государства, политически организованные как рабовладельческие демократии:
• в Аттике и Ионии
28. Главное в культуре Спартанского общества:
• воинское искусство
29. Главным художественным языком Просвещения был(-о):
• классицизм
30. Готический стиль доминировал в архитектуре
• XIII-XIV веков
Взгляды ф тенниса и о шпенглера роднит то что оба
Помогу сдать онлайн-тестирование по предмету «Культурология» (для МЭИ dist)
Стоимость 350 руб. (итоговый)
Гарантия положительного результата (на 4 или 5).
Оплата после прохождения.
Пишите на helpstudy@inbox.ru
Взгляды Ф.Тенниса и О.Шпенглера роднит то, что оба …
В процессе своего развития культурология избирательно использует и обобщает прежде всего данные …
В основе просветительского понимания культуры лежит рационализм, который понимается как …
В понятие «духовная культура» не входит …
Вызов и Ответ как всеобщий закон генезиса цивилизаций разработан в концепции …
Главным критерием выделения культурно-исторических типов у Н.Данилевского служит …
Две характеристики античной картины мира:
Две характеристики картины Нового времени:
Духовность считается основной характеристикой _____ локальной культуры
Из перечисленных разделов научного знания в структуру культурологи не входит …
Изучение культуры как совокупности ценностей характерно для _____ подхода
Исследовать функции культуры и ее отдельных элементов позволяет ____ метод культурологии
Инструментально-прагматический характер имеет ____ аспект культурологии
Историческая культурология изучает …
Культура как синоним нравственного совершенствования человека рассматривается в рамках ____ модели культуры
Общественную обусловленность культуры изучает …
Объектом исследования фундаментальной культурологи являются …
Основания культурологического знания и его место в системе наук изучает ___ культуры
Особенность культурологи состоит в том, что она обосновывает культуру как …
Понимание культуры как целостного образования, состоящего из множества взаимосвязанных элементов характерно для _____ метода
Представители эволюционизма в изучении культуры акцентируют внимание на …
Прикладная культурология решает задачи …
Принцип семейно-государственного соподчинения, когда личное не соизмеримо с общим, лежит в основе _______ культуры
Проблема человека как субъекта культуры входит в предметное поле …
Проблема языка как универсального хранилища бессознательного и неформулируемого была поставлена автором «Основания новой науки об общей природе наций» …
Процесс приобщения человека к культуре находится в центре внимания ____ культуры
Раздел социологии культуры, представляющий идеи, значения, и ценности культуры, которые действенны в силу их фактического признания, называются …
Семиотические методы культурологического исследования не включают анализ _____ культурных языков текстов
Становление культурной антропологии начинаются с ______ периода
Стремление человека к высшим духовным ценностям, к слиянию с духовным абсолютом, признание внешнего мира иллюзий, преклонение перед духовным авторитетом жрецов характерно для ___ культуры
Три характерные черты русской духовной культуры:
Три характерные черты русской духовной культуры:
слабость рационального начала
Феноменология культуры изучает …
Функция ____ обеспечивает усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу
Взгляды ф тенниса и о шпенглера роднит то что оба
О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler). Родился 29 мая 1880 года, Бланкенбург, Германия. Дата смерти — 8 мая 1936 года, Мюнхен. Немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
Биография
Родился в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника, был старшим из четырёх детей и единственным мальчиком.
В 1891 году семья переехала в Галле, где Освальд изучал латинский язык в заведениях Франке. В Университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику, естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии (1904). Затем работает учителем в Гамбурге.
Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако, после прихода к власти нацистов в 1933 году и изъятия одной из его книг, вёл уединённую жизнь. Незадолго до своей смерти, которая произошла из-за сердечного приступа 8 мая 1936 года, предположил, что Третий Рейх едва ли просуществует ещё хотя бы 10 лет, что оказалось пророчеством.
Философские взгляды
Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Нивелирующее единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить иной картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Так, культура Древней Греции находит своё завершение в цивилизации Древнего Рима. Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в 15—18 вв. и с 19 в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»; конец западной цивилизации (с 2000 г.), по Шпенглеру, проделавшему колоссальную работу по сбору фактического материала о различных мировых культурах, сопоставим (или «одновременен») с 1—2 вв. в Древнем Риме или 11—13 вв. в Китае.
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.
Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»).
Во введении к «Закату Европы» О. Шпенглер пишет: «Для настоящего знатока людей не существует абсолютно правильных или ложных точек зрения». Там же он заявляет: «Нет никаких вечных истин. Каждая философия есть выражение своего, и только своего, времени». А в другом месте этой работы утверждает: «Общечеловеческой морали не существует… Существует столько же моралей, сколько и культур…».
В качестве фундамента исторического метода Шпенглера выступал концепт «смысла чисел», ещё более дистанцирующий друг от друга природу и историю. По мысли Шпенглера, духовная жизнь человека, наделённого «бодрствующим сознанием», разворачивается во времени и в определенном направлении. Как результат, в сознании индивида конституируется присущая только ему, его личная картина мира: либо образно-символическая, либо рационально-понятийная. Посредством типа математического числа или слова фиксируется образное мирочувствование уже ставшего, осуществленного — «природа», согласно Шпенглеру, «исчислима». История же как динамичное осуществление возможной культуры сопряжена с хронологическими величинами и чужда однозначным расчетам.
При этом, согласно Шпенглеру, саморазвитие культуры возможно лишь в контексте осознания её субъектами значимости процедур измерения, счёта, формирования и фиксации образов внешнего мира и т. д. Так, в контексте концепции «смысла чисел», античная культура, базирующаяся, по Шпенглеру, на конечности, телесности числового ряда, противоположена цивилизации современного Запада, фундируемой числовой идеей бесконечности.
Свое собственное видение истории Шпенглер определил как критику классического историзма: по его мнению, именно хронология и «глубинное переживание» судеб культур обуславливают систематизацию явлений по историческому методу — культурология в таком контексте выступает в качестве «морфологии» истории.
По схеме Шпенглера, все способы познания суть «морфологии»; морфология природы — это обезличенная систематика; морфология же органического — жизни и истории — есть «физиогномика» или перенесенное в духовную область подчеркнуто индивидуализированное искусство «портрета культуры». Постижение культурных форм, по мнению Шпенглера, в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном «чувстве жизни». Проявления той или иной культуры объединяет не только общая хронологическая и географическая отнесенность, но, прежде всего, тождество стиля, которое обнаруживается в искусстве, политике, экономической жизни, научном видении мира и т. п.
Культуры, по мнению Шпенглера, возникают «с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», и столь же бесцельно уходят со сцены («…лишь живые культуры умирают»), не оставляя после себя ничего. Морфология культуры Шпенглера сообщила западному миру, что он неудержимо клонится к закату: по убеждению Шпенглера, рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель. Великие культуры прошлого, по мысли Шпенглера, как бы демонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее.
Шпенглер негативно относился как к социалистическим идеям («социализм, вопреки внешним иллюзиям — отнюдь не есть система милосердия, гуманизма, мира и заботы, а есть система воли к власти… „благоденствие“ в экспансивном смысле… Все остальное самообман») так и к национал-социализму — он открыто отказался от сотрудничества с нацистами в Германии.
Тем не менее, в своей работе «Пруссачество и социализм», Шпенглер выделяет особый социализм, свойственный только немцам. Он заключается в прусском государственническом духе, немецком коллективизме и стремлении к расширению границ. Такое свойство немецкого духа философ называет «истинным социализмом», отвергая социализм как идеологию левого толка.
Идеи Шпенглера оказали влияние на Тойнби, Ортегу-и-Гассета и др.
Список культур
Шпенглер ярко портретирует «души» культур:
Вавилонская
Арабо-византийская — пра—символ «пещера» (в основе «магическая» душа со строгим противопоставлением души и тела)
Египетская — пра—символ «путь»
Индийская
Китайская — пра—символ «Дао»
Майанская (Мексиканская)
Греко-римская (Античная) — пра—символ «телесное, скульптурно оформленное тело» (имеет в своем основании «аполлоновскую» душу)
Западноевропейская — пра—символ «бесконечность» («фаустовская» душа, воплощенная в символе чистого бесконечного пространства и временного процесса).
Стадии развития культуры
Каждая культура в своем развитии проходит ряд основных стадий: 1) мифо-символическая — стадия зарождающейся культуры, когда основные её формы только зарождаются; 2) стадия ранней культуры, когда ее формы только возникают; 3) стадия метафизико-религиозной (высокой) культуры, на которой она достигает своего расцвета; 4) стадия старения и гибели культуры — стадия цивилизации.
Исторические псевдоморфозы
Историческими псевдоморфозами Шпенглер называл «случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот — её родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания». К числу исторических псевдоморфозов Шпенглер относит арабскую культуру и Петровскую Русь.
А. С. Алексеев отмечает: «суждения О. Шпенглера об искусстве Древнего Египта позволяют нам узнать очень многое о впечатлении, произведённом этим искусством на О. Шпенглера, но они не имеют решительно никакого отношения к жизни и культуре древних египтян».
Взгляды на современную ситуацию в мире
В своей книге «Годы решений» О. Шпенглер открыто выступает сторонником национал-социалистического переворота в Германии:
Едва ли кто-то так же страстно, как я, ждал свершения национального переворота этого года— О. Шпенглер «Годы решений»
Данное событие О. Шпенглер видел как часть глобальной «белой революции», апологетом которой он сам себя и видит. Раскрытию данного понятия посвящена вторая глава книги под названием «Белая мировая революция». Двумя главными противниками данной революции Шпенглер считает классовую борьбу и «цветное» население мира.
Она соединяет в себе «горизонтальную» борьбу между государствами и нациями с вертикальной борьбой между ведущими слоями белых народов и другими слоями, тогда как на заднем плане уже началась более опасная вторая часть революции, а именно: нападение на белых в целом со стороны всей массы цветного населения Земли, медленно осознающего свою общность.— О. Шпенглер «Годы решений»
Но этого не может и не должно быть. Возможно, заяц сможет обмануть лису. Но не человек человека. Цветной видит белого насквозь, когда тот говорит о «человечестве» и вечном мире. Он чует неспособность и отсутствие воли защищать себя. … Цветные — не пацифисты. Они не держатся за жизнь, единственной ценностью которой является ее продолжительность. Они подберут меч, если мы его отбросим. Когда-то они боялись белого, теперь они его презирают. Это мнение можно прочитать в их глазах, если белые мужчины и женщины ведут себя перед ними так, как они это делают у себя дома или в самих цветных странах. Когда-то наша мощь приводила их в ужас, как первые римские легионы — германцев. Сегодня, когда они сами стали силой, их таинственная душа, которую нам никогда не понять, выпрямляется и смотрит на белых свысока, как на нечто вчерашнее.— О. Шпенглер «Годы решений»
Взгляд на Россию
Россия — госпожа Азии. Россия и есть Азия.— О. Шпенглер «Годы решений»
Тема: Западноевропейская и американская культурологическая мысль
(?) Соотнесите работы по теории культуры и авторов этих работ:
(1) «Первобытная культура»
(3) «Недовольство культурой»
(4) «Постижение истории»
(?) Автором понятия «осевое время» является:
(+) К. Ясперс
(?) В соответствии с концепцией Ф. Ницше, аполлонийское начало в культуре связано:
(+) изобразительным искусством и поэзией
(?) Взгляды Ф. Ницше, Т. Элиота, Х. Ортега-и-Гассета роднит то, что все они
(+) разрабатывали концепцию «элитарной» культуры
(-) рассматривали искусство как сущность любой культуры
(-) отождествляли религию и культуру
(-) критично оценивали роль христианства в культуре человечества
(?) Считал культурологию «отраслью антропологии, которая рассматривает культуру как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам»
(?)В основание своей теории культуры Б. Малиновский положил:
(+) базовые потребности человека
(-) изучение динамики культуры
(?) Соотнесите авторов и введённые ими термины:
(2)игровой элемент культуры
(?) Автор концепции культуры как проявления человеческих архетипов:
(?)Метод портретирования культур О. Шпенглера называют
(?)Какая концепция А. Д. Тойнби призвана объяснить причину генезиса и роста цивилизаций
(-)концепция динамики культуры
(-)концепция осевого времени
(-)концепция культурных кругов
Подход к культурной динамике, разработанный И.Р. Пригожиным и привнесенный из естественнонаучного знания – это
Тема: Отечественная классика культурологической мысли
(?)А.С. Хомякова и И.В. Киреевского объединяет то, что они оба (выберите все подходящие ответы):
(+)являются представителями славянофильства
(-) связывали Россию с общей европейской судьбой
(-) рассматривали Россию как особый этнографический мир, «срединное» место между Европой и Азией
(+) выявляли самобытные черты российской культуры
(?) Тема культуры в русской мысли впервые получают серьезное теоретическое осмысление начиная с «Философических писем», автором которых является…
(-) А.И. Герцен
(?)«Западники» утверждают, что:
(-) у русского народа особая судьба и историческая миссия
(+)отдельного от остальной цивилизации «уникального» исторического пути России нет
(-)основу истории России составляют православие и община
(-)обращение к культуре Востока позитивным образом сказывалось на раскрытии самобытных начал русской культуры
(?)Самобытность русской культуры раскрывали в своих трудах:
(-)сторонники структурно-функционального подхода
(?) Какая из характеристик не свойственна идеям евразийства:
(-) у русского народа особая судьба и историческая миссия
(+) необходимым условием жизнедеятельности культур выступает единство исторического процесса
(-) Россия особый этнографический мир, «срединное» место между Европой и Азией
(?) Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры:
(?) Н.Я. Данилевский критично оценивал влияние на русскую культуру:
(-)опричнины Иоанна Грозного
(?)Н.Я. Данилевский был
(+)основоположником цивилизационного (типологического) подхода к изучению культуры
(+)создателем культурно-исторической типологии
(-)апологетом западного христианства
Разрабатывал идеи русского космизма:
(?) Интерес к восточным религиям, мистике характерный для мыслителей «серебряного века», отличает работы:
(+) Н. Рериха, Е. Блаватской
(-) Вч. Иванова, А. Белого
Раздел 3.Культура как объект исследования культурологии
Тема: Понятие культуры
(?) Кто впервые употребил термин «культура» применительно к человеческому уму, духу
(?) Культура как таковая становиться предметом специального научного изучения:
(-) в период античности
(-) в эпоху средневековья
(-) в эпоху Возрождения
(?) Что означает слово «культура» в переводе с латинского языка:
(?)В понятие «духовная культура» не входит:
Материальная культура, включающая в себя физические объекты, созданные человеческими руками, – это:
(?) Надбиологической формой хранения информации у человека не является
(-) фольклор
(?) Художественная культура – это:
(-) догматическое следование внешним формам классического искусства
(+) духовная практическая деятельность, направленная на создание произведений искусств
(-) образ мышления, мировосприятия, присущие индивиду или группе
(-) образно-символическая форма постижения и объяснения мира
Плоды и способы человеческой деятельности по превращению природы в культуру называются _____________ культурой
Тема: Функции культуры
Изменение человеком окружающей среды в процессе приспособления ее к собственным нуждам – _________функция культуры.
(?) Какая из функции не относится к функциям культуры:
К функциям морали не относится
(?) Функция культуры, нацеленная на поддержание равновесия в обществе, в целях обеспечения выживания общества или его части, называется …
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Концепции «заката культуры» (О. Шпенглер, Ф. Ницше)
Ни одна книга о культуре не вызвала столько противоречивых откликов, не взбудоражила умы в такой степени, как это удалось первому же законченному труду (до этого было лишь несколько статей) безвестного учителя истории и математики мюнхенской гимназии. В оценке его соотечественника Г. Зиммеля — это наиболее значительная книга в области философии истории со времен Гегеля. Американский историк культуры Л. Мэмфорд нашел работу Шпенглера «дерзкой, глубокой, филигранной, абсурдной, подстрекательной (provocative), великолепной». Книга Шпенглера действительно и будоражила, и пугала — глубиной мрачных пророчеств, яркой образностью, далекой от строгих канонов научной литературы. Л. Нилсон откликнулся книгой «Нечистая сила. Посвящение в тайну искусства ворожбы О. Шпенглера». Критики заметили и огромное количество фактических неточностей, искажений, исторических и теоретических натяжек. В России вышел целый сборник критических статей крупных философов Н. Бердяева, Ф. Степуна, С. Франка и др. Англичанин Ф. Теннис, немец О. Нойрат, наш соотечественник П. Сорокин утверждали, что шпенглеровская типология культур неоригинальна и заимствована у Н. Я. Данилевского (чья книга выходила во французском переводе уже в 1880 г.).
Шпенглер не отрицал знакомства с работой «Россия и Европа». Опираясь на морфологию культур Данилевского, его организмический подход к культуре, Шпенглер дал свое развитие этих идей. Наиболее значительное расхождение с Данилевским было у Шпенглера в оценке цивилизации. С мрачной живописностью Шпенглер представляет мировую историю как протяженное во времени поле, в разных местах которого разгораются и гаснут костры культурных миров, оставляя после себя пепелища с затвердевшими в цивилизации останками созданных ими ценностей.
Шпенглер отказывается и от гегелевского логицизма, подчинения культурно-исторического процесса пронизывающей его логике, направляющей его к некой высшей точке. У Шпенглера нет единой мировой культуры, воплощающей какую бы то ни было идею. Вместо этого — различные культуры с собственной душой, собственной судьбой: «У человечества нет никакой идеи, никакого плана… Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории… я вижу настоящий спектакль мощных культур, с первозданной силой развивающихся из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканя на своем материале — человечестве — собственную форму и имея каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, воления, чувствования, собственную смерть» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 151). Шпенглер подчеркивает, что у каждой культуры есть своя собственная «душа», реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований: «Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа принадлежит этой культуре» (Там же. С. 342).
Чрезвычайно характерен такой образ: «Культуры живут бесцельно, подобно цветкам в поле». Каждая культура — это организм, на жизнь которого судьба отводит не более 1000 лет. На последней стадии культура становится цивилизацией, срок жизни которой — не более 200—300 лет: «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека, — пишет немецкий историк — у каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость» (Там же. С. 155). Рождение каждой культуры происходит «в тот миг, когда из пра-душевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа… Она умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук» (Там же. С. 264). Как писал уже позже голландский культуролог Й. Хейзинга, зрелые культуры — одновременно и надламывающиеся.
Весна культуры описывается как ландшафтно-интуитивная стихия, пробуждение окутанной снами души, с чувствами мирового страха и тоски, как формирование мистико-метафорического мировоззрения. Лето культур связано с созреванием сознательности, возникновением гражданско-городского сословия, формированием философского мировоззрения. Осень культур связывается с кульминацией интеллектуального творчества, рассудочности. Наконец, зима — начало космополитической цивилизации, угасания душевной творческой силы, утверждения утилитаризма и прагматизма, сводящих все к практической пользе (выгоде), максимальному потреблению жизненных благ.
Указанные периоды могут приходиться у различных культур на разные века и годы, и в этом смысле одновременными оказываются «Веды» и греческая мифология, Гомер и Евангелия (весна), философия Августина и Реформация (лето), Аристотель и Гегель (осень). Шпенглер даже строит таблицы «одновременных» эпох искусства и политики.
О. Шпенглер насчитывает восемь великих культур, каждая из которых равноправна и равнозначна. Более того, он считает их непроницаемыми друг для друга, несовместимыми. Так, даже в европейской культурной истории существуют три Аристотеля — античности, арабской философии и схоластики, точно так же существуют совершенно различные христианства — арабское, готическое, русское и т. д. Каждая культура имеет не только свое искусство, но и собственное естествознание, выражающее уникальность описываемой им природы. Так, усматривается глубокая взаимосвязь между дифференциальным исчислением и династическим принципом государства Людовика XIV, пространственной перспективой западно-европейской живописи и преодолением пространства посредством железных дорог и т. д. (Позже подобные исследования были продолжены, связав, скажем, волновую теорию света с французской культурой, а корпускуларную — с английской, и т. д. см. Гачев Г. Национальные образы науки. Ростов-на-Дону. 1987). «У каждой культуры есть собственный тип истории, в… стиле которой непосредственно созерцается, чувствуется и переживается общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление», — пишет Шпенглер (Цит. Соч. С. 289).
«Великие культуры», выделенные Шпенглером, это: 1) египетская; 2) античная; 3) индийская; 4) вавилонская; 5) китайская; 6) арабская; 7) западная; 8) мексиканская. Не выпала из поля зрения и Россия — таинственный мир, в котором, вероятно, зарождается душа еще одной великой культуры. Очень интересно проводится выделение «прасимволов» культур. У египетской — это дорога, у античной — материальное тело, у арабской — мир-пещера, у западной — бесконечное пространство (подробнее на этом мы остановимся в соответствующих главах). Каждая культура имеет свой стиль, своего рода образный язык. Египетская душа выражает себя посредством камня, фаустовская же душа, рассчитывающая на бессмертие после смерти телесной, выражает свой порыв вверх в шпилях готической архитектуры. Характерно, что саму концепцию Шпенглера часто сравнивают с романтической теорией музыки. Создание «биографии больших стилей» представляется автору «Заката Европы» одной из важнейших задач искусствоведения и культурологии.
После шумного резонанса, вызванного «Закатом Европы», выяснилось, что подобные идеи высказывались и раньше. Во всяком случае, противопоставление культуры и цивилизации можно встретить уже у «философа неприятных истин» (в собственной оценке), Фридриха Ницше (1849—1900). Этот мрачный пророк, который оказался прав буквально во всех своих предсказаниях, писал о том, что к концу XIX века «умер Бог» (Gott ist tot), а его место занял «неуемный дух наживы». Сытый буржуа не нуждается в культуре, не уважает историю и священные ценности, ему чужды возвышенные идеи и дерзновенные порывы в неведомое. Вместо этого — карьера, деньги, легкие развлечения, потребительское отношение ко всему, включая культуру. «Вся наша европейская культура… как бы направляется к катастрофе» (Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т. 9. М., 1910. С. 3) — это написано задолго до «Заката Европы». Настороженно и даже враждебно Ницше относится и к науке с ее трезвым расчетом. Противоядие сухому расчету, нигилизму немецкий философ видит в искусстве, лишь оно позволяет понять и развить импульсы воли. «Люди придумали искусство, чтобы не умереть от истины», — писал он, видя плоды европейского рационализма.
Ницше различает два вида искусства — аполлоническое (критическое и рациональное) и дионисийское (творчески-чувственное, иррациональное). Подчинение Диониса Аполлону — источник трагедии. Именно трагическое мировосприятие питало греческую культуру, обеспечив ее расцвет. Теоретический же разум уничтожил юношеское мироощущение. Восстановление культуры Ницше видит в восстановлении трагического мира. Особые надежды он связывал в этом плане с музыкой Р. Вагнера — до глубокого разочарования в нем как человеке и разрыва с ним.
Выражением трагической эпохи, которая характеризуется взлетом искусства, в философии Ницше выступает сверхчеловек, освободившийся от общественного влияния и стадной морали, преступающий ее во имя создания подлинно моральных принципов, лишенных фальши. «Прекрасному противостоит не ужасное, а фальшивое», — замечает «учитель недоверия к истине». Он же пишет: «враг истины — не заблуждения, а убеждения». Философия лишилась аристократизма, христианство навязало сострадание и милосердие к тем, кто ни на что не способен и ни к чему не стремится. Ницше протестует против морали нищеты, обезличивания людей, превращения их в винтики бездушной машины. Большие надежды Ницше связывает с «воспитанием гениев», которое по плечу гениям же. Упрекая гимназии в излишней специализации, узком прагматизме, Ницше видел далеко идущие последствия пренебрежения гуманитарной культурой. Оно приводит к снижению общей культуры, в плен обывательской психологии, к эгоизму и серости. Важной причиной падения нравов Ницше (сам филолог по образованию) считал недостаток изучения родного языка и литературы — ретрансляторов духовной культуры.
Многие взгляды Ницше были истолкованы односторонне и предвзято, долгое время его даже числили во вдохновителях фашизма. Между тем философия Ницше — это призыв к преодолению в человеке «твари» — его же собственными усилиями, путем приобщения к культуре и культурному творчеству.
Дальнейшее развитие концепций культурно-исторических типов. А. Вебер
Одним из ближайших последователей О. Шпенглера оказался его соотечественник социолог Альфред Вебер (1868—1958), младший брат знаменитого Макса Вебера, автора «Протестантской этики». В работах «Германия и кризис европейской культуры» (1924), «История культуры как социология культуры» (1935), «Принципы социологии истории и культуры» (1951) А. Вебер исследует оппозиции «морфология-эволюция», «цивилизация-культура».
Выделяя стадии и формы культурно-исторического процесса, А. Вебер, в отличие от Шпенглера, видел в них движение по восходящей линии. Наряду с этим А. Вебер допускает и параллельное развитие культур, когда «судьба различных культур превращается в универсальный исторический процесс». Культура не движется к какой-либо заданной цели, она надцелесообразна, надбиолична и формируется на тех высотах нашего бытия, где встречаются мир и духовная личность (Вебер А. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб., 1909. С. 74). У Вебера, как и у Шпенглера, культура выражает себя в символах, при этом она всегда направлена на создание новых. Как новые по содержанию трактуются даже культурные заимствования.
Если развитие культуры органично и создает множество различных, неповторимых исторических миров, то процесс цивилизации объективен, общезначим и имеет характер исторической необходимости. Цивилизационный процесс универсален — в технике, научных открытиях. Вместе с тем А. Вебер, в отличие от Шпенглера, рассматривал цивилизацию не как конец культуры, а как равнозначный с ней элемент общественного процесса. Вебер считает односторонним и эволюционный подход, который не ухватывает своеобразия культур, и морфологический, неспособный осмыслить развитие цивилизации как единый процесс. Первоисточник же кризиса европейской культуры А. Вебер усматривает в искажении образа и сущности человека. Констатируется, что на смену «третьему типу» человека — создателю всех достижений европейской культуры приходит «четвертый» — складывающийся под воздействием террора цивилизации, бюрократизма, голой, сухой рациональности. Выход из распада личности и духовного кризиса общества А. Вебер надеется найти в обеспечении новой концентрации, преодолевающей декристализацию внутреннего мира, позволяющей понимать связь между природой и культурой, общность структур биологических организмов и человеческого общества.