выражение муки тантала что означает
Согласно древнегреческому мифу, наказанный богами царь Тантал был обречен вечно страдать в аду без питья и еды. При этом он стоял по горло в воде, но не мог напиться; видел над собой ветви с фруктами, но не мог дотянуться до них.
Танталовы муки. Примеры употребления
В сущности, Вася больше всего на свете любит милую безделку, и ему стоит танталовых мучений то воздержание, на которое он временно себя осудил.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Наша общественная жизнь» (1863-1864)
К тому же мне выдали наконец сухой паек, кончились мои танталовы муки.
Юлия Друнина. «С тех вершин» (1979)
И вот тут-то возникает пресловутая проблема первого абзаца. Танталовы муки! Уж очень редки случаи, когда первый абзац дается без боя, без трепки нервов, без сомнений и поисков, легко и естественно.
Валерий Аграновский. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» (1976-1999)
Миф о танталовых муках: за что и как был наказан Тантал
Согласно мифу, фригийский царь Тантал (Τάνταλος) был сыном громовержца Зевса, главного из богов, и нимфы Плуто. Будучи любимцем богов, Тантал получал их советы и бывал на их пирах. Но царь возгордился этим и нанес олимпийцам ужасное оскорбление, за что и был низвергнут в преисподнюю.
А самая драматичная легенда гласит, что Тантал пытался накормить олимпийцев мясом собственного сына Пелопа. Так он пытался показать, что боги не всеведущи, и опозорить их.
Однако те раскрыли замысел царя, человечину есть не стали и воскресили ребенка. Лишь богиня плодородия Деметра так печалилась по своей похищенной дочери Персефоне, что не заметила подвоха и съела поднесенное мясо: в результате возвращенный к жизни Пелоп остался без лопатки, и Зевс сделал ему новую, из слоновой кости.
Тантал же был низвергнут в подземное царство Аида и в наказание обречен на вечные муки.
Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным.
«Одиссея» Гомера в переводе В.А. Жуковского
Проклят был и весь род Тантала. Его потомком был, в частности, микенский царь Агамемнон. У его брата Менелая троянец Парис похитил Прекрасную Елену, из-за чего разгорелась Троянская война.
Отправляясь в поход, чтобы отомстить обидчикам брата, Агамемнон принес в жертву богам собственную дочь. И, как принято в греческих преданиях, поплатился за злодейство. Вернувшись с войны, он был убит женой Клитемнестрой и ее новым возлюбленным Эгисфом.
Миф о Тантале – античная история преступления и наказания
В мифах Древней Греции часто встречаются поучительные истории, рассказы о личностях, что осуждаются авторами за свои безрассудные поступки. Одним из таких отрицательных персонажей стал и Тантал. Я уверена, вам приходилось слышать крылатое изречение “Танталовы муки”, что означает нестерпимые мучения.
Что же произошло с Танталом? Об этом нам повествуют Гомер в своих пересказах древних преданий античные авторы – Гомер, Гигин, Диодор Сицилийский. А потому предлагаю узнать, чем же провинился перед богами Тантал. Кем же был: несчастной жертвой или преступником?
Тантал – сын Зевса
Родителями Тантала называют различных людей, однако наиболее распространённым мнением стало упоминание Зевса как отца этого царя. Несмотря на то, что Громовержец отличался любвеобильным нравом и имел немало внебрачных детей от смертных женщин, к Танталу он относился по-особенному.
Зевс старался отвращать от сына все беды и невзгоды, следил, чтобы подвластные Танталу земли Фригии неустанно процветали, регулярно приглашал на Олимп, где просил разделить трапезу с богами.
Джованни Баттиста Лангетти «Тантал» XVII век
Как вы понимаете, подобных почестей не удостаивался ни один смертный, а потому Танталу такое благоволение верховного бога попросту вскружило голову. Он стал считать, что не только выше любого из людей, но и равен самим богам, что вершили судьбы человечества.
Искренне любящий сына Зевс многое прощал ему. Как рассказывают мифы, Тантал нередко проявлял непозволительное неуважение к богам. Порой он уносил с собой питьё и пищу, что продлевали молодость. Эти продукты, предназначенные жителям Олимпа, Тантал раздавал своим приятелям.
Джоаккино Ассерето «Тантал», 1630-1640 годы
Местонахождение: замок Эггенберг, Австрия
Несколько раз царю удавалось подслушать тайны, которыми делились друг с другом боги во время пиршества. Вскоре об этом знали уже все товарищи Тантала. Однако Зевс не обращал внимания на эти человеческие слабости сына.
Однажды Громовержец спросил сына, чего бы тот хотел пожелать для себя. Тантал же ответил, что ему и желать нечего, ведь его удел лучше, чем жизнь богов. Конечно, такие слова звучали обидно для небожителей, однако Зевс снова простил Танталу его гордыню.
Джован Баттиста Лангетти «Танталус» XVII век
Местонахождение: Частная коллекция, Германия
Гнев богов
Однако, как известно, у всякого, даже божественного терпения, есть предел. Когда Тантал спрятал золотого пса, украденного у олимпийцев Пандареем, Зевс пришёл в ярость. Он отправил своего посланника Гермеса, что должен был потребовать от царя вернуть собаку.
Однако Тантал заявил, что понятия не имеет, о каком золотом псе идёт речь. Услышав ответ сына, Зевс крайне разозлился, но наказывать не стал, предупредив Тантала, что в следующий раз не обойдётся лишь словами. Увы, тот считал, что может позволить себе не меньше, чем сами боги.
Тантал посчитал, что боги, с которыми он не раз обедал за одним столом, далеко не всеведущие, а потому их крайне легко обмануть. На мой взгляд, так он хотел указать на собственное превосходство, унизив жителей Олимпа.
Когда боги оказались за столом, во дворце повисло жуткое молчание. Одна лишь Деметра, богиня плодородия, что находилась в вечной печали из-за похищения своей дочери, потянулась к блюду и откусила небольшую часть. Боги были в ярости.
Ошеломлённые поступком Тантала, они воскресили его сына. Часть левого плеча, что досталась Деметре, была заменена слоновой костью. С тех пор у потомков Пелопа всегда было заметно белое пятно на плече.
Хьюгом Таравалем «Пир, данный богам Танталом», 1767 год
Местонахождение: Большой Трианон в Версале, Франция
Наказание для Тантала
Но что же ожидало Тантала? Сам Зевс, несмотря на прежнюю свою снисходительность, был потрясён поступком сына. Его он обрёл на пребывание в царстве Аида и вечные мучения.
Как рассказывает Гомер, Тантал стоит по горло в воде, однако не может наклониться и утолить жажду. Над ним растут прекрасные сочные плоды, однако ни до одного из них Тантал не в силах дотянуться. Всё время он стонет от голода и жажды, не в силах утолить их.
Именно поэтому появилось крылатое выражение “Танталовы муки”, что используется в том случае, если человек испытывает мучения, однако не в состоянии удовлетворить свои потребности.
Голландский последователь Караваджо «Тантал», XVII век
Местонахождение: Аукционный дом “Sotheby’s”, Нью-Йорк, США
Образ Тантала
Первое упоминание о Тантале встречается в знаменитой «Одиссее» Гомера, а вот о краже амброзии со стола богов нам сообщает другой автор, Пиндар. Интересно, что и преступления Тантала у разных античных поэтов заметно разнятся.
Например, в пересказах Еврипида нет упоминания об убийстве ребёнка, а отмечается, что Зевс был разгневан разглашением тайн, предназначенных исключительно для богов.
С Танталом проводят самые разные ассоциации. Одна из самых интересных, на мой взгляд, – сравнение с библейским персонажем, Авраамом, что готов был принести в жертву Господу собственного сына.
Танталовы муки в современном арте / © Marco González / asfodelo.artstation.com
Некоторые исследователи в поступке Тантала видят не преступление, а протест против человеческих жертвоприношений, что в те времена проводились в честь различных божеств. Нужно признать, что и в таком мнении есть доля истины.
Кем же всё-таки был Тантал: человеком, обречённым богами на мучения, или справедливо наказанным преступником? На этот вопрос ответы могут отличаться, но я склоняюсь к последнему. Гордыня и самоуверенность Тантала превратили его в убийцу, а ради чувства превосходства над богами он готов был пойти на самое страшное, лишив жизни собственного сына. Подобному поступку не может быть оправдания, а потому наказание Зевса можно считать вполне справедливым.
Танталовы муки
Танталовы муки
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.
Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям — они поднимаются вверх.
Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».
Смотреть что такое «Танталовы муки» в других словарях:
ТАНТАЛОВЫ МУКИ — ТАНТАЛОВЫ МУКИ. см. мука. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТАНТАЛОВЫ МУКИ — ТАНТАЛОВЫ МУКИ. см. мука. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
танталовы муки — сущ., кол во синонимов: 2 • муки тантала (1) • мучение (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Танталовы муки — … Википедия
танталовы муки — тант аловы м уки, тант аловых м ук … Русский орфографический словарь
танталовы муки — см. танталов … Словарь многих выражений
Танталовы муки (Звёздные Врата SG-1) — Сезон 1: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 … Википедия
Муки Тантала (Танталовы муки) — Книжн. Мучения, вызываемые созерцанием желанной цели и сознанием невозможности ее достичь. /em> Восходит к древнегреческому мифу. ФСРЯ, 255; БТС, 1306; Мокиенко 1989, 153 154; Ф 1, 305; БМС 1998, 390 … Большой словарь русских поговорок
муки тантала — сущ., кол во синонимов: 1 • танталовы муки (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Значение фразеологизма «Танталовы муки»
Тантала, героя древнегреческих мифов, возможно, давно забыли бы, если бы не память о его муках, которые дали жизнь непонятному для непосвящённых фразеологизму.
Какого рода были эти муки, и за что он заслужил их?
Постараемся дать ответы, а заодно и выясним, что означает выражение «Танталовы муки».
Значение фразеологизма
Танталовыми муками называется желание, которое кажется осуществимым, но никогда не может быть исполнено.
Это невозможность осуществить свою мечту, обрекающая человека на страдания.
Такие мучения иногда приносит безответная любовь. Например, один из любящих по каким-то причинам не может уехать из города, в котором живёт предмет его страсти.
Отказ уже получен, но приходится время от времени встречаться на улицах, узнавать новости о любимом или любимой, понимать, что в их жизни не будет места для вас.
Как и дар любви, талант даётся не каждому. Немолодой писатель средней руки встречает в журнале повесть гениального юноши и понимаяет, что так ему никогда не написать. Он хочет приблизиться к совершенству, но не может прыгнуть выше головы.
Обычно с Танталовыми муками связываются не лучшие человеческие качества: зависть, гордыня, тщеславие, злость. Это неслучайно, ведь именно за такие пороки был наказан легендарный царь Тантал.
Происхождение фразеологизма
Тантал был сыном Зевса и правил лидийским городом Сипилом. Бессмертные щедро наградили его всеми благами. Боги не якшались дружбой с молодым царём Лидии.
Они спускались с Олимпа, чтобы посетить его дворец, да и сам он появлялся на их пирах.
Однажды Тантал нарушать запреты, отделявшие мир богов от мира людей.
Первым прегрешением героя стало похищение нектара и амброзии, которые он захватил с Олимпа для своих друзей.
Царь пожелал накормить их небесной пищей, чтобы показать, как он близок к богам. На пирах отца Тантал не раз слышал разговоры об участи смертных. Иногда он предупреждал знакомых о том, какой поворот готовит им судьба.
Вряд ли лидиец делал это из-за желания помочь ближним. Скорее всего, ему льстила учесть быть посредником между богами и людьми, но Зевс простил сыну эти слабости.
А вот второй проступок вызвал гнев отца. У громовержца похитили его любимую золотую собаку. По просьбе царя Пандарея, совершившего кражу, Тантал укрыл собаку в своём доме, о чём узнал посланный на поиски Гермес. Зевс простил и это.
Но третье преступление оставить безнаказанным было нельзя. Тантал захотел проверить, всеведущи ли боги, и пригласил их на пир, главным блюдом которого стал его сын, собственноручно им убитый.
Бессмертные разгадали страшную тайну и не притронулись к угощению.
Только Деметра, тосковавшая о любимой дочери Персефоне, похищенной Аидом, в рассеянности съела кусок плеча. Боги воскресили мальчика, и кузнец Гефест изготовил ему новое плечо из слоновой кости.
А вот участь его отца была незавидной: Тантала отправили в подземное царство.
Есть два сохранившихся описания его мук:
Синонимичные выражения
В нашем родном языке у греческого фразеологизма есть синонимы:
У французского поэта Вийона имеется строка, перевод которой на русский стал крылатой фразой: «От жажды умираю над ручьём». Она хорошо иллюстрирует смысл выражения «Танталовы муки».
Как бы нам ни хотелось, достижение желанной цели не всегда в нашей власти. Просто признайте, что есть сила, которая больше нас самих, и тогда мучения Тантала перестанут терзать вашу душу, горящую пламенем мучительных желаний.
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Танталовы муки
(значение фразеологизма) — душевные страдания, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть.
Оглавление
Происхождение выражения
Согласно древнегреческому мифу, царь Фригии Тантал был любимцем богов и его часто приглашали их пиршества. Но, возгордившись, он оскорбил богов. За это в наказание он был отправлен в Тартар, где он стоит по горло в воде, но не может напиться. Вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Роскошные плоды, висящие над его головой, отклоняются от его рук. Поэтому он вечно обречен испытывать нестерпимые муки голода и жажды.
Танталовы Муки (Вилли Гласауэр, 1864 г.)
Поэт древней Греции Гомер в поэме Одиссея (8 век до н.э.) описывает, как Одиссей отправился в царство Аида (чтобы узнать предсказание Тиресия) и встретил там Тантала (Песнь одиннадцатая):
«Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
585 Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
590 Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным».
Выражение в словарях
Миф о Тантале по Куну Н.А.
Историк Кун Николай Альбертович (1877 – 1940) в своей книге «Легенды и мифы Древней Греции» описывает историю Тантала (по поэме Гомера «Одиссея» ):
«В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.
— Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.
Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:
— Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.
Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.
На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:
— Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!
Тантал же так ответил вестнику богов:
— Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.
Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.
Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой.»
Примеры
«В это время за дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной, певшей «Я вновь пред тобою. » У секретаря затрепетало под сердцем. Муки Тантала были ему не по силам.»
«Время от времени он обедал у Морзов и этим поддерживал немного свои силы, хотя, глядя на множество расставленных на столе яств и из вежливости отказываясь от лишнего куска, он испытывал танталовы муки. «
«Отверженные» (1862 г.), в переводе Виноградова А. К. (1888 – 1946), глава 10, книга 1, часть 1:
«Собор Парижской Богоматери» (1831 г.), в переводе Пименовой Э.К. (1854 – 1935), книга 6, глава III:
«Ребенка приходилось тащить за собой non passibus aequis (неровными шагами (лат.)), как говорит Вергилий, и он на каждом шагу спотыкался, вызывая окрики матери. Правда и то, что он чаще смотрел на лепешку, чем себе под ноги. Весьма уважительная причина мешала ему откусить кусочек, и он довольствовался тем, что умильно взирал на нее. Но матери следовало бы взять лепешку на свое попечение – жестоко было подвергать толстощекого карапуза танталовым мукам.»