выплачивать закят что это такое простыми словами в исламе
Значение и польза закята
Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня.
Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придается закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.
Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определенного достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не отдаем им положенное, т.е. не выплачиваем закят, то получается, что мы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Это недостойный мусульман поступок.
В тоже время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил.
Размер и сроки выплаты закята.
Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.
Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.
Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, чем больше та часть имущества, которая выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом. Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего.
Из чего же состоит закят?
Он делится на две основные части:
1. Закят разговения (закят уль-фитр)
2. Закят с имущества (закят уль-мал)
Первая часть закята – закят уль-фитр связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., недопустимые для постящегося, так же, как пища и питье.
Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Как распределяется закят?
Всевышний в Коране четко определил людей, которым предназначен закят. Милостыня предназначена для бедных, нуждающихся, работающих в связи со сбором и выплатой закята, тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха и для путников. Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня. Вторая категория – нуждающиеся (факир) это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ни чем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать. Третья категория – люди связанные с закятом (амиль) – это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята. Четвертая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке. Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа. Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены Шариатом. Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу. Восьмая категория – путники (ибн сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.
Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.
Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню.
Да поможет Всевышний верующим идти по пути Истины! Амин.
А ты владеешь нисабом? Закят и его нормы
В статье «Закят: приумножает и очищает» мы рассказали о его определении, статусе, достоинстве выплаты, тяжести неуплаты, а также мудрости предписания. Сегодня мы, с дозволения Аллаха, остановимся на основных правовых аспектах, касающихся этого столпа ислама. В одной подобной статье не представляется возможным полностью раскрыть данную тему. Это требует научного подхода, который труден для восприятия и запоминания информации. По этой причине людям, не обладающим исламскими знаниями, необходимо обращаться к специалистам в области исламского права, которые разъяснят, как правильно рассчитать и выплатить закят в той или иной частной ситуации, которая выходит за рамки самых простых общих случаев. Данная же статья даст только поверхностные представления о том, кто, когда, кому и сколько должен. На сегодняшний день мусульмане в первую очередь должны осознать обязательность соблюдения третьего столпа ислама. А узнать, как это осуществляется на практике, сегодня, хвала Аллаху, не проблема.
Для кого обязателен закят?
Выплата закята обязательна при следующих условиях:
1. Ислам. Закят является обязанностью, возложенной на мусульман, и не выплачивается немусульманами. Доказательством этому служит хадис от Муаза, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призови их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, … если они подчинятся тебе в этом, то разъясни им, что Аллах обязал их выплачивать закят…» (Аль-Бухари, Муслим). Как видно из хадиса, принятие ислама предшествует выплате закята, чему есть и много других доказательств.
Однако это не означает, что кяфиры не будут наказаны за неуплату закята или за любую другую обязанность, возложенную Всевышним на мусульман. Просто шариат не предписывает им ничего до того, как они примут ислам. Всевышний Аллах сказал: «В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убеждённость (смерть)» (Священный Коран, сура «Завернувшийся», аяты 40 – 47, перевод смысла).
2. Владение нисабом – минимумом любого из облагаемых закятом видов имущества. С имущества мусульманина в количестве, не достигающем нисаба, закят не выплачивается. Доказательства этого условия будут приведены с разъяснением относительно каждого вида имущества в отдельности, иншаАллах.
3. Владение нисабом в течение лунного года. Закят с имущества не выплачивается, пока не пройдёт полный непрерывный лунный год владения его нисабом. Если, к примеру, мусульманин начал отсчёт года с момента овладения нисабом одного из облагаемых закятом видов имущества, и до того, как прошёл год, количество данного вида имущества опустилось ниже нисаба, пусть даже на один день, то отсчёт должен быть начат заново. За прошедшее же время закят не выплачивается, каким бы большим количеством имущества человек не обладал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года» (Абу Дауд).
Исключение составляют предметы торговли и продукты земледелия (об этом далее), а также клады золота и серебра, на чём мы не будем останавливаться.
Как вытекает из приведённых условий, закятом облагается и имущество недееспособных мусульман: детей и умалишённых, на что указывает сообщение от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которое подкрепляется словами и практикой сподвижников. Ответственными за выплату закята с имущества недееспособных мусульман являются их опекуны.
Также важно отметить, что, согласно более сильному из мнений учёных, при расчёте нисаба и закята в имущество мусульманина включают и суммы его долгов.
Виды имущества, облагаемого закятом
Закят выплачивается со следующих видов имущества:
1. Золото, серебро, деньги. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (сура «Покаяние», аят 34, перевод смысла) Как разъяснил Ибн Умар, под накоплением в данном аяте подразумевается золото и серебро, с которого не выплачивается закят (Аль-Бухари).
2. Скот: верблюды, коровы, овцы и козы. Доказательством этого является известное письмо Абу Бакра, текст которого приводит Аль-Бухари. В нём говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал мусульман выплачивать закят с перечисленных выше видов животных.
3. Продукты земледелия: плоды и зерновые. Всевышний Аллах сказал: «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (сура «Скот», аят 141, перевод смысла). От Ибн Аббаса передаётся, что в этом аяте имеется в виду выплата закята.
Закят выплачивается c продуктов земледелия, которые могут выступать основными продуктами питания. От Абу Мусы аль-Аш’ари и Муаза передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Собирайте закят только с четырёх видов зерновых и плодов: “ячменя, пшеницы, изюма и фиников”» (передал Аль-Хаким с достоверным иснадом).
4. Предметы торговли. В этот пункт входит всё, чем торгует мусульманин, независимо от того, облагаются предметы товара закятом сами по себе (как перечисленные выше) или нет. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ» (сура «Корова», аят 267, перевод смысла). От Муджахида передаётся, что этот аят был ниспослан по поводу торговли.
5. Клады золота и серебра. Относительно закята с кладов золота и серебра передаются достоверные хадисы, а обязательность выплаты утверждена единогласным мнением исламских учёных (Ан-Навави, «Аль-Маджму’», 6/73,74).
Нисаб и доля выплаты из имущества каждого вида
1. Золото, серебро, деньги. Нисаб золота составляет 85 грамм. Нисаб серебра – 595 грамм. Нисаб денег – эквивалент 85 грамм чистого золота. Выплачиваемая доля со всех трёх данных видов имущества – 2,5 % на момент выплаты. Со слов Али ибн Абу Талиба передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у тебя есть двести серебряных дирхемов, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них пять дирхемов. И ты не обязан выплачивать закят, если у тебя золота меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчёта. Однако закят не выплачивается с имущества, которым человек не владел в течение целого года»(Абу Дауд). 200 серебряных дирхемов и 20 золотых динаров соответствуют 85 граммам золота и 595 граммам серебра (согласно наиболее сильному из мнений учёных по данному вопросу (Мухаммад Мухтар аш-Шанкити «Дурусу умдати льфикх»)).
2. Скот. Нисаб коров составляет 30 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов – одну двухлетку; более 60 голов – две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка.
Нисаб овец и коз составляет 40 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; более 201 головы – три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца. Доказательством перечисленного является уже упомянутое письмо Абу Бакра.
3. Продукты земледелия. Нисаб с плодов и зёрен составляет 900 литров. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Зёрна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж» (Муслим). 5 поклаж соответствуют 900 литрам.
Выплачиваемая доля: при поливе без участия человека выплачивается одна десятая часть урожая; при самостоятельном орошении – одна двадцатая. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, – одна двадцатая» (Аль-Бухари).
4. Предметы торговли. Нисаб – эквивалент 85 грамм золота. Выплачиваемая доля – 2,5 % стоимости товара на момент выплаты. Закят с торговли выплачивается деньгами.
Дополнения
1. Относительно выплаты закята с золотых и серебряных украшений женщины учёные разделились. Согласно одному мнению, закят с украшений, используемых женщиной, количество которых не выходит за рамки обычая и традиций в обществе, не выплачивается. Согласно другому мнению, закят выплачивается со всех золотых и серебряных украшений. Шафииты придерживаются первого мнения.
2. Скот, который не пасётся на пастбище большую часть года, закятом не облагается. Также закятом не облагается рабочий скот. Условие владения имуществом в течение года не касается потомства скота, которое появляется в ходе отсчитываемого периода.
3. Закят с урожая (продуктов земледелия) выплачивается сразу после его сбора.
4. Дополнительным условием закята с предметов торговли является намерение на торговлю. Если мусульманин, к примеру, приобрёл автомобиль для личного пользования, после чего решил его продать, то в таком случае он не облагается закятом.
Так же, как если бы он приобрёл его для торговли, однако решил оставить себе.
Ещё одно отличие закята с предметов торговли состоит в том, что владение нисабом берётся в расчёт только в конце отсчитываемого года. Таким образом, неважно, владел ли торговец нисабом в начале и в течение года или нет. Если он имел товар, который намеревался продать, в течение полного лунного года, и при подсчёте товара в конце этого года оказалось, что он владеет нисабом, то торговец обязан выплатить закят.
Кому выплачивается закят?
Закят выплачивается восьми категориям мусульман, перечисленным в аяте: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, перевод смысла).
Заключение
Выплата закята – это поклонение Всевышнему Аллаху, которое, как и другие виды поклонения, требует искренности, неподдельности и намерения, без которого оно не будет действительным. Мусульманин, выплачивающий закят, должен знать, что исполняет возложенную на него Всевышним Аллахом обязанность, от которой его не освобождают никакие другие добровольные пожертвования, какими бы большими они ни были.
Основные использованные источники:
1. Мустафа аль-Хин, Мустафа аль-Буга, Али аш-Шурбаджи, «Фикху-ль-манхаджи ‘аля мазхаби-ль-имами ш-Шафии»;
2. Мухаммад Мухтар аш-Шанкити, «Дурусу умдати-ль-фикх ли-бни Кьудама».
Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Закят: кто и кому должен его выплачивать
Выплата закята возлагается на человека, если он входит в одну из нижеследующих категорий.
А) Мусульмане. Шариат не требует от неверующих выплаты закята, но на том свете за невыплату закята человек будет сурово наказан, будь это мусульманин или неверующий.
Есть разногласия между учёными в том, что касается обязательности выплаты закята вероотступником (муртад), если на него обязанность выплаты закята наступила после того, как он стал неверным. По мнению некоторых учёных, всё имущество вероотступника следует изъять, и в таком случае закят на него не возлагается. Есть учёные, которые говорят, что его имущество пока не трогают с надеждой на его раскаяние. Если он, покаявшись, вернётся в Ислам, он обязан с этого имущества выплатить закят. Если же умрёт в неверии, то закят не вменяется в обязанность.
Что же касается закята, который он был обязан выплатить до его вероотступничества, – это с него не отпадает.
Б) Свободные. Раб не обязан выплачивать закят, даже в том случае, когда хозяин дал ему имущество, которое достигает нисаба.
В) Взрослые. Несовершеннолетний не обязан выплачивать закят. Если несовершеннолетний обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.
Г) Разумные. Слабоумный не обязан выплачивать закят. Если слабоумный обладает имуществом, то вместо него из его имущества выплачивает опекун.
Д) Дееспособные. Выплата закята вменяется в обязанность, только когда имущество достигает определённого количества и находится во владении хозяина.
Категории людей, получающих закят.
Священный Коран определил тех, кому распределяется закят:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَريضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
1. Нищий – это тот, у которого нет подходящей работы, не владеющий состоянием для содержания себя и тех, кто находится на его попечении. В эту категорию входит тот, который, к примеру, на один месяц для содержания себя и семьи нуждается в десяти рублях, но зарабатывает лишь три-четыре рубля. Наличие дома, книг (шариатских), транспорта не исключает его из этой категории людей.
2. Бедняк – это тот, кто нуждается в десяти рублях, а зарабатывает лишь семь-восемь рублей.
3. Работник по сбору и раздаче закята.
4. Новообращённые мусульмане.
5. Рабы, которые заключили договор с хозяином об освобождении за определённую сумму.
6. Те, кто обременены долгами и не имеют возможность для их возвращения. При условии, что долг не был взят для содействия греху.
8. Путник, вышедший в путь ради разрешённой Шариатом цели (халяль-сафар). Такой путник получает закят, будь он житель данной местности или прибыл из другого места, если он нуждается в средствах. Нельзя давать закят тому, кто отправляется в путь ради цели, запрещённой Шариатом. Также не даётся закят тому, кто направляется неизвестно куда.
Не разрешается выплачивать закят следующим категориям: имеющим достаточное количество имущества или достаточный заработок; рабам; потомкам рода Хашима и Мутталиба; неверующим.
Распределять закят необходимо восьми категориям поровну. Если какая-то категория получателей закята отсутствует, то доля этой категории распределяется среди остальных.
Закят должен быть распределён среди жителей того населённого пункта, где находится облагаемое закятом имущество. Направлять средства закята в другие населённые пункты можно только после того, как в данном населённом пункте не останется нуждающихся в закяте.
Большой учёный Ахмад ибн Муса сказал, что согласно мазхабу имама Абу Ханифа допускается:
1. Направление закята в другие населённые пункты.
2. Вручение закята исключительно одной категории.
3. Вручение закята только одному человеку.
Ибн Хаджар сказал: «Если бы имам Шафии был жив – он бы дал такую же фетву».
Если долг был взят для расходования на разрешённое Шариатом.
Сафар должен быть халяль, т. е. не для совершения греховного, а также с определённой целью и местом прибытия. Если человек вышел без определённой цели и не имея намерения прибыть в определённое место – ему закят не дают.
Ибн Хаджар аль-Хайтами, годы жизни: 909–974 гг. по Хиджре, 1504–1567 гг. по Григорианскому летоисчислению.
Выплата закята
Что такое закят по Шариату?
Закят является одним из столпов Ислама. Он представляет собой определённую часть имущества (одну сороковую), выплачиваемую в пользу нуждающихся. Отрицающий обязательность закята впадает в неверие. У того, кто отказывается выплатить закят (при обложении), имам должен забрать его и раздать положенным нуждающимся.
Какова мудрость возложения Всевышним закята на мусульман?
Что будет с теми, кто не выплатил закят?
В Судный день золото и серебро, с которых не выплачивали закят, в раскалённом виде прикладывают к телу, говоря: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Скотина, с которой не выплачивается закят, в Судный день превращается в самых крупных животных. Они бодают и топчут того, кто не выплатил закят, и так мучают до завершения допроса людей на Махшаре. Также имущество, с которого не выплачивался закят, превращается в огромных ядовитых змей (с двумя пятнами между глаз), и они, скрутившись вокруг шеи, говорят: «Мы твоё имущество, с которого ты не выплатил закят».
Закят – это собственность бедных. Поэтому закят, не выплаченный в этом мире, Аллах заставит вернуть им в Ахирате. Когда человек умрёт, то в первую очередь с его оставшегося имущества нужно выплатить закят, если он не выплатил его в своё время, а затем уже приступают к исполнению завещания. На скотину, с которой не выплатили закят, снисходят различные беды и т. д.
Какие виды собственности облагаются закятом?
Обязательный закят выплачивается с золота и серебра, с домашних животных: верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота; с торгового товара; с фруктов: фиников, винограда; с зерновых сельхозкультур: пшеницы, ячменя, овса, риса, кукурузы, бобов и др.; с полезных ископаемых, найденного клада.
Какие виды скота облагаются закятом? Каковы условия его выплаты?
Закятом облагаются следующие виды животных: верблюды, крупнорогатый и мелкорогатый скот.
Если человек имеет крупнорогатый скот или овец, то при достижении нисаба (закятооблагаемый минимум) или больше, если это количество не уменьшилось в течение года и большую часть времени в году они находятся на выпасе (не дав корма), то они облагаются закятом.
C крупнорогатого скота выплачивается следующий закят:
с 30–39 голов – одного годовалого телёнка,
c 40–59 – одну двухгодовалую тёлку,
c 60–69 – двух годовалых телят,
c 70–79 – одного годовалого телёнка и одну двухгодовалую тёлку,
c 90–99 – трёх годовалых телят,
cо 100–109 – одного двухгодовалого и двух годовалых телят,
cо 110–119 – двух двухгодовалых и одну годовалую тёлку.
Кроме этого за каждую 30-ю голову выплачивают сверх всего одного годовалого телёнка, а за каждого сорокового – двухгодовалую тёлку.
С овец выполачивается следующий закят:
от 40 до 121– одну годовалую овцу,
от 121 до 200 – две головы,
от 201 до 400 – три головы.
Свыше этого с каждой сотни выплачивается по одной овце.
Когда выплачивается закят с золота и серебра?
Если в собственности человека в течение года будет находиться 85 граммов золота (20 мискал) или 595 граммов серебра (200 дирхамов) или более этого, то он должен выплатить с них закят в размере 2,5 %, т. е одну сороковую часть. Закят выплачивается с золота и серебра независимо от того, являются они монетами или слитками, также с посуды из золота и серебра, с мужских золотых украшений, если даже они носят их, и с мужских серебряных украшений, если они их не носят. Также закят снимается с женских золотых и серебряных украшений, если их не носят и хранят дома.
Когда выплачивается закят с фруктов, зерновых и других сельхозкультур?
Если урожай пшеницы или других культур после отделения зерна достигает 900 литров (5 вуску) или превышает его, то с этого урожая нужно выплачивать закят. Если эта пшеница орошалась только дождём, с неё выплачивается одна десятая часть. Например, с урожая объёмом 9000 литров выплачивается 900 литров. Но если он орошается искусственно, то выплачивается одна двадцатая часть. Например, с 60 пудов выплачивается 3 пуда. А если же половина урожая орошается искусственно, то со всего урожая выплачивается одна пятнадцатая часть.
Что касается фруктов, кроме как с фиников и винограда, с них не нужно выплачивать закят. С фиников и винограда выплачивается закят по аналогии с зерновыми культурами.
Что такое закят аль-фитр и обязателен ли он?
Закят аль-фитр тоже является фарзом.
Когда облагаются закятом торговые товары?
Человек, который занимается торговлей, независимо от того, торгует ли он скотиной, домами, землёй, машинами, пищевыми продуктами, после того, как общая сумма стоимости его товара достигнет нисаба к концу года, он обязан выплатить с этой суммы закят.
Например, если один человек в начале месяца рамазан купил какой-то товар для торговли, то в следующем году в начале того же месяца он должен оценить свой товар. Если эта сумма достигла стоимости 85 граммов золота или 595 граммов серебра или стала больше, из всего этого он должен выплатить 2,5 % закята, т. е. с каждых 1000 рублей – 25 рублей.
Если на прибыль от торговли куплен дом, земля, домашняя утварь, машина и т. д., то это в закятооблагаемую сумму не входит. По мазхабу имама аш-Шафии нельзя выплачивать закят товаром, нужно перевести его в деньги и отдать их. Люди, занимающиеся торговлей, должны обращать на это особое внимание.
Порядок выплаты закята с найденного клада: выплачивается (хумус) пятая часть сразу же, условием выплаты не является прохождение года.
Расскажите о ценности желательной милостыни (садака).
Всевышний Аллах отданную нами милостыню увеличивает размером с гору Ухуд. Из-за раздачи милостыни состояние не уменьшается. То, что съели – уходит, а садака остаётся. Даже половина финика, отданная в садака, может спасти верующего от огня ада и смыть его грехи. Садака гасит гнев Аллаха. Тот, кто отдавал садака, в Судный день будет в тени своей милостыни. Милостыня защищает от бед и удлиняет жизнь. Самая ценная садака – отданная самым нуждающимся. Кроме этого, очень много приводится в хадисах о пользе суннат-садака, когда ценность желательного садака также огромна, как велико достоинство обязательного закята. По мнению крупных алимов, выплата одного дирхама закята лучше, чем отдача желательного садака золотом величиной с гору. Садака не заменяет закят. (Большинство информации о закяте взято из книг «Фикхуль-манхадж» и «Ат-таргибваттархиб».)
Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в вопросах и ответах. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Махачкала, 2009.