второй вавилон что это
Второй Вавилон
ВТОРОЙ ВАВИЛОН
(летопись великой стройки)
И сказали они: построим себе город и башню,
высотою до небес, и сделаем себе имя,
прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли.
Быт. гл.11 ст.4
Мы строили башню.
Мы очень старались.
И спорилось дело,
и пела душа.
Гордились мы страшно,
Творцом восхищались:
«Как мудро, как смело,
как мысль хороша!»
Мы смело шагали
к намеченной цели.
Порою с восторгом,
а чаще в борьбе.
Сложили фундамент
и с гордостью пели,
что к счастью дорогу
проложим себе!
Но, как говорится,
все ходим под Богом.
На самом размахе
скончался Творец,
а новый пришел,
поразмыслил немного:
«Построим не башню,
построим Дворец!
Где каждому будет
достойное место.
Все будут равны
от земли до венца.
И всем будет сытно,
и всем интересно,
и каждый – хозяином
будет Дворца».
Работа кипела,
запала хватало.
Заманчива цель
и Творец был велик,
а кто сомневался,
тому объясняли,
что дело продолжил
ЕГО ученик.
И чтобы не ныли,
ведь трудно без веры –
поклепы, доносы,
чтоб всяк уважал.
В расчетах ошибки,
нагрузка сверх меры,
пошли перекосы –
фундамент держал.
Начальник порядок
в проекте и в деле
хозяйской рукою
навел, спору нет.
Заставил работать,
и многих доселе
лишает покоя
знакомый портрет.
Дворец поднимали мы
просто картинку!
Соседи лихие
пытались мешать,
но мы показали им
небо с овчинку:
«Да кто вы такие,
мечту разрушать!»
Начальники смертны
и этот не вечен.
Другой заступил
продолжать его путь:
«Дворец мы закончим.
Успех обеспечен.
Давайте ребята,
осталось чуть-чуть!»
Учителя образ
изрядно испачкав,
и не было как бы
такого лица,
себя превознес,
между делом назначив
заветную дату
постройки дворца.
«Мы в космос и в недра
дорогу откроем!
А тех, кто надеется
всё поломать,
мы на три метра
под землю зароем!
Покажем злодеям
Кузькину мать!»
Над стройкой витает
задор пролетарский!
Бульдозера нет –
модернистов громят!
Объявлен набор:
кукурузу на Марсе
поедет сажать
добровольцев отряд.
И все ж, в результате
неправедных дел,
возникли в фундаменте щели.
Его же приятель
его подсидел,
а стройка уж шла еле-еле
и вскоре заглохла.
Строительный хлам
горами валялся повсюду.
Лежал инструмент
и цемент по углам.
Прорабы сдавали посуду.
Начальник на стройку
взирал из окошка,
плодил подхалимов.
Они, войдя в раж,
чтоб шеф на площадке
не пачкал сапожки,
воздвигли напротив
красивый муляж.
Хозяин подлиз
оказался достоин,
хотя не простак:
что ни год – по звезде.
Сказал, что дворец
уже, в общем, построен.
Осталось… ну так…
кое-что, кое-где.
И вышел в тираж,
а за ним и другие,
сменяя друг друга,
как кадры в кино.
И каждый – типаж,
и задумки лихие,
да с временем туго.
Ведь время, оно…
Является как-то
упитанный, бойкий
чудак говорливый,
в хорошем пальто.
Представился кратко:
«Прораб Перестройки.
Снаружи красиво,
но что-то не то.
Тут новое мЫшленье,
не сомневайтесь.
По ходу начертим,
расчеты дадим,
а вы пока этот…
фундамент ломайте.
Тут главное нАчать,
а там поглядим».
Сказали нам свыше,
и мы поломали.
Начальник предлОжил –
народ поддержал.
И рухнула крыша,
и стены упали,
и только прохожий
какой-то заржал.
Рукою крутнул
у виска характерно,
плечами повел
и пошел, хохоча.
И всё повторял:
«Идиоты наверно».
Еще говорил:
«Надо вызвать врача».
Консенсус полнейший
у нас получился.
К беде приобщились
враги и друзья.
И тут уж, конечно,
кто как изловчился –
что можно тащили
и то, что нельзя.
Разграбили здание
и растерялись.
Начальник зазнался,
от дел отошел.
Какие-то странные
им восхищались,
а он улыбался:
«Ну как, хорошо?»
Почетное званье –
«Крутой иностранец»
ему присудили
и взяли в кагал.
А мы посчитали
и прослезились:
остался от здания
грязный подвал.
И стали мы драться:
«Что там за тетради!
Не место твоим
на моем верстаке!
Пора разобраться,
чего это ради,
мы все говорим
на одном языке?»
Сюжет повторился,
как в прошлом, но круче.
С безумной толпой,
но пока без стрельбы.
Когда появился,
не ангел, не дуче,
и кто он такой –
разобраться кабы?
Сказал он: «Канешна,
оно, потомушта…
ну вобщем… построим!»
Про рельсы сказал.
Внушительный внешне,
под обувью пушка.
Предтеча не спорил.
Народ «поддержал».
Под утро начальник
с двумя мастерами
подвал поделил
втихаря, тет-а-тет.
«Начнем все сначала.
Кумекайте сами.
Месите, лепите –
су-ве-ри-ни-тет!
Тут главно свобода!
Чтоб каждый, конкретна,
как миниум, значит».
И в отпуск отбыл.
И хаос разброда,
и нет инструмента.
Кто тащит – кто плачет
(чей жребий уныл).
Народ поначалу
хотел возмутиться.
Мол, как это так?
Не хотим дележа!
Но новый начальник
не стал суетиться,
а выкатил танк
и гашетку нажал.
И многие пали.
И кто-то был гадок.
Теперь-то мы знаем:
как выпьет – больной.
Сегодня в подвале
пятнадцать площадок.
Уже забывают,
что были одной.
Начальник довольно
еще порезвился:
то шоу с оркестром,
то в реку с моста.
Разрушил, что мог
и решил удалиться.
Вот взял и ушел,
потому, что устал!
Перед тем, как уйти,
повинился старик:
«Простите, что всех
не довел до конца.
Но вы не горюйте,
вот мой ученик,
идите за ним,
а уж он – молодца!
Руководитель,
владеет свободно
двумя языками,
кумир детворы.
Он на истребителе,
в лодке подводной,
в дзюдо на татами,
на лыжах с горы…»
Преемник заметил
спокойно, но строго:
«У нас, между прочим,
фуфло не в ходу.
Мы всяких там этих,
кто балует много,
в сортире замочим,
имейте в виду!»
Всё ездит куда-то,
всегда он в дороге.
По-новому правит,
не спит от забот.
Помог он богатым –
понизил налоги,
и бедных избавил
от всяческих льгот.
Заборы поближе,
местами, поставил
и праздничным датам
сменил имена.
Кого пожурил,
а кого-то восславил,
кого-то отмазал
на все времена,
Бездумный грабеж,
и развал узаконил,
из кучи проблем
не решил ни одной,
и чем он хорош
так никто и не понял,
но всюду и всем
он любимый, родной.
Вот он – и медведь.
Вот тигрёнка поймал он.
Кому там ещё
подарить что-нибудь?
Рулил бы и впредь,
как ни в чем ни бывало,
но время течет,
и пора отдохнуть.
Ворует-торгует
братва от безделья.
В руинах дворца
все лотки да ларьки.
В руинах гай-гуй
и раскаты веселья,
пиры без конца –
отдыхают царьки.
При бабках, в законе
всё можно оспорить,
плевать на устои,
валять дурака…
А чтобы никто
не додумался строить,
он друга привел – пусть
присмотрит пока.
И новенький те же
завёл разговоры,
всё так же умело
дурача народ:
– Чуток подождите,
насытятся воры,
тогда и для честных
наступит черёд…
А люди ругают
начальство устало,
кто в Бога и в душу,
кто в мать-перемать:
– Да разве ж бывает,
чтоб вору хватало?!
Да ежели б так,
на хрена ж воровать?
Не только блатные,
охрана ворует!
Мздоимцы достали,
ну просто беда.
– Поймите ж родные,
возврата не будет,
что взятки берут,
это есть, это да…
– На стройке Дворца
хоть зарплату платили,
все люди, как люди,
начальство скромней.
– Идеи Творца
вам мозги замутили!
Халявы не будет,
забудьте о ней!
Вы видели прежде
такие витрины?!
Становится лучше,
смотрите, всё есть:
бордели, одежда,
крутые машины!
– Видали и круче,
но нам бы поесть…
Соседи лихие
опять угрожают…
– Какие проблемы?!
Построим забор.
Кто там говорит:
«Мастера разбежались»?
Что значит, «не помним,
как делать раствор»?
Чтоб не было больше
таких разговоров!
Совсем одичали.
Да что говорить,
здесь выход один:
расстрелять паникеров.
Нет, рано… сначала
слегка пожурить.
Нам ныть не престало.
Всё преобразуем.
Такие дела,
обалдеет весь свет!
Охрана достала?
Переименуем.
Секьюрити взятки брала?
– Ещё нет…
А что им, ворАм, –
удивляются люди, –
коль денежки всласть
и хапужность в крови.
Кто раньше не брал –
тот и дальше не будет,
а вор будет красть,
хоть горшком назови.
Народ-то дурачат,
да всё по закону.
А он и не плачет –
начальству видней.
Хоть плачь, хоть не плачь –
с каждым днём, неуклонно:
богатый – богаче,
а бедный – бедней.
Кто хапнул немало
теперь веселится,
цветет он и пахнет,
а время идет.
Печальным подвалам
покой и не снится:
то где-то бабахнет,
то вдруг упадет.
Мелькают на стройке
какие-то лица:
сломал – испарился,
схватил и исчез.
Мы в общей попойке
стремимся забыться.
Народ поделился:
с деньгами – и без.
А тот обещает:
«Еще будет лучше!»
А те говорят:
«Потерпите чуть-чуть».
Но время сгущает
над свалками тучи,
и нет фонаря,
чтобы высветить путь.
Нас били до крови.
Нас били до стона.
Свои и чужие,
до звона в ушах.
Мы клали мечту –
витражи и колонны.
Ваяли скульптуры,
живя в шалашах.
Мы строили что-то,
мы что-то лепили,
мы что-то месили,
меняли уклон,
любили кого-то,
кого-то лупили.
Держись, что есть силы,
второй Вавилон!
Где находится Вавилон
Вавилон
Где находится Вавилон
История Вавилона
Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории. Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город. Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км.
Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. э. военные успехи сошли на нет, город рушили и грабили.
Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. э. положил конец правлению III Вавилонской, или касситской династии. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения.
В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.
В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца.
Культура Вавилона
Падение Вавилона
«Золотой город», «слава царств» и «красота Халдеи», как утверждали древние пророчества, был разрушен. «Как львы зарыкают все они, — предвещал великий пророк Иеремия, — и заревут как щенки львиные. Как сделался Вавилон ужасом между народами!».
Вавилон когда-то начал строительство башни, которая стала символом гордыни и богоборчества. Вавилонскую башню пытался строить Нимрод – сын Куша и внук Хама. Нимрод — царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Башня строилась, чтобы встать вровень с Богом и избежать нового всемирного потопа. Но стройка так и не была окончена, а пришла в запустение, как и все подобные проекты.
Питер Брейгель «Вавилонская башня»
Святитель Николай Сербский пишет:
«Почему исчез древний Вавилон? Потому что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств, и не будет более возноситься над народами (Иез. 29:15) или, согласно пророку Иеремии, он вознесся против Господа… восстал против Господа… (Иер. 50:24, 29). Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. А пророк Исайя изрек: И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис. 13:19). Произошло то, что было предсказано. Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой.
Вавилонское пророчество
Исайя 13:
19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,
Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
20. Не заселится никогда,
И в роды родов не будет жителей в нём.
Не раскинет Аравитянин шатра своего,
И пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нём звери пустыни,
И домы наполнятся филинами;
И страусы поселятся,
И косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их,
И гиены — в увеселительных домах.
Исайя 14:
1. Близко время его, И не замедлят дни его.
Исайя 14:
23. И сделаю его владением ежей и болотом,
И вымету его метлою истребительною.
Говорит Господь Саваоф.
Иеремия 51:
26. И не возьмут из тебя камня для углов,
И камня для основания.
Но вечно будешь запустением,
Говорит Господь.
43. Города его сделались пустыми,
Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт
ни один человек,
И где не проходит сын человеческий.
Читайте также
Вавилон, это где сейчас и какая страна — история великого древнего города, кратко
Вавилон — самый известный город древней Месопотамии, руины которого лежат на территории современного Ирака в 59 милях или 94 километра к юго-западу от Багдада. Считается, что слово «Вавилон» происходит от слова bav-il или bav-ilim, что на аккадском языке того времени означало «Врата Бога» или «Врата богов».
Вавилон что это такое
Древний город обязан своей славой или позором благодаря многочисленным ссылкам на него в Библии. В Книге Бытия, глава 11, Вавилон показан в истории о Вавилонской башни, и многие евреи утверждают, что город был назван в честь путаницы, которая последовала после того, как Бог заставил людей начать говорить на разных языках, чтобы они не могли достроить свою великую башню до небес (на иврите бавель означает «беспорядок»).
Вавилон также занимает видное место в библейских книгах Даниила, Иеремии, Исайи и в первую очередь в Книге Откровения. Именно эти библейские ссылки вызвали интерес к месопотамской археологии и экспедиции немецкого археолога Роберта Колдевея, который первым раскопал руины Вавилона в 1899 году нашей эры.
Помимо греховной репутации, данной ему в Библии, древний город известен своим фантастической архитектурой, образованием и культурой, в этом величественном городе сформировался один из первых правовых законов на 282 параграфа, которые регулировали многие аспекты в производстве, торговле, брачно-семейных отношениях, а так же частного и уголовного права.
Висячие сады Семирамиды, пожалуй это визитная карточка города, сады представляли собой искусственные террасы со всевозможными растениями, орошаемые машинами, которые древние писатели называли одним из семи чудес света.
Вавилонская математика, космология и астрономия пользовались большим уважением, и считается, что там учился Фалес Милетский, известный как первый западный философ и что Пифагор разработал свою знаменитую математическую теорему, основанную на вавилонской модели.
Кто построил Вавилон
Вавилон был основан до 23 века нашей эры, известная история Вавилона начинается с царя Хаммурапи, (годы его правления 1792-1750 до нашей эры). Этот малоизвестный аморейский принц взошедший на престол после отречения своего отца, короля Син-Мубаллита, и довольно быстро превратил город в один из самых могущественных и влиятельных во всей Месопотамии.
Своды законов Хаммурапи хорошо известны, но являются лишь одним из примеров политики, которую он проводил для поддержания мира и поощрения процветания. Он расширил и возвысил стены города, участвовал в больших общественных работах, включая роскошные храмы и каналы, и сделал дипломатию неотъемлемой частью своей администрации.
Он был настолько успешен как в дипломатии, так и в войне, что объединил всю Месопотамию под властью Вавилона, который в то время был крупным городом в мире, и назвал свое царство Вавилонией.
После смерти Хаммурапи его империя распалась, и Вавилония уменьшилась в размерах и масштабах, пока Вавилон не был легко разграблен хеттами в 1595 году до нашей эры. Касситы последовали за хеттами и переименовали город в Карандуниаш. Значение этого имени неясно.
Затем ассирийцы вслед за касситами захватили регион, и во время правления ассирийского царя Сеннахирима, (годы его правления 705–681 до нашей эры) Вавилон восстал. Сеннахирим приказал разграбить, разрушить город, чтобы преподать урок другим, но он был убит своими сыновьями.
Его преемник Асархаддон (годы его правления 681–669 до нашей эры) восстановил Вавилон и вернул ему былую славу. Позже город поднял восстание против Ашшурбанипала из Ниневии (годы его правления 668-627 до нашей эры) который осадил и разгромил город, но не причинил ему большого ущерба.
После падения Ассирийской империи, халдей по имени Набополассар занял трон Вавилона и благодаря нужным союзам, создал Нововавилонскую империю. Его сын, Навуходоносор II (годы его правления 604-562 до нашей эры) отремонтировал город, который стал занимать 900 гектаров земли и мог похвастаться самыми красивыми и впечатляющих зданиями во всей Месопотамии.
Говорят, что именно в нововавилонский период, во время правления Навуходоносора II, и были построены Висячие сады Вавилона и построены знаменитые ворота Иштар.
Нововавилонская империя продолжилась после смерти Навуходоносора II, и Вавилон продолжал играть важную роль в регионе под властью Набонида и его преемника Валтасара. В 539 году до нашей эры империя пала перед персами под предводительством Кира Великого в битве при Описе.
При персидском правлении Вавилон процветал как центр искусства и образования. Кир и его преемники очень уважали город и сделали его административной столицей своей империи.
Через 200 лет Персидская империя пала перед Александром Македонским в 331 году до нашей эры, он также очень почитал город, приказав своим людям не разрушать здания и не приставать к жителям.
Что случилось с Вавилоном кратко
После смерти Александра в Вавилоне в 323 году до нашей эры, его преемники сражались за его империю в целом и за город в частности до такой степени, что жители бежали в поисках своей безопасности. Когда в 141 году до нашей эры этим регионом правила Парфянская империя, Вавилон был заброшен и забыт.
Город неуклонно падал в руины и даже во время кратковременного возрождения под властью Сасанидской империи так и не достиг своего былого величия.
Во время завоевания этой земли мусульманами в 650 году до нашей эры, все, что осталось от Вавилона, было сметено и со временем похоронено под песками.
Древнее государство Вавилон
Когда существовал Вавилон?
Около 4 тыс.лет назад на территории между двух полноводных рек, там, где Тигр и Евфрат почти сближались друг с другом, народ амореи создал собственное государство Вавилонию со столицей городом Вавилоном (что в переводе с древнего языка означает «врата бога»).
В это же время в Двуречье существовало много могущественных и богатых городов-государств, однако именно Вавилон в честной борьбе завоевал себе право считаться главным государством Месопотамии.
Что такое Двуречье?
Тигр и Ефрат были реками с непростым «характером»: каждое лето они очень широко разливались, ломая и затапливая все на своем пути: селения, пастбища, дороги, посевы и т.д. Однако, уходя в свое русло, реки компенсировали людям неудобства тем, что оставляли взамен слой питательного ила, очень полезного для почвы. Удобренная илом земля Двуречья была необычайно плодородной, и люди, жившие на ней, стали самыми древними земледельцами. Они уже в первобытное время научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.
По каким законам жили в Вавилоне?
Кто такой Навуходоносор?
Одним из самых известных вавилонских правителей был царь Навуходоносор II, который правил Вавилонией (тогда она уже называлась Нововавилонским царством) с 605 по 562 гг. до н.э.
Навуходоносор показал себя прекрасным военным начальником. Заняв трон Вавилона после своего отца, он без труда завладел Сирией, Палестиной, Финикией, покорил Иудею, пленив несколько тысяч человек, а также подчинил себе древние государства Эдом и Тир.
Каким языком пользовались в Вавилоне?
Какая была религия в Вавилоне?
Жители Вавилона, как, впрочем, и все древние жители нашей планеты, были очень близки к природе. Они наделяли божественными силами все, что видели вокруг себя: солнце, землю, дождь, ветер, грозу, луну и т.д. Поэтому все боги, которые управляли жизнью вавилонян, были неразрывно связаны с силами природы.
Также вавилоняне верили в бога луны и растений Син, который отвечал не только за все цветы и травы Вавилона, но и стада. Не менее могущественным был бог солнца Самас, от которого зависела жизнь всего живого на земле, а также богиня войны, охоты и плодородия Иштар.
Как исчезла цивилизация Вавилона?
Древний Вавилон – мегаполис древнего мира
Содержание:
Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.
Где находится Вавилон
Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.
Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.
Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.
Карта Вавилонского царства.
История
История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.
Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.
Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).
В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – Ассирия.
Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.
Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.
Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.
Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.
Падение
Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.
Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание персов против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.
Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.
Архитектура
Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.
Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.
Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.
Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.
Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.
В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.
Религия
Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.
Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.
Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.
Культура
Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.
Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.
Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.
В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.
Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.
Искусство
Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.
Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.
А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.
А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.
Видео
И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».
Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.
Похожие публикации:
5 комментариев
Вы библию каким местом читали? Навуходоносор не строил башню, слияние языков произошло за долго до Иудеи, после потопа когда размножился Ной, был один язык, и они возгордились захотев построить башню, но Бог смешал их языки и они разошлись по земле недостроев башню. Так появились народы. После Ноя смешание языков примерно было через 100-400 лет, Иудея возникла после Ноя примерно через 600-900 лет, а когда Иудея была переселена в Вавилон после Ноя прошло примерно 1800-2300 лет. В то время когда Навуходоносор переселил Израиль в Вавилон, разница во времени 2000 лет со смешанием языков а вы пишите, что это было в одно время. Какая глупость……
Николай, увы, но мы не трактуем слияние языков как реально историческое событие, скорее это просто легенда, тем не менее легенда философская, практически притча. Так же и всемирный потоп нельзя трактовать как историческое событие и Ноя нельзя считать реальным историческим лицом, как впрочем и Адама и Еву, Каина и Авеля. Надеюсь Вы различаете в каким местах Библия говорит о реальной истории, а в каких о легенде-притче?
И разумеется в Вавилоне не было никакого слияния языков, его с ним связала легенда.
Все это так интересно и так волнительно. Хотелось бы на мгновение оказаться там…Конечно, вся история трактуется теми, кто ее описывает, кто ее подгоняет под себя, извращает, мифологизирует, переписывает. И это надо со смирением принимать. Доказательная наука – единственное, на что надо опираться и принимать во внимание, а не амбиции и гордыню тех, кто закомплексован и обделен. А Библию писали люди, мужчины, очень захватывающее чтение, как авантюрный роман. Тема, которую можно обсуждать вечно…
Павел, в историческом плане, даже если рассматривать легенды (Вавилонская башня и смешение языков) – необходимо их публиковать именно в той последовательности и порядке, как они представлены в источниках. Тем более что ваш сайт как раз и отображает историю. На мой взгляд, любое искажение может нести серьёзные последствия в восприятии истории как науки в целом. Вольная трактовка фактов (пусть для вас она является легендой) и повествований дошедших до нас из глубины веков – негативно скажется на дальнейшем понимании течения исторических событий, умалит доверие к историческим очеркам и подорвёт репутацию всего исторического сообщества в глазах молодого поколения.
И ещё одна заметка: очень мало информации о деятельности правителей Вавилона. Хотелось бы узнать больше из одной статьи. Но это не обязательно, у каждого свои запросы. Признаюсь, я многое узнал нового из вашей работы.
Владимир, спасибо за Ваш отзыв и конструктивную критику.