вторчермет что это такое
Значение слова «вторчермет»
вто̀рчерме́т
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обмолвиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «вторчермет»
Предложения со словом «вторчермет»
Понятия, связанные со словом «вторчермет»
Троллейбусное движение в городе Рубцовске Алтайского края открылось 28 декабря 1973 года. Рубцовск стал вторым городом в крае, где появился этот вид транспорта. По состоянию на 2016 год в городе имеется 2 маршрута, весь парк обслуживает единственное депо. 28 декабря 2013 года отмечалось 40-летие открытия троллейбусного движения в городе Рубцовске.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «вторчермет»
Представители «Вторчермета» города объяснили, что металл в основном состоит из крупногабаритных труб увеличенной длины – 20 метров.
Что «Вторчермет» не имеет транспортных средств, позволяющих отвезти эти ценные изделия на переплавку.
– Узнал я, и последнее место, где он работал. Только это на другой стороне города. «Вторчермет» – есть такая организация.
вторчермет
вторичные чёрные металлы
Смотреть что такое «вторчермет» в других словарях:
вторчермет — вторичные черные металлы … Словарь сокращений русского языка
Вторчермет (Екатеринбург) — Вторчермет Чкаловский район Екатеринбурга Год основания: 1942 год … Википедия
Свердловский завод Вторчермет — построен в 1941 1942 на базе эвакуированных в Свердл. Киевского и Днепропетровского з дов ВЧМ с проектной мощн. 60 тыс. т металла в г. В период ВОВ предприятие перерабатывало военный металлолом, поставляя черные и цветные металлы на з ды У. С… … Уральская историческая энциклопедия
Екатеринбургский трамвай — Трамвайная система Страна … Википедия
НЛМК-Сорт — Тип Общество с ограниченной ответственностью Год основания 2009 Расположение … Википедия
Свердловский трамвай — Екатеринбургский трамвай Трамвайная система Страна: Россия Город … Википедия
Улица Титова (Екатеринбург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Улица Титова. Улица Титова Общая информация Район Чкаловский Жилой район Вторчермет Прежние названия … Википедия
Список улиц Екатеринбурга — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Екатеринбург … Википедия
Красноармейский район Волгограда — Красноармейский район саня Волгоград Площадь: 230 км² … Википедия
Борис Рыжий, «золотая» школа и родина ЕЖК
Вторчермет: как появился этот микрорайон Екатеринбурга и чем он живет сегодня
Микрорайон Вторчермет, находящийся за мостом Ботанического, только на первый взгляд может показаться непримечательным. Район собрал в себе многое: и заводы, и парки, и лес, и майонез. Здесь будет приятно прогуляться со знатоком поэзии Бориса Рыжего — тогда эти тихие улочки сразу обретут новый смысл. IMC вместе с компанией «Атомстройкомплекс» продолжает проект, в котором рассказывает об истории районов Екатеринбурга, а местные жители делятся впечатлениями о сегодняшней жизни в этих частях города. Как вы уже поняли, четвертый материал цикла посвящен Вторчермету.
История района
Все началось со скотобоен
До появления крупных предприятий на юг города, в район улицы Юлиуса Фучика, были перенесены несколько скотобоен. В 1930-е на этом месте решили построить мясокомбинат, рядом с которым возник поселок Мясохладстрой. Он появился на пересечении улицы Титова и Рижского переулка — основа будущего Вторчермета. Дома были двухэтажными, строили их из бруса, но сперва кажется, что они каменные и выглядят лучше, чем деревянные постройки того времени в других районах.
С установлением власти Советов к строительству заводов и прилегающих к ним микрорайонов подходили очень внимательно, старались продумать все самое необходимое и сделать удобную навигацию, как например, на Уралмаше. Но Великая Отечественная война изменила все. В 1940-е в срочном порядке в Свердловск были эвакуированы несколько десятков предприятий, в том числе и на территорию будущего Вторчермета. Пришлось экстренно застраивать местность и времени строить детализированные планы не было. Именно благодаря появившейся инфраструктуре у района появилась настоящая жизнь.
Эвакуация
К началу Великой Отечественной войны на Вторчермете кроме Мясохладстроя и леса ничего не было, город заканчивался на улице Южной, а трамвай и вовсе ходил только до Южного автовокзала. Все изменилось в 1942 году, когда цеха мясокомбината стали основой для заводов, эвакуированных к нам из Москвы, Ленинграда, Киева. Место застройки было выбрано неслучайно: с одной стороны, железнодорожная линия, с другой автомагистраль. По железной дороге сюда доставляли оборудование и архивы, старались перевезти все, что только возможно, чтобы сократить время на строительство, и простой по времени был минимальным. Территорию обустроили быстро — меньше, чем за шесть лет. Часть производства была организована под открытым небом, как и в других районах Свердловска.
Эвакуированные предприятия были объединены в завод Резинотехнических изделий. РТИ стал изготавливать резиновые детали для машиностроения — вообще все предприятия в то время обеспечивали нужды войны вне зависимости от профиля. Строительство цехов активно шло в течение 1940-х годов, жилые дома в то время строились неактивно. Уже после войны, в 1949 году было решено строить ЕЖК — Екатеринбургский жировой комбинат. Несмотря на периодические выбросы в атмосферу, завод остается одним из самых любимых горожанами предприятий, в первую очередь из-за легендарного майонеза ЕЖК.
А завод Вторчермет — самый крупный на районе, эвакуированный из Киева, занимался переработкой металла. Переработанные материалы отправлялись на НТМК и ЧТЗ. Примечательно, что центр района, призаводская площадь, даже никак не была оборудована под рекреационную зону, потому что строить надо было быстро и воздвигали только самое необходимое. То же и среди жилой застройки: архитектура очень простая, но разных стилей. Можно встретить и аскетичные конструктивистские, сталинские дома.
Планировка района, как и многих других, очень простая, ведь главное, чтобы можно было быстро добраться до всей необходимой семье рабочего инфраструктуры: до работы, до школы и других учебных заведений. Поэтому на бывшей улице Водопроводной, ныне Титова, можно было найти все необходимое. А вот здания рекреационного толка были уже построены после войны. Например, Дом культуры «Вторчермет» обеспечил район кинотеатром и детскими секциями. Правда, здание странно расположено: задом наперед, фасадом от улицы.
В 1962 году открылся кинотеатр «Южный», построенный в лучших традициях советского брутализма. Но сейчас он мало чем похож вообще на какую-либо архитектуру вообще. Все в стекле, повсюду вывески — кошмар реконструкций нулевых.
На Вторчермете также располагается производство кукурузных палочек «Витек». Многие жители считают, что правильно говорить «Витёк», но компания была зарегистрирована в Польше под названием «Витаполярос» по имени польского партнера Витольда, и произносятся палочки тоже по-польски — «Витэк».
Рыжий на Вторчермете
Помнишь дождь на улице Титова,
что прошел немного погодя
после слёз и сказанного слова?
Ты не помнишь этого дождя!
Помнишь, под озябшими кустами
мы с тобою простояли час,
и трамваи сонными глазами
нехотя оглядывали нас?
Вторчермет сегодня
Возле перекрестка Аптекарской улицы и Сызранского переулка есть небольшой пруд. Раньше там находились шахты золотодобытчиков, а после затопления появился водоем, который местные окрестили «Мухой». Когда-то в нем купались, кто-то даже тонул в поисках приключений. Позже его затянуло тиной и место стало совсем жутким. Сейчас его расчистили, даже плавают уточки, а рядом выстроился жилой комплекс «Дом у пруда».
Золотая школа
В августе 2019 года усилиями бизнесмена Андрея Симановского был проведен ремонт в 106-й школе. В школе появилась золотая лепнина, бра в форме подсвечников, мраморные полы. Многие критиковали Симановского за крикливый и вычурный дизайн школы. Блогер Илья Варламов назвал его «аляповатой цыганщиной», вредной для детей.
Вторчермет глазами его жителя
О том, как живется на районе сегодня, расскажет программист, музыкант, автор подкаста «Без связи» Константин Бащенко. Константин здесь вырос и недавно совместно с Urals и ребятами из Ельцин центра сделал футболки, посвященные Вторчермету.
Почему именно Вторчермет?
— Родился я в Нижнем Тагиле, но почти сразу оказался здесь. Мы несколько раз переезжали, но в пределах района. Здесь удобно, очень тихо и есть много парков, по которым приятно гулять. Вообще, мне кажется, Вторчермет хороший вариант для жизни даже с экономической стороны — с появлением Академического и Солнечного он не выглядит таким уж отдаленным, а цены на жилье здесь низкие. И трамваи есть, которые существенно разгружают дорогу.
Атмосфера
— Я сейчас много путешествую: жил в Париже, Вене, Нью-Йорке, общался с разными людьми, но несмотря на все это Вторчермет во мне остается, это некий базис, я тут развивался как личность, поэтому я грубоват. И эта грубость и прямолинейность помогает мне в жизни. В моем понимании он такой, это район попроще, но в хорошем плане. Вообще, простота — это ключик к сердцам. Я позитивно отношусь к Вторчермету, хотя я видел здесь много всего, но это не особенность района, скорее времени.
Для меня Вторчермет — это и Елизавет, и Керамика, потому что нечего плодить сущности, ведь это одно и то же. В районе Елизавета есть много старинных зданий, потому что там есть река, видимо, была какая-то фабрика, старинные мосты, еще здесь можно прогуляться по лесу.
А дальше есть Старая Линза — крутейший карьер. О нем я узнал не так давно, но еще до его затопления. Раньше там можно было гулять, даже какие-то фильмы там снимали, а потом завод перестал откачивать воду и его затопило. И сейчас, когда тепло, там можно плавать, ощущая под тобой верхушки деревьев, и ты будто летишь над ними. Это очень крутое место, это не совсем Вторчермет, но ехать минут 15-20. Самое любимое место на Вторчермете — пруд «Муха», раньше оно было умирающим, зеленым и химическим, а сейчас здесь уточки, гулять приятно.
Инфраструктура
— Транспорт — большая беда Екатеринбурга, я до сих пор не понимаю зачем городу необходимо подземное метро, когда гораздо эффективнее будет наземное. Автобусы и маршрутки бесконечно стоят в пробках, но трамваи выручают. Мне очень нравилось ездить в институт с утра, ехать долго, и можно было что-то почитать, я так даже языки учил, потому что в течение дня и вечером на это сложно выделить время. С одной стороны, здесь не хватает какого-то молла, а с другой — ну и ладно, ведь есть большие продуктовые магазины. Да и рынок Ботанический перенесли ближе к Керамике.
Раньше не хватало спортивных учреждений, но и сейчас здесь меняется все в лучшую сторону. Мне, конечно, хотелось бы покататься на скейте здесь. Я катаюсь с детства, но хороших условий для этого не было ни тогда, ни сейчас. Недавно я во дворе разговорился с мальчиком. Он катает на гигантском лонгборде, который раза в три больше него. Он показал мне что умеет и это круто, только кататься ему тоже особо негде, скейтпарка не хватает. Я очень люблю кататься на велосипеде, и иногда мы отсюда ездим на Елизавет, потом на Уктус — по Уктусским горам кататься, у нас даже есть свой маршрут километров на 20. Дороги для велика более-менее приспособлены.
От Дома культуры РТИ до Ювелирной вниз есть горочка — моя любимая часть. Можно развить гигантскую скорость и это прекрасно. Там же еще парк есть с белочками, можно остановиться и покормить их.
Приобретут всеевропейский лоск
слова трансазиатского поэта,
я позабуду сказочный Свердловск
в районе Вторчермета.
Пусть Вторчермет гудит своей трубой.
Пластполимер пускай свистит протяжно.
И женщина, что не была со мной,
альбом откроет и закурит важно.
Борис Рыжий написал это стихотворение в 1998 году, и с тех пор на Вторчермете многое изменилось. Очищен от тины и мусора пруд «Муха», а в парке Камвольного комбината, где часто гулял поэт, вдохновляясь «сонными глазами» идущих мимо трамваев, наконец зажглись фонари.
Обновление Вторчермета продолжается. В тихом районе на улице Дорожная «Атомстройкомплекс» возводит большой жилой комплекс «Весна». На сегодняшний день он является самым демократичным проектом компании. Дома порадуют жильцов повышенным уровнем комфорта и безопасности, а для района жилой комплекс станет очередным шагом в развитии.
Фото: 1723.ru; Марина Молдавская / IMC.
Вторчермет: история созидания
Подотрасль по заготовке, переработке и поставке металлолома, организованная в 1922 году, начала развиваться по сути дела с нулевой отметки, в основном за счет собственных сил и средств, а также инициативы ее специалистов.
В самом начале производственные площади не имели никаких подъемно-транспортных средств, все погрузочно-разгрузочные работы выполнялись, как правило, вручную, широко использовался для транспортировки заготовленного лома гужевой транспорт, отгрузка металлолома осуществлялась по железной дороге, при этом загрузка вагонов производилась ручным способом.
Кстати сказать, что вплоть до сороковых годов в некоторых цехах «Втормет» не было подъемно-транспортных средств. Даже в настоящее время, в так называемых приводных цехах «Втормет» (в основном на малых реках с ограниченным сроком навигации), погрузка металлолома в суда производится вручную, так как указанные цехи не оборудованы специальными причалами и кранами для погрузки лома.
Переработка металлолома в течение 10-15 лет в основном производилась с помощью самодельных ножниц, копров с ручным приводом, керосинорезами. Основным же способом была ручная сортировка металлолома по видам лома, габаритам.
Таким технологическим процессам, как контроль металлолома на радиационную безопасность, взрывобезопасность внимания не уделялось.
Вместе с тем, на западе уже существовали механизированные технологии переработки металлолома (в основном прессование и ножничная резка) и это, естественно, весьма интересовало специалистов подотрасли.
Состоящая к 1934 году из 71 конторы и 131 перевалочной площадки подотрасль с низкой их оснащенностью, уже не могла удовлетворить потребителей металлолома, как по его качеству, так и по количеству.
И уже с 1935 года на Украине, в России было начато строительство заводов по переработке металлолома.
Основным техническим оснащением этих заводов было подъемно-транспортное оборудование и импортные гидравлические прессы усилием 90-600 т.с.
Подачу, маневрирование и вывод железнодорожных вагонов осуществляли маневровые бригады Министерства путей сообщения, в последствии эти функции стали осуществлять сами предприятия «Вторчермет», организовав у себя транспортные цехи. В качестве маневровых средств использовались паровозы (серии 9П,Ов3 и др.).
Характерно, что в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на заводы «Вторчермет» и металлургические заводы стало закупаться за рубежом ломоперерабатывающее оборудование (в основном — пресса).
Построенные до Великой Отечественной войны и во время войны заводы «Вторчермет» сыграли очень важную роль в обеспечении металлургического комплекса страны подготовленным к плавке металлоломом. Эти же заводы были основными пунктами приемки и переработки металлолома с территорий военных действий.
Организовывал сбор и отгрузку военного лома на заводы «Вторчермет» уполномоченный Комитета обороны страны Балясников Василий Иванович — бывший начальник «Главвтормета» в 1939-1942 гг.
При Балясникове В.И. (1939 год) «Главвтормет» получил в распоряжение служебное здание по Казенному переулку, дом 1, где до настоящего времени размещается ЗАО «Втормет».
При плановом хозяйстве существующая система учета ломообразования и заготовки металлолома не обеспечивала вовлечения в народнохозяйственный оборот этого ценнейшего металлургического сырья. Требовалось жесткое государственное регулирование и контроль за этими процессами.
Эти меры были осуществлены постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 февраля 1940 года № 262.
Именно этим постановлением было определено значение лома, как основного сырья для выплавки стали, повышена ответственность руководителей предприятий-ломосдатчиков, а «Главвтормет» получил права контроля за работой копровых цехов всех Наркоматов и предприятий-ломосдатчиков, была введена система премирования за заготовку металлолома.
Таким образом, указанным Постановлением к подотрасли вторичных металлов было привлечено внимание не только центральных государственных органов, но и руководителей регионов, предприятий.
По просьбе руководителей предприятий «Вторчермет» в регионах начали выделяться участки для организации приемных пунктов металлолома. Последние оснащались полноповоротными (типа ППК, ГПК) и козловыми кранами.
Для переработки металлолома устанавливались аллигаторные ножницы и пакет-пресса усилием до 100 т.с. (пресс ПГ100).
Программа расширения заготовительной сети «Втормет» и ее оснащение осуществлялась совместно с предприятиями аппаратом Тлаввтормета» в лице его первых руководителей Матвеева П.В. (работал с 1942 по 1951 гг.), Воднева Г.Г. (работал с 1951 по 1957 гг.), Романова В.Д. (работал с 1958 по 1969 гг.).
Особый вклад в дело развития подотрасли в этот период внес Воднев Г.Г. — заместитель министра, начальник Главвторчермета.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О мерах по улучшению сбора лома черных металлов» от 23 марта 1951 года № 927, впервые в стране была введена статистическая отчетность по металлолому, даны разрешения на организацию при управлениях и отделениях по заготовке металлолома хозрасчетных автобаз с наличием не менее 25 автомашин в каждой, разрешено издавать за счет отчислений от прибыли фонды начальника производственно-заготовительных управлений и отделений, фонды директора автобаз, предприятия «Вторчермет» получили ряд финансовых льгот, материальное обеспечение.
Буквально через два года выходит постановление Совета Министров «О мероприятиях по улучшению заготовки лома черных и цветных металлов» от 7 сентября 1953 года № 2335, в котором предусматривается ряд организационных мер по улучшению сбора металлолома, даются поручения министерствам и ведомствам, советским органам на местах об оказании помощи предприятиям «Втормет».
Эти решения Правительства принимались не только по инициативе руководителей Гдаввтормета, но и при непосредственном личном участии министра металлургической промышленности товарища Тевосяна И.Ф.
Вплоть до 1965 года в стране шел процесс расширения сети приемных пунктов металлолома, традиционно они оснащались кранами собственного производства, алигаторными ножницами Азовского завода КПО, прессами усилием 100 т.с., 250 т.с.
Финансирование указанных работ осуществлялось за счет централизованных капитальных вложений, а также за счет средств предприятий. При этом, очень во многих случаях не разрабатывалось детальной проектной документации, а строительство (или организация) приемных пунктов шло по схемам, либо по чертежам, разработанных специалистами предприятий «Вторчермет». Частично проектно-сметная документация на строительство объектов разрабатывалась проектным отделом подотрасли в г. Свердловске.
Уже в 1965 году в подотрасли насчитывалось более 1400 заводов, цехов, участков «Вторчермет». И она все более стала приобретать черты промышленного производства, сохраняя и упрочняя при этом свои заготовительные функции.
В 1965 году Главное Управление Главвтормет было преобразовано во Всесоюзное промышленное объединение «Союзвторчермет», в состав которого вошло 78 республиканских, краевых и областных производственно-заготовительных управлений. Подотрасль получила прочную финансовую основу, возросли возможности по дальнейшему ее развитию.
Естественно, новые задачи, стоящие перед подотраслью, требовали создания научной, проектной базы, служб заказчиков строительства, собственной ремонтной базы, производства ломоперерабатывающего оборудования.
Важнейшую роль в развитии подотрасли сыграл созданный в 1962 году в г. Липецке научно-исследовательский и проектный институт «ВНИПИвторчермет». Основоположниками института были: Довгий Иван Иванович (директор), Черноиванов Георгий Андреевич (главный инженер), Анкудинов Николай Васильевич (заместитель директора).
В составе института работали лаборатории: ресурсов металлолома, металлофонда, технологическая, по переработке легированного металлолома, экономическая, оборудования и механизации, металлургическая, труда и нормативов и полный комплект отделов по проектированию предприятий, в том числе группа изыскателей.
Впервые предприятия подотрасли от института получили всю нормативную базу по своему роду деятельности. Были разработаны: государственный стандарт и технические условия на лом и отходы черных металлов, технологические инструкции, принципиальные технологические решения участков, цехов по заготовке и переработке металлолома.
Лаборатория ресурсов разрабатывала балансы ломообразования по стране и регионам, балансы потребности металлолома для металлургической плавки по конкретным потребителям. Все это позволило с достаточной достоверностью планировать размещение мощностей по заготовке и переработке металлолома.
Институтом выполнены десятки научно-исследовательских работ, которые легли в основу разработки новых технологических процессов, технических условий по изготовлению ломоперерабатывающего оборудования, систем АСУ и других.
Огромный вклад в этой области внесли специалисты института: Рудевский С.Г., Мерзлякова З.А., Попов Г.Ф., Волобуев В.Ф. и другие.
Проектно-сметная документация на объекты нового строительства, реконструкцию и техническое перевооружение, разработанная под руководством главных инженеров проекта: Иванова С.М.,
Винокурова С.А., Терехина А.И., Гнидина Б.И., Шорина С.Е., Фролова В.И. и других отличалась высоким качеством и экономичностью.
Эффективность проектных решений во многом определялась квалификацией и ответственностью руководителей и специалистов проектных отделов: Хорошевского Ю.А., Архипова П.И., Мануковского П.В., Слаута П.И., Рогулина Г.В., Карель-штейна Б.Л., Колесниковой J1.A., Терентьева П.Н.
Структурная перестройка управления подотраслью, внимание Правительства позволили к началу семидесятых годов создать в стране четкую, с государственным регулированием, систему заготовки металлолома.
Предприятия «Втормет» уже имели полную техническую возможность по организации самовывоза металлолома от ломосдатчиков, сбора бесхозного лома, практически большинство из них имели собственные автобазы, мобильное крановое оборудование, разъездные бригады сборщиков. Но, к сожалению, впоследствии с целью централизации автоперевозок, все автобазы предприятий были ликвидированы и в распоряжении их было оставлено незначительное количество автотранспорта для технологических нужд.
Это была крупная стратегическая ошибка по отношению к заготовительным организациям и сегодня, по истечении двух десятилетий, при рыночных отношениях, нам приходится снова заново создавать мощности по самовывозу металлолома.
К началу семидесятых годов в стране практически были созданы мощности по заготовке металлолома, но база по переработке лома не отвечала требованиям времени. Значительная часть активных фондов требовала замены, требовалось повышение культуры ремонтов и эксплуатации оборудования, возникла необходимость решения проблем по организации заготовки и переработки лома во вновь осваиваемых районах Сибири, Востока, утилизации объектов флота, в некоторых регионах страны мощности по переработке металлолома были недостаточны для подготовки к плавке всех объемов заготавливаемого металлолома. Например, в Тюменской области мощности по механизированной переработке составляли до 30 тыс.тонн в год, а ресурсы металлолома в связи с расширением деятельности нефтегазового комплекса многократно превышали возможности переработки.
На севере Магаданской, Архангельской, Камчатской областей образовалось большое количество металлической тары, а средств переработки ее не было.
В крупную проблему превратилась необходимость разделки объектов речного и морского флота, в особенности объектов, оснащенных атомными реакторами. Интенсивный переход металлургического комплекса на электропечную выплавку стали, строительство металлургических минизаводов ужесточили требования к качеству потребляемого металлолома.
Увеличение объемов переработки металлолома, повышение его насыпной плотности требовалось и с целью увеличения загрузки железнодорожных вагонов, ибо перевозка непереработанного (негабаритного) металлолома требовала в 2-3 раза большее количество вагонов.
Не менее серьезной проблемой стала недостаточная складская площадь многих заготовительных цехов, что сдерживало заготовку лома, требовалось увеличить скорость оборачиваемости складского металлолома, что можно было достичь, либо за счет расширения производственных площадей, либо за счет увеличения механизированных способов переработки.
Не менее важной задачей было и решение социально-бытовых проблем: обеспечение трудящихся бытовками, жильем, ликвидация жилья барачного типа, создание объектов отдыха и т.д.
Чтобы решить стоящие перед подотраслью задачи требовалось:
Основную организационную роль в развитии подотрасли осуществляли специалисты «Союзвторчермета», при самом активном и заинтересованном участии руководителей и специалистов предприятий «Вторчермет», проектировщиков института «ВНИПИвторчермет».
Прежде всего, была проведена паспортизация всех предприятий «Втормет» (проводил главный инженер ОКСа — Коротаев Ю.Н.), что давало возможность объективно оценивать производственные возможности, состояние социально-бытовых условий, инженерного обеспечения каждого цеха, участка «Вторчермет».
На основе предложений предприятий, анализа действующих объектов «Вторчермет», разрабатывалась годовая и перспективная программа нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения по каждому предприятию.
Эти программы позволяли определять потребность, в целом, по Союзвторчерме-ту объемов капитальных вложений, состав и количество ломоперерабатывающего и другого оборудования, материальных ресурсов.
Программа строительства объектов доводилась Союзвторчерметом до института «ВНИПИвторчермет» за два-три года до начала строительства, для разработки проектно-сметной документации.
Основным документом, определяющим состав планируемых к строительству объектов, были «Нормы технологического проектирования предприятий по переработке металлолома», разработанные институтом и утвержденные Министерством металлургии СССР по согласованию с Госстроем СССР.
Нормами предусматривался полный набор объектов для обеспечения деятельности производства, в том числе и обязательное создание ремонтной базы.
Полезную роль сыграли и повторно применяемые аналоги проектов на цехи мощностью 5, 10, 20, 50 тыс.тонн заготовки металлолома.
Вся проектно-сметная документация проходила экспертизу специалистами Союзвторчермета и стоимостью до 3 млн. рублей (в ценах до 1984 г.) утверждалась руководством Главка, а объекты строительства более 3 млн. рублей экспортировались и утверждались руководством министерства. Как правило, около 60-70% наших проектов брались на экспертизу в Госстрой СССР.
Всю работу по подготовке проектносметной документации, ее экспертизе вели сотрудники отдела капитального строительства Союзвторчермета — Челенкова Т.Н. и Коротаев Ю.Н.
Разработку годовых планов (форма 7) проводили сотрудники отдела — Макшан-цеваА.И., Маньков М.П., Баранов А.А.
Плановое и оперативное обеспечение финансовыми ресурсами объектов капитального строительства проводила начальник финансового отдела В ПО «Союзвтор-чермет» Уличкина В.И., специалист высочайшей квалификации и ответственности.
С 1977 года решением Правительства СССР мощности по переработке металлолома были включены в номенклатуру мощностей народно-хозяйственной значимости.
На строительстве новых объектов, реконструкции и расширении предприятий ежегодно работали строительные организации от 8 до 14 министерств и ведомств. Значительное количество объектов построено силами Минтяжстроя СССР (Свердловский, Алма-Атинский, Челябинский, Карагандинский, Кемеровский, Курский, Мурманский, Кустанайский, Усть-Каменогорский заводы, Белгородский, Оскольский и другие цехи).
Минпромстроем СССР построены: Уфимский, Тюменский, Калининградский, Ярославский, Вильнюсский, Ленинградский заводы, Гродненский, Элистинский, Калужский, Котласский, Нижневартовский, Сургутский, Новгородский, Йошкар-Олинский, Пензенский цехи и другие.
Минстроем СССР построены: Воронежский, Приморский заводы, Шевченковский, Владимирский, 6 цехов и заводов в странах СНГ и другие.
На объектах «Вторчермет», кроме того, работали организации Минвостокстроя СССР, Минсредмаша СССР, Миннефте-газстроя СССР, Минэнерго СССР, Главмосстроя и другие.
Планирование плана подрядных работ, подготовку документов для их защиты в подрядных организациях, Госплане СССР осуществляла старший инженер отдела Союзвторчермета Меловацкая И.А. и в появлении на карте страны новых, современных предприятий «Вторчермет» есть большая доля ее личного внимания и участия.
Для обеспечения инвестиционного процесса требовалось значительное количество оборудования, новых технологий. Эту работу по планам научно-исследовательских и конструкторских работ, совместно с институтом «ВНИПИвторчермет», выполняли технические службы Союзвторчермета, под руководством бывших главных инженеров Аверьянова А.П., Хомского Г.С., Черноусова А.М., специалистов технического отдела — Виноградова Н.Ф., Ермоловой И.В., Голубева В.К. и других.
Уже в середине семидесятых годов по техническим заданиям Союзвторчермета ломоперерабатывающее оборудование производили несколько машиностроительных заводов, в том числе: Новосибирский завод «Тяжстанкогидропресс» — пресса моделей Б 1642, БА 1642, БА 1338, ножницы моделей НО 340, ННО 340, НБО 340; Азовский завод КПО — ножницы гидравлические, аллигаторные; Одесский завод КПО — пресса усилием до 250 тонносил; Бузулукский завод — стружкодробильные установки (типа СДА-7, УДСВ-12).
По межправительственному соглашению Чехословацкий завод «ЖДЯС» начал выпускать достаточное количество прессов (модели СРА1250, СРА630, СРА400, П 450), ножниц — С 800, пресс-ножниц СРН630, СРН400.
Некоторое количество оборудования закупалось в Италии, Германии и в других странах Западной Европы.
Огромна заслуга Горьковского объединения «Вторчермет», где производилось ежегодно более двухсот полноповоротных кранов типа ГПК и козловых, типа К-09, до 20 мостовых кранов, сортировочные барабаны, копры типа К-26, грузозахватное оборудование.
К сожалению, с 1992 года по известным причинам спрос на все виды оборудования резко снизился и в настоящее время в России производство ломоперерабатывающего оборудования практически прекращено, по импорту за последние годы закуплено «Вторметами» шесть единиц ножниц и прессов, практически прекращено собственное производство кранов всех типов.
Большое значение для развития подотрасли сыграл хозяйственный способ строительства, за счет которого было технически перевооружено сотни цехов, строились бытовки, склады, расширялись подкрановые площади, возводилось жилье, внедрялись системы централизованного кислородоснабжения и т.п.
Подрядный и хозяйственный способ строительства требовал очень четкого материального обеспечения всеми видами строительных материалов, оборудованием. Кроме того, продукция собственного машиностроения, комплектуемая в основном за счет эксплуатационных фондов, также требовала большого количества металлопроката, кабельно-проводниковой продукции, пусковой аппаратуры, электродвигателей.
Организацию заявочной компании по комплектации материально-техническими ресурсами предприятий «Вторчермет» осуществлял отдел материально-технического снабжения и оборудования Союзвторчермета.
Можно с уверенностью утверждать, что профессионализм, личные и деловые качества специалистов Союзвторчермета всегда находили понимание и поддержку у руководства Министерства черной металлургии, Госплане, Госснабе, Стройбанке, Госстрое и других государственных органах.
Безусловно, роль аппарата ВПО «Союзвторчермет» в развитии подотрасли велика, но она не могла быть эффективной без заинтересованности в развитии руководителей и специалистов предприятий. Их вклад в общее дело так же огромен, и эта тема заслуживает отдельного изучения.
Вместе с тем, надо сказать, что ряд руководителей предприятий очень активно занимались развитием своих предприятий. К таким можно отнести:
К сожалению, по различным причинам, многие из указанных руководителей уже не работают.
Итоги развития подотрасли за период семидесятых и восьмидесятых годов значительны.
Так, за 1976-80 гг. построено вновь, реконструировано и технически перевооружено 172 завода и цеха «Вторчермет», введено в действие мощностей по переработке металлолома 7,367 млн. тонн, построено 50,6 тыс. квадратных метров жилья.
За 1981-1985 годы построено вновь, реконструировано и технически перевооружено 183 завода и цеха «Вторчермет», построено 53 тыс.кв.м жилья.
В 1983 году в подотрасли было ликвидировано жилье барачного типа.
За 1986-1990 годы построено вновь, реконструировано и технически перевооружено 135 объектов «Вторчермет», введено в действие 53,12 тыс. квадратных метров жилья.
Таким образом, к началу 1991 года в подотрасли была практически создана мощная база по заготовке и переработке металлолома, хотя некоторые проблемы в отрасли еще оставались.
В связи с децентрализацией плановой экономики назрела необходимость организации вывоза металлолома от ломосдатчиков силами предприятий «Вторчермет».
Руководство Союзвторчермета предвидело эти события и к этому времени в стране уже было организовано производство специальной автомобильной техники для сбора и вывоза металлолома.
В настоящее время ряд предприятий довели уровень самовывоза металлолома собственным транспортом до 60-70% от общего объема заготовки металлолома, но в регионах Урала, Сибири и Востока этот уровень очень низок.
В ближайшие годы может стать крупной проблемой переработка автомобильного и бытового металлолома из-за отставания в развитии мощностей по дроблению, по переработке чугунного металлолома и стружки.
Из-за высоких транспортных тарифов происходит накопление легковесного металлолома в периферийных цехах предприятий, а в некоторых регионах России (северные районы Магаданской, Камчатской, Тюменской областей) вообще прекращена заготовка металлолома.
Конечно, это проблемы не подотрасли «Втормет», они приобретают общегосударственный характер, в том числе и с экологической точки зрения.
С 1992 года после приватизации предприятий «Втормет» и с демонополизацией деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома развитие действующих предприятий резко приостановлено. За пять-семь лет предприятиями приобретено только четыре единицы ломоперерабатываюшего оборудования, новое строительство, расширение и реконструкция предприятий вообще прекращена.
Только немногие предприятия (Владимирское, Ульяновское) продолжают строительство, развивая при этом мощности, не связанные с переработкой металлолома.
За счет резкого увеличения числа коммерческих структур по скупке и реализации металлолома, в России резко возросло количество приемных пунктов металлолома, особенно цветного. Они организовываются на действующих предприятиях, на условиях аренды, на арендуемых землях у администрации регионов, колхозов и т.п., действуя при этом на одних территориях с предприятиями «Втормет».
Такая децентрализация этого вида деятельности не увеличила количества вовлекаемого в народнохозяйственный оборот металлургического сырья, а наоборот — резко ухудшила экологическую обстановку, а во многих случаях и криминализировала этот вид работ, побуждая к активному перераспределению собственности.
Эти тенденции, в конечном итоге, приведут к полной потере государственного влияния на этот вид деятельности, к потере преемственности в развитии, и как итог — к моральному и физическому износу созданных мощностей по переработке металлолома, непоправимому отставанию отечественных технологий по переработке и заготовке металлолома от мирового уровня.
Конечно, не очень хотелось, чтобы восьмидесятилетняя история развития и деятельности такой мобильной и организованной подотрасли вторичных металлов закончилась по прогнозам последних строк.
Сейчас надежда на все усиливающееся внимание и требования общественности по наведению порядка в деятельности закупки и реализации металлолома может, наконец, привести к принятию Закона «О вторичных металлах».
В современных условиях сотрудники ЗАО «Втормет» продолжают традиции своих предшественников и делают все возможное, чтобы обеспечить своих учредителей юридической, методологической и нормативной базой в условиях стабильности работы этой подотрасли.
Владимир Аркадьевич Маточкин
начальник службы капитального строительства Союзвторчермета
Журнал «Втоичные ресурсы» №2 2002 год