вспомогательный состав балета что это
Артисты балета
Артист (артистка) балета — квалификация танцовщика по окончании академии балета и получения диплома.
Солистка (солист) балета — положение (должность) артиста (артистки) балета в труппе театра.
Для поступления на должность артист проходит экзамен (фр. audition ) [1] и получает контракт в балетной труппе. Это положение определяется профессиональным техническим уровнем, природными данными, а также индивидуальностью (фр. personnalité ) [2] актёра, благодаря которой он может исполнить партию, воплотить образ. Правда бывают разноплановые артисты, которым доступны абсолютно противоположные роли, им сложно существовать в условиях традиционной системы театра, имеющей чёткие границы распределения ролей.
Содержание
Прима-балерина
Прима — это балерина исполняющая ведущие партии в балете. Партию Одетты и белое адажио может исполнять только Étoile (фр. fr: Étoile ) и прима-балерина (фр. fr: Vedette ), обладающая чистотой линий и возвышенностью образа, в котором были прекрасны Наталья Макарова (англ. Natalia Makarova ), Галина Уланова, Елена Рябинкина, Сильви Гилем, Светлана Захарова.
Приз «Балерина десятилетия» (2010) в проекте «Звёзды балета XXI века» в Москве получили сразу четыре балерины: Диана Вишнёва (Мариинский театр), Люсия Лакарра (Баварский государственный балет), Светлана Лунькина (fr.) (Большой театр) и Алина Кожокару (en.) [4] (Королевский балет)
Opera de Paris
В балете «Opera de Paris» артисты занимают следующее положение [5] :
I. Étoile — (фр. Étoile ) исполняет главные партии классического и современного репертуара, обычно проходит путь от корифея до солиста, на конкурсах получает гран-при. Такой статус заслужили: Сильви Гиллем, Мари-Клод Пьетрагалла, Патрик Дюпон, Мануэль Легри, Рудольф Нуриев, Хосе Мартинес, Aurélie Dupont [6]
IV. Coryphées — pas de trois, pas de quatre: Alexandra Cardinale, Lucie Clément, Pascal Aubin, Sébastien Bertaud
V. Quadrilles — Léonore Baulac, Sophie Mayoux, Alexandre Carniato, Jean-Baptiste Chavignier (ближе к Demi (Semi)-classique)
VI. Corps de Ballet
VII. Ballet à l’Opéra
Мариинский театр
III. Вторые солисты, которые исполняют и главные партии и вторые: Надежда Гончар (Сильфида); Юрий Смекалов, Яна Селина (Аврора, Белая кошечка), Татьяна Амосова (партии: Мирта, Медора, фея Сирени, Уличная, Жар-птица, Зарема)
IV. Солисты характерного танца: Александра Гронская (Половчанка, Мерседес) V. Корифеи: Дарья Васнецова (Зюльма, трио одалисок, Grand pas, фея Виолант, Повелительница дриад, Уличная); Мария Ширинкина (партии: Ненси, фея Сапфиров, Амур, Сюимбике, паненки, трио одалисок); Федор Мурашов (партии: неаполитанский, сарацинский танец, балеты Форсайта); Максим Хребтов (партии: Щелкунчик-принц, «Свадебка» — солист, балеты Ноймайера)
VII. Вспомогательный состав балета
Большой театр
II. Ведущие солистки солисты, среди которых Екатерина Шипулина (партии: Китри, Одетта-Одиллия, Мирта, Гамзатти); Ян Годовский, Андрей Меркурьев (партии: Джеймс, Петрушка, Базиль)
III. Первые солисты и солистки: Илзе Лиепа (цыганский, Пиковая дама, Жар-Птица), Геннадий Янин, Морихиро Ивата, Александр Петухов
IV. Солисты и солистки: Ольга Суворова (партии: Повелительница дриад, три лебедя, Русская невеста), Анастасия Меськова, Виктория Осипова, Александр Войтюк, Андрей Евдокимов (Джеймс, Гамаш), Тимофей Лавренюк, Алексей Лопаревич
American Ballet Theatre
В балете «ABT» артисты занимают следующее положение [12] :
I. Principals — (фр. Étoile ) исполняет главные партии классического и современного репертуара, на конкурсах получает гран-при: Хосе Кареньо (Базиль, Зигфрид); Ирина Двороненко (партии: Жизель, Аврора, Виолетта, Одетта); Максим Белоцерковский, Herman Cornejo [13] (партии: Базиль, Джеймс, Тема с вариациями, Принц-Щелкунчик)
III. Corps De Ballet [16]
В других труппах
Прима, балерина, солистка: кто есть кто в балете?
Видим пуанты — говорим «балерина». На самом деле, в профессиональной среде артисток балета есть четкая иерархия. Чтобы называться балериной, выйти на сцену в образе недостаточно. А что же тогда нужно?
Структура балетной труппы
В целом всех участников постановки, выходящих на сцену не в качестве «живых декораций», а с поставленными движениями, называют танцовщиками. Они профессионально владеют техникой балета и служат в театре. Дальше начинаются отличия: структура балетной труппы иерархична, и положение в ней каждого артиста зависит от нескольких факторов.
Балеринами — солистками и примами — в балете становятся. Этот путь может начинаться из кордебалета, где часто работают недавние выпускники хореографических училищ. Дальнейшая карьера артистки балета во многом зависит от ее природных и технических данных, мастерства и трудолюбия. Чтобы перейти на следующую ступень иерархии в труппе, нужно показать свое мастерство на просмотре. Выученная и мастерски исполненная партия — это экзамен для артиста балета.
Сочетание техники, артистизма и пластичности позволяет танцовщице выдвигаться на положение солистки. Название немного обманчиво: такая артистка не всегда «солирует» в смысле исполнения ведущей партии. Солистки исполняют следующие после главных роли, но могут сыграть в спектакле и «первую скрипку», например, подменяя отсутствующую в день постановки прима-балерину.
По сравнению с артистками кордебалета, график солисток более напряженный. Больше репетиций, гастролей — в конце концов, ответственности за исполняемые партии.
Следующий шаг — из солистки в примы. Позицию «первой балерины» может занять танцовщица, в чьем профессиональном портфолио несколько ведущих партий, а также сольный репертуар. В балетных постановках есть роли, которые исторически исполняют примы — среди них, например, Одетта/ Одиллия, Жизель, Раймонда, Никия. Профессиональный уровень такой артистки балета можно определить как высшую квалификационную категорию. Их график еще плотнее: больше репетиций, выступлений в разных странах, ведь примы часто выступают в качестве приглашенных звезд за пределами «родного» театра. Такой образ жизни ориентирован на постоянное оттачивание и без того безупречного, индивидуального стиля.
Прима-балерина — это еще и особая харизма, высочайший уровень мастерства, собственный стиль и почерк в балете. Примы — настоящие звезды балетного искусства. И еще, как однажды призналась прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, этот профессиональный статус дарит определенную творческую свободу. Прима-балерина с мировым признанием может выбирать партии и постановки, определяя, что, как и с кем танцевать.
Различия в терминах мировых балетных школ
Внутри, казалось бы, простого иерархического движения «балерина — солистка — прима-балерина» есть вариации. Разница в терминах характерна не только для мировых балетных школ: структура труппы отличается в Большом и Мариинском театрах.
Прежде чем разбираться с терминами, интересно уточнить, что понятие «кордебалет» во всех балетных школах мира одинаково и означает участника массовых танцев.
Выше по иерархической лестнице располагаются солистки: эта категория артистов балета включает две группы.
Солистки балета
В Большом театре эту группу балерин образуют ведущие и первые солистки. В Мариинском им соответствуют первые и вторые солистки. В Парижской опере — первые танцовщики (premier danseur) и танцовщики-сюже (sujet). А вот в Американской школе балета внутренней иерархии в этой группе артистов нет: просто солисты и солистки. Еще одна интересная особенность петербургской Мариинки состоит в том, что солисты характерного танца образуют отдельную подгруппу. В остальных театрах такого понятия нет.
Прима-балерины
Эта группа артисток, достигших наивысшего мастерства в классическом танце, в Большом и Мариинском театрах называется одинаково. А во Франции и США для них есть синонимичные термины. Примы в Парижской опере — этуали, в Американском балете — ведущие танцовщики (principals).
Прима-балерины и балерины — в чем разница?
О различиях между балеринами и примами написала гениальная Матильда Кшесинская в своих «Воспоминаниях». В главе «Мое мнение о балетных артистах» она с удивлением рассуждает:
«Как ловко танцовщицы присваивают себе звание «балерины» и даже «прима-балерины», не имея на то никакого права».
В начале XX века существовала ощутимая разница между этими ступенями иерархии. Балерин могло быть не более пяти-шести, а прима-балерина — одна. По словам Матильды Кшесинской, после того, как она уже несколько лет была «балериной», она получила звание «Заслуженной артистки Императорских театров». А «прима-балериной» — или первой среди балерин — стала уже потом.
Даже великой Кшесинской статус примы дался спустя годы балетной практики и работы над самыми громкими постановками. И если метафорически представить путь балетной танцовщицы, то отрезок от балерины до примы подобен самому гористому, сложному и порой опасному подъему.
ХОРЕОГРАФ МАКСИМ ПЕТРОВ: «ТЕБЕ В 21 ГОД ДАЮТ СЦЕНУ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА — ЭТО РЕДКИЙ ШАНС»
Весной 25-летний хореограф дебютировал в Америке со спектаклем Concerto Armonico, 11 июля представит очередную премьеру на сцене Мариинского — в репертуаре театра уже четыре его балета, — а сейчас ставит танцы для телепроекта «Большой балет».
Вы родились в селе Новолисино Ленинградской области и ваши родители не имеют отношения к театру — как вы оказались в Академии Вагановой?
В моей семье действительно никто не связан с балетом: мама по образованию врач, но сейчас работает бухгалтером, а отец — водитель грузовых автомобилей и трудится на автокране. В Новолисино я жил десять лет, но учился в Тосненской гимназии, в которой был балетный кружок — вели его профессиональные артисты на пенсии. Я позанимался в нем, и педагоги сказали родителям: парень может, надо везти его в Академию Вагановой. Мама отнеслась к этому скептически — единственного ребенка в семье отдать в общежитие! А папа спросил меня: «Ты этого хочешь?» Я хотел. И в 2003 году меня повезли в Петербург. В наш класс набрали восемь мальчиков и семеро из нас из Академии выпустились — это большая редкость, обычно отчисляют гораздо больше.
Можно ли сказать, что Академия воспитала вас и сформировала как личность?
Да, у нас там сильная база: тебе дают историю, историю балета от Шарля Дидло до Мориса Бежара, историю изобразительного искусства от Древней Греции до наших дней, которую я обожал. Однажды я проспал урок по истории ИЗО и педагог, зная мою любовь к предмету, не начинал занятие, пока я не приду. Но, конечно, очень многое зависит от самообразования и от твоего собственного желания развиваться — есть и такие учащиеся, которым все эти дисциплины не нужны и не интересны.
Наверное, и учитель крайне важен — вы ведь окончили в 2012 году класс Геннадия Селюцкого?
Конечно, причем мы с одноклассниками были его последним выпуском в Академии: теперь Геннадий Наумович работает уже только балетмейстером-репетитором в Мариинском театре, где едва ли не половина солистов — его ученики. Он воспитал очень много звезд. Нам повезло еще и потому, что его часто замещал Мансур Шамильевич Еникеев, и в результате у нас было сразу два педагога и сразу две сильных школы, ведь Селюцкий — ученик Феи Балабиной, а Еникеев — Николая Зубковского.
Вам рассказывали в Академии про современных хореографов, но не про действующих — о том, кто такой Начо Дуато, вы не знали, когда он появился на улице Зодчего России?
Не знал о нем до последнего курса, на котором Дуато, едва лишь приехав в Петербург, подарил Академии свой балет «Мадригал», где я должен был танцевать в сольной паре. Педагоги говорили мне: «Мы не должны тебе об этом рассказывать, но ты очень понравился Начо и он хочет взять тебя к себе в Михайловский театр». Однако именно во время репетиций этого балета у меня случилась серьезная травма, Дуато увидел меня в коридоре Академии в гипсе и на костылях, спросил что случилось, и услышав ответ, сказал: «Лечись». Развернулся и ушел. И все. Уже летом, практически полностью восстановившись, я ходил на просмотры в Михайловский театр, он меня видел, но приглашения на работу я не получил.
И попали во вспомогательный состав балета Мариинского театра?
Мне кажется, это не типичный случай — чтобы артист вспомсостава отправился к худруку балета с разговором на подобную тему?
Я других таких случаев не знаю.
Что ответил Юрий Валерьевич?
Ответил, что уже сам думал о том, чтобы меня перевести в кордебалет. И со следующего сезона я уже работал как артист театра. У меня нет сольных партий, но за 6 лет я выучил весь кордебалетный репертуар — меня ночью разбуди и я станцую партию в любом балете. Конечно я бы хотел какие-то вещи танцевать, но когда начал ставить сам, меня стали меньше занимать в текущих спектаклях.
А зачем продолжать танцевать, если вы уже активно ставите?
Танцевальный опыт очень важен для хореографа — чем больше ты станцевал разной хореографии, пропустив ее через свое тело, тем проще тебе потом ставить самому.
Свой первый спектакль, Cinema на музыку Эрика Сати, вы поставили в возрасте 21 года и сразу на сцене Мариинского театра. Как это получилось?
Мы поехали на гастроли в Оман, где я подошел к Юрию Валерьевичу и сказал ему, что хочу участвовать в Творческой мастерской молодых хореографов, которая должна была состояться в театре во второй раз. Рассказал ему про свой замысел: речь уже тогда шла именно про этот балет на музыку Эрика Сати. И по возвращении Фатеев предложил мне прислать технический райдер. Затем я позвал его на одну из первых репетиций, он пришел, посмотрел и удалился. Мастерская состоялась. Если бы у меня не получилось начать заниматься хореографией здесь, в Мариинском театре, я все равно пытался бы пробовать себя в качестве постановщика, но путь мой был бы в десять раз более тернистым. Где в мире тебе еще дадут сделать первую постановку в большом театре, предоставив все необходимое: первоклассных артистов, бутафорский цех, свет, звук. Тебе 21 год, а тебе дают сцену Мариинского театра — мне кажется, не все даже из участников Творческой мастерской осознают, насколько это круто. Но я то понимаю, что случилось: ты попал в большой, отлично работающий и отлаженный механизм и что-то в нем сделал. Твой спектакль вышел. Он может быть не был идеальным, но продукт получился. Это был редкий шанс для меня и гигантское везение.
Вы были еще и автором танцев в оперных постановках Мариинского театра — каково работать с хором, в котором вряд ли много людей, с энтузиазмом разучивающих па?
И к тому же у тебя достаточно юный возраст по сравнению с теми, кто годится тебе в отцы, а иной раз и в деды, но при этом должен ими в общем-то командовать. Это дико сложно. Они «не поддаются дрессировке». Сейчас то ко мне уже привыкли, а по началу было совсем тяжело: многим хористам было настолько все равно, что они просто смотрели в свои телефоны во время репетиций, рассказывали друг другу анекдоты или вообще прятались в кулисах. А еще пытались подловить на незнании нотного материала — а я восемь лет учился играть на фортепиано, с нотами могу разобраться. И в какой-то момент я понял, что нужно просто жестче разговаривать.
Получается?
Да. Ко всем можно найти подход. Приходилось читать нотации взрослым людям, объясняя им, что они ведут себя дико непрофессионально. Хватало этих внушений на сутки-двое, не больше, но тем не менее процесс шел.
Вы ставили на музыку Жана-Филиппа Рамо, Сергея Прокофьева, Джона Адамса и группы Daft Punk – у вас настолько разнообразные вкусы?
Я меломан. Слушаю классику, популярную и альтернативную музыку — все, кроме, разве что металла. Эрик Сати — моя любовь с детства. В «Балете №2» по джазовой сюите Александра Цфасмана первична была идея, а не музыка — я заметил тогда разлитую в воздухе ностальгию по всему советскому. Для «Дивертисмента короля», который изначально ставился как бенефис премьера Мариинского театра Игоря Колба, мой друг музыковед Богдан Королек посоветовал мне музыку Рамо, а она определила связанный с Людовиком XIV сюжет и стилизацию под барочные танцы — все тогда думали, что это разовая постановка, а она уже четыре года в репертуаре Мариинского театра. Этот спектакль увидел продюсер Сергей Данилян и со временем предложил создать вместе с Владимиром Варнавой и Ильей Живым балет «Мечтатели» на музыку Duft Punk.
И «Дивертисментом короля» Сергей Данилян решил отметить юбилей своей компании Ardani Artists в Нью-Йорке и Монте-Карло?
Сергей был на премьером показе, и решил использовать этот балет, предложив партию короля Диане Вишневой. В Нью-Йорке эту идею реализовать не удалось, а вот в Монако Диана выступила, и сделала что невероятное — когда она вышла на сцену, я просто вжался в кресло. Хотя на репетициях я понимал, что будет очень хорошо, но на спектакле все было в 10 раз круче — она настолько сильно сконцентрировалась, что я ничего подобного не видел ни до, ни после этого.
Как получилось, что вас позвали ставить балет в Атланте?
Как раз «Дивертисмент короля» случайно увидел в Нью-Йорке директор Балета Атланты Геннадий Недвигин, после спектакля познакомился со мной на фуршете, и в тот же вечер пригласил на работу. Я не мог тогда до конца осознать, что же произошло, а сейчас понимаю, что это было второе большое, просто дикое везение в моей жизни: трудно себе представить, чтобы в наше время российскому хореографу предложили постановку в США. Геннадий попросил прислать ему четыре варианта музыки, и выбрал концерт для губной гармоники с оркестром Александра Черепнина — это сын композитора Николая Черепнина, много работавшего для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, который после Второй мировой переехал за океан и считается там американским композитором. У меня возникла ассоциация звука губной гармошки с Диким Западом и эстетикой вестерна — от этой музыки я был в восторге. Таких концертов единицы и найти исполнителя непросто, их всего несколько человек на весь мир. Мы подписали контракт за год до премьеры, в мае прошлого года, а в августе я прилетел в Атланту и начались репетиции, продлившиеся месяц. Труппа в Балете Атланты очень профессиональная, хотя все из разных школ, со всего света — из США, Бразилии, Китая, Кореи. Было страшновато — я хоть и восьмой раз оказался в Америке, но никогда не работал там как хореограф. Сначала пришел в класс, встал вместе с артистами к станку и начал молча заниматься — они были в шоке. Затем стал показывать зарисовки, придуманные заранее. За два дня отобрал людей и мы просто приступили к постановке. Рабочий процесс там кардинально отличается от нашего — все включены и трудятся. В течение этого постановочного месяца у них нет спектаклей. Один раз я задержал артистов на репетиции на полторы минуты и им заплатили неустойку — профсоюз работает четко. Никогда я не ставил по 6 часов в день с небольшими перерывами: приходил вечером к себе, записывал в тетрадку то, что нужно сделать на следующий день, и валился спать, не чувствуя ног. А второй раз приехал в Атланту уже в апреле, поменял половину хореографию — за прошедшие месяцы понял, что можно улучшить, а что и полностью заменить.
Как прошла премьера?
Очень хорошо, но не без казусов. На генеральном прогоне я успокоился: артисты готовы, оркестр под руководством дирижера Тары Симончик играет изумительно. И я выдохнул со словами: «Если завтра будет также, я буду счастлив». На следующий день в огромном зале на 2700 мест мой балет шел последним в программе из трех премьер после спектаклей Хельги Томассона и Джорджа Баланчина: когда открылся занавес и прошло две минуты, солистка сломала локтем нос своему партнеру — этого никто не видел, в том числе и я, но на следующий фрагмент с ней вышел артист, который должен был танцевать эту партию на следующий день. Уже потом я узнал, что пострадавшего на скорой увезли из театра. Это было слишком сюрреалистично: в театре обычно возникают проблемы во время подготовки спектакля — кто-то что-то не успевает, но чтобы на премьере кому-то прямо на сцене сломали нос — такое произошло впервые на моей памяти. Однако зрители принимали очень круто — в конце устроили стоячую овацию. Уж не знаю балет ли мой им так понравился, или они просто эмоциональны (Улыбается). И руководство театра осталось довольно — хвалили. Улетал я из Атланты с очень приятным чувством.
Солисты балета
Солисты балета — артисты, исполняющие сольные партии в классическом и неоклассическом репертуаре театра.
Солисты в балете исполняют партии по своему амплуа, которое определяется индивидуальными качествами исполнителя, благодаря которым артист может быть лучшим именно в данной роли.
В зависимости от исполняемых репертуарных партий солисты балета занимают положение:
Балерин и премьеров, Первых и Вторых солистов, Корифеев (pas de trois) и Солистов характерного танца (demi classique) — в Мариинском театре [1] ;
Балерин и премьеров, Ведущих и Первых солистов — в Большом театре [2] ;
Étoile, Premier danseur, Sujet (солист), Coryphées и Quadrilles — в Опера Гарнье [3] ;
Principals и Soloists — в ABT [4]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Солисты балета» в других словарях:
Солисты балета (серия книг) — У этого термина существуют и другие значения, см. Солисты балета. Солисты балета Страна … Википедия
Красноярский государственный театр оперы и балета — Красноярский государственный театр оперы и балета … Википедия
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко — Национальная опера Украины Прежние названия Государственный оперный театр им. К.Либкнехта … Википедия
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА — Созд. в 1912 как Новый гор. т р. В 1919 1931 Т р им. А.В.Луначарского. В 1931 1991 Свердл. гос. т р оп. и балета им. А.В.Луначарского. В 1991 имя Луначарского изъято из назв. т ра. С 1993 Екат. гос. акад. т р оп. и балета России. Первый оп.… … Екатеринбург (энциклопедия)
Белорусский театр оперы и балета — академический Большой, открылся в Минске 25 мая 1933 оперой «Кармен». Организован на базе Государственной студии оперы и балета (Минск, 1930 33). Первыми деятелями театра были И. А. Гитгарц (художественный руководитель), Г. Н. Петров… … Большая советская энциклопедия
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь — Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр опэры і балету Рэспублікі Беларусь … Википедия
Звёзды балета (серия книг) — Звёзды балета Страна: … Википедия
Шедевры балета — Страна … Википедия
Латвийский театр оперы и балета — (Ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета Латвийской ССР) крупнейший муз. т р Латв. ССР. Осн. в Риге в 1919 на базе Латышской оперы (организованной в 1913 П. Юрьяном) под назв. Опера Советской Латвии (в кон.… … Музыкальная энциклопедия
БАЛЕТНАЯ ШПАРГАЛКА
Допустим, вам пришла идея расширить горизонты своего культурного сознания, или ваша девушка как-то пробрасывала, что обожает балет, или она ничего не говорила по этому поводу, но вы хотите сделать в ее сторону широкий культурный жест – в общем, вы решили приобщиться к искусству балета.
Для начала я бы рекомендовала современный балет. Но на него пробиться сложновато, потому что это очень модная и актуальная вещь.
Итак, вам достался билет на классический балет, но вы ничего о нем не знаете, кроме Танца маленьких лебедей. Значит вам необходимо немного подковаться в этом вопросе, чтобы чувствовать себя увереннее.
Далее. Поскольку балет создает не только балетмейстер, но и композитор, то Чайковский – второй герой нашей темы. Про его шедевры слыхал любой русский человек. Уж Лебединое озеро точно все знают. И Щелкунчик тоже. Еще есть Спящая красавица. То есть эти два имени вы должны запомнить твердо! Кстати, если придете на Лебединое озеро, не ждите, когда же будет знаменитая сцена Умирающего лебедя. Знайте, это вообще другой балет!
Премьеры-танцовщики в классическом балете – фигуры второго плана. Их работа – обеспечивать балерине поддержку во всех смыслах. В сольных фрагментах они обычно демонстрируют мощь прыжка. Все великие танцовщики славились именно своим высоким и свободным полетом над сценой. Возможно, вы слышали два звездных имени – Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Это уже прошлое, но, если запомните их – будет просто здорово.
Внимание. Не вздумайте всерьез назвать танцовщика балеруном! Если это позорное слово вырвется из ваших уст, вам ничем уже не восстановить вашу репутацию просвещенного балетомана.
В классическом танце все сложно. Напишу самое-самое, без которого никак. Сольный танец называется вариацией. Парный – па-де-де. Трио – па-де-труа. Знаменитое вращение балерины на одной ноге, с выбрасыванием в сторону другую – фуэте. Она должна совершить полный оборот 32 раза, не выходя за линию мысленно очерченного пяточка диаметром приблизительно в полметра. Фуэте – это такая демонстрация технического уровня балерины и больше ничего. Если она еще при этом держит руки на талии, то тогда вообще – рекорд! Чистый спорт, в принципе.
Ну и, наверное, последнее. Когда аплодировать. Тогда же, когда и в опере. Но в балете принято также «хвалить» танцовщиков после каждого номера. Но тут вы не запутаетесь, потому что в балете обычно есть «клака», то есть специально обученные люди из балетных, которые организуют «своим» солистам успешный прием публики. Они хлопают, когда надо, и кричат «браво» особыми, поставленными голосами. Так что смотрите по сторонам и слушайте! Не ошибётесь!
Как отличить хороший балет от плохого? Тут надо смотреть и думать! Если вы видите на сцене кордебалет, где танцовщицы разного роста и телосложения, нет синхронности, если прима коренаста и тяжела, если премьер красиво водит руками, но плохо прыгает, то это низкое качество. Если балет настоящего качества, вы сразу это поймете безо всякого анализа. Вы просто будете ахать и восхищаться этой красотой.
И помните, пожалуйста, сколько труда вложено в это зрелище! Даже спектакль среднего уровня заслуживает ваших бурных аплодисментов.