вскоре разведка донесла что нам навстречу движутся крупные силы немцев
Вскоре разведка донесла что нам навстречу движутся крупные силы немцев
ВАРИАНТ 10
Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2014 году.
А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) Оптовый
2) наделИт
3) закУпорить
4) корЫсть
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Утром разведчики вышли на поляну, заросшую высокой, ЖЁСТКОЙ травой.
2) Через неделю занятий я знал все карты Европы, потому что ЗРИТЕЛЬСКАЯ память у меня феноменальная.
3) Чёрный ЗЕМЛИСТЫЙ перегной использовался на нашем дачном участке в качестве удобрения.
4) Однако ОПАСЛИВЫЙ купец не выставлял на показ своё богатство.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
4) в две тысячи десятом году
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Проваливаясь поверх унтов в снег,
1) у меня сбилось дыхание.
2) полярникам было трудно идти.
3) шёл к землянке штурман.
4) солдатами проложена тропинка.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Расколы Германии и Кореи к середине XX века символизировали раскол всего мира на две части, жёстко противостоящие друг другу.
2) Как бы ни грустили мы о нашем детстве, оно всё равно никогда не вернётся назад.
3) Растения с повышенным содержанием хлорофилла в листьях отражают больше света в инфракрасной части солнечного спектра.
4) Студенты университета проходят практику в научно-исследовательских институтах, государственных учреждениях и заводах.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Берта Ароновна была из тех матерей, которые оставляют взрослых сыновей при себе.
2) Крышей мавзолея служила пирамида, которая была увенчана мраморной квадригой.
3) Медсестра, которая принесла новорождённого в палату, сразу закрыла окно.
4) Часть городов жила в основном за счёт караванной торговли, которая несколько оживилась после VIII века.
А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Гуси, как известно, спасли однажды Рим, но, тем не менее, Римской империи суждено было впоследствии пасть.
2) Особо отличившиеся в боях римские легионеры получали специальный свинцовый значок.
3) Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства?
А8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шес том предложении?
А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) было (предложение 2)
2) пользовались (предложение 4)
3) трубы были сделаны (предложение 4)
4) существовали причины для краха (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложное бессоюзное
4) простое, осложнённое
А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСКОЛЬКУ из четвёртого (4) предложения текста.
А12. Укажите значение слова БРАЛ И в предложении 4.
1) добиваться своей цели
2) уносить, уводить с собой
3) взимать, взыскивать
4) получать в своё пользование
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) подн. маться, х. лмистый, прис. гнуть
2) п. дагогика, запр. сить, в. негрет
3) ум. лчать, пор. девший, гр. чиха
4) ст. лист, разг. реться, просв. щение
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) о. дать, по. бросить, на. бровный
2) бе. правный, и. чезнуть, ни. вергать
3) пр. града, пр. зидент, пр. вилегия
1) усво. шь правило, движ. мый местью
2) печка топ. тся, наруша. мый всеми
3) встрет. шь соседа, расходу. мые материалы
4) мыло мыл. тся, предполага. мый ответ
А. застр. вающий
Б. врем. на
В. придирч. вый
Г. улаж. вать
1) У дверей стоял юный ординарец в больших, (не)пропускающих воды сапогах.
2) В этой стене кирпичи были уже (не)красные, а выцветшие, побуревшие от времени.
3) (Не)смотря на многовековые старания тысяч алхимиков, никому из них не удалось превратить свинец в золото.
4) Для строительства моста в нашем посёлке потребуется (не)менее десяти тонн металлоконструкций.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)СЛЕД за комиссаром ушли весёлые и говорливые, (КАК)БУДТО не было тяжёлого перехода, разведчики.
3) (В)СКОРЕ разведка донесла, что нам (НА)ВСТРЕЧУ движутся крупные силы немцев.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Множество деревянных барж грузилось в Астрахани (1) и с помощью буксиров отправлялось вверх по реке.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В начале XX века в Грузии сложилась целая плеяда молодых художников (1) стремившихся (2) используя (3) наиболее интересные (4) открытия искусства того времени (5) создать национальную по содержанию и форме живопись.
А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Во время зимовки полярники теряют какие-то критерии и видят оставленное дома через розовые очки; они (1) быть может (2) потеряли в широте взглядов, но (3) зато (4) острота их ощущений усилилась.
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Лесник развязал мешок и вытащил краюху чёрного хлеба и кусок сала.
2) Якорные цепи то опускались в воду то подымались с тяжёлым звоном.
3) Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи транспорта водных путей.
4) Детство Петрова-Водкина прошло среди простых и добрых людей и оставило в его душе многоцветные и радостные воспоминания.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Вопрос соседа вызывает во мне тихую ярость: да я не то что устал, я просто раздавлен этой проклятой вязанкой!
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
2) Обощающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Командир знаком остановил радиста (1) лицо (2) которого (3) начало наливаться кровью (4) и вопросительно посмотрел на разведчика.
А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
С тяжёлым рёвом вполз на кручу стотонный самосвал (1) и (2) когда остановился задом к бездне (3) опорожнил кузов так (4) что громадные куски породы покатились вниз с диким грохотом.
А27. Прочитайте текст.
Сокращение поголовья сельскохозяйственных животных имеет как позитивные, так и негативные природоохранные следствия. В результате уменьшается потребность в кормовой базе и сокращается количество отходов животноводческих комплексов. Однако малое количество скота нарушает гармонию между животноводством, производящим отходы, и земледелием, потребляющим их, а из-за нехватки техники и дороговизны горюче-смазочных материалов эти отходы утилизируются на сельскохозяйственных полях ещё хуже, чем в дореформенный период.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Сокращение поголовья сельскохозяйственных животных уменьшает потребность в кормах.
2) Увеличение цен на горюче-смазочные материалы и нехватка техники привели к ухудшению утилизации отходов животноводческих комплексов.
4) Сокращение поголовья скота имеет не только позитивные, но и негативные экологические последствия, например, вносит дисбаланс между животноводством и земледелием.
(1) Когда закончился творческий вечер, мы вышли вдвоём на улицу: я, седеющий писатель, и моя партнёрша по выступлению, недавно вышедшая на пенсию актриса. (2) Город был залит огнями, а небо оставалось светлым, с лиловатым отливом, а там, где дома смотрели на закат, лежала чистая, ровная, ярко-алая полоса.
(3) Девушка с тёмными, робкими и упрямыми глазами увязалась за нами. (4) Ей нужно было выяснить, стоит ли бросать педагогический институт ради театрального училища. (5) Она играет в самодеятельности и мечтает стать профессиональной актрисой. (6) Их режиссёр верит, что из неё получится толк.
— (7) А на каком ты сейчас курсе?
— (8) На третьем.
— (9) Боже мой, окончи сначала институт, а там видно будет. (10) Сколько тебе лет?
— (11) Скоро двадцать.
— (18) Нет, я кино не люблю!
— (27) Вот вы же добились.
— (28) Господи, а чего мне это стоило! (29) И всё-таки по-настоящему [. ] я чувствую себя в классе. (30) Шефствую над одной московской школой, читаю ребятам классиков, а потом мы говорим о всяких замечательных вещах.
— (31) Я думала, что обращаюсь к актрисе, а попала к несостоявшемуся педагогу!
(34) Я и сам потом удивлялся своему нищему здравомыслию.
(38) Она оставила нас внезапно. (39) Я ещё нёс свою галиматью, а её уже не было рядом. (40) Потом из тишины поздней улицы донеслось:
— (41) Дураки. (42) Старые дураки!
А28. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 29?
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
2) В предложении 2 представлено описание.
А30. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
ЧАСТЬ 2
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
1) риторическое обращение
2) лексический повтор
3) разговорная лексика
6) вопросно-ответная форма изложения
8) сравнительный оборот
9) восклицательные предложения
ЧАСТЬ 3
C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Когда я был мальчишкой
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Владимир Маркович Санин
Когда я был мальчишкой
Когда повесть написана от первого лица, автор оказывается в сложном положении.
Многое из того, что пережил Мишка Полунин, пережили и мы, его сверстники, мальчишки тридцатых годов.
Мы — значит в том числе и я.
Этим и ограничивается автобиографичность повести «Когда я был мальчишкой».
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЗЕМЛЕ.
КОМУ ИНТЕРЕСНО БЫТЬ МАЛЬЧИШКОЙ!
У меня есть одна знакомая, ханжа, равной которой свет не видывал. Когда она, закатив глаза, щебечет: «Моё святое, чистое детство!» — у меня начинается приступ удушья. Уж я-то знаю, что в детстве она была феноменальной плаксой и ябедой, которую дружно ненавидел весь класс.
И, вообще говоря, я вовсе не считаю детство самым счастливым периодом своей жизни. Кому интересно быть мальчишкой, когда каждый, на каждом шагу, каждым своим словом тебя чему-то учит! Не было дня, чтобы в мою детскую голову не вколачивались бы разные выгодные для взрослых мысли. Только в старших классах, когда мы открыли Конституцию, я узнал, что имею права. А до этого, насколько я припоминаю, моя жизнь состояла из одних обязанностей. Я должен был ходить в школу, учить уроки, примерно себя вести, бегать в магазин за хлебом и уважать человека. Из всех обязанностей эта была самой непонятной и мучительной. Во всяком случае, меня прорабатывали чаще всего именно потому, что я недостаточно уважал того или иного человека. Иногда это был случайный прохожий, и тогда я отделывался лёгким внушением. Иногда это был хороший знакомый, а однажды, увы, начальник отца, и тогда следовали чувствительные оргвыводы. А между тем даже в том памятном случае с начальником я не сделал ничего такого, что противоречило бы моему представлению об уважаемом человеке. Я просто посоветовал ему вытирать ноги, потому что полы всё-таки моет не он, а моя мама.
Разумеется, моё детство состояло не только из разного рода неприятностей. Были в нём и довольно славные страницы: жаркий футбол на пустыре, рогатки и драки на свежем воздухе. Однако мы свято верили в одно: взрослым жить лучше. Законы устанавливали они, а в истории мира не было такого случая, чтобы законодатели себя обижали.
Нас, мальчишек, держали в ежовых рукавицах.
Нам не разрешали курить. Мы с горьким недоверием слушали жалкие уверения взрослых, что курить вредно. Уверяли они обычно с папиросой во рту, пуская перед нашими носами заманчивые белые кольца.
И вообще самое интересное, самое приятное на свете объявлялось вредным: до синевы купаться в реке, играть до упаду в футбол, читать до глубокой ночи, ходить зимой нараспашку — и прочие радости, без которых немыслим мальчишка, были вне закона.
А школа? Кто придумал переэкзаменовки, отметки по поведению, роспись родителей в дневниках и вызов к директору за разбитое стекло? Взрослые.
Ну кому интересно быть мальчишкой?
Он может, ни у кого не спросясь, съесть хоть десять штук эскимо. Он может хоть до утра читать, ходить в любое кино и курить сколько душе угодно. Взрослый, стоит ему захотеть, может купить себе вафли или собаку.
Взрослые могут все. И единственное, чего они не могут, — это понять мальчишку. Того самого мальчишку, жизнь которого состоит из длинного перечня обязанностей. Книгу о мальчишке они написать в состоянии, но понять его — никогда.
Однако скажу вам одно: будь я волшебником, то сделал бы так, чтобы хотя бы один год снова побыть мальчишкой. Нет, не мудрым взрослым в мальчишеской шкуре, а самым настоящим мокроносым мальчишкой с разбитыми коленками и фонарём под глазом. Не знаю, как объяснить такое противоречие, но я бы это сделал.
Однако прошлого не вернуть. Как говорил мой друг Федька, весь рассказ о котором ещё впереди, «одно и то же мороженое нельзя съесть два раза», Потом, когда я стал взрослым и прочитал уйму книг, я понял, что у Федьки был ум философа. Быть может, сейчас он сказал бы по-иному, что-нибудь вроде того, что «время необратимо», но это уже не то.
Да, прошлого не вернуть, и никогда мне больше не быть мальчишкой. Я могу надеть короткие штаны, но они уже будут называться шортами; я могу постричься «под нулёвку», но это будет лысина; я могу залезть в соседский сад и потрясти грушу, но это будет воровством.
Все будет не так. Назад можно перевести часы, но не время. Все мы, хотим того или нет, меняем молодость на опыт, силу на знание. Сначала мы этим гордимся, потом делаем вид, что гордимся и, наконец, откровенно сожалеем о безвозвратно ушедшем. Ибо мы, как скряги, живём на жалкие проценты с капитала, имя которому — молодость.
Но я вовсе не собираюсь хныкать по этому поводу. В наш реалистический век уже не найдёшь на земле волшебных источников, в которые входят дряхлые старцы, а выходят молодцы с розовой кожей. Детство — это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.
Одно и то же мороженое нельзя съесть два раза, говорил Федька. Но для того, чтобы взглянуть на прошлое из-за моего письменного стола, не нужны волшебные машины Уэллса и Рэя Брэдбери. Воспоминания — вот телескоп, через который мы видим прошлое, видим издали, многого не различая в тумане, но всё-таки видим.
Отец работал на машиностроительном заводе начальником цеха. На этом заводе он начинал ещё до революции учеником слесаря, отсюда в 1919-м он ушёл на гражданскую войну и год спустя возвратился обратно с врангелевской пулей в бедре и с партийным билетом в кармане гимнастёрки.
На заводе отца уважали, и мама очень этим гордилась. Она прощала ему то, что он жил в цехе больше, чем дома, и то, что по воскресеньям у него вечно были авралы, — прощала потому, что сама жила судьбой родного завода, на котором, она, тогда ещё молодая работница, познакомилась с весёлым, острым на язык рабфаковцем, ставшим её мужем. И отец тоже гордился мамой: не всякая жена позволит, чтобы в квартиру чуть ли не ночью вваливался добрый десяток друзей, которые курили махорку, выпивали два самовара чаю и до хрипоты шумно обсуждали заводские дела, положение в Германии и события в Испании. А мама не только позволяла, но и сама участвовала в спорах, время от времени призывая лишь кричать потише, чтобы не разбудить детей.
Хотя уже прошло много лет, один ночной разговор я отчётливо помню до сих пор.
На заводе был цех по ремонту танков, и несколько раз в год проверять его работу приезжал военпред, Василий Павлович.
Об этом человеке я должен рассказать прежде всего, потому что с его именем крепко связаны последующие события.
Вскоре разведка донесла что нам навстречу движутся крупные силы немцев
У БЕЗВЕСТНОГО ОЗЕРА, В ПРЕДПОСЛЕДНИЕ ДНИ
По понтонному мосту мы переправились через Шпрее — холодную речку со свинцовой водой.
Но мы уже знали, что Берлина нам, увы, не видать, что брать его будут другие. Спустя много лет я прочитал в военной литературе, почему так получилось. Оказывается, Гитлер до конца мечтал столкнуть лбами союзников, чтобы из высеченных искр вспыхнул новый пожар. Гитлер оголил свой западный фронт и бросил армию генерала Венка на помощь осаждённому Берлину. Тем самым американцам и англичанам было дано понять: наши главные враги — русские, с вами мы готовы договориться.
Поэтому мы спешили. Мы верили союзникам, но — верь и оглядывайся! — хотели как можно быстрее взять Берлин, чтобы лишить Гитлера всяких иллюзий.
Армия Венка была одной из этих иллюзий. Она рвалась к Берлину, и её нужно было уничтожить. И эту задачу маршал Конев возложил, в частности, на наш взвод.
Вот почему я так и не увидел Берлина, хотя прошёл всего в сорока километрах от его пригородов.
Джек Лондон рассказал про зеркало, глядя в которое человек видит свою судьбу.
Мы даже не в состоянии себе представить чудовищные последствия такого изобретения — будь оно в действительности. Оно привело бы, наверное, к полному потрясению человеческой психики, ибо вся прелесть жизни — в ожидании и надежде, в глубоко запрятанной в каждом из нас — даём мы себе в этом отчёт или нет — вере в бессмертие души.
А стоит ли жить, если ты в зеркале видишь свою разорванную плоть или агонию на госпитальной койке? Стоит ли шагать по этой дороге, есть, пить и болтать с друзьями, если ты точно знаешь, что через два-три дня тебя не станет?
Хорошо, что нет и не может быть зеркала судьбы.
Стыдно признаться, но лишь в двадцатых числах апреля я впервые услышал стихи великого поэта Сергея Есенина. Их читал нам наизусть Вася Тихонов, солдат пополнения, бывший военнопленный. Когда, умываясь, он разделся до пояса, нас передёрнуло: его спина была покрыта глубокими шрамами. Товарищи по лагерю рассказали, что Вася бросил ломоть хлеба в камеру смертников, и эсэсовец, привязав преступника к столбу, убивал его тяжёлой плетью. Но Вася выжил, его молодой организм уже почти оправился от двух лет каторги, и лишь в чистых, как у Мити Коробова, глазах надолго сохранилась печаль.
На привалах мы собирались вокруг него, и Вася медленно и глухо, нараспев читал:
…Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне…
Ничего подобного мы раньше не слышали и были потрясены. Уже тогда, как теперь мне кажется, я понял, что только гении отличаются друг от друга, а посредственности все похожи, как подстриженные кусты; что гений бросает в почву семена, а сочинитель — простые камушки.
Но сон забывается на следующий день, а ту неделю я запомнил на всю жизнь.
Нам снова достались леса, да ещё озера и болота. Такой и осталась в памяти Германия — искажённое представление о стране, где из каждого квадратного метра земли извлекают выгоду. Но лесное междуречье Нейсе и Шпрее щетинилось дзотами и бронеколпаками, там была создана глубоко эшелонированная оборона. А в лесах южнее и западнее Берлина немцы не ожидали нас видеть, армия Венка создавалась наспех и для наступления, а не обороны. И поэтому война здесь была иной — наверное, похожей на ту, какую вели наши войска в тягостные месяцы отступления в глубь России. Лишь с той колоссальной разницей, что теперь горели не наши леса и деревни и речь шла не о жизни и смерти нашей страны, а только о неизбежном разгроме фашизма.
Разведка донесла, что нам навстречу движутся крупные силы немцев. Мы обогнули большое лесное озеро и заняли оборону на его берегах. Занять оборону — значит окапываться, рыть траншеи и оборудовать командные пункты, огневые точки. К счастью, грунт был песчаный, а круто спускающиеся к воде холмистые берега были как будто созданы природой для того, чтобы облегчить нашу задачу.
Между нами и лесом лежал широкий зеленеющий луг. В мирное время, наверное, отдыхающие гоняли здесь мячи, загорали и смеялись. А теперь, ломая деревья и осыпая траншеи снарядами, из лесу вышли штук сорок танков.
То, что произошло в последующие минуты, нельзя назвать битвой — это было побоище.
Немецкая авиация, по-видимому, перестала существовать — самолёты с чёрными крестами на крыльях в небе больше не появлялись. И наши истребители и штурмовики летали, как на воздушном параде в Тушине, — боясь только выговоров от начальства за лихость.
Несколько дней наш полк держал оборону, не продвигаясь ни на шаг: немцы яростно атаковали по пять-шесть раз в сутки, не считаясь с ужасающими потерями. Корпус, частью которого мы были, закрывал Венку дорогу на город Белиц, которого, пропади он пропадом, никто из нас и в глаза не видел и о существовании которого не подозревал. Фашисты лезли вперёд, их штабелями укладывали с воздуха, и они бросались в другую щель, где их встречали тридцатьчетверки. Ряшенцев говорил, что даже в Сталинграде он не видел столько трупов. Я слышал, как Локтев сказал своему замполиту майору Кривцову: «Самые глупые немцы за всю войну! Лезут, как мотыльки на огонь».
Несколько дней продолжалась эта бойня, и мы уже свыклись было с мыслью, что за нас будут воевать самолёты и танки, как вдруг все изменилось.
В отчаянной ночной атаке немцы прорвали правый фланг корпуса и хлынули в наши тылы. Но это было их последним успехом: подоспевшие на помощь войска заткнули образовавшуюся брешь и погнали немцев обратно.
В результате наш полк вторично за одну неделю попал в окружение — парадокс последних дней войны.
Потом рассказывали, что большинство штабных офицеров стояли за круговую оборону. Но Локтев был против, и его решение спасло полк.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть…
ОБМАНЧИВОЕ СОЛДАТСКОЕ СЧАСТЬЕ
И весна пришла под настроение — чудесный солнечный май сорок пятого года. Словно учуяв конец войны, природа тоже вышла из окопов, осмотрелась и расцвела. В большой деревне, где мы стояли, зазеленели палисадники, заулыбались сады. Измочаленные апрельскими ветрами и дождями, рассыпались высушенные солнцем обрывки фашистских плакатов на стенах домов: «П-С-Т!», «Враг подслушивает!», «Берлин останется немецким!» Возвратившиеся в деревню немцы соскабливали со стен плакаты — с тем же усердием, с каким, наверное, наклеивали их месяц назад. Немцы были тихие и покорные, они привели домой своих кормленых черно-белых коров и предупредительно угощали нас парным молоком, а бургомистр, необыкновенно вежливый старичок, непрерывно кланялся и покрикивал на соотечественников сухим металлическим голосом.
Наша хозяйка, долговязая фрау Кунце, была особенно услужлива, и не без оснований: на её доме стояла каинова печать. Когда мы первого мая вошли в деревню, из всех окон торчали белые флаги. Но Ряшенцев зря потирал руки, радуясь, что батальон обойдётся без потерь: в нескольких домах и в кирке, венчавшейся вместо креста каким-то петухом, за белыми флагами капитуляции скрылись эсэсовцы. Их огнём было ранено несколько солдат. Узнав об этом вероломстве, взбешённый Локтев вызвал самоходки, и немцы поспешили капитулировать — на этот раз по-настоящему. А с «нашим» домом получился конфуз: командир самоходки протаранил кирпичную стену и провалился в глубокий погреб. И вот уже несколько дней из проломанной стены нелепо торчал стальной зад огромной машины, которую нечем было вытаскивать — самоходки сразу же после боя умчались на другой участок.
С этим «постояльцем» фрау Кунце никак не могла мириться: «русиш панцер» мешал ей войти в погреб, где хранились припасы. Сначала мы тоже огорчались и бегали одолжаться в другие дома, а потом — голь на выдумки хитра — нашли выход из положения: худой и вёрткий Юра Беленький залезал в башню самоходки через верхний люк и проникал в погреб через нижний, Так на нашем обеденном столе появился «зект» — отличный яблочный сидр, разные компоты, варенья и соленья, заготовленные хозяйственной фрау отнюдь не для поправки советских солдат. Но нам рассказали, что на герра Кунце, местного нацистского бонзу, удравшего за Эльбу несколько дней назад, гнули свои спины четверо украинских девушек, так что мы ели добытые из погреба продукты без всяких угрызений совести. Впрочем, фрау Кунце и её двух мальчишек никто не обижал. Младшего, общительного шестилетнего Карла, охотно ласкали соскучившиеся по детям солдаты, а старшего не любили: он держался насторожённо, исподлобья смотрел на нас белесыми глазами недозревшего гитлерюгенда, и при его появлении Юра немедленно цитировал маршаковские строки:
Юный Фриц, любимец мамин,
В класс пошёл сдавать экзамен…
А в эти минуты в штаб полка приехал на мотоцикле связной офицер из корпуса. Он вручил Локтеву пакет, и через несколько часов мы шли на юг спасать восставшую Прагу. Мы шли, не зная о том, что на этом пути расстанемся ещё со многими друзьями и последнего из них похороним пятнадцатого мая на площади застывшей в скорбном молчании чешской деревушки.