что нужно для открытия клининга
Чистый бизнес: как открыть клининговую компанию
Вместе с всеобщим ростом цивилизованности общества услуги клининговых фирм начинают казаться незаменимыми. Но в отличие от многих зарубежных стран в России рынок клининга еще слабо насыщен.
Клининг – актуальное и перспективное направление для открытия собственного дела. Деятельность клининговых компаний представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение чистоты в помещениях. В Европе бизнес по уборке квартир и коммерческих помещений существует давно и считается высокодоходным, а ниша практически переполнена. На отечественном рынке первые клининговые компании появились около 25 лет назад, а само направление только начало развиваться.
В последние годы данный вид услуг набирает популярность как в частном, так и в коммерческом сегменте. В ритме современной жизни все больше повседневных задач отдаются на аутсорсинг. Предприятия пользуются услугами сторонних сотрудников, которые выполняют работу, не входящую в специфику штатного расписания. Многие компании практически отказались от практики содержания штатных уборщиков и пользуются клининговыми услугами. Частные клиенты активно пользуются услугами по уборке квартиры после ремонта и услугами регулярной уборки жилья.
Благодаря широкому кругу потенциальных потребителей этот бизнес является перспективным и при должной организации может приносить достойную прибыль. Как открыть клининговую компанию с нуля и построить на этом успешный бизнес? На все основные вопросы ответит пошаговое руководство.
Как оценить актуальность и перспективы бизнеса
Рынок клининговых услуг в России появился сравнительно недавно – около 25 лет назад, благодаря приходу крупных зарубежных компаний. Внедрение клининговых услуг началось с Москвы и Санкт-Петербурга – эти локальные рынки до сих пор остаются лидерами отечественного рынка клининговых услуг и занимают почти 60% всего объема.
Рост спроса на профессиональную уборку приводит к постоянному расширению клиентской базы. Обслуживание коммерческой недвижимости составляет 80% всего рынка. На сегодняшний день основными пользователями услуг клининговых компаний являются торгово-развлекательные центры. А вот в сегменте физических лиц данные услуги только начинают приобретать популярность.
Основными заказчиками клининговых услуг являются коммерческие торговые помещения (супермаркеты, торговые центры и т.д.) и офисные помещения (банки, офисы, бизнес-центры, гос. учреждения).
Структура клиентской базы клининговых компаний
Основные причины роста популярности клининговых услуг:
Активно ведущееся строительство и увеличение ввода площадей (жилых и коммерческих) расширяет круг потенциальных клиентов. Увеличивается число торговых и бизнес-центров, а также новостроек, жильцы которых пользуются услугой по уборке после ремонта.
Спрос на рынке клининговых услуг поддержали те компании, которые отказались от найма традиционных уборщиков в пользу аутсорсинга. Этот шаг, по мнению экспертов, может принести экономию в 20% для компании.
Ритм современной жизни иногда не оставляет времени у работающих людей на качественную уборку в квартире. В связи с этим, люди обращаются за клининговыми услугами к специализированным компаниям.
Все большее количество людей осознают необходимость профессионального ухода за зданиями и сооружениями. На сегодняшний день клининговые компании используют современную технику, тщательно подбирают чистящие средства. Благодаря такому подходу время, которое тратится на полноценную уборку, заметно сокращается.
И все это при том, что стоимость клининговых услуг остается на довольно доступном уровне, позволяя практически каждому воспользоваться трудом профессиональных уборщиков.
Прибыльность бизнеса оценили еще немногие предприниматели, поэтому конкуренция на рынке растет очень медленно. Порог для входа на рынок достаточно низкий. Как показывает статистика, в последние годы число клининговых компаний остается неизменным: ежегодно на рынок приходят новые компании, но столько же и уходит с него. Основным трендом на рынке клининговых услуг является укрупнение компаний и расширение спектра услуг, за счет чего и происходит рост рынка. При этом выживают и малые предприятия, поскольку они способны гибко и оперативно реагировать на изменения рыночных условий. Рентабельность данного бизнеса находится в диапазоне 12-15%, если идет речь о ежедневных работах, и 25-40% для спецработ.
Прежде чем планировать открытие клининговой компании, нужно оценить уровень конкуренции в вашем городе. Для этого проверьте количество клининговых компаний, работающих в вашем регионе, и оцените спектр предлагаемых ими услуг. Чтобы рассчитать перспективы клининговых услуг в своем городе, вы должны также узнать число бизнес-центров, торгово-развлекательных комплексов и офисов – это и будет ориентировочный круг ваших коммерческих клиентов. Примерную картину можно получить с помощью онлайн-сервисов, отображающих компании на электронных картах. Зная же численность населения города и учитывая тот факт, что около 8% домохозяйств пользуются клининговыми услугами, вы можете оценить перспективы работы с частными клиентами.
Преимущества клинингового бизнеса:
Рынок клининговых услуг находится в стадии активного роста. Клининговые услуги давно знакомы потенциальному потребителю и имеют опыт успешного применения в различных регионах России;
Основу клиентской базы составляют юридические лица, поэтому при высоком уровне корпоративного обслуживания можно рассчитывать на долгосрочное сотрудничество, что обеспечит компанию стабильным доходом;
Относительно низкий уровень конкуренции и низкий порог вхождения на рынок: вложения могут ограничиваться покупкой уборочного инвентаря.
Какие услуги оказывают клининговые компании и сколько это стоит
Потенциальными клиентами клининговой компании являются как физические, так и юридические лица. Целевая аудитория в сегменте обслуживания физических лиц – это довольно узкая прослойка населения, которая представляет собой семьи с уровнем дохода выше 30 тысяч рублей для проведения уборки жилья; в сегменте обслуживания юридических лиц – коммерческие объекты различного назначения для поддержания чистоты и ухода в помещениях.
Начать бизнес в сфере клининга можно двумя способами. Первый вариант — открыть фирму под конкретного клиента (торговый центр или крупный объект от 1 тыс. кв. м), с которым уже есть договоренность. Сначала фирма будет работать на этот объект, а уже затем расширит деятельность на внешний рынок. Руководители клининговых служб советуют прежде всего найти потенциального заказчика, а потом уже под конкретный объект набирать персонал и закупать оборудование. Почти все компании получают первые заказы через личные связи — рекламные объявления малоэффективны. Второй путь — выбрать какую-либо узкую нишу, так как крупные клиенты уже давно могут быть поделены между гигантами отрасли. Мелкие клининговые фирмы при этом могут выступать в качестве “рыб-прилипал” крупных компаний, получая от них “щедрые куски” в виде заказов, которые крупные фирмы по тем или иным причинам не могут выполнить. Естественно, за определенный процент от заказа.
Ежедневная уборка включает в себя протирку пыли, чистку зеркал, уборку полов. Уборка прилегающей территории предполагает мойку окон, фасадов, вывоз мусора, уборка снега/листьев/травы (в зависимости от сезона), поддержание чистоты элементов архитектуры. Также возможна генеральная уборка, под которой понимается удаление загрязнений со стен, мытье плинтусов, удаление локальных загрязнений с различных поверхностей, чистка межплиточных швов, мытье окон и так далее. Особое внимание следует уделить такому виду услуги, как уборка после ремонта – в последнее время данный вид услуг пользуется спросом. Уборка после ремонта включает в себя: вынос строительного мусора, мытье окон от налета, тщательное удаление пыли с различных поверхностей, сильных загрязнений, мытье полов, чистка мебели, мытье люстр и т.д.
Некоторые клининговые компании предлагают особые программы и виды услуг. В качестве таких услуг может быть уборка перед рождением ребенка, мытье рекламных конструкций, уборка после праздников, аутстаффинг (аренда персонала) и другие. Наличие таких специфических видов услуг выгодно выделяет компанию на рынке. Многие клининговые службы расширяют спектр услуг, предлагая клиентам химчистку ковров и мебели, дезинфекцию помещения или предоставление помощницы по дому. При расширении многие клининговые фирмы осваивают новые направления, беря на себя технические, сантехнические, электрические функции и задачи, занимаясь административным сопровождением, обслуживая камеры хранения, гардеробы и т.д.
Для дальнейшего развития клининговые фирмы могут выбрать техническое направление, когда фирма берет на себя функции сантехнического, электрического, плотницкого и т.п сопровождения. Многие идут по пути административного или информационного обслуживания – служба гардеробов, камер хранения, навигации и так далее.
Спектр клининговых услуг достаточно широк, но ограничен денежными средствами, поскольку многие услуги предполагают наличие дорогостоящего оборудования. На начальном этапе создания клининговой службы рекомендуется выбрать основные услуги, а именно:
ежедневная уборка помещений – от 5 руб./м2
генеральная уборка помещений – от 50 руб./м2
чистка мебели и ковров – от 40 руб./м2
мытье окон – от 20 руб./м2
помощница по дому – от 45 руб./м2.
В целом, набор услуг индивидуален для каждого клиента. Договор составляется с указанием перечня необходимых услуг, цена которых может варьироваться в зависимости от объема работ. Обычно договор с заказчиком подписывают до конца календарного года. В нем же отмечают, что на объекте уборки заказчик должен предоставить служебное помещение для хранения инвентаря и химических средств, которое также оборудуется шкафами для одежды персонала.
Стоит учитывать и особенность режима работы клининговых компаний. Как правило, большая часть заказов приходится на выходные дни, праздники или ночное время, когда уборка проводится в присутствии сотрудников службы безопасности заказчика. Кроме этого надо помнить, что каждый из ваших потенциальных клиентов работает по своему графику, к которому скорее всего придется подстраиваться. Таким образом, технологический процесс для каждого объекта определяется индивидуально, с учетом того, что вы не можете держать двойной штат сотрудников только потому, что в один из дней два ваших клиента пересекаются в графике во времени.
Как искать клиентов клининговых услуг
Чтобы найти клиентов, нужно использовать различные инструменты продвижения. Маркетинг клининговой службы может включать в себя ряд мероприятий, ориентированных на разную целевую аудиторию:
Прямой маркетинг будет эффективен в корпоративном сегменте. Для рекламы потребуется подготовить раздаточный материал. Также можно провести холодный обзвон круга потенциальных клиентов или разослать коммерческое предложение.
Реклама в СМИ ориентирована на частных клиентов. Рекламу можно разместить в интернете или запустить короткий ролик на радио.
Реклама на досках объявлений, столбах, у подъездов, в лифтах – нацелена на частных клиентов.
Создание сайта, позволяющего потенциальному клиенту самостоятельно изучить перечень услуг и прайс-лист – этот вид рекламы может привлечь как корпоративных, так и частных клиентов.
При планировании рекламной кампании следует учитывать, какими критериями отбора руководствуются потенциальные клиенты. Наиболее значимыми являются: стоимость и спектр предоставляемых услуг, репутация на рынке, квалификация персонала, гибкость графика работы. На эти параметры следует обращать внимание в презентациях и прочих рекламных материалах.
Еще одним инструментом, используемым в маркетинге, является анализ ценовой политики конкурентов. Изучите уровень цен и предложения на рынке, выявите слабые стороны конкурентов. Например, на локальном рынке в малой доле представлена услуга «помощница по дому». Включите такую услугу в свой перечень. Для этого не потребуется дополнительных затрат, а в случае низкого спроса на данный вид услуг, сотрудник сможет выполнять другую работу.
Практика показывает, что работу с потенциальными клиентами нужно проводить еще до открытия клининговой службы. Как уже было сказано, именно от потребностей клиентов этот бизнес и строится.
Как открыть клининговую компанию с нуля
Алгоритм создания клининговой компании состоит из следующих этапов:
закупка оборудования и расходных материалов;
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Регистрация клининговой компании
Для реализации проекта предполагается регистрация ООО. Форма налогообложения – УСН с объектом налогообложения «выручка» по ставке 6%. Виды деятельности согласно ОКВЭД-2:
81. 1 Деятельность по комплексному обслуживанию помещений
81.2 Деятельность по чистке и уборке
43.39 Послестроительная уборка
96.01 Стирка и химическая чистка ковровых и текстильных изделий.
Лицензии на предоставление данного вида услуг не требуется. Оформление всех необходимых документов занимает до одного месяца и стоит около 6000 рублей.
Выбор помещения клининговой компании
Клининговая компания не требует больших площадей. Будет достаточно офиса продаж и помещения для хранения всего оборудования. Для этого потребуется арендовать помещение площадью около 40 кв.м. Стоимость аренды такого помещения составит около 20-25 тыс. рублей. Естественно и на офисе, и на складе можно сэкономить. Диспетчер может принимать заявки из дома, а помещение можно найти по знакомству. Однако к такому варианту можно прибегнуть на первом этапе.
Для средних и крупных компаний идеальный вариантом будет единое помещение с кабинетом для руководителя, залом для нескольких менеджеров, переговорной комнатой, складом для хранения оборудования, подсобки, где располагается сушильный барабан и машина для стирки протирочных материалов и спецодежды.
Закупка оборудования для клининга
Все оборудование можно приобрести в специализированных магазинах. Для небольшой клининговой компании необходимо закупить оборудование на сумму не менее 500 000 рублей. В таблице указан перечень оборудования для клининговой компании.
Перечень оборудования для клининговой компании
Как найти клинера для уборки квартиры
И как отличить профессионала от любителя
В России многие до сих пор считают, что клининг — это привилегия обеспеченных людей из крупных городов.
На самом деле услуги клинеров сейчас стоят как наращивание ресниц или сеанс массажа. Я занимаюсь клинингом уже пять лет, мои заказчики — это не только хозяева домов на Рублевке, но и молодые семьи и пенсионеры из хрущевок. В этой статье расскажу, как выбрать клинера, чтобы не потратить деньги впустую и не нарваться на хамоватого уборщика с советскими подходами.
Что такое профессиональный клининг
Часто хозяевам кажется, что заказывать клинера нет смысла, так как можно прибраться самостоятельно. Такой подход оправдан, если есть время, инвентарь, желание и умения. Профессиональный клинер нужен, когда нет любого из этих компонентов.
Бывает, хозяева не знают, как применять то или иное средство, и просто делают хуже. Например, передержат раствор для удаления пятен — и вот вместо пятна на диване уже полноценный «ожог». Исправить это невозможно, нужно перетягивать старый или покупать новый диван. Научившись на таком опыте, люди в будущем вызывают клининговую компанию.
В большинстве случаев клинер работает быстрее, чем непрофессионал. На время уборки хозяевам можно уйти из дома. У нас бывали случаи, когда клиенты оставляли под присмотр клинера детей. Если это не маленький ребенок, а подросток, мастер может согласиться.
Есть несколько видов уборок.
Генеральная. Мы рекомендуем делать ее раз в три месяца. Это мойка окон, уборка всех труднодоступных мест, в том числе углов, чистка шкафов, карнизов и люстр, стирка штор, удаление известкового налета на плитке в ванной. Весь кафель моется от пола до потолка. На кухне протираются все системы хранения. Пылесосятся мебель, шторы, полы.
Уборка после аренды. Ее заказывают сами арендаторы, когда заезжают, или владельцы жилья перед сменой арендаторов. Уборка после аренды стоит на 30—40% дороже обычной, потому что в большинстве случаев в таких квартирах очень грязно.
Периодически клинеров пытаются обманывать. У нас был случай: по телефону клиенты не сказали, что у них съемная квартира. Но клинеры все поняли, когда приехали. Вещи были в ужасном состоянии, везде грязь, ничего не мылось, даже посуда. На уборку двухкомнатной квартиры ушло около 10 часов, хотя мастера работали вдвоем. Клиентам пришлось заплатить как за уборку съемного жилья.
Уборка после ремонта. В основном это уборка строительных материалов: клея, штукатурки, цемента, затирки, герметика, силикона, краски. За дополнительную плату клинер может вынести строительный мусор.
Экоуборка и бэби-уборка. Для бэби-уборки применяют специальную химию, на которой указано, что ее можно использовать в детских комнатах: например, Meine Liebe.
Экоуборка — практически то же самое: применяем химию, которая дружественна экологии, то есть не содержит хлора и других едких элементов. Если квартира не сильно загрязнена и клиент просит экоуборку, то работаем вообще без химии: используем парогенератор и меламиновые губки, а в конце проводим дезинфекцию специальным составом без запаха.
Уборка загородной недвижимости. В стоимость этой уборки входит дорога: чем дальше ехать, например, от Мкада — тем дороже. Еще могут быть специальные услуги типа чистки паутины или обработки от насекомых.
Часто в дополнение к дому заказывают клининг бань и саун. Это особая уборка: нельзя использовать бытовую химию, которая не подходит для мойки деревянных поверхностей. При высоких температурах остатки химии будут испаряться, и хозяева могут просто отравиться. Для мойки бань и саун используют специальные составы, а также средства для стен из бруса: например, составы Prosept и Emsal.
Спецуборка: после пожара, потопа или преступления. Здесь нет фиксированных цен, обычно стоимость определяют после личного осмотра помещения. Был случай, когда клиентка поругалась с мужем. Мы приехали на объект и увидели квартиру, где фасады кухни были выворочены с петлями, лежали горы разбитой посуды и зеркал, а кругом были следы крови. Нам пришлось собрать все стекло, даже мельчайшие осколки. Это была главная сложность.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Как отличить профессионала от любителя
Наем клининговой компании не гарантирует, что приедет профессионал, а наем частника по объявлению не означает, что он все сделает плохо. Вот критерии, по которым любой может определить, насколько профессионален клинер.
Инвентарь: химия и инструменты. Если клинер выкладывает в «Инстаграм» фото, где он моет ванну губкой и «Пемолюксом», доверять такому человеку не стоит.
Вот что должно быть у хорошего клинера:
Я знаю случаи, когда клинеры приезжали на объект и просили бытовую химию у хозяев. Некоторые просят хозяев купить составы заранее. Это яркий показатель непрофессионализма: клиент не может выбрать правильную химию, он не разбирается в кислотности и щелочных показателях, а это важно, ведь применять одно средство для всех поверхностей нельзя. Кроме того, в обычном хозяйственном отделе просто нет профессиональной химии, она продается только в специализированных магазинах.
Компании часто выкладывают фото своего инвентаря, сложенного в одном месте.
Упаковка инвентаря. Профессиональные клинеры используют большие сумки-органайзеры. В них удобно ставить химию: бутылочки будут строго в вертикальном положении, к тому же поместится весь инвентарь.
Любители же ездят со спортивными сумками или носят все в обычных пакетах. Но химия может разлиться в пакете и испортить вещи как клинера, так и клиента.
Аккуратность в работе. Клинер не должен ставить химию на пол, мебель или полки. Любая емкость может опрокинуться или протечь.
Также хороший клинер все средства держит под рукой: не получилось удалить пятно одним раствором — он берет другой. Если ходить с одной бутылкой, а за другими постоянно возвращаться в коридор, тратится много времени.
Внешний вид. Как правило, профессионалы приезжают в форме с логотипом компании либо переодеваются в квартире.
Ключевой момент — обувь: любитель возьмет с собой домашние тапочки или сланцы, профессионал работает в закрытой резиновой обуви. Такая обувь безопасна: она не скользит и клинер точно не растянется на мокром полу посреди кухни. И еще такая обувь точно не слетит с ноги.
Вопросы, которые задает клинер
Перед началом работы клинер спросит, в каком порядке убирать комнаты. По правилам уборку нужно начинать с самой дальней комнаты и двигаться по часовой стрелке к выходу. Так грязи будет меньше. Но, возможно, хозяевам нужно некоторое время побыть в дальней комнате, или они хотят начать уборку с кухни.
Зачастую заказчики не могут понять, нормальный клинер или нет, пока он к ним не придет. В «Инстаграме» все выглядит отлично, по телефону общаются вежливо, а в назначенный день на пороге появляется трудовой мигрант в грязной спецовке. Я подготовила чек-лист, который поможет понять, с кем имеешь дело.
Какие вопросы нужно задать клинеру
Отличие в том, что при поддерживающей мы не затрагиваем труднодоступные места, не моем поверхности выше 1,8 метра и не оттираем трудные загрязнения: например, известковый и жировой налет. Также в поддерживающую уборку не входит мытье окон
Если вы убирали в квартире больше трех месяцев назад, то лучше сделать генеральную. А в дальнейшем делать регулярную поддерживающую.
Отличие в том, что при поддерживающей мы не затрагиваем труднодоступные места, не моем поверхности выше 1,8 метра и не оттираем трудные загрязнения: например, известковый и жировой налет. Также в поддерживающую уборку не входит мытье окон
Документы
Обычно клининговые услуги не так дороги, чтобы из-за них судиться, но договор поможет разобраться со спорными моментами уже на стадии простых переговоров. С договором проще избежать споров о цене, качестве и объеме работ.
Здесь оба оказались в ловушке: так как не было письменного договора, никто ничего не смог доказать.
Сначала читать, потом подписывать
Также договор очень пригодится, если работа сделана плохо или клинер что-то испортил. Например, начинающий клинер перед протиркой не проверил, хорошо ли держится зеркало. Начал тереть, зеркало упало и разбилось. С одной стороны, клиент должен был закрепить зеркало. С другой — клинеру тоже не мешало бы удостовериться, что все в порядке. Эти нюансы лучше предусмотреть в договоре.
В договоре должны быть прописаны следующие пункты:
После завершения уборки клинер и заказчик подписывают акт о том, что все сделано нормально и претензий нет.
Но на практике договоры заключают редко, чаще заказчик и исполнитель договариваются в соцсетях или по телефону, а расплачиваются наличными или банковским переводом.
Частные клинеры, как правило, работают неофициально. Но они все равно могут составить акт о выполненных работах, а еще использовать профессиональный чек-лист.
Требования к уборке, список задач
Чтобы было проще проверить качество клининга, существуют чек-листы по каждому виду уборки. Они меняются в зависимости от помещения. Например, для санузла появятся строчки «вымыта ванна», «вымыт унитаз» и другие.
Я уже рассказывала о случаях, когда клиенты просят убрать что-то сверх стандартного перечня услуг. Не всегда это желание заказчика выжать все из клинера за минимальную цену. Иногда люди просто не обращают внимания на перечень работ, даже если он согласован в письменном виде. А случается, клинер пропустит и не уберет какое-то место. Как правило, клинер нормально отреагирует, если хозяин попросит протереть полку, которая находится вне зоны видимости и о существовании которой клинер и не догадывается.
Заказчик имеет право сколь угодно придирчиво проверять работу клинера, но только в рамках оговоренного объема работ. У нас был вип-заказчик, который сам руководил уборкой. Он очень любит чистоту и порядок. Этот человек даже знал, на какой ступеньке в доме жил паук. В конце заказчик задал, видимо, контрольный вопрос: «Вы ведь убрали паука?» К счастью, мастера нашли и убрали паука и клиент остался доволен.
Еще был придирчивый заказчик в частном доме площадью более 500 м². Мы делали уборку после ремонта. Дом был со сложными поверхностями, огромными тяжелыми люстрами и дорогой мебелью. Хозяева принимали работу не меньше часа: заглянули почти в каждый угол, водили руками по полу и плинтусам, проверяя, чтобы не было остатков пыли и побелки. Еще перед началом уборки мы очень четко договорились, что делаем и что будет проверять заказчик, поэтому проблем не возникло: мастера переживали, но клиент все принял.
Из чего складывается цена клининга
Вот факторы, которые влияют на цену услуг клинера.
Степень загрязнения. В то же время уборка 40 м² в грязной и заваленной мусором однушки в сотни раз сложнее, чем уборка квартиры в 100 м² в новостройке.
Вид уборки. Поддерживающая, генеральная или специальная.
Особые пожелания заказчика и допуслуги. Например, химчистка дивана или уборка кошачьей шерсти по всей квартире.
Скидки. Если клиент заказывает сразу несколько услуг, например химчистку, уборку и мойку окон, можно договориться о скидке.
Негласные правила клининга
Как и в любой другой сфере, у профессиональных клинеров есть негласные правила и нормы этики.