все проще понять чем объяснить
Если вы не можете объяснить что-либо простыми словами, вы это не понимаете
В начале 1960-х Ричард Фейнман давал несколько лекций для студентов, позже собранных в книгу «Фейнмановские лекции по физике». В книгу не вошла лекция по планетарному движению, но найденные позднее заметки позволили Дэвиду Гудштейну, коллеге Фейнмана, написать о ней книгу: «Потерянная лекция Фейнмана» [David Goodstein, Feynman’s Lost Lecture]. Цитата из книги, опубликованной в номере журнала Caltech’s Engineering & Science 1996 года:
Фейнман был великим учителем. Он гордился способностью придумывать способы объяснять самые глубокие идеи начинающим студентам. Однажды я сказал ему: «Дик, объясни мне так, чтобы я понял, почему частицы с полуцелым спином подчиняются статистике Ферми-Дирака». Фейнман сказал: «Я подготовлю лекцию для первокурсников на эту тему». Но через несколько дней он вернулся и заявил: «Я не смог. Я не смог низвести это до уровня первокурсников. Это значит, что на самом деле мы этого не понимаем».
Инженеры должны уметь объяснить сложную технологию или продукт простыми и понятными терминами не потому, что директор хочет, чтобы ему так это объясняли, а чтобы доказать, что инженер полностью понимает технологию.
Я на самом деле не могу прилично, да и вообще как-либо, объяснить магнетизм в терминах чего-то другого, более вам знакомого, поскольку я не понимаю его в терминах чего-то другого, с чем вы лучше знакомы.
Думаю, что с уверенностью могу заявить, что никто не понимает квантовой механики.
То, что я не могу создать, я не могу понять.
Все проще понять чем объяснить
Почему иной раз проще «дать», чем объяснять, почему этого делать не надо? раз
Сначала надо понять, откуда приходят причины этих надо\не надо.
Если вы не хотите, это единственное «не надо». Остальных, на мой взгляд, нет и быть не может. А если он этого не хочет слышать, он знает куда идти. Кажется, всё очень просто, нет?
Кто «он» и при чем здесь «он»? Тут «дать» в значении согласиться с чьей-либо точкой зрения
Этих летних нарядов
Колдовство и дурман.
Всю энергию взгляда
Да и чувств караван
За собою уводит.
И не в силах стоять.
Изнутри вас заводит
Эта нежная рать.
. ЛУЧШЕ ДАТЬ. ВО ВСЕ
Или » не дать» без объяснений. Объяснять и обсуждать можно только с человеком, который желает и умеет слушать других и не ставит своё мнение, как единственно верное.
Наверное потому, что только получив то, что просишь начинаешь понимать что тебе это не нужно (это можно сказать о каждом)! Хотя конечно смотря что или кому «дать».
«Правильно, сильная женщина! Никогда и ничего не просите. Особенно у людей сильнее Вас!» (С)
Так Вас могут подавить с легкостью. Никто не просит с пеной у рта доказывать свою правоту, но и соглашаться легко тоже не следует.
Это с адекватными людьми.
адекватный человек до конца спорить не будет.
Не показывайте эту черту Вашего характера, могут воспользоваться. Это ладно, ведь еще и злоупотреблять начнут, «чрезмерничая».
потому что потом это дай входит в привычку,и человек считает это нормой,надо уметь объяснять доходчива,особенно малым детям.
Нужно уметь настоять если это приведет к хорошим результатам. А если это только принцип, возможно от этого и тяжело
Смотря кому объяснять, а то лучше дать. Многие дети гиперактивны, пока объяснишь, истерик не оберешься
Ну, это же мей-кун. Ему точно лучше сразу «дать» все.
еще раз спасибо, не соблюдаю орфографию. пишу одной рукой, т.к. Кузьма на мне
Ничего страшного. Пожалуйста
Не поймут, это попросту трата времени на бесполезные действия. Понимающийне попросит, или спросит
Да, согласна, я, по-моему, совсем недавно я научилась это делать.
потому, что большинству людей, процесс, как таковой не интересен! им интересен результат.
Не пытайтесь понять женщину. Женщин понимают только женщины, и они ненавидят друг друга.
Не все женщины понимают друг друга, и не все ненавидят.
Женщина – это кошка! Кошка, всегда и всюду, Полную тайной плошку Не предпочтет уюту. Женщина – это ветер! Ветер вольнее кошки, Но изменяет вектор, Если сложить ладошки Женщина – это море! Море нежнее ветра. Милых, в своем напоре, Вам не отдаст и метра. Женщина – это солнце! Солнце теплее моря. Греет, светя в оконце. Силой с Землёю споря Женщина – это кошка? Да, а еще тигрица, Мышка порой немножко, А чаще всего царица!
Иногда проще дать, чем объяснить почему не хочешь
Какие-то беседы получились сегодня эротические на пикабу, и тут я вспомнила свою относительно нетривиальную историю первого секса.
Расскажу, тем более что сегодня как раз годовщина этого важного события.
Надеюсь, не нарушу никаких правил, если нарушу, то не расстреливайте сразу, пазязя.
Было мне ни много, ни мало 20 лет. До 20 лет у меня был разве что только опыт очень глубокого петтинга, т. к. я была полна уверенности, что сексом стоит заниматься только с любимым человеком, а в идеале вовсе в браке.
И вот, 31 августа я познакомилась в интернете (кажется, на сайте знакомств) с парнем, В., который был страшно нудным.
Сначала он нудил чтобы я дала ему свой телефон. Я отнекивалась, отбрыкивалась, отказывалась, а он нудил, нудил, нудил. Пока я не решила, что ну что тут такого, пусть позвонит.
По телефону он оказался еще более нудным, но у него, кажется, голос был похож на голос человека, в которого я тогда была безответно влюблена.
Весь разговор довольно быстро свелся к его навязыванию в гости. Я и значительно позже была девушкой наивной и доверчивой (дурой), поэтому во все эти «чаю попьем», «телевизор посмотрим» я искренне верила, но так же искренне не понимала зачем мне в гостях этот скучный человек и какое удовольствие мне с ним пить чай.
Но нытьем он все же добился того, что я сказала ему адрес (а послать его мне казалось невежливым и, поскольку он говорил спокойно, я даже толком не видела причины для этого).
В общем, кролик медленно шел в пасть к удаву..)
Потом я поняла, что да, я бы осталась девственницей, и это не пустое, ничего не значащее слово. Мое сознание сильно изменилось.
Не смотря на то, что ничего не порвалось, не было крови, боли, я перешла грань в своей голове, я именно стала женщиной в эту ночь.
Он не торопился. Ему нравилось материться в постели, он меня уговорил произнести впервые фразу «выeби меня», называл меня сучкой.
Перед тем как войти в меня, он останавливался, касаясь входа во влагалище головкой, не знаю для чего он делал это, но это был момент, когда мне хотелось кричать ту самую фразу: выeби меня!
В эту ночь он остался со мной. Честно говоря, спасибо ему за это, потому что, занявшись сексом с нелюбимым человеком в тот раз и в другие, я чувствовала себя использованной, униженной и одинокой, даже плакала после.
Самое обидное, что он, человек, с которым я потеряла свою девственность, не поверил что стал у меня первым.
После мы еще много раз встречались, так же, без отношений. Мне это было нужно чтобы ненадолго стать чуть менее одинокой. Потом однажды я все-таки окончательно сказала ему «нет» и больше мы никогда не виделись.
Если вернуть тот вечер 31 августа, я не знаю, сделала бы все так же или сразу прекратила общение. Потому что мой первый раз с любимым мной человеком, С., был откровенно «неочень».
Помню неромантичную и неэротичную обстановку и мою голову, бьющуюся о стенку кровати.
Как надо разбираться в непонятном
Хочу поделиться лайфхаком и некоторыми своими соображениями по поводу обучения. Я очень жалею, что не знал (или не понимал в необходимой степени) этого в 20 лет, когда учился в университете.
Для ЛЛ — вот он, лайфхак (ниже обоснование, почему это так):
Чтобы разобраться в новой теме
_Продолжайте запихивать информацию по новой теме в себя даже при кажущемся отсутствии прогресса в понимании!_
Для ЛЛ — дальше не читать!
Сейчас справедливость этих наблюдений и эффективность методики я могу видеть и на собственном примере и на примере других людей.
Итак, к делу. Все мы знаем, что способность к изучению нового с годами падает (на самом деле нет). Языки и прочее проще учить в детстве, на скрипке учиться в детстве проще и т.п. Но лишь некоторые причины этого физиологические (слышал теорию о том, что нейроны в мозгу активно формируются как раз в возрасте 3–5 лет, поэтому если вы активно обучаете ребенка в этом возрасте это окажет влияние на всю жизнь, область мозга, отвечающая за данный навык будет лучше сформирована). Но есть ещё проблемы психологического характера.
Итак, что такое мозг? Это, если говорить в компьютерных терминах, самообучающаяся нейронная сеть. Которая работает намного эффективнее любых современных компьютерных алгоритмов. Программа может научиться распознавать котиков на фото:
Но для этого программе (использующей технологии нейронных сетей) надо показать тысячи (тысячи их!) фотографий этих самых котиков. Ребенок учится тому же самому посмотрев на несколько десятков фото. Разница — в два порядка. Всё, что делает наш мозг — это учится распознавать похожие ситуации и образы (поэтому для выявления человека веб-сайты используют капчу).
Природа дала нам инструмент, идеально приспособленный для построения оптимальных схем поведения (и нам для приобретения опыта надо разобраться как действовать в одной ситуации — а дальше мы разберемся со всеми похожими).
И самое важное, что нейронная сеть обучается сама, даже без нашего сознательного участия в процессе.
Психологическая же проблема взрослых состоит в том, что они пытаются _контролировать_ процесс изучения новой информации. И сами блокируют себе изучение чего-то «ну, я чего-то не понимаю, я в этом не особо разбираюсь».
Секрет же очень простой — чтобы изучить что-то непонятное, надо просто загружать мозг _всей_ доступной информацией на эту тему. Он сам в этом наведет порядок и построит модель!
Последнее время (изучая в зрелом возрасте программирование, и быстро набрав приличный уровень в необходимых мне вещах) я убеждаюсь в этом постоянно. По многим вопросам нет нормального описания, учебника и т.п. И часто у тебя нет под рукой книги «НЕХ для чайников» — у тебя есть какое-то обсуждение на форумах, какая-то кривая статья в википедии и т.п. Читаешь одно — непонятно, читаешь другое — все равно непонятно. Большинство людей на этом этапе пасуют («ну, в этом невозможно разобраться, пойду к специалисту»).
И вот тут и надо поменять подход. Ничего не понимаете? Ничего страшного! Просто продолжайте в себя запихивать всю доступную информацию на этот счёт. Потом читайте её второй раз. При кажущемся отсутствии прогресса («я и раньше не понимал, и теперь не понимаю») ваша нейронная сеть продолжает обучение и формирование новых нейронных связей. И в какой-то момент — раз! — и всё становится понятно. И перечитывая опять становится ясно, что имел ввиду (но не смог внятно изложить) автор.
Вот, например, конкретный случай из моей практики — понадобилось мне вычислить Полную Стоимость Кредита в соответствии с ФЗ-353. Читаем Википедию (зайдите, если интересно) — непонятно, читаем форумы банковских программистов — куча разных мнений, есть какие-то (как потом выяснилось, неправильные!) методики с семинаров ЦБ, есть какая-то программа на Хабре (с ошибкой), которой все и пользуются по итогу, есть ссылка на американские законы, которые брались в качестве образца. Но нигде я не нашел внятного изложения предмета. При этом некоторые разобрались в методике, но не разобрались в сути («что такое этот коэффициент понять невозможно, но мы просто его вычислим»). Как раз такой случай. Помог поиск, чтение и перечитывание (на протяжение пары часов) всей доступной информации на этот счёт. И фазы «ничего не понятно», «по-прежнему ничего не понятно», «всё равно ничего не понятно» вдруг сменились фазой «да это же очевидно! — сам могу вам объяснить».
При этом по многим вопросам другого метода изучения и нет. Профессиональные математики (про это регулярно писал гениальный математик В.И.Арнольд) и профессиональные программисты, кажется, продолжают традиции ремесленников средневековья, затрудняя непосвященным изучение их науки.
Ну, действительно, свой труд можно дороже продать, если непосвященным он кажется загадочным и непонятным.
Собственно, про этот лайфхак мне говорил мой учитель ещё в университете (но я тогда не оценил этого совета). Он буквально советовал ходить на математические лекции, на которых ты _ничего не понимаешь_. Объясняя это тем, что это только кажется, что никакого эффекта нет. А на самом деле ты уже начинаешь слышать, как какие-то термины употребляются совместно, как примерно выглядят схемы доказательства (в данной области) и т.п.
То же самый метод применяется и в гораздо более приземлённых областях. Надо выбрать новый телефон (пылесос, холодильник, тур в Турцию?) — читаем всё, что найдем на эту тему. Поначалу будет казаться, что задача нерешаемая — куча информации, она плохо структурирована, много различных (зачастую противоречивых!) мнений — ничего страшного. Главное, не останавливайтесь!
_Продолжайте запихивать информацию по новой теме в себя даже при кажущемся отсутствии прогресса в понимании!_
Прогресс обязательно будет, но в момент, когда мозг накопит необходимый критический объём информации для полной настройки нейронной сети на эту задачу (после тысячи картинок котиков нейронная сеть заработает).
Бесплатные советы, конечно, не помогают, и поэтому крайне сложно донести полезность этого метода, но если кто-то применит для себя — буду рад.
«Моя. твоя. банан. » Как быстро и чётко формулировать мысли? (методический длиннопост)
Имею отношение к сцене и работе в кадре.
Нах. зачем тут это пишу?
Итак, вот сама статья. (было уже опубликовано в профильном интернет-издании) Возможно, стоило разбить на два поста.
Методика формулирования и выражения мыслей
Почему одни люди могут без запинок и слов-паразитов разговаривать на любую тему, а другие с трудом выражают простейшую мысль? Особенно трудно нам подбирать слова в незнакомой обстановке, например, во время выступления. Причин тому много: от степени начитанности и качества образования до темперамента и физиологии организма человека. Оставим за скобками «катастрофические» проблемы с формулированием мыслей, которые, скорее всего, связаны с восприятием информации вообще, а для их решения необходима помощь психотерапевта (а не психолога или психоаналитика – это разные специальности). В остальных же случаях, когда затруднения с речью возникают у говорящего лишь изредка, может помочь несложная методика, основывающаяся на законах речевого мышления человека.
В первую очередь обратите внимание на то, как вы общаетесь с друзьями, коллегами и членами семьи, то есть с хорошо знакомыми людьми. Наверняка разговоры в этих кругах не вызывают у вас затруднений. Кроме того, вряд ли вы испытываете затруднения при обсуждении привычных тем: профессиональной, вкусовой (у мужчин это спорт, у женщин — мода) и других.
Всё дело в том, что наш мозг стремится к экономии энергии. С этой целью он осуществляет поиск и создание речевых клише, которые максимально точно и полно передают определённый смысл в определённой ситуации. Яркий пример таких клише – пословицы и поговорки. Практически к любому событию можно подобрать перл народной мудрости и с его помощью вполне выразить своё мнение по соответствующему поводу. «Хорошая пословица век не сломится» — вот пример пословицы, подчёркивающей значение пословиц.
Однако помимо оптимизации вербальных (словесных) выражений, мы склонны упрощать повседневное общение вплоть до отдельных звуков и жестов. Коллегу можно пригласить на перекур, просто показав ему сигарету и выдав вопросительное: «М?». Коллега, в свою очередь, и согласие, и отказ способен выразить ещё проще: «Угу» или, наоборот, «У-у». Естественно, что, общаясь так изо дня в день, можно растерять даже тот словарный запас, который сформировался у нас с детства. В этом случае в незнакомой ситуации мозгу просто-напросто будет не хватать материала для строительства связного предложения.
С другой стороны, даже человек с объёмным запасом лексики и лексических структур (выражений) может потеряться и неловко сформулировать мысль в непривычной ситуации. Причина проста: на все случаи жизни удачных выражений не запасти. В такие моменты необходимо на ходу конструировать мысль. Это и есть задача, которую призвана решить приводимая далее методика.
Первый совет ясно следует из вышеприведённой информации: как можно больше читайте, формулируйте развёрнутые мысли письменно и общайтесь с новыми людьми в новой обстановке. Постоянная работа мозга в определённом направлении заставляет его искать решение поставленной задачи и, как следствие, самообучаться для её выполнения.
Второе, чему нужно научиться, – обращать внимание на случаи затруднения с собственной речью. После выхода из ситуации необходимо проанализировать её и найти либо составить выражения, которые не отыскались вовремя. Повторите или, ещё лучше, запишите их, и в дальнейшем высока вероятность моментального «всплытия» найденных слов в вашей голове.
Третий совет: приучите себя обращать внимание на редкие для вас слова в речи других людей и в литературе. Этот совет хорошо иллюстрирует история, рассказанная мне моим другом. Однажды другу, назовём его Василий, в трамвае наступили ногу. Неловкий пассажир тут же извинился, на что Василий ответил нейтрально: «Пустяки». Мужчина же, задумавшись на секунду, произнёс: «Как давно я не слышал в обычной речи этого слова!»
Если вы приучите себя обращать внимание на такие «редкости» и отмечать в голове речевую ситуацию, в которой «редкость» была употреблена, ваш активный словарный запас будет пополняться.
И тогда, при наличии достаточного количества базовых слов и выражений, в непривычной ситуации вы сможете воспользоваться следующим алгоритмом для формулирования новой мысли.
Я называю этот алгоритм «тезисным мышлением», так как в основе его – формулировка тезиса, то есть кратко сформулированная мысль, содержащая только главную информацию.
Суть метода в том, чтобы отучить себя от попыток сказать всё и сразу. Именно это стремление, этакий «синдром отличника», запутывает наши мысли. Судите сами. Для того чтобы объяснить, как пройти в библиотеку, достаточно сказать, например: «Пройдите в ту сторону два квартала, возле цветочного ларька поверните направо, затем, через две улицы, налево». Вместо этого нередко мы пытаемся и ларёк описать («Ну такой, небольшой зелёный… то есть вывеска зелёная, а сам он серый…»), и названия улиц вспомнить («Абрикосовая, потом вроде Виноградная… нет, Тенистая…»), и передать ещё массу деталей, не несущих важной информации.
Верный порядок формулирования мысли таков.
1. Решите, что в данном случае главное.
Отбросьте эмоции, не думайте о том, какое впечатление вы должны произвести своими словами. Просто выберите факты, которые будут являться сухим ответом на вопрос, либо техническим выражением вашего мнения. Простейший вариант – выбрать один, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ факт, построить на его основе утвердительное предложение.
Вопрос: Почему ты ешь так много шоколада?
Тезисный ответ: Мне нравится его вкус.
В данном случае можно пытаться осознать, что там ещё такого может нравиться, какие вообще есть свойства шоколада. Кроме того, можно задуматься над тем, почему человек задал этот вопрос. Он не хочет делиться, или он намекает на проблемы с фигурой, которые появляются от чрезмерного употребления сладкого и так далее. Так можно соображать вечно. Или можно прямо ответить на вопрос.
2. Заметьте реакцию собеседника.
По ней вы поймёте, нужно ли пояснить свою мысль. Независимо от того, нужно пояснение или же можно переходить к другой теме…
3. …сформулируйте следующий тезис.
В случае если предыдущий тезис необходимо пояснить, (собеседник дал вам это понять, или вы сами хотите это сделать), пояснение можно так же преподнести в форме тезиса или их последовательности. (Первое, второе, третье и т. д.). Если пояснение не требуется, но разговор нужно продолжать, просто сформулируйте новый тезис.
Главное в этой методике – приучить себя находить главное (тавтология сознательная). Такое стремление развивает аналитическое и критическое мышление, внимательность, точность.
Рассудительный читатель заметит, что приведённый метод может превратить живую речь человека в монолог этакого бездушного робота. В самом деле, ответы на любой вопрос в духе «Дважды два – четыре» не располагают к развитию непринуждённой беседы. Однако указанный выше алгоритм – лишь базовая техника. Следующим шагом будет освоение техники трёх вопросов.
Техника трёх вопросов
Данная статья, в общем, призвана ответить на вопрос: «Что говорить?». Для этой цели предлагается вначале ответить на три подготовительных вопроса. Нет, это не вопросы из популярной интеллектуальной телеигры. Это вопросы: «О чём я говорю?», «Кому?» и «Зачем?».
Ответом на первый вопрос будет сбор всех значимых в данной ситуации фактов. Например, многих приводит в замешательство просьба рассказать о себе. О жизни каждого человека можно рассказывать посекундно, однако мы понимаем, что требуется выдать ограниченный объём информации. Если же вспомнить тезисный подход, становится понятно, что отвечать нужно с учётом обстоятельств. Например, во время собеседования с работодателем молодому специалисту следует сказать о своём возрасте, месте учёбы, успеваемости, дате выпуска. Не будем перечислять весь список значимых фактов, лишь отметим, что эта стандартная ситуация.
Поэтому, во-первых, можно предвидеть этот вопрос и составить ответ на него заранее, дополняя его во время диалога в случае необходимости. Во-вторых, достаточно выбрать навскидку несколько фактов, изложить их и дополнить уже после уточняющего вопроса собеседника. Принцип отбора информации: самое главное; затем — немного дополнительных фактов, которые пришли в голову. Не бойтесь сказать мало, со временем вы научитесь лучше оценивать весь объём существенной информации, не упуская важных деталей.
Следующий вопрос является фильтром для первого. Наше общение всегда носит межличностный характер, даже в случае крайней «деловитости». Помимо эксплицитной, то есть выраженной в словах информации, мы сообщаем друг другу огромный объём информации имплицитной, то есть явно не выраженной. Проще говоря, всегда существует подтекст. Вместе с тем существует и контекст — текущие обстоятельства диалога, предшествующие ему, а также прогнозируемые последствия. «В доме повешенного не говорят о верёвке» — эта народная мудрость очень точно иллюстрирует процесс фильтрации фактов с помощью вопроса «Кому?». В примере с собеседованием ответ может быть таким: «Мне 20 лет, я окончил СПбГУ на отлично, и я тоже левша». — Если вы заметили, что ваш собеседник делает пометки в бумагах левой рукой. (Такой ответ будет соответствовать технике «присоединения», которой учат специалистов по продажам.) В наше время леворукость никого не удивляет, левшей, как правило, не стараются переучить. Однако в данном случае упоминание этого факта будет значимым именно для создания доверительной и неформальной атмосферы общения.
Наконец, третий вопрос призван экономить вашу энергию. Далеко не всегда нужно давать развёрнутый ответ. Более того, порой нужно показать собеседнику, что вы не собираетесь поддерживать диалог. Например, отказываясь помочь коллеге в ответ на его просьбу, совсем не обязательно пускаться в длинные запутанные оправдания, достаточно сказать: «Мне некогда». Если же это ваш близкий друг, ответ «Прости, я завален работой» продемонстрирует ваше сочувствие и уважительную причину отказа. Всё зависит от того, чего вы ждёте от данного диалога. Таким образом, ответив на эти вопросы, вы поймёте, что и как вам нужно сказать в той или иной ситуации.
В заключение необходимо отметить, что данный метод, конечно же, требует тренировки. Он может показаться громоздким, однако люди, которые от природы разговаривают легко и непринуждённо, постоянно отвечают на все эти вопросы и проделывают такую работу, сами того не осознавая. Упрощённо вся методика сводится к двум постулатам: «Всегда ищите главное» и «Сначала думаем, потом говорим». Автор данной статьи сам когда-то испытывал серьёзные проблемы с выражением своих мыслей, однако данная методика одновременно помогла ему научиться говорить более стройно и явилась результатом процесса самообучения.
«Когда читаешь – становишься знающим, беседа делает человека находчивым, а привычка записывать — организованным». Эти слова английского философа Фрэнсиса Бэкона сами по себе являются инструкцией для развития чёткой речи. Читайте, общайтесь с новыми людьми, размышляйте, записывайте свои мысли, и вы не просто сможете легко поддерживать диалог, но станете по-настоящему интересным собеседником. Надеюсь, приведённая здесь методика поможет вам в трудной речевой ситуации.