все что нужно знать для впр по биологии 7 класс
Презентация «Подготовка к ВПР по биологии в 7 классе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВПР по биологии 7 класс
Ботаника-наука о растениях. Зоология-наука о животных. Анатомия-изучает внутреннее строение организма. Физиология-изучает функции организма. Бактериология-наука о бактериях. Вирусология-наука о вирусах. Гельминтология – наука о паразитических червях (гельминтах) Энтомология – наука о насекомых Малакология – наука о моллюсках Ихтиология – наука о рыбах Герпетология – наука о земноводных и пресмыкающихся Орнитология – наука о птицах Териология – наука о млекопитающих
4 1 4 окрас шерсти — подпалый (4) форма ушей — стоячие (1) форма хвоста — прутом (4)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-535871
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект «Шпаргалка по биологии для подготовки к ВПР в 7 классе
Автор: Саляхова Гульгена Габдулловна – учитель химии и биологии МБОУ Пелевской СОШ Лаишевского муниципального района РТ
«Шпаргалка» по биологии для подготовки к ВПР
2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / Пасечник В. В.
Трехчленные, часто с простым околоцветником
Пяти- или четырехчленные, преимущественно с двойным околоцветником
Простые, цельнокрайние, сидячие, часто с влагалищем
Простые, сложные, черешковые или сидячие, целостные или рассеченные
Параллельное или дуговое
Травянистый, проводящие пучки закрыты, беспорядочно разбросаны по стеблю
Травянистый или одревесневший, проводящие пучки открытые (имеют камбий), расположены в стебле по кругу
Тип корневой системы
Прохождение корневой системы
Система боковых корней
Система главного корня
Лилейные, злаковые, осоковые, орхидейные
Капустные (крестоцветные), розоцветные, бобовые, лебедовые, пасленовые, астровые (сложноцветные), губоцветные, зонтичные
Вороний глаз (сетчатое жилкование)
Подорожник (дуговое жилкование, мочковатая корневая система)
Формула цветка, соцветия
зонтик, кисть, одиночные цветки
Звездчатка, тюльпан, лилия, рябчик
сложный колос, султан, метелка, початок
Пшеница, рожь, кукуруза, рис, пырей, мятлик, бамбук, сахарный тростник
земляника, кисть, щиток
Яблоня, груша, шиповник, малина, земляника, роза, боярышник, ежевика
кисть, метелка, головка, зонтик
Горох, фасоль, соя, клевер, люцерна, желтая акация, донник
Капуста, редька, горчица, сурепка, пастушья сумка, левкой
Картофель, перец, табак, дурман, белена, петуния
Вместо чашечки парашют или пленки трубчатые, язычковые
воронкообразные – стерильные, корзинка
Подсолнечник, топинамбур, осот, ромашка, василек, полынь, пижма
Царство живой природы
находятся обособленно, являются паразитами и поселяются внутри живой клетки.
Паразитические формы состоят из молекул ДНК, РНК, покрытые мембраной.
Вирусы не могут самостоятельно синтезировать белок.
— клетки не содержат ядра, поэтому их называют
— клеточная оболочка состоит из муреина
— размножаются путем простого деления клетки
— при неблагоприятных условиях образуют споры
— по типам питания: гетеротрофы: питаются готовыми органическими веществами- (сапрофиты- мёртвой органикой)
и паразиты- живым организмом хозяина;
1) шарообразной формы – кокки, диплококки, стрептококки и стафилококки
• Прикрепленный образ жизни.
• Неограниченный рост в течение жизни верхушечной частью.
• Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых
грибов (только у водных грибов).
• Способны синтезировать витамины и гормоны
• Наличие хитина в клеточных стенках.
• Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма
• Лишены хлорофилла, поэтому они гетеротрофы
• Тело состоит из гифов, образующих мицелий (грибницу)
— клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы)
— есть пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты), обеспечивающие фотосин
тез (автотрофы по типу питания),
окраску плодов, цветов
— есть вакуоль с клеточным соком
— запасающее вещество в клетках- крахмал
— наружный слой клетки тонкий, эластичный
— пластиды и вакуоли отсутствуют
— питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы по типу питания)
Зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах. Ярко-зеленая окраска водорослей этого отдела обусловлена присутствием хлорофиллов, представлены одноклеточными, многоклеточными и колониальными формами.
Многоклеточные, в основном морские растенияСлоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногда они содержат воздушные пузыри, удерживающие растение в воде в вертикальном положении. К грунту бурые водоросли прикрепляются ризоидами или дисковидно разросшимся основанием слоевища..
В основном многоклеточные морские растения (рис. 63). Лишь некоторые виды багрянок встречаются в пресных водоёмах. Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах.
Тело лишайника — слоевище — состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Бывают кустистые, листоватые и накипные Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или синезелёные. Размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела.
Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажнённых местах и лишь изредка в засушливых областях. Тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами.
Различают печёночные и листостебельные мхи.
Хвощи — многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски. В них созревают споры для размножения.
Зелёные летние побеги содержат хлорофилл.
Хвощи растут на полях, в лесах или около водоёмов, обычно на участках с влажной кислой почвой. Если на поле много хвощей, значит, почва нуждается в известковании.
Плауны растут преимущественно в сосновых лесах. У этих растений длинный ползучий стебель с множеством веток, покрытых мелкими листьями Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски со спорами.
Жизненные формы данного отдела, в основном, составляют деревья и кустарники. Отличительной характеристикой их является то, что все они вечнозелёные растения. Хотя встречаются виды листопадных деревьев и лиан.
У голосеменных растений имеются органы — стебель, корень и листья. Размножаются и распространяются эти растения семенами, их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек. Листья называют хвоя- имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. У некоторых видов, например у кипариса, листья чешуйчатые.
Использованные интернет ресурсы:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Методическая разработка урока «Витамины»
Проект «Моя малая Родина»
Тест на тему «Головной мозг строение и функции»
Тест на тему «Спинной мозг»
Тест на тему «Значение, строение и функционирование нервной системы»
Тест на тему «Системы органов в организме. Уровни организации»
Ктп по географии 9 класс
Тест на тему «Ткани»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5420680 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Материалы для подготовки к ВПР по биологии 7 класс
Презентация содержит материалы для подготовки к ВПР по биологии в 7 классе. Разработка содержит 4 варианта заданий каждого типа.
Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к ВПР по биологии 7 класс»
Подготовка к ВПР по биологии 7 класс
Подготовила: учитель биологии
Понимание зоологии как системы наук, изучающей животных
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
1) орнитолог 2) гельминтолог
3) герпетолог 4) энтомолог
Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
1. Указание специальности учёного-зоолога: 4, или энтомолог.
2. Объяснение, например: энтомолог — учёный, изучающий насекомых, а наука называется энтомология. Или на фотографии изображена коллекция насекомых, которых изучает наука энтомология.
Понимание зоологии как системы наук, изучающей животных
Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
Объясните свой выбор ответа.
1.Указание научного метода: 2, измерение.
2. Объяснение, например: измерение — определение количественных характеристик изучаемого объекта. Т.е. суть этого метода заключается в фиксировании данных и свойств с помощью измерительных приборов.
Понимание зоологии как системы наук, изучающей животных
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
1) Орнитолог 2) Гельминтолог
3) Герпетолог 4) Энтомолог
Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
1. Указание специальности учёного-зоолога: 1, орнитолог.
2. Объяснение, например: орнитолог — учёный, изучающий птиц, а наука называется орнитология.
Или на фотографии изображены люди и птицы, которых изучает наука орнитология (их поведение, строение).
Понимание зоологии как системы наук, изучающей животных
Как называют профессию, объектом разведения и изучения которой являются изображённые на фотографии животные?
1) Ветеринар 2) Пчеловод
3) Кинолог 4) Энтомолог
Объясните свой ответ с использованием названия области деятельности по изучению этих животных.
1. Указание профессии:
2, или пчеловод, или пасечник.
2. Объяснение, например: пчеловод
(пасечник) — это человек, который
профессионально занимается разведением пчел, а также добычей продуктов, производимых ими.
Или на фотографии изображен
специалист по пчелам, изучающий
их поведение, строение и особенности.
Морфологическое и систематическое описание животного
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.
Ответ: двусторонне-симметричное животное.
Морфологическое и систематическое описание животного
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.
Ответ: двусторонне-симметричное животное.
Морфологическое и систематическое описание животного
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.
Тип симметрии — асимметрия тела.
Морфологическое и систематическое описание животного
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.
Ответ: лучевая симметрия, или радиальная симметрия.
Морфологическое и систематическое описание животного
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.
Морфологическое и систематическое описание животного
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.
Морфологическое и систематическое описание животного
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.
Морфологическое и систематическое описание животного
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.
Морфологическое и систематическое описание животного
Установите последовательность расположения систематических
групп животного, начиная с самой крупной.
Используйте слова и словосочетания из предложенного списка.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
4) Пиявка медицинская
5) Челюстные пиявки
Морфологическое и систематическое описание животного
Установите последовательность расположения систематических
групп животного, начиная с самой крупной.
Используйте слова и словосочетания из предложенного списка.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
5) Семиточечная божья коровка
Морфологическое и систематическое описание животного
Установите последовательность расположения систематических
групп животного, начиная с самой крупной.
Используйте слова и словосочетания из предложенного списка.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
Морфологическое и систематическое описание животного
Установите последовательность расположения систематических
групп животного, начиная с самой крупной.
Используйте слова и словосочетания из предложенного списка.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
3) Ушастая медуза, или медуза аурелия
Морфологическое и систематическое описание животного
Укажите одно из значений, которое имеют дождевые черви в жизни человека.
Ответ: улучшение структуры почвы и повышение ее плодородия.
Морфологическое и систематическое описание животного
Укажите одно из значений, которое имеют божьи коровки в жизни человека.
Ответ: семиточечная божья коровка поедает тлю, которая наносит вред культурным растениям (биологический метод борьбы с насекомыми-вредителями). Во многих традициях божья коровка выступает как символ удачи и благих вестей.
Морфологическое и систематическое описание животного
Укажите одно из значений, которое имеет аурелия аурита в жизни человека.
Ответ: в Черном море для купающегося человека такая медуза не представляет серьезной угрозы. Разве что ее стрекательные клетки могут спровоцировать незначительное раздражение, сравнимое с тем, что остается после контакта с крапивой. Эстетическое удовольствие.
Морфологическое и систематическое описание животного
Укажите одно из значений, которое имеет мидия в жизни человека.
Ответ: широко используется в качестве пищевых продуктов.
Умение находить в перечне необходимую биологическую информацию
Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.
6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.
Умение находить в перечне необходимую биологическую информацию
Известно, что утконос — млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см.
2) Самцы примерно на треть крупнее самок.
3) Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой.
4) У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным.
5) После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15- 20 см толщиной для защиты от хищников.
6) Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.
Умение находить в перечне необходимую биологическую информацию
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия буроголовой синицы-гаечки. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Небольшая подвижная синица, распространена в Европе и Азии. (2) Чаще встречается в хвойных лесах северных широт. (3) Питается беспозвоночными личинками, семенами растений. (4) Гнездится в апреле−мае, птенцы появляются в июле. (5) В кладке 5–9 яиц с красноватыми крапинками. (6) В местах обитания человека встречается редко, отдавая предпочтение сплошной тайге или заросшим берегам рек.
Умение находить в перечне необходимую биологическую информацию
Известно, что песчанка обыкновенная — мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Песчанка является объектом добычи хищников.
2) Жилой дом животного — глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.
3) Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.
4) Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают её коренными зубами.
5) Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.
6) Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зелёной травой и сеном.
Определите тип питания организмов, приведённых в списке.
1) Ламинария 2) Мухомор
3) Кукушкин лён 4) Кукушка
5) Дождевой червь 6) Репчатый лук
Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.
Определение типа питания организмов
Автотрофный тип питания
Гетеротрофный тип питания
Определите тип питания организмов, приведённых в списке.
1) палочка Коха 2) лев
5) белый гриб 6) ромашка
Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.
Определение типа питания организмов
Автотрофный тип питания
Гетеротрофный тип питания
Определите тип питания организмов, приведённых в списке.
1) Камыш 2) кукушкин лен
3) Дуб 4) печеночный сосальщик
5) Слон 6) кишечная палочка
Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.
Определение типа питания организмов
Автотрофный тип питания
Гетеротрофный тип питания
Определите тип питания организмов, приведённых в списке.
5) Кукуруза 6) сфагнум
Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.
Определение типа питания организмов
Автотрофный тип питания
Гетеротрофный тип питания
Определение типа питания организмов
Какой тип питания характерен для амёбы обыкновенной, изображённой на рисунке?
Обоснуйте свой ответ.
Ответ: 1) Указание типа питания животного: гетеротрофный.
2) Обоснование, например: у амёбы отсутствуют хлоропласты, поэтому у неё гетеротрофный тип питания.
ИЛИ Амёба питается готовыми органическими веществами, то есть имеет гетеротрофный тип питания.
Определение типа питания организмов
Какой тип питания характерен для
на рисунке? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: 1) Указание типа питания животного: автотрофный.
2) Обоснование, например: на свету фотосинтезирует — значит, автотрофный тип питания. Образует из неорганических веществ органические на свету — значит, автотрофный тип питания.
Определение типа питания организмов
Какой тип питания характерен для пиявки медицинской, изображённой на рисунке?
Обоснуйте свой ответ.
1) Указание типа питания животного: гетеротрофный.
2) Обоснование, например: питается кровью — то есть готовыми органическими веществами — всасывая их, значит, гетеротрофный тип питания.
Определение типа питания организмов
Какой тип питания характерен для плесневелого гриба пеницилла, изображённого на рисунке?
Обоснуйте свой ответ.
Ответ: 1) Указание типа питания животного: гетеротрофный.
2) Обоснование, например: питается, всасывая вещества грибницей — то есть питается готовыми органическими веществами — всасывая их, значит, гетеротрофный тип питания.
Цикл развития животного
Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития человеческой аскариды, и ответьте на вопрос.
Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин?
Цикл развития животного
Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития человеческой аскариды, и ответьте на вопрос.
Какой цифрой обозначен на рисунке промежуточный хозяин?
Ответ: 1, или 2, или 3, или 4.
Цикл развития животного
Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития кошачьей двуустки, и ответьте на вопросы.
Какой цифрой обозначен на рисунке промежуточный хозяин?
Цикл развития животного
Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития бычьего цепня, и ответьте на вопросы.
Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин?
Проверка знаний особенностей строения животных разных таксономических групп
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
3) Жабра 4) воздушный мешок
Проверка знаний особенностей строения животных разных таксономических групп
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) Кузнечик 2) беззубка
3) дождевой червь 4) жаба
Проверка знаний особенностей строения животных разных таксономических групп
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) колюще-сосущий 2) сосущий
3) лижущий 4) грызуще-сосущий
Проверка знаний особенностей строения животных разных таксономических групп
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) Желудок 2) сердце
3) Селезёнка 4) лёгкое
Проверка знаний особенностей строения животных разных таксономических групп
Какую функцию выполняют легочный мешок и трахеи у паука?
Ответ: Легочный мешок и трахеи — органы дыхания, или легочный мешок, и трахеи обеспечивают газообмен между тканями паука и окружающей средой.
Проверка знаний особенностей строения животных разных таксономических групп
Чем питается жук-олень, если у него грызущий ротовой аппарат?
Ответ: Жуки питаются соком из поврежденных ими молодых побегов деревьев и кустарников.
Проверка знаний особенностей строения животных разных таксономических групп
Какую функцию может выполнять легкое у виноградной улитки?
Ответ: Легкое (складка мантии) может выполнять функции газообмена между тканями виноградной улитки и окружающей средой.
Проверка знаний особенностей строения животных разных таксономических групп
Какую функцию выполняют зеленые железы рака?
Ответ: Зеленые железы относятся к выделительной системе. Через них из организма удаляются конечные продукты жизнедеятельности.
Умение установить принадлежность органов к животным определённой группы
Мозг представителя какой систематической группы
изображён на рисунке?
1) Птицы 2) Земноводные
3) Млекопитающие 4) Рыбы
Умение установить принадлежность органов к животным определённой группы
На рисунке изображена зубная система животного. Представители какого класса обладают таким набором зубов?
1) Пресмыкающиеся 2) Брюхоногие
3) Земноводные 4) Млекопитающие
Умение установить принадлежность органов к животным определённой группы
Какой признак класса млекопитающие свойствен человеку?
2) лёгочное дыхание
3) головной и спинной мозг
4) замкнутая кровеносная система
Умение установить принадлежность органов к животным определённой группы
К какому классу относят животных, строение сердца которых показано на рисунке
Проверка умения проводить сравнение биологических объектов
Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) включают отряд клювоголовые
Б) включают класс хрящевые
В) дыхание в основном жаберное
Г) дыхание лёгочное
Д) развита боковая линия
Е) у некоторых встречается теменной орган, воспринимающий световые сигналы
Проверка умения проводить сравнение биологических объектов
Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В) обыкновенный дельфин
Г) нильский крокодил
Д) обыкновенный тритон
Е) обыкновенный крот
Проверка умения проводить сравнение биологических объектов
Установите соответствие между особенностями строения дыхательной
системы и классами, для которых эти особенности характерны.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) имеются воздушные мешки
Б) лёгкие имеют губчатое строение
В) отношение поверхности кожи к поверхности лёгких 2:3
Г) лёгкие представлены полыми мешками
Е) частично кожное дыхание
Проверка умения проводить сравнение биологических объектов
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды
B) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения
Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землёй
Д) характерно двойное дыхание
Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются
Умение привести пример животного, относящегося к определённой группе
Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Костные рыбы: сельдь, окунь, карп.
Птицы: орел, кукушка, дятел.
Умение привести пример животного, относящегося к определённой группе
Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Рыбы: сельдь, окунь, щука.
Умение привести пример животного, относящегося к определённой группе
Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Птицы: орел, кукушка, дятел.
Пресмыкающиеся: ящерица, змея, черепаха.
Умение привести пример животного, относящегося к определённой группе
Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Трёхкамерное сердце: тритон, лягушка, жаба.
Четырёхкамерное сердце: орел, крыса, дятел.
Проверка умения читать и понимать текст биологического содержания
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем запишите получившуюся последовательность цифр
Размножение пресноводной гидры
Пресноводная гидра размножается половым способом и ______(А). В тёплое время года на теле гидры образуются ______(Б). Они увеличиваются; на свободном конце тела гидры образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ______(В). У гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ______(Г).
1) Гермафродит 2) раздельнополый организм 3) почка 4) Зигота 5) бесполый 6) спора 7) стрекательная клетка 8) половая клетка
Проверка умения читать и понимать текст биологического содержания
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем запишите получившуюся последовательность цифр
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ
Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.
1) внешняя среда 2) кровь 3) полость тела 4) лёгочные мешки
5) трахея 6) жабра 7) дыхательное отверстие 8) ротовое отверстие
Проверка умения читать и понимать текст биологического содержания
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем запишите получившуюся последовательность цифр
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ
Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.
1) один 2) два 3) три 4) четыре 5) жабра
6) лёгочный мешок 7) трахея 8) кровь
Проверка умения читать и понимать текст биологического содержания
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем запишите получившуюся последовательность цифр
В пресных водоёмах иногда встречаются животные, похожие на стебельки растений. Это пресноводные гидры. По способу питания эти животные______________(А). Тело их состоит из______________(Б) слоёв. Наружный слой______________(В) содержит______________(Г) клетки, выполняющие защитную функцию. У этих животных впервые появилась нервная система диффузного типа.
1) паразиты 2) хищники 3) три 4) два 5) энтодерма
6) эктодерма 7) стрекательные 8) железистые
Проверка умения соотносить изображение объекта с его описанием
Выберите признаки костных рыб
1) наличие шейного позвонка
2) отсутствие ребер
3) жаберное дыхание
4) наличие рычажных конечностей
5) двухкамерное сердце
Проверка умения соотносить изображение объекта с его описанием
Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в
1) усилении чувствительности органов боковой линии
2) защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей
3) снабжении чешуи питательными веществами
4) уменьшении трения тела рыбы о воду
5) препятствие проникновению бактерий
Проверка умения соотносить изображение объекта с его описанием
Тело представителей какой группы животных покрыто образованиями, изображёнными на рисунке?
4) Двустворчатые моллюски
Проверка умения соотносить изображение объекта с его описанием
Если у животного мозг, изображенный на рисунке, то для этого животного, вероятнее всего будут характерны:
Проверка умения соотносить изображение объекта с его описанием
Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.
1) мелкими земноводными
2) летающими насекомыми
3) насекомыми и их личинками
4) мелкими млекопитающими
5) семенами хвойных
Проверка умения формулировать аргументированный ответ на вопрос
В описании животных зоологи часто употребляют термин «теплокровность». Укажите одно из преимуществ теплокровности.
Ответ: возможность поиска пищи в вечернее и ночное время
ИЛИ расширение границ ареала обитания в северных широтах.
Проверка умения формулировать аргументированный ответ на вопрос
Какие функции выполняют имеющиеся у рыб органы боковой линии?
Ответ: боковая линия — у рыб чувствительный орган, ощущения направления и силы течения воды, воспринимающий движение и вибрации окружающей воды. Используется для ориентации, а также для охоты.
Проверка умения формулировать аргументированный ответ на вопрос
Температура тела у птиц выше, чем у млекопитающих. С какими недостатками связано?
— Быстрая гибель при отсутствии пищи, особенно в холодную погоду.
Проверка умения формулировать аргументированный ответ на вопрос
Воробей съедает за день количество пищи, равное примерно 80% собственного веса. Почему он так много ест?
Ответ: Воробей — мелкая птица. Для эффективности обмен веществ должен быть очень быстрым, для этого нужно много есть. Чем меньше птица, тем чаще и больше она ест.
Проверка знания важнейших признаков животных на уровне типа или класса
Верны ли следующие суждения о происхождении млекопитающих?
А. Млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся.
Б. Млекопитающие произошли от древних птиц.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Проверка знания важнейших признаков животных на уровне типа или класса
Верны ли следующие суждения об эволюции хордовых?
А. Эволюция хордовых шла по пути уменьшения зависимости от воды.
Б. Теплокровность позволила хордовым освоить дополнительные территории.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Проверка знания важнейших признаков животных на уровне типа или класса
Верны ли следующие суждения о кишечнополостных животных?
А. Для кишечнополостных животных характерно внутриполостное и внутриклеточное переваривание пищи.
Б. Кишечнополостные животные способны к регенерации.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Проверка знания важнейших признаков животных на уровне типа или класса
Верны ли следующие суждения о пресмыкающихся?
А. Самки пресмыкающихся откладывают оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка.
Б. Развитие пресмыкающихся происходит с превращением.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Проверка умения анализировать статистические данные
Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.
У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
Какие человекообразные обезьяны лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
Абсолютная масса мозга (в г)
Отношение массы мозга к массе тела
Длина шейного отдела(в % длины туловища)
Полная длина верхних конечностей(в % длины туловища)
Полная длина нижних конечностей(в % длины туловища)
Количество шейных позвонков
Количество грудных позвонков
Общее количество позвонков
Проверка умения анализировать статистические данные
Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:
1) Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?
2) У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?
3) Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?
Дыхательная поверхность жабр,
Проверка умения анализировать статистические данные
Пользуясь таблицей «Развитие и биология насекомых-вредителей» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы.
1) Какие из названных насекомых развиваются с неполным превращением?
2) В какой стадии развития наносят вред растениям капустная белянка и озимая совка?
3) Какими частями растения питается капустная белянка?
Проверка умения анализировать статистические данные
1) Что является основным рационом питания данного животного?
2) Предположите местообитание указанного животного.
3) Может ли данное животное быть обитателем тундры?
Проверка умения сравнивать биологические объекты с их моделями
Рассмотрите фотографию собаки породы Джек Рассел терьер и выполните задания.
Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.
Проверка умения сравнивать биологические объекты с их моделями
Рассмотрите фотографии собаки породы волкодав. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Проверка умения сравнивать биологические объекты с их моделями
Рассмотрите фотографию собаки породы далматинец. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Проверка умения сравнивать биологические объекты с их моделями
Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Проверка умения сравнивать биологические объекты с их моделями
Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Джек Рассел терьер стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.
Стандарт породы Джек Рассел терьер (фрагмент)
1. Окрас: преобладающий белый цвет с небольшими рыже-коричневыми отметинами, чепрачный.
2. Форма ушей: полустоячие или висящие.
3. Форма хвоста: прутом. Кончик купированного хвоста должен находиться на одном уровне с ушами.
1) заключение, например: собака, изображённая на фотографии, не соответствует стандартам породы по окраске шерсти, форме ушей и хвоста;
2) оценку, например: данная собака не подходит для чистопородного размножения в клубе собаководства.
Проверка умения сравнивать биологические объекты с их моделями
Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Волкодав стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.
Стандарт породы Волкодав (фрагмент)
Характеристика породы волкодав.
Волкодавы являются обладателями жесткой шерсти средней длины. В районе подбородка и бровей ее длина больше, чем на остальных участках тела. Окрас однотонный, может быть белым, палевым, черным, пшеничным или тигровым. Форма ушей — висящие; форма хвоста — крючком.
Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства.
Проверка умения сравнивать биологические объекты с их моделями
Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Далматинец стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.
Стандарт породы Далматинец (фрагмент)
Характеристика породы далматинец.
Окрас. Цвет тела белый. По белому телу равномерно разбросаны черные или коричневые пятна. Они должны быть круглыми, не сливаться и быть хорошо очерчены.
Хвост в свободном состоянии опущен вниз, по стандарту — он не должен закручиваться и стоять вертикально. Желательно наличие пигментации на хвосте.
Уши висячие — отличаются широким основанием, желательным наличием пятен на шерсти (такие особи особенно ценятся). Стандарт допускает мраморного цвета уши у собак данной породы.
Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства.
Проверка умения сравнивать биологические объекты с их моделями
Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Немецкий пинчер стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.
Стандарт породы Немецкий пинчер (фрагмент)
Немецкий пинчер — гладкошерстная собака среднего размера с гордой осанкой, изящными линиями тела и хорошо развитой рельефной мускулатурой, которая особенно хорошо заметна во время движения. Окрас подпалый.
Окрас может быть одноцветный (муругий, красно-бурый, красный) или чёрно-подпалый. Красные или бурые подпалины, четко очерченные, насыщенного цвета, расположены над глазами, на горле, груди, лапах, внутренней стороне задних ног, под основанием хвоста.
Уши висят на хряще, треугольной формы, посажены высоко. Внутренние края ушей прилегают к скулам. Складки ушей не должны находиться выше верхней части черепа, в отношении друг друга параллельны.
Хвост серповидной или саблевидной формы.
Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства.