брендан макдона пожарный что с ним стало
Американцы прощаются с доблестными пожарными. Фоторепортаж
Траурная церемония на школьном стадионе Прескотта при стечении сотен граждан
Оставшийся в живых член пожарной команды Брендан МакДоно на ночной службе в память о погибших в борьбе с огнем рядом с городом Ярнелл 19 пожарных. © Michael Nelson / EPA
Тысячи американцев собрались на ночную службу в память о пожарных, погибших в огне при спасении города Ярнелл в штате Аризона, сообщает NBC News. 19 человек из элитной пожарной команды стали жертвами стихии, вызванной попаданием молнии в дерево. За два дня пламя распространилось на много километров, а жителей близлежащих населенных пунктов пришлось спешно эвакуировать.
Причиной смерти пожарных стало быстрое расширение площади возгорания, из-за чего пытавшиеся создать огнеупорные преграды и рвы люди оказались в ловушке.
Эта трагедия стала крупнейшей среди подобных случаев в США с 1994 года, когда в Колорадо в борьбе с лесными пожарами погибли 14 человек.
Американцы скорбят о погибших в огне пожарных. 19 человек пали жертвами огненной стихии, которая угрожала городу Ярнелл. © Julie Jacobson / AP
Родители одного из погибших. © Julie Jacobson / AP
© Joshua Lott / Reuters
Последняя фотография члена погибшей команды Эндрю Эшкрафта. Этот снимок отец четверых детей отправил своей жене незадолго до трагедии.
Дорога к стадиону местного колледжа, где проходила служба, с обеих сторон была заполнена национальными флагами. © Michael Nelson / EPA
© Julie Jacobson / AP
Жители эвакуированного Ярнелла, разместившиеся в Прескотте. © Rick Wilking / Reuters
Траурная церемония на школьном стадионе Прескотта прошла при стечении сотен граждан. © Chris Carlson / AP
© Arizona State Forestry Division via Reuters
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
Жителей районов, на которые надвигалось пламя, пришлось эвакуировать. © Tom Story / The Arizona Republic via AP
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
© Tom Story / The Arizona Republic via AP
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
© Tom Story / The Arizona Republic via AP
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
© Tom Story / The Arizona Republic via AP
© David Kadlubowski / The Arizona Republic via AP
© Joshua Lott / Reuters
Часть города Ярнелл, разрушенная огненной стихией. © Rick Wilking / Reuters
Поминальная служба в авиационном университете Прескотта. © Michael Nelson / EPA
Вид на огнезащитную полосу перед Ярнеллом. © Rick Wilking / Reuters
Первый пост посвящён трагической гибели 19 американских пожарных,отряда-«гранитная гора».
*ЭТО НЕ РЕЦЕНЗИЯ К ФИЛЬМУ*
Лучшие драматические фильмы почти всегда основаны на реальных событиях. И фильм «дело храбрых» не стал исключением.
Узнал об этом фильме буквально неделю назад,хотя его премьера была в 2017 году,но он как то пролетел мною не замеченым. Натолкнулся случайно и решил посмотреть,хотя я не фанат драматических фильмов,но в итоге не пожалел потраченного времени. Фильм понравился,хоть в нём и нет ничего особенного. Особенность лишь одна-реальная трагедия.
Далее решил подробнее узнать о событиях того дня.
28 июня 2013 года в лесостепной местности у городка Ярнелл, штат Аризона, США в результате разряда молнии начался природный пожар. Вся эта местность была пересеченная со сложным рельефом и покрыта плотной кустарниковой растительностью и травой. Пожара в этих местах до этого момента не было более 40 лет. На улице стояла жара под 35 градусов. Пожар развивался стремительно, захватывая все большую площадь.
К утру 30 июня 2013 года огонь повернул в сторону населенного пункта и начал наступать на него. До городка оставалось 35 км. Властями по тревоге были подняты пожарные и начата эвакуация местных жителей. На пожар съехались специальные пожарные команды нескольких округов.
Здесь необходимо пояснить, что в США своя иерархия пожарных сил. Практически в каждом округе любого штата есть отдельные отряды пожарных, специально обученных в борьбе с лесными пожарами. Их задача в кратчайшие сроки локализовать любой природный пожар. Они мастера по минерализованным полосам и тушению пожаров встречным огнем. В диких условиях они обучены выживать, а походные условия для них обыденность. Они сдают нормативы по физподготовке, которые выше, чем у обычных городских пожарных. Каждый отряд также получает специальное разрешение от властей по итогам аттестации. Стандартная численность таких отрядов 20 человек. На крупные лесные пожары, как правило, съезжаются по несколько отрядов из соседних округов.
Одними из первых на пожар приехал специальный отряд «Гранитная гора» из соседнего города Прескотт, штат Аризона. Отряд состоял из 20 человек. После оперативного штаба их направили на оборудование рубежа на одной из стратегических точек путем построения минерализованной полосы. При этом одного из бойцов отряда отправил дозорным на возвышенную точку. После успешного выполнения задачи по защите рубежа их в срочном порядке перенаправили на другой рубеж. В ходе передислокации отряд в спешке решил сократить путь и спустился вниз с безопасной полосы, располагающейся на вершине холма.
*Под подобными защитными покрывалами они пытались спастись*
Через 2 часа спасатели нашли тела 19 пожарных из отряда «Гранитная гора». Защитные покрывала их не спасли. Температура горения, а главное время воздействия были слишком велики.
Это была национальная трагедия. Никогда так много пожарных Америка одновременно не теряла после событий 11-го сентября.
На похороны 19-ти аризонских пожарных пришли десятки тысяч американцев, чтобы отдать дань уважения и памяти этим героям, которые погибли, отдали свои жизни, защищая их.
30 ноября 2016 года на месте гибели пожарных был открыт мемориал.
По отзывам зрителей фильма по всему миру они с комом в горле и со слезами на глазах смотрели финальные титры фильма, состоящего из фотослайдов из жизни настоящих прототипов героев фильма.
Реальные фото пожарного отряда «гранитная гора»
Брендан макдона пожарный что с ним стало
Мне стал доступен для изучения отчет о расследовании гибели отряда аризонских пожарных из Лесопожарного отряда Гранит Маунтин (Granite Mountain Interagency Hotshot Crew). 19 пожарных погибли во время пожара в районе населенного пункта Ярнел Хилл, штат Аризона (Yarnell Hill AZ) 30 июня 2013 года.
По ссылке расположен оригинал отчета на английском языке.
Если ссылка не открывается, то его можно найти по ключевым словам Yarnell Hill Serious Accident Investigation Report.
У меня еще не было времени на детальное исследование и самостоятельный анализ отчета, поскольку я имею возможность уделять ему и изучению других источников посвящать лишь по часу в день. Поэтому сейчас я могу лишь обсуждать выводы самого расследования, не предлагая собственных выводов.
К сожалению, в отсутствие доступного подробного отчета об инциденте с гибелью пожарных-парашютистов в Тыве, исследование инцидента в Ярнел Хилл является основным и единственным материалом для понимания причин случаев массовой гибели пожарных на природном пожаре в современных условиях.
Кратко описывая условия, в которых произошла трагедия в Ярнел Хилл, надо сказать, что покрытая плотной кустарниковой растительностью и травой местность, не горела к моменту инцидента уже 45 (!) лет. К моменту пожара растительность сильно высохла. Количество горючих материалов было крайне высоким. Местность пересеченная со сложным рельефом. Пожар развивался стремительно, захватывая все большую площадь. Начался пожар 28 июня, и к 30 июня (дню гибели пожарных) руководство тушением уже не раз перешло из руку в руки (или сменилась система управлением тушением пожаром). В тушение за эти дни было вовлечено не мало дополнительных сил.
Описывая обстановку в день гибели отряда аризонских пожарных, авторы отчета констатируют, что канал радиосвязи, использовавшийся в том числе отрядом Гранит Маунтин, был плотно забит, общение часто было «неформальным и не информативным». В течение получаса отряд не был на связи, а из-за невозможности использовать авиацию контакт с отрядом был потерян полностью.
Отряд двигался к зоне безопасности в Бойлдер Спрингз Ранч (Boulger Springs Ranch). Отряд двигался по гребню холмистой гряды по дороге, но в какой-то момент начала спуск с гряды, решив двигаться по прямой к безопасной зоне, уйдя с дороги на пересеченную местность в распадок. Причины такого решения не известны. Не исключено (но пока утверждать не могу), что это было решение, связанное с желанием сократить время выдвижения к рубежу, на котором предполагалось остановить пожар, распространявшийся к Ярнел Хилл.
Направление и сила ветра в это время поменялись «драматически». Судя по описанию событий и приводимым картам, пожар, какое-то время распространявшийся параллельно движению отряда, внезапно сменил направление, обошел отряд и пожарные оказались, как минимум в полукольце огня, или в окружении. Учитывая сложность рельефа и скорость распространения огня, можно предположить, что шансов уйти от огня (до зоны безопасности, к которой шел отряд было 600 ярдов (540 метров)) у аризонцев не было. Распространение пожара описывается как «огненный шквал».
Такие вот первые выводы. Отчет я все еще изучая, пытаясь выстроить умозрительно картину произошедшего, чтобы сделать собственные выводы о причинах трагического инцидента.
В прокате «Дело храбрых» Джозефа Косински с Джошем Бролином в главной роли
Кадр из фильма «Дело Храбрых»
не только быстро научиться бегать кросс и накрываться брезентом по секундомеру, но побеждать огонь при помощи огня и оправдать возложенное на него «батей» (как зовут Марша подчиненные) доверие.
Оправдывать доверие в случае с «Делом храбрых» пришлось, прежде всего, режиссеру Джозефу Косински. Свой путь в кино он начинал с роликов видеоигр-блокбастеров «Halo» и «Gears of War», потом снял ладные, но глуповатые сиквел культового «Трона» и «Обливион» с Томом Крузом и Ольгой Куриленко. Ни о каком особенном режиссерском почерке речь там не шла — за исключением влюбленности в классику кинофантастики, конечно.
История погибшей летом 2013 года близ поселения Ярнелл пожарной команды «Гранитная гора» от предыдущих фильмов Косински далека, кажется, настолько, насколько это вообще возможно
в условном сегменте большого жанрового кино. Понимали это, кажется, и продюсеры, поставившие фильму, похожему по содержанию на локальную производственную драму, дату выхода в разгар сезона блокбастеров, между новым «Тором» и «Лигой справедливости». Результат предсказуем:
кассовым событием «Дело храбрых» не стало, сорокамиллионный бюджет еще только предстоит отбить.
Однако, как ни удивительно, фильм собрал поголовные восторги критиков и зрителей, стал одной из тех картин, по которой те, кто ищет в кино не только аттракцион, скорее всего, запомнят нынешний год.
Кадр из фильма «Дело Храбрых»
Иными словами, для Косински это настоящий прорыв, 43-летний постановщик теперь вполне имеет шанс не только стать фаворитом оскаровской гонки, но и встать в один ряд с грандами «мужского кино» вроде Клинта Иствуда и Мэла Гибсона. Задним числом становится понятно, что
Косински все это время не хватало именно такого материала — сложного, долгого, многофигурного.
После «Трона» и «Обливиона» его неоднократно и небезосновательно обвиняли звериной серьезности, неуместной в отношении такого материала. В «Деле храбрых» видно, что обстоятельность, свойственная лучшим семидесятническим фильмам, для Косински не предмет культа, а часть режиссерской ДНК.
Собственно, в эпигонстве по отношению к тем же Гибсону и Иствуду его тоже обвинить не выйдет.
Да, каждый из этих двух великих превратил бы историю «Гранитной горы» в собственный (и наверняка хороший) фильм, но у Косински все-таки получился какой-то третий вариант.
Понятно, что сложно испортить фильм, в котором в кадре одновременно находятся Бролин, Теллер (впервые оправдывающий озвученные некогда амбиции на место нового Аль Пачино) и Дженнифер Коннелли, а Джефф Бриджес поет «Ghost Riders In The Sky».
Но «Дело храбрых» — это не пенсионерский междусобойчик. Каждый из актеров здесь на своем месте, у каждого – своя история, свой голос.
На финальных титрах вдруг понимаешь, что можешь рассказать что-то про каждого из двух десятков членов команды. Фильм охватывает довольно большой промежуток времени — порядка пяти лет — но
в то же время этот кинороман смотрится на одном дыхании, несмотря на превосходящий два часа хронометраж.
Важно еще и то, что «Дело храбрых» — это только в последнюю очередь фильм-мемориал мужеству отчаянных парней. Собственно фатальный для «Гранитной горы» инцидент занимает здесь примерно двадцать минут. Все остальное — жизнь и судьба, то есть то, чего в современных блокбастерах уже давно почти не стало.
Впрочем, тем, кто идет в кино, ожидая пресловутого вау-эффекта, здесь тоже будет на что посмотреть. Косински неслучайно начинал как эксперт по компьютерной графике, но визионерство в его предыдущих фильмах носило скорее утилитарный характер. Здесь же погружение достигается постоянно летающими в воздухе искрами и, конечно, являющемуся во снах герою Бролина фантастическому огненному медведю, который придает кинороману о пожарных совершенно заслуженный и оправданный дух современного эпоса.
«Дело храбрых»: о работе над фильмом
Важно не то, с кем ты борешься…, а то, кто прикрывает твой тыл. Фильм «Дело храбрых» основан на реальной истории об отряде «Гранитная гора» — легендарной команде пожарных, ставшей элитой системы национальной противопожарной обороны. Большинство из нас бегут от опасности, пожарные же бегут в её сторону. Они готовы рисковать всем, чтобы спасти город от лесного пожара, вошедшего в историю. Смотрите фильм «Дело храбрых» в российских кинотеатрах с 9 ноября 2017 года!
О работе над фильмом
Сюжет фильма «Дело храбрых» рассказывает реальную историю об отряде пожарных «Гранитная гора» и их отчаянной попытке спасти город Ярнелл от смертельно опасного лесного пожара. За фасадом фильма-катастрофы скрываются драматичные истории самих пожарных. Картина повествует об их повседневной жизни. У каждого из них были свои причины встать между огнём и жителями города. «Это история о героях в нашей с вами реальной жизни», — говорит Джош Бролин, сыгравший одного из Гранитогорцев.
«В эпоху супергероев мы решили рассказать о настоящих героях, — добавляет Джозеф Косинский. — В фильме «Дело храбрых» мы затрагиваем вопросы братства, самопожертвования, искупления и всего, что так или иначе связано с лесными пожарами — тем, чего раньше в кино вы никогда не видели. Тем не менее, эта история заслуживает быть рассказанной, и весь мир должен увидеть её на большом экране».
«Почему человека привлекает огонь? — задаётся вопросом продюсер Трент Лакинбилл. — Почему пожарные изо дня в день рискуют своими жизнями, чтобы спасти других людей, защитить наш с вами образ жизни? Наш фильм расскажет, что же ими движет. Мы расскажем о том, кто они, и о сплочённости их команды».
Лоренцо Ди Бонавентура считает, что именно тяготы, выпавшие на долю Гранитогорцев, сделали из них настоящий, нерушимый отряд. «Каждый из них начинал сам по себе, лишь потом они объединились в группу, — объясняет продюсер. — Лишь упорные и беспощадные тренировки сделали из коллектива индивидуумов полноценную команду. За то время, которое пожарные проводили в составе Гранитогорцев, у них вырабатывалось чувство взаимовыручки. Как и многие представители других ответственных профессий, пожарные становились все больше и больше одержимы своей работой».
«Эти парни — настоящие хранители дикой природы, — говорит продюсер Майкл Менчел. — Как правило, они борются с огнём самыми примитивными средствами — пуласки, лопатами, огнетушителями — словом, отбиваются от огня, чем могут. Если вы бывали в глуши или просто любите бывать на свежем воздухе, о такой работе даже страшно подумать».
Доун Острофф отмечает, что фильм рассказывает о жизни каждого из отчаянных пожарных: «Эти герои заслуживают того, чтобы люди узнали об их подвиге — о том, как они спасали гражданское население, оказываясь буквально на линии огня».
Многие кинозрители скорее всего не знакомы с термином «горячие головы», как иногда называли Гранитогорцев. В фильме объясняется, что это очень почётный титул: горячие головы — элитные силы противопожарной обороны, настоящие «морские котики» среди пожарных. «Они борются с огнём совсем не так, как многие думают, — объясняет Косински. — Они не носят воду вёдрами, а тушат огонь огнём. Они копают рвы и рубят деревья, пытаясь замедлить распространение огня. Они сами разжигают огонь на местности, которая, выгорая, останавливает неконтролируемый лесной пожар».
Многие помнят историю Гранитогорцев — команды пожарных, которая боролась с ужасным лесным пожаром в Ярнелле в 2013 году. Историю жизни 20 пожарных знают, к сожалению, немногие. Эту историю расскажет фильм «Дело храбрых».
Вне всяких сомнений, Гранитогорцы заслуживали признания, но никогда и ни о чем не просили. Техническим консультантом на съемках фильма выступил Пэт МакКарти — бывший Гранитогорец, который в 2010 году уволился из команды, предпочтя должность инженера в отделении пожарной охраны Прескотта. «Многие вообще ничего не знают о горячих головах, даже не слышали о них, и в этом были все Гранитогорцы, — говорит МакКарти. — Они предпочитали быть невидимыми, усердно трудиться и вырабатывать в коллективе понимание с полуслова. Каждый, кто имел отношение к этому фильму, руководствовался своими мотивами. Но мне кажется, что их всех объединяло желание рассказать о горячих головах, о том, чему они посвятили свои жизни».
20 пожарных были очень разными, но, по словам Лакинбилла, они были неразрывно связаны друг с другом. «История сфокусирована на личных взаимоотношениях, — уточняет продюсер. — Вы поймёте, как формируются подобные группы, как закаляется в них нерушимая дружба. Такие отношения необходимы; безусловное доверие и уважение являются обязательными условиями эффективной борьбы с огнём. Примеры такой взаимопомощи можно встретить разве что на фронте».
Косински развивает тему: «Дело храбрых» можно рассматривать, как фильм о войне, только врагом выступает Матушка Природа. Мне кажется, это очень необычный подход к героизму в кинематографе».
То же сравнение пришло в голову сценаристу Кену Нолану, который ранее написал сценарий получившего множество премий фильма «Чёрный ястреб». Над сценарием фильма «Дело храбрых» Нолан работал вместе с Эриком Уорреном Сингером. «Каждый из этих пожарных по-своему уникален, как рейнджеры или морские котики из фильма «Чёрный ястреб», — отмечает сценарист. — Они были очень целеустремлёнными, безудержными, но при этом ничто человеческое не было им чуждо — они уставали, они боялись, они подшучивали друг над другом».
Проведя немало времени в Прескотте, Нолан смог взглянуть на историю о горячих головах под другим углом, который, как ему казалось, сможет зацепить зрителей. «Мне было интересно, как команда превратилась в элитный отряд, и что это значило для каждого из них, — объясняет он. — Для некоторых из них, например, для Брендана МакДоны, это была замечательная возможность пробиться наверх. У этого паренька в прошлом были проблемы. Он решил начать свою жизнь с чистого листа, поэтому записался в команду добровольцем. Всю подноготную мира Гранитогорцев зритель увидит глазами Брендана».
Продюсеры предложили занять режиссёрское кресло Косински под впечатлением от его предыдущих работ – «Трон: Наследие и Обливион». «Если вы видели фильмы Джо, вы наверняка заметили, насколько впечатляющий в них визуальный ряд, — отмечает продюсер Эрик Хаусэм. — В этом плане он — один из лучших режиссёров в мире. Ему, как никому другому, удалось передать эпичность лесного пожара и переживания человека, оказавшегося в эпицентре стихийного бедствия».
«Я читал сценарий и ловил себя на мысли, что никогда не видел ничего подобного, — говорит Косински. — Я с трудом верил, что сюжет основан на реальной истории. Мне очень понравился необычный подход к истории, рассказываемый с двух точек зрения: руководителя группы Эрика Марша и новичка Брендана МакДоны. Эти мужчины были очень разными и, вместе с тем, одинаковыми. Это стало отличной отправной точкой для развития сюжета».
Звезда кантри Диркс Бентли и Шон Кэри из группы Bon Iver написали песню Hold the Light, которая прозвучит в фильме. История Гранитогорцев Бентли принял близко к сердцу. В 2013 году он организовал и провёл концерт Country Cares Concert в Аризоне, собрав более полумиллиона долларов для семей погибших горячих голов.
Работая над песней, Бентли и Кэри работали с композитором фильма «Дело храбрых» Джозефом Трапанезе. Вместе они гармонично вписали песню в саундтрек, сделав переход практически неуловимым. Таким образом песня стала неотъемлемой частью фильма.
«Это самая впечатляющая моя работа и, наверное, самая значимая в моей карьере, — утверждает Бентли. — Эта композиция зацепила меня больше, чем любая другая песня из моего репертуара. За минувшие годы я несколько раз встречался с Бренданом, единственным уцелевшим Гранитогорцем, и неплохо его узнал, а моя мама встречалась с членами семей других горячих голов. И все же я до сих пор не понимаю, как сознательно можно идти на такой риск. Наша задача заключалась в том, чтобы передать в песне надежду и любовь. Я горжусь, что стал частью этого проекта».
Косински добавляет: «Эта история много значит для Диркса — он был одним из первых, кто начал собирать деньги для помощи членам семей Гранитогорцев, и его участие в этом бесценно. Музыка песни очень удачно вписалась в общий саундтрек, а стихи сочинялись от самого сердца, так что композиция стала очень гармоничным дополнением к фильму».
Шон Кэри говорит: «Я горжусь тем, что работал с Джо, Дирксом и другими ребятами из съёмочной группы. Мой шурин несколько лет работает в группе горячих голов, так что для меня тема фильма — очень личная. Я очень благодарен судьбе за шанс поработать в таком коллективе. Надеюсь, наша песня станет достойным оформлением замечательного фильма о настоящих героях».
О съёмках
До начала съёмок 20 актёров, игравших роли Гранитогорцев, отправились в тренировочный лагерь горячих голов, который находится в горах неподалёку от Санта-Фе (штат Нью-Мекстко). Там они занимались под неусыпным контролем бывших Гранитогорцев и технического консультанта фильма Пэта МакКарти.
«Был создан лагерь, где актёров учили всем премудростям, которые необходимо знать работающим в дикой природе пожарным, — рассказывает Косински. — Каждый из них осваивал свою специализацию. Они спали под открытым небом, а днём учились быть настоящими пожарными. Но самое важное — они учились дружить и доверять друг другу».
«Я послал в тренировочный лагерь 20 актёров, а вернулась оттуда сплочённая команда из 20 горячих голов», — добавляет режиссёр.
«Мы заставили ребят потрудиться, более того, спустили с них семь потов, — говорит МакКарти. — Большинство из них никогда не сталкивались ни с чем подобным, но никто не жаловался, несмотря на огромные мозоли и чудовищные боли во всех мышцах. Они работали практически на износ, спали в грязи, ели армейские пайки. Несмотря на все тяготы, у них не сходили улыбки с лиц. Казалось, они рады приобщиться к субкультуре горячих голов».
Практически все два месяца, на протяжении которых снимался фильм, актёры работали на свежем воздухе в лесах. Когда снимались сцены пожаров, на площадке регулярно дежурила команда настоящих пожарных, но с огнём актёры справлялись сами. «Они работали — рубили деревья, рыли рвы, готовили ловушки для огня, словом, все делали сами актёры, — утверждает МакКарти. — Когда нужно было браться за дело, они хватали свои инструменты и начинали трудиться. Им было очень важно видеть огонь, понимать, как устроен лесной пожар изнутри».
Теллер говорит, что тренировочный лагерь научил их не только азам борьбы с огнём в лесных условиях, но и, что гораздо важнее, научил работать в слаженной команде, точно так же, как в своё время работали Гранитогорцы. «В тренировочном лагере мы хлебнули лиха, — говорит он. — Мы вырыли, наверное, несколько миль рвов, работая на карачках. У одного из нас была лопата, у другого — пуласки… Это было похоже на стероидный ландшафтный дизайн. Было нелегко, но ничто так не сближает, как коллективное страдание. Чувствуешь, что не можешь, не должен подвести товарища — ты не вправе допустить, чтобы часть твоей работы легла на его и без того перегруженные плечи».
«Реалистичность имела огромное значение для съёмочной группы, — отмечает МакКарти. — Учитывалось всё — походка персонажей, их манера говорить, их поступки. Кроме того, нужны были настоящие инструменты пожарных, нужно было учитывать как себя ведут профессионалы в критических ситуациях, как переговариваются по радио, как перекрикиваются друг с другом, как устроен лагерь пожарных и много чего ещё».
Несмотря на то, что реалистичность делала работу более сложной, актёры с радостью принимали все тяготы. «Работа лесных пожарных пока не нашла своего отражения в кинематографе, поэтому Джо хотел, чтобы картина была как можно более правдоподобной», — говорит Теллер.
«Мы спали вместе, бродили по лесам вместе, — добавляет Бролин. — У меня были самые ужасные волдыри, какие только можно себе представить. Но зато мы научились самому важному — помогать друг другу в трудную минуту».
Борьба с огнём
В фильме «Дело храбрых» описывается борьба с пятью пожарами в штате Аризона — в Кейв Крик, на горе Чирикауа, в Национальном парке Большого Каньона, пожар Досе неподалёку от Прескотта и пожар в Ярнелле на юге Прескотта. «Нужно было найти уникальные локации, различные высоты с разнообразной растительностью, — объясняет Кэвэно. — Каждая из этих локаций отличается от предыдущей, так что зрители не запутаются».
Для съёмок сцен пожаров приходилось сочетать настоящий огонь, специальные пиротехнические эффекты и визуальные эффекты в компьютерной графике.
Джозефу Косински было очень важно, чтобы лесные пожары были настолько реалистичными, насколько только возможно. Во время подготовительного периода режиссёр наблюдал за работой настоящих пожарных, которые устраивали контролируемые лесные пожары. Таким образом они прореживали лес для защиты от возможных спонтанных возгораний.
«Огонь стал полноценным героем фильма, — говорит Косински. — Я слышал звуки лесного пожара, которые были похожи на движение товарного состава, на дыхание дракона. Пожар действительно дышит, и это нетрудно услышать. Звук лесного пожара стал очень важной частью истории».
«Борьбу с лесным пожаром можно сравнить с военной баталией, — считает продюсер Лоренцо Ди Бонавентура. — Всё начинается с авиационной подготовки, когда вертолёты и самолёты сбрасывают воду и другие огнегасящие вещества. Точки сброса координируются штабом. Затем в бой вступают наземные силы, пехота, если хотите. Люди стараются как можно быстрее добраться до огня и потушить его. Вы увидите, в каких суровых условиях им приходится работать, и огонь будет всегда рядом с ними».
Декораторы фильма «Дело храбрых» соорудили искусственный лес площадью почти в гектар на натурной площадке Santa Fe Studios. Туда пересадили более 600 сосен, елей и можжевеловых деревьев, привезли камней и установили ирригационную систему. По всему лесу была протянута система огненного трубопровода, некоторые кусты были сделаны из металлической ваты и нержавеющей стали. Несколько тысяч кузовов земли, привезённых на площадку, сформировали подножье горы. Кроме того, площадку «украсили» 50 кузовами пеньков, веток, иголок и прочего лесного мусора.
К горелкам на съёмочной площадке был подведён жидкий пропан, огонь мог подниматься на высоту от 10 до 30 метров. На площадке становилось так жарко, что в первый раз актёры инстинктивно выбежали с площадки, опасаясь сгореть заживо. Деревья были как живые, так и искусственные. В стальных деревьях были сделаны небольшие отверстия, через которые вырывался горящий пропан. Настоящие деревья были обработаны специальными ингибиторами, и когда подача пропана прекращалась, огонь быстро затухал.
Земля вокруг деревьев тоже была не обычной — её укрывал торфяник, пропитанный дизельным топливом, чтобы земля буквально горела под ногами пожарных. Трёхметровые вентиляторы разносили по всей площадке пыль и дым, за который отвечала команда по разработке визуальных эффектов. «Нам постоянно хотелось больше пыли, больше грязи, больше гари, больше дыма, – говорит Кэвэно. – Спецам по визуальным эффектам, наверное, казалось, что мы ненасытные».
Дирижировал объятой пламенем площадкой супервайзер по спецэффектам Майк Мейнардус. Под его чутким руководством создавалась гнетущая атмосфера пожара — белый дым смешивался с пиротехническим чёрным дымом, а газонные пульверизаторы разбрызгивали по всей площадке пропиленгликоль. Именно с его команды пиротехники зажигали то или иное стальное дерево или куст. За время съёмок было израсходовано множество резервуаров с пропаном объёмом в 1,8 м3 и несколько больших резервуаров объёмом в 9,4 м3. Каждая из этих ёмкостей была подключена к хитроумной системе трубопровода. Кроме того, необходимо было постоянно держать наготове несколько резервуаров с водой, чтобы тушить огонь.
На обустройство площадки у декораторов и специалистов по визуальным эффектам ушло четыре месяца. Это строительство было заложено в общий график работы — снимать сцены пожара предполагалось в августе. «Мы предоставили актёрам полную реалистичность, — утверждает Мейнардус. — Мы вымачивали дерн в дизельном топливе, а затем поджигали, чтобы актёры действительно могли поджигать факелы от земли. Огонь был настоящий. Съёмочная площадка была настолько реалистичной, что её начали обживать дикие кролики, пауки, змеи и ящерицы».
Историческая справка о горячих головах
Большинство отрядов лесных пожарных находятся на балансе и под контролем федеральных властей, в частности Службы охраны лесов США. Являясь элитными подразделениями системы противопожарной обороны, горячие головы борются с огнём особым способом – пытаясь отрезать огонь от источников топлива. Они буквально душат пламя, которое гаснет внутри обозначенного пожарными периметра. Всё, что им требуется для работы, находится в их рюкзаках: бензопилы, пуласки и топоры. Сделав свою работу, пожарные возвращаются в так называемую «холодную чернь» — полностью выгоревший участок местности, где не осталось такого «горючего», как деревья, кусты и трава.
В своей статье в журнале GQ в 2014 году Шон Флинн писал: «Элитой горячих голов делает их всесторонняя крутизна. Они сильны физически, поскольку трудятся в поте лица с 20-килограммовыми рюкзаками за плечами. Они пробираются к месту пожара козьими тропами, спускаются на дно каньонов, поднимаются на вершины гор и всегда поспевают к эпицентру трагедии раньше остальных. Но, что куда важнее, они сильны духом. Они способны работать по 16 часов, спать в грязи, а, проснувшись, работать следующие 16 часов, и так изо дня в день, не разбивая постоянный лагерь. Их не может остановить даже то, что их усилия под час кажутся мизерными на фоне масштабного стихийного бедствия».
В Соединённых Штатах насчитывается около 107 команд горячих голов, каждая из которых состоит из 20 человек. Около 2000 американских лесных пожарных получили сертификаты горячих голов, подтверждающих их полную готовность использовать любые средства для предотвращения увеличения площади лесного пожара. Они всегда наготове, всегда экипированы и готовы по первому требованию выехать на место возникновения пожара во время особенно опасного летнего сезона. Как правило, команда добирается до места на вертолёте или на автомобилях, разбивает временный лагерь, прорабатывает стратегию действий и встречает огонь лицом к лицу.
В своей книге «На линии огня» [The Fire Line] Фернанда Сантос писала: «Команда горячих голов — сплочённый коллектив из двадцати отлично выученных и полностью экипированных пожарных, не ведающих страха. Они сами часто любят повторять, что команда сильна настолько, насколько её самое слабое звено. Если пожарище — это поле боя, то они — пехотинцы, встречающие врага в штыковую».
Это очень опасная работа, особенно учитывая то, насколько частыми стали лесные пожары не только в Соединённых Штатах, но и во всем мире.
Историческая справка о гранитогорцах
Гранитогорцы были первой американской муниципальной пожарной командой, получившей в 2008 году сертификат горячих голов. В мемуарах «Гранитные горы» [Granite Mountain], которые Брендан МакДона написал в соавторстве со Стивеном Толти, описывался лидер группы — Эрик Марш: «Родом из Северной Каролины, любитель туризма, по-голливудски красив, бывший регбист, получивший диплом по биологии в Аппалачах».
Гранитогорцы заработали себе завидную репутацию за высокую квалификацию, бесценные навыки и готовность выехать на место пожара в любое время. Группа просуществовала шесть лет, которые сценаристы попытались уместить в сценарий полнометражного фильма. «Гранитогорцы были готовы отправиться куда угодно и справиться с пожаром любой сложности, — пишет МакДона. — Если вы зовёте Гранитогорцев, можете быть уверены, они придут. Будь то Аризона, Калифорния, Монтана или Миннесота — они откликнутся на зов о помощи. Они отправляются на вертолёте в самую глушь и проводят там две недели, словно Льюис и Кларк на фронтире».
Впрочем, Гранитогорцы славились не только своими навыками борьбы с лесными пожарами. Они были примером хороших манер, когда появлялись в обществе. Шон Флинн в своей статье в GQ пишет: «Люди Марша всегда были подтянуты, рубашки застёгнуты на все пуговицы; они никогда не плевали в своём лагере; умывшись, они всегда протирали за собой раковину. Даже к официанткам и незнакомцам они обращались исключительно «мадам» и «сэр».
В 2013 году, который стал последним сезоном группы, средний возраст Гранитогорцев составлял 27 лет. МакДона работал в команде уже третий сезон.
В июне 2013 года близ города Ярнелл начался лесной пожар, вызванный ударом молнии. 30 июня ветер изменился на порывистый или, как его называют пожарные, «вертлявый» — такой ветер может из любой искорки сделать катастрофу. МакДона, который в тот день дежурил на наблюдательном посту, сообщил по рации старшему об изменении ветра. Когда огонь достиг заранее отмеченной точки, старший группы собрал людей, и пожарные начали спускаться с горы.
Это была величайшая потеря для Соединённых Штатов со времени теракта 11 сентября. На гражданской панихиде по погибшим вице-президент Джо Байден сказал: «Все мы рождены равными, и лишь некоторым из нас суждено стать пожарными». После трагедии 2013 года группа Гранитогорцев была распущена.