все что нужно знать диспетчеру пожарной части
Диспетчер пожарно-спасательного гарнизона
Диспетчер пожарно-спасательного гарнизона – это нештатное должностное лицо пожарно-спасательного гарнизона (далее – гарнизон).
Назначается в целях учета сил и средств гарнизона, приема и обработки сообщений о пожарах (чрезвычайных ситуациях), своевременной высылки подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (АСР), поддержания связи с подразделениями гарнизона в местах их постоянной дислокации и при их следовании к месту пожара (ЧС), со службами жизнеобеспечения и наиболее важными взрывопожароопасными организациями, приема и передачи информации с места пожара (ЧС).
В оперативном отношении диспетчер гарнизона подчиняется оперативному дежурному гарнизона.
Кто является
Диспетчером гарнизона назначается должностное лицо подразделения гарнизона, на которое возложены функции по приему и обработке сообщений о пожаре (ЧС).
Обязанности
Диспетчер гарнизона при осуществлении своей деятельности обязан:
Диспетчер пожарно-спасательного гарнизона
Права
Диспетчер гарнизона вправе:
Дополнительно о других нештатных должностных лицах гарнизона читайте в материалах:
В продолжение темы, читайте статью:
Источник: приказ МЧС России № 467 от 25.10.2017 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».
Диспетчер пожарной части
Диспетчер пожарной части – ответственное лицо в деле обеспечения противопожарной безопасности. Именно к этому сотруднику приходит информация о происшествиях и событиях. Радиотелефонист принимает сведения о возгораниях, фиксирует их с определением адреса ЧС, наличием людей на объекте. Информация вносится в журнал и немедленно отправляется командиру оперативного отряда. После оповещения пожарных диспетчер определяет дислокацию источников огнетушащих веществ в непосредственной близости к объекту, рассчитывает кратчайший маршрут для спецтехники. Так на этого сотрудника возложены ответственные мероприятия по подготовке пожарных к выполнению непосредственных обязанностей.
Круг основных обязанностей
В обязанности диспетчера пожарной части входят такие основные обязанности:
На заметку! Если сотрудник работает диспетчером в пожарной службе, он одновременно находится в подчинении двух структур: как оперативный работник – у начальника караула, как служащий – у руководителя подразделения.
Радиотелефонист назначается на должность и снимается с нее приказом руководителя ФГПУ. Место несения службы – пункт диспетчерской связи. Во время отсутствия сотрудника, заступившего в дежурство, в ПДС должен находиться дежурный смены. Замещение не требует доклада начальству, выполняется по специальному регламенту.
Квалификации радиотелефониста пожарной части
Диспетчер пожарной охраны обязан иметь общее среднее образование, пройти специальную подготовку по профессии в учебном центре. Это должностное лицо обязано:
При устройстве на вакансию диспетчера в МЧС к опыту работы требования не предъявляются. Работать на этой должности могут мужчины и женщины.
Обратите внимание! Полученные при обучении квалификации необходимо постоянно совершенствовать самостоятельно и на занятиях по профессиональной подготовке личного состава. Информация, полученная при обучении, должна конспектироваться в специальной тетради. В ней должны быть все пройденные на занятиях темы.
Непосредственные обязанности по регламенту службы
Диспетчер пожарной связи при несении службы обязан исполнять такие функции:
Важно! Должностные обязанности диспетчера пожарной части должны выполняться в полном объеме, точно по регламентам инструкций и приложений.
О работе диспетчера глазами СМИ смотрите в этом видео:
Мера ответственности
Радиотелефонист несет полную ответственность за круг своих задач. При невыполнении или ненадлежащее выполнение своих обязанностей сотрудник отвечает по законодательству России, регламентирующим актам, инструкциям. Диспетчер ответственен за выполнение работы, совершенные поступки, соблюдение запретов и другие действия, связанные с несением службы в ГПС МЧС.
Диспетчер МЧС — профессия для избранных
Профессия диспетчера МЧС занимает центральное место в пожарной службе. Именно к этому сотруднику приходит первая информация о происшествиях. От качества отработки принятых вызовов, подготовленности сотрудника к стрессовым ситуациям зависит ход операции. Помимо работы с населением, диспетчер «сопровождает» пожарных до самой ликвидации возгорания.
Рабочие будни диспетчера проходят в небольшом помещении центрального пункта пожарной связи. Именно здесь ежедневно обрабатывается несколько сотен звонков. Сюда поступает информация о пожарах, ДТП и других чрезвычайных ситуациях со всего города. Именно в этой маленькой комнате ведётся невидимая работа по спасению жизней.
И так, знакомьтесь диспетчер центрального пункта пожарной связи, старший сержант внутренней службы, Мэдиева Эльвина Омурбаевна.
Эльвина, добрый день. Расскажите, как давно Вы работаете диспетчером и почему выбрали эту профессию?
Работаю с 2009 года. Меня всегда привлекали люди в форме, ведь от них за версту веет благородством и силой. Да, работа не из самых простых, ведь ты понимаешь, что от чёткости твоих действий может зависеть чья-то жизнь. У нас в отряде прекрасный коллектив, ребята, на которых всегда можно положиться. Работа подразумевает слаженные действия всего коллектива, в котором от каждого зависит многое, а диспетчер является неотъемлемой частью этой команды. От реакции диспетчера зависит судьба людей и работа спасателей. Чувствуешь свою значимость и желание помогать. Нам часто звонят при ДТП: помогаем людям установить местоположение, даем советы, успокаиваем до приезда спасателей, скорой помощи. Бывает, люди перезванивают, благодарят. Очень приятно чувствовать обратную связь и поддержку. Несмотря на все трудности, я довольна своим выбором и точно могу сказать, что нашла себя в этой профессии.
В чем заключается сложность работы? И с чем приходится сталкиваться на дежурных сменах?
Эльвина, скажите какими качествами должен обладать диспетчер?
Поскольку диспетчер обязан принять звонок, занести сообщение в журнал, оповестить команду о происшествии, ему нужно уметь действовать быстро, обладать хорошей памятью и реакцией, быть стрессоустойчивым, уравновешенным и доброжелательным. Важными качествами для диспетчера также будут грамотная речь, четкая дикция, уверенный голос.
Диспетчеру очень важно уметь не только оперативно выполнять свою работу, быстро и точно, но оказывать психологическую помощь тем, у кого случилась беда. Несложно представить себе в каком состоянии находится человек, обнаруживший, что его дом горит! Порой в панике люди забывают свой адрес и фамилию, не говоря уже о какой-то дополнительной очень важной информации. В этот момент диспетчер должен найти нужные слова, попытаться максимально успокоить человека и принять сообщение.
Как Вы проводите свободное от службы время?
Я веду активный здоровый образ жизни. Поэтому в свободное время занимаюсь в спортивном зале, люблю плавать, кататься на лыжах. Увлечение спортом укрепляет моё здоровье, снимает утомление после работы, сбрасывает эмоциональное напряжение, а также помогает «держать себя в форме». Ещё одно преимущество занятий спортом: они делают человека организованным, дисциплинированным, ответственным.
О работе диспетчера и радиотелефониста пожарной охране
В продолжении цикла «О профессии без прикрас» мы поговорим о самой, пожалуй, женственной профессии в пожарной охране, о диспетчерах и радиотелефонистах. Ну и поскольку всегда там, где женщины, нужно быть готовыми к любым исключениям из правил и неожиданностям, то привычный формат нашего сегодняшнего интервью тоже слегка поменяется.
Сегодня мы пригласили для интервью не одного представителя профессии, и даже не двоих, а пятерых. И совершенно не потому, что мы не смогли выбрать среди прекрасных дам одну, а только потому, что их взгляд на профессию отличается кардинально в зависимости от должности и подразделения.
Итак, знакомимся:
Начинаем по традиции с вопроса: «Как Вы пришли в пожарную охрану, как связали свою жизнь с этой службой?»
Ольга
Вы знаете, диспетчеров, пришедших просто «с улицы», я еще не встречала. Подавляющее большинство – из «пожарных» семей. Жены, дочери, сестры – в основном, так или иначе, не чужие люди. Я не исключение, у меня отец начальник части, едва у него освободилось место диспетчера – взял меня. Освободилось место, кстати, тоже не человеком со стороны – мама моя ушла на пенсию, а я на ее место пришла. Но, справедливости ради, нужно сказать, что никаких родственных поблажек мне отец не давал, из всех моих 18 лет выслуги и четырех разных начальников те, первые два года под начальством отца были самые, пожалуй, сложные. Он относился ко мне строже и требовательнее, чем к остальным, за малейшие недочеты строго отчитывал и всегда повторял, что от меня, от моих действий, может зависеть чья-то жизнь. Сейчас я понимаю, что именно такому – жесткому, требовательному и серьезному началу, я обязана всей своей сложившейся успешной службой. Потому что были и другие примеры – когда девочки в ответственный момент терялись, принимали неверное решение. Мне кажется, отец потому и взял меня – знал, что я точно буду работать изо всех сил, а не просто отсиживать сутки перед телевизором, что не придется ему за меня краснеть. Сейчас работать в одной части мужу и жене, отцу и дочери недопустимо, а в то время не было строгого запрета на служебные отношения между родственниками – и я очень рада этому, я рада, что первым моим руководителем был отец с его жесткой требовательностью.
Марина
Я, как и многие – дочь пожарного. Пришла после института, получить высшее образование для меня было принципиально важным. Так же принципиально для меня было найти работу самостоятельно, без помощи родителей. Но – сами понимаете – не так это легко без опыта работы вчерашней выпускнице. Городок у нас небольшой, возможностей немного. В пожарную часть пришла на время – чтобы наработать тот самый необходимый всем опыт ну и искать работу своей мечты, благо график сутки-через трое позволял ходить по собеседованиям. Ну и вот – девятый год ищу (смеется). На самом деле, уже через пару месяцев я поняла, что это – мое, что именно здесь я могу делать то, что так хотела – приносить пользу людям. Понимаю, звучит слегка пафосно, но именно так я сформулировала главный свой критерий идеальной работы – делать нужное дело, а не просто перекладывать бумажки в офисе.
Елена
У меня муж из династии пожарных. Я рано вышла замуж, в институте доучивалась, имея уже двоих детей. Погодки, маленькие, времена непростые – необходимо было выходить мне на работу. Диспетчером пошла из-за удобного графика в основном, что скрывать. С мужем работали в разные смены, с детьми сидели по очереди. Дети выросли, а я так и осталась.
Светлана
Я – то редкое исключение из общего правила, я пришла просто «с улицы», очень случайно. Мне было 23 года, развелась с мужем и осталась с малышом-двухлеткой на руках – работа нужна позарез, да вот только я никому не нужна. Послали от центра занятости в какую-то контору, далеко, в промзоне. Я поехала с сыном (оставить не с кем), приехала….и заблудилась. Адрес не могу найти, спросить не у кого – ни души вокруг, ребенок проголодался. Искала-искала, и набрела на пожарную часть. Зашла туда спросить дорогу – ребята и чаем напоили, и малыша моего конфетами угостили – я расплакалась от такого участия. На мое счастье, была там вакансия радиотелефониста – желающих не нашлось, далеко, добираться неудобно, зарплата маленькая, должность не аттестованная. А я о таком счастье даже не мечтала. Тут же после небольшого собеседования съездили с начальником части в отряд, я написала заявление и через две недели уже вышла на работу. А еще через год должности радиотелефонистов аттестовали. И я до сих пор считаю, что вытянула у судьбы самый счастливый билет.
А я целенаправленно хотела работать в пожарной охране. У меня папа – водитель пожарной машины, я в этом выросла. После школы хотела поступать в Академию ГПС в Екатеринбурге, да направления были только для юношей, для девушек – нет, набора в тот год не было. Год терять не стала, поступила в гражданский ВУЗ. А мечта не отступала. Инспектором устроиться не получилось – ВВК не прошла. Пришла на «112», взяли сразу.
В чем заключаются Ваши служебные обязанности? Чем отличается должность диспетчера от должности радиотелефониста, почему при одинаковом, казалось бы, названии и схожих функциях настолько отличаются условия (оклад, «потолок» звания, требования)?
Ольга
Начнем с того, что диспетчер от радиотелефониста отличаются не столько функциональными обязанностями, сколько объемом работы.
Радиотелефонист пожарно-спасательной части (ПСЧ)
Обязанности:
В общем, диспетчер – это своего рода координатор во время работы на пожаре, некое связующее звено, отвечающее за своевременную и качественную передачу информации.
Помимо этого, у диспетчера много функциональных обязанностей, но основные, главные – вышеперечисленные.
В зависимости от подразделения варьируется количество вызовов – в городской части их, разумеется, не в пример больше, чем в объектовой. Соответственно, обязанности диспетчера могут отличаться – если в городской части диспетчеров стараются не загружать лишний раз текущей работой (заполнением различных журналов, к примеру), то радиотелефонисты – объектовики могут взять на себя некоторые дополнительные обязанности. При наличии всех необходимых знаний по основным обязанностям и соблюдении режима работы это вполне по силам.
Вам также будет интересно ознакомиться с информацией:
Режим работы сутки – через трое – это преимущество или больше недостаток?
Ольга
Очень распространено мнение, что это огромное преимущество, что это то, ради чего стоит здесь работать. С одной стороны, это действительно так – отработал два раза в неделю и свободен. Но это лишь на первый, поверхностный взгляд. Ну и очень многое зависит от специфики подразделения, здесь у каждой из нас будет свой ответ. Для меня такой режим – сомнительное преимущество. За годы работы я к нему, конечно, привыкла, но сутки на службе даются нелегко. Именно потому, что в моем подразделении все эти сутки, все 24 часа я работаю. У нас есть время отдыха, но мы в шутку называем его временем передыха. Это действительно время для того, чтобы просто передохнуть, перевести дух, и опять на рабочее место. Полноценно отдохнуть не удается, так как все равно реагируешь на каждый звонок, вслушиваешься, контролируешь действия подменного диспетчера.
Марина
Я согласна с Ольгой. Даже в ночное время, когда официально у нас есть перерыв на сон, уснуть не удается. У нас есть для этого все условия – отдельная комната, кровать, но даже лежа с закрытыми глазами я слышу и знаю все, что происходит в диспетчерской, я готова в любой момент вскочить и включиться в работу. Кроме того, режим сутки-через трое совершенно не значит, что трое суток я совершенно свободна от службы. Учения, тренировки, физподготовка, занятия, сдача зачетов – все это происходит в свободное от суточного дежурства время. Очень редко все трое суток отдыха полноценно принадлежат тебе, об этом тоже не стоит забывать.
Елена
Скажу откровенно, меня суточный режим работы устраивает гораздо больше, чем стандартная пятидневка. Очень он меня выручал, особенно пока дети были маленькими. Было время и на кружки детей водить, и с уроками помочь, и без больничных ухитрялись обходиться – сидели с заболевшим ребенком по очереди с мужем. Хотя устаешь очень, на работе за сутки настолько выматывалась, что приходила и по 12 часов отсыпалась. Но здоровья такой режим, естественно, не прибавляет. Через несколько лет непрерывной работы полезли болячки, все-таки трое суток отдыха дается для полноценного восстановления после колоссального суточного напряжения на работе.
Светлана
Мне гораздо проще, чем коллегам, которые высказались ранее. Я работаю в объектовой части, у нас не такой напряженный темп, как в городских частях, вызовов гораздо меньше. Поэтому наши сутки на службе – это точно преимущество. Но, конечно, суточный режим работы сам по себе не прост. 24 часа необходимо находиться в полной готовности. Даже несмотря на наличие распорядка дня, которого мы придерживаемся, нагрузка на организм непростая.
А давайте подробнее про распорядок, Вы сами его устанавливаете для себя или есть какой-то единый?
Елена
Нет, конечно, не сами. Существует утвержденный распорядок дня, в котором тщательно расписаны рабочие сутки диспетчера, предусмотрено время на завтрак, обед, ужин и на отдых. На это время рабочее место диспетчера занимает подменный радиотелефонист, и, соответственно, берет на себя его функции. Он предварительно проходит специальную подготовку, обучается, это не просто сотрудник, который вместо диспетчера сидит за телефоном, он знает, как нужно действовать в том или ином случае и как правильно отвечать на звонки, какую информацию необходимо получить…
Что значит «правильно отвечать на звонки»? Разве этому специально нужно учиться?
Ольга
Обязательно. Первичный сбор информации – это важнейший этап, от правильности проведения которого зависит своевременность и качество оказания помощи. Ведь звонят люди, которые зачастую находятся в панике, в растерянности, а нам нужно в кратчайшие сроки получить от них всю необходимую информацию. Это настолько важно, что я бы в школах ввела какую-нибудь дисциплину, чтобы уже с детства люди знали, вызубрили, на уровне подкорки понимали, как правильно вызывать экстренные службы. Я уверена, такая мера могла бы спасти сотни жизней.
Горячо поддерживаю эту идею, хотя пока она кажется утопией. К сожалению, зачастую драгоценные секунды уходят на ненужные эмоции, порой обвинения в некомпетентности – а время уходит. Я не обвиняю людей, ни в коем случае, их можно понять, они напуганы, не отдают себе отчет. Поэтому да, нужно постоянно прорабатывать и закреплять правила поведения в экстремальных ситуациях, всем нужно в обязательном порядке.
Расскажите пожалуйста, как правильно звонить в пожарную охрану?
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС)
Вызов экстренных служб – это важный вопрос, от номеров вызова и до особенностей беседы. Без мобильного телефона сложно представить современную жизнь и зачастую он заменяет стационарный. Действительно, для чего нужен стационарный телефон, если с мобильным открывается больше возможностей, связь качественнее и дешевле и нет необходимости во время разговора быть привязанным к месту. Но вот проблема – отложившиеся “на подкорке” номера вызова экстренных служб для сотовой связи недействительны, так как стандарт GSM не поддерживает набор двузначных номеров. С мобильного телефона экстренные службы необходимо вызвать с помощью трехзначного номера. Для каждого мобильного оператора эта комбинация своя, хотя знакомые с детства цифры везде так или иначе присутствуют. Основная сложность в том, что мало кто знает назубок все необходимые телефоны, люди путаются, забывают номера, уходит драгоценное время. Когда, наконец, дозваниваются – нервничают, пытаются высказать диспетчеру свое недовольство, не могут дать ответы на уточняющие вопросы. Это объяснимо – человеку необходимо сбросить возникшее напряжение, мы для этого – самый подходящий объект, мы понимаем и знаем, как с этим работать, но это, опять же, время. Совсем немного времени по обычным меркам, а в ситуации, когда необходимо экстренное реагирование, роковой может стать каждая секунда.
Потерю этих секунд можно предотвратить, если каждый пользователь мобильного телефона будет знать, по какому номеру он может вызвать необходимую помощь.
В чем еще состоит сложность работы диспетчера? Чем звонивший может помочь Вам и, соответственно, себе, когда вызывает службы?
Марина
Сложностей немало, но это внутренние специфические особенностями. А в отношении звонивших очень хотелось бы поднять проблему ложных вызовов. Зачастую балуются дети, подростки – и это прямая вина родителей, я считаю. То, что не занимают детей – это полбеды, но ведь даже не объясняют, что их развлечение кому-то может стоить жизни. Лет десять назад повадились звонить мальчишки-подростки, одни и те же. Два-три раза в месяц стабильно. Родителей на беседу вызывали, в школу сообщали – бесполезно. Родители там такие – отлупили да и все. Однажды смена тяжелая выдалась – вызов за вызовом, ребята не успевают приехать – опять выезжают. И поступает вызов знакомый. Уверены, что ложный, но не отреагировать не можем. Съездили, ложный, конечно. Приезжают – начальник части посмотрел на своих ребят – уставшие, голодные, грязные – и пошел к этим мальчишкам. Не нотации очередные читать и не уши надирать, хотя следовало бы, наверное. Рассказывал – прихожу, говорю душевно так :
Ну объясните, пацаны, для чего вы это делаете? Ругать не буду, родителям не скажу, просто честно ответьте – зачем? Опешили от такого, не ожидали. Молчат. Даже не стали отпираться, тянут:
Так поехали в часть, там интереснее. Все покажу, расскажу, сами все посмотрите, потрогаете.
Отпросились у родителей. Приехали. Полдня пацаны провели в части. Сначала с независимым видом ходили, потом с искренним интересом расспрашивали, рассматривали. У нас музей в части есть – там панорама интерактивная – наглядно видно, как начинается пожар, как огонь распространяется, все очень реалистично – крики, грохот. Самый младший мальчишка, лет десять ему, посмотрел и расплакался. Когда уходили, начальник части с ними за руку попрощался и попросил: «Мужики, если соскучитесь, вы лучше сами к нам приходите, не вызывайте». Все, ложных вызовов от них больше не было. А недавно совсем пришел в часть парень с курсантскими погонами Академии ГПС. К начальнику пришел, улыбается – «помните меня?». Тот самый мальчишка, который плакал. Говорит – пришел спасибо сказать. Тогда, в детстве, после похода в пожарную часть твердо решил – буду здесь работать.
И вот это, наверное, лучшая награда. И еще раз доказывает – насколько важна пропаганда, насколько необходимо ходить в школы, проводить экскурсии и объяснять, объяснять, объяснять детям.
Вот, пожалуй, и все, что люди могут сделать для того, чтобы нам помочь – знать, как нас вызвать и не вызывать без надобности. Остальное мы сделаем сами.
Очень занимательное и интересное видео о работе диспетчера представлено Вашему вниманию ниже
Пожарный диспетчер
Работа диспетчера пожарной охраны сложная и стрессовая. Практически каждую минуту 24 часа в сутки специалист помогает людям и решает организационные вопросы пожарных бригад. Вознаграждение за это символическое. В небольших городах диспетчеры получают не более 15 тыс. руб., а в крупных – 25–35 тыс.
Тем не менее количество претендентов на должность превышает потребность. Вакансия особо популярна у женщин в возрасте от 18 до 40 лет, что объясняется сменным графиком службы и возможностью повышения в звании, которое дает неплохую прибавку к пенсии.
Кто такой диспетчер пожарной части
Должность «диспетчер пожарной связи» предполагает постоянную обработку входящих звонков. На ППД-01 (пульт пожарный диспетчерский) ежеминутно поступают сигналы об авариях и возгораниях, в том числе ложные. Радиотелефонист обрабатывает вызовы, фиксирует адреса и определяет ближайшие пожарные части, которые могут быть отправлены на выезд.
В его обязанности также входит расчет маршрута для пожарных автомобилей с учетом возможности подъезда техники, наличия в районе источников водоснабжения для подразделений.
Часто персонал (радиотелефонисты, диспетчер) попадает в экстренные ситуации, когда требуется оказать незамедлительную помощь по телефону: в случае ожогов, травм или паники. Поэтому диспетчерский состав отрабатывает навыки психоэмоци-онального равновесия, быстрого реагирования и помощи при самых различных обстоятельствах.
Важно. Работа пожарного диспетчера регламентируется «Рекомендациями по организации деятельности СПТ (службы пожаротушения)», в том числе региональными. Зачисление в штат сотрудника производится в качестве рядового бойца отряда.
График работы – сутки через трое. Для получения звания требуется пройти обучение в вузе по специальности пожарного диспетчера или спасателя.
Место работы
Соискатели претендуют на вакансию в различных структурах – МЧС (ГПС), пожароохранных предприятиях. Основной деятельностью считается служба в пожарных частях крупных городов. В ГПС существует отдельное подразделение пожарной связи, которое контролирует коммуникации ведомства и связь с населением.
Также трудоустраиваются диспетчером участка пожарной безопасности на пред-приятиях охраны. Как правило, работодатели при приеме на работу акцентируют внимание на названии должности – диспетчер пожарной части, связи или охраны.
Важно. Отдельно выделяют профессию радиотелефониста. По сравнению с диспетчером, в его круг задач входит только регистрация звонков и вызов пожарных бригад по адресу.
Обычно в пожарных частях он замещает диспетчера на время перерыва, а оставшееся время проводит за несложной работой в пункте диспетчерской связи (не координирует пожаротушение).
Основные задачи
Сотрудник ППД-01 в активном режиме поддерживает готовность и работоспособ-ность дежурных караулов и гарнизонов.
Важно. На работе диспетчер пожарной части находится в подчинении двух лиц – начальника караула и начальника подразделения, части. Преимущес-тво при отборе кандидатов на должность получают лица, прошедшие военную подготовку.
Обязанности по регламенту службы
Караульный пожарный диспетчер ведет документацию о поступивших заявках. После подтверждения факта возгорания (адрес, ФИО) специалист докладывает о ЧП командиру отряда.
Все обязанности диспетчеров регламентируются Уставом пожарной охраны (п. 46–47 приказа МЧС №452). В ЕТКС профессия отсутствует, по ЕКС в должностные функции входит знание нормативной документации и Конституции РФ. Скачать должностную инструкцию можно по ссылке.
На заметку. Ежегодно пожарные управления по субъектам проводят поощрительные конкурсы на звание лучшего диспетчера города или области. Победители получают призы, а их фото публикуются на территориальном сайте МЧС. 17 мая считается профессиональным праздником диспетчеров МЧС.
Дополнительные функции
Сотрудник отвечает за безопасность операции. При поступлении звонка на ППД он обязан знать места расположения взрывоопасных участков по адресу, а также выслать бригаду с нужными характеристиками техники. Например, автоцистерны отправляют на пожар в частных домах, а автолестницы – в многоэтажных постройках.
При этом учитывается возможность прокладки пожарных рукавов с гидрантами от источников водоснабжения. Также диспетчер связи осуществляет передислокацию караула и пожарных расчетов в случае повторного вызова.
Телефонист участка координирует службы жизнеобеспечения – к пульту подключены полиция, неотложка, образовательные учреждения и предприятия энергетики. При срабатывании сигнальной тревоги диспетчер звонит в администрацию организации и выясняет необходимые сведения согласно инструкции. Информирование состава пожарной части о срабатывании тревоги ГО МЧС также входит в обязанности специалиста.
Важно. Современные системы диспетчеризации помогают пожарным обрабатывать данные дистанционно (онлайн). При помощи программного обеспечения автоматика срабатывает моментально, запуская процесс пожаротушения, дымоудаления и оповещения дежурных.
Как стать пожарным диспетчером
Многие неправильно полагают, что обязанные по долгу службы лица имеют преимущество при приеме на работу. На самом деле военный билет и физическая подготовка играет в профессии диспетчера второстепенную роль.
Для участия в конкурсе основным требованием является оконченное общее образование (11 классов, 9 классов + колледж). Опыт работы не учитывается. Трудоустройство осуществляется по заявке на сайте и собеседованию на вакантные должности.
На заметку. Профессия диспетчера предполагает постоянное повышение квалификации на учебных курсах.
Образование
Профильное обучение проходят в вузах МЧС и институтах пожарного профиля. Помимо ЕГЭ, абитуриент сдает зачет по физкультуре (бег, подтягивания, силовые приемы). На заочном отделении нормативы необязательны. Примерный перечень программ образования приводится в Приложении 1.
Важно. Диспетчерами становятся и без профильного образования. В приоритете дипломы психологических, медицинских и юридических специальностей. Курсы переподготовки (МЧС) также учитываются на собеседованиях.
Требования
В каких ситуациях на работу не возьмут:
Необходимые личные качества – внимательность, концентрация мыслей, ответствен-ность, реакция, четкая дикция, слух и умение планировать работу. Главная задача на пожаре – определение угрозы опасности и выбор ликвидационной группы с учетом всех факторов.
Сложность работы
Основная проблема профессии – напряженность и постоянный стресс. В боевых условиях сотрудникам работать не приходится, однако, психологическая, эмоциональная нагрузка дает о себе знать.
Диспетчерские службы часто сталкиваются с ситуациями, когда люди звонят на «01» в состоянии паники, не могут связать пару слов. К таким вызовам нужен особый подход, человек должен понимать, что от него зависит спасение жизни. Отработкой таких звонков занимаются вместе с психологами и врачами.
Сложность работы заключается и в графике вахты. Диспетчер находится на телефоне 24 часа в сутки, звонки поступают со всей области. Бывают дни, когда от телефона не получается отойти и на минуту. Поэтому работники-телефонисты должны обладать выдержкой, выносливостью, умением работать днем и ночью.
Ответственность диспетчера
За нарушения ТК РФ и ведомственных инструкций диспетчер несет дисциплинарную ответственность.
В случаях, когда нарушения становятся причиной нанесения вреда жизни и здоровью, в действие вступает уголовное и административное право.
Системы автоматической диспетчеризации
Представляют собой комплекс программных средств и контролеров, предназначенных для сохранения жизни и имущества на объектах хозяйственной деятельности.
Система встраивается в автоматическую противопожарную защиту объекта. Ее программные модули контролируют показания датчиков и извещателей, перепро-веряют данные о возгорании и только тогда оповещают «диспетчерскую». При нештатных ситуациях система запускает процесс пожаротушения, помогающий предотвратить развитие пожара (до приезда бригады).
Профессия пожарного диспетчера требует особой подготовки и знания пожарного дела. Несмотря на низкие зарплаты, претенденты на должность находятся всегда. В качестве решающих факторов становится престижность специальности и социальные гарантии. К тому же требований к профессии практически не предъявляется.
Тем не менее много в службе МЧС и отрицательных факторов. Не каждый человек справляется с такой работой.