галунчиком обшит что это
выписать редчайшие устаревшие слова и выражения из рассказа кавказский пленный которые
Выписать редчайшие обветшавшие слова и выражения из рассказа кавказский пленный которые объясняют дружбу жилина и костылина
Глава 1-ая
Выправил отпуск оформил отпуск.
Провожатые бойцы бойцы, которые аккомпанировали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло миновал полдень.
Нападусь на татар внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая лошадка, которую не надобно понукать, которая просто разумеет, что необходимо делать.
Взнесла его на кручь лошадь вместе со наездником просто поднялась на крутую гору.
Нагайкою ожаривает сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать стал натягивать поводья, чтоб приостановить лошадка.
Лошадка разнеслась лошадь мчится, не может тормознуть.
Трепенулась дрогнула.
Ногаец ногайцы люд в Рф, разговаривают на языке тюркской группы.
Глава 3-я
Три аршина. Аршин мера длины, одинаковая 71,12 см; три аршина 2,13 м.
Утвердил их твердо, стабильно поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) начнет возмущенно дышать, так что появляется звук, схожий на храп, и отвернется, чтоб не глядеть на человека иной веры.
За камень притулиться спрятаться за камнем, прижавшись к нему.
Глава 4-ая
Под мышки да под лытки под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел испытал робость, ужаснулся.
Глава пятая
Овца перхает в закуте овца конвульсивно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары, либо Стожары, либо Плеяды рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи равномерно опускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел стал влажным (потным), будто бы рыхловатым (слабенькие мускулы), вялым.
Глава шестая
Камень вострый камень острый.
Лягу в лесу, переднюю спрячусь в лесу, пережду денек, дождусь мглы.
Интегрированный урок литература + русский язык. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». (5-й класс)
Класс: 5
Тема: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
Лингвистический анализ художественного текста (2 часа).
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по изученным темам на уроках русского языка и литературы.
Средства: текст произведения в учебнике литературы 5 класса, презентация в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, репродукции картин А. Киселев «Горный пейзаж (Кавказские вершины)» (1880), А. Мещерского «Кавказ» (1873).
I. Организационный момент.
Приветствие учителя и учащихся. Подготовка к работе.
II. Сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.
Чтобы состоялось общение, мы читатели должны воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нём нет. Кажется, что способность понимать тексты не содержит ничего исключительного. Однако, понимание текста не менее сложно, чем его создание.
Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Такими сигналами являются слова, словосочетания, предложения, а также взаимосвязь между ними. Все эти сигналы воздействуют на нас в процессе чтения. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать эти обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать.
Сегодня на уроке мы превратимся в читателей-исследователей, в читателей-лингвистов (т.е. языковедов) и в читателей-литературоведов. Мы будем учиться устанавливать правильные взаимоотношения с сигналами текста.
III. Работа с текстом.
— Какой раздел русского языка изучает лексическое значение слов? (Лексика)
Итак, обратимся к лексикологии.
Мы начнем с вами с разбора названия произведения.
КАВКАЗ, территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области св. 500 тыс. км2. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.
Многие художники, восхищаясь красотой Кавказа, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов.
Фотографии и репродукции картин с видом Кавказа.
У величайших русских поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа.
Отрывки из стихотворений А.Пушкина, М. Лермонтова.
Чтение стихотворений учителем.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к весёлым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьётся о берег в вражде бесполезной
И лижет утёсы голодной волной:
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.
Отрывок из поэмы «Кавказский пленник»
М. Лермонтов
:Там Терек издали кружит,
Меж скал пустынных протекает
И пеной зыбкой орошает
Высокий берег; лес молчит;
Лишь изредка олень пугливый
Через пустыню пробежит;
Или коней табун игривый
Молчанье дола возмутит.
Лежал ковёр цветов узорный
По той горе и по холмам;
Внизу сверкал поток нагорный
И тёк струисто по кремням:
(Тексты стихотворений находятся также и у учащихся.)
А теперь найдём описание природы Кавказа в рассказе Л. Толстого.
«На полдни за сарай лощина, табун ходит. » до «И так и думается ему, что это самое крепость русская:»
Есть ли схожесть в описании Кавказа у художников, поэтов и Л. Толстого.
Восхищается ли он так же Кавказом?
Л. Толстой тоже бывал на Кавказе.
А теперь давайте узнаем, какие чувства вызывал Кавказ у Льва Толстого.
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912).
Именно эта тема и звучит в названии
«Кавказский пленник» = свобода (простор, красота Кавказа) и война (плен)
Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен?
«На Кавказе тогда война была».
Какая война была тогда на Кавказе?
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.
Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.
Лев Толстой не сообщает читателю никаких исторических сведений. Но, зная историю Российского государство и географическое местоположение Кавказа, мы, читатели можем представить место, где развиваются действия. Толстой строит свой рассказ на событиях, на самом сюжете, на интересе читателя к судьбе героя.
Словарная работа.
Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам.
И вот здесь для нас важно знать лексическое значение этих слов-«незнакомцев».
Кроме того, чтобы погрузить нас в мир татарского аула, Л. Толстой даёт читателю описание одежды и внешнего вида татарина (мужчины), татарки (женщины), татарских мальчишек и татарской девочки. Также даётся описание татарского аула.
IV. Выполнение языковедческих упражнений.
ЗАДАНИЕ. Выпишите словосочетания (по вариантам) из Главы II.
Какие виды словосочетаний получились?
В большинстве сущ. + прил.
Вывод: Большую роль в описании играют прилагательные-эпитеты, которые помогают автору при создании ярких, точных образов.
Как вы думаете, почему в описании внешнего вида татарских детей и женщин Толстой использует уменьшительно-ласкательные суффиксы?
Примеры: молоденькая, татарчонка, в рубашонке, девочка тоненькая, худенькая; галунчиком обшит.
Вывод: Автор, как и его главный герой, по-доброму относится к детям и женщинам в татарском ауле. Именно поэтому они и ответят ему взаимностью.
В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:
повествование, описание и рассуждение
(мы очень скоро будем изучать их на уроках русского языка)
Как вы думаете, какой тип текста использовал Толстой, характеризуя кавказский пейзаж, вид татарского аула и одежды, внешнего вида татар.
Вывод: Тип текста описание используется для зарисовки писателем картин природы, пейзажей и портретов героев.
Найдите в Главе III два описания: портрет человека и картину местности
(старик-татарин и его жилье). Зачитайте.
Проанализируем, какую роль играет лексическое значение фамилий главных героев. Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.
«хоть не велик ростом, а удал был»»
сам говорит об отношениях с татарами: «с ними что робеть, то хуже»;
о нём татары: «ты все серчаешь»;
«на всякое рукоделье мастер был»
«грузный, толстый, весь красный«;
о нём татары «смирный«
страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует
Возвращаясь к названию произведения.
Почему называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
V. Выполнение синтаксических упражнений.
Анализ использования видов предложений по цели высказывания и по интонации в произведении
1. По цели высказывания.
Приведите свои примеры.
Что они выражают? Приведите свои примеры из текста.
Анализ строения предложений.
ЗАДАНИЕ. Распределить предложения на простые и сложные, нарисовать схемы:
1. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.
2. Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз.
3. Сняли татары седло, сбрую.
4. Рубаха оборванная, вся грудь голая.
5. Начал Абдул кричать на красного, залопотал так, что слюни изо рта брызжут.
6. Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть.
7. Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг.
ЗАДАНИЕ. Найти предложения с обращениями:
Почему герой так обращается к лошади?
Братцы! выручай, братцы!
Приведите свои примеры.
Предложения с однородными членами.
ЗАДАНИЕ. Найдите и подчеркните однородные члены.
1. Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
2. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам.
3. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов.
4. Жилин губами и руками показал, чтобы пить ему дали.
5. А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.
Заключительная переменка. Мини-тест.
Поставьте знак «+» или «-«:
1. События происходили осенью. (-)
2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)
8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10
VI. Подведение итогов урока.
Список использованной литературы.
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000 на CD/
2. Г. Граник, С. Бондаренко, Л. Концевая «Как учить работать с книгой», Москва, 1995
3. С. Беломестных, М. Корнееве, И. Золотарёва «Поурочные разработки по литературе, 5 класс», Москва, 2002 (стр.302, 304, 306)
Конспект урока по литературе натему»Краткость и выразительность языка рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» 95 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литеруры в 5 классе. Составила Уланова Раиса Федоровна, учмтель русского языка и литературы
Тема: Р/р Краткость и выразительность языка рассказа
Цель: знакомство уч-ся с понятиями жанр, сюжет, композиция, идея произведения
совершенствовать навыки устного высказывания;
развитие речи учащихся;
развитие творческих способностей обучающихся (синквейн).
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: текст рассказа, презентация.
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка д/з. Чтение цитатного плана.
III. Сообщение ты урока.
IV. Работа над темой.
— Обратите внимание на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа. Что еще делает рассказ ярким и выразительным?
2. Словарная работа (презнтация, слайды 1-5)
Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.
— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?
Идея — главная мысль произведения.
-Какая главная идея рассказа «Кавказский пленник»?
Композиция — построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог.
Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации — второму побегу Жилина.
Развязка — Жилин успевает добежать до своих.
VI. Итог урока. Повторение терминов: рассказ, идея, композиция.
Составление сенквейна. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
Убивают, разрушают, страдают.
Война приносит горе в каждый дом.
VII. Домашнее задание: составит синквейн «Жилин»
Урок № 50 Тема: Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. 5 класс
Просмотр содержимого документа
«Урок № 50 Тема: Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. 5 класс»
Тема: Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.
Цель: Осмыслить содержание рассказа «Кавказский пленник»,уметь находить
основные проблемы,поднятые автором в произведении,сюжет и композицию.
Приобщить детей к самостоятельной исследовательской деятельности, развить
навыки анализа художественного произведения.
Воспитать духовно-нравственную личность,умение работать в группе,уважать
мнение товарища, развить чувство толерантности, взаимопомощи и
Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?
Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.
Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.
Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).
— Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.
3. Актуализация знаний учащихся.
Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).
Через портрет автор стремится раскрыть внутренний мир героя. Портрет показывает те стороны героя, которые автор считает наиболее важными.
«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
«Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
«Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
«Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
«Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет. » (Жилин)
3.Краткость и выразительность языка рассказа.
Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.
Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.
Распояской — без пояса.
Бешмет — мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый — морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун — плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным — рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников — ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой — мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток — площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок — плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке — масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь — для мытья рук.
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.
Овца перхает в закуте — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары, или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесьрассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.
Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.
5. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике (с. 278) даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод. Определение композиция можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника. Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.
Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.
— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»
Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.
Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.
Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
4. Выставка рисунков учащихся.
Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника):
— Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.
Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?