все что миновало тебя не должно было
Все что миновало тебя не должно было
Muslim Club запись закреплена
«Знай, то, что миновало тебя, и не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать» (Ат-Табарани).
Он также сказал: «Знай, что если люди объединятся, чтобы облагодетельствовать тебя, они облагодетельствуют тебя только тем, что уже предписано Аллахом. Также знай, что если люди объединятся, чтобы причинить тебе вред, то они причинят тебе только то, что уже предписано Аллахом» (Ат-Тирмизи).
وَإِن يَمْسَسْكَ ٱللَّهُ بِضُرٍّۢ فَلَا كَاشِفَ لَهُۥٓ إِلَّا هُوَۖ وَإِن يُرِدْكَ بِخَيْرٍۢ فَلَا رَآدَّ لِفَضْلِهِۦۚ يُصِيبُ بِهِۦ مَن يَشَآءُ مِنْ عِبَادِهِۦۚ وَهُوَ ٱلْغَفُورُ ٱلرَّحِيمُ
Если Аллах нашлёт на тебя беду, то никто, кроме Него, не избавит тебя от неё, а если Он пожелает сделать тебе добро, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милующий.
وَمَآ أَصَـٰبَكُم مِّن مُّصِيبَةٍۢ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُواْ عَن كَثِيرٍۢ
Любая беда постигает вас только за то, что вы приобрели, а многое Он прощает.
Что тебя миновало, то не должно было с тобой случиться
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине Аллах аль-Хакам (судья), и ему принадлежит суд (или за ним решение)» (Абу Дауд).
Одно из имен Аллаха — Аль-Хакам. Это слово имеет трехбуквенный корень х-к-м, означающий «предотвращение», «сдерживание» и связанный с предотвращением угнетения. Хикма (мудрость) также подразумевает «предотвращение невежества». Этот же корень и в другом имени Аллаха — Аль-Хаким.
Хукм — это не только знание, но понимание и исполнение этого знания. Таким образом, это слово может означать и «предписание», «предопределение», «суждение». Например, на арабском языке спортивный судья — хакам, а правитель — хаким. Таким образом, имя Аллаха Аль-Хакам — высший арбитр и судья, и Его решение необратимо, объясняет имам Аль Газали.
О предопределении
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Знай, то, что миновало тебя, и не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать» (Ат-Табарани).
«Знай, что если люди объединятся, чтобы облагодетельствовать тебя, они облагодетельствуют тебя только тем, что уже предписано Аллахом. Также знай, что если люди объединятся, чтобы причинить тебе вред, то они причинят тебе только то, что уже предписано Аллахом» (Ат-Тирмизи).
Один из основных принципов нашей религии — вера в предопределение (кадар) в хорошем и плохом. Но что значит кадар, и как его сочетать с планированием и делами?
Определенные вещи из предначертанных Аллахом неминуемы, другие по Его произволению могут меняться, как сказал Пророк (мир ему и благословение):
«Ничто не может остановить уже определенное Свыше, кроме дуа (мольбы)» (Ахмад).
Более того, он также говорит нам, что
«Дуа (мольба) помогает от того, что уже случилось, и от того, что еще не случилось. Поистине, когда нисходит несчастье, его встречает дуа, и они борются друг с другом до Судного дня» (Ат-Табарани).
В итоге победила хитрость Аллаха — воистину, Его план всегда побеждает! — и Пророк (мир ему и благословение) благополучно переселился в Медину.
Мы забыли, что смысл Ислама в покорности Аллаху. В конечном счете, покорность заключается в том, чтобы обходиться имеющимися средствами — как нам и было предписано и для чего нам даются определенные средства — и помнить, что, в конце концов, это Господь решает, чему позволить свершиться.
Мы ошибаемся, считая, что упование на Аллаха и планирование несовместимы, тогда как, если смотреть на них с точки зрения покорности Аллаху, это взаимодополняющие вещи.
Порой Аллах через повседневное и мирское показывает нам нечто большее. У всех нас бывают дни, когда, казалось бы, все должно идти по плану, но каким-то образом все планы рушатся. Бывает, выходишь из дома пораньше, чтобы не опоздать на работу, и вспоминаешь, что забыл что-то важное и должен вернуться. Потом садишься в машину и попадаешь в пробку или садишься в электричку, но она опаздывает. Из за всего этого начинаешь расстраиваться, спрашивать: ну почему это происходит именно со мной? Я старался успеть вовремя, но, может быть, что-то сделал не так? А потом оказывается, что вы никуда не опоздали, или опоздали, но начальник тоже пришел позже, поэтому нет причин для волнений. Или даже вы опоздали и получили выговор.
Опоздание и нарушение планов — неизбежная часть жизни в прямом и в переносном смысле. Часто планирование помогает, но бывает, что и нет. Тем не менее, Аллах показывает, что по Его воле вы всегда будете там, где нужно, хотя, возможно, в это время вы планировали находиться в другом месте.
Возможно, это будет не так, как вы себе представляли, но помните, что Наимудрейший всегда нас чему-то учит. Поэтому занимайтесь тем, что можете контролировать, и не думайте о том, чего контролировать не можете.
Эти повседневные уроки должны научить нас доверять Всевышнему. Все случится наилучшим образом — тогда, когда Он пожелает. Аллах (хвала ему) говорит:
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (Коран, 65:3).
О заповедях
Как утверждает шейх Абдурразак аль-Бадр, Мудрость Аллаха (хукм) проявляется в Его заповедях и Его предопределении. Аллах говорит:
«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Коран, 5:50)
Господь (хвала Ему) возложил на нас определенные обязанности. Нам предписано исполнять столпы Ислама: верить в Аллаха, молиться, поститься в Рамадан, платить закят и совершать хадж. Мы обязаны совершенствовать характер, добиваться справедливости и бороться с притеснением; нам предписано показывать людям красоту нашей религии и стремиться к знаниям — все это из покорности Всевышнему.
Понимание имени Аллаха Аль Хакам означает осознание того, что все эти заповеди исходят от Мудрейшего и Справедливейшего и должны выполняться независимо от понимания их смысла или собственного настроения. Легко сказать: я не в настроении для молитвы, — и поддаться желанию пропустить намаз. Легко думать: я люблю этого человека, и хотя мы не можем пожениться прямо сейчас, зачем в чем-то отказывать себе, если мы все равно любим друг друга? Но все же мы обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы выполнять заповеди Аллаха.
Безусловно, это не значит, что нам незачем искать смысл этих заповедей. Речь не идет о вещах, о которых между учеными существуют значительные разногласия, то есть разные мнения. Конечно, нет. Мы говорим об обязанностях верующего, которые не подлежат сомнению.
Аль-Хакам в Судный день
«Скажи: „О Аллах, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное! Ты рассудишь Своих рабов в том, в чем они расходились во мнениях»»(Коран, 39:46)
Все мы знаем, что нам предстоит возвращение к Аллаху (хвала Ему). В Судный день Он будет главным судьей. И Он рассудит, кто из нас был неправ, и каждого вознаградит по справедливости. Это знание должно вселять в нас надежду, потому что мы верим, что Всевышний все рассудит по Своей мудрости, справедливости и милосердию.
С другой стороны, зная о будущем Суде, мы должны быть бдительными, потому что нам предстоит ответить за все наши дела, за то, как мы исполняли свои обязанности, как старались не ущемлять других. Аллах (хвала Ему) напоминает:
«. Аллах принимает решения, и никто не отменит Его решения. Он скор в расчете» (Коран, 13:41)
Связь с Аль-Хакамом. Уроки, а не сожаления
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: „Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это „если бы» создает лазейку для проделок (Шайтана). Но скажи: „Так определил Всевышний, свершив желанное Им»» (Аль-Бухари, Муслим).
Наш долг — работать в меру своих способностей и возможностей, использовать все доступные средства и, самое главное, уповать на Аллаха (хвала Ему). Иногда это означает упорно добиваться цели, никогда не сдаваться. Иногда — что, напротив, следует встать на другой путь. Как же узнать, какой путь правильный?
Не всегда есть способ это узнать, и нет смысла бичевать себя за то, что «могло бы быть». Аллах (хвала Ему) не спрашивает нас о сокрытом, ибо оно ведомо только Ему. Мы же судим о вещах по мере наших скромных возможностей, делаем все, что должны, а исход дела оставляем на усмотрение Аллаха.
Иногда Аллах позволяет произойти вещам, которые раскрывают суть нашего ограниченного мышления. Например, после долгих колебаний мы все-таки решаем взяться за какое-то дело с мыслью, что пожалеем, если не попробуем. Все заканчивается плачевно. Но ведь если бы мы не попробовали, то могли бы думать, что потеряли шанс на что-то хорошее, и всегда жалели бы о том, от чего отказались! Это не значит, что от наших дел и решений нет никакого толку. Аллах желает, чтобы наши действия (или бездействие) имели определенные последствия. Поэтому за решением не готовиться к экзамену, поскольку все равно «все будет так, как захочет Аллах», обычно действительно следует провал, ибо Аллах установил во вселенной определенные законы, и один из них — это связь причины и следствия.
Если вы считаете, что действительно плохо постарались, то должны не жалеть о прошлом, а считать отрицательный результат уроком и применить полученный опыт в следующий раз. Знание того, что Аллах — Аль-Хакам, означает уверенность в том, что предначертанное Им неизбежно.
Справедливое суждение
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий» (Коран, 4:58)
Однажды племянник Пророка (мир ему и благословение) халиф Али ибн Абу Талиб решил, что один немусульманин украл его доспехи. В суде выяснилось, что сам халиф не был свидетелем кражи — ему сообщил об этом его сын Хусейн. Поэтому судья признал подозреваемого невиновным, ибо сын не может быть свидетелем на стороне отца.
Пророк (мир ему и благословение) также учит, что для справедливого решения важно состояние судьи:
«Судья не должен судить между двумя людьми, находясь в состоянии гнева» (Аль-Бухари).
Это должно служить нам напоминанием, что эмоции влияют на суждения. И, наконец, следует спросить себя, а какое суждение было бы угодно Аллаху? Если мы ждем от Всевышнего милосердия и понимания, то именно ими мы должны руководствоваться, когда судим о людях.
40 достоверных хадисов о терпении и испытаниях
Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)
«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».
Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)
Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал: «Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)
Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)
«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)
«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)
Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)
Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас: «Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)
Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)
Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему: «Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?» Джибрил отвечал: «Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!» «Тогда каким было воздаяние за это?» – спросил его Пророк ﷺ.»Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха»» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)
Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)
Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари). Другая версия этого хадиса:
Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!» На что он отвечал: «Да, я испытываю то, что испытывают двое». «Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?» – спросил я. «Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева»» (Аль-Бухари, Муслим)
«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)
«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)
«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)
Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».
Пророк ﷺ говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)
От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)
«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан). Другая версия этого хадиса:
«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)
Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах: “Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)
Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)
Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) — это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)
Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)
Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)