в чем видит ахматова свою поэтическую и человеческую миссию
Урок литературы на тему: «Тема страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой «Реквием»
Разделы: Литература
И возмездие, и справедливость, и новая надежда.
Ю.Карякин.
Ход урока
Слово учителя.
Представьте себе, если бы Жданов, громя Ахматову в 1946 году, знал о её «Реквиеме». Пусть бы вынырнул из 1946 года в 2009 год? Что бы с ним стало? Что он мог увидеть со своей точки зрения застенка, эшафота? Что бы с ним стало!? Стоит об этом задуматься?
— Он увидел бы, что Ахматова не стала «винтиком», послушно исполняющей волю властей.
— Он увидел, что Ахматова высоко ценила право мыслить самостоятельно, видела свой долг в том, чтобы говорить людям правду, искала ответ на вопрос, как живется человеку, пыталась постичь природу отношений между государством и человеком.
— С точки зрения застенка, эшафота, Жданов не смог бы вынести увиденное зрелище, с ним бы случился инфаркт. Есть, есть возмездие!
Учитель:
А как А.Ахматова отнеслась бы к этому?
-Она не была бы потрясена: она обо всем этом знала, она на все это работала.
Учитель:
Чем является эпиграф к произведению?
— Увертюрой ко всему произведению. Он строго, точно, лаконично отразил творческую и гражданскую позицию автора- повторы слов подчеркивают прочность сплочения судеб народа и поэта общим для них несчастьем.
— А.Сурков пытался снять эпиграф, но Ахматова решительно отказывалась от снятия эпиграфа, ибо он является музыкальным и смысловым ключом к поэме, так как он вводит в эпическое повествование народную трагедию.
— Ахматова не столько говорит о своем личном горе, сколько о горе всей России: в каждом городе, поселке «безвинная Русь корчилась под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь».
— Наш город не стал исключением. Были осуждены, сосланы сотни пензенцев. Они были виноваты в том, что имели честь, совесть, были преданы своей стране, своему народу.
Сообщение учащегося об истории создания поэмы.
В 1964-1965 годах готовился к публикации итоговый сборник стихов «Бег времени», куда хотели поместить поэму «Реквием». Это было суровое время. Тогда арестован был роман Гроссмана «Жизнь и судьба». Идеолог М.Суслов сказал, что его роман будет опубликован через 250 лет. Произошла расправа с Б.Пастернаком. «Реквием», побывав в издательстве, внушил автору слабую надежду на встречу с читателем, и только впервые эта поэма нашла своего читателя в 1988 году в 2х изданиях: в журнале «Октябрь» №3 и «Нева»№6.
Учитель:
В чем видит Ахматова поэтическую и человеческую миссию?
— Донести скорбь и страдания стомиллионного народа. Она становится «голосом людей в годы тотального и вынужденного молчания всех».
Учитель:
Как рисует Ахматова картину общенародного горя в «Посвящении»?
— «Посвящение» содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья «осатанелых лет». Но эта конкретность соединена с высоким обобщением. Поэтому закономерно является введение в текст образов, восходящих к отечественным «первенцам свободы» и Пушкину.
— Ахматова отсылает к пушкинским строчкам. Полярность позиций лирических героев на лицо. У Пушкина- уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между Пушкиным и декабристами. У Ахматовой лирическая героиня понимает, что её диалог останется без ответа.
Учитель:
Как Ахматова раскрывает историческую правду?
— Во «Вступлении» Ахматова обнажает правду на грани фантастики. И очень естественно здесь возникают гротескные образы («Улыбался только мертвый»).
— Строфа «Уводили тебя на рассвете» строится как народный плач: причитание матери по уводимому в тюрьму сыну сливается неожиданно с крестьянским плачем по покойнику. Услышанные из глубин веков крики и стоны стрелецких жёнок. Все эти голоса сливаются в общий вой, невыносимый в своём трагизме.
— Своё личное горе Ахматова выразила в строчках, корнями, уходящими в фольклор. Лирический гоголевский образ неожиданно сопрягается с трагедийной земной реальностью.
— О себе лирическая героиня пишет в третьем лице. Это не женщина, а тень. Человеку невозможно вынести такое. Масштабы трагедии заданы строками «Посвящения»:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река.
— Ахматова пробует мотив страдания людей увидеть со стороны, но от этого они не менее трагедийны. Выражением всеобщего горя является страшная ночь. Героиня пробует взглянуть на себя со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под крестами, где столько «неповинных жизней кончается». Стих кончается умолчанием.
Учитель:
Как рисуется отчаянье матери?
— Отчаяние матери достигает апогея. Всё перепуталось в её сознании, ей слышатся «звон кадильной и слёзы куда-то в никуда». Светящаяся звезда становится роковой и «скорой гибелью грозит».
Учитель:
Как решается библейская тема в поэме?
— Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает самое страшное из преступлений в истории человечества – распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе матери, принёсшего в мир сына – искупителя.
— Библейская тема у Ахматовой нетрадиционная: страдание распятого Христа оказываются бессмысленными. Вместе с тем перевод событий в библейский план подчеркивает святость судьбы невинно страдающих, а образ матери возвышается до образа Богоматери – заступницы людей.
Учитель:
Найдите строки, где звучит мотив заступничества?
— Мотив заступничества звучит в эпилоге (чтение его).
Учитель:
Каким вы представляете себе памятник Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
— Стихи звучат как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери.
— Мужские рифмы свидетельствуют о мужестве, стойкости и не преклонности женщины, потому она достойна монумента, воплощение памяти.
— Это памятник всем жертвам произвола, самому Мужеству.
Слово учителя.
Поэма отличается мощным эпическим размахом, раскрытием современности на широком всемирно-историческом фоне. Полифонизм, многоголосие, напевность позволяют воспринимать как траурное музыкальное произведение, основанное на народных плачах, оно несёт и глубокую и лирическую интонацию, что делает поэму воистину уникальным художественным явлением. Только одно это произведение позволило бы войти Ахматовой под сонм классиков отечественной словесности. Функции поэта и поэзии слиты идеей великого заступничества за людей. Это делает Ахматову национальным, народным поэтом.
В чем видит ахматова свою поэтическую и человеческую миссию
Свою поэтическую и человеческую миссию А.А. Ахматова в поэме «Реквием» видит в том, чтобы донести скорбь и страдания «стомильонного» народа. Она становится «голо-сом людей» в годы тотального и вынужденного молчания всех:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Само название поэмы «Реквием» настраивает на торжественно-траурный лад, оно связы-вается со смертью, молчанием, которое происходит от непомерности страдания и скорби.
В сюжете поэмы отразились трагические события жизни Ахматовой, связанные с первым арестом её сына. Здесь просматривается три связанных между собой плана: реальный, евангельский и обобщенно-символический. Поэма посвящена тем, кто «в страшные годы ежовщины» был рядом с лирической героиней в тюремных очередях, в оцепенении, смер-тельной тоске. Вместе с народом автор и её героиня прошли все круги ада:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Поэма стала и прощальным приветом, и ответом на обещание описать «это», и криком обездоленной женщины. В ней соединилось стремление засвидетельствовать правду вре-мени, выразить своё и общее горе с попыткой разглядеть вечный, исторический смысл со-бытий. Лирическая сторона поэмы включает и глубоко пережитое, автобиографическое, и увиденное в нём вечное, объединяющее героиню со «стрелецкими женами», современни-ками декабристов и всеми «обезумевшими от мук», осужденными, безвинными страдаль-цами.
Тема смерти в поэме обуславливает тему безумия. Само безумие выступает здесь как по-следний предел глубочайшего отчаяния и горя, когда лирическая героиня как бы отстра-няется от себя.
Лирическое и эпическое в поэме слиты благодаря центральному образу:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Автор отстаивает право повествовать о народной трагедии от первого лица как её участ-ница, «мать» и, в то же время, поэт. Когда «безумие крылом» задевает героиню, и ей оста-ется «ждать» только простой и чудной смерти, поэт продолжает «молиться» не о себе од-ной и, выполняя свой долг, писать обо всех. Единение с народом имеет для автора глубо-кий религиозный смысл, что проясняет евангельская аналогия. Отвергая защиту «чуждых крыл», преодолевая дьявольское искушение, героиня ради спасения души приносит в жертву самое дорогое в земном мире. Она не исключение, «осатанелые годы» потребовали таких жертв от многих, от всего народа, чей крик сливается со «слезою горячей» главной героини.
«Горе» проникает в город великой культуры, в страну Пушкина. Этот образ формируется как антитеза жизни. Горе убивает людей («Там встречались, мертвых бездыханней…»), весь мир («Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река…»). Это картина страш-ного, безысходного ада, в который ввергла мир воля человека, лишившего людей свобо-ды.
У Ахматовой основное внимание обращается на раскрытие психологического состояния героев. Только о том, что чувствует «Мать», автор не может, не смеет рассказать. На неё «так никто взглянуть и не посмел». Её молчание скрывает переживание, к которому гото-вило всё повествование поэмы. В этом образе слились временное и вечное, будничность и высокая трагедия. Развитие сюжета поэмы завершилось гармоническим утверждением си-лы духа, дающей надежду на Воскресение.
Безжалостная власть пытается превратить человека в обезличенное, покорное, запуганное существо. Но это знание героини не уничтожило её веру в человека, напротив, она чувст-вует в себе силу думать и молиться «не о себе одной», а обо всех, кто был с ней в этих ис-пытаниях:
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
Мотив воспоминания в эпилоге поэмы разнопланов. Это и поминальная молитва, и па-мятник поэту, и память о страшных событиях.
В финале поэмы звуки смолкают, все снова погружается в тишину, страшное прошлое скрывается за пеленой струящегося подтаявшего снега.
Евангельская линия в поэме завершается утверждением высшего, религиозного смысла страдания как искупления, спасения души. В соединении с конкретикой изображения ста-линских репрессий создается достоверная, реалистическая картина, проникнутая возвы-шенно-трагическим пафосом, характеризующим авторское отношение к происходящему.
Поэма «Реквием» – памятник эпохи, среди героев которой и её автор. Героиня Ахматовой, вглядываясь в будущее, видит очень конкретную, ощутимую картину, являющуюся про-должением той реальности, которая воспроизведена в поэме. Народ для Ахматовой не только обобщенное понятие, но и совокупность неповторимых индивидуальных судеб. «Реквием» – памятник их силе духа, времени испытаний, ставший главным в её собствен-ной судьбе. История России растворена во всем внешнем и внутреннем, во всем, что со-ставляет жизнь и судьбу современности.
Полный анализ поэмы «Реквием» (Ахматова Анна)
В «Посвящении» Анна Ахматова постоянно использует местоимение «мы», подчёркивая общую боль и беду («Мы не знаем, мы повсюду те же, слышим лишь ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат»). Поэтесса указывает на масштабность репрессий и мук от них, изображает одиночество всех мучеников. Лирическая героиня, она же сама Ахматова ждёт приговора, ей не сдержать слёз. («Приговор… И сразу слезы хлынут, ото всех уже отделена, словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут, но идет… Шатается… Одна…»).
Во «Вступлении» А. А. Ахматова использует гротескный образ «безвинной Руси», которая корчится под «кровавыми сапогами и под шинами черных марусь». Так же в первых строках «Вступления» появляется образ «страшного мира» («Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался возле тюрем своих Ленинград»).
В первом стихотворении поэтесса обращается к историческим образам («стрелецкие женки»). Лирическая героиня сравнивает себя с жёнами стрельцов, тем самым увеличивая пространство поэмы. Основная тема данного стихотворения – плач по сыну. Ахматова не только оплакивает сына, но и упоминает о всей драме «безвинной Руси» («Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть»). Роль исторических образов не только в том, чтобы увеличить масштаб трагедии, но и в том, чтоб соединить прошлое с настоящим.
На протяжении нескольких стихотворений (2-6) героиня пытается взглянуть на себя со стороны; она на грани сумасшествия, отчаяния. Во втором стихотворении Ахматова упоминает жёлтый цвет («жёлтый месяц»), который обозначает сумасшествие. Кроме жёлтого месяца поэтесса вносит образ тихого Дона. Спокойствие второго стихотворения соединяется с образом реки и создаётся ещё большее впечатление безумия. Все эти образы («Жёлтый месяц», «тихий Дон») доказывают, что лирическая героиня готова к смерти. В пятом стихотворении А. А. Ахматова не просто мучается и переживает, а кричит от боли, отчаяния («Семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой, кидалась в ноги палачу, ты сын и ужас мой»). Крик тоже неким образом изображает готовность к худшему, к смерти. Героине настолько тяжело, что она ничего не разбирает, у него всё перемешалось («Все перепуталось навек, и мне не разобрать»). Женщина не знает сколько ей придётся ждать казни сына («Теперь, кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать»), ожидание тоже усугубляет ситуацию. В шестом стихотворении «летят недели», героиня всё также находится в смятении («Что случилось, не пойму»). Для Ахматовой белые ночи говорят о смерти («Ночи белые глядели, как они опять глядят ястребиным жарким оком, о твоем кресте высоком и о смерти говорят»).
В стихотворении «К смерти» лирическая героиня уже готова умирать, она ждёт свою минуту («Ты все равно придешь — зачем же не теперь? Я жду тебя — мне очень трудно»). А. А. Ахматова использует приметы времени для передачи своего эмоционального состояния («Я потушила свет и отворила дверь», «Чтоб я увидела верх шапки голубой и бледного от страха управдома. Мне все равно теперь. Клубится Енисей, звезда Полярная сияет. И синий блеск возлюбленных очей последний ужас застилает»).
В девятом стихотворении Ахматова готова уступить смерти исходя из своих чувств бессилия («И поняла я, что ему должна я уступить победу, прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду»). Но вместо смерти к героине приходит безумие, душа Ахматовой наполняется сумасшествием («Уже безумие крылом души накрыло половину, и поит огненным вином и манит в черную долину»). Кроем того, приходят и воспоминания, «слова последних утешений».
В «Распятии» Анна Ахматова использует евангельские мотивы. Поэтесса изображает мать и казнённого сына. Большое значение Ахматова уделяет образу матери, горе которой очень огромно («Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел, а туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел»). Именно эти образы расширяют значение поэмы. Это стихотворение является философским центром поэмы. Все происходящие действия в этом стихотворении приравнены к мучениям, к распятию.
«Эпилог» в данной поэме состоит из двух частей. В первой части Ахматова возвращается к общему смыслу поэмы (к «Предисловию» и «Посвящению»). Поэтесса вновь изображает тюремные очереди («Узнала я, как опадают лица, как из-под век выглядывает страх»). Героиня в данной части поэмы схожа с Богоматерью. Её страдания похожи на состояние Богородицы. В этой же части развивается мотив заступничества, героиня молится и переживает за всех, кто тоже стоял с ней в этих очередях («И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною, и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною»). Во второй части «Эпилога» А. А. Ахматова развивает тему памятника. Лирическая героиня желает, чтоб памятник был поставлен «где стояла я триста часов». Именно в том месте, куда героиня приходила каждый день («Сюда прихожу, как домой»). Поэму Ахматова и просит поставить памятник на этом месте, эти стояния в очередях были мучением для Ахматовой, но именно благодаря своей стойкости она могла видеться с сыном, что было для неё огромным счастьем.
Лирическая героиня видит свою поэтическую и человеческую миссию в передачи потомкам скорби о всех страдающих и погибших в такие сложные времена, как сталинские репрессии. Так же поэтесса пишет и о народе и родной земле, с которыми она связана и готова пережить эти трудные времена («Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл,-я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был.»), поднимая проблему исторической памяти народа.
Произведение «Реквием» А. А. Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, отношения детей и матерей. Именно поэтому данная поэма многим известна и читаема до сих пор.
В чем видит Ахматова свою человеческую и поэтическую миссию как поэт и человек?
1914 год первая мировая война
Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. ”
Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:
— Что вы, что вы это над собой сделали, — отчаянно проговорила Соня. — Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!
Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.
Роман заканчивается оптимистичными мечтами героев о счастье, которое они выстрадают годами, проведенными на каторге. Что же хотел сказать своим романом Федор Михайлович Достоевский? Неотвратимость наказания за преступление — это слишком просто, даже примитивно для писателя, он намного шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу, о котором мечтал Федор Михайлович Достоевский, — к “совершенному человеку”.
В чем видит ахматова свою поэтическую и человеческую миссию
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием»
И в смерти блаженной боюсь
Забыть громыханье черных «марусь»,
Забыть, как постылая хлопала дверь.
И выла старуха, как раненый зверь.
В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию. Но поэма заканчивается не взрывом отчаяния, а нотой светлой печали:
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Нравственные искания Григория Мелехова, героя романа «Тихий Дон»
Женские образы в романе Шолохова «Тихий дон»