возле пушкинского дома что на мойке слушать
Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы вспомнить о визите в одну из самых, пожалуй, известных квартир в нашей стране, о мемориальной музее-квартире «нашего всего» Александра Сергеевича. Были в музее, что работает в доме на Мойке ещё в апреле, до нашего отпуска, но довольно долго этот отзыв лежал в черновиках, но когда я почти закончил его, оказалось что приближается день рождения нашего великого поэта. Специально не подгадывал, правда, но раз уж так вышло, то почему бы не приурочить сей отзыв к очередному дню рождения поэта, которое будет бурно отмечать все «прогрессивное человечество»)).
Даже когда произносишь адрес дома, набережная реки Мойки, 12, сразу вспоминается самый известный обитатель этого здания, расположенного буквально в двух шагах от Дворцовой площади. В этом доме, как известно, была последняя квартира поэта, именно сюда его, тяжело раненного привезли после той роковой дуэли на Чёрной речке. Вот же как выглядит этот дом с самой набережной Мойки, бывшей реки Мья.
Для того, чтобы попасть в сам музей, необходимо войти в дворовое пространство. Это вовсе не типичный петербургский двор-колодец, как видите. Все таки близость к Дворцовой площади и Зимнему дворцу, видимо сказывается. Вот как импозантно выглядит дворовый фасад бывшего дома, принадлежавшего княгине Софье Георгиевне Волконской. Уж не знаю, жила ли она сама в этом доме, но квартиры в нем активно, видимо, сдавала.
Ровно напротив заднего фасада основного здания на Мойке, 12 сохранились так называемые Бироновы конюшни, из названия которых можно понять о возрасте здания, в которых ныне работает концертный зал, также относящийся к музею Пушкина. Но не был ни разу, если честно, хотя любопытно было бы посетить.
Собственно сам Всероссийский музей Пушкина вовсе не ограничивается этим зданием. Про некоторые объекты, относящиеся к нему, я уже рассказывал подробно. В частности, о Мемориальной даче-музее в бывшем доме Китаевой, в Царском Селе, в котором Александр Сергеевич, недавно женившийся на Наталье Николаевне, переживал с ней вторую волну первой всемирной пандемии холеры, не имея возможности покинуть Царское. Также отдельно рассказывал о музее-усадьбе Державина на набережной реки Фонтанки. Также в состав этого же музея входит Лицей в Царском Селе и музей-квартира Некрасова на Литейном проспекте, вроде ничего не забыл. Вот какой многогранный музейный комплекс.
Посреди же двора, в сквере, пока ещё с голой листвой, установлен памятник поэту, один из многих в нашем городе. Конечно, до шедевра Михаила Аникушина что украшает площадь Искусств, этой работе далеко, но все равно интересный монумент, у которого регулярно проходят мероприятия, связанные с памятью поэта.
Тут стоит сказать, что билеты в музей приобретаются в наши времена по сеансам. На определенное время возможен пропуск ограниченного количества посетителей. На некоторые из этих сеансов предусмотрены живые экскурсии по экспозиции мемориальной квартиры-музея, а во время остальных сеансов посетителям выдаются аудиогиды, которые входят в стоимость билетов, которая составляет 380 рублей, для льготников, разумеется, существуют скидки. При этом в выходной день и отнюдь не в разгар туристического сезона билетов даже в утреннее время на ближайший, к примеру, сеанс уже не было. Что, с другой стороны, не может не радовать, не «зарастает народная тропа» в места, связанные с Александром Сергеевичем!
Не могу не рассказать об одной мадам в возрасте, пришедшей в музей как раз перед нами. Ещё в кассе, при покупке билетов, её поведение было весьма странным. Как она достала кассира при приобретении билетов всяческими придирками, что это возмутило даже стоящих в очереди людей. Почему ей не дают билет на ближайший сеанс (хотя, повторюсь, они были уже все раскуплены), зачем ей навязывают аудиогид (хотя он включён в стоимость билетов), почему она вообще должна платить за билет, мол «у нас в Москве для всех пенсионеров вход бесплатный» и все в таком же духе. Кончилось все тем, что она заявила кассиру, «а не стыдно ли вам на Пушкине наживаться». Как говорится, без комментариев. Но это ещё не все, так как мы приобрели билет на один и тот же, ближайший доступный сеанс, то встретились в музее несколько раз с этой мадам, там она продолжила свой «концерт», всячески доставая работников музея.
Мы же прогулявшись по чудесному дворику здания на Мойке 12, чуть раньше означенного времени спустились в цокольный этаж, где и осуществляется проход в музей. Пока ожидали обозначенного времени ознакомились с небольшой вводной экспозицией, посвящённой истории дома на Мойке, в котором мы находимся.
К слову сказать, понравилась система выдачи аудиогидов. Их можно получить в гардеробе, и главное без всяких залогов, не говоря уже о договоре аренды, который пришлось, к примеру, в музее Блока заполнять.
Первым делом мы попадаем в первую, вводную часть экспозиции, работающую на том же цокольном этаже. Так или иначе, на последней квартире поэта нельзя не вспомнить о той роковой дуэли, состоявшейся на уединенном тогда берегу Чёрной речки, ныне протекающей мимо жилых массивов постройки в основном советского времени.
В этой части экспозиции, как оказалось, не разрешается делать фотоснимки, но я даже поначалу не понял этого, увлекшись довольно интересным рассказом аудиогида. В остальной же части музея фотографировать, без вспышки, разумеется, можно без проблем, правда как было указано можно делать только общие снимки комнат музея, а не отдельных экспонатов. Правда, при современном развитии фототехники подобное объявление выглядит каким то нонсенсом и анахронизмом, если честно. Да и где провести грань в данном разделении большой вопрос.
Впрочем многие посетители делали снимки далеко не только общего плана, и служители не делали замечаний, так что будем считать это именно анахронизмом, действующим лишь на бумаге, чисто формально. Да и ещё, по поводу съёмки в помещениях музея. Раньше, как я читал, требовалась отдельная плата за право делать фотографии в музее, сейчас же это в прошлом, к счастью.
В числе прочих экспонатов этих двух небольших залов на цокольном этаже, можно увидеть и пару дуэльных пистолетов, подобных тем, которыми пользовались на той роковой дуэли Пушкин и Дантес.
Затем мы попадаем на довольно изящную лестницу, по которой поднимаемся с цокольного на первый этаж, на которой и расположена была квартира, которую снимал Александр Сергеевич у светлейшей княгини Волконской.
Сама лестница просто шикарна, вот даже не верится, что находишься в доходном многоквартирном доме, пускай и начала 19-го столетия, а не в каком нибудь из дворцов или особняков Санкт-Петербурга.
На площадке между этажами мы видим дверь, которая когда-то вела на улицу, точнее прямо на набережную Мойки. Именно через эта дверь когда-то заносили смертельно раненого Пушкина, а на противоположной ее стороне вывешивали бюллетени о состоянии его здоровья, пока ещё врачи боролись за его жизнь.
Ещё детали отделки этой красивейшей лестницы, чей облик восстановлен в результате прекрасно проведённой реставрации.
А какие роскошные канделябры украшают лестницу ведущую в квартиру, которую снимал Александр Сергеевич.
Затем мы входим в саму квартиру. Точнее, сперва мы попадаем в Прихожую, но она, с другой стороны, завершает экспозицию мемориальной части экспозиции, так что служители вежливо приглашают начать осмотр со следующей комнаты, Столовой. Точнее, при Александре Сергеевиче она называлась Зала, но использовалась и в качестве семейной столовой.
Тут стоит заметить, что то, что мы видим сегодня в мемориальной квартире, это результат восстановительных работ, проведенных в несколько этапов. После смерти Александра Сергеевича сменилось множество жильцов. И лишь в советское время, в 20-е годы принялись за обустройство в этом здании музея.
Окна Столовой выходят на набережную реки Мойка. Она открывает анфиладу их нескольких комнат, протянувшихся как раз параллельно течению Мойки.
Какой роскошный камин украшает интерьер бывшей Залы.
Люстры, украшающие интерьеры квартиры, все как на подбор, красивы и изящны.
Далеко не все вещи и предметы мебели, которые можно увидеть в экспозиции принадлежали поэту и членам его семьи, много, как и обычно в подобных воссозданных квартирах аналогов, относящихся к той же эпохе.
Но есть немало и подлинных предметов, принадлежавших тогдашним обитателям этой скромной 11-комнатной квартирки. К примеру, запомнилось что в шкафу, стоящим в столовой стоит графин рубинового стекла, купленный Александром Сергеевичем в Бессарабии. Считается, что он любил наливать в него свою любимую мадеру.
К Столовой примыкает Буфетная, но в неё посетителям вход что называется заказан. Вот лишь старинный самовар предстает перед нами, видный сквозь открытые двери.
Следующее помещение в парадной анфилады это Гостиная. Именно здесь висел самый знаменитый портрет Александра Сергеевича кисти Ореста Кипренского. Написан он был, к слову сказать, не так далеко отсюда, в Шереметевском дворце, он же Фонтанный дом, точнее во дворовом флигеле, где у художника была мастерская в ту пору, по соседству с другим легендарным флигелем, в котором большую часть жизни провела другой великий русский поэт, Анна Андреевна Ахматова.
Ныне на том же месте в Гостиной висит копия оригинала, находящегося в Третьяковской галерее. На изящном круглом столике лежит рукопись знакомого, я думаю, нам всем с детских лет стихотворения «Памятник».
Не совсем характерная для интерьера гостиной кушетка стоит тут не случайно. Дверь, которую мы видим за ней, ведёт в кабинет поэта, в котором мы ещё побываем, и именно в него принесли смертельно, как оказалось, раненого поэта и там он провёл последние часы жизни. А на данной кушетке Наталия Николаевна «переживала за судьбу мужа».
В библиотеке Александра Сергеевича было порядка четырёх тысяч томов, в основном они находились в соседнем Кабинете, но и в Гостиной, как видите, стоит небольшой шкаф с литературой.
Вот что это за клавишный музыкальный инструмент, затрудняюсь сказать, возможно что то типа клавикорда.
На музыкальном инструменте можно увидеть, в частности, ноты знаменитой оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан», чья премьера, к слову сказать, пошла в любимой Праге, в Сословном театре, в котором до сих пор идут оперные, в частности, спектакли и в их числе постановка «Дон Жуана», которую мы посещали во время одной из поездок в любимую Прагу.
Как известно Пушкин любил играть в шахматы, он даже обучил игре Наталию Николаевну, так что присутствие комплекта для этой игры в интерьере Гостиной, нисколько не удивляет.
Вспоминая посещение данной квартиры невольно приходит на ум домик, который был последним адресом в жизни другого великого поэта, Михаила Юрьевича, в Пятигорске, в котором довелось побывать не так давно. Какая разница между этими двумя местами, скупой аскетизм в домике холостяка Лермонтова на склоне Машука, и изысканный интерьер с изящными вещичками в квартире, снимаемой Александром Сергеевичем на набережной Мойки. Хотя понятна разница, холостяк, служащий на окраине империи, с одной стороны, и женатый на красавице и проживающий в самом сердце тогдашней России, в паре шагов от Зимнего, со статусом, которому он должен был соответствовать, с другой.
Хотя тут вспоминается о том, что в то время, когда Александр Сергеевич снимал данную квартиру он был в долгах, что называется, как в шелках, однако он выбрал данное элитное, судя по всему, жилье. Хорошо хоть что после смерти поэта император Николай Павлович велел оплатить все долги, чтобы они не висели тяжким грузом на Наталье Николаевне и детях.
А между прочим сумма долга была огромна по тел временам, она всего лишь в два раза уступала стоимости первой в России железной дороги, которая возводилась как раз одновременно со всеми этими событиями.
Следующая же комната принадлежала когда-то супруге поэта Наталье Николаевне. Здесь она и спала, а поскольку эта комната была частью анфилады, кровать была прикрыта ширмой.
Портрет хозяйки комнаты написан Карлом Брюлловым, а рядом с рисунком шкатулка, в которой Наталья Николаевна хранила письма мужа.
Вот даже не зная когда проживал тут Александр Сергеевич, вполне можно по деталям интерьера понять к какой же эпохе относится внутренний облик квартиры.
Ещё одно помещение квартиры, куда также как и в Буфетную, вход посетителям закрыт, предназначалась для двух сестер Натальи Николаевны, Екатерины и Александры, которые приехали в столицу для устройства, как это сказали бы сейчас, личной жизни. Екатерина, как известно, «преуспела» в этом, выйдя замуж за того самого Жоржа Дантеса. А вот Александра, насколько помню, устроила свою личную жизнь несколько позднее.
Кстати, свою долю за проживание в квартире своей сестры с мужем, Екатерина и Александра регулярно выплачивали, так что это не было благотворительность со стороны семьи Пушкина.
У четы Пушкиных, как известно, было четверо детей, для которых предназначалась довольно просторная Детская, в которую мы попадаем из комнаты Натальи Николаевны.
В отличие от других помещений квартиры, которые были воссозданы по рисункам и воспоминаниям современников, про интерьер Детской точно практически ничего не известно, так что это лишь вольная интерпретация на тему как могло бы выглядеть подобное помещение в первой половине 19-го столетия.
На портрете, висящем на стене мы видим младшую дочку поэта, Наталью, но уже не в том возрасте, в котором она проживала здесь с родителями.
Комплект туфелек, которые видны на следующем снимке, были найдены во время реставрационных работ, проводившихся в данной квартире. Точно не известно кому принадлежали эти туфли, но нельзя исключать что кому то из семьи поэта.
Очередные часы, на этот раз на детскую тему.
Здесь же можно увидеть ещё один портрет, запечатлевший Наталью Николаевну, но уже через несколько лет после той роковой дуэли.
Дальше мы попадаем в помещение, в котором и умер поэт, в Кабинет Александра Сергеевича. Сразу же бросается в глаза обширная библиотека, которую можно увидеть в книжных шкафах, заполняющих пространство кабинета. У поэта было порядка четырех тысяч томов на множестве язык языков, но та личная библиотека хранится сейчас в Пушкинском доме, на противоположном берегу Невы. Сюда же собраны по возможности аналогичные издания эпохи Александра Сергеевича.
Горные виды Кавказа напоминает о его путешествиях в эту часть Российской империи.
Также об этом напоминает трофейная турецкая сабля, которая была подарена поэту генералом Иваном Федоровичем Паскевичем-Эриванским, в честь взятия Эрзерума.
Рабочий стол Александра Сергеевича за которым он, в частности, заканчивал работу над «Капитанской дочкой». Запомнился и рассказ о чернильнице с фигурой арапчонка, которая была подарена поэту одним из его друзей со словами «посылаю тебе твоего предка»)).
Самый же печальный экспонат этой части музейной экспозиции, это кожаный диван, на котором и скончался поэт. Точно это смогли определить не так давно, когда был исследован состав пятен, сохранившихся на обивке дивана. Оказалось что это следы крови Александра Сергеевича, совпавшие со следами с жилета, в котором был поэт на дуэли, и тоже представленном в экспозиции музея, по моему здесь же, в Кабинете.
Заключительное же помещение в экспозиции мемориальной квартиры, это Прихожая, мимо которой мы уже проходили. Теперь же, сделав круг по основным комнатам квартиры, мы вернулись в неё. Такая логика построения экспозиции музея связана с тем, что именно в Прихожей стоял гроб с телом Александра Сергеевича, и именно сюда шёл нескончаемый поток посетителей. На полотне, вывешенном как раз в этом помещении можно увидеть лежащего на смертном одре поэта, и мы как бы прощаемся с ним.
Самое же ценное в небольшом помещении Прихожей это посмертная маска, которую изготовили по инициативе Жуковского. Рядом же, в оправе заключена прядь волос Александра Сергеевича.
Надо сказать, что кроме мемориальной экспозиции в музее на Мойке есть и литературная часть, посвященная в целом жизни поэта и его современникам и эпохе. Но она была закрыта, к сожалению.
Не везёт нам с подобными частями экспозиций в мемориальных музеях, посвященных литераторам в этом году, в нашем городе, по крайней мере. В музее Блока служители прямо сказали, что это связано с пандемией, мол некому работать, в музее Фёдора Михайловича в Кузнечном переулке закрытие литературной экспозиции связано с подготовкой к 200-летнему юбилею писателя, что будет праздноваться этой осенью. А вот с чем точно связано закрытие подобной литературной экспозиции в музее на Мойке я не скажу.
Перед тем, как покинуть музей, мы заглянули в сувенирный магазин, впрочем мимо него и не пройдешь мимо. На чем только не увидешь изображений поэта, мне показалось это все таки неким перебором.
Немало и литературы представлено в магазине, как издания произведений самого Александра Сергеевича, так и книги о нём. Заинтересовала своим названием вот такое издание. Не купил, но надо будет найти при случае, прочитать, что же имел ввиду автор, Галина Седова.
В целом, вспоминая наше посещение легендарной квартиры на Мойке, 12, спустя много лет после предыдущего визита, могу сказать, что осталось весьма позитивное впечатление от данного музея. Читал в некоторых параллельных отзывах о том, что у некоторых оставались не самые положительные впечатления от работников музея, но я ничего подобного не ощутил, правда. Не знаю уж, или персонал сменился, или руководство поработало с работниками, но факт остаётся, как говорится, фактом. Да и по всем остальным составляющим данный музей заслуживает только положительной оценки.
Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы вспомнить о визите в одну из самых, пожалуй, известных квартир в нашей стране, о мемориальной музее-квартире «нашего всего» Александра Сергеевича. Были в музее, что работает в доме на Мойке ещё в апреле, до нашего отпуска, но довольно долго этот отзыв лежал в черновиках, но когда я почти закончил его, оказалось что приближается день рождения нашего великого поэта. Специально не подгадывал, правда, но раз уж так вышло, то почему бы не приурочить сей отзыв к очередному дню рождения поэта, которое будет бурно отмечать все «прогрессивное человечество»)).
Даже когда произносишь адрес дома, набережная реки Мойки, 12, сразу вспоминается самый известный обитатель этого здания, расположенного буквально в двух шагах от Дворцовой площади. В этом доме, как известно, была последняя квартира поэта, именно сюда его, тяжело раненного привезли после той роковой дуэли на Чёрной речке. Вот же как выглядит этот дом с самой набережной Мойки, бывшей реки Мья.
Для того, чтобы попасть в сам музей, необходимо войти в дворовое пространство. Это вовсе не типичный петербургский двор-колодец, как видите. Все таки близость к Дворцовой площади и Зимнему дворцу, видимо сказывается. Вот как импозантно выглядит дворовый фасад бывшего дома, принадлежавшего княгине Софье Георгиевне Волконской. Уж не знаю, жила ли она сама в этом доме, но квартиры в нем активно, видимо, сдавала.
Ровно напротив заднего фасада основного здания на Мойке, 12 сохранились так называемые Бироновы конюшни, из названия которых можно понять о возрасте здания, в которых ныне работает концертный зал, также относящийся к музею Пушкина. Но не был ни разу, если честно, хотя любопытно было бы посетить.
Собственно сам Всероссийский музей Пушкина вовсе не ограничивается этим зданием. Про некоторые объекты, относящиеся к нему, я уже рассказывал подробно. В частности, о Мемориальной даче-музее в бывшем доме Китаевой, в Царском Селе, в котором Александр Сергеевич, недавно женившийся на Наталье Николаевне, переживал с ней вторую волну первой всемирной пандемии холеры, не имея возможности покинуть Царское. Также отдельно рассказывал о музее-усадьбе Державина на набережной реки Фонтанки. Также в состав этого же музея входит Лицей в Царском Селе и музей-квартира Некрасова на Литейном проспекте, вроде ничего не забыл. Вот какой многогранный музейный комплекс.
Посреди же двора, в сквере, пока ещё с голой листвой, установлен памятник поэту, один из многих в нашем городе. Конечно, до шедевра Михаила Аникушина что украшает площадь Искусств, этой работе далеко, но все равно интересный монумент, у которого регулярно проходят мероприятия, связанные с памятью поэта.
Тут стоит сказать, что билеты в музей приобретаются в наши времена по сеансам. На определенное время возможен пропуск ограниченного количества посетителей. На некоторые из этих сеансов предусмотрены живые экскурсии по экспозиции мемориальной квартиры-музея, а во время остальных сеансов посетителям выдаются аудиогиды, которые входят в стоимость билетов, которая составляет 380 рублей, для льготников, разумеется, существуют скидки. При этом в выходной день и отнюдь не в разгар туристического сезона билетов даже в утреннее время на ближайший, к примеру, сеанс уже не было. Что, с другой стороны, не может не радовать, не «зарастает народная тропа» в места, связанные с Александром Сергеевичем!
Не могу не рассказать об одной мадам в возрасте, пришедшей в музей как раз перед нами. Ещё в кассе, при покупке билетов, её поведение было весьма странным. Как она достала кассира при приобретении билетов всяческими придирками, что это возмутило даже стоящих в очереди людей. Почему ей не дают билет на ближайший сеанс (хотя, повторюсь, они были уже все раскуплены), зачем ей навязывают аудиогид (хотя он включён в стоимость билетов), почему она вообще должна платить за билет, мол «у нас в Москве для всех пенсионеров вход бесплатный» и все в таком же духе. Кончилось все тем, что она заявила кассиру, «а не стыдно ли вам на Пушкине наживаться». Как говорится, без комментариев. Но это ещё не все, так как мы приобрели билет на один и тот же, ближайший доступный сеанс, то встретились в музее несколько раз с этой мадам, там она продолжила свой «концерт», всячески доставая работников музея.
Мы же прогулявшись по чудесному дворику здания на Мойке 12, чуть раньше означенного времени спустились в цокольный этаж, где и осуществляется проход в музей. Пока ожидали обозначенного времени ознакомились с небольшой вводной экспозицией, посвящённой истории дома на Мойке, в котором мы находимся.
К слову сказать, понравилась система выдачи аудиогидов. Их можно получить в гардеробе, и главное без всяких залогов, не говоря уже о договоре аренды, который пришлось, к примеру, в музее Блока заполнять.
Первым делом мы попадаем в первую, вводную часть экспозиции, работающую на том же цокольном этаже. Так или иначе, на последней квартире поэта нельзя не вспомнить о той роковой дуэли, состоявшейся на уединенном тогда берегу Чёрной речки, ныне протекающей мимо жилых массивов постройки в основном советского времени.
В этой части экспозиции, как оказалось, не разрешается делать фотоснимки, но я даже поначалу не понял этого, увлекшись довольно интересным рассказом аудиогида. В остальной же части музея фотографировать, без вспышки, разумеется, можно без проблем, правда как было указано можно делать только общие снимки комнат музея, а не отдельных экспонатов. Правда, при современном развитии фототехники подобное объявление выглядит каким то нонсенсом и анахронизмом, если честно. Да и где провести грань в данном разделении большой вопрос.
Впрочем многие посетители делали снимки далеко не только общего плана, и служители не делали замечаний, так что будем считать это именно анахронизмом, действующим лишь на бумаге, чисто формально. Да и ещё, по поводу съёмки в помещениях музея. Раньше, как я читал, требовалась отдельная плата за право делать фотографии в музее, сейчас же это в прошлом, к счастью.
В числе прочих экспонатов этих двух небольших залов на цокольном этаже, можно увидеть и пару дуэльных пистолетов, подобных тем, которыми пользовались на той роковой дуэли Пушкин и Дантес.
Затем мы попадаем на довольно изящную лестницу, по которой поднимаемся с цокольного на первый этаж, на которой и расположена была квартира, которую снимал Александр Сергеевич у светлейшей княгини Волконской.
Сама лестница просто шикарна, вот даже не верится, что находишься в доходном многоквартирном доме, пускай и начала 19-го столетия, а не в каком нибудь из дворцов или особняков Санкт-Петербурга.
На площадке между этажами мы видим дверь, которая когда-то вела на улицу, точнее прямо на набережную Мойки. Именно через эта дверь когда-то заносили смертельно раненого Пушкина, а на противоположной ее стороне вывешивали бюллетени о состоянии его здоровья, пока ещё врачи боролись за его жизнь.
Ещё детали отделки этой красивейшей лестницы, чей облик восстановлен в результате прекрасно проведённой реставрации.
А какие роскошные канделябры украшают лестницу ведущую в квартиру, которую снимал Александр Сергеевич.
Затем мы входим в саму квартиру. Точнее, сперва мы попадаем в Прихожую, но она, с другой стороны, завершает экспозицию мемориальной части экспозиции, так что служители вежливо приглашают начать осмотр со следующей комнаты, Столовой. Точнее, при Александре Сергеевиче она называлась Зала, но использовалась и в качестве семейной столовой.
Тут стоит заметить, что то, что мы видим сегодня в мемориальной квартире, это результат восстановительных работ, проведенных в несколько этапов. После смерти Александра Сергеевича сменилось множество жильцов. И лишь в советское время, в 20-е годы принялись за обустройство в этом здании музея.
Окна Столовой выходят на набережную реки Мойка. Она открывает анфиладу их нескольких комнат, протянувшихся как раз параллельно течению Мойки.
Какой роскошный камин украшает интерьер бывшей Залы.
Люстры, украшающие интерьеры квартиры, все как на подбор, красивы и изящны.
Далеко не все вещи и предметы мебели, которые можно увидеть в экспозиции принадлежали поэту и членам его семьи, много, как и обычно в подобных воссозданных квартирах аналогов, относящихся к той же эпохе.
Но есть немало и подлинных предметов, принадлежавших тогдашним обитателям этой скромной 11-комнатной квартирки. К примеру, запомнилось что в шкафу, стоящим в столовой стоит графин рубинового стекла, купленный Александром Сергеевичем в Бессарабии. Считается, что он любил наливать в него свою любимую мадеру.
К Столовой примыкает Буфетная, но в неё посетителям вход что называется заказан. Вот лишь старинный самовар предстает перед нами, видный сквозь открытые двери.
Следующее помещение в парадной анфилады это Гостиная. Именно здесь висел самый знаменитый портрет Александра Сергеевича кисти Ореста Кипренского. Написан он был, к слову сказать, не так далеко отсюда, в Шереметевском дворце, он же Фонтанный дом, точнее во дворовом флигеле, где у художника была мастерская в ту пору, по соседству с другим легендарным флигелем, в котором большую часть жизни провела другой великий русский поэт, Анна Андреевна Ахматова.
Ныне на том же месте в Гостиной висит копия оригинала, находящегося в Третьяковской галерее. На изящном круглом столике лежит рукопись знакомого, я думаю, нам всем с детских лет стихотворения «Памятник».
Не совсем характерная для интерьера гостиной кушетка стоит тут не случайно. Дверь, которую мы видим за ней, ведёт в кабинет поэта, в котором мы ещё побываем, и именно в него принесли смертельно, как оказалось, раненого поэта и там он провёл последние часы жизни. А на данной кушетке Наталия Николаевна «переживала за судьбу мужа».
В библиотеке Александра Сергеевича было порядка четырёх тысяч томов, в основном они находились в соседнем Кабинете, но и в Гостиной, как видите, стоит небольшой шкаф с литературой.
Вот что это за клавишный музыкальный инструмент, затрудняюсь сказать, возможно что то типа клавикорда.
На музыкальном инструменте можно увидеть, в частности, ноты знаменитой оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан», чья премьера, к слову сказать, пошла в любимой Праге, в Сословном театре, в котором до сих пор идут оперные, в частности, спектакли и в их числе постановка «Дон Жуана», которую мы посещали во время одной из поездок в любимую Прагу.
Как известно Пушкин любил играть в шахматы, он даже обучил игре Наталию Николаевну, так что присутствие комплекта для этой игры в интерьере Гостиной, нисколько не удивляет.
Вспоминая посещение данной квартиры невольно приходит на ум домик, который был последним адресом в жизни другого великого поэта, Михаила Юрьевича, в Пятигорске, в котором довелось побывать не так давно. Какая разница между этими двумя местами, скупой аскетизм в домике холостяка Лермонтова на склоне Машука, и изысканный интерьер с изящными вещичками в квартире, снимаемой Александром Сергеевичем на набережной Мойки. Хотя понятна разница, холостяк, служащий на окраине империи, с одной стороны, и женатый на красавице и проживающий в самом сердце тогдашней России, в паре шагов от Зимнего, со статусом, которому он должен был соответствовать, с другой.
Хотя тут вспоминается о том, что в то время, когда Александр Сергеевич снимал данную квартиру он был в долгах, что называется, как в шелках, однако он выбрал данное элитное, судя по всему, жилье. Хорошо хоть что после смерти поэта император Николай Павлович велел оплатить все долги, чтобы они не висели тяжким грузом на Наталье Николаевне и детях.
А между прочим сумма долга была огромна по тел временам, она всего лишь в два раза уступала стоимости первой в России железной дороги, которая возводилась как раз одновременно со всеми этими событиями.
Следующая же комната принадлежала когда-то супруге поэта Наталье Николаевне. Здесь она и спала, а поскольку эта комната была частью анфилады, кровать была прикрыта ширмой.
Портрет хозяйки комнаты написан Карлом Брюлловым, а рядом с рисунком шкатулка, в которой Наталья Николаевна хранила письма мужа.
Вот даже не зная когда проживал тут Александр Сергеевич, вполне можно по деталям интерьера понять к какой же эпохе относится внутренний облик квартиры.
Ещё одно помещение квартиры, куда также как и в Буфетную, вход посетителям закрыт, предназначалась для двух сестер Натальи Николаевны, Екатерины и Александры, которые приехали в столицу для устройства, как это сказали бы сейчас, личной жизни. Екатерина, как известно, «преуспела» в этом, выйдя замуж за того самого Жоржа Дантеса. А вот Александра, насколько помню, устроила свою личную жизнь несколько позднее.
Кстати, свою долю за проживание в квартире своей сестры с мужем, Екатерина и Александра регулярно выплачивали, так что это не было благотворительность со стороны семьи Пушкина.
У четы Пушкиных, как известно, было четверо детей, для которых предназначалась довольно просторная Детская, в которую мы попадаем из комнаты Натальи Николаевны.
В отличие от других помещений квартиры, которые были воссозданы по рисункам и воспоминаниям современников, про интерьер Детской точно практически ничего не известно, так что это лишь вольная интерпретация на тему как могло бы выглядеть подобное помещение в первой половине 19-го столетия.
На портрете, висящем на стене мы видим младшую дочку поэта, Наталью, но уже не в том возрасте, в котором она проживала здесь с родителями.
Комплект туфелек, которые видны на следующем снимке, были найдены во время реставрационных работ, проводившихся в данной квартире. Точно не известно кому принадлежали эти туфли, но нельзя исключать что кому то из семьи поэта.
Очередные часы, на этот раз на детскую тему.
Здесь же можно увидеть ещё один портрет, запечатлевший Наталью Николаевну, но уже через несколько лет после той роковой дуэли.
Дальше мы попадаем в помещение, в котором и умер поэт, в Кабинет Александра Сергеевича. Сразу же бросается в глаза обширная библиотека, которую можно увидеть в книжных шкафах, заполняющих пространство кабинета. У поэта было порядка четырех тысяч томов на множестве язык языков, но та личная библиотека хранится сейчас в Пушкинском доме, на противоположном берегу Невы. Сюда же собраны по возможности аналогичные издания эпохи Александра Сергеевича.
Горные виды Кавказа напоминает о его путешествиях в эту часть Российской империи.
Также об этом напоминает трофейная турецкая сабля, которая была подарена поэту генералом Иваном Федоровичем Паскевичем-Эриванским, в честь взятия Эрзерума.
Рабочий стол Александра Сергеевича за которым он, в частности, заканчивал работу над «Капитанской дочкой». Запомнился и рассказ о чернильнице с фигурой арапчонка, которая была подарена поэту одним из его друзей со словами «посылаю тебе твоего предка»)).
Самый же печальный экспонат этой части музейной экспозиции, это кожаный диван, на котором и скончался поэт. Точно это смогли определить не так давно, когда был исследован состав пятен, сохранившихся на обивке дивана. Оказалось что это следы крови Александра Сергеевича, совпавшие со следами с жилета, в котором был поэт на дуэли, и тоже представленном в экспозиции музея, по моему здесь же, в Кабинете.
Заключительное же помещение в экспозиции мемориальной квартиры, это Прихожая, мимо которой мы уже проходили. Теперь же, сделав круг по основным комнатам квартиры, мы вернулись в неё. Такая логика построения экспозиции музея связана с тем, что именно в Прихожей стоял гроб с телом Александра Сергеевича, и именно сюда шёл нескончаемый поток посетителей. На полотне, вывешенном как раз в этом помещении можно увидеть лежащего на смертном одре поэта, и мы как бы прощаемся с ним.
Самое же ценное в небольшом помещении Прихожей это посмертная маска, которую изготовили по инициативе Жуковского. Рядом же, в оправе заключена прядь волос Александра Сергеевича.
Надо сказать, что кроме мемориальной экспозиции в музее на Мойке есть и литературная часть, посвященная в целом жизни поэта и его современникам и эпохе. Но она была закрыта, к сожалению.
Не везёт нам с подобными частями экспозиций в мемориальных музеях, посвященных литераторам в этом году, в нашем городе, по крайней мере. В музее Блока служители прямо сказали, что это связано с пандемией, мол некому работать, в музее Фёдора Михайловича в Кузнечном переулке закрытие литературной экспозиции связано с подготовкой к 200-летнему юбилею писателя, что будет праздноваться этой осенью. А вот с чем точно связано закрытие подобной литературной экспозиции в музее на Мойке я не скажу.
Перед тем, как покинуть музей, мы заглянули в сувенирный магазин, впрочем мимо него и не пройдешь мимо. На чем только не увидешь изображений поэта, мне показалось это все таки неким перебором.
Немало и литературы представлено в магазине, как издания произведений самого Александра Сергеевича, так и книги о нём. Заинтересовала своим названием вот такое издание. Не купил, но надо будет найти при случае, прочитать, что же имел ввиду автор, Галина Седова.
В целом, вспоминая наше посещение легендарной квартиры на Мойке, 12, спустя много лет после предыдущего визита, могу сказать, что осталось весьма позитивное впечатление от данного музея. Читал в некоторых параллельных отзывах о том, что у некоторых оставались не самые положительные впечатления от работников музея, но я ничего подобного не ощутил, правда. Не знаю уж, или персонал сменился, или руководство поработало с работниками, но факт остаётся, как говорится, фактом. Да и по всем остальным составляющим данный музей заслуживает только положительной оценки.