воздушное пространство белоруссии что случилось

Авиакомпании США отказались облетать воздушное пространство Белоруссии

Организовать полную авиационную блокаду Минска не удалось

После инцидента с вынужденной посадкой борта авиакомпании RyanAir в Минске ряд стран ввели санкции против Белоруссии. Некоторые европейские авиакомпании прекратили полёты через воздушное пространство Белоруссии, ряд стран запретил самолётам белорусской государственной авиакомпании транзитный пролёт через своё воздушное пространство. Однако эти санкции поддержали не все. Кто отказался облетать Белоруссию, узнал «МК».

воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть фото воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть картинку воздушное пространство белоруссии что случилось. Картинка про воздушное пространство белоруссии что случилось. Фото воздушное пространство белоруссии что случилось

В Евросоюзе заявили, что инцидент угрожает безопасности всех воздушных судов, которые летают транзитом через Белоруссию. В связи с этим ряд авиакомпаний теперь предпочитают облетать страну через воздушное пространство Прибалтики или над Балтийским морем.

Как подсчитали исследователи воздушного трафика, количество самолётов, использующих белорусское воздушное пространство, за последние дни сократилось примерно вдвое: с 350-400 самолетов в сутки до 200, начиная с 24 мая.

Согласно данным мониторинга, к санкциям Евросоюза присоединилась Швейцария, Южная Корея и Япония. Предположительно, воздушные власти ЕС выпустили рекомендацию для дружественных государств с просьбой облетать Белоруссию.

Известно, что Россия не поддержала требование стран ЕС. И в этом смысле позицию нашей страны прямо или косвенно разделили ещё несколько государств, поскольку не все подчинились новому требованию Евросоюза. В первую очередь, это касается транспортных авиакомпаний из Китая. Ни один борт китайских транспортных авиакомпаний, следующий в Европу или Европы, не изменил своего маршрута. Ряд государств, не являющихся членами ЕС, также отказались облетать Белоруссию. Это касается Турции, Сербии и ряда постсоветских республик.

Неожиданно для всех, к санкциям ЕС не присоединились грузовые авиакомпании из США. Борта таких гигантов как FederalExpress и UPS Airlines, а также ряд других фирм.

Анализ авиатрафика позволяет сделать вывод, что Белоруссия смогла избежать полной транспортной блокады. Во многом это стало возможным благодаря тому, что большинство самолётов, следующих через воздушное пространство страны, принадлежат российским авиакомпаниям. В пользу Минску действует и то обстоятельство, что по-прежнему закрытым остаётся воздушное пространство Украины.

После инцидента с малайзийским Боингом, который разбился на Донбассе летом 2014 года, большинство стран предпочитают облетать Украину. В том числе и транспортные компании из США, которые считают Белоруссию безопаснее, чем дружественную Украину. Киев также блокирует пролёт через своё воздушное пространство самолетов российских авиакомпаний, что также идёт на пользу Белоруссии.

Исследователи резюмируют, что условная «воздушная блокада» Минска дорого обойдётся авиакомпаниям из стран ЕС. Их конкуренты из США и Китая могут доставлять грузы быстрее, чем европейские компании, поскольку следуют напрямую, а не окружным путём через Прибалтику.

Главной проблемой для Минска остаётся запрет на использование воздушного пространства ЕС для бортов государственной белорусской авиакомпании. После закрытия Украиной воздушного пространства для белорусских самолётов они смогут летать через Россию в Египет, Турцию и другие страны, не являющиеся членами ЕС. Правда, при этом придется делать большой «крюк».

Источник

Авиакомпании отказываются летать над Беларусью. Как это повлияет на туристов?

Этот материал обновлен 28.05.2021.

Европейский совет призвал всех авиаперевозчиков из Евросоюза избегать перелетов над Беларусью. Несколько авиакомпаний уже изменили маршруты полетов.

Еще совет потребовал запретить белорусским авиакомпаниям летать в воздушном пространстве ЕС и совершать посадку в европейских аэропортах.

Какие страны ввели запрет на прием белорусских авиакомпаний

Самолеты белорусских авиакомпаний отказались принимать следующие страны.

Великобритания — с 24 мая. Власти страны также запретили своим авиаперевозчикам летать в воздушном пространстве Беларуси.

Литва — с 25 мая. Еще власти страны запретили принимать самолеты, которые летят над территорией Беларуси. 27 мая Литва закрыла воздушное пространство для белорусских авиакомпаний.

Украина — с 26 мая. Власти заявили, что прекратят авиасообщение с Беларусью. Украинским авиакомпаниям и самолетам запретят выполнять полеты в воздушном пространстве республики. С 29 мая Украина запретила Беларуси использовать свое воздушное пространство.

Франция — с 25 мая. Власти страны запретили своим авиаперевозчикам летать в воздушном пространстве Беларуси.

Финляндия — с 26 мая.

Чехия — с 28 мая. Еще страна запретила белорусской авиакомпании «Белавиа» полеты через свое воздушное пространство.

Швеция — с 26 мая. Страна прервала авиасообщение с Беларусью по 30 октября.

Латвия — с 25 мая. Власти закрыли небо для белорусских авиакомпаний. Еще страна откажется принимать самолеты тех авиакомпаний, которые летают над воздушным пространством Беларуси.

Польша — с 26 мая. Еще кабмин запретил белорусским самолетам пролетать над территорией страны.

Словакия — с 26 мая. Республика запретила самолетам авиакомпании «Белавиа» летать над страной.

Эстония — с 27 мая. Власти запретили белорусским авиакомпаниям летать над воздушным пространством страны.

Белорусская авиакомпания «Белавиа» объявила о приостановке рейсов в Лондон и Париж с 25 мая по 30 октября 2021 года. Также компания не будет летать в Вильнюс с 25 мая по 26 июня 2021 года.

С 26 мая по 25 августа «Белавиа» отменила рейсы на Украину. С 26 мая по 30 октября — в Швецию, с 26 мая по 25 июня — в Латвию. С 26 мая по 30 октября — в Финляндию. С 28 мая по 30 октября — в Чехию.

С 27 мая по 30 октября компания прекратит полеты в восемь стран. Самолеты не будут летать в 12 городов:

С 28 мая по 28 августа Беларусь отменила рейсы в Эстонию. Пассажирам предложили поменять дату вылета или вернуть стоимость билетов.

Европейское агентство по авиабезопасности EASA 26 мая рекомендовало избегать воздушного пространства Беларуси до окончания расследования происшествия с Ryanair. На сайте сказано, что это не касается тех случаев, когда такой полет необходим для безопасной работы в непредвиденных обстоятельствах.

Источник

Эксперты оценили действия властей при посадке самолета Ryanair в Минске

воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть фото воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть картинку воздушное пространство белоруссии что случилось. Картинка про воздушное пространство белоруссии что случилось. Фото воздушное пространство белоруссии что случилось

Если исходить из известных на данный момент официальных данных, предоставленных Минском, незапланированная посадка пассажирского самолета Ryanair Афины — Вильнюс в аэропорту белорусской столицы осуществлена в полном соответствии с правилами выполнения международных полетов. Об этом РБК заявил директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов.

По его словам, экстренная посадка была выполнена по правилам, «даже если информация о минировании самолета исходила не от экипажа, а от какого-то третьего лица, в том числе анонимного».

Пока в этой ситуации вызывает вопрос участия истребителя МиГ-29, так как для принудительной посадки должны быть серьезные основания, отметил эксперт. «Например, экипаж выполняет полет в сторону АЭС, не выходит на связь или не выполняет команды диспетчера. Для подобных случаев есть доктрина о возможном применении силы в отношении такого воздушного судна, вплоть до его уничтожения. Все зависит от оценки перспектив возможных неблагоприятных последствий», — заявил он.

воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть фото воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть картинку воздушное пространство белоруссии что случилось. Картинка про воздушное пространство белоруссии что случилось. Фото воздушное пространство белоруссии что случилось

Аксаментов допустил существование версии, согласно которой маршрут Ryanair не пролегал через воздушное пространство Белоруссии, например, самолет мог облететь ее через Польшу. «В этом случае нахождение самолета в воздушном пространстве Беларуси уже является неправомерным. В этом случае воздушное судно-нарушитель принуждается к посадке или выпроваживается за пределы национального воздушного пространства любыми средствами, которыми государство располагает, в том числе ВВС», — указал он.

«Истории с якобы минированием самолетов можно придумывать, но в случае с самолетом Ryanair мы этого не знаем», — отметил Аксаментов. Он напомнил о случае с вынужденной посадкой летом 2013 года самолета президента Боливии в Австрии с якобы находившимся на борту экс-сотрудником Агентства нацбезопасности США Эдвардом Сноуденом.

Аналитик уверен, что иски со стороны пассажиров или авиакомпании не будут иметь перспектив. «Случившееся — хороший кейс для «муткорта» (moot cort — игровой судебный процесс. — РБК) или студенческого конкурса по воздушному праву. На практике никак не доказать, что ситуация была сконструирована для достижения политических целей. Одного сообщения, даже впоследствии оказавшегося ложным, о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту», — считает он.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров заявил РБК, что не видит в действиях Белоруссии нарушений международных авиационных правил. «Белоруссия, как член ICAO (Международная организация гражданской авиации), отвечает перед международным сообществом за безопасность полетов гражданских воздушных судов в своем воздушном пространстве. Соответственно, любые действия, которые они предпринимают для обеспечения этой безопасности, они абсолютно правомерные», — считает Гусаров. По его мнению, ответственность наступает в том случае, если бы Минск не отреагировал на поступивший сигнал.

воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть фото воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть картинку воздушное пространство белоруссии что случилось. Картинка про воздушное пространство белоруссии что случилось. Фото воздушное пространство белоруссии что случилось

«Мы не будем обсуждать, был ли сигнал, не был ли сигнал, во всяком случае белорусские авиационные власти говорят, что был. Они сообщили об этом командиру воздушного судна, и поскольку он находится на территории Белоруссии, он должен подчиняться указаниям диспетчерских служб — подчиняться правилам воздушного пространства того государства, в котором он находится», — уверен Гусаров.

Сопровождение самолета истребителем МиГ-29 также не противоречит нормам, так как нет данных о том, что он угрожал лайнеру или делал опасные маневры, отметил Гусаров. «Вот тогда бы да, встал вопрос о правомерности такого принуждения. В данном случае принуждения не было, командир выполнил указания диспетчерских служб ICAO — неполитическая организация, которая ставит безопасность пассажиров во главу угла если был сигнал, спецслужбы отработали, ничего не случилось», — сказал Гусаров.

Юрист отметил, что международные стандарты — ни Чикагская, ни Монреальская, ни Гаагская конвенции — не регулируют порядок действий государств, в воздушном пространстве которых пролетает предположительно заминированный самолет. По словам Елтунова, решение в таких ситуациях принимает командир воздушного судна, руководствуясь, в частности, инструкциями авиакомпании, реальными обстоятельствами происходящего, а также национальным правом государства, которому принадлежит авиакомпания.

воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть фото воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть картинку воздушное пространство белоруссии что случилось. Картинка про воздушное пространство белоруссии что случилось. Фото воздушное пространство белоруссии что случилось

Алексей Елтунов назвал инцидент с посадкой лайнера серьезным и предположил, что на базе ICAO либо иного международного института будет создана международная комиссия, которая может проанализировать случай и подготовить предписание для подобных ситуаций в будущем. «Я не помню в ближайшие годы такого случая, когда военный самолет сажал гражданское судно, которое не нарушало воздушное пространство, а летело на законных основаниях из одного государства в другое. Это серьезный момент», — сказал авиаюрист.

Елтунов добавил, что на внутренних рейсах России в большинстве случаев командиры принимают решение совершать посадку в аэропорту назначения без экстренной посадки.

Самолет Ryanair экстренно сел в Минске днем 23 мая. Как сообщили РБК в авиакомпании, от белорусских диспетчеров поступила информация об угрозе на борту лайнера, экипажу дали указание совершить посадку в аэропорту белорусской столицы. В Минск самолет сопроводил военный истребитель Белоруссии МиГ-29; как заявили военные, это было сделано, чтобы «в случае необходимости оказать помощь гражданскому судну».

Всего на борту самолета были 132 человека. Проверка не выявила ничего опасного, спустя пять часов лайнеру разрешили продолжить полет. В Следственном комитете республики заявили, что данные о минировании рейса оказались ложными, следователи завели дело из-за ложного сообщения.

Одним из пассажиров самолета был бывший главный редактор признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, его задержали. В стране на него заведено дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ внесло его вместе с другим основателем канала, Степаном Путило, в список террористов. Лидер оппозиции Белоруссии, экс-кандидат в президенты страны Светлана Тихановская уверена, что самолет вынудили совершить посадку именно для того, чтобы задержать Протасевича.

Источник

Почему самолет Ryanair был вынужден сесть в Минске и что будет дальше?

воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть фото воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть картинку воздушное пространство белоруссии что случилось. Картинка про воздушное пространство белоруссии что случилось. Фото воздушное пространство белоруссии что случилось

Автор фото, EPA/STRINGER

Литва, куда направлялся самолет из Афин, с 25 мая запретила авиасообщение с Беларусью

Гендиректор Ryanair Майкл О’Лири в интервью радиостанции Newstalk назвал вынужденную посадку в Минске лайнера, который летел 23 мая из Афин в Вильнюс, «государственным угоном самолета». Борт был направлен в минский аэропорт из-за сообщения о минировании, которое в итоге не подтвердилось.

Кроме того, до Вильнюса в итоге не долетели еще несколько пассажиров, но об их задержании ничего не сообщалось. По мнению О’Лири, это могли быть агенты белорусского Комитета государственной безопасности.

Би-би-си отвечает на основные вопросы о том, как самолет, который летел из Афин в Вильнюс, оказался на земле в Минске и какие последствия может иметь эта вынужденная посадка.

Как экипаж получил сигнал о минировании? Кто его дал?

Авиакомпания Ryanair вечером 23 мая заявила, что указание посадить самолет в Минске дали белорусские диспетчеры.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Другой отрезок опубликовал канал ОНТ. По его данным, о минировании самолета сообщил белорусским властям командир экипажа, и именно пилоты Ryanair запросили посадку в Минске «согласно существующим международным инструкциям». Однако в записи разговора, который приводит канал, именно служба безопасности аэропорта сообщает, что «получила информацию по e-mail».

Правда ли, что самолет пытался уйти от преследования истребителей?

Точный ответ на этот вопрос дать сложно.

Командующий ВВС Белоруссии Игорь Голуб в свою очередь заявил на брифинге, что лайнер никто не принуждал к посадке и что дежурный экипаж истребителя МиГ-29 взлетел только через 17 минут после того, как поступил сигнал о возможном минировании рейса.

В каких случаях государство имеет право перехватывать и сажать гражданские суда? Как это регулируется?

Ситуация возникновения угрозы на борту воздушного судна регулируется, в частности, Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации. В 1984 году она была дополнена специальной статьей 3 bis, посвященной перехвату. По ней в случае перехвата жизнь находящихся на борту людей и безопасность воздушного суда не должны подвергаться опасности.

При этом государство имеет право требовать посадки самолета в конкретном аэропорту, если воздушное судно «совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями конвенции».

Как сказал Би-би-си доцент департамента международного права Высшей школы экономики Глеб Богуш, если что-то произошло на борту судна, то уголовная юрисдикция принадлежит государству, в котором зарегистрирована авиакомпания.

По Чикагской конвенции перехвата гражданских воздушных судов следует избегать и предпринимать его только в качестве крайней меры.

Таким образом, у пилота в данном случае выбора не было, он был обязан подчиниться диспетчерам белорусской воздушной зоны и сесть там, где ему сказали, говорит Богуш. Но белорусские власти международное право безусловно нарушили, считает он: «Версия об угрозе, например, не объясняет, почему диспетчеры направили самолет со значительным отклонением от курса в Минск, а не посадили его в ближайшем аэропорту в Вильнюсе, куда и так направлялся самолет».

Монреальская конвенция регулирует борьбу с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Впрочем, Беларусь присоединилась к ней с оговоркой, согласно которой она не признает юрисдикцию международного суда на разрешение споров, связанных с этой конвенций, отметил Дегтярев.

Есть еще Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, говорит он, но она касается непосредственно угона самолета и вряд ли может здесь быть использована.

Пассажиры, политики и Дмитрий Песков. Что говорят о задержании Протасевича

Были ли в практике авиасообщений случаи, когда заставляли сесть самолет, на борту которого был разыскиваемый человек?

Ситуацию с самолетом Ryanair можно назвать беспрецедентной, сказал Би-би-си Лукашевич.

В связи со случившимся сейчас вспоминают инцидент 2013 года. Тогда несколько европейских стран заблокировали использование своего воздушного пространства боливийским государственным самолетом Эво Моралеса из-за подозрений в том, что на нем находился Эдвард Сноуден, который слил файлы разведки США. Хотя правительственные самолеты не подпадают под действие соответствующих конвенций, страны извинились, когда самолет приземлился в Вене и оказалось, что Сноудена на борту не было.

Однако были и случаи, когда пассажирские самолеты сажали ради задержания пассажира. Так, в октябре 2016 года самолет авиакомпании «Белавиа» вылетел в Минск из киевского аэропорта Жуляны, однако вскоре был вынужден вернуться в аэропорт вылета. По данным ТАСС, за 50 км до входа в воздушное пространство Белоруссии командиру корабля поступило указание от диспетчера немедленно возвращаться в «Жуляны» без объяснения причин.

По информации «Белавиа», командиру корабля сообщили, что «в случае невыполнения команды, в воздух будут подняты истребители». В Службе безопасности Украины эту информацию позднее отвергали, боевые самолеты в итоге использованы не были.

Президент Украины Петр Порошенко тогда в телефонном разговоре с белорусским президентом Александром Лукашенко извинился за произошедший инцидент.

Как можно привлечь Беларусь к ответственности?

Эффективных механизмов привлечения государства к ответственности за нарушение Чикагской конвенции нет, считает Богуш. Сначала нужно пройти многоступенчатую процедуру разрешения споров в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и только она может потенциально закончиться в международном суде ООН в Гааге.

Белорусские власти, по его словам, формально могут ссылаться на то, что информация об угрозе самолёту поступила, они должны были проверить пассажиров и среди них «случайно» оказался обвиняемый в серьёзных преступлениях гражданин Беларуси.

В свою очередь Богуш полагает, что если государство, где зарегистрировано воздушное судно, докажет в ИКАО, что самолет был перехвачен не в целях конвенции, оно может поставить вопрос о компенсации.

Поможет ли международное право Протасевичу

Лидеры Евросоюза в своих заявлениях отдельно требуют освободить Протасевича. Белорусские силовики говорят, что задержали гражданина Беларуси на ее территории.

Очевидно, что цель этой операции была связана именно с задачей захватить Протасевича, полагает он: «Безусловно, белорусский режим нарушает права своих граждан, но нет никакого международного юрисдикционного органа, который может вмешаться».

По мнению Богуша, в целом ситуация с Протасевичем юридически ничем не отличается от похищений, убийств и репрессий в отношении большого числа граждан Беларуси. Международное право позволяет государствам в порядке универсальной юрисдикции возбуждать дела о преступлениях против человечности, даже создавать трибуналы, но вряд ли кто-нибудь будет это делать.

Вечером 24 мая Великобритания первой ввела запрет на полеты в страну белорусской авиакомпании «Белавиа» и рекомендовала британским авиакомпаниям избегать воздушного пространства Беларуси.

Президент Украины Владимир Зеленский поручил правительству проработать прекращение прямого авиасообщения с Беларусью, сообщила пресс-служба главы государства.

Поздно вечером 24 мая саммит ЕС принял решение запретить белорусским компаниям летать в Евросоюз. Также лидеры стран ЕС призвали европейских перевозчиков отказаться от полетов в Беларусь.

До этого агентство Блумберг сообщало, что Евросоюз обсуждает возможность полного прекращения полетов через Беларусь, а также приостановку наземного транзита.

ИКАО называла инцидент возможным нарушением Чикагской конвенции, но позже заявила, что этот документ не покрывает «право на закрытие воздушного пространства и приземление самолета».

Некоторые авиакомпании уже оперативно изменили свои маршруты. Например, в понедельник рейс венгерского лоукостера Wizz Air из Киева в Таллин был направлен в обход воздушного пространства Беларуси. Облетать страну начали лайнеры австрийской авиакомпании Austrian Airlines и латвийской Air Baltic. В Росавиации при этом заявили, что российские авиакомпании продолжают полеты в Беларусь и над Беларусью в штатном режиме.

Автор фото, PETRAS MALUKAS/GETTY IMAGES

МИД Литвы рекомендовал своим гражданам покинуть Беларусь после инцидента с самолетом

Сразу несколько стран обвинили власти Беларуси в авиационном пиратстве. Так, руководитель авиакомпании Ryanair Майкл О’Лири назвал посадку Боинга в Минске «угоном, совершенном при поддержке государства», а МИД Греции обвинил Минск в «акте государственного авиапиратства».

Российские власти с такой позицией не согласны и припоминают подобные шаги со стороны других стран. Например, Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал Польшу и Румынию «воздушными пиратами», вспомнив ситуацию 2017 года: тогда пассажирский самолет компании S7, на борту которого правительственная делегация во главе с Рогозиным летела в Кишинев, не пропустили через воздушное пространство Румынии и Польши. В итоге самолет сел в Минске.

С точки зрения международного права авиационное пиратство состоит в первую очередь в незаконном захвате воздушного судна и регулируется Конвенцией ООН, принятой в декабре 1970 года. Однако в ней написано, что совершить такое преступление может только человек, который находится на борту самолета.

Источник

Воздушная блокада Беларуси. Кто выиграет и проиграет от ограничения полетов?

воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть фото воздушное пространство белоруссии что случилось. Смотреть картинку воздушное пространство белоруссии что случилось. Картинка про воздушное пространство белоруссии что случилось. Фото воздушное пространство белоруссии что случилось

Автор фото, Stanislav Krasilnikov/TASS

С 26 мая вступает в силу запрет на полеты между Киевом и Минском. Именно столица Беларуси была самым популярным пересадочным пунктом на пути в Украину из России. Также к утру 26 мая полеты, связанные с Беларусью, ограничила Канада, Швеция и Чехия. Что ждет пассажиров и авиакомпании в связи с новыми запретами?

Национальный аэропорта Минска в последние годы для россиян был одним из самых удобных хабов, чтобы добраться до столицы Украины. В период пандемии россияне через Минск стали летать и в Турцию, и в Грузию, и в другие страны, авиасообщение с которыми закрывалось. Однако из-за ситуации с самолетом Ryanair этот хаб, видимо, тоже может закрыться или его работа будет существенно ограничена.

Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) рекомендовало авиакомпаниям Евросоюза, а также авиалиниям, не относящимся к странам ЕС, строить маршруты в обход воздушного пространства Беларуси.

Выиграть от этой ситуации могут российские авиакомпании, которые пока могут летать через территорию Беларуси. Однако для россиян, белорусов и других путешествия могут стать сложнее и дороже.

Без полетов над Беларусью

Спустя трое суток после инцидента с самолетом Ryanair, который совершил вынужденную посадку в Минске после ложного сообщения о бомбе на борту, множество авиакомпаний приняли решение не летать больше в Беларусь или в воздушном пространстве страны.

Уже к 25 мая решение не летать над территорией Беларуси приняли, в частности, европейские Air Baltic, Air France, Finn Air, Wizz Air, а также азиатские All Nippon Airways и Singapore Airlines.

Вечером 24 мая главы государств Евросоюза по итогам саммита призвали Совет ЕС принять меры по закрытию воздушного пространства и доступа к аэропортам для Беларуси.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

В Евроконтроле сказали агентству Рейтер, что после введенных запретов на пролет над Беларусью 100 ежедневных рейсов из ЕС/Великобритании должны будут пролетать на 40 морских миль (примерно 75 километров) больше.

По данным Евроконтроля, которые цитировал Bloomberg, Беларусь взимает с авиакомпаний от 245 евро (за самолет Airbus SE A320) до 770 евро (за сверхбольшой A380) за использование их воздушного пространства. В 2019 году Евроконтроль собрал от имени Беларуси 85 миллионов евро в виде сборов за аэронавигацию.

По оценке директора консалтинговой компании Friendly Avia Support Олександра Ланецкого, которую приводит Bloomberg, после запрета на полеты над Беларусью для европейских авиакомпаний страна может лишиться до половины сборов за авиатранзит. Также, по его мнению, «Белавиа» может потерять половину своей выручки, которая в 2020 году составила 210 млн долларов.

При этом рейсы в Литву составляют лишь «небольшой процент трафика» через воздушное пространство Беларуси, говорит Гродь. Потенциальные потери авиатрафика из-за отказа ряда авиакомпаний использовать воздушное пространство Беларуси он оценивает на уровне около 5%.

Белорусские самолеты будут летать по нейтральному пространству, если ЕС не будет принимать борты «Белавиа», заявил президент Беларуси Александр Лукашенко.

Путь из России на Украину через Минск

Решение о прекращении авиасообщения Украины с Беларусью начало действовать с 00:00 26 мая. Украинская госпрогранслужба получила указание не оформлять пассажиров, которые следуют из/в Беларусь в таможенных пунктах аэропортов.

В связи с этим «Белавиа» отменила рейсы в/из Киева, Львова, Одессы и Харькова с 26 мая по 25 августа.

Россия приостановила авиасообщение с Украиной в 2014 году. С тех пор многие россияне добирались до Украины с пересадкой в Минске. По итогам 2020 года аэропорт Минска называл Киев одним из самых загруженных своих направлений.

Запрет на полеты из Украины в Белоруссию приведет к снижению пассажиропотока и, соответственно, доходов аэропорта «Киев» (Жуляны) на 10%.

Как отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, «Белавиа» контролировала немалую часть транзита между пунктами в Российской Федерации и пунктами в Европе, включая Украину и Грузию, куда нет прямых рейсов из России, а также транзита на курорты Турции и Египта.

Российские авиакомпании в этой ситуации теоретически могут выиграть от запрета, если ограничения, наложенные на Беларусь, будут действовать, при этом запрет на полеты в Европу из-за ковида будет смягчен (сейчас в большую часть стран доступны только грузопассажирские рейсы).

Это связано с тем, что пассажиры будут вынуждены выбирать более дорогие прямые перелеты из-за отсутствия вариантов с пересадкой в Минске.

В апреле 2021 года Россия ограничила прямое авиасообщение с Турцией из-за ухудшения эпидемиологической обстановки. Единственным доступным городом остался Стамбул, который стал популярным хабом для российских транзитных пассажиров в 2020 году. Однако туда выполняются только 4 рейса в неделю из Москвы. И Минск, и Стамбул доступны для россиян, но теперь их роль как хабов для полетов в Европу резко сократилась, отмечает Олег Пантелеев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *