вопрос что такое строевые упражнения
Реферат на тему » Строевые упражнения»
С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека.
Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы:
1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
2. Построения и перестроения. Они характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
3. Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.
4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям). Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.
Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
По предварительной команде занимающийся принимает положение стойки «смирно», поэтому подачей этой команды злоупотреблять не следует. Если же команда «СМИРНО!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.
В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями.
Команды в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом:
Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Они определяются по первоначальному расположению строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой стороной, правофланговый учащийсярасполагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый — к правому нижнему углу. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы — нижняя половина. Стороны и половины зала имеют свои середины
ОСНОВНЫЕ СТРОЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:
Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
Фронт — сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Дистанция — расстояние в глубину междуучащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.
Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним.
Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
Глубина строя–расстояние между первой и последней шеренгой или между направляющим и замыкающим в колонне.
Тыл – сторона строя, противоположная фронту.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ»
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Котовский индустриальный техникум»
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ»
В настоящее время строевые упражнения незаслуженно забыты. На уроках физической культуры они применяются только по мере необходимости, как средство организации занимающихся. Применяются только простейшие построения, перестроения и строевые приёмы. К сожалению, строевые упражнения не используются как средство развития двигательных и психических способностей. А применение строевых упражнений в сочетании с другими средствами физической культуры встречается очень редко.
В методическом пособии представлены разнообразные строевые упражнения и методика их разучивания. Показана значимость строевых упражнений не только как средства организации занятий, но и как средства для развития двигательных и психических способностей занимающихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Строевые упражнения являются незаменимым средством в учебно-воспитательном процессе. Большую значимость они приобретают на уроках физической культуры, в особенности на уроках гимнастики. С помощью строевых упражнений можно оказывать положительное воздействие на двигательные и психические способности занимающихся. Особенно большое значение строевые упражнения имеют при занятиях с детьми, т.к. служат хорошим средством для поддержания дисциплины, организованности, для развития волевых качеств, формирования правильной осанки, снижения физической нагрузки. Эффективность строевых упражнений повышается при применении их с обще-развивающими упражнениями. Для повышения интереса к строевым упражнениям необходимо их разнообразие и правильное применение на уроках физической культуры и в других культурно-массовых мероприятиях. Эти упражнения позволяют более организованно проводить занятия. Применение строевых упражнений в сочетании с музыкальным сопровождением создают благоприятный эмоциональный фон и повышают их эффективность.
Для удобства пользования различными формами передвижений зал (спортивная площадка) делится на несколько условных точек и наименований.
верхний левый угол
верхний правый угол
нижний правый угол
Та сторона зала, на которой занимающиеся строятся перед началом занятий, называется правой границей и служит для определения верхней и нижней границ. Группа строится спиной к окнам, если же окон нет, то лицом к входной двери.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия в том или ином строю. Большая часть упражнений взята из строевого устава вооружённых сил, другая создавалась в процессе занятий гимнастикой.
Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре необходимо знать основные понятия о строе.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СТРОЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
— построения и перестроения;
— размыкания и смыкания.
ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ
Д
ействия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).
При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.
Обратное перестроение называется разведением и слиянием.
Рис. 7 Рис. 8а Рис.86
РАЗМЫКАНИЯ И СМЫКАНИЯ
1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (влево), от
средины на два (три и т.д.) шага разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.
2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда: «От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды подсчет по два, пока последний не приставит ногу. Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сомкнись!'». Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.
Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.
При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.
(передвижения по различным направлениям).
П
ротивоходы, петли и змейки могут выполняться по прямым, закругленным и косым направлениям (рис. 16-21).
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Елена Селиванова
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.
Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.
Для того чтобы ориентироваться в зале или на площадке,приняты следующие обозначения сторон и точек зала:
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.
Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.
Команда «В одну шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.
Перестроениеиз одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаётся команда: «В три шеренги стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два, и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1, шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3). Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В колону по два – Стройся!» По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет два) и встают на одну линию с первыми, приставляя правую ногу (счет три). Для обратного перестроения подается команда: «В колонну по одному – Стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Перестроения в движении
находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Первые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и продолжают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Особенность перестроения в том, что отделения, на которые делится колонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.
Двигательные упражнения как средство снятия напряжения Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть.
Конспект занятия по физической культуре в средней группе детского сада Место организации: Физкультурный зал. Форма одежды детей: Спортивный костюм. Форма занятий: Учебно – тренирующая. Количество детей: 12.
Методика организации занятий по обучению грамоте Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте.
НОД по физической культуре «Воробушки» НОД по физической культуре «Воробушки» Цель: учить детей перешагивать через препятствия, ходить друг за другом по кругу, змейкой, сохраняя.
Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе МБОУ «Долгоостровская СОШ» Чувашишаковскон ОСП ЧР Батыревского р-на д. Ч. Ишаки Воспитатель: Краснова Т. Н. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ.
Памятка для воспитателей по организации занятий по физической культуре ПАМЯТКА по организации занятий по физической культуре Структура занятий: 1. Вводно-подготовительная часть; 2. Основная часть; 3. Заключительная.
Рекомендации педагога-психолога «Упражнения для занятий с гиперактивными детьми» Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности «Послушай тишину» Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за.
Физическая культура. 2 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «2» класса
Урок № 25. Строевая подготовка
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
Диагональ – передвижение колонны от одного угла к противоположному через центр.
Дистанция – расстояние между учащимися в глубину строя в колонне.
Замыкающий – учащийся, двигающийся в колонне последним.
«Змейка» – передвижение противоходами попеременно налево и направо.
Интервал – расстояние по фронту между учениками.
Колонна – строй, в котором ученики размещены в затылок друг другу.
Направляющий – учащийся, двигающийся в колонне первым в указанном направлении.
Перестроение – переход из одного строя в другой по команде.
Построение – первоначальное размещение учащихся в том или ином строю по команде.
Противоход – движение направляющего и за ним всей колонны в противоположном направлении вдоль строя.
Строевые упражнения – совместные действия в строю.
Строй – размещение учеников для совместных действий.
Тыл – сторона строя, противоположная фронту.
Фланг – правая и левая оконечности строя.
Фронт – сторона строя, в которую ученики обращены лицом.
Шеренга – строй, в котором ученики размещены один возле другого на одной линии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями для учеников:
• наличие спортивной одежды и спортивной обуви с нескользкой подошвой;
• четкое выполнение заданий учителя;
• соблюдение интервала и дистанции во время передвижений для того, чтобы избежать столкновений.
Строевые упражнения – это несложные совместные действия, которые выполняют в строю по команде с целью предупреждения травматизма на уроках физической культуры.
Выполнение строевых упражнений по команде требует от учеников внимательности, дисциплины и организованности. Существует много команд, по каждой из которых ученик должен выполнять определенные действия. К строевым упражнениям относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Направо!», «Налево!», «Кругом».
При подаче команд указывается: название движений (змейкой, противоход, по диагонали), направление движения (налево, направо), способ выполнения (шагом, бегом).
На этом уроке мы подробно рассмотрим правила выполнения строевых упражнений, такие как перестроение в две шеренги, ходьба и бег «змейкой», «противоходом», «по диагонали».
А теперь разучим строевые упражнения.
Перестроения из одной шеренги в две
После расчёта на первый-второй и команды: «Класс, в две шеренги – стройся!», вторые номера на счет «раз» делают шаг левой ногой назад, на «два», не приставляя правой ноги, – шаг вправо, на «три» приставляют левую ногу к правой и встают в затылок за первыми номерами.
Для обратного перестроения по команде: «Класс, в одну шеренгу – Стройся!», производят действия обратного характера.
Ходьба (бег) «противоходом»
Ходьба (бег) «змейкой»
Ходьба (бег) «по диагонали»
Перед выполнением таких беговых упражнений необходимо выполнить несложную разминку, которая разовьет ловкость и координацию.
Для первого упражнения нужно расположить ладонь одной руки возле головы, а вторую ладонь держать напротив живота (на расстоянии 10 см от него). Дотроньтесь одной рукой до головы, а второй начните описывать круги вокруг живота. Сначала простые движения руками могут даваться с большим трудом, но постепенно вы натренируетесь и сможете обеими руками выполнять разные действия.
Во втором упражнении нужно вращать двумя руками в разных направлениях. Кистями при этом нужно касаться к плечам, выполняя кругообразные движения локтями. Попробуйте выполнить одновременно 10—15 вращений локтями в разные стороны: одним по часовой стрелке, а другим против. Это не так просто, как кажется, но при помощи этих движений вы сможете развить не только координацию, но и ловкость.
Еще одно интересное упражнение на ловкость и моторику рук предполагает описывание разных фигур в воздухе. Вытяните обе конечности вперед перед собой и начните левой рукой описывать одну геометрическую фигуру (например, круг), а правой другую (например, квадрат).
Также, для развития равновесия выполните упражнение – «ласточка» на одной ноге, затем на другой.
В конце разминки выполните прыжки на месте с одновременным движением рук: на пояс, к плечам, за голову.
Практическое задание урока – выполнить наклон вперед из положения стоя.
Наклон вперёд – это упражнение, которое позволяет проверить гибкость и привести в тонус мышцы спины и ягодиц. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из исходного положения: стоя на полу, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10—15 см. Выполните 3—4 пружинистых наклона и зафиксируйте ладони или пальцы на полу, старайтесь тянуться к полу как можно сильнее. Чтобы развить гибкость, необходимо выполнить минимум 3—4 подхода с суммой наклоном около 100.
А теперь вспомним правила игры «Бездомный заяц».
Выбираем одного ученика – охотника, остальные ученики – зайчики. Расчерчиваем круги (также могут быть использованы обручи) – домики для зайчиков, но их должно быть на 1 меньше, чем зайчиков. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стал бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником. По правилам нельзя выталкивать зайца из обруча. Эта игра развивает внимательность, выносливость, мышление, реакцию.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Перестроение в две шеренги
Расставьте силуэты так, чтобы они составили последовательность действий при выполнении перестроения в две шеренги.
Схемы необходимо разместить друг за другом в правильном порядке 1/2. Правильный порядок можно определить по информации из объясняющего модуля.
Как называется вид строя, изображенный на рисунке?
Если ученики построены в строй на одной линии один возле другого, нужно выбрать ответ:
Строевые упражнения
С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.
Разновидности строя, элементы строя.
1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.
2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.
3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.
6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,
8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.
9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.
Основные правила произношения команд.
2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!».
Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:
2. Строевые приемы на месте.
3. Перестроения на месте.
4. Способы передвижения.
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкание и смыкание.
1. Построения.
1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:
2 Построение в колонну. Подается команда : «В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!».
Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение «смирно» на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.
3 Для построения в круг произносится: «Встаньте в круг».
2. Строевые п риемы на месте.
1. «Равняйсь!» Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.
2. «Смирно!». По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.
3. «Вольно!» По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,
4. «Правой/левой/- Вольно!». Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.
5. «Отставить!» Поданной команде применяется предшествующее положение.
6. «Нале- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на
левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.
7. «Напра- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.
8. «Кру- гом!» Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.
3. Перестроения на месте.
3. Перестроение из шеренги «уступами».
4. Перестроение из одной колонны в три «уступом».
4. Способы передвижения.
2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : «Прямо!» подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.
3. Прекращение движения. Команда: «Класс. Стой!» подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.
в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-же!».
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкание и смыкание.
1. Команды: «Направо/налево/ от середины на столько- то шагов «Разомкнись!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево/направо, к середине/ сомкнись!». Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: «бегом».
2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: «От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!» Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.
3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на два шага» и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.