вом мтз 82 не включается причина в чем
Помощник слесаря
Каталоги,запчасти,подшипники, ремни и другое…
Возможные неисправности ВОМ МТЗ-80, 82, способы обнаружения и устранения
Заедание рычага управления валом отбора мощности (ВОМ) свидетельствует о неработоспособности механизма усиления (стакана пружины). Затрудненное переключение поводка переключения ВОМ с независимого на синхронный привод свидетельствует об износе или смятии кулачков муфты переключения. Для выявления причин неисправностей осматривают механизм управления ВОМ и, обнаружив поврежденную резьбу или деформацию болтов и тяг, заменяют дефектные детали.
Особо внимательно проверяют механизм усиления, включая и выключая вал отбора мощности и наблюдая за его работой. Если имеются глубокие вмятины на стакане пружины,заклинивание стакана, трещины в проушине или рычаге валика управления, стакан снимают в сборе (рис. 1).
При этом соблюдают осторожность и придерживаются строгой
последовательности:
1)переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и в заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1;
2) свинчивают контргайку 3 по направлению к головке регулировочного болта 2 и после этого заворачивают болт до отказа в рычаг 5 валика переключения;
3) заворачивают до упора стопорный болт 4 в стакан пружины и, придерживая его рукой,осторожно выкручивают регулировочный болт.
При его выкручивании освобожденная крышка стакана не должна перемещаться относительно его корпуса. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. При необходимости разборки зажимают его в струбцине или под прессом и выворачивают стопорный болт 4. Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют струбцину или пресс. При неисправности кулачковой муфты снимают кабину и отсоединяют коробку передач от заднего моста. Затем выполняют операции, показанные на рисунке 2, и заменяют изношенные детали.
Шумы и стуки в корпусе заднего моста, вращение вала привода ВОМ рывками свидетельствуют об износе шлицев или зубьев вала коронной шестерни, а также об износе подшипника № 210.Чтобы оценить состояние коронной шестерни и определить потребность ее в ремонте, ВОМ снимают с трактора (рис.3 – 6).
Выпрессовку ВОМ проводят с помощью технологических болтов 1 (рис.6). Затем перемещают коронную шестерню в осевом и радиальном направлениях, проверяя наличие зазоров. Если име ются поломки или значительные перемещения, вал заменяют. Для этого отсоединяют задний мост от коробки передач, снимают кулачковую муфту (рис. 2), выворачивают установочный болт 1 (рис.7) и выпрессовывают вал 2.
Чтобы спрессовать подшипник № 210 с вала и снять коронную шестерню, выполняют операции, показанные на рисунках 8, 9.
Перед запрессовкой вала с коронной шестерней в сборе в корпус заднего моста совмещают отверстие для болта и проточку в стакане подшипника. Ощутимое рукой осевое перемещение хвостовика ВОМ свидетельствует о нарушении фиксации и ослаблении затяжки гайки 4 вала ВОМ.
Чтобы это устранить, ВОМ снимают с трактора. В случае повреждения резьбы гайку свинчивают с вала (рис. 11) и, при возможности, восстанавливают резьбу механической обработкой.
Если резьба не восстанавливается без снятия вала, механизм разбирают. Для этого выполняют операции, показанные на рисунках 12, 13, снимают стопорное кольцо и выпрессовывают вал из крышки.
Следы масла на крышке ВОМ указывают на потерю эластичности или разрушение манжет вала.
Чтобы устранить эту неисправность, ВОМ снимают и осматривают прокладку между задним мостом и крышкой, при прорывах прокладку заменяют. Если масло подтекает из-под хвостовика, выполняют операции, показанные на рисунках 11–13, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и заменяют манжеты.
Заметное снижение мощности, передаваемой от трактора к сельскохозяйственной машине, продолжение вращения хвостовика при выключении ВОМ свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент или о чрезмерном их износе.
При возникновении таких признаков в первую очередь регулируют тормозные ленты.
Если регулировкой устранить неисправность не удалось, ВОМ снимают с трактора. Затем снимают тормозные ленты (рис. 11) и штангенциркулем измеряют их толщину. При толщине лент менее 2,5 мм их заменяют новыми.
Значительный шум, увеличивающийся с повышением нагрузки, вращение вала ВОМ с остановками и рывками свидетельствуют о значительном износе подшипников, шлицев, сателлитов или их осей.
Техническое состояние этих деталей определяют после снятия ВОМ. Для осмотра крышку ВОМ зажимают в тисках и, прокручивая хвостовик, осматривают зубья, рукой проверяют перемещение хвостовика в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, вал отбора мощности разбирают (рис.11–16) и заменяют непригодные детали.
При полной или частичной разборке понижающего редуктора, коробки передач, заднего моста, замены отдельных шестерен, подшипников проводят обкатку трансмиссии, для чего поддомкрачивают ведущее колесо и специальной рукояткой проворачивают хвостовик вала отбора мощности, включая поочередно все передачи. Вал ВОМа при этом должен быть включен на синхронный привод. Все шестерни должны вращаться свободно, без заедания.
Возможные неисправности ВОМ трактора МТЗ-80/82, способы обнаружения и устранения
Наиболее характерные неисправности заднего ВОМ приведены в табл.1.
Таблица 1. Возможные неисправности заднего ВОМ, способы обнаружения и устранения
Заедание рычага управления валом отбора мощности (ВОМ) свидетельствует о неработоспособности механизма усиления (стакана пружины). Затрудненное переключение поводка переключения ВОМ с независимого на синхронный привод свидетельствует об износе или смятии кулачков муфты переключения.
Для выявления причин неисправностей осматривают механизм управления ВОМ и, обнаружив поврежденную резьбу или деформацию болтов и тяг, заменяют дефектные детали. Особо внимательно проверяют механизм усиления, включая и выключая вал отбора мощности и наблюдая за его работой. Если имеются глубокие вмятины на стакане пружины, заклинивание стакана, трещины в проушине или рычаге валика управления, стакан снимают в сборе (рис. 1).
Рис. 1. Снятие стакана пружины механизма усиления в сборе
1 – установочный болт; 2 – регулировочный болт; 3 – контргайка; 4 – стопорный болт; 5 – рычаг
При этом соблюдают осторожность и придерживаются строгой последовательности:
1) переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и в заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1;
2) свинчивают контргайку 3 по направлению к головке регулировочного болта 2 и после этого заворачивают болт до отказа в рычаг 5 валика переключения;
3) заворачивают до упора стопорный болт 4 в стакан пружины и, придерживая его рукой, осторожно выкручивают регулировочный болт.
При его выкручивании освобожденная крышка стакана не должна перемещаться относительно его корпуса. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. При необходимости разборки зажимают его в струбцине или под прессом и выворачивают стопорный болт 4. Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют струбцину или пресс.
При неисправности кулачковой муфты снимают кабину и отсоединяют коробку передач от заднего моста. Затем выполняют операции, показанные на рисунке 2, и заменяют изношенные детали.
Рис. 2. Снятие кулачковой муфты
Шумы и стуки в корпусе заднего моста, вращение вала привода ВОМ рывками свидетельствуют об износе шлицев или зубьев вала коронной шестерни, а также об износе подшипника №210.
Чтобы оценить состояние коронной шестерни и определить потребность ее в ремонте, ВОМ снимают с трактора (рис. 3-6).
Рис. 3. Снятие козырька ВОМ и колпачка хвостовика вала
Рис. 4. Снятие крышки регулировочных болтов тормозных лент
1 – крышка; 2 – трансмиссия
Рис. 5. Выкручивание регулировочных 6олтов тормозных лент (обозначены стрелками)
Рис. 6. Выпрессовка ВОМ из корпуса заднего моста
1 – технологические болты
Выпрессовку ВОМ проводят с помощью технологических болтов 1 (рис. 6). Затем перемещают коронную шестерню в осевом и радиальном направлениях, проверяя наличие зазоров. Если имеются поломки или значительные перемещения, вал заменяют. Для этого отсоединяют задний мост от коробки передач, снимают кулачковую муфту (рис. 2), выворачивают установочный болт 1 (рис.7) и выпрессовывают вал 2.
Рис. 7. Выворачивание установочного винта подшипника вала коронной шестерни
Чтобы спрессовать подшипник № 210 с вала и снять коронную шестерню, выполняют операции, показанные на рисунках 8, 9.
Рис. 8. Снятие стопорного кольца подшипника
Рис. 9. Спрессовка подшипника №210 вала коронной шестерни через технологические отверстия
Перед запрессовкой вала с коронной шестерней в сборе в корпус заднего моста совмещают отверстие для болта и проточку в стакане подшипника (рис. 10).
Рис. 10. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста
Ощутимое рукой осевое перемещение хвостовика ВОМ свидетельствует о нарушении фиксации и ослаблении затяжки гайки 4 вала ВОМ.
Чтобы это устранить, ВОМ снимают с трактора. В случае повреждения резьбы гайку свинчивают с вала (рис. 11) и, при возможности, восстанавливают резьбу механической обработкой.
Рис. 11. Отворачивание гайки хвостовика, снятие тормозных лент
Если резьба не восстанавливается без снятия вала, механизм разбирают. Для этого выполняют операции, показанные на рисунках 12, 13, снимают стопорное кольцо и выпрессовывают вал из крышки.
Рис. 12. Спрессовка водила в сборе с подшипником
Рис. 13. Спрессовка барабана включения в сборе
Следы масла на крышке ВОМ указывают на потерю эластичности или разрушение манжет вала.
Чтобы устранить эту неисправность, ВОМ снимают и осматривают прокладку между задним мостом и крышкой, при прорывах прокладку заменяют. Если масло подтекает из-под хвостовика, выполняют операции, показанные на рисунках 11-13, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и заменяют манжеты.
Заметное снижение мощности, передаваемой от трактора к сельскохозяйственной машине, продолжение вращения хвостовика при выключении ВОМ свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент или о чрезмерном их износе.
При возникновении таких признаков в первую очередь регулируют тормозные ленты.
Если регулировкой устранить неисправность не удалось, ВОМ снимают с трактора. Затем снимают тормозные ленты (рис. 11) и штангенциркулем измеряют их толщину. При толщине лент менее 2,5 мм их заменяют новыми.
Значительный шум, увеличивающийся с повышением нагрузки, вращение вала ВОМ с остановками и рывками свидетельствуют о значительном износе подшипников, шлицев, сателлитов или их осей.
Техническое состояние этих деталей определяют после снятия ВОМ. Для осмотра крышку ВОМ зажимают в тисках и, прокручивая хвостовик, осматривают зубья, рукой проверяют перемещение хвостовика в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, вал отбора мощности разбирают (рис.11–16) и заменяют непригодные детали.
Рис. 14. Замена сателлитов, их осей, водила
Рис. 15. Снятие стопорного кольца подшипника №209
Рис. 16. Выпрессовка подшипника №209 из барабана ключения
При полной или частичной разборке понижающего редуктора, коробки передач, заднего моста, замены отдельных шестерен, подшипников проводят обкатку трансмиссии, для чего поддомкрачивают ведущее колесо и специальной рукояткой проворачивают хвостовик вала отбора мощности, включая поочередно все передачи. Вал ВОМа при этом должен быть включен на синхронный привод. Все шестерни должны вращаться свободно, без заедания.
Сборка и установка
Соберите тормозную ленту, для чего установите палец винта в прорезь рычага, сделав насечки у кромок прорези. При этом палец винта должен свободно проворачиваться в прорези рычага вокруг своей оси, не выпадая из пазов. Установите рычаг на ленту, закрепите штифтом и раскерните в трех точках с двух сторон.
Соберите заднюю крышку, устанавливая детали в последовательности, обратной разборке. При этом штифты осей должны быть запрессованы в крышку заподлицо с поверхностью бобышки, зазоры между торцами деталей, устанавливаемых на оси, должны быть равномерными, рычаг ленты тормоза должен свободно, без заеданий проворачиваться на оси под действием тормозной ленты. Подшипник 310 должен быть надежно застопорен кольцом.
Соберите водило (рис. 17), для чего смажьте солидолом внутренние поверхности сателлитов, установите в каждый распорную втулку 3, ролики 4, установите собранные сателлиты в водило, вставив в них оси 5, и закрепите их штифтами 6 заподлицо с торцом водила. Сателлиты устанавливайте закругленной стороной зубьев в сторону штифтов. Вращение их на осях должно быть свободным, без заеданий.
Рис. 17. Водило ВОМ
1 – водило в сборе; 2 – сателлит; 3 – втулка распорная; 4 – ролики; 5 – ось сателлита; 6 – штифт
Запрессуйте вал заднего ВОМ в подшипник задней крышки до упора в бурт и вставьте две уплотнительные манжеты.
Таблица 2. Дефектация деталей заднего вала отбора мощности
Напрессуйте на вал заднего ВОМ солнечную шестерню в сборе с подшипниками и барабаном, установите распорную втулку водила в сборе, напрессуйте подшипник, закрепите детали гайкой, раскернив ее в двух местах. Вал заднего ВОМ должен вращаться в подшипниках свободно, без заеданий; солнечная шестерня при остановленном водиле должна вращаться легко, без заеданий; при остановленной солнечной шестерне водило с валом ВОМ должно вращаться легко, без заеданий. Установите и закрепите основание в сборе.
Установите прокладку и собранную заднюю крышку на шпильки, введя подшипник вала ВОМ в выточку вала коронной шестерни, зубья сателлитов в зацепление с зубьями коронной шестерни, а ось тормозной ленты и ось рычагов в отверстия корпуса заднего моста. Закрепите крышку, установите кожух в сборе на шпильки и закрепите его.
Зафиксируйте рычаг валика управления ВОМ в нейтральном положении технологическим болтом, ввернутым в отверстия рычага и корпуса.
Прикрепите левый и правый раскосы к передним тягам.
Пропустите регулировочные винты через отверстия валика управления и вверните их в пальцы рычагов тормозов до отказа, затем отпустите каждый винт на 2,5-3 оборота. При затрудненном вращении ВОМ отверните винты еще на 0,5 оборота. Выверните технологический болт.
Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности
Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами отбора мощности. Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.
Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.
Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.
Планетарный редуктор ВОМ.
В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 28 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.
Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 35 и 34 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту. Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ включён». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами. В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.
Режимы работы ВОМ и переключение скорости вращения
Кулачковая муфта 39 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.
Независимый режим
В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.
Синхронный режим
В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.
Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.
Скорость вращения независимого режима
Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону — 1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора. Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.
Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.
Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.
Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину. Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.
Неисправности ВОМ
1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали.
2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.
3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.
Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:
4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.
Регулировка.
Регулировка фрикционных лент редуктора ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:
Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.
Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.
В состав комплекта входит:
Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).
Практические советы по использованию.
Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:
При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом. Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины. Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.