волкодав истовик камень о чем
Истовик-камень
Истовик-камень — вымышленное философское понятие, предмет суеверий рабов в Самоцветных горах. Описывается в романе Марии Семёновой «Волкодав. Истовик-камень». Представляется камнем, который лучше, красивее или дороже любого из существующих самоцветов. В то же время, чёткого объяснения, чем именно является Истовик-камень, не существует; есть лишь гипотезы.
Версии [ ]
Считается, что Истовик-камень можно найти в Самоцветных горах, если иметь нужные способности и черты характера для этого. Например, считается, что на могиле Белого Каменотёса во время молитвы можно увидеть призрачный огонёк, следуя за которым, можно прийти к Потаённому Занорышу, в котором скрывается Истовик-камень.
После обвала на двадцать девятом уровне Южного Зуба Самоцветных гор Каттай, ставший его свидетелем, раздумывает об огромном самоцвете, который остался неизвлечённым. Он рассматривает вариант, что этот самоцвет и был Истовиком-камнем.
Тиргей Эрхойр объясняет понятие «Истовик-камень» следующим образом:
« |
| » |
Волкодав, смертельно раненный, но вышедший на свободу из рудников, силится дойти до ближайшей скалы, чтобы упасть и умереть уже за ней, но чтобы обитатели рудников запомнили его ушедшим на свободу. Именно эта скала и представляется ему Истовиком-камнем.
Волкодав. Истовик-камень
«Волкодав. Истовик-камень» — третий роман российской писательницы Марии Семёновой в жанре исторического фэнтези в серии «Волкодав», написанный и впервые изданный в 2000 году.
Сюжетно роман является приквелом всех остальных книг Семёновой о Волкодаве. В нём рассказывается о детстве и юности главного героя Волкодава, после того как сегваны продали его в рабство в Самоцветные горы. Книга повествует о жизни Волкодава в Самоцветных горах, в том числе о победе над надсмотрщиком Волком, ставшей причиной его освобождения из рабства.
Содержание
Сюжет [ ]
Караван Ксоо Таркима [ ]
Добрый подросток-невольник Каттай, идущий в рабском караване Ксоо Таркима в Самоцветные горы, во время привала засыпает под кустом и пропускает отбытие каравана. Проснувшись, он идёт по лесной дороге, страшась окружающей местности и стремясь догнать караван. Наконец, во время следующего привала каравана Каттай догоняет хозяев и говорит Таркиму правду, по какой причине он отстал. Тарким, видя разбитые ноги Каттая, разрешает мальчику помазать ноги целебным бальзамом и ехать в повозке, пока ноги не заживут.
Караван Ксоо Таркима вновь останавливается, когда хозяин встречает двух торговцев, везущих клетку с двумя подростками-невольниками — Волчонком и Щенком. Тарким, предварительно узнав о них главное, покупает этих невольников. Щенок показывает новым хозяевам свой непокорный нрав: отказывается разговаривать с надсмотрщиком Харгеллом, а когда тот пытается действовать палкой, Щенок перехватывает её. В конце удачного дня Тарким отдыхает и играет на каррикане, однако музыку портит Щенок своим воем. Невольник ломает палку подоспевшего Харгелла, после чего надсмотрщик даёт один из обломков палки Волчонку и заставляет мальчика бить ею своего соплеменника Щенка в полную силу.
Приблизившись к рудникам, караван встречает их резидентов, в числе которых распорядитель Шаркут и надсмотрщик Гвалиор. Перед началом торга Тарким позиционирует Каттая как самого дорогого раба в его караване, ссылаясь на его способность искать драгоценные камни в породе. Напротив, Щенок становится самым дешёвым рабом из-за его беспокойного и дерзостного нрава.
Рудники [ ]
В Самоцветных горах Шаркут, протестировав Каттая на мелочах, решается проверить его в настоящем деле. Шаркут вместе с Каттаем и нынешним лозоходцем Каломиным отправляются на двадцать первый уровень Южного Зуба, чтобы проверить, имеет ли продолжение внезапно оборвавшаяся изумрудная жила за гранитным желваком. Действуя независимо, Каломин и Каттай слушают породу. Каломин предсказывает, что жила продолжается, а Каттай, положившись на своё чутьё, делает вывод, что там ничего нет. Распорядитель принимает решение послушать совета Каломина и обойти гранитный желвак силами рабов, а Каттая за время работы в забое держит у себя в покое. Оказывается, что Каттай был прав. Мальчику меняют обычную бирку на серебряную серьгу — «ходачиху», он становится новым лозоходцем, причём лучшим на памяти Шаркута. Когда в мастерской Каттаю грубит один из мастеровых рабов, Шаркут, на глазах у которого это происходит, оттягивает мастерового за ухо.
Каттай отправляется проведать своих знакомых по рабскому каравану Щенка и Волчонка. Те в это время работают на тележке, в которой из рудников вывозится пустая порода. Рядом работает малолетний подбиральщик Аргила, который перебирает вывозимую из рудников пустую породу на предмет незамеченных ранее драгоценных камней в ней. В какой-то момент, Щенок, проходя с тележкой мимо Аргилы, бросает ему кусок породы с самоцветом. Аргила бежит к надсмотрщику Гвалиору, показывая «находку» и надеясь тем самым получить прибавку к пище, но Гвалиор тем временем видит, как Щенок и Волчонок, опрокинув тележку, дерутся. Причина драки — самоцвет, выкинутый Щенком Аргиле. Подоспевший Гвалиор останавливает драку, ударив обоих кнутом, и приказывает рабам убраться с его глаз. Находку Аргилы Гвалиор одобряет.
Когда Каттай добирается до Щенка и Волчонка, те продолжают сердиться друг на друга. Встретившись с Каттаем, Волчонок интересуется, как он получил «ходачиху», намереваясь узнать полезную для себя информацию. Затем Щенок показывает Каттаю Долину, где живут хозяева Самоцветных гор.
Когда приходит время перекуса рабов и им привозят еду, Аргила получает свою увеличенную порцию за сегодняшнюю находку. Однако Волчонок, приписывающий найденный самоцвет себе с Щенком, пытается силой отобрать у Аргилы еду. За Аргилу заступается Щенок, в результате чего между ним и Волчонком завязывается драка. Когда Щенка и Волчонка разнимают надсмотрщики, Волчонок обещает Щенку, что тот ещё назовёт его господином. Главный назиратель Церагат, видящий это, забирает Волчонка с собой. Надсмотрщик Гвалиор приставляет к Щенку в помощники Аргилу вместо ушедшего Волчонка, однако Щенок отказывается работать с сегваном.
Во время молитвы на могиле Белого Каменотёса Каттай видит клюку Каломина и понимает, что его принесли в жертву иссякнувшему забою.
Каттай, нашедший кусок горного хрусталя, вместе с Шаркутом и Волчонком отправляется в Сокровищницу, которая находится в Долине. Находясь в Долине, Каттай чувствует великую опасность, исходящую из недр, а внутри Сокровищницы впервые видит одного из Хозяев, причём увиденное его далеко не радует.
Однажды во время перекуса рабов-подростков один из невольников Сфенгар препятствует Аргиле в получении еды, чтобы самому съесть больше. Вновь за Аргилу заступается Щенок. Сфенгар оскорбляет Щенка, после чего тот расплетает косы и начинает драку со Сфенгаром. В процессе драки Щенок проламывает Сфенгару череп острым обломком гранита. Становится вероятной опасность Щенка не только для рабов, но и для надсмотрщиков. По приказу Церагата Щенку дают сорок плетей, клеймят, заковывают как опасного и отправляют на семнадцатый уровень.
Каттай приходит на двадцать девятый уровень, намереваясь повторно открыть иссякнувшую жилу Пламени Недр, чтобы выкупить себя и своих друзей из рабства. В забое он чувствует продолжение жилы самоцветов, однако кроме этого — Опасность, исходящую из недр, ту же, которую он почувствовал в Долине. Каттай исследует забой и откалывает пару самоцветов, которые затем несёт Шаркуту.
На семнадцатом уровне работают бывший воин Мхабр и калека Динарк, когда туда доставляют избитого умирающего Щенка, который в результате последних событий стал называться Псом. Мхабр, зная о том, что Пёс вынес все побои молча, использует умения, перешедшие к нему от предков, чтобы вернуть Пса к жизни.
Уже очнувшегося и работающего Пса посещает Каттай. Мальчик приносит венну еду, однако тот хочет, чтобы с ним эту еду разделили Каттай, Мхабр и Динарк. Затем забой посещает надсмотрщик Волк, бывший ранее Волчонком. Каттай, используя свой статус, защищает своих друзей.
Каттай рассказывает Шаркуту о повторно найденных камнях, а также об Опасности, которую мальчик почувствовал. На двадцать девятом уровне силами рабов начинается разработка повторно открытого Пламени Недр. На входе в забой по приказу Шаркута устанавливаются бронзовые ворота. Каттай часто посещает свой забой, где среди рабов работает его старый знакомый Дистен. С продвижением вперёд камни становятся всё красивее и ценнее. Однажды Каттай, пришедший на выработку, обнаруживает, что все рабы закованы. Дистен сообщает Каттаю, что рабы увидели знамение Горбатого Рудокопа, и шесть рабов попытались зайти туда раньше других, за что рабов избили и заковали. Затем Каттай, попытавшийся почувствовать в породе следующий драгоценный камень, вновь ощущает Опасность, но уже реальную. Налетев на Шаркута, Каттай умоляет распорядителя вывести из забоя всех людей, однако тот не слушает. Присутствующие становятся свидетелями выходящих из потревоженной породы подземных мечей, после чего Шаркут и надсмотрщик Бичета сводят бронзовые створки, оставив всех находящихся там рабов, кроме Каттая, внутри забоя.
Подбиральщик Аргила, медленно умирающий от рудничной болезни и ставший из-за этого подметальщиком, приходит к Псу. В знак дружбы Аргила дарит Псу ценный кусок горного хрусталя, в котором видны сосны, как на родине подметальщика. Аргила и Пёс разговаривают — видимо, в последний раз, — назвав друг друга братьями, несмотря на враждебное отношение Пса к сегванам.
Шаркут лишает Каттая свободы, отобрав «ходачиху» и оставив в своих покоях. Пока Шаркут, принявший дозу серого порошка, находится в бессознательном состоянии, Каттай, забрав лежащую на столе «ходачиху», оставляет последнюю на могиле Белого Каменотёса и уходит в Бездонный Колодец — вдогонку погибшим по его вине восемнадцати рабам.
Пёс, лёжа во время отдыха, планирует, как он после освобождения из рудников убьёт Людоеда. Он пытается осознать свои ошибки в драке с Волчонком, и из-за резких движений и шума, создаваемого цепью, будит Мхабра и Динарка. Мхабр, поняв смысл телодвижений Пса, начинает учить Пса тому бою, которым владеет сам.
Четыре года спустя [ ]
Надсмотрщик Гвалиор, раздумывая о письме, которое придёт к нему от возлюбленной Эрезы, и обдумывая ответ, приводит рабов на «святую» площадку. Там их встречает Волчонок, ставший Волком. Он собирается сразиться с одним из рабов, при победе которого рабу обещается свобода. На поединок вызывается раб Мал-Нахта. Перед тем как встретиться в поединке, Волк оскорбляет Мал-Нахту, чем вызывает в нём ярость и тем самым получает перед ним преимущество. Хладнокровный Волк легко одерживает победу над разозлённым рабом.
К рудникам прибывает караван Ксоо Таркима, и на встречу с Харгеллом приглашают надсмотрщика Гвалиора. Гвалиор, предвкушающий получение письма от Эрезы, узнаёт о том, что невеста изменила ему и вышла замуж за другого, вернув Гвалиору кольцо и все его подарки. Вернувшись на рудники, Гвалиор напивается и уходит в Бездонный Колодец. Узнавший об этом Церагат объявляет по рудникам, что тому из рабов, кто отправится в Бездонный Колодец и приведёт оттуда Гвалиора, будет дана свобода. Добровольцев оказывается много, и помощники Церагата отбирают двоих — Тиргея и Пса. Они вдвоём и отправляются в Бездонный Колодец.
Преодолев по пещерам Колодца небольшое расстояние, Тиргей и Пёс находят спящего Гвалиора. Когда они будят его, надсмотрщик заявляет о своём отказе возвращаться, однако рабы предлагают ему вместе с ними попытаться отыскать противоположный выход из Бездонного Колодца на свободу, которым Колодец наделила людская молва. Проходцы одолевают множество спусков, встречая на своём пути останки легендарных личностей, якобы вышедших на свободу через Бездонный Колодец, — Рамауру Шесть Пальцев и Кракелея Безносого. Наконец путники попадают в последнюю пещеру, заканчивающуюся тупиком. Там они находят светящееся озеро с ядовитой водой, плавающее на его поверхности тело Лигирия Умника, а также тело Каттая, сидящее на берегу и никак не изменившееся после смерти. Вдруг вода в озере, до которой нельзя дотрагиваться, начинает разливаться на всю пещеру, и путникам приходится бежать туда, откуда они пришли. Тиргей падает в воду, после чего, оказавшись в безопасности, обмывается под водопадом. Гвалиор принимает решение всё-таки вернуться в рудники, поскольку Тиргей и Пёс стали его друзьями, а за Гвалиора им обещали свободу.
В результате действия ядовитых вод озера Тиргей всё-таки заболевает. Обратный путь он преодолевает с трудом, один раз даже попытавшись совершить самоубийство. Трое проходцев успешно возвращаются к людям. После этого Харгелл поит Гвалиора вином до беспамятства, после чего увозит его из рудников. Церагат не сдерживает перед Тиргеем и Псом обещания дать им свободу за Гвалиора.
Гвалиор приходит в себя в караване Ксоо Таркима, когда тот отправляется в обратный путь. Узнав, что Тиргею и Псу не была дана свобода, он решает вернуться на службу в Самоцветные горы.
Пса и Тиргея отправляют крутить водяной ворот — на самую тяжёлую работу в рудниках. Так как Тиргей по болезни уже очень слаб, Пёс крутит ворот за двоих, а Тиргей при появлении надсмотрщиков просто делает вид, что крутит. Вернувшийся в рудники Гвалиор иногда посещает невольников, приносит им еду, помогает крутить ворот. Пёс, помня легенды и поверья, делится своей порцией с летучей мышью, которая становится всё смелее и подлетает к человеку всё ближе.
Возле места происшествия собирается народ, туда приходит и Гвалиор. Церагат даёт указание распять Пса, однако за того заступается Гвалиор, которому Пёс в своё время спас жизнь. Гвалиор договаривается с Церагатом о том, что будет в течение года работать бесплатно и содержать Пса в обмен на оставление Церагатом жизни Псу.
Свобода [ ]
Забитый фактически до смерти Пёс начинает медленно и неуверенно поправляться при поддержке Гвалиора. Однажды его посещает жрец Богов-Близнецов Хономер, который приезжает в Самоцветные горы с целью выкупа единоверцев. Несмотря на искушение, Пёс говорит ему, что молится своим богам, и Хономер покидает его.
Создание и выпуск [ ]
Роман является приквелом всех остальных книг, повествуя о событиях, произошедших ранее всех остальных книг серии. Несмотря на это, «Волкодав. Истовик-камень» по хронологии написания стал третьей книгой в серии. Написание романа продолжалось с июня по октябрь 2000 года. Первая версия романа была издана в 2000 году, после чего многократно переиздавалась в рамках серии романов о Волкодаве. Последнее переиздание к настоящему времени состоялось в 2014 году.
Издания [ ]
В следующей таблице перечислены издания данного романа.