в чем смысл жизни буддиста
81 изречение Будды о счастье, жизни, любви, смерти и изменениях
1 min
Будда учил нас, как достичь просветления, чтобы выбраться из нашей собственной незрелости. Становясь просветленными, мы используем наше собственное понимание себя для личностного роста.
Сегодня мы попытаемся получить представление о том, каково это – жить как человек, который получил просветление через содержательные изречения Будды о жизни, смерти и всем, что между ними.
Мы собрали 81 цитату Будды на темы счастья, любви и сострадания, мира, гнева, жизни, смерти, изменения, мудрости и действия.
Кем был Будда?
Известно лишь несколько подробностей о жизни Сиддхартхи Гаутамы, человека, который впоследствии стал известен во всем мире как Будда, или Просветленный. Он родился в привилегированной семье, в деревне недалеко от современного Непала в 5-м или 6-м веке.
Будда
Будучи принцем по статусу, он познал трудности внешнего мира только когда ему было около 20 лет. Этот опыт побудил его отправиться на поиски просветления (или Нирваны). Достигнув Нирваны, он стал известен как Будда.
Он передал свое учение многим, чтобы и другие могли достичь Нирваны.
Представляем вам великие выражения Просвещенного.
81 цитата Будды о счастье, жизни, любви и сострадании
Цитаты Будды о счастье
«В природе вещей радость возникает в человеке, свободном от угрызений совести.»
«Дисциплинированный ум дарует счастье.»
«Пусть у всех существ будут только счастливые мысли.» — Будда
«Отпусти то, что не принадлежит тебе. Отпустив, ты надолго обретешь счастье и благо.»
«Если человек говорит или действует с чистой душой, счастье следует за ним словно тень.»
«Тот, кто всегда стремится почитать старших и помогать им, достигает четырех благословений: долгая жизнь и красота, счастье и сила.» — Будда
«Нелепо думать, что кто-то кроме тебя самого может сделать тебя счастливым или несчастным.»
«Тот, кто сам, находясь в поиске счастья, жестоко угнетает других существ, которые также желают счастья, не достигнет счастья в будущем.»
«Поистине счастлив тот, кто ничем не владеет.» — Будда
«Нет огня, подобного похоти, и нет преступления, подобного ненависти. Нет зла, подобного совокупностям существования, и нет покоя выше покоя Нирваны.»
«Мир слеп; здесь лишь немногие способны узреть. Лишь немногие, подобно птицам, вырываются из сетей и попадают в царство блаженства.» — Будда
«Если, отказавшись от меньшего счастья, можно достичь большего счастья, то пусть мудрый откажется от меньшего в надежде о большем.»
«Пусть он общается с друзьями, которые благородны, энергичны и чисты в своих помыслах, пусть он будет искренним и благородным в своем поведении. Таким образом, наполненный радостью, он положит конец страданиям.»
«Полный радости, полный веры в учение Будды, монах достигает состояния покоя, свободный от повседневных рутинных дел.» — Будда
«Счастье никогда не придет к тем, кто не в состоянии ценить то, что у них уже есть.»
«Если человек совершает доброе дело, пусть делает это снова и снова. Пусть он найдет в этом удовольствие, ибо блаженно свершение добрых дел.»
«Опутанный узами ненависти, тот, кто ищет счастья, причиняя боль другим, никогда не освободится от ненависти.»
«Тысячу свечей можно зажечь от одной свечи, и жизнь этой свечи не будет скоротечна. Счастья никогда не будет меньше, если разделить его с кем-то.» — Будда
В буддизме развитие чувства сострадания является одним из способов достижения просветления. Проявлять сострадание – значит хотеть, чтобы все существа на земле испытали счастье и свободу от страданий. Это также значит прилагать усилия для облегчения страданий других людей.
Ниже приведены цитаты Будды о любви и сострадании, которые, мы надеемся, вдохновят вас стать более добрым и любящим по отношению к другим.
цитаты Будды о любви и сострадании
Цитаты Будды о любви и сострадании
«Если ты по-настоящему любишь себя, ты никогда не сможешь причинить боль другому.»
«Подобно тому, как мать защищает единственного ребенка ценой своей жизни, пусть каждый культивирует в себе безграничную любовь ко всем существам на земле.»
«Излучайте безграничную любовь ко всему миру.» — Будда
«Мы будем развивать и культивировать освобождение разума через милосердие, сделаем его своим проводником, сделаем его нашей основой, зафиксируем его, будем упражняться в этом деле и совершенствовать его.»
«В этом мире ненависть никогда не искоренить с помощью ненависти; победить ненависть может только любовь. Это вечный закон.»
«Если что-то нужно сделать, делай это от всего сердца.» — Будда
«У того, кто любит 50 человек, 50 бед; у того, кто никого не любит, нет бед.»
«Истинная любовь рождается из понимания.»
«Вы можете искать по всему миру того, кто более достоин вашей любви и заботы, чем вы сами, и нигде вы этого человека не найдете. Вы сами, как никто другой в этом мире, заслуживаете любви и заботы.»
«Любовь – это дар одной сокровенной души другой, таким образом, две души могут стать единым целым.» — Будда
«На небе ответа не найдешь. Ищи ответ в своем сердце.»
«Если хочешь быть добр с другими, сначала стань добрым к себе.»
«Наши печали и раны исцеляются только тогда, когда мы прикасаемся к ним с состраданием.»
«Вы должны уважать друг друга и воздерживаться от ссор; вы не должны, как вода и масло, отталкивать друг друга, но должны, как молоко и вода, смешиваться вместе.» — Будда
Гнев – это эмоция, которую необходимо понять и обуздать, чтобы ее разрушительный потенциал был направлен в правильное русло.
Мир и принцип ненасилия проповедуются Буддой через его учения. На самом деле, Буддизм – одна из самых мирных религиозных традиций в мире.
Ниже приведены несколько цитат Будды о мире и зле. Пусть эти слова помогут вам задуматься о том, каково это – жить свободным от гнева и ненависти. О том, как быть по-настоящему свободным и поистине счастливым.
Цитаты Будды о смирении и злости
«Смирение это высшее благословение.»
«Позор тому, кто бьет святого, и еще больший позор тому, кто поддается гневу.»
«Вы не будете наказаны за свой гнев, вы будете наказаны вашим же гневом.» — Будда #злость #любовь #цитаты
«Внешний враг существует только тогда, когда гнев присутствует внутри тебя.»
«Лучше тысячи бесполезных слов – одно полезное слово, услышав которое, обретаешь покой.»
«Когда вы не позволяете гневу проявиться, вы нигде не встретите врага.» — Будда
«Дружба – это единственное лекарство от ненависти, единственная гарантия мира.»
«Во время ссоры, как только мы чувствуем гнев, мы уже перестаем стремиться к истине и начинаем уходить в себя.»
«Все понять – значит все простить.»
«Весь секрет существования в том, чтобы не бояться. Никогда не бойтесь того, кем вы станете, не надо ни от кого зависеть. Только в тот момент, когда вы отвергаете всякую помощь, вы свободны.»
«Победить себя – это более великая задача, чем победить других.» — Будда
Предназначение жизни – именно это исследовал Будда, когда достиг просветления. Цитаты Будды о жизни, которые вы прочтете ниже, являются отражением того, как жизнь рассматривается в буддистской религии.
Цитаты Будды о жизни
«Ваша работа состоит в том, чтобы узнать свое предназначение, а затем всем сердцем отдаться ему.»
«Учите всех этой тройственной истине: щедрое сердце, добрая речь, жизнь в служении и сострадании – вот, что даст новую жизнь человечеству.»
«Нельзя надолго скрыть три вещи: солнце, луну и истину.» — Будда
«Найдите свое спасение в следующем – не зависеть от других.»
«Все, чем мы являемся – это результат того, о чем мы думаем. Разум – это все. Мысли материальны.»
«В конце концов, самое важное в этих истинах: насколько хорошо вы любили? Насколько полно вы жили? Насколько легко вы отпускали?» — Будда
«Каждое утро мы рождаемся вновь. Самое главное это то, что мы сделали сегодня.»
«Когда вы поймете, насколько все совершенно, вы запрокинете голову и будете смеяться от всей души.»
«Боль неизбежна. Страдание необязательно.»
«Жизнь так трудна. Как мы можем не быть добрыми?» — Будда
«Прошлое уже прошло, будущее еще не настало. Тебе осталось жить только одно мгновение.»
«Превратите свою жизнь в гирлянду красивых дел.»
«Будьте там, где вы есть, иначе вы пропустите саму жизнь.» — Будда
Цитаты Будды о смерти
«Все, что имеет природу зарождения, имеет природу вымирания.» — Будда
«Мир поражен смертью и разложением. Но мудрые не горюют, познав природу мира.»
«Некоторые не понимают, что мы должны умереть, но те, кто понимает это, прекращают всякие споры.» — Будда
«Осторожность – это путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Осмотрительные не умирают. Беспечные как будто уже мертвы.»
«Тот, кто действует в соответствии с совершенным учением Дхармы, пересечет царство смерти, которое не так легко преодолеть.»
«Ни в небе, ни в середине океана, ни у подножия горных расселин – нигде в мире нет места, где можно было бы скрыться от смерти.»
«Те мудрецы, которые безобидны и никогда не ограничиваются одной лишь физиологией, обретают бессмертное состояние, попав в которое, они больше не скорбят.»
«Из нежности рождается печаль, из нежности рождается страх. От того, кто не знает, что такое ласка, не узнаешь горя, откуда же тогда страх?»
Согласно буддийской вере, все в жизни постоянно меняется. Ничто не вечно. Более того, в буддизме мудрость является одной из двух основных целей в жизни (вторая цель – сострадание).
Чтобы достичь просветления, нужно принять непостоянство всего. Кроме того, человек должен стремиться жить сострадательной жизнью, постоянно стремиться к мудрости и действовать разумно.
Следующие цитаты помогут выделить важные мысли и показать нам, где мы можем применить слова Будды в нашей повседневной жизни.
Цитаты Будды об изменении, мудрости и действии
«Ничто не вечно.» — Будда
«Один момент может изменить день, один день может изменить жизнь, и одна жизнь может изменить мир.»
«Лучше постоянно путешествовать, чем прибыть в какую-то точку назначения.»
«Кувшин наполняется капля за каплей.» — Будда
«Хаос присущ всем сложным вещам. К чему угодно стремитесь с усердием.»
«Если бы мы могли разглядеть чудо в одном лишь цветке, вся наша жизнь изменилась бы.»
«Если проблему можно решить, зачем беспокоиться? Если проблему решить нельзя – беспокойство о ней не принесет вам никакой пользы.» — Будда
«Человека называют мудрым не потому, что он постоянно говорит о чем-то; человек зовется мудрым, если он поистине миролюбив, спокоен и бесстрашен.»
«Ничто никогда не существует в полном одиночестве; все существует в зависимости от всего.»
«Если вы стоите в правильном направлении, все, что вам нужно – это продолжить идти.» — Будда
Если какая-либо из работ Будды отозвалась в вашем сердце, мы будем рады, если вы поделитесь этой статьей у себя в социальных сетях.
Всего наилучшего вам на пути к просветлению!
Новые комментарии:
Отменить ответ
Спасибо за статью. Размышлял про когда-то услышанную цитату психолога Фрейда — «Все о чем мы думаем тем и являемся», и не когда не думал что сам Будда об этом говорил. Приятно удивлен :->))
Философия жизни в буддизме
Буддизм возник в Индии в VI веке до н.э. и является одной из самых древних мировых религий. В процессе распространения учения появилось множество буддийских школ с существенными различиями в концепциях и обрядовых практиках. Большинство последователей насчитывает буддийская школа Махаяна (Великая колесница), где основной упор идет на самопознание, практику медитации и правильный образ жизни. Меньшая часть верующих разделяет ортодоксальные взгляды на буддизм школы Хинаяна (Малая колесница), где проповедуют монашеский образ жизни и стремление попасть в нирвану.
Главная цель буддистов состоит в достижении просветления – состояния покоя, блаженства и понимания сути всех вещей с последующим уходом в нирвану – космический Абсолют.
Наиболее широко религия распространена в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, таких как Япония, Китай, Вьетнам, а также Тибет, Таиланд, Шри-Ланка и других.
Путь Будды к Просветлению
Согласно учению, Гаутама Будда вырос в царской семье и должен был унаследовать трон, но произошли несколько встреч, которые перевернули его сознание и дальнейшую жизнь. Дело в том, что отцу Будды заранее предсказали о великой карьере будущего сына, предупредив, что он может стать успешным правителем или известным духовным наставником. Царь, не желая сыну скитаний, оградил его от возможных размышлений о тяготах жизни. Принц вырос в окружении молодых, здоровых и красивых людей, ничего не зная о старости, болезнях и смерти. С Гаутамой Буддой занимались лучшие учителя того времени, обучая его военному ремеслу и искусству правления. Но однажды принц все же столкнулся с действительностью и узнал, что люди могут болеть, умирать и страдать. Эти откровения настолько его потрясли, что он отказался от жизни в роскошном дворце и отправился на поиски истины.
Много времени прошло в скитаниях и лишениях, прежде чем Будда достиг состояния просветления и осознал все тайны бытия. На этом этапе он мог покинуть мир и уйти в нирвану, став частью Бесконечного Разума. Однако Будда решил остаться, чтобы помочь миллионам людей освободить от страданий их разум и постичь истинный смысл жизни.
Принципы буддизма
В основе буддизма лежит принцип перерождения — душа человека после смерти физического тела перерождается в новом теле и проживает следующую жизнь. Согласно закону кармы — воздаяния и наказания, человек ответит за свои поступки в следующей жизни, а, если придерживается праведного пути, тогда получит более счастливую судьбу.
Будда в момент просветления открыл для себя «4 благородные истины» о природе человеческих страданий и том, как их можно избежать.
Первая истина гласит, что страдания в жизни неизбежны, и с ними надо смириться.
Во второй истине говорится, что причиной страданий могут быть избыточные желания.
В третьей рассказывается, как можно прекратить бесконечные страдания и оказаться в нирване.
Четвертая истина описывает праведный путь, следуя по которому можно прийти к просветлению.
Будда призывает не подавлять свои чувства, а изначально стремиться не привязываться к чему бы то ни было вообще. Для этого требуется сознательный контроль мыслей и практика самонаблюдения. При этом следует концентрировать свое внимание на благоприятном и учиться созерцать мир, чему способствует медитация. Религия учит идти «срединным путем»: не впадать в крайности, избегать чрезмерных желаний и освобождать разум от избыточных мыслей. Чтобы достичь просветления, нужно вести правильный образ жизни. Для этого человек должен следить за чистотой своих мыслей, не желать никому зла и не совершать плохих поступков.
Будда обращает особое внимание, что у каждого человека должен быть свой путь к постижению истины и опираться необходимо исключительно на личный жизненный опыт, а его учение лишь подсказывает направление.
Смысл жизни глазами буддиста
«Наилучшее достижение для человека мыслящего: постичь постижимое и тихо склониться перед непостижимым».
Из меня неважный публицист, но попробую сформулировать свою позицию по извечному вопросу о смысле человеческого существования по-возможности прямо и просто, хоть это изначально и абсолютно бесперспективная задача.
«Недостающее звено между животными и настоящим человеком — это, по всей видимости, мы и есть».
Что же прячет человечество от самих себя?
Наше существование и выживание обеспечивается с помощью трех поведенческих доминант:
1. Выживание нас, как отдельного индивидуума. Желание есть, обеспечить себя благами и достатком и т.д;
2. Выживание нашего вида в целом. Сексуальное чувство, половое влечение, желание продолжения рода, забота о потомстве;
«Границы моего языка определяют границы моего мира».
«Дерзко думать, что согласование слов (а это и есть философия) имеет большое сходство с миром».
Самое страшное, что простые определения: машина, стул или допустим чайник практически ни чем не отличаются. Допустим «автомобиль», все конечно скажут, что в этом нет никакой концептуальной природы. Все ясно, как на ладони. Однако, что будет, если вытащить из него двигатель, снять двери и тормозные колодки. Будет ли это все тот же автомобиль, или нет? Уместно ли будет это же определение, или нужно искать другое?
Язык создан для решения практических задач нашими далекими предками, в первую очередь, для социального общения. Всегда, если вдуматься, мы рассказываем о происходящем, или даём какие-то указания…
«Ум имеет дело только со своими собственными проекциями. Он не имеет никакого отношения к тому, что вне его».
Итак может быть сам человеческий ум, сотворен идеально и не имеет огрех? К сожалению и древние мудрецы, и современная наука имеет совершенно другую точку зрения. Культурные установки подхваченные из социального пространства и нервная система обеспечивают наше базовое выживание, и базовое выживание наших близких любой ценой. Поэтому подавляющее количество нервных клеток нашего мозга обеспечивает нам как раз страдание и напряжение. Напрячься, сконцентрироваться и достичь цели любой ценой: в природе качество жизни особи принесено в жертву биологическом выживанию.
Наш ум формирует картинку окружающего мира не в соответствии с тем, какой этот окружающий мир на самом деле, а в соответствии задачами выживания и системой восприятия, что у нас есть. Восприятие внешних объектов, проходящее через сенсорную систему, имеет как минимум 3 ошибки.
1. Это ошибка непосредственно самих сенсоров. Если вдуматься, то каждое животное воспринимает мир абсолютно по-разному: кошка видит только два цвета, но прекрасно видит в ночи.
3. Ощущение окружающего мира, каким-то образом интерпретируется, исходя из тех взглядов и представлений, которыми мы в данный момент обладаем. В моем случае это русская культура со всеми плюсами и минусами, Львом Толстым и Виктором Пелевиным.
По большому счету наш ум оперирует сложно построенной иллюзией, которая строится не в соответствии с тем, каким является окружающий мир, а в соответствии с тем, как эта информация воспринимается и интерпретируется, где базовые мотивации во многом скрыты, исходя из того мировоззрения, которое мы имеем в настоящий момент.
Кроме того, будучи неотъемлемой частью природы, мы в то же время являемся частью этого окружающего мира, несмотря на то, что наш ум «как-то» это воспринимает. И в то же время в какой-то мере мы, можно сказать, вибрируем в такт, в такт с миром. Это наш ключ, ключ к выходу из круговорота страдания и череды неизбежностей.
«Понятия и суждения имеют смысл лишь постольку, поскольку им можно однозначно сопоставить наблюдаемые факты».
Выбор учения, которому я до сих пор следую, во многом происходил, исходя из описанных выше критериев:
понимание ограниченности человеческой природы и невозможности выразить высшую истину при помощи обыденной речи (языка вообще). Принципиально важным является, то, что непосредственное переживание истины должно принципиально менять качество жизни субъекта переживания. Для меня было откровением, что на область религиозного и духовного можно транслировать те же принципы, что и на мир научного. Во многом теоретическая база Буддизма тождественна философии Фрэнсиса Бэкона: вывод скерхъестественного за рамки предмета изучения, практический результат становится критерием истины, понимание наличия базовых предрассудков и принципиальную важность их преодоления.
В основе учения Буддизма лежит четыре благородных истины или наверно правильнее перевести четыре благородных факта (сatvāry āryasatyāni/cattāri ariyasaccāni санскрит/пали).
В-третьих, если есть страдание и оно причинно обусловлено, значит есть и его прекращение (nirvāṇa/nibbāna – санскрит/пали «затухание, угасание»). Это значит, что процесс страдания можно прекратить, если научиться работать с нашими базовыми реакциями. Нирвана – необратимо творческий режим свободы от пассивного реагирования.
В-четвёртых, есть путь, приводящий к избавлению от страдания и преодолению механического животного реагирования.
Итак надеюсь мне удалось, хоть немного, осветить самые важные аспекты человеческой природы и показать принципиальную возможность выхода из замкнутого круга человеческого бытия. Где мы подобно пьяному из анекдота ищем часы не там, где уронили, а там где светло. Посредством правильных взглядов (умения анализировать и интерпретировать то, что есть на самом деле, а не следовать навязанным стереотипам и бытовой обусловленности), правильного образа жизни (следования добродетели, умеренности и дисциплины) и практики медитации ( умения работать с собственным умом, преодоления напряжения-неведения и достижение собранности) можно достичь мудрости и более высоких состояний сознания, где все эти проклятые вопросы уходят и достигается истинное счастья. Состояние истинной свободы позволяет преодолеть жажду строительства очередной утопии, не несущей ничего кроме борьбы со сторонниками «неверных» взглядов.
Мы все пришли в этот мир по одному, но не в одиночестве. Жизнь в этом мире всегда компромисс, где приходится ставить приоритеты и чем-то жертвовать. Надеюсь это короткое введение в психофизиологический процесс под названием человек поможет посмотреть на привычные вещи под новым углом, отбросить страх и сделать шаг на пути внутренней эволюции.
Буддизм. Главные идеи учения, Суть, Принципы и Философия
Буддизм и его учение как все знают и как я уже рассказывал в предыдущей статье об истории буддизма, связано с величайшим Учителем на планете Буддой Шакьямуни.
Учение буддизма зародилось более 2500 лет назад в Индии, когда после 6 летней практики, в возрасте 35 лет, принц из царской семьи, и как его стали называть впоследствии Будда Шакьямуни достиг просветления или нирваны.
На чем же основаны принципы и философия буддизма, в чем его суть и главные идеи учения Будды. Наш сегодняшний рассказ об учении буддизма, о причине его возникновения, о буддийском взгляде на жизнь, и о том, что может дать человеку это замечательное учение, основанное на истине. Потому как, сам Будда Шакьямуни не говорил про буддизм, он назвал свое учение просто «истиной».
Главные идеи учения буддизма
I — Непостоянство
Одна из главных идей буддизма и непосредственно Будды заключается в том, что мир, в котором мы живем, основан на непостоянстве. Что означает непостоянство, а то, что все созданное будет разрушено.
К примеру, человек родившись должен умереть. Или с теми, кого вы горячо любите, рано или поздно, но тоже придется расстаться.
Если сказать по-другому, нет того, что могло бы продолжаться вечно в мире людей. И учение Будды помогает превзойти непостоянство или избавиться от него, чтобы обрести подлинное и нерушимое счастье.
А почему нужно стать выше непостоянства? Допустим, вы полюбили красивую женщину, и у вас сложились прекрасные отношения, и вы любите ее. Но чем больше вы ее любите, тем сильнее будете страдать в случае расставания с ней.
И у многих из нас есть, наверное, такой опыт, что расставаться с любимыми бывает очень тяжело. Но и это еще не все, так как именно привязанность приводит к новым реинкарнациям или перевоплощениям.
А сколько проблем возникает, когда по каким-то причинам приходится жить в семьях, где с вами могут плохо обращаться, к примеру, теща или свекровь или свекр.
Привычки и желания вашего партнера также меняются, его ум меняется – мы видим все тоже непостоянство. И превзойти такое всеобщее непостоянство – это мудрость буддизма, это его путь к счастью, это путь к просветлению в конечном итоге.
Вы знаете, в слове «просветление» есть слово «свет». Свет — это информация, это знание истины, что, к примеру, этот мир непостоянен, жизнь непостоянна, удовольствия непостоянны, взаимоотношения непостоянны.
А что такое тогда тьма или невежество с точки зрения истины или буддизма? Это отсутствие правильной информации, о непостоянстве в том числе.
II –Весь мир есть страдание
Вторая и не менее важная главная идея буддизма – этот то, что мир основан на страдании. Почему в буддизме даже радости считаются страданием. А потому, что они, в сущности, являются страданием. И это, потому что все вещи непостоянны в своей основе.
(Кстати у нас на ютуб канале есть уже видео о сути буддизма, так что можете посмотреть видео версию, но она не дублирует того что написано здесь, а наоборот дополняет)
3 вида страданий в буддизме
Второй вид страдания – это страдание от изменчивости. Например, ваш любимый человек, к которому вы были привязаны, ушел к другому человеку. Или допустим, ваш партнер получил увечья или ожог лица, тогда вы тоже страдаете. А что вы будете испытывать, если вас уволят с работы. Избежать подобных изменений невозможно.
Третий вид страдания связан с нашими чувствами и ощущениями. Вот мы едим приятную еду, она нам нравится и возникает привязанность. И вот мы объелись и нам плохо. Да это еще ладно, но ведь есть люди как в Африке, которым просто нечего есть.
И можете ли вы себе представить, что есть желание поесть, но нет еды. Вот где возникают настоящие страдания. Ну, а болезнь разве это не сущностное страдание, когда наше любимое тело заболевает. Вот это есть третье сущностное страдание.
III — Наши желания – источник страдания
Третья главная идея буддизма в том, что мы страдаем из-за наших желаний. Многим из нас кажется, что мы живем в этом мире по собственной воле. Однако, на деле это не совсем так, а лучше сказать совсем не так.
Вот человек умирает, хотя хочет еще пожить в этом мире, и каково ему, можете ли вы это представить. Где же здесь его воля? Нет, он вынужден умереть против своей воли.
А сколько людей хотели бы, чтобы их любил тот или иной человек, но этого не получается. Или кто-то хочет заработать денег, но тоже не получается. А если гордого человека унижают, когда он хочет показать свою гордость. И это говорит о том, что мы живем в этом мире не по своей воле, а нами всего лишь управляют наши желания и страдаем мы лишь из-за них.
IV – 12 звеньев взаимозависимого происхождения
Закон Будды Шакьямуни объясняет причины возникновения желаний в этом мире и что мы представляем собой, по сути.
Вообще в буддизме наше подлинное состояние называется не Бог, а именно состояние. И это состояние называют иногда Атман или Истинное Я. Это состояние независимого существования, где есть только огромное блаженство и огромное счастье.
Согласно этому закону буддизма, наше Истинное Я или Атман подверглось вмешательству трех изначальных энергий и из-за своего невежества Истинного Я, и падает, подвергаясь внешней информации.
На этом этапе Истинное Я человека пытается найти нечто более приятное и лучшее вовне. Так возникают и форма внешность, и различные элементы души, и различение или разделение себя и других. Так душа начинает искать удовольствие во внешних вещах и возникает захваченность или привязанность.
Разве люди не считают, когда получают какой-то объект, «то мое, это мое»? И на основе такого разделения возникает ненависть к другим… Вот так происходило рождение в этом мире.
Каждому становится понятно, что наш подлинный, настоящий дом находится не здесь. Нашим подлинным состоянием является именно состояние или мир без формы, запахов, вкусов и т.д.
Это мир одного лишь света, наполненного огромным блаженством и счастьем. И где мы одновременно являемся и счастьем, и радостью, и блаженством, и вечностью, одновременно.
Незрелые души продолжают поиск удовольствий
Многое в жизни не получается и складывается не так, как хотелось бы. Так душа человека приходит к выводу, что то, что считалось ей как удовольствие, на самом деле является именно страданием.
И вот после осознания нашей душой того факта, что все есть страдание она хотела бы вернутся в свое Изначальное Состояние Счастья и Блаженства, но как вы видите ей мешают вот эти взаимозависимые условия, проще говоря, ей мешают опыт и различение, накопленные в течение долгих воплощений.
И поэтому люди, которые не хотят больше страдать обращаются, например, к буддизму, который помог бы им вернуться в свое изначальное состояние «первозданного душевного счастья».
И вот здесь и начинается процесс просветления и понимания буддисткой философии, когда отдалившись от страданий и желаний, путем правильного анализа и размышления, что мир есть страдание, что он непостоянен, что он является иллюзией. И что тело не является сущностью, а также ум, ощущения, опыт и различение.
И на основе вот такого правильного взгляда избавляются от страданий этого мира, обретают просветление, обретают освобождение.
Суть учения буддизма
И в первой Истине о Страдании Будда объясняет истину о том, что рождение есть страдание, а также старость, болезни и смерть. Разлуки, отчаяние и душевная скорбь – тоже страдание. Будда в данном учении говорит, что весь мир есть страдание.
А уже во второй истине, Истине о Причине Страдания говорится, что причина в привязанности к желаниям, привязанности к удовольствиям. По этой причине люди, которые гоняются за удовольствиями этого мира, на самом деле получают лишь страдания.
В третьей истине, Истине о Прекращении Страдания Будда Шакьямуни говорит о том, что страдания и непостоянство этого мира можно прекратить или уничтожить. А для этого нужно отдалиться от привязанностей и захваченностей удовольствиями и желаниями этого мира.
Четвертая истина – это Истина о Пути Прекращения Страданий. Будда объясняет, что существует путь, пройдя который можно избавиться от непостоянства и страданий. Обычно путем для прекращения страданий является Восьмеричный Святой Путь.
Восьмеричный путь в буддизме и его смысл
И первым правилом жизни буддиста и частью восьмеричного пути или сути буддизма, идет Правильный Взгляд.
Что такое правильный взгляд?
Правильный взгляд — это признание простой истины – что мир непостоянен и что все явления являются страданием. Признание этого факта, это самый первый шаг в избавлении от страданий, и самый первый шаг в процессе просветления.
Что такое правильное мышление?
Укоренившись в правильном взгляде, человек переходит к Правильному Мышлению или Размышлению.
Здесь вы размышляете, сейчас у меня такие-то и такие-то желания или страдания. Вы их анализируете, и ваше сознание становится все спокойнее и спокойнее.
Далее идут Правильная Речь – говорить добрые слова, не сквернословить и не пустословить. Правильные Действия – это отдаление от убийства, воровства и прелюбодеяния. Учение Будды обязывает с добротой и любовью относиться к людям.
Что такое правильная жизнь по Буддизму?
Правильная Жизнь в соответствии с буддизмом – это значит прилагать усилия к практике истины, правильно размышлять и медитировать.
Правильные усилия в Буддизме
Правильные Усилия – уменьшать не благой закон и увеличивать благую карму. Правильная Фиксация Памяти и Самадхи – это значит правильно размышлять, основываясь на истине непостоянства, страдания и отсутствии «я» в своем теле и уме.
На основе правильной фиксации входят в Самадхи, в котором возникает мудрость знания прошлых и будущих жизней. Божественное чтение чужих мыслей, опыт миров сансары и нирваны. Таков согласно философии буддизма процесс просветления и разрушения своих желаний и страданий.
Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.
Согласно Философии буддизма, правильный Взгляд основанный на истине может принести немало пользы обычному человеку. У каждого из нас в жизни бывают какие-то отрицательные моменты или события, и связанные с ними страдания. И что же тогда нужно делать?
Если вы осознаете непостоянство всех вещей, вы будете спокойны, чтобы с вами не случилось. Размышляя над отсутствием «я» вы начинаете видеть, что страдания — это иллюзия и что страдать на самом деле некому.
Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
В буддизме существует медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для обретения просветления.
Эта медитация позволяет успокоить свое сознание, получить мистический опыт выхода из физического тела, уменьшается привязанность к своему телу и внешним объектам. Кроме того, эта медитация легко избавит вас от бессонницы.
И первым мы рассматриваем в этой буддийской медитации свое тело, из чего оно состоит — вот на голове волосы, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело просто материя, независимо от нас управляющая физиологическими процессами.
Кроме того, тело болеет, стареет и умирает. А раз так, то мое тело не есть я, и оно не является моей сущностью. Тело грязное – если долго не мыться, оно будет пахнуть как у животного. Вот так мы рассматриваем свое тело. И если тело не я, то, кто находится в физическом теле? Получается физическое тело — это иллюзия.
Ум и мозг не есть Я?
Ум – ум не постоянен и кроме того отождествление себя с умом — основная причина страданий человека. Но ум — это прост цепочка мыслей, в них нет Я. Нам кажется, что мысли возникают в мозге, но сам мозг зависит от других частей тела, и потому в мозгу нет какого-то я или отдельной сущности.
Чувства непостоянны и являются страданием. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, и возникает привязанность от чувств. Но в нашей жизни нам приходится видеть что-то неприятное, слушать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому чувства — это страдание.
В этой медитации мы представляем, что внезапно мы потеряли зрение и не можем ничего видеть, не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Естественно возникает страдание и это страдание от органов чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт и привязанности к органам чувств уменьшаться.
Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Также, меняются души окружающих нас людей, и это непостоянство, также является страданием и поэтому не есть Я.
То, что мы представляем о себе или о других – это просто опыт прошлого и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все из чего состоит человек – это всего лишь опыт и различение прошлого, это карма, из-за которой он страдает, это иллюзия прошлого и не есть подлинный я.
Принципы буддизма
А в чем же заключены основные принципы буддизма или истины? А главная истина буддизма основана на непостоянстве и страдании этого мира.
И для того, чтобы превзойти или избавиться от непостоянства и страдания, нужен правильный взгляд на мир и правильное размышление, а также соответствующие поступки телом и мыслями, правильная фиксация и самадхи.
Реинкарнация или перевоплощение
Одним из принципов буддизма является и тот факт, что существуют перевоплощения существ или как ее еще называют реинкарнация.
Учение о реинкарнации существовало и в раннем христианстве. С безначального прошлого мы вращаемся в круге перевоплощений. Слово сансара означает еще и круг перевоплощений или колесо.
Будда Шакьямуни говорит о том, что мы перевоплощались так много раз, что все существа когда-то были нашими матерями. Если сложить все кости от наших воплощений, то они сложили бы гору, которая стала бы выше всех гор мира.
А своим ученикам Будда говорил, что если собрать все слезы, которые вы выплакали в результате страданий прошлых жизней, то они по объему превзойдут все моря и океаны вместе взятые.
Иногда, чтобы дать характеристику учения буддизма его символически обозначают колесом, это колесо поворачивает нашу реинкарнацию или воплощения в обратную сторону, в сторону свободы и счастья.
Карма или принцип причины и следствия
Карма означает, что все, что мы совершили, станет причиной, и принесет свой результат.
Все, что мы сделали — к нам и возвращается. И мы рождаемся с разными причинами и условиями. Если бы не существовала карма, то, как тогда объяснить, что одни рождаются в бедной семье, а другие в богатой. Или кто-то изо-всех сил пытается что-то получить, а у него не получается, а другому все дается без усилий.
Практика буддизма, соблюдение его принципов, страдания и праведная жизнь очищает нашу карму, и по мере ее уменьшения будут исчезать и страдания, ведь все наши страдания от накопленной нами кармы в прошлом. А уже наши нынешние поступки тела, речи и мыслей будут определять наше будущее, насколько она будет счастливой или наоборот несчастной.
Процесс просветления – это процесс уменьшения нашей кармы, кармы из-за которой нам приходится страдать и перевоплощаться в этом мире.
А нирвана, которой достиг Будда – означает полная остановка желаний и страданий с ними связанных. Будда Шакьямуни говорил: «Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире».
Философия буддизма как учения
Вероятность того, что человек будет вести практику дхармы или истины очень мала и об этом говорится в одной сутре буддизма.
Представим себе Сансару или круговорот бытия как океан. И в этой Сансаре все существа страдают. И вероятность того, что какая-то душа задумается о страдании и освобождении от него, возникает лишь раз в 500 лет.
Будда Шакьямуни 2500 лет назад так говорил об этом океане: вот огромный океан, а на дне обитает совсем слепая черепаха, которая лишь раз в несколько сотен лет поднимается на поверхность океана, чтобы глотнуть свежего воздуха. И в это время проплывает деревянный круг или ярмо и в него черепаха попадает головой. Такова аналогия с человеком и его желанием избавиться от страдания, и достичь просветления.
В заключение могу сказать, что главные идеи, Суть, Принципы и Философия в учении буддизма – это всего лишь путь к счастью, путь в будущее без страданий. В конце концов, в нирване, как идеальном достижении буддизма или в нашем истинном состоянии нет ни прошлого, ни будущего – там есть лишь настоящее, наполненное счастьем, радостью и свободой.
Ну а если вы не совсем поняли сути буддизма из данного текста, то также на нашем Портале Обучения и Саморазвития вы можете прочесть и рассказ об основах, сути и философии буддизма, более простыми словами и с реальными жизненными примерами. Кроме того читайте и о множестве других религиозных течений, о дзен буддизме, Исламе, Христианстве, Индийской йоге, Православии, Индуизме, Кришнаизме, Растафарианстве, Шаманизме, Суфизме, Конфуцианстве, Синтоизме, Зороастризме и даже сатанизме и многих других религиозных течений и вер планеты земля.