воблинг на самокате что делать
Какие технические неисправности могут привести к wobbling?
В предыдущей статье мы рассмотрели явление воблинга (Wobbling на мотоцикле по-русски), которое никогда не радует пилота. Часто воблинг списывается на дорожное покрытие: на неровности, всяческие ямы или кочки, грязь или песок. Отчасти это действительно так, дорожное покрытие всегда вносит свою лепту, как и угол наклона мотоцикла в момент маневра.
А если вы словили воблинг на идеальном дорожном покрытии, когда ехали со скоростью, как будто экзамен в ГАИ сдаете? Технические характеристики и состояние мотоцикла тоже очень важны, иногда даже в хороших условиях вы можете попасть в неприятность из-за недосмотра за состоянием техники.
Что может вызвать wobbling:
Состояние колес
Очевидный факт, что если резина уже давно просится на помойку, она не принесет ничего кроме неожиданных сюрпризов. Изношенная резина со стертым протектором или с выпуклостями на ней способна изменять пятно контакта, а как мы помним, маленькое пятно контакта приводит к большим проблемам и дорогому ремонту.
К состоянию колес нужно отнести наличие всех спиц и состояние дисков. Вылетевшие спицы или плохой баланс дисков тоже повлияют на поведение колеса в движении. А кто говорил, что будет легко?
Тормоза
В данном случае воблинг из-за торможения вызывается скорее неправильной реакцией пилота, хотя с другой стороны, изношенность тормозов относится к дефектам технического состояния, которое приводит к авариям.
Состояние подвески, передней и задней
Подвеску нужно регулировать и следить за количеством масла в амортизаторах. Так, если масла будет слишком мало, то вы получаете суровую и неотзывчивую вилку, которая амортизирует неровности дороги на уровне советского кирпича. Если вы никогда не отбивали руки на жесткой вилке при езде по отвратительному дорожному покрытию, то вам повезло.
Замечу, что отзывчивость вилки на неровности дороги уже 10% успеха.
Изношенные подшипники
Доводилось ли вам менять подшипники в рулевой колонке? Если да, то, возможно, вы представляете, как ведет себя руль при разбитых подшипниках и как волшебно управляется мотоцикл со свежими подшипниками, каким мягким становится руль.
Про подшипники колеса тоже не забывайте, они требуют внимания не меньше чем любые другие.
Плохая регулировка демпфлера
О Демпфлерах мы рассуждали в статье (Damper рулевой колонки, в чем его смысл?), тут же вспомнили, что при регулируемых системах придется потратить некоторое время на калибровку. Если система затянута слишком слабо, то этого может быть недостаточно для погашения колебания воблинга.
Регулировка ветрового стекла
Неожиданно, но факт. Ветровое стекло защищает пилота от ветра, грязи, камней, осадков и еще тысячи разных напастей, а еще оно распределяет поток воздуха, определяя аэродинамические свойства мотоцикла. Если есть проблемы со стеклом, редкость, но раз в год и палка стреляет, это скажется на езде. Больше того, ветровое стекло постоянно оказывает сопротивление набегающему потоку воздуха, становясь дополнительным источником колебаний мотоцикла.
Распределение веса
Это не техническая проблема, но забота пилота следить за тем, как располагается вес на мотоцикле. И нет, я не о собственном весе говорю. Дорожные мотоциклы, туристические и чопперы, отправляясь в дорогу, берут с собой уйму вещей плюс попутчика. Если вес распределен неграмотно, он сделает управление ватным, а еще может стать причиной воблинга. То же самое касается пассажиров на спортбайках. Когда ваш попутчик не понимает, как нужно сидеть на хвосте спорта и начинает всячески ерзать, или свешиваться, то вы как пилот начнете чувствовать колебания мотоцикла.
Воблинг моноколеса. Причины возникновения и как избежать.
Что нужно знать о Воблинге?
Воблингом называют не навык поедания воблы (рыбы), а поперечные, гармоничные, резонансные колебания в колесе, возникающие, как правило, на приличной скорости. В простонародье это явление называют – «Расколбас».
Частота воблинга колеблется от 3-х до 9 герц. В научной литературе это явление называют эффектом шины. Также так называлось танцевальное движение «быстрое покачивание плечами», напоминающее тряску при неподвижном корпусе, и, кроме того, был еще салонный танец, схожий с фокстротом.
Каковы причины появления воблинга?
Если взять обычное колесо, раскрутить его до приличной скорости (несколько оборотов в секунду) и пустить по идеальной ровной поверхности, то в этом случае на него будет действовать гироскопический эффект (не стоит путать с работой гироскопа в моноколесе), который поддерживает колесо в вертикальном состоянии, не позволяя ему упасть, пока оно вращается.
В качестве примера можно привести опыт с раскрученным колесом велосипеда, подвешенным за краешек оси. Его гироскопический эффект настолько силен, что удерживает колесо в вертикальном положении.
Так что же может носить под собой поперечный резонанс в эту, казалось бы, самостабилизирующуюся систему?
Тут стоит вспомнить, что мы,
во-первых, идеализировали систему, поскольку не существуют идеальных колес и осей.
Во-вторых, ее сильно упростили. Кроме самого колеса у нас есть корпус, мотор и райдер. Все это вносит свои коррективы и не всегда благоприятные.
Кстати, у начинающих райдеров часто можно увидеть болтанку моноколеса между ног, когда из-за отсутствия навыков езды на моноколесе гуляет его верхняя часть, колеблясь вокруг горизонтальной оси, та вот, к воблингу это отношение не имеет.
Для начала мы рассмотрим технические дефекты и неисправности моноколеса, которые могут привести к воблингу:
Если у вас достаточно опыта езды на моноколесе и при этом постоянно происходит «расколбас», то эти причины стоит рассмотреть и устранить полностью.
Какие факторы могут запустить воблинг колеса?
Изменяемые параметры моноколеса:
Какая основная ошибка райдера может привести к воблингу?
Напряженные ноги.
Как правило, случается это по нескольким причинам:
В состоянии напряжения мы делаем много лишних движений, а в состоянии усталости мы не совсем точны и можем иметь слегка запоздалую реакцию. Все это сказывается на управлении и может приводить к воблингу.
Что делать если начался воблинг?
Для начала ваша задача заключается в том, чтобы изменить плавно параметры моноколеса для выведения его из зоны колебаний, а именно:
В качество вывода хочется сказать, что навыки усмирения воблинга ценные, но все-таки бороться стоит с причинами его появления, а не со следствиями.
Популярные мифы об электросамокатах
Часто общаюсь с самокатчиками и делимся друг с другом своим опытом. Вот сегодня я хочу обобщить свои выводы и предложить вам, чтобы вы могли определиться нужен ли вам электросамокат и в частности самокат XIAOMI. Рассмотрю спорные утверждения.
Мифы об электросамокатах
Самокат очень чувствителен к покрытию дороги
Первое утверждение — самокат очень чувствителен к покрытию из-за того, что у некоторых нет амортизаторов. И да и нет. Поясню. Из-за довольно большого диаметра колёс — 8,5» (на Xiaomi можно установить шины 10») или 13» у того же Dualtron самокат легко преодолевает маленькие неровности, там, где самокаты с маленькими колёсами вынуждены тормозить. В новинке от Ninebot — Ninebot Max учли обратную связь от популярной модели Xiaomi m365/
Самокат внезапно и часто ломается
Опять и да и нет. Поясню. На первые 300 км Xiaomi m365 (2 месяца катания) — 50% асфальт, 25% — обочина с попадающимся гравием, 25% — прочее, у меня не было серьёзных поломок. Ослабли винты крепления руля, я их затянул ключом из комплекта. Ослабли тормоза — тоже подтянул с помощью обычного мебельного шестигранника. Колёса за это время не стравили, а как были накачаны в магазине, так и откатал 300 км. Пальцами их не продавить. Есть опасность прокола или того, что сварка на батарее отвалится от тряски, но это я проконтролировать не могу. Больше ломаться особо и не чему.
Другой момент, что вытягивая руку при обозначении поворота самокатчик рискует очень сильно. При первом же камушке ОЧЕНЬ легко потерять равновесие. Да, самокат не терпит вождения одной рукой категорически. По этому показателю он рядом не стоял с велосипедом. Так что лучше спешиться и перейти улицу по пешеходному переходу, чем рисковать. В этом я убеждён.
Самокат боится влаги и нужно делать гидроизоляционную обработку
Самокаты бывают разными. Да, самокат XIAOMI боится воды. Это значит, что ездить в дождь, по лужам и сразу после нельзя. Мою его очень аккуратно — мокрой щёткой в ванне. Особо нужно следить, чтобы вода не попала на панель с кнопками и индикацией, внутрь мотора-колеса и в аккумуляторный отсек через щель под декой днища. Есть самокаты, которые воды не боятся. Гидроизоляцию делают даже в магазинах, можно сделать самостоятельно, а лучше — избегать покатушек в дождь, если самокат для этого не предназначен. Кстати, моя первая поездка в дождь на моём мотоцикле в школьные годы была и последней. Мне очень не понравилось ощущение что тебя поливают прямо таки ледяной водой под напором. А на 80 км/ч спереди я моментально промок. Потом замёрз и заболел.
Собаки не лают на самокатчиков потому что он не крутит педали
Смешное заблуждение. Собака или нападает или не нападает. Самокатом сложнее прикрыться от стаи бродячих собак чем велосипедом, а так да — бросаются точно так же.
Самокат семейства Dualtron, а именно Dualtron-X на колёсах 13» разгоняется до скорости 100км/ч. В лошадиных силах его 2 мотора в сумме 7000 Вт будут выдавать мощность 9,52 л.с. Это, скажу я вам как у известного очень лёгкого мотоцикла Yamaha YBR125. Да и при заявленной скорости Yamaha в 145 км/ч реально выдаёт 115-120. Правда стоит в два раза дешевле самоката, но весит в 3 раза больше.
Если проколешь колесо, то электросамокат придётся тащить «на себе»
После прокола колеса ехал пару километров на полностью спущенном. Перенес вес на переднее и спокойно доехал. Скорость упала процентов на 40, сзади шуршала спущенное колесо, но ехать вполне можно. Покрышка не слетела. Важно ехать избегая даже маленьких выбоин чтобы не повредить само колесо. Ну и чувствуются они намного сильнее.
Дам несколько советов, которые, надеюсь, вам помогут. Да они, в общем, классические.
Желаю вам выбрать свой самокат и, конечно же, хороших покатушек!
Воблинг на мотоцикле: что это?
Wobbling в переводе с английского языка означает «раскачивание». В русском языке термин используют, как «вобблинг» или «воблинг». Аналогом является «шимми» – «тряска». Самое подходящее русское слово для сумасшедшей вибрации руля – «расколбас». Из статьи вы узнаете, в чем польза демпфера, что делать при воблинге на мотоцикле, авто или велосипеде.
Что значит воблинг, почему произошел «расколбас» руля
Появление колебаний руля означает, что внешние обстоятельства и манера управления транспортным средством критично сложились для водителя.
Воблинг опасен для жизни. Необходимо тщательно контролировать техническое состояние транспортного средства.
Обязательные условия, при которых может произойти эффект шимми:
Происходит отрыв колеса от поверхности, например, из-за ямки или кочки на дороге. Приземляется колесо под некоторым углом, то есть уже не создает 90 0 с дорогой. Соответственно, наклон имеет и вилка, которая передает импульс, толкающий руль в противоположную сторону. Транспортное средство стремится стабилизироваться. При медленном движении это действительно срабатывает, но высокая скорость и общий вес усиливают импульс и уводят руль чуть дальше, чем нужно. Это происходит неоднократно, все интенсивнее, и ведет к разрушению системы.
Усиление колебаний также связано с тем, что часть импульса, стремящегося выровнять руль, уходит в раму и амортизатор, который по принципу «груз, подвешенный на пружине» начинает раскачивать систему. Возникает положительная обратная связь – система молниеносно реагирует на внешние изменения, которые не прекращаются. В результате биение усиливается. Если водитель не предпримет кардинальных действий, остановить процесс будет невозможно.
Что делать при воблинге на мотоцикле, велосипеде, машине
Когда “словил” воблинг, первая неосознанная реакция водителя – крепко схватиться за руль, так как он ходит из стороны в сторону, и затормозить, чтобы прекратить это безумие. Сделать нужно с точностью наоборот.
При воблинге нельзя сразу тормозить, это только ускорит биение.
На мотоцикле вначале необходимо ослабить хватку руля и ускориться. Это разгрузит вилку. Кроме того, надо постараться перенести вес на заднюю ось мотоцикла. После стабилизации положения, применить задний тормоз.
Когда места для маневра недостаточно, водитель вынужден уйти в поворот, но выработанной тактики в этом случае нет.
Если поймал воблинг на велосипеде, действия должны быть аналогичными. Чтобы избежать «расколбаса», нужно обеспечить хорошее давление в шине переднего колеса и жесткость его амортизатора. Боковые поверхности шин не должны быть мягкими.
Необходимо регулярно проверять техническое состояние велосипеда.
Конструкции современных автомобилей предусматривают защиту от колебаний:
Таким образом, воблинг на машине может проявиться крайне редко. Этому способствуют плохая дорога, высокая скорость, перегруз автомобиля, агрессивная манера вождения.
Безопасность на дороге во многом зависит от стиля вождения.
Польза демпфера в борьбе с воблингом
Демпфер гасит вибрацию, тем самым не только защищает от воблинга, но и продлевает работоспособность узлов. Дополнительно его устанавливают на рулевую рейку.
Телескопическое устройство бывает одностороннего и двухстороннего действия.
На мотоциклы обычно устанавливают роторные демпферы, на автомобили – телескопические.
Видео с трагическими падениями из-за шимми доказывают, что словить воблинг может не только неопытный водитель или девушка.
Согласны, что причиной могут стать технические неполадки и лихачество?
Как снять ограничение скорости на электросамокате
Долгое время самокаты считались лишь детским и подростковым развлечением, но с развитием производства таких устройств ими стали интересоваться и взрослые. Электротранспорт помогает добраться до места работы или учебы, а скорость преодоления пути зависит не только от райдера, но и от самого гаджета. У каждого самоката имеется ограничение скорости, установленное производителем. Поставить показатель выше доступного вполне возможно, но данная возможность является нестандартной, а потому производить процедуру придется с использованием сторонних средств. В статье мы подробно рассмотрим, как снять ограничение скорости на электросамокате и регулировать данный параметр в процессе пользования устройством.
Влияние разных факторов на скорость движения
Скорость передвижения электросамоката – понятие весьма условное. В данном случае, как правило, имеется ввиду средняя скорость, каковой добиться не сложно. Бывает и так, что производитель намеренно завышает максимальный показатель – увидеть его на экране устройства удастся лишь в идеальных условиях.
Стремительность движения зависит от различных факторов. Они способны как понизить данный показатель, так и повысить.
Тип дороги
Современные электрические самокаты способны развивать самую большую скорость на идеально гладком дорожном покрытии. Колеса буквально скользят по такой поверхности, поскольку сопротивление минимально. Здесь же прекрасно срабатывает круиз контроль (поддержание единой скорости на протяжении всего пути). Совсем другое дело – вязкая дорога, передвигаясь по которой днище устройства проседает, а колеса встревают в ямы.
Помимо вышесказанного значение имеет и наклон дороги. Для сравнения стоит представить пешую прогулку – подниматься в гору гораздо тяжелее, нежели спускаться вниз. Таким же образом работает и мотор электросмоката. Поднимаясь наверх, ему потребуется приложить гораздо больше усилий.
Характеристики мотора
Один из основных критериев стабильно влияет на скорость устройства. Крутящий момент и мощность играют роль запаса силы средства передвижения и являются неизменными. При желании ездить на электросамокате быстро следует подбирать модель с лучшими характеристиками мотора.
Размер колес
Кручение колес обеспечивается за счет двигателя. Их малый размер указывает на то, что длинное расстояние преодолеть будет проблематично, чего нельзя сказать о крупных элементах. И хотя большие колеса сложнее вращать, современные производители учитывают данную особенность и оснащают электротранспорт двигателем с соответствующей мощностью.
Масса тела райдера и электросамоката
Особую роль играет общий вес самого транспортного средства и пользователя. Чем он выше, тем больше сила трения с дорожным покрытием, а значит, быстро передвигаться не удастся. Электросамокат с нормальными скоростными характеристиками должен иметь малый вес, одновременно сохраняя иные ходовые качества.
Погодные условия
Идеально ровная дорога не всегда обеспечивает высокую скорость движения. Встречный ветер или осадки вполне способны помешать устройство работать в привычном режиме. Они создают дополнительное сопротивление и иногда даже сбивают электросамокат с ровной дороги.
Где найти ограничитель скорости и мощности на электросамокате
Элемент, ограничивающий мощность электромотора и скорость передвижения электротранспорта, находится на основной составляющей – контроллере. Без этой детали устройство неспособно выполнять свои функции полноценно, и езду самоката придется обеспечивать лишь физическими усилиями райдера.
Опции контроллера, связанные со скоростью и мощностью, являются как раз основными. Небольшая по размеру деталь управляет токами для регулировки скорости движения, а также ограничивает мощность электромотора.
Достигнуть максимальной скорости электросамоката без ограничений удастся при изменении контактов на контроллере.
Для чего ставят ограничение скорости
Реальная скорость оказывается меньше заявленной в характеристиках в связи с желанием производителей обеспечить безопасность райдеру. В первую очередь это касается новичков, которые только впервые становятся на электросамокат – им требуется освоить новый вид транспорта и уверенно стоять и передвигаться на нем. Некоторые фирмы выпускают модели с временными ограничителями скорости – они снимаются автоматически спустя некоторое время использования гаджета.
Постоянные ограничители также имеют право на существование. Они предотвращают поломки электротранспорта вследствие ДТП, а также падения райдера.
Даже самый мощный и быстрый электросамокат имеет ограничения, поэтому тратить время на поиски модели без этой особенности не имеет смысла.
Как можно снять ограничение скорости на электросамокатах – вопрос весьма интересный. Разобраться с ним под силу каждому пользователю, но времени на это придется потратить немало. Подробнее об этом поговорим ниже.
Увеличение скорости самоката Xiaomi и Kugoo
Увеличить максимальную скорость электросамоката возможно после выполнения определенной последовательности действий. Рассмотрим инструкции для средств передвижения двух наиболее популярных производителей. Каждому владельцу такого устройства непременно стоит знать, как изменить скорость, настроить режимы движения и отключить ограничение скорости электросамоката. Эта информация позволит сделать езду более комфортной и безопасной.
Как переключить скорость на электросамокате
Уменьшить и увеличить скорость электросамоката Kugoo или Xiaomi поможет ручка, размещенная с правой стороны на руле. Для сбавления газа давление на нее следует ослабить, для увеличения – усилить.
Переключать скорость на электросамокате следует аккуратно – при выжимании рычага в течение 5 секунд активируется режим круиз-контроля и замедлить транспортное средство уже не удастся.
Нажимать на правую ручку рекомендуется при скорости устройства более 5 км/час. В другой ситуации она попросту не сработает. Кроме того, не следует двигать рычаг, когда электротранспорт едет рядом с пользователем или используется как обычный самокат (работает без батареи).
Как убрать ограничение скорости
Апгрейд электросамокатов, передвигающихся с минимальной скоростью, не займет много времени. Для изменения скоростного ограничения потребуется:
В данном случае ограничение не снимается полностью, а лишь несколько сдвигается. Так, увеличить скорость удастся за счет нажатия на правую ручку:
Таким образом удастся снять ограничение скорости на самокате Xiaomi или Kugoo для детей и новичков. Что касается транспорта для опытных взрослых райдеров, потребуется вмешательство во «внутренности» устройства.
Для устранения ограничения в первую очередь понадобится разобрать устройство и извлечь контроллер. Дальнейшие действия необходимо производить непосредственно с его участием:
С припоем лучше не переусердствовать, поскольку это чревато выходом из строя контроллера, без которого электросамокат не сможет передвигаться вовсе.
После проделанных действий транспортное средство станет передвигаться гораздо бодрее. При заезде на гору, конечно, ожидать сверхрезультатов не стоит, но увеличение мощности будет заметно на любом дорожном покрытии.
Самостоятельное вмешательство в работу внутренних деталей электросамоката приводит к потере его гарантии.
Настройка режимов
Управление скоростью самоката осуществляется также посредством изменения его режимов. Они переключаются кнопкой на дисплее и выдают себя соответствующими значками на нем же. Как правило, производители оснащают электротранспорт тремя режимами:
Приложения для управления скоростью
Отрегулировать различные параметры электротранспорта помогут специальные приложения. Для пользования ими потребуется лишь подключить самокат к смартфону. Мы рассмотрим ТОП-7 программ для гаджетов на базе iOS и Android. Они доступны пользователям бесплатно, но для получения некоторых функций все же придется заплатить, купив версию «ПРО». При этом уменьшить или увеличить скорость самоката с их помощью возможно без доплат.
Mi Home
Официальное приложение для устройств Xiaomi позволяет наблюдать за текущей и средней скоростью электросамоката. Эти данные находятся на главном экране. Для изменения параметров достаточно перейти в меню (кнопка с тремя точками в верхнем углу).
m365 Tools
Программа успешно работает с самокатами Xiaomi и Ninebot. На первой странице также находятся данные о скорости и мощности. Через настройки пользователь сможет изменить коэффициент скорости с учетом размера колес и прочих параметров. Кроме того, на спидометре разрешается установить максимальное значение шкалы.
Kugoo
Фирменная утилита для электросамокатов Kugoo позволяет наблюдать за изменением скорости даже во время движения. В настройках предусмотрен пункт установки максимальной скорости – данный показатель пользователь может выбрать самостоятельно, но он не должен быть ниже значения, заявленного в характеристиках конкретной модели.
Segway-Ninebot
Вариант для средств передвижения от Ninebot отображает скорость в виде круговой диаграммы, а чуть ниже нее находится кнопка активации режима круих-контроля. Настройка передач осуществляется в соответствующем разделе – нужно нажать на шестеренку в верхнем углу.
m365 Dashboard
Утилита разработана для электротранспорта Xiaomi M365, но подключить к ней вполне возможно устройства иных производителей. На главном экране приложения выводятся данные о том, какую скорость развивает электросамокат на максимуме и каков средний показатель. Для этого не требуется подключение к интернету. Дополнительно программа самостоятельно создает графики с информацией о скорости.
Nine Dash
Не самое популярное, но эффективное и интересное приложение дает возможность управлять электросамокатами Ninebot. Здесь имеются данные о средней и максимальной скорости, на основе которых автоматически создаются графики.
KIRIN&KUGOO
Полезная утилита для устройств Kugoo отображает текущую скорость на основном экране. Здесь возможно отрегулировать данный показатель в зависимости от типа дорожного покрытия и прочих нюансов. При этом воспользоваться программой можно как во время езды, так и во время «отдыха» устройства.
Видео-инструкция
FAQ: ответы на популярные вопросы
1. Как понять, какая максимальная скорость у электросамоката?
Говоря о том, какую максимальную скорость развивает электросамокат, стоит помнить о ее зависимости от различных факторов. Если брать ровную поверхность дороги и средний вес райдера, скорость передвижения транспорта будет лишь на 3-5 км/час меньше заявленной в характеристиках.
2. Есть ли универсальный способ снять ограничения скорости?
Да, для этого придется основательно перепаять фирменную плату или заменить контроллер, но подбор данной детали лучше доверить профессионалам.
3. С какой скоростью можно ездить по городу?
Для передвижения по городским дорогам не рекомендуется превышать отметку в 35 км/час. Что касается средней скорости самоката в городе, она достигает 28-30 км/час.
4. Какая модель самоката самая быстрая?
Определить самый быстрый электросамокат в мире сложно, поскольку в продаже есть разные модели с одинаковой скоростью. Среди лидеров стоит назвать Dualtron X и Aqiho T118. Они способны развивать скорость до 100 км/час.
5. Какой электросамокат лучше всего купить для скорости?
В данном случае нельзя назвать конкретную модель – здесь стоит ориентироваться на возраст райдера и его навыки езды. Так, детям рекомендуется подбирать устройства со скоростью не более 10 км/час, подросткам – до 17 км/час, взрослым – около 35 км/час, гонщикам – свыше 40 км/час.
6. Можно ли улучшать характеристики модели?
Сделать это возможно, но без определенных навыков и умений приступать к модернизации гаджета не рекомендуется. Самостоятельное улучшение характеристик осуществляется посредством замены отдельных деталей внутри электросамоката (батарея, контроллер и т.д.).
7. Возможно ли снять ограничение на детских самокатах?
Да, сделать это реально. Но повышать скорость на транспорте маленьких райдеров не рекомендуется в целях их безопасности.
Увеличение скорости электросамокатов (снятие ограничения) – весьма опасное и непростое дело. Но это не мешает проводить процедуру пользователям самостоятельно, не обращаясь к специалистам и не отдавая деньги за более дорогую и быструю модель. В данном случае важна сосредоточенность и аккуратность, поскольку повредить свой транспорт иногда бывает проще, нежели отремонтировать и настроить.