во что верят узбеки
Ислам и другие религии в Узбекистане
Узбекистан – многонациональная страна, в которой проживают представители различных религий. Среди жителей встречаются верующие традиционных мусульманских течений, также и приверженцы религиозных меньшинств. Одно время в стране процветало радикальное исламское движение Узбекистана, запрещенное на данный момент. Вероисповедание узбеков часто обусловлено местом их проживания и исторической обстановкой, повлиявшей на то, какая религия заняла господствующее положение. Немногие, искренне верующие люди, делают выбор на основании своих убеждений и из желания угодить Богу.
Вероисповедание узбеков
Ислам в Узбекистане является основной религией в стране. При этом здесь распространены несколько течений. Мусульмане – сунниты по некоторым данным составляют более 90% населения. В Бухаре и Самарканде активно действуют общины шиитов. Суфизм также имеет сторонников среди местного населения. Исторические памятники различных направлений суфизма сохранились до наших дней и впечатляют великолепием. Например, мечеть Ходжи Ахрара, мавзолей Рухабад в Самарканде и прочие.
Почему узбеками принят ислам
До VIII века тюркские народы, населявшие территорию современного узбекского государства, придерживались зороастризма. Но с приходом арабских завоевателей в регионе силой насаждалась новая религия. И хотя местные жители поначалу пытались оказывать яростное сопротивление, вплоть до кровопролитных восстаний, правление различных мусульманских династий брало верх над взглядами народа.
Знаменитый узбек Тамерлан сам исповедовал мусульманство и активно выступал за принятие религии на завоеванных территориях. При правлении Тимура в Ташкенте, в Самарканде и других городах были построены одни из самых значительных культовых сооружений мусульман: мечети, мавзолеи, медресе и т.п.
Когда в 1994 году провели опрос, какую религию исповедуют узбеки, многие причислили себя к мусульманам. Так называемый светский ислам стал популярен с того времени. Его приверженцы формально называют себя мусульманами, но мало знакомы с историей, традициями и верованиями.
Исламское движение Узбекистана
На протяжении длительного периода в СССР насаждался атеизм, большинство религиозных течений находились под запретом и вели подпольную деятельность. После распада СССР и обретения политической независимости в Узбекистане, как и во всех республиках началось стремительное развитие религии. Признание обретали те направления, издавна господствовавшие в стране.
В начале 1990-х годов стали появляться многочисленные исламские группировки, становившиеся все более военизированными. В 1996 году было официально создано исламское движение Узбекистана, как оппозиция действующему правительству государства. Лидером стал Тахир Юлдашев, бывший участник войны в Афганистане.
Исламское движение Узбекистана считается движением исламистского характера. Т.е. в нем преобладает крайне радикальная трактовка учений ислама и стремление утвердить власть с помощью силы (джихада). По сути ИДУ – террористическая организация, представляющая серьезную угрозу безопасности не только в Узбекистане, но и в Средней Азии. Например, организация участвовала в гражданских конфликтах в Таджикистане, Киргизии, Афганистане. В 2002 году стала организатором теракта в Бишкеке, а в 2003 году – в городе Ош. В 2014 году лидеры ИДУ заявили о присоединении к Исламскому Государству.
Представители большинства мусульманских общин высказывали осуждение действиям ИДУ. Ведь они очерняют религию мусульман в глазах мирового сообщества. В Узбекистане деятельность исламского движения запрещена и преследуется законом.
История христианской религии в Узбекистане
В мусульманской стране Узбекистан религия православных и католиков занимает 7% от общего числа религиозных течений. Православие появилось здесь после 1871 года, когда территория была причислена к Российской империи. В это же время построен первый православный кафедральный собор в Ташкенте. В стране сооружено около 40 православных храмов, женский монастырь, духовная семинария.
Уже сто лет, как существует католический храм Иисуса Христа в столице. Но община католиков не так многочисленна.
Прочие религии населения Узбекистана
В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.
Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников.
Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.
Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф.
Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан
На каком языке говорит население в Ташкенте?
Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди
Статус республики Узбекистан сегодня
Поселок Шахимардан – одно из святых мест Узбекистана
Вера у узбеков: жизнь в стране, где свыше 95% мусульман
Знаем ли мы, какая религия у узбеков? Подчас русские люди даже не различают жителей средней Азии по национальностям. Куда там разбираться в их религиозных предпочтениях! А жаль. Люди слишком охладели друг к другу. Даже внутренний мир наших ближайших соседей нас не интересует.
По-христиански ли это? Если мы тратим время на что-то полезное, и его просто не хватает, то ещё куда ни шло. Но обычно это просто проявление равнодушия. От него пора избавляться! Узнаем же, какая вера у узбеков.
Узбекистан возник на стыке цивилизаций, где исповедовали зороастризм, ведизм, ислам, буддизм и другие религии
Сперва — коротко о самой стране. Территория Узбекистана издревле привлекала людей. Возможно, не наших предков, но всё же неандертальцы здесь проживали в своё время. Безусловно, у них имелись свои религиозные воззрения, но о них мы можем только догадываться.
В историческую эпоху что-то конкретное об Узбекистане зафиксировано примерно в VII–VIII века до Рождества Христова.
Тюркские народы селились здесь, организовывали Азиатские государства:
Нынешний Узбекистан — наследник этих культур. Позднее немало государств брали эти земли под своё управление. Здесь бывали Александр Македонский, Чингисхан, Тамерлан и другие известные завоеватели. Племена, ханства и империи сменяли друг друга, пока эта часть Средней Азии не вошла в состав Российской империи. Затем Узбекистан принадлежал СССР, а в 1991 году он объявил свою независимость.
Сегодня в Узбекистане объявлена свобода совести и религиозных организаций, но есть ограничения
Закон «О свободе совести и религиозных организаций» от 1 мая 1998 года №618-1 устанавливает свободу совести. В нём дано ясное определение этого понятия:
«Свобода совести — это гарантированное конституционное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Не допускается вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а также обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих.
Осуществление свободы исповедовать религию или иные убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод других граждан.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедани я наравне с гражданами Республики Узбекистан и несут установленную законом ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях».
Также в этом законе установлено:
Но нынешняя обстановка стала причиной установления законодательных ограничений на религиозную деятельность. Об этом — дальше.
Самая распространённая религия Узбекистана — ислам
Хотя официальной конфессии в этой стране нет, преобладающая религия Узбекистана — ислам. Процент её приверженцев огромен — 96,5%.
Это не удивительно, ведь исламизация этого и ближайших регионов произошла ещё в начале VIII века. Она проходила агрессивно, что принесло свои плоды. В те годы наиболее популярной религией на Узбекской территории был зороастризм, хотя исповедовали и другие религии. Его приверженцы вступили в длительное противоборство с мусульманами.
С IX по X век начался период персидского владычества, который способствовал укреплению ислама. Даже монгольские завоеватели не смогли изжить эту религию, а сами приняли её.
Как всегда бывает, региональные особенности, местные традиции изменили облик главенствующей религии. Например, местные мусульмане:
Это не соответствует образу благочестивого человека, исповедующего ислам. Впрочем, эти явления не несли повсеместный характер. Хотя процент мусульман большой, далеко не все они благочестивые верующие.
Сегодня ислам главенствует в Узбекистане. Но это, как и с православием, происходит в большей степени на цифрах. Люди рождаются и растут в мусульманской традиции. Они не принимают её осознанно, не делают попытки углубиться. Таким образом, номинальных мусульман много, а тех, кто живёт по всем религиозным правилам и хорошо знает богословие, намного меньше.
После атеистической власти авторитет религии значительно пошатнулся, и новые поколения уже не проявляют того интереса к вере, какой был у их предков.
Ислам в Узбекистане угрожает превратиться в радикальную религию, а власти с этим борются арестами и запретами
В 2000-е годы возникла неприятная склонность верующих к радикальному исламскому фундаментализму. Бывший президент Узбекистана Каримов опасался, что после Советских лет может возникнуть сильный крен в сторону ислама, а потому религиозные свободы следует дозировать.
С этой целью ввели следующие меры по выявлению опасных религиозных движений:
Промедления в этих сферах, по мнению Каримов, отроют дорогу к политическому исламу, массовым беспорядкам и прочим неподконтрольным явлениям.
В страну регулярно пребывают религиозные активисты из мусульманского мира, которые пытаются подстегнуть общество для радикальных действий.
Людей задерживают по разным поводам:
Координатор Центральноазиатской программы правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев так рассказывает о сегодняшнем положении дел:
По этой причине много людей арестованы по религиозным причинам:
В итоге получается, что с одной стороны правительство справедливо обеспокоено тем, что мусульмане способны вынести религию на политический уровень и сделать Узбекистан радикальным исламским государством. С другой стороны ограничение человеческих свобод — это путь отсталых стран, который ведёт к разрыву между властью и народом, что заканчивается катастрофами.
Православие в Узбекистане, как и другие религии, представлено незначительным процентом
Православных в Узбекистане не наберётся и 5%. А кроме них есть представители ещё порядка 20 конфессий. И все кое-как уживаются. О сложностях миссионерства в этой стране рассказывает священник Марк (Мазитов):
«Миссионерствовать запрещено законом. В Узбекистане более жесткое законодательство о свободе совести и религиозных организациях. У наших же соседей законодательство более мягкое, чем у нас, поэтому для внешней миссии там более благоприятные условия. Вот внутренней миссией у нас заниматься можно.
Нельзя прийти ни в армию, ни в школу, даже в тюрьмы прийти в последние годы стало проблематично. В больницу можно прийти, только если кто-то из больных или их родственников позовет. Но мы все равно стараемся проводить с нашими верующими работу по просвещению и катехизации».
Также батюшка рассказывает про ситуацию с монастырями:
« В Узбекистане вообще три монастыря: Свято-Троице-Георгиевский мужской в городе Чирчик (открыт в 1996 году), и два женских – Свято-Троице-Никольский (открыт в 1990 году) в Ташкенте и Свято-Покровский в Дустабаде, под Ташкентом. Покровский монастырь сначала был подворьем Никольского, а в 1998 году стал уже отдельным монастырем.
Сейчас в мужском монастыре живут два иеромонаха, один монах и примерно 10 послушников. В Никольском – более 30 насельниц, в Покровском – более 20.
В обители едут со всего Узбекистана. Кто-то изначально желает посвятить свою жизнь служению Богу и людям в иноческом звании. Кто-то приезжает просто поработать и потом остается навсегда».
«Священников не хватает, поэтому в Ташкенте еще в 1990 году открыли духовную училище, на базе которого в 1998 году впервые в истории нашей епархии была основана Духовная семинария, призванная готовить священно- и церковносулжителей, а также других церковных работников для нужд Русской Православной Церкви в Средней Азии. До того, как открылась семинария в Казахстане, к нам приезжали абитуриенты и из этой страны. Сейчас на первом курсе семинарии обучается несколько студентов с юга Казахстана, а еще у нас учатся студенты из Киргизии и Таджикистана. Наша Семинария очень востребована, уже многие её выпускники успешно служат на среднеазиатских приходах в качестве священников, диаконов, псаломщиков, регентов, помощников настоятелей по важным церковным вопросам».
Батюшка делится впечатлениями о службе в Узбекистане:
Какая религия в Узбекистане
Республика Узбекистан – многонациональное государство, и её духовным стержнем всегда была вера в Бога. Религиозных взглядов в стране много и зависят они от традиций республики, ценностей и культурного воспитания. Узбекистан и религия – это две неразрывные составляющие национального характера.
Вероисповедание страны
Выбор конфессии зависит и от этнического состава жителей страны. В азиатских странах религия, которую исповедует большинство проживающих в стране – ислам, в Узбекистане ему отдаётся предпочтение. Государство имеет богатый исторический и духовный опыт. На протяжении нескольких тысячелетий на его территории существовали различные религии и верования. Отношения между верующими не всегда развивались мирно, но находились способы разрешить конфликты.
Религиозные конфессии
Этнический состав Узбекистана представлен 136 национальностями и народностями. Мусульманская вера исповедуется большинством граждан государства и составляет по разным оценкам 92-96% населения. Исповедуется ислам суннитского толка, шиитов среди них – 1%. Но преобладание ислама в Узбекистане не мешает другим религиям мирно развиваться в стране. Конфессиональный состав многообразен и состоит из ещё 16 вероисповеданиями. За исламом следуют христианство, иудаизм, вера бахаи и другие конфессии.
Иудаизм
Верования евреев появилось, задолго до появления ислама. Повсеместного распространения он не получил. Но в городах Самарканд, Бухара, Андижан и Коканд есть крупные диаспоры, которые стали центрами еврейской культуры и традиций для Узбекистана. Здесь построены синагоги, религиозные школы. В основном иудаизм исповедуют бухарские евреи и выходцы из других стран. Иудеи так и не ассимилировались с местными жителями.
После распада СССР (1991 г.) от 15 000 до 20 000 тысяч евреев иммигрировало в Израиль. После отъезда жизнь диаспоры не угасла, а оставшиеся малочисленные общины пользуются серьёзной поддержкой израильского государства. В Узбекистане зарегистрировано 8 иудейских организаций.
Вера Бахаи
Впервые адепты этого религиозного мировоззрения среди узбеков появились в конце XIX в. из Афганистана. Новое мировоззрение в мусульманской стране приняли не сразу. Ислам в Узбекистане не приветствовал далёкую от узбекского образа жизни религию. Не успев окрепнуть, бахаистские общины попали под репрессии со стороны советской власти. На многие годы бахаистам Узбекистана было запрещено совершать культовые обряды, последователи этого учения подвергались наказаниям как, и представители других вероисповеданий.
Обстановка изменилась в 90-е годы XX в., когда был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». В 1994 г. в Узбекистане создаётся Духовное собрание национальных общин Бахаи. С 1992 по 2000 гг. такие объединения появляются в Самарканде, Бухаре, Навои, Карши, Джизаке, Ташкенте, Ахангаране.
Этнический состав бахаистских организаций: узбеки, таджики, русские, украинцы, армяне, татары и другие жители республики. Последователи веры Бахаи происходят из разных семей – мусульманских, православных, католических, иудейских, атеистов.
Однако бахаистов не так много – в пределах тысячи человек. Но всех их объединяет одно, вера в Бога. Бахаулла говорил: «Роза остаётся розой, в каком бы саду она ни цвела». Адепты веры мирно уживаются с представителями других религий. Это ещё одно свидетельство терпимости узбекского народа. В стране зарегистрировано 6 бахаистских общин.
Индуизм
Появление индусов на территории Узбекистана относится к XIV в., когда Тамерлан пригнал из Индии в столицу мастеров по камню для строительства новых дворцов. По разным источникам в XVI в. В Бухаре уже был построен большой индуистский квартал, который продолжал сохраняться вплоть до начала XX в. Сведений о том, что рабы исповедовали индуизм, не сохранилось. В Узбекистане есть близкая к индуизму вера – кришнаизм, зарегистрирована 1 организация – «Ташкентское общество сознания Кришны». Это учение пришло из Индии. Последователи веры проникли в государство в конце 80-начале 90 гг. XX в. Последователями этого движения в основном стала узбекская молодёжь.
Буддизм
Являясь мировой религией, он проник и в государства Средней Азии. С распространением ислама в Узбекистане буддистское вероучение смогло сохраниться только в южных районах – Сурхандарьинская область.
В нынешнем Узбекистане число буддистов увеличилось за счёт дальневосточных эмигрантов. Буддизм – четвёртая по значимости религия среди узбеков. Его исповедует 0,2% корейцев, проживающих в стране. После 1991 г. когда Узбекистан получил суверенитет, буддисты получили права для совершения своего культа, открыли храм (выполнен в традициях Дзен-буддизма). Праздники, которые отмечаются связаны с корейским буддийским календарём. В пределах государства находится около 20 памятников этой веры.
Зороастризм
Территория Средней Азии, на которой расположен и Узбекистан, в далёкие времена была тем местом, где пересекались торговые пути и религии. Религиозное направление затронуло тогда незначительную территорию (Хорезмская область), но оставила после себя много зороастрийских памятников – 38, 17 из которых расположены в Хорезмском оазисе.
Почему же эта древняя религия до сих пор оставляет след в истории узбекского народа? Древний Хорезм создал мощное государство с высокой духовностью. В религиозном учении проповедовалось равноправие, свобода, добро, поэтому зороастризм оставил такой глубокий след в истории культуры многих народов, являясь и первой монотеистической религией. В Средней Азии тогда было только многобожие. Зороастризм в Хорезме не имел своей церкви и адептов, хотя и отмечались единичные случаи обращения в эту веру.
Узбеки хранят памятники религии, находящиеся в Самарканде, Бухаре, Хорезмской области. Наследие зороастрийской традиции можно увидеть в праздновании Навруза (отмечается 21 марта). На флаге государства– зороастрийская птица Хумо (Семург).
Атеизм
Атеизм как государственная политика в СССР ставила своей целью уничтожение влияние религии на сознание людей. Надо сказать, она принесла результаты. По всей стране закрывались церкви, мечети, синагоги, молитвенные дома, изгонялись служители. Запрещалась церковная литература, разгонялись общины и руководители. Ислам и другие конфессии в Узбекистане тоже подверглись преследованиям.
С момента обретения независимости положение в республике изменилась. Религиозная жизнь постепенно, но уверенно вернулась в прежние рамки. Атеисты в Азии встречаются в молодёжной среде, да и то, громко о своих позициях они не заявляют. Сколько процентов составляют атеисты никто не считал. Есть мнение, что в Узбекистане, как и во всех азиатских странах, человека скорее назовут агностиком (верящим, что есть высшая сила), чем неверующим. Узбеки веротерпимы, поэтому и атеизм не запрещается. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский, Владимир так пишет: «Толерантность – это способность человека, а также сообщества и государства «слышать» и уважать мнение других…».
Христианство
Второй по последователям в Узбекистане считается христианская вера, которая появилось там задолго до утверждения мусульман. Вера представлена всеми направлениями – православием, католицизмом, протестантизмом. Наибольшее количество христиан исповедует православие, затем следуют протестанты и католики. Всего христианских организаций зарегистрировано 119.
Жизнь православных общин, возобновившаяся после 90 г. XX века наполнена повседневной работой. Наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря Чирчика игумен Нектарий (Блинов) так характеризует состояние православия: “То количество русскоязычного населения, которое сейчас проживает в Узбекистане, ещё большое, поэтому не могу сказать, что число прихожан уменьшается. Где-то на периферии наблюдается спад приходов, но это не носит массовый характер. Не стоит забывать, что в стране не актуальна проблема демографии, поэтому несмотря на постоянную миграцию, баланс всегда поддерживается. Не все русскоязычные – этнические русские, белорусы, украинцы, корейцы и другие ходят в православный храм. Но многие из них со временем приходят к православию. В результате на место прихожанина, уехавшего в другую страну на постоянное место жительства, приходит другой».
Протестантские общины имеют мощную поддержку со стороны США, Германии и Южной Кореи. В организациях активно ведётся миссионерская и прозелитическая деятельность, но, исследователи утверждают, она не угрожает узбекским мусульманам. Несколько процентов христиан-протестантов, не повлияют на преобладающее мусульманское население. Католических общин мало и есть всего один костёл.
Отношения государства и религии
Взаимодействие государства и религии строятся на равных правах. В основу этих взаимоотношений положен принцип соблюдения свободы совести, право на создание и вступление в религиозные организации, невмешательство государства в жизнь верующих (ст. Конституции – 31,34,56,58). Данные положения подтверждаются и законом Республики «О свободе совести и религиозных организациях» (1998). Принцип веротерпимости лежит в основе религиозного взаимодействия. Государство заинтересовано в сохранении межконфессионального общения и религиозной терпимости. Узбекистан провозглашается светским государством.
В отношениях органов власти и конфессий есть чёткое понимание того, что религия – это часть духовной культуры узбекского народа, которая способствует в деле возрождения, исконных традиций и ценностей коренного населения. На исламскую религию, как культурообразующую возлагается большая ответственность за сохранение мира всех вероисповеданий.
Для совместных действий в государстве создан при Комитете по делам религий Совет по делам конфессий. В него входят представители всех вероисповеданий Узбекистана. Межконфессиональный мир и стабильность в стране, одна из главных задач в вопросах религиозного строительства. С этой целью проводятся многочисленные совещания, конференции, симпозиумы где решаются важнейшие вопросы жизни религиозных организаций.
Государство помогает строить и восстанавливать культовые здания, храмы, костёлы, мечети, синагоги. Показателем таких взаимоотношений стала презентация Корана со шрифтом Брайля (для слепых) в 2004 г. Узбекистан третьим государством в мире создал для людей с ограниченными возможностями такой Коран.
Заключение
Завершая обзор, следует сказать, что Республика с достоинством прошла испытание историей. Религиозная жизнь в стране возродилась. Удалось достичь межконфессионального согласия. Толерантность стала нормой. Государство создало все правовые условия для полноценного функционирования религий в Республике. Ислам в Узбекистане выполняют ведущую роль в религиозной жизни страны.