во что верят поляки
Религия в Польше
Вера в Бога была принципом и оплотом жизни в Польше с давних времен. Фактически, создание польского государства связано с принятием христианства его правителем Мешко I в 966 году. Сегодня большинство коренных жителей считают себя “верующими” – 69,6%, “глубоко верующими” – 10,5%, “нерешенные” – 12%, “равнодушные” – 5,3%, “неверующий” – 2,6%. Почти половина из них ходит в костел каждое воскресенье. Это широко уважается поляками и воспринимается, как часть польской традиции.
Религия помогла польской нации выжить на протяжении всей истории. Церковь поддержала независимость Польши и объединила нацию в трудные времена, особенно во время раздела Польши, во время Второй мировой войны, и в коммунистические времена. Положение Церкви еще более возросло, когда в 1978 году польский уроженец Краковского архиепископа Кароль Войтыла стал Римским Папой Иоанном Павлом II.
С самого начала польской государственности в Польше сосуществовали разные религии. В 16 и 17 веках, когда Европа была поглощена религиозными беспорядками, Польша была известна религиозной терпимостью, и многие беженцы прибыли сюда, спасаясь от преследований. До Второй мировой войны Польша была религиозно разнообразным обществом, состоящим из католиков (65%), православных и протестантов (32%) и евреев (3%). Ситуация резко изменилась после войны в результате немецкого Холокоста польских евреев и изгнания немецких протестантов, украинских православных и византийских католиков, а также делимитации новых границ.
Вероисповедания поляков
Сейчас главной религией в Польше является католическая ветвь христианства. По данным статистики, около 90% поляков являются приверженцами католической церкви. В стране сегодня 41 епархия. Религия изучается как факультативный предмет в школе. Хотя преданность римских католиков в Польше снижается, Польша является одной из стран Европы с высоким уровнем религиозного обряда.
Второй по величине ветвью в Польше является Польская Православная Церковь. У нее более 500 000 последователей, которые живут в восточной части Польши. В основном это представители, имеющие белорусские, украинские или русские корни. Святая Гора Грабарка является их самым важным святилищем и религиозным центром.
Сообщество протестантов состоит из около 120 000 верующих, в основном лютеране (евангелическо-аугсбургская церковь). Они сосредоточены в основном в Мазурском регионе на северо-востоке Польши и на юге.
Имеет своих почитателей на польских землях и Иудаизм. Представителями вероисповедания являются еврейские общины, общая численность членов которых составляет порядка 10 000 человек.
Существует небольшая община мусульман, насчитывающая около 1300 человек. Большинство из них являются потомками татарского населения, которые прибыли в Польшу в 17 веке. Их основные центры находятся в Белостоке, Богониках и Крушинянах на востоке Польши, а также в Гданьске.
Наиболее заметно влияние религии на жизнь Польши по воскресеньям и праздникам. В этот день каждый верующий считает своим долгом посещение дома Господнего, а также следует основным заповедям и выполняет необходимые ритуалы. В этот день, также не работают многие магазины – в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам.
Религия в Польше: мировоззрение поляков и основные конфессии
Пожалуйста, войдите на сайт, чтобы добавить материал в закладки
Поляки – один из наиболее религиозных народов Европы. Именно поэтому в Польше можно увидеть церкви всевозможных вероисповеданий, а величественные католические костелы мирно существуют рядом с маленькими церквушками, которые посещают представители других религий. При этом религиозность поляков имеет свои особенности, которые сформировались под воздействием многих событий и личностей, ведь история формирования имеющегося польского мировоззрения была длиной и тернистой.
Немного истории
Внедрение христианства на территории современной Польши берет свое начало в 966 году, во время правления Мешка I. Взяв в жены чешскую княжну Дубравку из династии Пржемысловичей, Мешко вместе со своим двором приняли новую веру в виде одной из основных ветвей христианства – католичества. Цель этого поступка была вовсе не в том, чтобы угодить супруге, а более глобальной: с помощью религии польский король хотел обуздать феодалов и вера помогла бы получить дополнительный авторитет и влияние.
Христианство в Польше ввел Мешко I
Ассимиляция язычества в католической религии
В языческом культе особое место занимали различные празднества: весенние святки, земледельческие праздники, культы природы. Привычные для язычников события были трансформированы в христианские: божества были подменены святыми, а новые католические праздники были основаны в знаковое для земледельцев время.
Именно из язычества берет свое начало культ мертвых. Еще язычники верили в существование души, которая жила отдельно от тела после смерти и погребения. Ее почитали с большим уважением, что также перешло в христианскую веру: устраивались поминальные дни, на могилы умерших приносились цветы и еда.
Многие верования и традиции из язычества перекочевали в христианство
Наряду с верой в добрых богов, творящих благо, существовала и другая – вера в злых духов, которые устрашали. Эти персонажи, которые в жизни язычников занимали особое место, успешно трансформировались в католичестве в виде дьявола и его приспешников. Вместе с этим особое место в веровании древних поляков, как и всех европейцев, занимали колдуны и ведьмы – люди, вступившие в сговор с дьяволом.
До наших дней в сельской местности Польши можно встретить остатки пережитков языческой веры. Это, в частности, верования в домовых, лесных духов, русалок, упырей и т.д.
Религиозное мировоззрение поляков
Хоть поляки и религиозная нация, которая в своем большинстве неистово исполняет ритуалы и посещает церковь в положенные дни, все же они являются прагматичными верующими. Наряду с набожностью существует и избирательное следование догмам и церковным истинам. Например, большинство поляков не разделяет взгляды католической церкви относительно противозачаточных средств и, несмотря на ее неодобрение, используют контрацептивы.
Поляки религиозны, но без фанатизма
В последние годы замечается уменьшение количества прихожан, посещающих церковные службы. Этому есть несколько причин: во-первых, во времена коммунизма запретный плод для поляков был сладок и они, несмотря на табу, заполняли церкви до отказа. Во-вторых, последнее время наблюдается слишком рьяное сотрудничество церкви с политиками, что сильно снижает авторитет церкви. Ярким примером тому, является поднятие в сейме закона о запретах абортов на государственном уровне, который вызывает у поляков бурю негативных эмоций и неодобрений.
Тем не менее Польша остается верующей нацией, которая имеет большое количество традиций и религиозных праздников. Больше всего поляки почитают Богородицу и среди них даже существует трюизм о том, что поляки больше верят в Матерь Божью, чем в самого Бога. Культ Богородицы среди поляков настолько силен, что иконы Дивы Марии можно встретить почти в каждом доме. Кстати, если вернуться на несколько столетий назад, то можно увидеть аналогичную картину. Об особом почитании Богородицы говорит и тот факт, что в 1656 г Ян Казимир провозгласил ее Королевой Польской.
Светская жизнь и религия
Католическая церковь во все времена имела огромную власть и авторитет. Благодаря церковной поддержке многие политики пробивались к власти в стране, а когда высшие католические чины переходили в оппозицию к власть имущим, то это обязательно вызывало сходные настроения и среди населения.
Только в середине XX века власти и церковь пришли к соглашению о взаимной поддержке. С этого времени церковь перестала критиковать государственные инициативы, а взамен – началось преподавание религии в польских школах. Католические священнослужители быстро перешагнули границу между дозволенным и желаемым, после чего в школах начался тотальный церковный контроль с насаждением и навязыванием догм и установок.
В 1961 году сейм запретил преподавание религии в школе. С этого момента ведение этого предмета в школе прекратилось, а для верующих, желающих обучать детей религии, проводятся специальные занятия непосредственно при церквях. За программами этих уроков, как и полагается, производится надзор Министерства образования.
Церковь всегда имела большое влияние на общественность
Исторически сложилось так, что государство практически всегда взаимодействовало с религией. Не изменилось это и в наши дни – на официальном уровне считается законным брак, заключенный в 11 церквях, на государственном уровне создаются программы для поддержки конфессий, а религия в свою очередь, поддерживает государственные инициативы.
Кроме этого, поддержка религии со стороны польского государства заключается в избавлении от целого ряда налогов. С 2015 года налог, который начисляется на развитие церквей, платят сами верующие. По этой программе католическая церковь получает около 175 млн. евро ежегодно.
Вероисповедания поляков
Главной религией в Польше является католическая ветвь христианства. По данным статистики, 87% поляков являются приверженцами католической церкви, но вместе с тем, существует огромное количество других вероисповеданий. Более того, государство всячески поддерживает другие конфессии. Зарегистрировать новое религиозное течение в Польше довольно легко – для этого необходимо лишь иметь 100 приверженцев и подать их список в соответствующий орган власти.
Католичество – главная религия поляков
Кроме католической веры в Польше присутствуют и другие религии. Равноправие вероисповеданий гарантируется Конституцией Польши, поэтому ежегодно в стране появляется масса новых течений и их последователей.
После католической веры наиболее многочисленной считается другая ветвь христианства – православие. В стране насчитывается порядка 400 тыс. его приверженцев, среди которых наибольшее количество представителей, имеющих белорусские, украинские или русские корни.
Есть в Польше и представители протестантских течений. Наиболее известными среди них являются так называемые “исследователи святого писания”, которое возникло два века назад в США. Его представители считают, что верующие люди не должны участвовать в общественной жизни и всячески призывают избегать политику, выборы и голосования. Наиболее радикально настроенное течение, именуемое “свидетелями Иеговы” в 50-х годах прошлого века было запрещено. Причиной тому стала антинародная деятельность, которая была призвана подорвать существующий уклад в стране.
Остальные представители протестантизма объединяются в малочисленные приходы и не оказывают какого-либо негативного воздействия на общественную жизнь.
Имеет своих почитателей на польских землях и Иудаизм. Представителями вероисповедания являются еврейские общины, общая численность членов которых составляет порядка 7 тыс. человек. Наиболее многочисленными считаются общины в Лодзи, Вроцлаве и Валбжихе.
Польские иудеи с каждым поколением ассимилируются
Представители мусульманской веры в Польше составляют около 1300 человек. Они являются потомками татар, которых на территорию страны поселил князь Витовт в XV веке. Большая часть польских мусульман являются представителями интеллигенции, которые не имеют практически никаких отличий от среднестатистических поляков. Национальные черты мусульман стираются с каждым поколением, а среди молодежи все чаще наблюдается переход в христианскую веру.
Религия – важная часть жизни каждого поляка. Каждый верующий считает своим долгом посещение церкви по воскресеньям и праздникам, следует основным заповедям и выполняет необходимые ритуалы. В то же время, страна, имеющая самое большое количество костелов в Европе, не относится к религии фанатично. Поляки прагматичны до мозга костей, что нашло свое отображение в любимой для многих пословице: “Не поляки созданы для Бога, а Бог создан для поляков.”
Если ссылки нет или она не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl+Enter.
Поляки – народ красавиц и сыновей Леха
Поляки – один из самых крупных западнославянских народов, что за свою долгую историю приобрёл немало культурных заимствований от соседних европейских племён. К польской нации причисляют целый ряд этнических групп, предками которых являются древнеславянские этносы.
Несмотря на некоторые различия в вопросах происхождения и даже периоды исторического противостояния, у поляков немало обычаев, что напоминают русские. Есть много общего и в укладе жизни, мировоззрении. И всё равно поляки успешно сохранили свою самобытность. Как же появился этот народ? Что выделяет поляков среди их соседей? Как живут они сегодня?
Поляки или ляхи?
Согласно последним подсчётам, поляков в мире насчитывается около 50 миллионов человек, большинство которых проживает на своей исторической родине, в Польше. При этом я хочу указать, что к этническим полякам себя относят и люди несколько иного происхождения.
Например, одной из ветвей современного польского народа считается восточнославянская шляхта, что имеет разных предков с большинством жителей Польши. Иное направление развития этноса представляют польские евреи.
Ян Матейко «Христинизация Польши», 1889 года
Местонахождение: Королевский дворец в Варшаве, Польша
В древнерусских источниках, в записях татар и турок поляки нередко называются “ляхи”, а их земли – Ляхистаном. Из-за долгого противостояния Польши и Руси это наименование народа постепенно приобрело негативную окраску, стало неким синонимом врага, нечестного человека, мрачной силы.
А вот название “поляк” использовалось параллельно с “ляхом”. Как считают историки, оно могло происходить от слова “поле”, указывая на места проживания поляков. Более того, в числе предков народа учёные называют западных полян, племена, что принадлежали к славянской ветви.
Густав Пиллати «Портрет этнического горца гураля с волынкой в Малой Польше», начало XX века
Местонахождение: Национальный музей в Варшаве, Польша
Зарождение польского народа
Появление поляков на их территориях и сегодня вызывает немало предположений и домыслов учёных. На историческую арену они выходят достаточно поздно. К тому моменту уже минули времена расцвета античной культуры, произошло падение Римской империи.
На землях, что ныне охватывают территорию Польши и ряда соседних стран, проживали венеды. Этот народ иногда называют предками поляков, но утверждение является спорным. Известно, что венеды были носителями кельтской культуры, на которую в дальнейшем оказали влияние германские племена.
Без сомнения, поляки стали результатом смешения венедов, готов и вандалов – племён, что поочерёдно завоёвывали польские территории. Немалую роль в формировании сыграли и аварские захватчики. Подчиняя себе занятые земли, они старались расселять славян вокруг своих городищ, тем самым создавая некую “буферную зону”.
До наших дней сохранились интересные польские легенды о появлении народа. Согласно им, жили некогда три брата, Лех, Чех и Рус. Однажды вышли они в поле и решили разойтись по разным сторонам, чтобы создать собственные государства. Лех отправился к северу. Встретив белого орла, он остановился, а эту птицу назвал своим символом. Со временем каждый из братьев стал прародителем народа – чехов, русских и ляхов, то есть поляков.
Поляки в наше время
Внешне поляки напоминают классический славянский тип. В большинстве своём это светловолосые и светлоглазые люди с мягкими чертами лица. Польские женщины известны своей красотой, а многие из них стали поистине роковыми красавицами, сыграв немаловажную роль в истории самых разных стран.
Сегодня большинство поляков живут в городах, однако продолжает развиваться и сельское хозяйство. С давних времён представители этого народа успешно занимаются землепашеством и скотоводством. Приблизительно с XIX века в Польше начинает развиваться пчеловодство.
Народные танцоры в традиционных костюмах из города Лович в центральной Польше.
Шоу проходило на сцене Старого рынка в Ловиче (Лодзинская Губерния) 30 мая 2013 года.
© MichalLudwiczak / Getty Images Signature / canva.com
Наличие крупных рек на территории Польши позволило ещё предкам современных поляков прекрасно развивать рыболовство. Среди археологических находок нередко попадаются крючки, части рыболовных снастей, грузила. Ловля рыбы и в наши дни играет важнейшую роль в развитии промышленности Польши. Поэтому с уверенностью можно сказать, что потомки развивают ремесло своих предков.
Большинство современных поляков являются крайне религиозными людьми, поэтому в беседе с ними не стоит негативно отзываться о верованиях. Католическая вера стала одним из толчков к стремительному развитию живописи. Искусство это входит в пору расцвета в период Средневековья, когда художники пишут иконы и создают фрески с библейскими сюжетами. Подобные мотивы приобретали популярность в народе.
Католики Польши на празднике Богоявления в польском Жешуве, «Шествие Трех королей» / sib-catholic.ru
Народные традиционные орнаменты и сегодня нередко украшают ставни домов, фасады жилищ в польских деревнях. Очень часто подобные росписи встречаются на посуде, сувенирах, украшениях, изготовленных мастерами Польши.
Как и многие другие славянские народы, поляки гордятся своей национальной кухней и традициями. Традиционные блюда представлены изделиями из свинины, рыбы, баранины, различными супами и выпечкой. Одними из самых популярных стали бигос (мясо с квашеной капустой, что тушится в горшке), жур (похлёбка из овсяной муки), свекольник (летний холодный суп), копытка (блюдо из запеченного картофеля, его кусочки напоминают копытца).
Советуем к просмотру видео от телеканала «Моя планета» с ведущим Антоном Зайцевым:
Польский народ можно смело назвать хранителем своей истории. В прошлом Польше пришлось познать моменты радости и печали, периоды взлёта и расцвета, а также времена войн и разрушений. Несмотря на все испытания, её народ пережил сложности, а сегодня уверенно идёт в будущее, стараясь исполнить миссию сохранения культуры и её развития, что унаследовали от предков.
Действительно ли поляки так религиозны, как мы привыкли думать?
Наверное, многих удивит тема этой статьи. Казалось бы, разве нас с нашим атеистическим прошлым могут волновать подобные вопросы, когда мы собираемся на учебу или работу в Польшу? Я не побоюсь предположить, что этот вопрос будет одним из последних, который вы себе зададите, собираясь в Польшу. Я решила поднять такую непростую тему на своем сайте только в связи с тем, что религиозная сторона жизни – неотъемлемая часть жизни поляков. К сожалению, мне еще ни разу как человеку, который работает с людьми и постоянно сталкивается с самым разным отношением к вере и религии, не удалось встретиться с более или менее просвещенным белорусом в этой области. В вопросах буддизма и постулатах позитивного мышления сейчас подкованы многие, а вот в чем суть Исповеди и Причастия, ответят считанные единицы. Если на этот вопрос не сможет ответить поляк, то это было бы воспринято как временное затмение ума.
Лично мне темы, связанные с христианством, очень интересны. Сама я – католичка, читаю много книг на польском языке, которая описывает разные грани и стороны духовной жизни. На Интернет-портале «Radio Maryja» очень люблю слушать архив записей бесед из рубрики «Rozmowy niedokończone»/Неоконченные беседы. Кстати, очень рекомендую заглянуть туда тем, кто интересуется католической ветвью христианства, заодно можно будет скачать аудио на польском и послушать душеспасительные темы. В архиве хранятся материалы за одиннадцать лет существования этой рубрики.
Я заговорила об этой программе неспроста. Пару лет назад я открыла для себя эти беседы и благодаря им смогла сравнить степень погружения в религию, духовную сферу жизни поляков и нас, восточных славян. Программа построена так: в студию приходят разные гости, в основном, конечно, духовные лица, ксендзы, чаще всего с научными степенями. Они преподают в католических духовных семинариях, нередко за пределами Польши или просто занимаются глубоко какой-либо областью теологии. Значительную часть любой беседы обычно занимают ответы на телефонные звонки слушателей. Звонят поляки с Польши и других стран мира и задают интересующие их вопросы по теме беседы.
Когда я слушаю эти звонки, я всякий раз ловлю себя на мысли, насколько поляки осведомлены религиозно, как серьезно они относятся к вопросам веры, если они называют себя верующими. Они стремятся быть правильными и образованными католиками, читают католическую литературу, ходят на лекции и семинары, участвуют в молитвенных кружках.
В беседах поднимаются темы, которые, к примеру, у нас в Беларуси вызвали бы споры и непринятие среди людей, далеких от религии в целом. А таких людей у нас подавляющее большинство. То, что кто-то на Пасху несет в церковь огромную корзину еды для освящения, а потом весь день желает «Христос Воскресе!», говорит лишь о том, что для него это такой же праздник, как и Восьмое марта. На самом деле люди даже не вдумываются в суть происходящего, для них христианский праздник – очередной повод выпись и вкусно поесть.
Недавно слушала запись с участием знаменитого демонолога, ксендза-профессора Александра Посацкого/Aleksander Posacki, иезуита. Он рассказывал о том, как легко впустить в свою жизнь и свой дом нечистую силу. Рассказывал о предметах, имеющий оккультный характер, которые многие из нас, не осознавая их опасность, держат дома. Рассказывал о том, как молодежь наносит на тело символические татуировки, которые потом судьбоносно влияют на их жизнь. Он приводил примеры, как бездумно люди сейчас относятся к всевозможным гаданиям, и что потом из этого вытекает.
Когда разрешили принимать звонки, я была просто шокирована. Поляки, пользуясь присутствием знаменитого демонолога и экзорциста, стремились получить его совет, рассказывали свои ситуации. Почти каждый звонок начинался со слов «Спасибо вам за эту действительно нужную тему, ведь магия, гадание, оккультизм и псевдоучения окружают нас со всех сторон». Людей интересовали не вопросы, как найти хорошую гадалку или астролога. Люди интересовались, что им надо делать, чтобы очиститься от последствий увлечения гадалками или оккультной литературой. Они волновались по поводу детей и родственников, которые увлеклись спиритизмом или носят разные талисманы и перстни.
Я задалась вопросом: а скольких белорусских родителей заставит волноваться татуировка на теле ребенка-подростка, изображающая непонятные восточные символы? Или странная подвеска у него на шее. Гарантирую, что просто махнут рукой и скажут, ерунда, перебесится. То, что это может иметь тяжелые последствия для здоровья и жизни, вряд ли кто-то задумается всерьез. Я не упоминаю про походы к гадалкам и привороты, которые у нас предлагаются на каждом шагу. Люди «кушают» все это, так как не понимают, с чем имеют дело в силу религиозной безграмотности. А потом получают по голове от жизни, да еще как крепко.
А вот поляки задумываются, много читают, просвещаются, задают вопросы ксендзам. Очень многие связывают жизненные неудачи и болезни с тем, что где-то поступили неправильно, пошли вразрез с правилами жизни христианина.
Однажды позвонила бабушка и жаловалась, что учительница задала всему классу нарисовать рисунок, связанный с Хэллоуином. Католическая церковь крайне негативно относится к данному празднику, и бабушка задала вопрос, как поступить, чтобы не испортить отношений с учительницей. Она не хотела, чтобы её внучка рисовала нечистую силу. И ксендз-профессор терпеливо объяснял, как правильно выйти из ситуации. У нас был бы просто смех в зале и фразы вроде: «С жиру бесится тетка!» А для поляков это тема серьезной беседы, в которой нет места иронии.
Обязательным предметом в польской общеобразовательной школе еще до недавнего времени являлась религия, которую преподавали католические священники. Только несколько лет назад стало возможно выбирать между этикой и религией. Каждый польский ребенок в возрасте примерно 9 лет приступает к первой Исповеди и принимает свое первое Причастие. По этому поводу принято устраивать большое семейное торжество, где дарят деньги и подарки.
Но постараюсь быть объективной: принципы вседозволенности, которые уже давно восторжествовали, например, в Западной Европе, докатились и до Польши. Но, по статистике, поляки все равно пока остаются одной из самых религиозных европейских наций. Межполовые отношения поляков потихоньку уподобляются западному стилю: растет количество гражданских браков и одиноких матерей. Но с тем, что происходит на этом фронте у нас, это не сравнить. Уважение к институту брака и семьи в Польше намного выше. Об этом свидетельствует сравнительно невысокий процент разводов, если сравнивать с Восточной Европой. Дело в том, что почти все поляки обязательно заключают костельный/церковный брак. А Католическая церковь запрещает разводы. Я неоднократно слышала истории о том, как поляки борются за сохранение семьи, если приходят проблемы. Вот уж действительно «и в горе, и в радости…». У нас в аналогичных ситуациях пара предпочитает «разбежаться», несмотря на наличие детей.
Польская молодежь, если сравнивать с нашими ровесниками, более религиозна. Подчеркну, что именно в сравнении, ведь молодежь во все времена больше склонялась к атеистическим взглядам. Разница в том, что белорусская молодежь придерживается атеистических взглядов в силу отсутствия религиозного воспитания, а поляки – в силу бунта, отрицания и жажды свободы действий, поскольку религиозное воспитание они получили.
Часто сталкиваюсь с тем, с какой насмешкой и пренебрежением наши молодые люди осваивают языковую тему о польских религиозных традициях и праздниках. При этом они учат польский язык, чтобы уехать в Польшу на учебу или работу. Они придерживаются позиции, что религия – для слабаков. Я стараюсь не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Но уверена: если человек собрался ехать в чужую страну с сильными религиозными традициями, будет правильно удержать при себе свое отрицание.
Сейчас можно прочитать большое количество информации о неподобающем поведении католических священников. Почему-то именно этот момент становится веским доводом в пользу атеизма. Кстати, и среди поляков, особенно в крупных городах. Мол, священники грешат. Но ведь они люди, причем здесь Бог? Если человек не хочет, он ищет оправдание, когда хочет – возможность. Слушала одну очень интересную для меня книгу, которую написал бывший ксендз, «Я был ксендзом»/ Byłem księdzem – Prawdziwe oblicze Kościoła katolickiego w Polsce – Roman Jonasz. Суть в том, что герой этой истории перестал быть ксендзом, так как глубоко разочаровался в происходящем внутри системы. Он решил написать книгу, где описал пережитое. Кстати, эту аудиокнигу на польском языке я выложила в конце статьи.
Я не стану высказывать свои соображения, почему он решил написать подобную книгу, ведь в ней есть явно шокирующие факты. Но я сделала вывод, что эти события, если верить тому, что описывает бывший ксендз, могли происходить только в религиозном обществе, в обществе, где люди продолжают верить.
Кстати, есть такая нашумевшая книга Ричарда Докинза «Бог как иллюзия». Я читала её по-польски только для того, чтобы познакомиться со способом мышления научного атеиста. Эта книга всколыхнула религиозную общественность, вызвала негодование среди верующих. Так вот на одном крупном польском портале для любителей чтения эта книга собрала более шести тысяч комментариев! Это говорит лишь о том, что тема религии и Бога полякам точно небезразлична.