во что верить в бога или во вселенную

Неверие и «двухэтажная» вселенная

во что верить в бога или во вселенную. Смотреть фото во что верить в бога или во вселенную. Смотреть картинку во что верить в бога или во вселенную. Картинка про во что верить в бога или во вселенную. Фото во что верить в бога или во вселенную

«Двухэтажная вселенная» – таким видят мир большинство современных христиан. Для них есть «первый этаж» – наш естественный мир, функционирующий по естественным («светским») законам, а также есть «второй этаж» – мир Бога, рая, ада, ангелов и так далее. Духовный кризис современного человека во многом заключается в отсутствии связи между этими двумя мирами. Такая система насчитывает всего несколько столетий, но ее результатами стали появление совершенно другой формы христианства и все возрастающая волна неверия. Поистине многие люди, называющие себя христианами, сегодня сильно сомневаются в том, живет ли кто-нибудь там – на «втором этаже».

Интересной составляющей такого мировоззрения является неверие. Когда христианин, чье миропонимание основано на представлении о «двухэтажной» вселенной, перестает верить, то оказывается, что он перестает верить именно во «второй этаж». Первый же «этаж», на котором (как он представляет себе) он живет, не нуждается для него практически ни в каких изменениях. Этот человек перестает верить в Бога, находящегося «где-то там».

Мир христианина «двухэтажной вселенной» такой же пустой и светский, как и мир атеиста

Единственное, что остается делать в ситуации неверия, это принимать вселенную, показывающую неполную картину вещей. «Первый этаж» «двухэтажной вселенной» – это не то же самое, что «одноэтажная вселенная» (о ней отдельный разговор). Это как дом, чей второй этаж снесен. В этом смысле разновидность христианского фундаментализма (главные сторонники идеи «двухэтажной вселенной») и современный атеизм являются двумя сторонами одной медали. Их бесконечные споры – это разговор, происходящий в «полувселенной». Один спорит, что существует «второй этаж», в то время как другой убежден: усеченный, изолированный «первый этаж» – это все, что есть. Однако они согласны друг с другом в главном – в существовании «первого этажа». Каждодневный мир (и каждодневная жизнь) христианина «двухэтажной вселенной» обычно такой же пустой и светский, как и мир его собрата-атеиста. Единственная разница в том, что такой христианин пытается доказать существование «второго этажа».

Считаю, что важно увидеть суть этих вещей и понять: когда имеют место подобные споры между обитателями «двухэтажной вселенной», ничего подлинного не происходит. Оба участника дискуссии являются носителями искаженного представления о мире, и ни один из них не произнесет истину.

Интересно, что есть атеисты, не принадлежащие к этой категории «неверующих из двухэтажной вселенной». Их неверие в Бога включает в себя глубокие вопросы о самом характере вселенной и природе человеческого бытия. Поэтому у них много общего с традиционными православными верующими. Многие новообращенные православные должны сначала пережить нечто вроде «атеистической стадии», чтобы расстаться с мифологическим представлением о «двухэтажном» мире и войти в откровение Божие, переданное Христом Церкви. По этой причине в службу присоединения к Церкви новообращенных включено формальное отречение от различных заблуждений. Мы не можем следовать за «единым истинным живым Богом», одновременно веруя в «Бога», Который не существует. Мы должны верить в одного Бога!

Вспоминаю свой первый год жизни в Православии. До этого я 18 лет был священником в одной неправославной деноминации. И многих шокировало то, что в первый год моей жизни в Церкви главным вопросом для меня был вопрос существования Бога. Люди спрашивали меня удивленно: «Разве вы до этого не были верующим?» Ответ был такой: «Да и нет». Чтобы принять Бога, открывшегося нам в православной вере, необходимо (помимо прочего) перестать верить в некоторые другие вещи. Тот первый год для меня был настоящей борьбой.

Верить в Бога, Который везде, и жить по этой вере – не то же самое, что верить в Бога, обитающего «где-то там»

С другой стороны, тот год поставил меня на гораздо более экзистенциальный уровень – даже до уровня кризиса. Верить в Бога, Который «везде есть и всё исполняет», и жить по этой вере – это не то же самое, что верить в Бога, обитающего «где-то там». В православной жизни наша вера в Бога изменяет и наше видение всего остального (по крайней мере так должно быть). Ничто не остается прежним. Тварный мир не существует «сам по себе» (один из девизов сторонников «двухэтажной вселенной»), но полностью и ежесекундно зависит от благоволения и Промысла Божия. «Исполнены небо и земля славы Твоей».

Мне, как православному священнику и миссионеру, было интересно встретить на своем пути людей, которые, узнав о православной вере, радостно воскликнули: «Всегда думал(а), что что-то вроде этого и есть истина!» Оказывается, есть много людей, которые хотя дотоле никогда не слышали Евангелия, переданного нам в полноте, тем не менее не стали довольствоваться чем-то меньшим. Для меня эти люди – настоящее чудо благодати.

Обычно говорят, что Православие полно парадоксов. Один из них состоит в том, что многим инославным христианам надо расстаться со своим «Богом» (со своей идеей Бога), чтобы стать православными, а многим атеистам – научиться не верить в другого «Бога», чтобы прийти к истине.

Просто чтобы нам найти свою жизнь, надо сначала потерять ее.

Источник

А вы верите в Бога или во Вселенную? Да или Нет, докажите его существование или отсутствие реальными фактами

я тоже, но все же,
поведай мне факты
о своей вере
покажи артефакты
или же
я останусь в неверии

Всё Это Пришло На Землю От Сатаны.
А Он Получил Это От Бога.

Меня убедило вот это (смотри фото). Увеличенная картинка (https://yadi.sk/i/O9y66UN1khCtr).

Это код, который с помощью специальной программы написал программист хакер для взлома сервера. Код компьютерного вируса. Мало у кого возникнет сомнение что программный код, может возникнуть сам по себе. Невероятно более сложный код содержится в маленькой клеточке, из которой затем по сложной программе развивается человек обладающий мозгом. А ученые считают человеческий мозг, вероятно, самым сложным объектом во всей вселенной.
во что верить в бога или во вселенную. Смотреть фото во что верить в бога или во вселенную. Смотреть картинку во что верить в бога или во вселенную. Картинка про во что верить в бога или во вселенную. Фото во что верить в бога или во вселенную

во что верить в бога или во вселенную. Смотреть фото во что верить в бога или во вселенную. Смотреть картинку во что верить в бога или во вселенную. Картинка про во что верить в бога или во вселенную. Фото во что верить в бога или во вселенную

Кстати, слово «бог» можно интерпретировать как «абсолютный авторитет, на основе которого могут функционировать догмы, то, чему подчиняются беспрекословно».
Для кого-то богом может стать и гнилое бревно, «говорящее» с ним помощью чревовещателя. И при этом может существовать НЁХ, запросто творящая вселенные и населяющая их жизнью, но при этом не являющаяся ни для кого богом.

Есть доказательства существования Вселенной, следовательно это не предмет веры, а знание.

доказать можно лишь наличие. существование от слова сущность.
можно доказывать и от Него Са’мого, от Противного. если бы Он имелся в наличии, верующие давным давно представили доказательства. )))
тем не менее, юриспруденцией США юридически установлен факт отсутствия Бога. этот факт не обжалован и не опровергнут.

Источник

Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители

во что верить в бога или во вселенную. Смотреть фото во что верить в бога или во вселенную. Смотреть картинку во что верить в бога или во вселенную. Картинка про во что верить в бога или во вселенную. Фото во что верить в бога или во вселенную

Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории существования человечества была религия. Если сказать точнее, это были разные религии, сменявшие и вытеснявшие друг друга на протяжении тысячелетий. Но сегодня мы будем говорить не о религиях, а о пантеизме – религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить свою веру в сверхъестественную сущность природы, примирив её с современными научными взглядами на устройство Вселенной.

Что такое пантеизм?

Пантеизм – это философское учение, в котором бог объединяется или отождествляется с мирозданием. Сторонники данной концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или некоего высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что само мироздание имеет божественную сущность. То есть, пантеизм, по сути, не отрицает существование Бога, но оспаривает саму природу высшего божества, которую ему приписывают традиционные монотеистические религии.

Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Он образован от слов παν (пан – всё, всё сущее) и θεός (теос – божество). Таким образом, смысл данного мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «Всё есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеистов Мироздание (Вселенная, Тотальность) является основой всего, святой и, возможно, разумной субстанцией.

Пантеизм противопоставляется теизму – религиозно-философскому учению, подразумевающему существование единого бога-творца. В теизме бог после сотворения мира продолжает существовать в нём, преимущественно созерцая, но иногда и вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. В пантеизме антропоцентризм (согласно которому, человек — центр вселенной) отрицается.

Автором термина «пантеизм» считается ирландский писатель Джон Толанд, впервые употребивший слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в подлинном изложении пантеиста». При этом как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).

Основные идеи пантеизма

Суть пантеизма сводится к тому, что он даёт ответ на вопрос о том, как соотносятся между собой Бог и Мироздание, объединяя или отождествляя эти понятия. Но при этом возникают другие вопросы. Например, необходимо понять, как сочетается вечность, бесконечность и постоянство Бога с атрибутами конечного и непрерывно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к разрешению данной проблемы. Рассмотрим несколько из них.

Стоит отметить, что многие направления в пантеизме сводятся либо к тому, что Бог есть часть Мироздания (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что Мироздание является частью Бога или формой его существования (такие формы тяготеют к объективному идеализму).

Формы пантеизма

В новейшей философии выделяется 4 основных формы пантеизма:

Все перечисленные формы пантеизма подразумевают, что между Божественной сущностью и Мирозданием существует определённая взаимосвязь или тождественность. При этом человек в этой концепции не рассматривается вообще, поскольку он считается лишь одним из многочисленных объектов, существующих в природе и подчиняющихся её законам.

Известные сторонники идей пантеизма

Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

во что верить в бога или во вселенную. Смотреть фото во что верить в бога или во вселенную. Смотреть картинку во что верить в бога или во вселенную. Картинка про во что верить в бога или во вселенную. Фото во что верить в бога или во вселенную

Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.

Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.

Николай Кузанский (1401 – 1464)

во что верить в бога или во вселенную. Смотреть фото во что верить в бога или во вселенную. Смотреть картинку во что верить в бога или во вселенную. Картинка про во что верить в бога или во вселенную. Фото во что верить в бога или во вселенную

Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.

Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.

Парацельс (1493 – 1541)

во что верить в бога или во вселенную. Смотреть фото во что верить в бога или во вселенную. Смотреть картинку во что верить в бога или во вселенную. Картинка про во что верить в бога или во вселенную. Фото во что верить в бога или во вселенную

Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.

История развития пантеизма

Многие идеи пантеизма озвучивались ещё древнегреческими философами, но до проработанных концепций этим идеям было далеко. Первые хорошо продуманные рассуждения на эту тему присутствуют у христианских мыслителей (в частности, у упомянутого выше Николая Кузанского), пытающихся объяснить природу Бога и мира (при этом большинство из них напрямую не придерживалось идей пантеизма).

Эпохой расцвета пантеизма стало Новое время. В частности, среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал данную концепцию, но и внёс значительный вклад в её развитие. В 17 веке её самым ярким сторонником был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, сегодня считается классической формой данного учения (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).

В 18-19 веках своё дальнейшее развитие учение получило благодаря популяризации немецкого идеализма силами Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также благодаря стремлению разработать новую теологическую концепцию, которая соответствовала бы возросшим требованиям философии и науки.

К концу 19 века пантеизм приобрёл такую популярность, что папа Пий IX внёс его в «Силлабус» (Syllabus Errorum – список осуждаемых Католической церковью учений). Интересно, что в этот период сторонниками данного учения был такие выдающиеся люди как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.

В 21 веке пантеизм по-прежнему остаётся очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы печатают большие статьи по данной теме, а иногда даже посвящают ей целые выпуски.

Критика пантеизма

Поскольку пантеизм – это религиозно-философская концепция, популярная в Европе, основным источником критики, направленной в его адрес, всегда была Католическая церковь. В частности, с точки зрения католичества (и христианства вообще), фундаментальной ошибкой пантеизма является отказ от возможности вести диалог и выстраивать отношения с Богом. Если Бога как личности не существует, человек остаётся один на один со своими проблемами, ведь к пустоте нельзя обратиться с просьбой или молитвой.

Кроме того, многие критики отмечают, что пантеизм во многом напоминает идолопоклонство, поскольку утверждает, что божественная сущность мироздания присутствует в природных явлениях и объектах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь просматривается язычество или желание человека уподобить себя Богу, что с точки зрения христианства ничуть не лучше идолопоклонства.

Заключение

Пантеизм – это учение, признающее наличие у Вселенной божественной сущности. Его главная особенность заключается в том, что в отличие от классических религий оно хорошо совмещается с современной философией и даже наукой. При этом оно не ограничивает людей в их вере, позволяя им видеть божественную сущность природы в любых её проявлениях и даже в самих себе или в своём творчестве.

Источник

«Я не знаю, я агностик», или краткий экскурс в терминологию религиозных позиций

Поскольку в англоязычной вики материалов по теме гораздо больше, чем в русской, её я и решил взять за основу. Тем более, там все изложено относительно системно и с указанием источников.

Многие считают, что можно быть либо “верующим”, либо “агностиком”, либо “атеистом”.
Это некорректное суждение, так как позиции “верующий” и “атеист” определяются ответом на вопрос “верите ли вы в бога”, а позиция “агностицизма” заключается в отрицании возможности узнать, есть бог или его нету.
Таким образом, теист говорит “я верю в бога”, атеист — “я не верю в богов”, а позиция агностика звучит так: “я считаю, что нельзя узнать, существует ли бог.” При этом как теист, так и атеист могут быть агностиками.

Бертран Рассел, приводя аналогию с чайником, говорил, что, хоть он и не может установить, истинно суждение “чайник летает на орбите” или ложно, в его истинность он не верил. Примерно в этом и состоит позиция атеиста–агностика.

Теолог Роберт Флинт году эдак в 1887 в одной из своих лекций сказал:

Если человек не смог найти достаточных оснований, чтобы поверить в бога, совершенно естественно и разумно для него не верить, что бог есть; в таком случае он является атеистом; но если он пойдет дальше, и после исследования природы и предела человеческого знания придет к выводу, что существование бога невозможно доказать, и прекратит верить, потому что не способен знать, истина ли это, он является и агностиком, и атеистом — агностиком–атеистом, и атеистом, потому что он агностик. Ошибочно как отождествлять агностицизм с атеизмом, так и разделять их, словно одно исключает другое.

Дэн Баркер, много лет служивший проповедником, но потом перейдя на сторону противников религии, выразился еще яснее:

Люди постоянно удивляются, когда я говорю, что я и атеист, и агностик, будто это как–то ослабляет мою уверенность. Я обычно в ответ спрашиваю их: “Вы республиканец или американец?” Эти понятия обозначают разные характеристики и не исключают друг друга. Агностицизм касается знания, атеизм — веры. Агностик говорит “я не знаю, существует ли бог”, атеист — “я не верю, что бог существует”. Можно сказать быть и тем, и другим одновременно. Некоторые агностики — атеисты, некоторые — теисты.

Агностик–теист же, тоже признавая, что установить истинность ему не под силу, все же верит в эту самую истинность (почему–то при этом часто позиционируя свою веру как некую ценность).

UPD: Когда речь идет о религии, агностицизм определяют по–разному. Первое определение я привел — просто позиция признания недоказуемости–неопровержимости. То есть, согласно этому определению, верующие–агностики могут верить, но признавать, что ни доказать, ни опровергнуть они существование не могут. И атеисты–агностики, не веря, могут утверждать, что не могут ни доказать, ни опровергнуть. Либо просто считать, что нельзя опровергнуть. Опровергнуть нельзя, –> знать, что бога нет, нельзя, но при этом можно легко не верить. И наоборот.

Другая точка зрения состоит в том, что агностицизм — это средняя позиция, исключающая теизм и атеизм — раз агностик считает, что, чтобы решить, верить или не верить, нужно знать, а знать (доказать или опровергнуть для получения знания), по его мнению, нельзя, то и решить, верить или не верить, он не может. Эта позиция относительно распространена, но по–моему, проблема в том, что, чтобы во что–то не верить, не обязательно знать и уметь опровергать. Ведь есть множество выдуманных сущностей и концепций, которые фальсифицировать нельзя.
И чтобы выбрать веру, не обязательно знать (по определению веры). Достаточно хотеть верить. При этом вполне можно признавать, что вы не можете ни опровергнуть, ни доказать. Поэтому мне первый вариант, который я включил в пост, мне показался адекватнее. И агностицизм, по–моему, просто описывает позицию по другому вопросу.
________________________

Если с атеистами, которые не верят ни в одного из предполагаемых богов, все относительно просто, то классифицировать верующих сложнее. Ведь верующие бывают разные, боги у них разные, и характеристики, им приписываемые, тоже разные.

В первую очередь следует определить понятие “теизм”. Согласно вики и куче других словарей, теизм в широком смысле — просто вера в то, что существует некая сверхъестественная сущность. Как минимум одна. В узком смысле теизм — вера во вездесущего, всемогущего, всеведущего бога–личность, который создал Вселенную, может участвовать в развитии её событий, и которого человек может познать посредством божественных откровений и личного общения. К теизму–в–узком–смысле относятся такие популярные религии, как христианство, ислам, иудаизм, индуизм. Которые делятся на моно — и политеистические (это, думаю, объяснять не стоит).

Теизм в широком смысле является верой в бога (любого) и включает ряд других позиций. В частности:

Деизм — вера в бога–создателя, который в самом начале определил законы природы, и не разговаривает ни с кем лично, но может вмешиваться в ход событий посредством божественного провидения (хотя я не очень понимаю, чем это провидение отличается от чудес, в которые, как утверждают сами деисты, они не верят). Также деисты не верят в истинность религиозных откровений, отвергая догматические религии, основанные на “слове божьем”. По мнению деистов, бога можно познать посредством исследования природы, её сложностей и закономерностей.

Пантеизм — вера в то, что бог и Вселенная — одно и то же. То есть, пантеисты в бога–личность не верят — у них он вездесущ, вечен, но личностью не является и проявляет себя только посредством событий самой природы, с которой возник одновременно.

Пандеизм — вера в то, что этот неличностный бог, прежде чем создать Вселенную и слиться с ней, существовал как сознательная сущность.

Также существует простейшая форма веры — итсизм, вера в “нечто высшее”, при этом не уточняется, каково это “нечто”, является ли оно личностью, что умеет и как себя ведет. Итсист просто верит, что “там что–то есть”.

Что интересно — некоторые верующие, относящие себя к христианам или мусульманам, могут не соглашаться с догматическим описанием бога, таким образом, считая себя христианами или мусульманами (обычно из–за воспитания), но веруя в бога деистов или вовсе итсистов.

Лично я заметил, что таких людей становится со временем все больше — традиционная организованная религия знакомит их с идеей бога, но претензии на знание истины и жесткая догматичность отторгают таких людей от церковной жизни.

Также любопытна позиция “христианского атеизма”. Звучит, как оксюморон, но суть её состоит в следовании учению Христа без веры в его божественное происхождение и в существование христианского бога вообще.

Антитеизм заключается в активном противостоянии теизму. Антитеисты считают, что теистические воззрения неверны и часто пагубны, и утверждают, что богов не существует.

Атеизм обычно подразделяют на “сильный” и “слабый”. Слабый атеизм подразумевает просто отсутствие веры. Сильный же предполагает убежденность в том, что утверждение “хотя бы один бог существует” ложно.

При этом атеизм может быть “выраженным” и “невыраженным” — относящие себя к первым признают, что не верят; “невыраженные” атеисты могут не верить до того, как смогли определиться с позицией либо вообще познакомиться с понятием “бога” (маленькие дети, к примеру). Суть ясно изложена в русскоязычной вики и сопровождается великолепной иллюстрацией с кружочками Эйлера.

В целом это «классы» позиций, сгруппированных по общим признакам; на деле позиции, относящиеся к одной группе, могут отличаться между собой в деталях, или пересекаться в ряде концепций с другими позициями (тот же христианский атеизм).

Еще можно отметить «игностицизм» (или «игтеизм») как отказ от определения позиции до того, как спрашивающий о вере в бога определит понятие «бога». Игтеист считает, что вопрос «есть ли бог» не имеет смысла, если не определено слово «бог». И так как значений у него множество, один человек может быть как теистом, так и атеистом относительно разных «богов».

У перечисленных терминов могут быть и другие определения — я привел лишь те, которые, на мой взгляд, непротиворечиво складываются в общую картину. Если где–то накосячил или чего–то забыл, обязательно пишите, поправлю. Предложениям по шлифовке формулировок открыт.

Источник

Можно ли приравнять Бога к Вселенной

Правильно ли тут ставить знак равно?

Есть люди, которые говорят – мой Бог, прошу Бога. А кто-то говорит – прошу или благодарю Вселенную.

И для них нет разницы, для них Бог и Вселенная – одно и то же. Правильно ли так говорить, объяснил аспирант Московской православной духовной академии Максим Злобин.

Говорить, что Бог и есть Вселенная, ставить знак равенства – это неправильно. Это пантеизм (от греч. пан – все, теос – Бог) – философское учение с корнями из языческого мира. Пантеисты не верят в Бога как в Личность, но обожествляют окружающую среду, природу, Вселенную. Между тем настоящий живой Бог – Личность, и Он сотворил Вселенную, потому что Он так захотел.

Чтобы глубже разобраться в сути вопроса, нужно различать Божественную сущность и Божественную энергию (благодать). Об этом глубоко и подробно писал великий богослов Православной церкви святитель Григорий Палама. Это позволит понять, почему мы можем говорить, что Бог одновременно и пребывает во Вселенной, но все же не тождественен ей и одновременно пребывает вне Вселенной, является большим, чем она.

Сущностью (природой) Своей Бог всегда вне Вселенной, ибо она, эта сущность, непостижима никому, а Своей энергией (благодатью) Господь всегда пребывает в мире, находится во Вселенной, поддерживая бытие мира от разрушения, от полного распада, давая в первую очередь по настоящему счастливую жизнь человеку.

Итак, Бог – Личность, а Вселенная – Его творение, бытие которой Он поддерживает. Она включает в себя творения различной природы – ангельской, человеческой, животной, растительной. Творения ангельской и человеческой природы (ангелы и люди) имеют свои уникальные личностные (ипостасные) характеристики, то есть также являются личностями.

Это еще одна причина невозможности отождествления Личности Бога и десятков миллиардов уникальных личностей ангелов и людей, которые являются главными жителями созданной Богом Вселенной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *