вот и все что вам нужно знать о дирижировании
Мастерская Кудряшова и Григорий Добрыгин раскроют секреты дирижирования
3 марта на Основной сцене театра «Практика» состоится премьера спектакля Григория Добрыгина и студентов Мастерской Олега Кудряшова «Вот и всё, что вам нужно знать о дирижировании».
Автором идеи, режиссёром и продюсером спектакля выступил выпускник Олега Кудряшова и педагог Мастерской Григорий Добрыгин, который рассказал о готовящейся постановке: «Центром нашего внимания стала профессия дирижёра. Я решил реализовать давнюю мечту — «подсмотреть», подойти поближе к этим людям, заглянуть им в лицо. Для меня дирижёры всегда были загадочными героями, наделенными сверхспособностью инициировать рождение музыки».
С предыдущим курсом Мастерской Кудряшова Добрыгин поставил спектакль «YouTube / в полиции», который также был перенесён на сцену театра «Практика». Как и постановка «YouTube / в полиции», работа «Вот и всё, что вам нужно знать о дирижировании» основана на упражнении «наблюдение».
«Перед студентами стояла задача освоить аппликатуру, язык тела конкретного дирижёра, характер, привычки, манеру говорить, — рассказал режиссёр спекаткля, — чтобы выйти на сцену и взмахнуть палочкой, актёры должны знать персонажей, как своих близких друзей. Нынешним студентам повезло больше, чем прошлому курсу. Изучать работу дирижёров и слушать классические произведения много полезнее, чем «копаться» в недрах YouTube».
Создатели постановки обещают подарить зрителям опыт полного погружения в классическую музыку. Под руководством величайших дирижеров современности публика сможет представить себя музыкантами симфонического оркестра.
Дирижеры из YouTube и Караян в гостях у Познера: «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании»
Театр «Практика» из драматического постепенно превращается в музыкальный. Вот уже год в нем существует музыкальное направление и замечательный вокальный ансамбль, проходят концерты и даже была поставлена камерная опера. Теперь же на основной сцене вышел целый спектакль, посвященный музыкальному искусству. А точнее, его важнейшим представителям – дирижерам. Студенты мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС) под руководством режиссера Григория Добрыгина представили спектакль «Вот и все, что вы хотите знать о дирижировании», в котором попытались рассказать о всех тонкостях дирижерской профессии. Специально для «Вашего Досуга» Надежда Травина рассказывает, как на одной сцене могли оказаться Вильям Фуртвенглер и Юрий Симонов.
Дирижеры из YouTube
По словам Григория Добрыгина, спектакль «Все, что вы хотите знать о дирижировании» родился из упражнения «Наблюдение»: в нем актеру нужно изучить своего героя и максимально достоверно представить зрителям. Как такового сюжета здесь нет: действие строится из небольших мизансцен в виде монологов дирижеров об искусстве, которые сменяются их выступлением перед невидимым оркестром (и наоборот). Проще говоря, загримированные и ряженые под своего героя актеры, как в настоящем жанре пародии, демонстрировали перед публикой мастерство перевоплощения, кланялись и уходили. Дирижеров они выбирали сами – долго искали, какой типаж им ближе, ориентировались, прежде всего, на внешнее сходство с изображаемой личностью. А дальше начались долгие попытки вживания в образ путем многократного просмотра различных концертов и видеоинтервью: ребята «подсматривали» буквально все – от ауфтакта до характерной мимики своего героя, стараясь уловить особые «фишки» каждого. Результат превзошел ожидания: получилось очень похоже и очень смешно. Конечно, смущали две вещи – то, что это, по сути, была эстрадная пародия в духе шоу «Большая разница» и то, что профессионально дирижировать актеры так и не научились (хотя, надо отдать должное, постановка рук и самые минимальные требования были учтены). К счастью, грань между профессиональным и откровенно любительским не была стерта: несмотря на то, что великие и маститые музыканты напоминали комедийных персонажей из YouTube, это нисколько не оскорбило чувств верующих, то есть, реальных музыкантов, консерваторцев и даже автора этих строк. Получился классный, талантливо придуманный, недлинный спектакль, который увлекает и захватывает как самая сложная музыкальная партитура.
Герберт фон Караян в гостях у Познера
Словно разрушая гендерные стереотипы, режиссер намеренно ввел спектакль двух дирижеров женского пола – Веронику Дударову, первую женщину-дирижер в России (Карина Газизова), и Алису Видулину (Серафима Гощанская), первую женщину-дирижер в Украине (хотя тогда это все было Советским Союзом). Кстати, ведущим этого парада дирижеров был сам Владимир Владимирович Познер, который не только объявлял, но и время от времени размышлял о судьбе ГИТИСа и театра «Практика». Эту остроумную импровизацию, равно как и образ легенды отечественного ТВ – от неповторимой интонации до характерного прищура – блестяще преподнес публике Лев Зулькарнаев. Таким образом, в гости к Познеру пришли и ныне живущие, и давно покинувшие мир прославленные музыканты. Правда, ожидали еще маэстро Валерия Гергиева, но он, как обычно, опаздывал.
Фуртвенглер, Дударова, Рэттл, Мутти…В спектакле ощутимо не хватило только самого легкоизображаемого дирижера современности – Теодора Курентзиса. Воспроизвести его оригинальную манеру дирижирования не составит особого труда (не нужна даже палочка!), воспроизвести колоритную речь – тоже, так почему же одного из главных мировых звезд дирижерского Олимпа молодые актеры не включили в свой топ-лист? Вероятно, все дело в Познере – маэстро Курентзис уже был гостем его передач, в отличие от своих коллег по спектаклю. Конечно, хотелось увидеть еще и Мравинского, и Светланова, и Аббадо, и…Впрочем, дождемся новых показов спектакля: не исключено, что креативная команда Григория Добрыгина продолжит расширять наши познания о том, что такое дирижирование на самом деле.
Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании
«Предыдущий курс, с которым мы также на сцене «Практики» выпустили спектакль «YouTube / в полиции», занимался наблюдением за «цифровыми» персонажами, которые прошли селекцию; их кто-то увидел, обратил на них внимание, зафиксировал и сделал особенными, выложив в интернет. В работе с новым набором мы решили не ходить за материалом на маргинальную сторону YouTube. Центром нашего внимания стала профессия — дирижер. Я решил реализовать давнюю мечту — «подсмотреть», подойти поближе к этим людям, заглянуть им в лицо. Для меня дирижеры всегда были загадочными героями, наделенными сверхспособностью рождение музыки.
Перед студентами стояла задача освоить аппликатуру, язык тела конкретного дирижера, характер, привычки, манеру говорить. Чтобы выйти на сцену и взмахнуть палочкой, актеры должны знать персонажей, как своих близких друзей. Нынешним студентам повезло больше, чем прошлому курсу. Изучать работу дирижеров и слушать классические произведения много полезнее, чем «копаться» в недрах YouTube, разыскивая униженных и оскорбленных героев в нелепых обстоятельствах», — рассказывает Григорий Добрыгин.
Спектакль, где зрители под руководством величайших дирижеров современности превращаются в музыкантов симфонического оркестра. Опыт полного погружения в классическую музыку.
Цена билета:
Контакты:
Театр «Практика» г. Москва, Большой Козихинский пер., д. 30
Вам может понравиться
Театр Crave
Феерическое кабаре о женской сексуальности.
Степень иммерсивности: 2
Одержимый Петербург (Санкт-Петербург)
Камерный иммерсивный спектакль о гениях и безумцах, писателях и их героях только для пяти зрителей.
Степень иммерсивности: 4
Слепые
Главным действующим лицом становится коллективное бессознательное, ведомое нитью звуков и речью актеров, бесконечно ищущее ответы в пограничном состоянии страха за свою жизнь.
Степень иммерсивности: 3
КараМазовы
Театральный променад в старинной усадьбе.
Степень иммерсивности: 4.5
Маруся
Званый ужин в стенах старинного особняка.
Степень иммерсивности: 4.5
Письма (Санкт-Петербург)
Это иммерсивное шоу в формате променада, основанное на подлинных письмах и дневниках известных людей 19-20 веков.
Степень иммерсивности: 2.5
КараМазовы
Театральный променад в старинной усадьбе.
Степень иммерсивности: 4.5
Пушкин и деньги
Спектакль рассказывает про то, сколько во времена Пушкина стоили рюмка, крепостной мальчик, одна строка «Евгения Онегина», аренда квартиры, платье невесты, дуэльные пистолеты и обед в придорожном трактире.
Степень иммерсивности: 3
Комментарии
Отзывов пока нет. Вы можете стать первым.
Оставить отзыв Отменить ответ
Взаимодействие зрителей друг с другом
Большинство спектаклей-променадов запрещают зрителям обсуждать увиденное прямо во время представления, поэтому шоу «Превращение», «Пиковая дама», и проч. получают 0 баллов.
Возможность поговорить с товарищем во время действия оцениваются в 0,5 баллов. При условии, что ваш разговор не имеет никакого влияния на ход действия и сюжет («Бойцовский клуб», «Задержанный»).
А вот если гостям необходимо совещаться и принимать какие-то решения для того, чтобы двигать сюжет, то такое шоу зарабатывает 1 балл. («Морфеус», «Москва 2048»).
Взаимодействие с актерами
Какое же иммерсивное шоу без актеров? А вот такое, как «С Чарльзом Буковски за барной стойкой», например. Там, как и в Remote Moscow, вы можете услышать актеров только через наушники. Поэтому такие аудиоспектакли не получают ни одного балла.
1 балл дается тем постановкам, где предусмотрено небольшое взаимодействие с актерами, одинаковое для всех участников. Это «Фантасмагория в черном», «Анна Каренина» (Казань), иммерсивные спектакли театра им. Есенина и др.
1,5 балла мы наградили шоу, где избранные гости получают более детальное взаимодействие с персонажами. Возможно, и вы станете счастливчиком, и именно вас выберут актеры спектаклей «Дом 1097» или «Пиковая дама» для того, чтобы сыграть с вами небольшую сцену.
2 балла вручаются постановки, где актеры взаимодействуют с каждым участником индивидуально. Это такие шоу, как «Картель» и «Морфеус».
Влияние на сюжет
Поскольку возможность не только смотреть, но и участвовать в действии и даже влиять на сюжет, является одним из самых интересных способов погружения в иммерсивном шоу, мы оцениваем эту возможность до 2 баллов. Соответственно, если публика никаким образом не влияет на сюжет, как в любом променаде, спектакль получает 0 баллов.
От 0,5 до 1 балла получают те шоу, в которых степень зрительского влияния немного выше: например, гость принимает решение по небольшому вопросу, которое в итоге все же не влияет на конечный исход сюжета. Это такие постановки, как «Диллема» и Camera. Так же на этом уровне находятся спектакли, где каждый имеет возможность высказаться наравне с актерами и задавать им вопросы («Бойцовский клуб»).
От 1,5 до 2 баллов награждаются перфомансы, где в сюжете есть несколько ответвлений и от зрительского участия зависит, не только, как будет происходить, но и чем закончится действие. Это «Морфеус», спектакли Театра Живого Действия.
Вкусовые ощущения
Если при погружении в сюжет зрители могут что-нибудь попробовать, используют вкусовые ощущения, шоу также получает 1 балл. В этом случае мы присудили баллы не только тем перфомансам, где угощают абсолютно всех участников («Зеркало Карлоса Сантоса», «Маруся» и др.), но и тем, где гости могут воспользоваться баром только по VIP-билету («Вернувшиеся», «Пиковая дама»).
Тактильность
За возможность прикасаться к декорациям и рассматривать их более детально с помощью тактильных ощущений дается 0,5 балла, а вот целый 1 балл дается в случае, если предметы, имеющиеся в руках у гостей, играют важную роль в ходе всего представления (Например, как в шоу «Картель» и др.).
Использование запахов
Подразумевается ли во время представления воздействия на такие органы чувств как обоняние, осязание и вкус.
За использование различных запахов и ароматов, которые еще больше погружают зрителя в атмосферу действия, мы даем 1 балл («Анна Каренина» Казань, «Морфеус»).
Аудиальная составляющая
Во время представления используются различные аудиоэффекты. Оценивается в 0,5 балла, по той же причине, что и визуальная составляющая.
Таким образом, самый обыкновенный спектакль получил по 1 балл по шкале иммерсивности.
Возможность перемещения
Вы любите прогулки? Или вам больше нравится сидеть в удобных креслах? Сейчас существуют форматы на любой вкус. Так, полное отсутствие перемещения мы оценили в 0 баллов (Crave, «Морфеус». Необходимость передвигаться строго по намеченной схеме (без возможности отклониться от маршрута) – 0,5 («На трубе», «Декалог на Сретенке», «Бойцовский клуб» и др.). Свободное перемещение по локации – 1 балл («Москва 2048», «Вернувшиеся» и др.).
Конечно, мы понимаем, что все люди разные, и каждому комфортен свой уровень иммерсивности. Поэтому надеемся, что эта шкала поможет вам выбрать иммерсивное шоу, которое точно придется вам по душе!
Визуальная составляющая
Это возможность видеть происходящее во время шоу. Так как большинство спектаклей все-таки подразумевает визуальное действие, оценивается эта графа всего в 0,5 балла. Не получил их только «Морфеус», где во время всего действия у участников завязаны глаза.
Жанр иммерсивного театра стал очень популярен в наши дни. Это понятие стало настолько размытым, что часто нельзя предугадать, что скрывается за тем или иным перфомансом. С уверенностью можно сказать лишь то, что «иммерсивный спектакль» — это спектакль с полным погружением в атмосферу действия, успех которого зависит от того, насколько зритель вовлечен в сюжет, и как сильно задействованы его органы чувств.
Помимо спектаклей-променадов, с которых все началось, стали появляться все новые и новые форматы. Сам зритель далеко не всегда понимает, чего ждать от представления. Порой, желая посетить интерактивное мероприятие, человек получает совсем не то, чего ожидал.
Именно поэтому мы разработали уникальный инструмент под названием «10-бальная шкала иммерсивности», благодаря которой вы сможете разобраться, что к чему.
Итак, мы оценили все иммерсивные шоу по следующим параметрам:
1. Визуальная составляющая.
Это возможность видеть происходящее во время Так как большинство спектаклей все-таки подразумевает визуальное действие, оценивается эта графа всего в 0,5 балла. Не получил их только «Морфеус», где во время всего действия у участников завязаны глаза.
2. Аудиальная составляющая.
Во время представления используются различные аудиоэффекты. Оценивается в 0,5 балла, по той же причине, что и визуальная составляющая.
Таким образом, самый обыкновенный спектакль получил по 1 балл по шкале иммерсивности.
3. Воздействие на органы чувств.
Подразумевается ли во время представления воздействия на такие органы чувств как обоняние, осязание и вкус.
За использование различных запахов и ароматов, которые еще больше погружают зрителя в атмосферу действия, мы даем 1 балл («Анна Каренина» Казань, «Морфеус»).
За возможность прикасаться к декорациям и рассматривать их более детально с помощью тактильных ощущений дается 0,5 балла, а вот целый 1 балл дается в случае, если предметы, имеющиеся в руках у гостей, играют важную роль в ходе всего представления (Например, как в шоу «Картель» и др.).
Если при погружении в сюжет зрители могут что-нибудь попробовать, используют вкусовые ощущения, шоу также получает 1 балл. В этом случае мы присудили баллы не только тем перфомансам, где угощают абсолютно всех участников («Зеркало Карлоса Сантоса», «Затмение» и др.), но и тем, где гости могут воспользоваться баром только по VIP-билету («Вернувшиеся», «Пиковая дама»).
Дальше – самое интересное.
4. Влияние на сюжет
Поскольку возможность не только смотреть, но и участвовать в действии и даже немного повлиять на сюжет, является одним из самых интересных способов погружения в иммерсивном шоу, мы оцениваем эту возможность до 2 баллов. Соответственно, если публика никаким образом не влияет на сюжет, как в любом променаде, спектакль получает 0 баллов.
1 балл получают те шоу, в которых степень зрительского влияния немного выше – это такие постановки, как «Совместные переживания» и «Параллель», где каждый имеет возможность высказаться наравне с актерами и задавать им вопросы.
1,5 балла награждаются перфомансы, где в сюжете есть несколько ответвлений и от зрительского участия зависит, как будет происходить и чем закончится действие. Это «Морфеус», «Картель» и «Москва 2048».
2 балла присуждаются театрам, в которых зрителю дается определенная роль, и он строит сюжет от начала и до конца. Забавно, что представлений с таким уровнем зрительского участия на Российском рынке пока нет.
5. Взаимодействие с актерами.
Какое же иммерсивное шоу без актеров? А вот такое, как «Время, которое…», например. Там, как и в Remote Moscow, вы можете услышать актеров только через наушники. Поэтому такие аудиоспектакли не получают ни одного балла.
1 балл дается тем постановкам, где предусмотрено небольшое взаимодействие с актерами, одинаковое для всех участников. Это «Чайка», «Анна Каренина» (Казань), «Идиот», и др.
1,5 балла мы наградили шоу, где избранные гости получают более детальное взаимодействие с персонажами. Возможно, и вы станете счастливчиком, и именно вас выберут актеры спектаклей «Дом 1097» или «Безликие» для того, чтобы сыграть с вами небольшую сцену.
2 балла вручаются постановки, где актеры взаимодействуют с каждым участником индивидуально. Это такие шоу, как «Картель» и «Морфеус».
6. Взаимодействие зрителей друг с другом
Большинство спектаклей-променадов запрещают зрителям обсуждать увиденное прямо во время представления, поэтому шоу «Вернувшиеся», «Пиковая дама», и проч. получают 0 баллов.
Возможность поговорить с товарищем во время действия оцениваются в 0,5 баллов. При условии, что ваш разговор не имеет никакого влияния на ход действия и сюжет («Параллель», «Неявные воздействия»).
А вот если гостям необходимо совещаться и принимать какие-то решения для того, чтобы двигать сюжет, то такое шоу зарабатывает 1 балл. («Морфеус», «Москва 2048»).
7. Возможность перемещения
Вы любите прогулки? Или вам больше нравится сидеть в удобных креслах? Сейчас существуют форматы на любой вкус. Так, полное отсутствие перемещения мы оценили в 0 баллов («Совместные переживания», «Морфеус». Необходимость передвигаться строго по намеченной схеме (без возможности отклониться от маршрута) – 0,5 («На трубе», «Декалог на Сретенке» и др.). Свободное перемещение по локации – 1 балл («Безликие», «Вернувшиеся» и др.).
Все люди разные, и каждому комфортен свой уровень иммерсивности. Надеемся, что эта шкала поможет вам выбрать иммерсивное шоу, которое точно придется вам по душе!
Иммерсивный театр — новый вид театрального искусства. Термин «иммерсивный» означает полное погружение. Это не обычный театр со зрительным залом — площадкой для подобных представлений может служить что угодно: от огромного особняка до целого города. В таком театре позиция зрителя не ограничивается сидячим положением и простым наблюдением. Так или иначе зрители начинают взаимодействовать с актерами, площадкой или сюжетом.
Например, в некоторых иммерсивных театрах актеры могут перекинуться парой слов со случайным зрителем, куда-то его отвести или даже что-нибудь ему подарить. В других — зритель имеет возможность влиять на сюжет. А в некоторых иммерсивных шоу гости становятся полноправными участниками и двигают сюжет самостоятельно.
На нашем сайте вы сможете увидеть «степень иммерсивности» для каждого проекта — она обозначает степень взаимодействия зрителя с театральным миром. Чем выше значения шкалы — тем больше активных действий получают участники.
Все, что нужно знать о дирижировании, в одноименном спектакле театра Практика
Нужны ли в современном мире дирижеры? Эти неприметные дядечки и крайне редко тетечки, стоящие спиной к залу где-то в глубине оркестровой ямы. К чему профессиональным музыкантам эти указчики, когда те и сами в состоянии выучить и сыграть музыкальное произведение? Для всех тех, кто мыслит также, мастерская Олега Кудряшова, перевернет мир на 180 градусов, развернув дирижеров к залу лицом.
3 марта в театре Практика состоялась премьера спектакля «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании» в постановке Григория Добрыгина. Данная работа родилась из упражнения «Наблюдение», в котором педагог предложил своим ученикам понаблюдать за работой загадочных личностей, вершащих музыку. Так в ролях дирижеров оказались студенты второго курса ГИТИСа мастерской Олега Кудряшова.
Сам спектакль представляет собой череду выпусков программы Познера, который также оказался объектом наблюдения и воплощения. В рамках данной серии программ зрители знакомятся с дирижерами разных веков и стран. Под взмахом их палочки рождается музыка от Брамса, Верди, Бетховена до украинских напевов. Они ведут рассказ от первого лица о своих музыкальных путях, взглядах на музыку и дирижирование. Они демонстрируют свое разнообразно экспрессивное мастерство зрительскому оркестру. И единит их всех только одно: все они яркие, характерные, творческие личности, инициирующие рождение музыки.
Спектакль настолько полон юмора, что подчас он сражается за пальму первенства и за сердца зрителей с самой классической музыкой. И это не случайно: артисты выбрали себе ярчайших представителей музыкальной профессии. Остается только недоумевать, как при работе их прототипов музыканты оркестров умудряются играть, держаться серьезно, а не валяться по оркестровой яме от хохота, ведь наблюдать за работой этих метров невероятно смешно. Музыкантам открывается целый драматический спектакль одного актера, играющийся каждый раз для малой, своей аудитории, о котором по макушке, торчащей из оркестровой ямы, даже и не подозревает театральный зритель. Развернув дирижеров лицом к залу, Григорий Добрыгин вернул им по праву заслуженные лавры и овации.
Глядя на сцену на протяжении всей постановки, сложно поверить, что эти артисты еще студенты, еще только второкурсники. Они представляют дирижеров смело, дерзко, талантливо. Каждый персонаж у них имеет свое темпераментное, уникальное лицо. И в этой череде образов два героя/артиста заслуживают особого внимания. Прежде всего, это воплощение образа Владимира Познера Львом Зулькарнаевым. Замечательная голосовая, мимическая работа. Написан роскошный юмористический текст на представление героев выпуска. Второй образ – Юрий Симонов в исполнении Сергея Кирпичёнка – изумляет своей изящностью, изысканностью, вкусной легкой насмешкой и огромной любовью к своему герою. Невозможно не умиляться, глядя на работу такого дирижера.
На протяжении часа с небольшим зрители знакомятся с богатейшим музыкальным наследием и калейдоскопом удивительных, загадочных личностей во главе оркестров мира. Молодые артисты представляют свои первые серьезные, но уже полноценные, взрослые работы в уютном, камерном пространстве театра Практика. И во время всего действа в этом круговороте людей, судеб, музыки и юмора создается такая теплая, светлая атмосфера, что хочется вновь вернуться в зрительный зал к этим ребятам и насладиться их творчеством.