внутрипредметный модуль что это такое
Внутрипредметный модуль.
Что же меняется с внедрением ФГОС второго поколения? Вводится часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса и называется внутрипредметным модулем.
Просмотр содержимого документа
«Внутрипредметный модуль.»
(слайд 2) Что же меняется с внедрением ФГОС второго поколения? Вводится часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса и называется внутрипредметным модулем.
(слайд3) Эта часть учебного плана обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и индивидуальное развитие обучающихся. Соотношение учебных часов инвариантной и вариативной частей по предмету: обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования (35 часов).
(слайд 4) Чтобы понять, что такое внутрипредметный модуль, необходимо знать, а что же означает термин «модуль»?
(слайд 5) Под внутрипредметным образовательным модулем понимается раздел учебного предмета (смежных предметов, предметной области), дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов. Внутрипредметные образовательные модули должны быть зафиксированы в программах учебных предметов, а также в рабочих программах учителей.
Сейчас я приведу примеры некоторых упражнений из внутрипредметного модуля «Риторика».
Внутрипредметный модуль.
Что же меняется с внедрением ФГОС второго поколения? Вводится часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса и называется внутрипредметным модулем.
Просмотр содержимого документа
«Внутрипредметный модуль.»
(слайд 2) Что же меняется с внедрением ФГОС второго поколения? Вводится часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса и называется внутрипредметным модулем.
(слайд3) Эта часть учебного плана обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и индивидуальное развитие обучающихся. Соотношение учебных часов инвариантной и вариативной частей по предмету: обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования (35 часов).
(слайд 4) Чтобы понять, что такое внутрипредметный модуль, необходимо знать, а что же означает термин «модуль»?
(слайд 5) Под внутрипредметным образовательным модулем понимается раздел учебного предмета (смежных предметов, предметной области), дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов. Внутрипредметные образовательные модули должны быть зафиксированы в программах учебных предметов, а также в рабочих программах учителей.
Сейчас я приведу примеры некоторых упражнений из внутрипредметного модуля «Риторика».
Что такое модульное обучение?
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.
Что такое модуль?
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Структура модульного обучения
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
базовые проблемы элемента (кейсы),
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
Формы контроля модульного обучения
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
Плюсы и минусы модульной формы обучения
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Рабочая программа по внутрипредметному модулю
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНУТРИПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ
У обучающегося будут сформированы:
— интерес к новому содержанию и новым способам познания;
— положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
— ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результатов, на их соответствие требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
— способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции обучающего на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки деятельности;
— выраженной познавательной мотивации;
— устойчивого интереса к новым способам познания;
— адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
— морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку своей работы;
— различать способ и результат действия;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве.
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
— высказываться в устной и письменной формах;
— ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
— владеть основами смыслового чтения текста;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей)
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку)
— видеть проблемы, ставить вопросы; выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения, эксперименты;
— высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами;
— фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
— допускать существование различных точек зрения;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации;
— формулировать собственное мнение и позицию
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
— задавать вопросы по существу;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— контролировать действия партнера;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— допускать возможность существования у людей разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве взаимопомощь;
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие УУД:
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач способствует получению качественно новых результатов усвоения учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга этих результатов; также закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация деятельности в форме школьного образовательного модуля «Делаем проекты» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие психических процессов;
развитие личности младшего школьника;
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Проекты в рамках предмета «Русский язык»
«Интересный мягкий знак». «Приключение в стране «Части речи»» «Волшебный клубок орфограмм». Презентация проектов.
Проекты в рамках предмета «Математика»
«Магические числа в природе». «Оригами». «Древние меры длины». « В мире удивительных чисел ». Презентация проектов.
Проекты в рамках предмета «Окружающий мир»
Программа внутрипредметного модуля «Наш край»
Программа внутрипредметного модуля «Наш край»
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом»
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам :
в общей направленности:
— признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом уч-ся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
— изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
понимание краеведения как курса, позволяющего уч-ся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
— несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
— пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;
опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
— обращение к реалиям повседневной жизни, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для уч-ся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
— реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
— придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
— вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение уч-ся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего города.
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через тематические акции, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе .
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
— освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
— стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
Программа “Наш край” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Программа курса рассчитана на 2-х летнее обучение учащихся начальной школы: 3 класс – 2 четверть – 7 часов; 4 класс – 2 четверть – 7 часов.
3. Содержание курса
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
2. Древняя история края (2)
Первые следы пребывания человека на территории края. Памятники истории и культуры на территории края. Экскурсия в краеведческий музей г. Калининграда
3. История заселения и освоение Калининградской области (2)
Исторические вехи заселения в прошлом и краткая характеристика заселения.
Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…»
4. Наш край на карте (1 часов)
Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов.
Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района.
5. Население (1 часов)
Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; проблемы молодежи в районе; занятия населения района.
Экскурсия в центр занятости населения с целью ознакомления с деятельностью центра и выяснение проблемы профессиональных потребностей в районе на ближайшее будущее.
6. Природа родного края (7 часов):
6.1. Геологическая история и рельеф района. Полезные ископаемые. (1 час)
Геологическая история района, рельеф, средняя высота местности, максимальные и минимальные точки; выделяющиеся формы рельефа, их изменения в процессе выветривания; характер влияния человека на природу своей местности; процессы изменения рельефа; горные породы, слагающие основные формы рельефа в районе, полезные ископаемые; выяснение зависимости между рельефом и направлением дорог, рельефом и расположением населенных пунктов, рельефом и расположением полей, садов, огородов в районе.
Изучение почвенного покрова района (в том числе своей территории). Условие его образования. Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы – важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв. Экскурсии в национальный парк «Куршская коса»
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количе6ство осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
6.3.Голубое ожерелье (1 час)
Реки нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и водоохранные мероприятия. Роль болот в гидрографии района.
Практические работы. Назовите и опишите реку, которая протекает на вашей малой родине (название реки___________; исток реки находится___________________; притоками реки являются_______________________; река впадает в____________; ледостав на реке наблюдается с ___________по_____________; ледоход___________; воду реки используют для____________; анализ по образцу воды в лаборатории – вкус_____. нанесите реку на контурную карту района; нанесите на контурную карту крупные реки Московского района;)
6.4. Памятники природы Калининградской области (1 час)
Статус особо охраняемых территорий их тип (государственный национальный парк; ботанические памятники природы, геологические памятники природы, гидрологические памятники природы
6.5. Растительный мир (1 час). Животный мир (1 час).
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу; лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом);
Практическая работа. Описание состояния лесов нашего края; оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края; пропаганда знаний о пользе растительного и животного мира нашего края среди младших школьникови взрослого населения;
Экскурсии – в лесничество, с целью получения теоретического материала о лесных богатствах нашего края; в лес с целью ознакомления с природным комплексом леса в разных частях нашего края; в городской краеведческий музей с целью знакомства с растительным и животным миром нашего края
4. Календарно-тематическое планирование
Введение. Что такое краеведение?
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение.
— оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
— регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
знать определение «краеведение», уметь объяснять роль предмета в системе школьного образования, для чего и зачем?;
Древняя история края
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение. Опрос.
— объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие
— регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных форматах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Иметь представления о древней истории Восточной Пруссии, ее возникновении;
История заселения и освоения Калининградской области
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение
— оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
— регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь ориентироваться по карте Калининградской области, знать основные проблемы заселения и освоения в послевоенный период;
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение
— объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие
— регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных форматах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь работать с картой Калининградской области, знать основные города области, их достопримечательности; перечислять основные полезные ископаемые;
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение. Опрос.
— оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
— регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
знать численный, национальна, возрастной состав населения области; уметь рассказывать о развитии городского и сельского населения;
4. Календарно-тематическое планирование
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение.
— объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие
— регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных форматах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
знать основные полезные ископаемые Калининградской области; уметь работать с картой «Полезные ископаемые Калининградской области»;
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение. Опрос.
— оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
— регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
знать основные особенные климата Калининградской области; знать определения «погода», «климат», «осадки»; уметь работать с картой «Климатическая карта Калининградской области»;
Голубое ожерелье (река нашего города и области)
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение. Опрос.
— объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие
— регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных форматах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь рассказывать об основных реках области, знать их приток и исток; знать животный и растительный мир этих рек;
Памятники природы Калининградской области
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение. Опрос.
— оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
— регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Знать основные памятники природы области; знать их историческое происхождение;
Растительный мир Калининградской области
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение. Опрос.
— объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие
— регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— познавательные: добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных форматах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь бережно относиться к растительному миру; знать основные виды растений на территории Калининградской области;
Животный мир Калининградской области
Беседа с использованием различных источников информации: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение. Опрос.
— оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
— регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
— познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
доносить свою позицию до других, доносить свою позицию до других, слушать других; пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Уметь рассказывать о животном мире области; называть основных животных, их особенности проживания на территории;
5. Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой внутрипредметного модуля «Наш край» в частности.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Внутрипредметный модуль «Наш край» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе Калининградской области; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, истории и культуре Калининградской области. Главной задачей внутрипредметного модуля «Наш край» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему, бережного отношения к природе и истории родного края. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.
Наряду с принципом наглядности в изучении внутрипредметного модуля «Наш край» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Внутрипредметный модуль «Наш край» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
В ходе изучения внутрипредметного модуля «Наш край» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение внутрипредметного модуля «Наш край», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, различных сторонах общественной жизни родного края, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания внутрипредметного модуля «Наш край», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой внутрипредметного модуля «Наш край», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.