внеурочная деятельность в начальной школе что это
Как спланировать внеурочную деятельность в начальной школе?
Чем характерна внеурочная деятельность?
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников.
«Внеурочная деятельность, с одной стороны, хороший ресурс, чтобы устранить пробелы в знаниях, а с другой — подспорье для учеников, которые могут и хотят развиваться в разных направлениях».
Программы курсов внеурочной деятельности
Курсы внеурочной деятельности школа формирует исходя из запросов участников образовательного процесса. В конце или в начале года проводятся опросы родителей, чтобы актуализировать расписание и содержание курсов. Но помните — в новом учебном году запросы могут измениться. Значит, нужно будет убрать курсы, которые больше не актуальны, и добавить новые.
Важно! Разработанные и принятые программы курсов внеурочной деятельности должны соотноситься с планом внеурочной деятельности по направлениям, формам организации и количеству часов, которые отведены на их освоение.
В начальной школе на изучение программ внеурочной деятельности отводится до 1350 часов на все четыре года. Обратите внимание: минимального порога нет, есть только максимальный.
Задачи внеурочной деятельности:
При планировании и организации программы курсов внеурочной деятельности важно учитывать, что группы детей могут быть разновозрастными.
«Внеурочная деятельность может реализовываться через отдельные программы, составленные педагогами, через формы работы классного руководителя, организацию поисковой, исследовательской, проектной деятельности, практических работ — всего того, на что не хватает времени во время уроков».
Проектная деятельность в составе внеурочных занятий
Очень острый момент — проектная деятельность в начальной школе. Сегодня она стала одной из самых эффективных форм реализации плана внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности.
Выполнить в рамках урока полноценный проект невозможно, но отдавать ребенку проект для самостоятельного выполнения тоже неправильно — родители порой слишком активно включаются в работу. Совет: оставьте проектную деятельность в стенах школы, но попробуйте вынести ее в план по внеурочной деятельности.
Серия «Внеурочная деятельность»
Серия «Внеурочная деятельность» — это готовое решение для организации интересных мероприятий внеурочного формата в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Практикоориентированным заданиям отводится 60% содержания пособий, теоретическому материалу — 40%.
Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов. В серии представлены пособия по всем пяти направлениям. Расскажем о некоторых из них.
Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2-й, 3-4-й классы
Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями. В книгах представлены тексты и упражнения на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению, чтению по ролям и инсценировкам.
Развитие математических способностей. 1-2-й, 3-4-й классы
Материал пособий содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Книги рассчитаны на самостоятельность и активность ребят, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.
Решаем нестандартные задачи:
Геометрия вокруг нас. 1-2-й, 3-4-й классы
Учимся применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов.
Пособия помогут развить пространственное воображение и мышление, овладеть практическими и графическими способами моделирования.
В книгах можно найти группы заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.
По этим пособиям удобно проводить поисковые и научные исследования — индивидуально и в групповой работе.
Школа юного астронома
Узнаем новые интересные факты об окружающем мире, звездах и планетах. В пособии дети получат первые теоретические знания об астрономии как о научной дисциплине.
Книга содержит теоретические материалы, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при других формах внеурочной деятельности.
Здорово быть здоровым.1-4-й классы
В пособии представлены практико-ориентированные задания: игрового, проблемного и поискового характера. Их задача — помочь педагогу сформировать у детей представления о видах здоровья и здоровом образе жизни на основе самостоятельной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Это обязательно?
Здравствуйте, мои многоуважаемые читатели! Не в любом учебном заведении есть продлёнки, потому проблема свободного времени у младших школьников возникает в каждой второй семье. Об этой проблеме знает наше государство, потому принимает меры, чтобы российские дети в свободное внешкольное время были заняты по полной, предоставляя возможность поучиться-потрудиться и после уроков тоже.
Однако, хорошо ли это быть до вечера занятыми или всё-таки для юных учеников тяжело?
Педагоги считают, что внеурочная деятельность в начальной школе очень важна, ведь она даже предусмотрена ФГОС. Более того, воспитание в свободное от уроков время на законодательном уровне теперь стало частью основной образовательной программы. Но тут появляется резонный вопрос родителей: обязательно ли посещать такие мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности, или это дело добровольное: хочу – хожу, хочу – не хожу?
Зачем нам внеурочка?
Министерство образования и науки РФ нам поясняет, с какой целью оно в ФГОС предусматривает для начальной школы внеурочную деятельность:
Основная задача внеурочки в младшей школе – достигнуть запланированных учебным заведением результатов освоения основной программы начального общего образования.
Особенно важна она для первоклашек, когда ещё сложно семилеткам выдерживать статические нагрузки и быстро переключаться с одной деятельности на другую. Вот тут-то и помогают выходы после уроков на природу для изучения окружающего мира, посещение выставок и экскурсий для познания истории родного края, хождения на спектакли для освоения русского языка и литературы.
Как организуют внеурочку?
В рекомендациях Минобрнауки есть ряд направлений, в которых школой может быть организована внеурочная деятельность.
Спортивно-оздоровительное
Необходимое для повышения двигательной активности школьников, укрепления их здоровья и закрепления основ здорового образа жизни. Здесь вам и физкультурные состязания с праздниками, и секции с факультативами. И почему сегодня незаслуженно подзабыта такая военно-спортивная игра как «Зарница»? Помнится мне из своего школьного детства, мы очень любили эти соревнования.
Социальное
Нужное для формирования в каждом ученике личности, его понимания социально одобряемых и неодобряемых форм поведения, воспитания в школьниках патриотической жилки.
Встречайтесь с ветеранами, устраивайте поиск информации в архивах, занимайтесь волонтёрством, организуйте тематические конкурсы, смотрите патриотические фильмы, собирайте экспонаты для школьных музеев — в общем, несите добро окружающим через свою социальную роль.
Духовно-нравственное
Требуемое для осознания общественных норм, формирования правильного отношения к базовым человеческим ценностям, таким как природа, семья, мир, человек, а также с целью получения опыта самостоятельных общественных действий.
Здесь может быть всё, что связано с душой: музеи и кино, выставки и фестивали искусств, школьные театры и художественные кружки, походы и прогулки.
Общекультурное
Предполагающее ознакомление с культурным наследием и овладение творческими навыками. Познакомиться поближе со своим (и не только) краем помогают экскурсионные программы.
Привьют интерес к творчеству кружки прикладного искусства, где можно научиться вязать и вышивать, как это делали наши бабушки, резать по дереву, как это умели наши дедушки, а ещё расписывать камни и дерево, творить из бумаги и ткани.
Общеинтеллектуальное
Связанное с самостоятельным поиском новых и обработкой уже полученных знаний, их применением на практике. Это, в первую очередь, факультативы, где школьные дисциплины можно изучить изнутри, глубоко. Здесь и проектная работа, и конкурсы исследований, и всем известная «Что? Где? Когда?», и интеллектуальные марафоны и олимпиады, — всё, что развивает детский ум и повышает IQ.
Все эти направления реализует каждое учебное заведение по своему усмотрению. И совсем необязательно, чтобы всё это было в стенах школы. Могут быть организованы занятия в свободное время в учреждениях дополнительного образования. На «всё — про всё» учебными СанПиНами отводится не более 10 академических часов в неделю.
А вот теперь о том, что интересует родителей больше всего: а обязательно ли это? Для школы организация внеурочной деятельности – да, обязательна, а вот для нас, родители, её посещение — вовсе нет.
ФГОС предполагает участие во внеурочной деятельности школы исключительно на добровольной основе, предоставляя детям право выбора. Это подтверждает и Закон «Об образовании», давая «лазейку» для ленивых: обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом, а ФГОС разделяет между собой учебный план от плана внеурочного.
Но снова и снова мы в каждом отдельном городе сталкиваемся с «метлой, которая по-своему метёт»: обязаны быть и точка! В таких случаях рекомендую писать официальные заявления-отказы от участия во внеурочке на имя администрации школы.
Ну, а в случае игнорирования Ваших требований из многих наших статей о юридических аспектах организации учебного процесса Вы, наверное, уже знаете, куда и к кому идти, когда школа Вас «не слышит».
А стоит ли противиться
Хлопающим в ладоши родителям хотелось бы посоветовать не бежать стремглав писать заявления об освобождении от участия ребёнка во внеурочной деятельности. Согласна, когда у школьника есть «на стороне» кружки, секции, которые отнимают львиную долю свободного времени, тут не до внеурочки.
А вот те дети, которые ничем не заняты после уроков, вполне могли бы реализовать себя через такое дополнительное образование, организованное школой. Стоит ли указывать на то, что любые внеурочные мероприятия, в первую очередь, направлены на развитие ребёнка, а уж никак не на его перегруз «лишними» занятиями.
Стоит ли отказываться от совместных «вылазок» на экскурсии или от общих горячих диспутов о «наболевшем», от КВНов и развлекательных викторин, от спортивных соревнований и олимпиад? Вряд ли семья в полной мере сможет заменить дружный детский коллектив и научить общаться так, как этому можно научиться в школе через совместные мероприятия, когда «один за всех, и все за одного».
Надеюсь, что нам сегодня удалось разобраться со всеми сторонами внеурочной деятельности, и готова услышать ваши ответы на наболевший вопрос: «А в ваших школах внеучрока – это обязательно?». Добро пожаловать в раздел для комментаторов)
Не забудьте подписаться на новости блога и раз в неделю получайте на почту информацию о новых статьях, появившихся в «ШколаЛе».
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Методички Педсовета
01 января 2020 • 11:35
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
Общекультурное:
Общеинтеллектуальное:
Духовно-нравственное:
Социальное:
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору
Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:
— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.
Примечание.
В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье « Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».
В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— « на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность »;
— « на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами ».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования