визинг л шесть ответов на вопрос что такое медиафилософия

Визинг л шесть ответов на вопрос что такое медиафилософия

Конец ХХ – начало ХХ1 века ознаменованы активным обсуждением проблематики медиафилософии философским сообществом. Заведующий кафедрой теории изображения Йенского университета (Universität Jena), президент немецкого общества эстетики Ламберт Визинг (Lambert Wiesing) представил 6 ответов на вопрос: «Что такое медиафилософия?», явившихся результатом интердисциплинарного семинара в г. Веймаре (Германия, 2005 г.)[16].

1. Медиафилософия как рефлексия понятийных проблем, связанных с появлением новых медиа

2. Медиафилософии как работа с понятием медиа

Вторая позиция отстаивает мнение, что медиафилософия – это работа с понятием медиа. Эта точка зрения представлена в многочисленных работах Александра Рослера (Alexander Roesler), научного редактора издательства Фишер (Fischer Verlag). Его концепция медиафилософии строится на простой и равным образом убедительной мысли: философия традиционно рассматривается как работа с понятиями, следовательно, медиафилософия является работой с понятием медиа. В своей статье в сборнике «Медиафилософия» [7], выпускаемом им совместно со Штефаном Мюнкером (Stefan Münker) и Майком Сандботе (Mike Sandbothe), Росслер пишет о том, что медиафилософия является «размышлением о медиа в связи с понятием «медиа», о понимании того, что это понятие должно означать, и того, что с ним связано, о теоретических воздействиях этого понятия на другие концепции, и о статусе тех теорий, которые выстраиваются вокруг этого понятия»[9, С. 35]. Отличие данной позиции очевидно: развитие новых медиа не столь существенно для медиафилософии, так как в первую очередь, речь идет о понятии медиа, которое не зависит от временнного контекста. Таким образом, медиафилософия возникает с момента первых размышлений о понятии медиа (как известно, уже начиная с Аристотеля).

3. Медиафилософия как расширение к «медиальному повороту»

Три перечисленные выше позиции объединяет рассмотрение медиафилософии как возможного пути развития академической философии: медиафилософия является вызовом, который должен быть принят самим философским сообществом. Такой подход противоречит следующим трем позициям, где медиафилософия не рассматривается в рамках университетской философии.

4. Медиафилософия как основной дискурс культурологических- и медиа- дисциплин

Четвертая позиция видит медиафилософию как вид основного дискурса для медиаисследований и медиапрактики. В книге «Медиафилософия. Введение»(2007)[6] Райнхард Марграйтер (Reinhard Margreiter), приват-доцент филосософии Гумбольт-университета Берлина следущим образом обозначает свое понимание медиафилософии: «Медиафилософия может быть рассмотрена как основополагающий культурологический дискурс»[6,C.151]. Таким образом, медиафилософия становится научной теорией медиаисследований. Эта идея совпадает с рядом высказываний зальцбургского медиаисследователя Штефана Вебера в работе «Under Construction. Заключение об эмпирическом понимании медиаэпистемологии» (2002)[15]: «Медиафилософия подразумевает работу с философскими основаниями медиатеории и теории коммуникации»[15, C.176]. Cогласно Барбаре Бэкер, профессору медиаисследований из университета Падеборна, это означает, что речь в медиафилософии идет в конечном счете об «интеграции философской проблематики в медиатеоретические и медиааналитические исследовательские ландшафты» [1, C.93]. Надежда этой медиафилософской программы состоит в том, что «философски обоснованный взгляд на актуальные медиасобытия может дать важный импульс для интерпретации наблюдаемого» [1, C.105].

5. Медиафилософии не существует.

Эта точка зрения отчасти присутствует в работах Фридриха Киттлера (Friedrich Kittler), но более определенно выражена в статье Елены Эспозито (Elena Esposito) «Слепота медиа и слепота философии» (2003) – где она четко пишет: «Я утверждаю, что [медиафилософии] нет» [4, C.26]. Для Эспозито, профессора социологии коммуникации университета Модены, проблематика медиа находится в области психологии и социологии, а не философии.

6. Медиафилософия как философия осуществляемая через медиа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перевод с немецкого Дарьи Колесниковой

Источник

Визинг Л. ШЕСТЬ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО ТАКОЕ МЕДИАФИЛОСОФИЯ?»

Визинг Л.
ШЕСТЬ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО ТАКОЕ МЕДИАФИЛОСОФИЯ?»

Конец ХХ – начало ХХ1 века ознаменованы активным обсуждением проблематики медиафилософии философским сообществом. Заведующий кафедрой теории изображения Йенского университета (Universität Jena), президент немецкого общества эстетики Ламберт Визинг (Lambert Wiesing) представил 6 ответов на вопрос: «Что такое медиафилософия?», явившихся результатом интердисциплинарного семинара в г. Веймаре (Германия, 2005 г.)[16].

1. Медиафилософия как рефлексия понятийных проблем, связанных с появлением новых медиа
Первый ответ на вопрос о существе медиафилософии звучит так: Медиафилософия работает с понятиями, возникающими в контексте современного медиамира. Эту точку зрения иллюстрирует высказывание Штефана Мюнкера (Stefan Münker): «Именно в тот самый момент, когда весь наш жизненный мир характеризуется обращением с так называемым Новым: с электронными и цифровыми медиа, такая научная дисциплина, как медиафилософия является оправданной и необходимой»[8,c.18]. Однако, можно заметить, что такое описание подходит для всех видов медиаисследований, поэтому Мюнкер вводит дополнительный критерий для уточнения своего определения «Дело медиафилософии – это рефлексия понятийных проблем, которые возникают в результате обработки и использования электронных и цифровых медиа»[8,c.20]. Если философские дискуссии о трансплантации или генной инженерии возникают с тех пор, как появляется соответствующая техника, то и медиафилософия начинается лишь с момента появления медиа. Медиафилософия рассматривается определенно как реакция на изменения жизненного мира – и этому дается положительная оценка: «Тем самым, она обретает специфическую связь с настоящим»[8,с.24].

2. Медиафилософии как работа с понятием медиа
Вторая позиция отстаивает мнение, что медиафилософия – это работа с понятием медиа. Эта точка зрения представлена в многочисленных работах Александра Рослера (Alexander Roesler), научного редактора издательства Фишер (Fischer Verlag). Его концепция медиафилософии строится на простой и равным образом убедительной мысли: философия традиционно рассматривается как работа с понятиями, следовательно, медиафилософия является работой с понятием медиа. В своей статье в сборнике «Медиафилософия» [7], выпускаемом им совместно со Штефаном Мюнкером (Stefan Münker) и Майком Сандботе (Mike Sandbothe), Росслер пишет о том, что медиафилософия является «размышлением о медиа в связи с понятием “медиа”, о понимании того, что это понятие должно означать, и того, что с ним связано, о теоретических воздействиях этого понятия на другие концепции, и о статусе тех теорий, которые выстраиваются вокруг этого понятия»[9, С. 35]. Отличие данной позиции очевидно: развитие новых медиа не столь существенно для медиафилософии, так как в первую очередь, речь идет о понятии медиа, которое не зависит от временнного контекста. Таким образом, медиафилософия возникает с момента первых размышлений о понятии медиа (как известно, уже начиная с Аристотеля).

3. Медиафилософия как расширение к «медиальному повороту»
В третьем подходе медиафилософия также рассматривается как область уже давно присутствующая в философии и расширяющая концепцию лингвистического поворота до медиального. Медиа перенимают те функции, которыми обладал язык в аналитической философии. Особенно репрезентативно данное положение представлено в монографии Матиаса Фогеля «Медиа как условия мыслей»[13]. Матиас Фогель (Matthias Vogell) – профессор философии университета г. Марбурга; в его понимании у медиафилософии существует следующая задача: «разработать положение, вытекающее из общей концепции медиа и выделяюшее язык как особое и значимое медиа среди других»[13, С. 117]. Сибилла Крэмер (Sybille Krämer) профессор философии Свободного университета Берлина, в своей публикации «Выполняют ли медиа конституирующую функцию?»[5] резюмирует: «Все, что «дается» нам в восприятии, коммуникации и познании – дается в медиа»[5, C.83]. С точки зрения Матиаса Фогеля и Сибиллы Крэмэр – медиа следует понимать как невидимые условия данности (Gegebenseins), которые должны быть исследованы в медиафилософии. Согласно Крэмер, в медиафилософии все сводится к «вопросу о конституирующих функциях медиального»[5,C.89]. Медиафилософия рассматривается не только как часть философской дисциплины, но и как путь философствования вообще. Этот вывод усиливает профессор философии франкфуртского университета Мартин Зэль (Martin Seel): «Если медиафилософия и добьется успеха, то она не столько обогатит круг философских дисциплин, сколько само искусство философствования»[12, C.15].
Три перечисленные выше позиции объединяет рассмотрение медиафилософии как возможного пути развития академической философии: медиафилософия является вызовом, который должен быть принят самим философским сообществом. Такой подход противоречит следующим трем позициям, где медиафилософия не рассматривается в рамках университетской философии.

4. Медиафилософия как основной дискурс культурологических- и медиа- дисциплин
Четвертая позиция видит медиафилософию как вид основного дискурса для медиаисследований и медиапрактики. В книге «Медиафилософия. Введение»(2007)[6] Райнхард Марграйтер (Reinhard Margreiter), приват-доцент филосософии Гумбольт-университета Берлина следущим образом обозначает свое понимание медиафилософии: «Медиафилософия может быть рассмотрена как основополагающий культурологический дискурс»[6,C.151]. Таким образом, медиафилософия становится научной теорией медиаисследований. Эта идея совпадает с рядом высказываний зальцбургского медиаисследователя Штефана Вебера в работе «Under Construction. Заключение об эмпирическом понимании медиаэпистемологии» (2002)[15]: «Медиафилософия подразумевает работу с философскими основаниями медиатеории и теории коммуникации»[15, C.176]. Cогласно Барбаре Бэкер, профессору медиаисследований из университета Падеборна, это означает, что речь в медиафилософии идет в конечном счете об «интеграции философской проблематики в медиатеоретические и медиааналитические исследовательские ландшафты» [1, C.93]. Надежда этой медиафилософской программы состоит в том, что «философски обоснованный взгляд на актуальные медиасобытия может дать важный импульс для интерпретации наблюдаемого» [1, C.105].
Несомненно, наиболее радикальную позицию в понимании медиафилософии можно найти в программной монография Майка Сандеботе (Mike Sandbothe) – ныне профессора медиафилософии в датском университете Альборг – «Прагматическая медиафилософия. Обоснование новой дисциплины в эпоху интернета» (2001)[10]. Он утверждает, что медиафилософия является философской областью консультирования других исследователей и в особенности медиапрактиков. В своей статье «О превосходстве медиа над философией» (2003)[11] он открыто говорит о «медиафилософии как о служебной научно-теоретической дисциплине»[11, C.185]. В частности от утверждает, что медиафилософия будет внедрена в жизнь только тогда, когда сами философы начнут принимать активное участие в объединенной работе в медиамире. К медиафилософии как теоретической дисциплине он относится скептически – разделяя мнение, которое выражено в третье позиции: медиафилософии не существует.

5. Медиафилософии не существует.
Эта точка зрения отчасти присутствует в работах Фридриха Киттлера (Friedrich Kittler), но более определенно выражена в статье Елены Эспозито (Elena Esposito) «Слепота медиа и слепота философии» (2003) – где она четко пишет: «Я утверждаю, что [медиафилософии] нет» [4, C.26]. Для Эспозито, профессора социологии коммуникации университета Модены, проблематика медиа находится в области психологии и социологии, а не философии.

6. Медиафилософия как философия осуществляемая через медиа
Основателем или по меньшей мере классиком шестой позиции данной дискуссии является феноменолог Вилем Флюссер (Vilém Flusser). В его трудах по фотографии он отстаивает мнение, что перспективным медиа философии должна стать именно фотография, а не язык. В работе «Жесты. Попытка феноменологии» (1991)[4] он приводит следующий тезис: «С момента изобретения фотографии стало возможным философствовать не только посредством слов, но и фотографии»[3, C.106]. Такая точка зрения, согласно которой медиафилософия должна реализовать себя в визуальных медиа, сегодня достаточно радикально представлена Лоренцом Энгелем (Lorenz Engell) – заведуюшим первой кафедрой по медиафилософии в Германии, расположенной в университе Баухаус г. Веймар. Его идея может быть объяснена так: родительный падеж в формулировке «философия медиа» следует мыслить не как genitivus objectivus, а как genitivus subjectivus. Следовательно, медиафилософия для Энгеля является философией, которая не просто занимается проблемами медиа, но которая осуществляется через медиа. Медиафилософия, как сказано в работе «Осязать, Выбирать, Мыслить. Генезис и функции философского аппарата» (2003) – есть «философская практика медиа» [2, С. 77]. Речь идет о том, чтобы «по-настоящему признать собственную философскую сферу деятельности медиа вне философствующих философий» [2, C.54]. Теоретическая задача состоит в том, чтобы понять выраженную самим медиа философию и перевести ее в текст. В этой концепции медиафилософ становится своего рода переводчиком, который транслирует философские практики медиа на другой язык. Так например, согласно Энгелю, «философию телевизора надо переводить из его «собственного» телевизионного в его «чужое» – т.е в философский текст» [2, C. 53].

Из шести представленных выше подходов к медиафилософии наибольший интерес сегодня вызывают именно те позиции, исходя из которых медиафилософия не рассматривается как академическая дисциплина. Этот интерес объясняет почему для многих философов рассуждения о медиафилософии носят несерьезный, не академический характер. Более того, некоторые представители медиафилософии выражают враждебность по отношению к университетской философии, уязвимость проектов которой, формулируются легко и быстро. Возможно с исследовательской точки зрения было бы полезно описать особые возможности медиа, но называть философией все, что каким-либо образом связано с медиа – не имеет смысла.
Итак, медиа делают читаемым, слышимым и видимым – но каждый раз через них прочитывается, слышится и видится нечто особенное: интерсубъективно действующее тождество – и именно из этого следует исходить, рассматривая медиа как одну из основных причин для исключительного антропологического и культурного значения в контексте основной задачи медиафилософии. Без медиа, человек видел бы только то, что есть, он мог бы только видеть то, что с помощью медиа он может слышать, обонять и чувствовать. Хотя изображенный объект так же, как и содержание мысли не существует физически, но именно способность мышления и восприятия из своей физической невозможности, становится возможной только благодаря медиа. Таким образом, человеческое бытие, которое является не только материальным существованием, возникает не без помощи медиа. Человек обязан своим человеческим существованием возможности использовать медиа, так как по причине существования медиа, человек живет не только в физической природе, но и в культуре. Культура немыслима без медиа по очень простой причине: культурные процессы не подчиняются физическим законам. Следовательно главной задачей медиафилософии является изучение медиа как единственного средства, которое может освободить человека от диктата физического.

Источник

Визинг л шесть ответов на вопрос что такое медиафилософия

Визинг Л. – ШЕСТЬ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО ТАКОЕ МЕДИАФИЛОСОФИЯ?»

Конец ХХ – начало ХХI века ознаменованы активным обсуждением проблематики медиафилософии философским сообществом. Заведующий кафедрой теории изображения Йенского университета (Universität Jena), президент немецкого общества эстетики Ламберт Визинг (Lambert Wiesing) представил 6 ответов на вопрос: «Что такое медиафилософия?», явившихся результатом интердисциплинарного семинара в г. Веймаре (Германия, 2005 г.)

1. Медиафилософия как рефлексия понятийных проблем, связанных с появлением новых медиа
Первый ответ на вопрос о существе медиафилософии звучит так: Медиафилософия работает с понятиями, возникающими в контексте современного медиамира. Эту точку зрения иллюстрирует высказывание Штефана Мюнкера (Stefan Münker): «Именно в тот самый момент, когда весь наш жизненный мир характеризуется обращением с так называемым Новым: с электронными и цифровыми медиа, такая научная дисциплина, как медиафилософия является оправданной и необходимой»[8,c.18]. Однако, можно заметить, что такое описание подходит для всех видов медиаисследований, поэтому Мюнкер вводит дополнительный критерий для уточнения своего определения «Дело медиафилософии – это рефлексия понятийных проблем, которые возникают в результате обработки и использования электронных и цифровых медиа»[8,c.20]. Если философские дискуссии о трансплантации или генной инженерии возникают с тех пор, как появляется соответствующая техника, то и медиафилософия начинается лишь с момента появления медиа. Медиафилософия рассматривается определенно как реакция на изменения жизненного мира – и этому дается положительная оценка: «Тем самым, она обретает специфическую связь с настоящим»[8,с.24].

2. Медиафилософии как работа с понятием медиа
Вторая позиция отстаивает мнение, что медиафилософия – это работа с понятием медиа. Эта точка зрения представлена в многочисленных работах Александра Рослера (Alexander Roesler), научного редактора издательства Фишер (Fischer Verlag). Его концепция медиафилософии строится на простой и равным образом убедительной мысли: философия традиционно рассматривается как работа с понятиями, следовательно, медиафилософия является работой с понятием медиа. В своей статье в сборнике «Медиафилософия» [7], выпускаемом им совместно со Штефаном Мюнкером (Stefan Münker) и Майком Сандботе (Mike Sandbothe), Росслер пишет о том, что медиафилософия является «размышлением о медиа в связи с понятием “медиа”, о понимании того, что это понятие должно означать, и того, что с ним связано, о теоретических воздействиях этого понятия на другие концепции, и о статусе тех теорий, которые выстраиваются вокруг этого понятия»[9, С. 35]. Отличие данной позиции очевидно: развитие новых медиа не столь существенно для медиафилософии, так как в первую очередь, речь идет о понятии медиа, которое не зависит от временнного контекста. Таким образом, медиафилософия возникает с момента первых размышлений о понятии медиа (как известно, уже начиная с Аристотеля).

3. Медиафилософия как расширение к «медиальному повороту»
В третьем подходе медиафилософия также рассматривается как область уже давно присутствующая в философии и расширяющая концепцию лингвистического поворота до медиального. Медиа перенимают те функции, которыми обладал язык в аналитической философии. Особенно репрезентативно данное положение представлено в монографии Матиаса Фогеля «Медиа как условия мыслей»[13]. Матиас Фогель (Matthias Vogell) – профессор философии университета г. Марбурга; в его понимании у медиафилософии существует следующая задача: «разработать положение, вытекающее из общей концепции медиа и выделяюшее язык как особое и значимое медиа среди других»[13, С. 117]. Сибилла Крэмер (Sybille Krämer) профессор философии Свободного университета Берлина, в своей публикации «Выполняют ли медиа конституирующую функцию?»[5] резюмирует: «Все, что «дается» нам в восприятии, коммуникации и познании – дается в медиа»[5, C.83]. С точки зрения Матиаса Фогеля и Сибиллы Крэмэр – медиа следует понимать как невидимые условия данности (Gegebenseins), которые должны быть исследованы в медиафилософии. Согласно Крэмер, в медиафилософии все сводится к «вопросу о конституирующих функциях медиального»[5,C.89]. Медиафилософия рассматривается не только как часть философской дисциплины, но и как путь философствования вообще. Этот вывод усиливает профессор философии франкфуртского университета Мартин Зэль (Martin Seel): «Если медиафилософия и добьется успеха, то она не столько обогатит круг философских дисциплин, сколько само искусство философствования»[12, C.15].
Три перечисленные выше позиции объединяет рассмотрение медиафилософии как возможного пути развития академической философии: медиафилософия является вызовом, который должен быть принят самим философским сообществом. Такой подход противоречит следующим трем позициям, где медиафилософия не рассматривается в рамках университетской философии.

4. Медиафилософия как основной дискурс культурологических- и медиа- дисциплин
Четвертая позиция видит медиафилософию как вид основного дискурса для медиаисследований и медиапрактики. В книге «Медиафилософия. Введение»(2007)[6] Райнхард Марграйтер (Reinhard Margreiter), приват-доцент филосософии Гумбольт-университета Берлина следущим образом обозначает свое понимание медиафилософии: «Медиафилософия может быть рассмотрена как основополагающий культурологический дискурс»[6,C.151]. Таким образом, медиафилософия становится научной теорией медиаисследований. Эта идея совпадает с рядом высказываний зальцбургского медиаисследователя Штефана Вебера в работе «Under Construction. Заключение об эмпирическом понимании медиаэпистемологии» (2002)[15]: «Медиафилософия подразумевает работу с философскими основаниями медиатеории и теории коммуникации»[15, C.176]. Cогласно Барбаре Бэкер, профессору медиаисследований из университета Падеборна, это означает, что речь в медиафилософии идет в конечном счете об «интеграции философской проблематики в медиатеоретические и медиааналитические исследовательские ландшафты» [1, C.93]. Надежда этой медиафилософской программы состоит в том, что «философски обоснованный взгляд на актуальные медиасобытия может дать важный импульс для интерпретации наблюдаемого» [1, C.105].
Несомненно, наиболее радикальную позицию в понимании медиафилософии можно найти в программной монография Майка Сандеботе (Mike Sandbothe) – ныне профессора медиафилософии в датском университете Альборг – «Прагматическая медиафилософия. Обоснование новой дисциплины в эпоху интернета» (2001)[10]. Он утверждает, что медиафилософия является философской областью консультирования других исследователей и в особенности медиапрактиков. В своей статье «О превосходстве медиа над философией» (2003)[11] он открыто говорит о «медиафилософии как о служебной научно-теоретической дисциплине»[11, C.185]. В частности от утверждает, что медиафилософия будет внедрена в жизнь только тогда, когда сами философы начнут принимать активное участие в объединенной работе в медиамире. К медиафилософии как теоретической дисциплине он относится скептически – разделяя мнение, которое выражено в третье позиции: медиафилософии не существует.

5. Медиафилософии не существует.
Эта точка зрения отчасти присутствует в работах Фридриха Киттлера (Friedrich Kittler), но более определенно выражена в статье Елены Эспозито (Elena Esposito) «Слепота медиа и слепота философии» (2003) – где она четко пишет: «Я утверждаю, что [медиафилософии] нет» [4, C.26]. Для Эспозито, профессора социологии коммуникации университета Модены, проблематика медиа находится в области психологии и социологии, а не философии.

6. Медиафилософия как философия осуществляемая через медиа
Основателем или по меньшей мере классиком шестой позиции данной дискуссии является феноменолог Вилем Флюссер (Vilém Flusser). В его трудах по фотографии он отстаивает мнение, что перспективным медиа философии должна стать именно фотография, а не язык. В работе «Жесты. Попытка феноменологии» (1991)[4] он приводит следующий тезис: «С момента изобретения фотографии стало возможным философствовать не только посредством слов, но и фотографии»[3, C.106]. Такая точка зрения, согласно которой медиафилософия должна реализовать себя в визуальных медиа, сегодня достаточно радикально представлена Лоренцом Энгелем (Lorenz Engell) – заведуюшим первой кафедрой по медиафилософии в Германии, расположенной в университе Баухаус г. Веймар. Его идея может быть объяснена так: родительный падеж в формулировке «философия медиа» следует мыслить не как genitivus objectivus, а как genitivus subjectivus. Следовательно, медиафилософия для Энгеля является философией, которая не просто занимается проблемами медиа, но которая осуществляется через медиа. Медиафилософия, как сказано в работе «Осязать, Выбирать, Мыслить. Генезис и функции философского аппарата» (2003) – есть «философская практика медиа» [2, С. 77]. Речь идет о том, чтобы «по-настоящему признать собственную философскую сферу деятельности медиа вне философствующих философий» [2, C.54]. Теоретическая задача состоит в том, чтобы понять выраженную самим медиа философию и перевести ее в текст. В этой концепции медиафилософ становится своего рода переводчиком, который транслирует философские практики медиа на другой язык. Так например, согласно Энгелю, «философию телевизора надо переводить из его «собственного» телевизионного в его «чужое» – т.е в философский текст» [2, C. 53].

Из шести представленных выше подходов к медиафилософии наибольший интерес сегодня вызывают именно те позиции, исходя из которых медиафилософия не рассматривается как академическая дисциплина. Этот интерес объясняет почему для многих философов рассуждения о медиафилософии носят несерьезный, не академический характер. Более того, некоторые представители медиафилософии выражают враждебность по отношению к университетской философии, уязвимость проектов которой, формулируются легко и быстро. Возможно с исследовательской точки зрения было бы полезно описать особые возможности медиа, но называть философией все, что каким-либо образом связано с медиа – не имеет смысла.
Итак, медиа делают читаемым, слышимым и видимым – но каждый раз через них прочитывается, слышится и видится нечто особенное: интерсубъективно действующее тождество – и именно из этого следует исходить, рассматривая медиа как одну из основных причин для исключительного антропологического и культурного значения в контексте основной задачи медиафилософии. Без медиа, человек видел бы только то, что есть, он мог бы только видеть то, что с помощью медиа он может слышать, обонять и чувствовать. Хотя изображенный объект так же, как и содержание мысли не существует физически, но именно способность мышления и восприятия из своей физической невозможности, становится возможной только благодаря медиа. Таким образом, человеческое бытие, которое является не только материальным существованием, возникает не без помощи медиа. Человек обязан своим человеческим существованием возможности использовать медиа, так как по причине существования медиа, человек живет не только в физической природе, но и в культуре. Культура немыслима без медиа по очень простой причине: культурные процессы не подчиняются физическим законам. Следовательно главной задачей медиафилософии является изучение медиа как единственного средства, которое может освободить человека от диктата физического.

Перевод с немецкого Дарьи Колесниковой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *