визбор перевал о чем песня
Визбор перевал о чем песня
Желающие помочь фестивалю «Камчатская гитара» материально
могут перевести средства на счёт WMR R327407126606
Камчатские сайты |
Абордаж ВКонтакте Предлагаю вашему вниманию статью-мнение о современной бардовской песне попавшуюся на сайте «СОЛЬ» http://www.saltt.ru/node/2519 Избит гитарой желтой Под Самарой начался очередной кипучий, могучий, никем не победимый Грушинский фестиваль. В прошлом году на «Грушу» приехали 37 тысяч поющих и подпевающих. Авторская песня феноменальна: люди полвека поют одни и те же вещи в одной и той же манере и умудряются рекрутировать в свои ряды все новые и новые поколения, прививая им поэтику костровой романтики. «Соль» произвела ревизию песен, которые опошлены движением КСП сильнее всего. Стереотипный бард носит старый свитер грубой вязки, окладистую бороду, в которой застряли остатки походной каши, «взволнованно лажает на гитаре» и никогда не снимает рюкзак. Быть любителем и тем более исполнителем авторской песни в 1960-е — это чуть-чуть геройски, а сейчас — чуть-чуть неловко. Во-первых, ушла романтика очарованного странничества и наивной сентиментальной музыки, в моде простота, все пафосное вызывает раздражение. Во-вторых, многочисленная армия поклонников КСП и сама немало сделала для того, чтобы дискредитировать движение, к которому принадлежала. Журналист Анатолий Обыденкин, много лет описывающий метаморфозы авторской песни, как-то сделал важный текст об исчерпанности движения КСП, о лицемерии старшего поколения, которое сидит в жюри фестивалей («Пой старое, проверенное, а то тебя освистают») и пытается гнуть свою линию, о тошнотворной бардовской умильности («Песни КСПшников подчеркнуто бесконфликтны, они не имеют претензий ни к себе, ни к социуму, руководствуясь девизом «ты окей — я окей»). О том, как проникает на «аутентичную» Грушинку рок-музыка: «Противостояние рок-поэтики и слащавых попевок каэспэшников про природу и туризм — мне кажется, главная антитеза [Грушинского] фестиваля. Ее символом стала для меня какая-то девушка, бредущая по грязи в одном купальнике и орущая: «Барды must die!» «Милая моя» «Перевал» «Люди идут по свету. » «Изгиб гитары. » «Ты да я да мы с тобой» Визбор перевал о чем песняВойтиАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal Гы. Что происходит между вожатыми мы отлично знем)) Достаточна поинтересоваться днем рождения Кати Ю. и отнять 9 месяцев))) А что до песен. Они такие какие есть нужны именно там «в лагерях»! Нужны для создания атмосферы, раскрепощения, создания правильных взаимоотношений. Это воспитательный и психологический инструмент. Со стороны и высоты прожитых они начинают казаться глупостью, но это потому что уже не надо, да и перенасытились. НО лично я понимаю, что если снова окажусь в толпе малолетних антиллектуалов, всервно буду это петь, потому что заменить это просто нечем. «В тексте нужно что-то про походы, Затем, что песня, ушедшая в народ, уже никому ничего не должна. Каждый понимает её со своей колокольни и поёт по своему разумению. Прости им, ибо не ведают, что поют. Вот теперь я, кажется, понимаю твою позицию. И скажу на это, что каждому нужна своя глубина понимания и анализа источников. Очень разная глубина. Визбор перевал о чем песняИ луна взойдет оплывшей свечой, Мы затопим в доме печь, в доме печь, И слуга войдет с заплывшей свечой, We can flood in the house of the oven, in the house of the oven, And the servant will come with a bruised candle, Визбор перевал о чем песняВ ранней поэзии Визбора значительное место занимают во многом романтичные по духу песни-путешествия, пейзажные лирические зарисовки. Снова ветры нас горные сушат, Элегическая тональность присутствует и в известных «туристских» песнях Визбора «Милая моя», «Осенние дожди». В «Осенних дождях» (1970) явленная в бытовых деталях романтика походного мироощущения (гитара, «набитый картошкой старый рюкзак») влечет к раздумьям о непреходящих ценностях бытия: Видно, нечего нам больше скрывать, Песня «Милая моя» воплотила особую жанровую разновидность «песни у костра». Сам образ горящего огня, воплощающего тепло человеческой привязанности, возникает в первой и заключительной строфах, сопрягая воедино время похода и масштаб целой жизни героя, а бесхитростная на первый взгляд путевая зарисовка перерастает во взволнованное лирическое послание: Не утешайте меня, мне слова не нужны, Вместе с тем «путевые» песни Визбора приближались не только к элегическому, медитативному типу лирики, но нередко характеризовались мажорным эмоциональным настроем, маршевой ритмикой, созвучной самому процессу пешего продвижения, – как, например, в «Абакан – Тайшете», «Хамар – Дабане» и др. Вчувствование в романтику горного пространства соединяется здесь с радостными обращениями к окружающему миру, а нелегкая дорога призвана выразить полноту внутренних сил, душевной и физической бодрости: «И дорога, словно сам ты, // Рубит мощь любой стены». Нашла отражение в поэтическом творчестве Визбора и традиция армейского фольклора, солдатских песен («Песня о подводниках», «Песня о североморцах» и др.). Как и в фольклорных воинских песнях, в походной песне «Учения» (1956) стилеобразующую роль играют традиционные образы крестьянской поэзии [10] : «Заката зорька чистая // Темнеет по краям. // Сторонушка лесистая, // Сторонушка моя». В поэзии Визбора 1950-60-х гг. в качестве самостоятельного жанрового образования выступают песни-пейзажи, лирические пейзажные зарисовки, в которых различимы ростки и иных жанров. Поэтические пейзажи Визбора чаще всего запечатлевают неординарные проявления природного мира и сопряжены с переживаниями лирического «я», осмыслением им этапов собственного пути («Где небо состоит из тьмы и снега…», «Старые ели», «Снегопад», «Синие горы» и др.). Особое, заветное пристрастие поэта – это мир Севера, атмосфера гор, и даже в лирических зарисовках средней полосы у Визбора возникают подчас «северные» ассоциации («Подмосковная», 1960). В раннем стихотворении «Где небо состоит из тьмы и снега…» (1952) в творческой памяти героя сохраняется мозаика увиденных и глубоко прочувствованных когда-то картин экзотической природы – текст выстраивается как своеобразное «пунктирное» припоминание пейзажных образов, неотделимых от личностных чувств самого героя и близких ему людей: Постепенно художественная ткань пейзажных стихотворений Визбора все активнее вбирает в себя сюжетно-повествовательные и драматические элементы. В «Старых елях» (1953) развернутый образ природы выступает в качестве экспозиции к выражению любовных переживаний лирического «я», а в сопоставлении зимней и весенней поры раскрываются как неумирающие циклы бытия Вселенной, так и ритмы межчеловеческих отношений. Кульминационным становится здесь исполненное драматизма воспоминание о событиях далекого весеннего вечера («В роще весенней, // В чаще сирени // Ты шепнула мне: «Не вернусь!»»): щедрая описательность таит в себе напряженную сюжетную динамику, сводящую воедино различные периоды человеческой жизни. Драматизация пейзажных стихотворений Визбора обусловлена ориентацией лирического героя на диалог со спутником, слушателем, собеседником при открытии глубины природного бытия, на множественность субъектов восприятия изображаемой картины мира. В «Карельском вальсе» (1954) важна атмосфера доверительной беседы с оставшимся «за кадром» спутником о преподанном нелегкой северной природой уроке «верности без слов», о символической насыщенности образа «далей карельских озер». Характерная для стихов-песен Визбора точная топонимика выполняет существенную контактоустанавливающую функцию, будучи призванной изобразить в произведении близкое, обжитое, лично знакомое собеседнику жизненное пространство: Дали карельских озер В стихотворении же «Кичкинекол» (1954) художественный эффект множественности точек зрения на мир достигается за счет того, что статус «действующих лиц», общающихся с героем, обретают и скалы («Здесь рассматривают скалы // Отдаленные края»), и многочисленные горные перевалы, которые в «странствиях грядущих» лирического «я» «вечно светят, как маяк»… В диалогическом соприкосновении взглядов на сокровенную для поэта стихию гор извне и изнутри рождается полнота восприятия этого мира со сквозящим в нем дыханием вечности, близостью неба и земли, яркой цветовой палитрой. Позднее подобная множественность субъектов восприятия проявится у Визбора в его знаменитых песнях-диалогах, а в пейзажных зарисовках выделение голоса лирического «я» часто происходит благодаря рефренам, привносящим элементы песенной композиции и способствующим обогащению интонационного рисунка. Песенно-музыкальное начало нередко проступает у Визбора, как у Окуджавы, и в ряде «жанровых» названий его произведений: «Песня об осени», «Песня о подводниках», «Романс», «Вечерняя песня», «Переделкинский вальс» и др. Мажорные рефрены присутствуют и в рассмотренном «Кичкинеколе», и в стихотворении «Синие горы» (1956). В последнем осуществляется скрытый диалог лирического «я» и с горами, внимающими тому, как «звенели гитар переборы», и с далеким другом, возлюбленной. В свернутом виде здесь присутствует рефлексия о роли «самодеятельной», «гитарной» песни в душевной жизни человека, его общении с миром – рефлексия, ярко выразившаяся не только в поэзии, но и в художественной, публицистической прозе Визбора. В этом, а также в более поздних стихотворениях («Снегопад», 1966, «Ночная дорога», 1973, «Передо мною горы и река…», 1978) изображение природного мира все определеннее приобретает черты философского пейзажа. Так, в «Снегопаде» глубокое общение с собеседником постепенно перерастает в осмысление вселенского смысла созерцаемого горного мира, а сила творческого воображения позволяет ощутить бытийную, довременную сопряженность человека с этим многовековым природным космосом: И ты представь, что не лежит вдали Москва В стихотворениях «Ночная дорога», «Передо мною горы и река…» прорастающая из философского пейзажа лирическая медитация соединяет конкретный и символический планы изображения. В первом из них в заурядных путевых впечатлениях угадывается песенно-поэтическое начало («ночная песня шин»), а сам образ дороги наполняется глубоким жизненным смыслом: «Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог // Штопаем ранения души…». Характерно, что философские размышления облекаются здесь в незатейливую речевую форму – житейского разговора, неторопливых раздумий вслух, увенчанных афористичным итогом: «Нет дороге окончанья, есть зато ее итог: // Дороги трудны, но хуже без дорог». Вообще в песенной поэзии Визбора раздумья о судьбе, смысле жизненного пути всегда интегрированы в конкретную практику бытового общения, что безусловно находит отражение на жанрово-речевом уровне. В его лирических пейзажах, начиная с ранних, различимы элементы тех жанров, которые впоследствии получат самостоятельное художественное воплощение: дружеское, любовное послание, философская элегия, лирическая исповедь, песенная мининовелла, песня-диалог и др. С пейзажными зарисовками напрямую связаны у Визбора и разнообразные в жанровом отношении философские стихотворения-песни: философские элегии, поэтические воспоминания, лирическая исповедь. Во многих визборовских песнях философское начало оказывается неотделимым от бытовой конкретики изображения, простых житейских «случаев», увиденных порой в юмористическом свете. В «Песне о счастье» (1955) осмысление «проблемы счастья» происходит в житейских, полушуточных разговорах героя с разными людьми: на композиционном уровне в стихотворении возникает цепочка связанных между собой минисюжетов. Именно в непосредственном, диалогическом общении в художественном мире Визбора рождается новое знание о мире, о тайной гармонии всего сущего. В более позднем стихотворении «Струна и кисть» (1981) философские раздумья о юности и зрелости, о переходе человека от упоения миражами начальной поры жизни к отрезвляющему восприятию мира личностных переживаний, природы, творчества сплавлены с напряженной рефлексией о прожитом, с формой поэтических воспоминаний, которые предстают как афористично выраженная житейская мудрость: А в юности куда нас ни несло! Вообще поэтические воспоминания имеют в поэзии Визбора не только индивидуальный, но и широкий социально-исторический смысл. Это может быть как романтически обрисованное легендарное прошлое («Давным-давно», 1963), так и переломные эпизоды минувшей войны, национальная память о которой осознается как высокая ценность в стихотворении «Помни войну» (1970). Весьма разноплановы у Визбора и художественные формы лирической исповеди. Здесь почти никогда не встречаются лирические медитации в чистом виде, вне соотнесенности с определенными «сюжетами» жизни. Его исповедальные стихотворения, органично сочетающие возвышенную стилистику с разговорно-повседневными выражениями речи и характеризующиеся богатством изобразительного плана, чаще всего на содержательном уровне связаны, во-первых, с конкретными поворотами судьбы лирического «я», а, во-вторых, с размышлениями о различных профессиональных призваниях героев. В стихотворениях «Москва святая» (1963), «Тост за Женьку» (1965) лирический герой погружен в раздумья о пройденных дорогах жизни. Первое из них выдержано в торжественной интонации, которая естественно совмещена здесь с формой неторопливого рассказа бывалого человека: «Я бродил по Заполярью, // Спал в сугробах, жил во льду, // Забредал в такие дали, // Что казалось – пропаду». Обращаясь к «Москве святой», герой стремится поведать ей о своих странствиях по огромной стране и о тех духовных ориентирах, которые удалось сохранить неизменными на самых разных этапах жизни. Сокровенное родство поэта-певца с городом подчеркивается возникающими в конце стихотворения песенными ассоциациями: Ты не просто город где-то, Иными путями выражено исповедальное начало в «Тосте за Женьку». Пронзительное в своей горечи и одновременно упоении испытанным некогда счастьем откровение лирического «я» о «непутевых путях» жизни, о тяжело переживаемой им любовной драме неожиданно облекается в жанр бытовой речи – тост, произносимый за дружеским застольем. В данном стихотворении, как впоследствии в песенных репортажах Визбора, жанр нехудожественной речи оригинально используется для решения художественных задач, что создает эффект прорастания всего содержания из гущи обыденного, житейского существования героя. Напряженность психологической атмосферы передается здесь присутствием драматургических элементов: история жизни полнее раскрывается благодаря диалогической ткани произведения (разговор с приятелями), в компактной «сценке», позволяющей ощутить душевное состояние лирического «я». При этом завершающие строки выполняют функцию своеобразных «ремарок», дорисовывающих итоговые штрихи созданного психологического портрета: Соотнесенность философских, исповедальных мотивов с ритмами повседневной жизни проявилась у Визбора и в том, что лирическая исповедь часто оказывается тесно связанной с творческим проникновением в смысл той или иной профессиональной деятельности персонажа. Исповедь художника, поэта-певца образует стержень «Песни о песне» (1977). Рассказ творца о прорастании песенного «мотива» из самых разноплановых впечатлений – от восторженного созерцания лыжников, «летящих по снегу», до сострадания «человеку, у которого на сердце болит», – предстает здесь в виде игровой импровизации, мозаики сменяющих друг друга сюжетных зарисовок, каждая из которых дополняет другую, занимая подобающее место в рождающейся песне. Иногда лирический герой Визбора делится своим восприятием бытия, как бы проникая изнутри в смысл и иных профессий, что получит воплощение в особом жанре его песенной поэзии – «ролевых» песнях. В написанном от лица летчика стихотворении «Ночной полет» (1964) в символическом образе «ночного полета – полночного разговора», требующего максимальной внутренней сосредоточенности, проступают раздумья героя о нелегких испытаниях судьбы, которые пробуждают в нем жажду бесконечного постижения бытия: А в стихотворении «Я бы новую жизнь своровал бы, как вор…» (1968) творческому воображению лирического «я» рисуются его потенциальные жизненные пути, профессии (летчик, врач, астроном), в каждой из которых для него ценно ощущение своей причастности «пульсу» бытия окружающего мира. Самораскрытие лирического героя Визбора и здесь непредставимо вне динамичной «сюжетности» жизни, вне разнообразнейшей практики межличностного общения. LiveInternetLiveInternet—Метки—Рубрики—Музыка—Подписка по e-mail—Поиск по дневнику—Интересы—Постоянные читатели—Сообщества—СтатистикаПеревал (Песни под гитару или Привет из прошлого)Просто, нечего нам больше терять, Мы затопим в доме печь, в доме печь, Пусть луна взойдёт оплывшей свечой, Просто, нечего нам больше терять, (Просто так идут дожди в октябре, Очень люблю эту песню. Вернее, раньше любила, сейчас она вызывает приятную ностальгию. В каждом из детских лагерей, куда я ездила каждое лето, была традиция устраивать в начале и/или конце смены «Костер», мероприятие, где новички знакомились с лагерем и друг с другом. Как правило, ближе к вечеру, в лесу у костра. Естественно, у костра всегда поют песни под гитару. В большинстве лагерей была «традиционная» песня, которую обязательно пели. И вот одной из таких песен и был «Перевал». Тогда, лет 6-7 назад, мне нравилось ее слушать и напевать в пол голоса. Почему она мне так «запала», что до сих пор помню? Были причины. Вот сейчас захотелось ее в блоге поместить. Есть множество вариантов текстов и, естественно, исполнения песни, в том числе, в авторском исполнении Ю. Визбора. Я нашла именно тот текст, который мне запомнился. Что интересно, в 8 классе мы всей параллелью ездили на два дня за город. Каждый класс должен был в конце закрыть Выезд песней под гитару. Какова же была моя радость, когда я узнала, что один из классов получил именно «Перевал», и как же было обидно, что он достался не нам. Кстати, мы тогда пели «Милая моя» Визбора, а их исполнения мы так и не услышали, но это уже мелочи.
|