вий что это за существо
Вий что это за существо
Основное имя
Происхождение
Места обитания
Сторона
Содержание
Происхождение названия
Существует предположение о происхождении имени Вия от укр. вія, війка, белор. вейка — ресница.
Мифология
В русских и белорусских сказках веки (ресницы, брови) Вия поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, как ведьминому мужу поднимают брови и ресницы железными вилами.
Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда. Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен.
Николай Гоголь
Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя.
По данным Елены Левкиевской, в славянском фольклоре вообще не встречается персонаж со всеми признаками присущими гоголевскому Вию (при наличии персонажей с отдельными аналогичными чертами), поэтому образ Вия можно считать созданным непосредственно Гоголем.
«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.» — Примечание Н. В. Гоголя
Известна литературная обработка предания о Вие, сделанная Николаем Васильевичем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния, укр. вія — ресница и повіка — веко, а также, возможно, укр. вий — вой.
В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха.
Е. ДМИТРИЕВА, историк
И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь, длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
Сегодня мы можем уже без страха взглянуть в глаза Вию и рассказать о нем все то, чего не знал даже его литературный отец.
И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья. В сказке про Ивана Быковича, записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора A. Н. Афанасьевым, рассказывается, что после того, как Иван сначала победил на реке Смородине трех многоголовых чудищ, а потом уничтожил их жен, некая ведьма, лишившись теперь своих дочерей и зятьев, утащила Ивана к хозяину подземного царства, своему мужу:
«Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию (скорее всего, из-за созвучия имен), день которого приходился на 11 февраля (24-е по новому стилю). Во многих местах России Власьев день отмечали как большой праздник. Например, в Вологодской губернии на празднество съезжались жители соседних волостей, служили торжественный многолюдный молебен, во время которого освящали караваи хлеба. Дома хозяйки скармливали ломти освященного хлеба скоту, надеясь тем самым уберечь его от болезней на весь год. С этого дня на базарах начинались торги скота. К святому Власию обращались с молитвой о сохранности и здоровье скота: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали». Иконы святого вешали в коровниках и хлевах для защиты скота от всевозможных несчастий.
«Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамленья божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги». Так заканчивает свою повесть «Вий» Николай Васильевич Гоголь.
Вий что это за существо
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Вий — подземный бог в славянской мифологии
Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — сын Чернобога и козы Седуни. Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.
Н.В. Гоголь в своём произведении «Вий» так описывает сие божество:
«И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землёю руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий. — И всё сонмище кинулось подымать ему веки».
«Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И всё, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха. Оттого и нельзя смотреть Вию в глаза, ибо заберёт, утянет к себе в подземелье, в мир мёртвых.
Гоголь также добавляет к своему произведению следующее: «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте как слышал».
Наше древнейшее навье божество Вий имеет аналога также у древних ирландцев, у которых оно зовётся Балор. В ирландской мифологии это божество является одноглазым богом смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Во время битвы веко бога поднимало четверо слуг.
Мифический бог – Вий. Образ в народном фольклоре и что гласят легенды славян?
Сила взгляда, веки до пола и связь с Гоголем – так вкратце можно описать славянского Бога Вия.
Подробный рассказ об этом мифическом существе – ниже.
Кто это такой в славянской мифологии?
Вий – царь подземного мира, если взглянуть на него – можно умереть. Глаза божества закрыты большущими веками и ресницами, которые чудище не может поднять без помощи его служителей – нечистой силы.
Этнографы говорят, что именно от этого бога пошло поверье о сглазе и порче — о том, что от недоброжелательного взгляда всё умирает и портится.
Есть предположение, что имя бога произошло от украинской слова «вії», которое переводиться как – «веки». Некоторые считают, что имя Вия от слова «виться» и сравнивают образ божества с растением: ноги овивают корни, а всё тело в засохших кусках земли (Гоголь его описывал также).
В мифологии древних ирландцев есть схожее с Вием божество – Балор. Бог смерти с одним глазом, веки которого тоже поднимали слуги. Балор руководил демонами и от его взгляда также можно было умереть.
Образ в народном фольклоре
Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.
Сначала Иван победил несколько многоголовых чудовищ и их жён на реке Смородине, после чего ведьма – мать чудищ отправила царевича к своему мужу – хозяину подземного царства.
Старик лежал с длинными ресницами и бровями и ничего не видел. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
И читатель в образе старика сразу может узнать гоголевского Вия.
Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал что это мифическое существо — воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам.
Легенды славян
Древние славяне считали Вия сильнейшим и непобедимым чудовищем. Действительно, в мифологии славян не найти ни одного описания о том, что кто-то смог победить Вия.
Вий управлял тьмой и тёмными воплощениями всех стихий.
В слугах у божества была нечисть, без которой он, в прямом смысле не мог смотреть на окружающих – нечисть чёрными калёными вилами поднимала ему веки. По легенде, виной неподъёмных век Вия – проклятье Сварога, которое послали на голову побежденного Чернобога, когда длилась Изначальная Битва.
В славянских мифах описано несколько дорог, по которым можно попасть в Навь – подземное царство. Говорят, после смерти души идут по мосту через речку Смородину. Иногда её называют рекой Берёзиной, Пучай рекой или Огненной. Перейти по мосту через реку, которая разделяет Явь и Навь может только умерший, живому человеку это не по силам.
В былинах описывается перекрёсток межда двумя мирами и входом в подземный мир. Правда, если двери между мирами открыты – любой перекрёсток может стать волшебным. Ещё в Навь можно попасть через Древо Мира, если идти от ствола к корням.
После моста души должны пройти очищение в Пекле (чтобы заново родиться на земле). Очищением как раз и занимается бог Вий.
Строчки из книги «Бог Вий хранитель Душ у славян» подтверждают занятие и предназначение мифического чудища.
«Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь.
Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!
Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!»
Символы и знаки
Знак, который олицетворяет Вия – «Всевидящее Око», что вполне логично – даже несмотря на то, что глаза Вия завешены большими веками и ресницами – от них не скрыться.
Оберег «Всевидящее Око» выглядит так: две окружности друг в друге. По краям окружностей есть небольшие выступы, которые обозначают неприкосновенность. Это говорит о скрытой силе и власти Вия, а также подчёркивает его работу – быть Пастухом душ.
Атрибуты мифического существа
Вий не мог вынести свет Солнца и Луны, его редко можно было увидеть на поверхности земли. Вий выходил только, когда чувствовал, что теряет власть:
Праздники, посвященные божеству
Отдельных праздников, посвящённых Вию славяне не отмечали. Они обращались к мифическому существу, только когда провожали в мир Нави усопших: просили Вия позаботиться о родственнике и вычистить из него всё злое.
Иногда древние славяне – мужчины – проводили специальные ритуалы, посвящённые божеству.
До начала обряда готовили жертвенный костёр (потому что Вий – покровитель пекла), а перед тем как зажечь огонь, участники обряда зачитывали древнее послание к божеству:
«Страшный и беспощадный бог Вий, ты правитель в мире нижнем, мире подземном, мире жарком. Во власти твоей души наших предков, согрешивших и не прощённых.
Нет тебе равных по силе ни под землей, ни на земле. Взгляд твой поражает навсегда, появление твое зовёт за собой беду. Молим тебя, страшный и беспощадный Вий, пощадить нас и предков наших, простить нам и им прегрешения наши вольные и невольные.
И не держи зла ни на них, ни на нас».
Правда работа и Вия, и Касьяна была больше чем, просто присмотр за умершими. Они выискивали ещё и грешников, которые по разным причинам не попали в ад, а должны были бы.
Бог Вий персонаж разных поверий, сказок и повестей, которые дошли до нашего времени. Самые известные из них следующие: «Вий» Николая Васильевича Гоголя, «Бой на Калиновом мосту» и «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» Александра Николаевича Афанасьева.
Видео по теме
Предлагаем посмотреть полезное видео с описанием бога Вия:
Поднимите мне веки: кто такой Вий, и где Гоголь подсмотрел его образ
Смертельный взгляд
Ужасы советского кино! В музее Мосфильма открыли выставку реквизита к фильму «Вий». Любой желающий может не только увидеть одежду героев и декорации, которые использовали на съемочной площадке, но и детально рассмотреть главного персонажа – демона Вия.
По сюжету повести, студент духовной семинарии и будущий монах Хома Брут должен три ночи читать молитвы над телом покойной дочери сотника, которая оказалась ведьмой. С наступлением темноты покойница оживала. Хома спасался от нечистой силы в магическом кругу, начерченном мелом на полу. Так он провел две ночи, а на третью на помощь ведьме пришли упыри и вурдалаки.
Кто такой Вий?
Но кто такой Вий? И почему человек умирал только от одного его взгляда? Гоголь в примечании к своей повести написал, что жители южных областей Российской империи называли Вием некое божество. У него были такие большие веки, что доставали до самой земли.
Некоторые исследователи славянского фольклора считают, что образ Вия тесно связан с языческим богом Велесом – покровителем охотников и земледельцев.
Прототип Вия у христиан
Звучит невероятно, но свой прототип Вия есть и у христиан. Это святой Касьян. Если верить легенде, он был монахом и жил в X веке. А после смерти стал ангелом и попал на небеса, но предал Бога. В наказание Всевышний заковал его в цепи и заключил под землю.
Некоторые специалисты считают: придумывая Вия, Гоголь обращался к образу библейского Иуды Искариота. В неканонических текстах есть описание его внешности после смерти.
Вий – реальный человек
Филолог Ирина Резник допускает, что в основу мистической повести могла лечь и баллада английского поэта Роберта Саути. Его произведение уж очень напоминает сюжет гоголевского «Вия».
Образ Вия, придуманный Гоголем
А вот доктор филологических наук и издатель полного собрания сочинений Гоголя Владимир Воропаев уверен: писатель сам придумал Вия. Этот образ так понравился читателям, что со временем его перенесли в другие народные сказания.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!