вивисекция ведьмак что это
Путь Мантикоры: история одной из самых таинственных ведьмачьих школ The Witcher
В какой-то момент зерриканок попробовали сделать ведьмачками. Не вышло.
Во вселенной «Ведьмака» есть минимум шесть ведьмачьих школ — считая и те, что упоминаются только в играх CD Projekt. Информация о большей части школ отрывочна; Анджей Сапковский давно не пополняет лор вселенной, но разработчики из CD Projekt этим иногда занимаются.
Компания R. Talsorian Games, специализирующаяся на создании ролевых настольных игр, выпустила для официальной настолки The Witcher апдейт, посвященный школе Мантикоры. Часть, касающаяся лора, создавалась совместно со сценаристами CD Projekt RED.
Мы изучили опубликованные материалы и пересказываем грустную историю ведьмаков, путешествовавших по пустыне.
Основателем школы Мантикоры был Айван, ведьмак из школы Медведя. Недовольный направлением, в котором развивалась школа, Айван и его товарищи покинули Хаэрн Кадух вместе с будущими основателями школы Змеи, но по пути решили отделиться и действовать в своих интересах.
Вместо создания собственной школы Айван предложил товарищам подзаработать. Ведьмаки отправились на перевал Эльскердег в горах Тир Тохайр, откуда караваны уходили в пустыню Корат. Ведьмаки предложили караванщикам защищать их от многочисленных опасностей пустыни.
Начинание ведьмаков имело успех: караванщикам была нужна хорошая охрана. Путешествуя по пустыне Корат, бывшие ведьмаки школы Медведя постепенно учились и совершенствовались, превращаясь из охотников на чудовищ в умелых защитников.
Как-то раз ведьмаки, двигавшиеся по пустыне, заметили группу людей, спасавшихся из разоренного каравана. Отправившись на помощь, Айван и его товарищи наткнулись на пару мантикор, добивавших членов зерриканской королевской семьи, путешествовавших вместе с караваном.
Ведьмакам удалось перебить мантикор и спасти часть людей. Среди них оказалась придворная волшебница Зерриканни, Насира Файзан. Колдунья предложила ведьмакам сделку: они сопровождают ее обратно в Зерриканию, а взамен получают столько золота, сколько весят, и аудиенцию у королевы.
Королеву так впечатлили истории о подвигах ведьмаков, что она предложила Айвану сделку. Если ведьмаки согласятся работать на Зерриканию, охраняя ее караваны и посланников, то им позволят построить замки по обеим сторонам пустыни Корат, а королева поспособствует созданию новой ведьмачьей школы.
Ведьмаки согласились и королева их не обманула. Новая школа возвела два замка, Бехелт-Нар на западе и Биалсуф Альсария на востоке, а затем занялась обучением новобранцев. Айван сменил имя на Имад Асем и стал личным ведьмаком королевы Зеррикании.
С новыми ведьмаками все было не так-то просто. Айвану вместе с колдуньей Насирой Файзан пришлось заново воссоздавать эликсиры, необходимые для ведьмачьих мутаций; параллельно проводились дополнительные эксперименты.
Что за эксперименты?
Например, в какой-то момент Насира и другие маги попытались превратить в ведьмаков знаменитых зерриканских воительниц. Эксперименты закончились неудачей и школа Мантикоры продолжила тренировать мужчин.
Ведьмаков обучали не только ведьмаки. Для тренировки новобранцев в замки школы Мантикоры приглашали великих воинов со всего Востока. Благодаря этому мастерство ведьмаков Мантикоры скоро стало известно по всей Зеррикании.
В 1146 году школа пала — в историографии Зеррикании это событие известно как День Огня. Осенью королева отправила через пустыню огромный караван: она собиралась женить сына на принцессе Меттины.
Помимо зерриканского принца в путь отправилось множество членов королевской семьи, из-за особой важности караван охраняли почти все ведьмаки школы Мантикоры. С ведьмаками отправился даже постаревший Айван, по-прежнему руководивший школой.
Когда караван добрался до Огненных гор, на него внезапно напал гигантский элементаль высотой почти в 20 метров. Чтобы справиться с элементалями, нужна осадная артиллерия; в распоряжении ведьмаков были только мечи, щиты и зелья.
В битве с элементалем пали почти все ведьмаки школы Мантикоры, половина королевской семьи и треть придворных. После Дня Огня Зеррикания отвернулась от ведьмаков: королевство сосредоточилось на поисках безопасного морского пути на Запад. Выжившие ведьмаки были предоставлены сами себе.
А откуда взялся элементаль?
Вообще элементали могут спонтанно появляться возле мест силы, но существа такого размера, как то, что напало на караван, сами по себе возникают довольно редко. Ходили слухи, что атаку на караван организовал враг зерриканской правящей семьи или враг школы Мантикоры.
Спустя сотню лет школа еще существовала — как минимум формально. Оставшиеся Мантикоры жили примерно так же, как ведьмаки из школы Волка: странствовали по пустыне, охотились на чудовищ и зимовали в полуразрушенной крепости Бехелт-Нар.
Вивисекция
Социальная реклама: против тестирования косметики на животных
Когда великого Виктора Гюго пригласили возглавить первое во Франции общество противников вивисекции, он воспринял с гордостью это предложение, заявив: «Вивисекция – это преступление; человеческая раса должна отказаться от этого варварства».
Известными противниками вивисекции были также Иеремия Бентам, Чарльз Дарвин, Бернард Шоу, Эрнест Сетон-Томпсон, Роберт Бернс, Джон Голсуорси, Лев Толстой и Альберт Швейцер.
Слово «вивисекция» происходит от двух латинских слов: «vivus» — живой и «sectio» — рассекание, буквально «резать по живому») и означает опыты на живых животных. Первые попытки проводить исследования на животных относят ко второму веку, когда в Римской империи католическая церковь запретила вскрытие человеческих трупов. В результате этого запрета Гален – врач гладиаторов и придворный врач римского императора Марка Аврелия взялся за вскрытие коз, свиней и обезьян.
Однако, широкое распространение такая практика получила гораздо позже, к концу XVII века, когда эксперименты на животных были объявлены новым интеллектуальным занятием, которым стали заниматься все: и ученые, и шарлатаны, и царедворцы, и лекари. Обезболивающие вещества были открыты лишь в 19 веке и болезненные эксперименты на животных, такие, как вскрытие живых животных без наркоза и манипуляции на их органах, считались нормой в биомедицинских исследованиях более двух веков! Бесправие животных в этот период усугубляло господство философии французского ученого Рене Декарта («декартова система координат»), который перенёс идеи своей механистической теории на живых животных. Декарт считал, что у животных нет души, и, следовательно, они неспособны испытывать страдания.
Вторым этапом истории экспериментальной медицины считается 19 век, который ознаменовался резкими выступлениями общественности, осуждавшей вивисекцию с позиций этики и созданием первых законов и обществ защиты подопытных животных. Первый в мире закон в защиту подопытных животных был принят в 1878 году в Великобритании*.
Третий этап развития медико-биологического эксперимента – 20-21 века, когда остро встал вопрос о неэффективности подобной практики уже с позиций науки, поскольку физиология человека и животных резко отличаются и обменные процессы протекают в их организмах по-разному. Движение врачей мира за модернизацию экспериментальной науки и поиск альтернатив продолжает набирать силу на сегодняшний день.
Из всех перечисленных областей использования животных в экспериментах тестирование на животных косметики – эта та сфера, где человечество даже никак не может себя оправдать необходимостью исследований ради сохранения жизни и здоровья людей, поскольку животные приносятся в жертву исключительно ради людской прихоти. Именно поэтому поиск альтернатив, прежде всего, был сосредоточен вокруг косметических тестов, хотя в настоящее время предложены альтернативные модели для исследований по всем сферам.
Жестокие тесты на животных продолжают своё существование, прежде всего, потому, что многие потребители вообще не знакомы с этой серьёзной нравственной проблемой, а производитель совсем не заинтересован доносить её до покупателя. Участникам Движения за прекращение опытов на животных часто приходится слышать: «Какие косметические тесты на животных? Да это просто смешно: неужели кроликам раскрашивают ресницы, а крысам наносят губную помаду?». Когда же до потребителей доносится реальная информация, они испытывают настоящий шок…
При испытании косметики, чистящих средств и новых соединений, разрабатываемых промышленностью, животные дышат парами вещества, концентрация которых так велика, что большая часть животных умирает от отравления. Промышленный тест Драйза для косметических средств проводится следующим образом. Кроликам наносят испытываемое вещество на глаз, фиксируют голову специальным воротником и ожидают в течение 21 дня. Животное не может потереть лапой глаз, который разъедает нанесенный препарат. Часто тест заканчивается тем, что роговица мутнеет и гибнет глаз. Другой известный промышленный тест для определения токсичности «ЛД 50» (летальная доза — 50) состоит в том, что группе животных вводится возрастающая доза испытуемого вещества и задача экспериментатора – определить дозу, которая за установленное время убивает 50% животных. Обычно вещество вводится в организм животного с помощью трубки, вставленной через пищевод в желудок.
На сегодняшний день в мире создан целый ряд центров по разработке альтернатив. В качестве альтернативы животному могут использоваться эмбрион яйца, физико-химические методы, культуры клеток, компьютерные модели и др. «75% подопытных животных уже сегодня могли бы с успехом быть заменены культурами клеток, — считает Г. П. Червонская, вирусолог, член комитета по биоэтике РАН. — Эти методы более дешевы, эффективны, экспрессны и позволяют выявлять токсичность испытываемых препаратов на самом глубинном уровне – клеточном, а иногда и субклеточном».
Уже в середине прошлого века во многих странах мира развернулось мощное движение под лозунгом «Красота без жестокости», в результате чего значительное число предприятий, производящих косметические и гигиенические средства, парфюмерию, стали изготовлять их из растительных продуктов (без животных компонентов) и тестировать альтернативным путём, без использования животных.
Такую продукцию помечают фирменным знаком: кролик в круге и надпись – «Not tested for animals» («Не испытано на животных»), «Animal friendly». Не содержащая животных компонентов косметика отмечается знаком «V» (веган).
Первой запретила тестирование косметики на животных Великобритания в 1998 году. В 2002 году страны Евросоюза приняли запрет на тестирование косметики, который вступит в силу с 2009 года. Против запрета активно выступает Франция, где традиционно сильно косметическое лобби. Более того, правительство Франции обратилось в Европейский суд в Люксембурге, добиваясь отмены введенного Евросоюзом запрета на продажу тестированной косметики. Этот шаг со стороны Франции, где когда-то и зародились жестокие опыты на животных, глубоко потряс мировую общественность, выступающую в защиту животных и прогрессивных законодательств. Однако, соцопросы Британского Союза за запрет вивисекции (BUAV) и Королевского общества по предотвращению жестокого обращения к животным (RSPCA) показали, что большинство (60%) французского населения выступает против косметических тестов на животных и не поддерживают действия косметических лоббистов.
Нетестированные на животных товары приобретают все большую популярность во многих странах. Так, например, организация «Люди за этичное отношение к животным» (РЕТА) привлекает голливудских звёзд для рекламы фирм, отказавшихся от использования животных при производстве косметики, постоянно пополняя их списки. С 2013 году на сайте РЕТА вывешены 2 списка косметических компаний: «чёрный» — компании, проводящие тесты, и «белый» — гуманная косметика. Отрадно заметить, что «черный» список занимает всего 4 страницы, в то время как «белый» — 19! «Белый» и «чёрный» списки Центра защиты прав животных «ВИТА».
Жёсткие требования гуманности, выдвигаемые общественностью, заставили ряд косметических компаний пойти на уловки. Так, например, если конечный косметический продукт не был тестирован на животных, то этот факт не гарантирует, что отдельные компоненты не были тестированы в других лабораториях. Вторая проблема – компания может не тестировать продукцию на животных, но использовать в своём составе животные компоненты, полученные ценою жизни животных (например, побочные продукты бойни). Чтобы избежать многочисленных споров и разногласий о критериях этичности, Британским Союзом за запрет вивисекции (BUAV) в 1998 был утверждён Стандарт этичной косметики.
Стандарт этичной косметики — это признанная во всем мире схема, которая дает возможность потребителям определить, какая косметика не была тестирована на животных. Чтобы быть одобренной, компания не должна тестировать свою продукцию на животных и не должна заказывать тестирование на животных другим компаниям. Также необходимо указать время, начиная с которого тестирование на животных конечной продукции и компонентов прекращено. Самыми этичными были признаны компании, использующие ингридиенты, которые в течение 5 последних лет не были тестированы на животных. В 2003 году появился аналогичный Стандарт этичной бытовой химии. В списке этичных компаний BUAV российским потребителям знакомы лишь пять, прошедшие самый суровый отбор — Freeman, Nature’s Gate, Body shop, [Mary Kay — в 2012 исключена из списка этичной косметики в связи с тайным переходом к антинаучным и жестоким опытам на животных )], Montagne Jeunesse.
Самые жестокие опыты по испытанию косметики, парфюмерии и бытовой химии проводит Procter & Gamble – любимая компания российских домохозяек. В лабораториях этой компании, игнорирующей протесты общественности, ежегодно мучительно погибают 50.000 подопытных животных! Среди других печально известных жестокостью по отношению к животным компаний – Johnson & Johnson и Unilever. Под натиском многолетних протестов защитников животных (в свое время Пол Маккартни в знак протеста вернул товары Gillette) компания Gillette в 1999 г. объявила мораторий на тестирование конечной продукции, однако, сегодня эта компания принадлежит Procter & Gamble и, по-прежнему, входит в «чёрный» список РЕТА.
Обзор второго сезона «Ведьмака» — лучше первого во всем, но без «Чеканной монеты»
Вячеслав «PilotBaker» Ипатов
17 декабря на Netflix состоится премьера второго сезона «Ведьмака». Cybersport.ru уже успел посмотреть продолжение похождений Геральта и Цири и готов поделиться первыми впечатлениями. Сериал стал более целостным и понятным, в первую очередь для зрителей, которые не были знакомы с оригинальной вселенной Анджея Сапковского. В глаза сразу бросается, что авторы прислушались к критике со стороны фанатов и исправили часть недочетов из первого сезона. Однако и без ложки дёгтя в новых эпизодах не обошлось. О том, каким получилось продолжение истории Геральта из Ривии от Netflix, — в материале Cybersport.ru.
Дисклеймер: Netflix предоставил журналистам доступ только к шести эпизодам из восьми, поэтому при оценке нового сезона мы не будем учитывать концовку всей истории и поговорим именно о драматургии конкретных серий.
Если отбросить недовольство кастом со стороны фанатов игры, то самой распространенной претензией к первому сезону был рваный сюжет. Постоянные прыжки между разными таймлайнами и персонажами в какой-то мере подражали ранним рассказам Сапковского, но при этом запутывали неподготовленного зрителя. Во втором сезоне «Ведьмака» ситуация изменилась: авторы более явно сделали фокус на основных героях и их сюжетных арках, а главное — происходящее стали последовательно излагать. Никаких больше скачков во времени, не считая пары минутных флешбэков: зритель точно знает, какая история является ключевой в шоу, — арка Цири.
Все второстепенные линии, будь то объединение эльфов и Нильфгаарда, искания Йеннифэр или политические игры Дийкстры, так или иначе завязаны на Цири и пророчестве. Благодаря этому в первых шести эпизодах ни разу не появляется ощущение, что ты выпал из контекста или смотришь филлерную серию, — каждая сцена действительно дополняет общую картину.
Не стоит забывать, что половина второго сезона проходит в Каэр Морхене — обители ведьмаков, в которой любой фанат The Witcher 3 провел не один час. И пусть нам в крепости демонстрируют не так много локаций, те, что есть, покажутся геймерам уютными и знакомыми. Впрочем, главная причина «поверить» в киношный Каэр Морхен — Весемир. Здесь авторы идеально попали с актером: кажется, будто Весемир в сериале — буквальная копия наставника ведьмаков из игры, даже в плане мимики и манеры общения.
Кстати, не менее интересным и удачным оказался выбор актера на роль Дийкстры, главы реданской разведки. В первых шести эпизодах ему выделено совсем немного экранного времени, но даже этого хватает, чтобы понять, насколько же точным оказалось попадание в плане образа. Да, Дийкстра здесь вовсе не полноват, а, наоборот, подтянут и жилист, но зато все так же харизматичен, умен и в каком-то плане элегантен, особенно когда речь касается убийств и подковерных игр.
А вот Трисс во втором сезоне снова выглядит несколько лишней. К некоторым персонажам, будь то Фрингилья Виго или Францеска Финдабаир, авторы были куда благосклоннее, показав, дополнив или переписав определенные элементы из их прошлого. Это, кстати, в целом еще одно из преимуществ второго сезона, в котором закрываются белые пятна не только из первого сезона, но и самого лора вселенной. Но не в случае с Трисс — рыжую чародейку в этом плане откровенно обделили. Хотя экранного времени у нее предостаточно, ее ценность для сюжета в вышедших сериях сведена на нет.
Казалось бы, Трисс должна оказать серьезное влияние на процесс взросления Цири, однако на деле их взаимоотношения не ведут ни к каким переменам в образе будущей ведьмачки. Забавной выглядит сцена, в которой чародейка подходит к Цири и предлагает ей заняться изучением магии, на что та отвечает, что подойдет позже, и продолжает упражняться с мечом. Конец: уроков магии мы так и не дождемся. Взаимоотношения Геральта и Трисс также показаны как-то куце и будто бы впопыхах — а ведь в игре для многих она была полноправной конкуренткой Йеннифэр. И это вдвойне более странно на фоне того, что появления остальных персонажей, например того же Лютика, у которого совсем немного экранного времени, выглядят гораздо более осмысленными и полезными для драматургии и развития сюжета.
Главной темой второго сезона становится линия Цири и Геральта, и их взаимоотношения как отца и дочери (ну, почти дочери) показаны действительно интересно. В первом сезоне Цири казалась блеклым персонажем, но в тандеме с Геральтом смогла раскрыться и теперь смотрится очень интересно. Персонаж становится более полноценным, в нем просыпается ответственность, давящее чувство вины. Да, начав тренировки, Цири не стала в одночасье непобедимым воином, но как раз ее непробиваемое упорство и желание исправить допущенные ошибки любой ценой отлично дополняют образ.
Авторы не стали шаблонно показывать, как у Цири все ловко получается после пары неудач, и вместо этого раз за разом с упоением демонстрируют, как юная принцесса получает по лицу — и это сделало процесс тренировок более реалистичным. Геральту же отлично подошло амплуа наставника. Да, саркастических реплик стало меньше, зато эмоциональных (ну, со скидкой на то, насколько ведьмаки вообще могут быть эмоциональны) разговоров по душам — больше. Кавиллу удалось показать эту трансформацию персонажа очень органичным процессом.
Суммируя, отмечу, что второй сезон стал объективно лучше первого почти по всем параметрам, будь то постановка сражений, детализация монстров, о которых мы, к сожалению, не можем подробнее говорить в превью, или просто выстроенность повествования, в котором абсолютно все сцены теперь действительно объединены главной сюжетной аркой. Темп всей истории тоже стал выше — временами он все еще проседает, но все же значительно реже, чем в первом сезоне. Больше внимания стало к дорогим для фанатов мелочам вроде детализации нильфгаардских доспехов или частого использования Геральтом тех же Квена или Аарда.
Однако есть одно очень субъективное «но». Я из тех, кто, несмотря на уродливые доспехи Нильфгаарда и неоднозначный каст, был в восторге от первого сезона. В этих разрозненных историях был свой шарм. Сезон дарил приятное чувство, будто ты у костра слушаешь ведьмачьи байки — да, сбивчивые, да, моментами нелепые, но настоящие, стилистически выдержанные. Второй сезон по всем объективным критериям выглядит действительно более качественным, но такого восторга уже не вызывает. Куда-то испарилась эта странная химия, снизилась концентрация специфического юмора, да что говорить — даже песня Лютика во втором сезоне стала более музыкальной и серьезной. Она звучит как нечто, что вполне могло бы играть в вашем плеере, но при этом совершенно не заедает в голове, в отличие от трактирного шлягера про оплату ведьмачьих услуг. И, как ни странно, это выросшее качество сериала немного сгубило шарм и уникальный дух франшизы. Впрочем, если первый сезон оставил у вас смешанные впечатления и вы по-прежнему помните недочеты, что бросались вам в глаза, то новый сезон однозначно должен понравиться вам куда больше, ведь он действительно стал ярче, масштабнее и дороже.
Сопряжение Сфер
Сопряжение Сфер (ориг. Koniunkcja Sfer) — знаменитый магический катаклизм, произошедший приблизительно за 1500 лет до основного сюжета Ведьмака. Сопряжение затронуло целую вереницу миров, отчасти смешало их границы, сделало их на короткое время легко преодолимыми.
Благодаря этому в Неверлэнде [1] появились люди, и множество существ, не принадлежавших этому миру, оказались заперты в нем. Поэтому, например, у гравейров, гулей и вампиров нет собственной экологической ниши. Они — реликты периода Сопряжения Сфер. Их распространение привело к появлению профессиональных охотников на них — мутантов-ведьмаков.
Содержание
Научная характеристика [ ]
Сопряжения Сфер произошло за два века до Новой Эры. Ученые мужи считают что процесс Сопряжения Сфер длился какое-то время после самой Катастрофы. Это сделало возможным приход эльфов и людей в этот мир спустя столетия после начала Сопряжения.
Предположительно в катаклизме Сопряжения Сфер участвовало не менее трех миров. Первый, очевидно, — родина людей, которая погибла в результате какой-то катастрофы, в результате чего людям пришлось искать новый дом. Второй мир — это Неверлэнд, куда попали люди, эльфы, краснолюды, гномы, нечисть и, возможно, кто-то ещё.
То, что в Сопряжении Сфер участвовал еще как минимум один мир, доказуемо тем, что существует множество видов, которые не имеют своего места в пищевой цепи. Но из первоначального мира людей подобные существа не могли попасть, потому что они в большинстве своем носят магическую природу, а люди до Сопряжения магии не ведали.
Игра «Ведьмак» [ ]
Запись в Глоссарии [ ]
Катаклизм, который называется Сопряжением Сфер, произошёл 1500 лет назад. В результате катастрофы множества существ, не принадлежавших нашему миру, оказались заперты в нём. Поэтому, например, у гравейров, гулей и вампиров нет собственной экологической ниши. Они — реликты периоды Сопряжения Сфер. Эльфы утверждают, что люди тоже прибыли в этот мир во время Сопряжения из уничтоженного катаклизмом мира. Они научились использовать силу первоначального Хаоса, так и родились первые волшебники-люди. Люди долго сражались со старшими расами, и те в результате сдались варварам. Вот так люди стали властителями мира.
Игра «Ведьмак 2: Убийцы Королей» [ ]
Запись в Глоссарии [ ]
Об этом магическом катаклизме, имевшем место около полутора тысяч лет назад, написаны десятки научных трудов, исследований и трактатов. В результате этого события в нашем мире появились неизвестные до той поры существа. Реликтами времён взаимного проникновения Сфер являются гравейры или гули. Впрочем, предания эльфов гласят, что и мы, люди, всего лишь пришельцы. Чародеи говорят, что именно в те времена человечество получило прекрасный дар (и в то же время — проклятие), коим, по их мнению, является магия.
Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота» [ ]
После того, как Геральт убивает Эредина, он узнает, что Аваллак’х захватил Цири. Когда Йеннифэр телепортирует Белого Волка подальше от стаи гончих Дикой Охоты, чародейка и ведьмак становятся свидетелями нового Сопряжения Сфер, когда монстры начинают беспорядочно появляться на Ундвике.
Они мчатся к башне Tor Gvalch’ca, где находятся Аваллак’х и Цири, но она защищена барьером. Йеннифэр удается ненадолго открыть его, чтобы Геральт мог пройти. Затем Геральт сталкивается с Аваллак’хом. Однако появляется Цири, объясняя, что Аваллак’х не представляет угрозы, но Белый Хлад поглотит все миры. После этого девушка проходит через портал, чтобы противостоять Белому Хладу и победить его, используя свою Старшую Кровь, предотвратив гибель мира и положив конец Сопряжению.