виртуальный туризм это что
Пока границы закрыты: что такое виртуальные экскурсии и как их проводят?
Когда весной случилась первая волна пандемии, многие музеи сориентировались и начали проводить виртуальные экскурсии. Прошло полгода, туристическая индустрия шагнула еще дальше в онлайн – и появились виртуальные обзорные экскурсии по городам. Сидишь у монитора и гуляешь, например по Амстердаму, параллельно слушая рассказ гида о его достопримечательностях. Что это вообще такое и чем отличается от режима просмотра улиц на Google Earth? Подробнее рассказывает обозреватель Екатерина Васильева.
Если коротко, то режим просмотра улиц – это самостоятельное путешествие по городу с путеводителем (Википедией) в руках, а виртуальная экскурсия – организованная прогулка с гидом.
Обычно виртуальные экскурсии проходят на платформе Zoom (она бесплатная). В назначенное время нужно подключиться конференции, используя идентификатор и в некоторых случаях пароль. Все это вам вышлют на почту сразу после одобрения заявки. Если экскурсия платная, то всю информацию пришлют после оплаты.
На экране вы увидите гида, который будет «выгуливать» вас по городу. Звук у всех участников, кроме гида, будет выключен, а вот видео во время некоторых экскурсий можно оставить. Задавать вопросы и обсуждать увиденное с другими участниками можно в общем чате.
Виртуальные экскурсии бывают в формате лайфстрима или вебинара. Лайфстрим – это когда гид с камерой в руках ведет вас по маршруту и параллельно рассказывает о том, что мы видим на пути. Вебинар – когда гид находится у себя дома и показывает заранее смонтированное видео и другие материалы. И в том, и в другом случае гида вам видно, и ему можно задавать вопросы.
На что обратить внимание?
В первую очередь на формат экскурсии, а во вторую – на язык повествования. Экскурсий на русском сейчас предлагается довольно много, но все же на английском выбор намного больше, особенно если говорить о тематических прогулках.
Количество участников в группе обычно ограничено, так что на популярные экскурсии стоит записываться заранее.
Иногда бывает любопытно узнать заранее место начала экскурсии, найти его на Google Earth и осмотреться. Может быть, что-то прочитать в прикрепленных ссылках на Википедию и прийти на экскурсию уже подкованным – точно будет интереснее!
Интернет полон бесплатных виртуальных экскурсий на английском языке. Как правило, это обзорные и не очень длинные экскурсии – минут на 40 по главным достопримечательностям. Однако встречается и что-то более любопытное, например Potter Trail в Эдинбурге – онлайн-экскурсия для фанатов Гарри Поттера. На русском языке бесплатные туры тоже есть, но их немного, а что-то более оригинальное и авторское уже стоит денег.
Итак, что предлагают виртуальные экскурсоводы на русском языке?
Можно прокатиться в столицу Италии, узнать историю самых популярных достопримечательностей и увидеть нетуристический Рим. Для любителей древностей есть экскурсия в Помпеи, а для поклонников итальянской кухни – мастер-классы в прямом эфире от итальянского шеф-повара, который научит готовить пасту или тирамису. Стоимость таких прогулок – от 5 до 10 евро.
Самая популярная онлайн-экскурсия по Испании – это прогулка по храму Саграда Фамилиа в Барселоне. Там расскажут о том, как он строился (и продолжает строиться), о личности архитектора Антонио Гауди, и на десерт – разные смешные истории про скульптуры храма. Экскурсия обойдется в 6–10 евро, а вот бесплатно в этой стране можно «съездить» в Фигерас в театр-музей Сальвадора Дали и попробовать понять, почему стакан всегда наполовину слон.
Посмотреть на Прагу без туристов тоже можно на виртуальной экскурсии по чешской столице. Есть классические обзорные туры через Вацлавскую площадь, Карлов мост и прочие популярные места. Есть Прага через призму политики – там расскажут о Вацлавской площади и исторических событиях, которые там происходили. Любителям мистики понравится экскурсия по Карлову мосту и разные загадочные и мрачные истории, связанные с ним. Цены на экскурсии – 2–4 евро с человека.
По Лондону тоже есть экскурсии на русском языке, одна из самых любопытных рассказывает о стереотипах об Англии и англичанах.
Виртуальная экскурсия по Нью-Йорку во время пандемии – наверное, единственный шанс увидеть этот город пустым: Манхэттен, Центральный парк, Пятая авеню и Бродвей – во время обзорной экскурсии покажут самое главное за час-полтора и примерно 7–10 долларов.
Что касается России, то путешествовать виртуально можно в основном по Москве и Санкт-Петербургу, но начинают появляться экскурсии и в других городах, например в Иркутске и Самаре. В столице больше популярны онлайн-экскурсии по музеям. Можно прогуляться с гидом по Третьяковке или Кремлю, а вот экскурсии по улицам пользуются не таким успехом, хотя есть прогулки по Неглинной и Остоженке, где также можно узнать об истории этих центральных улиц.
В Санкт-Петербурге наряду с обзорными есть немало необычных экскурсий. Например, страшилки о заброшенных домах с «призраками» и прочие городские легенды. Чуть менее мистическая, но тоже атмосферная экскурсия по самым необычным петербургским квартирам: дворы-колодцы, ленинградские коммуналки, квартиры с историей и прочее местами странное архитектурное наследие.
Виртуальный туризм как новый вид туризма
Аннотация. Развитие туризма невозможно без разработки и внедрения инноваций, которые являются непременным условием достижения экономического успеха. Одним из направлений выступает формирование новых видов туризма, в частности виртуального. Автором охарактеризованы его роль и ценность для современного общества; предложены авторское определение виртуального туризма и критерии классификации виртуальных туров.
Ключевые слова: туризм, инновации, виртуальный туризм, маркетинг, Интернет, коммуникации, инвестиции.
В современном мире туризм является одной из немногих сфер социальной и экономической активности, показатели развития которой демонстрируют практически непрерывный рост. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) количество пересечений границы с туристскими целями в 2013 г. возросло по сравнению с 2012 г. на 5%, достигнув 1087 млн международных прибытий, эти темпы прироста должны сохраниться по оценкам ЮНТВО и в 2014 г., а к 2030 г. количество туристов, пересекающих границу, должно достичь 1,8 млрд чел. В целом на долю туристского рынка приходится более 7% мировых инвестиций, около 5% налоговых поступлений, и около 9% мирового ВВП формируется за счет индустрии туризма [1].
Постоянный рост количества потребителей туристских услуг между тем не снижает актуальности задачи по формированию предложения новых продуктов, туристы становятся все требовательнее, расширяются туристские практики, растет стремление к получению новых ощущений и впечатлений. Возникают все новые виды туризма, появляются новые дестинации, совершенствуются виды коммуникации, транспорта, сервисного обслуживания, потребитель услуг становится все более информированным, образованным и опытным. В меняющихся условиях туристские фирмы все отчетливее осознают необходимость вывода на рынок новых продуктов и услуг. Инновации в туризме являются непременным условием повышения конкурентоспособности, увеличения объема потребления туристских услуг, достижения экономического успеха.
Инновации в туризме
По мнению А.П. Дудь, инновации в сфере туризма представляют собой разносторонние организационно-управляющие нововведения, в том числе включающие изменение правового обеспечения, организацию новых видов туристской деятельности и новых турпродуктов с использованием современных технологий [4]. Таким образом, в общем случае, когда говорят об инновациях в туризме, прежде всего имеют в виду разработку и продвижение новых туристских продуктов, внедрение новых управленческих и организационных решений, применение новых принципов оказания услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Наиболее распространенными инновациями в туризме, связанными с цифровыми технологиями, явились нововведения в области транспортных услуг и услуг размещения (электронное бронирование, электронные билеты, электронные визы).
Одной из самых первых инноваций выступает услуга «электронный билет» (или «безбумажный билет», который позволяет пройти и онлайн регистрацию на рейс), а также электронные продажи в целом, дающие возможность получать необходимую информацию о гостиницах, учреждениях культуры, событиях в дестинации и различных сопровождающих поездку услугах. Эти виды инноваций, их плюсы и минусы уже довольно подробно рассмотрены в литературе [5; 6; 7].
Определение виртуального туризма
На данный момент в научной литературе немного статей посвящено теме виртуального туризма, что вполне естественно и объясняется относительной новизной рассматриваемого явления. Многие определения сводятся преимущественно к описанию технологии виртуального путешествия. Так, виртуальный тур рассматривается как способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства [9]. В целом можно говорить, что виртуальный туризм подменяет собой и подлинное путешествие, и реальный туризм. Такое «туристское путешествие» более комфортно и удобно, безопасно, т.к. оно осуществляется в пределах дома.
Во-первых, отметим, что говоря о сенсуальной информации, мы имеем в виду не только визуальное и аудиальное восприятие, потому что уже сегодня существуют технологии 4D, имитирующие сенсорные ощущения, и резонно предположить, что в недалеком будущем появятся способы симулировать обонятельные ощущения, а полнота и реалистичность виртуального пространства будут нарастать с каждым годом.
Во-вторых, на наш взгляд, принципиально важно в условиях быстрого развития виртуальной реальности подчеркнуть то обстоятельство, что под виртуальным туризмом мы подразумеваем «перемещение» в сколь угодно удаленное, но реально существующее место. То есть под виртуальным туризмом мы признаем и онлайн посещение Лувра, и компьютерную имитацию высадки на Луну (при условии, что она построена на документальном материале), а, например, путешествие на планету Пандора, крайне реалистично созданную Джеймсом Кэмероном в фильме «Аватар», считать виртуальным туризмом мы не можем.
В-третьих, просмотр 3D-панорам, например, спортивных клубов своего города при выборе подходящего мы тоже назовем виртуальным туризмом, хотя аналогичный офлайн «рейд» туром в привычном его понимании назвать сложно, это скорее экскурсия или изучение рынка.
Ценность виртуального туризма в постиндустриальном обществе
Виртуальный туризм быстро развивается, ибо имеет ряд привлекательных свойств как для потребителя услуги, так и для производителя. Отметим наиболее значимые привлекательные аспекты для потребителя.
Виртуальный туризм также является перспективным средством продвижения той или иной дестинации, он дает возможность потенциальному туристу ознакомиться с культурными, историческим, рекреационными возможностями мест посещения и выбрать для себя наиболее интересные объекты и занятия. Виртуальный туризм обостряет желание посетить интересные места и увидеть все своими глазами, тем самым информирует и стимулирует к реальному путешествию.
Классификация виртуальных туров
Классифицируя виртуальные туры можно, во-первых, адаптировать к ним классификации, используемые для описания туров в классическом их понимании. Кроме того, виртуальные туры имеют ряд специфических черт, по которым их также можно различать. Данный вопрос представляет широкое поле для дальнейших исследований.
Выделим три критерия для разделения виртуальных туров, которые на данный момент кажутся нам наиболее значимыми.
информационно-ознакомительная (реализация этой цели позволяет показать не только открытые, но и, например, хранящиеся в запасниках коллекции музеев);
рекламно-демонстрационная (способствует привлечению внимания к дестинации или отельным учреждениям);
обучающая и культурно-просветительская (дают возможность расширить границы визуального ознакомления с объектами показа);
социально-реабилитационная (позволяет лучше социализироваться группам лиц с ограниченными возможностями).
Выводы. Отметим, что в данной статье мы вели речь о виртуальных путешествиях в том виде, в котором они существует на данный момент, т.е. о виртуальном туризме как вспомогательной части туристской активности, которая используется различными экономическими субъектами для поддержания и развития своей основной деятельности. Резонно предположить формирование в будущем индустрии, в которой виртуальные туры станут конечным самоценным продуктом потребления, примеры чего уже мы видим и сегодня. Например, в Диснейленде в Орландо (США) есть аттракцион, симулирующий для сидящих в зале людей путешествие над различными природными ландшафтами на высоте птичьего полета с использованием видеоряда и различных спецэффектов, от ароматов и звукового сопровождения до иллюзии ветра, скорость и направление которого регулируются в зависимости от картинки на экране.
Изменение модели поведения потребителя туруслуг будет только актуализировать задачи инновационного развития турбизнеса и поиска нового предложения для IT-грамотного пользователя, способного осуществлять поиск в интернете. Одним из возможных направлений могут стать консультационные услуги, позволяющие не просто осуществить поиск, а сделать его быстрым и эффективным. Также туристская фирма может ориентироваться в большей степени на индивидуальное предложение, на разработку маршрута для отдельного туриста с учетом потребностей и предпочтений конкретного заказчика, который уже совершил виртуальное путешествие и теперь решил посетить заинтересовавшие его объекты.
Литература
Victoria A. Shamlikashvili. Virtual Tourism as a New Kind of Tourism
Abstract. Tourism development is impossible without the development and innovation, which are indispensable for achieving economic success. Formation of new types of tourism, in particular a virtual one, is one of the trends. The author has described its role and value for modern society; The author’s definition of virtual tourism and the criteria for classification of virtual tours have been proposed.
Keywords: tourism, innovation, virtual tourism, marketing, Internet, communications, investments.
VirtRe
мир виртуальной реальности
Станет ли VR туризм альтернативой реальных путешествий?
Лишенные свободы действий путешественники и обанкротившиеся из-за пандемии туристические компании могут перейти на виртуальные туры.
COVID-19 стал причиной резкого снижения спроса на туристический вид услуг. Если пандемия будет сохраняться еще в течение нескольких месяцев, всемирный Совет по путешествиям и Туризму (World Travel and Tourism Council), представляющий крупнейшие мировые компании по путешествиям, предсказывает глобальную потерю порядка 75 миллионов рабочих мест и 2,1 трлн долларов дохода.
Что такое виртуальное путешествие
Специалисты считают, что спасение для борющихся за выживание туристических компаний может быть в виртуальных путешествиях. Речь идет об использовании передовых методов в сочетании последовательной серии и компоновкой фотографий и видео из различных объектов с достопримечательностями. Такие манипуляции делаются в определенных точках в помещении или на улице, в зависимости от вида VR тура. Затем при помощи специальных компьютерных программ идет склеивание и монтаж отснятых панорам.
Современные технологии делают виртуальные путешествия весьма реалистичными. При просмотре обычной видеозаписи, объекты можно рассмотреть только под одним углом. В оцифрованной реальности с помощью шлема виртуальной реальности визуализация идет под разными углами. Благодаря этому можно вполне реалистично ощутить себя в любой точке мира, при этом находясь дома.
Положительные моменты VR туризма
Благодаря виртуальным путешествиям можно уменьшить негативное влияние на туристическую индустрию, сократить расходы клиентов (дешевле, чем реальные поездки), увеличить безопасность для здоровья, сэкономить время, и поднять доступность (пожилым людям или инвалидам, физически часто трудно достичь в привлекательные туристические места).
Так же можно не бояться заблудиться или быть ограбленным. Специализированное оборудование не требуется – достаточно компьютера с видеокартой и доступом в интернет.
VR туризм создает новые возможности трудоустройства для гидов, переводчиков, видео операторов и фотографов, а также для фирм, создающих новое оборудование в этой сфере.
Туристы будут оплачивать виртуальные путешествия так же, как если бы путешествовали в реальности и во время регулярных поездок платили авиакомпаниям, отелям и туристическим фирмам. Платежи будут поступать людям или компаниям, обеспечивающим проектирование и работу виртуального тура.
Первые попытки создания VR туров
Впервые термин «виртуальный тур» был озвучен в 1994 году. Первая виртуальная экскурсия состоялась в Англии, где в трехмерном изображении была воспроизведена реконструкция замка Дадли. Открыла данное мероприятие королева Елизавета II. Оно получило название «виртуальный тур» – среднее между королевским туром и виртуальной реальностью (Virtual Tours of Dudley Castle archive).
Еще один вариант VR путешествия придумала одна из российских туристических фирм в 2006 году. Изначально речь шла скорее об идеи впечатлить друзей и коллег по работе, а не виртуальном посещении клиентом достопримечательностей. За 250 евро любой желающий получал набор созданных в специальных программах(фотошопах) фотографий, предназначенных для задокументированного подтверждения его пребывания в экзотических уголках, выдавались соответствующие сувениры, а также набор историй и впечатлений о якобы посещаемом месте.
Топ онлайн достопримечательностей в VR мире
1. Греция – страна бесчисленных исторических памятников архитектуры, которые сейчас можно посмотреть, не выходя из дома. GreeceFromHome — это онлайн-платформа, созданная для всех поклонников античного мира. В одном туре представлено большое количество достопримечательностей с Акрополем, древним стадионом и монастырями Метеоры. Здесь же можно принять участие в кулинарном путешествии по Салоникам и познакомиться с самыми интересными уголками греческих островов.
2. Путешествие по Египту, не выходя из дома – один из лозунгов кампании, проводимой египетским Управлением по туризму. 3D-прогулки доступны в профиле Facebook. На сайте публикуются видео-рассказы, снятые в музее древнего Египта.
3. Сафари в Южной Африке с «& BEYOND». Это шанс увидеть вживую Большую африканскую пятерку: льва, слона, буйвола, носорога и леопарда в их естественной среде обитания.
4. Полет в космос с «NASA at Home». Виртуальные туры по следам Нила Армстронга на действующую космическую станцию. Здесь можно рассмотреть визуализацию поверхности планет и звезд.
5. Туры по самым известным музеям мира интернет лидер Google объединил в своей системе «Google Arts & Culture». Здесь сосредоточены экспонаты знаменитых музеев.
6. Виртуальные круизы с обзорами на 360 градусов. С помощью данного VR тура можно детально, со всех сторон, рассмотреть роскошные пассажирские лайнеры, побывать в каютах разного класса, полюбоваться на открытое море и зайти на обзорную береговую экскурсию.
Рейтинг самых посещаемых мест России в рамках VR туризма
Первое место рейтинга занимает Москва и Красная площадь. Они лидируют по показателям запросов с марта 2020 г. Уже 5,5 млн. пользователей посетили виртуально город и главные достопримечательности, расположенные на Красной площади. Несомненно в данном виртуальном туре есть на что посмотреть. Территория площади огромна — 690 на 130 м. Одну из её фасадов закрывают красные стены Московского Кремля, который, застроен многочисленными дворцами, церквями и административными зданиями. Московский Кремль считается символом современной власти и Древней Руси. В состав Московского Кремля входит более десятка различных сооружений, как светских, так и сакральных. Наиболее интересными из них являются: Благовещенский собор, Большой Кремлевский Дворец, дворец сената, собор св. Михаила Архангела, 81-метровая Колокольня Ивана Великого, Арсенал и представляющая собой часть Большого Кремлевского Дворца оружейная палата.
Второе место по количеству виртуальных путешествий занимает Санкт-Петербург. Этот город в рамках VR туризма посетили 3,820 млн. человек.
Казань — третья столица России набрала 1,060 млн. просмотров, Владивосток – 790 тыс. Завершает пятерку лидеров Ростов-на-Дону – 439 тыс. интернет посетителей.
Дополнительные возможности
Аудиогиды делают достопримечательности более привлекательными. Самая большая коллекция VR путешествий находится на платформе izi.travel. Здесь хранятся записи экскурсий по отдельным городам, музеям, обрамленные музыкальным сопровождением. Это поможет лучше узнать об объекте посещения и полностью погрузиться в его атмосферу. Люди, использующие данную платформу имеют полный контроль над прослушиваемым материалом, в любой момент могут остановить воспроизводимую запись, отрегулировать громкость, повторно прослушать сообщения, выбрать перевод.
Через вэбкамеры можно наблюдать за жизнью почти любого города на планете. Сайт EarthCam объединяет в себе трансляции с камер со всех частей мира: улиц больших городов, зоопарков, магазинов. С их помощью онлайн можно посетить природные заповедники и скалистые горы.
Последние новости мира виртуальной реальности
В 2021-2022 годах в России появятся виртуальные концертные залы. Это искоренит жалобы артистов на отсутствие работы, а зрители насладятся любимой музыкой в исполнении как российских, так и зарубежных исполнителей не выходя из дома.
Первый виртуальный памятник установлен в Москве. Он посвященный медицинскому персоналу борющемуся с эпидемией КОВИДа-19. Объект находится на Красной площади, но виден только через смартфон. Для лицезрения данного монумента необходимо воспользоваться приложением дополненной реальности с сайта деньврача.рус.
Предпринимаются попытки создания микросхем, направленных на воссоздание запахов во время виртуальных путешествий. В 2001 году американская компания DigiScents объявила о запуске нового устройства под названием iSmell Personal Scent Synthesizer, работающего как ароматный картридж. Основной задачей программного обеспечения, прилагаемого к устройству, стало впрыскивание различных запахов в необходимых для этого моментах. Смеси для воспроизведения запахов находились в комплекте к устройству. При необходимости их можно было наполнять и менять, как картриджи для принтера. К сожалению, из-за маленького спроса, проект оказался нерентабельным.
В перспективе внедрение трехмерных интернет ресурсов – это будет новый шаг в индустрии VR туризма и развлечении в виртуальной реальности. Разработки ведутся уже давно, но в массовое производство не выпущены. Проблема состоит в скорости передачи данных от провайдера к пользователю. Трехмерные ресурсы требуют больших интернет скоростей.
3D интернет создает полный эффект присутствия, как в реальной жизни. Пользователь остается не наблюдателем, а становится активным участником. Можно прогуляться по улицам различных городов, потрогать и рассмотреть со всех сторон мелкие предметы, а также поговорить с виртуальными прохожими и задать вопрос консультанту виртуального магазина.