что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта xix века

Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века, Федосюк Ю.А., 2006

Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века, Федосюк Ю.А., 2006.

В справочнике представлен обширный материал, отражающий в забытых или непонятных современному читателю словах материальную и духовную культуру русского народа. Примеры, взятые из широко известных произведений русских писателей-классиков, охватывают литературу XVIII-XX вв.
Для школьников, студентов, преподавателей, всех, кто любит отечественную словесность.

что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта xix века. Смотреть фото что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта xix века. Смотреть картинку что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта xix века. Картинка про что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта xix века. Фото что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта xix века

История этой книги не совсем обычна. Она началась еще в 1959 году с письма, которое 39 летний филолог и журналист Юрий Федосюк написал в редакцию журнала «Вопросы литературы». «Сотни выражений, встречающихся в сочинениях русских классиков и отражающих общественные отношения и бытовые особенности дореволюционной России, становятся для все более широкого круга современных читателей „камнем преткновения“ – либо непонятными вовсе, либо понимаемыми превратно „…“ – говорилось в этом письме. – Мне, знакомому лишь с метрической системой, неясно, богат или беден помещик, владеющий двумястами десятин земли, сильно ли пьян купец, выпивший „полштофа“ водки, щедр ли чиновник, дающий на чай „синенькую“, „красненькую“ или „семитку“. Кто из героев выше но положению, когда одного титулуют „ваше благородие“, второго – „ваше сиятельство“, а третьего – „ваше превосходительство“? Отдельные события того ли иного романа происходят в „Успеньев день“ или „на Фоминой неделе“, но если тут не дается описания природы, мне непонятно ни время года, ни хронология событий». Завершая письмо, Ю. Федосюк призывал ученых – филологов и историков начать работу над специальным справочником по истории русского быта, который помогал бы широкому кругу читателей, и прежде всего учителям литературы, студентам и школьникам, «глубже постигать произведения классиков, оживив многие строки, потускневшие из за того, что содержащиеся в них понятия сданы в архив нашей эпохой».

ОГЛАВЛЕНИЕ
Несколько слов об этой книге
Вместо предисловия
Глава первая НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Церковный календарь
Старый и новый стиль
Праздники и посты
Глава вторая POДСТВО, СВОЙСТВО, ОБРАЩЕНИЕ
Термины родства и свойства
Смешение терминов
«Духовное родство»
Условные обращения
Отмирающие слова
Обращение между близкими и друзьями
Официальные и полуофициальные обращения
«Слово ер с»
Иные формы обращения
Глава третья МЕРЫ И ВЕСА
Меры длины
Меры площади
Меры веса
Меры емкости для сыпучих товаров
Меры объема жидкости
Температурная шкала
Глава четвертая ДЕНЬГИ И ЦЕННЫЕ БУМАГИ
От полушки до катеринки
Два курса
Все цвета радуги
Ценные бумаги
Глава пятая ЗЕМЛИ И ВЛАСТИ
Столицы, губернии, области
Министерства и иные присутственные места
Губернские власти
Уездные власти
Городская полиция
Волость и село
Пореформенные учреждения
Пореформенный суд
Жандармерия
Некоторые забытые должности
Глава шестая ЧИНЫ И ЗВАНИЯ
Государственные служащие
Коллежский регистратор
Губернский секретарь
Коллежский секретарь
Титулярный советник
Коллежский асессор
Надворный советник
Коллежский советник
Статский советник
Действительный статский советник
Тайный советник
Действительный тайный советник и канцлер
Чиновники XV класса
Чеховская «табель о рангах»
Придворные чины и звания
Неправильное титулование
Степени и звания в науке
Глава седьмая АРМИЯ И ГВАРДИЯ
Рекрутская повинность
Гвардия
Военные чины
Офицерские чины
Разновидности войск
Формы и знаки различия
Реформа 1874 года
Кадеты, юнкера и кантонисты
Некоторые забытые слова
Глава восьмая ОРДЕНА И МЕДАЛИ
Ордена и их знаки
Иерархия орденов
Глава девятая ДВОРЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ
Дворянское сословие
Титулованные дворяне
Не земля, а души
Помещичьи крестьяне
Штат дворовых
Управление имением
Охота
Однодворцы и вольные хлебопашцы
Опека и залог
Дворянское самоуправление
Крестьянская реформа
Глава десятая ДРУГИХ СОСЛОВИЙ ЛЮДИ
Мещанство и купечество
Духовенство
Глава одиннадцатая КАК ОДЕВАЛИСЬ
Костюм и время
Мужские костюмы
Женская городская одежда
Мужская крестьянская одежда
Женская крестьянская одежда
Некоторые детали туалета и прически
Бороды и усы
Ткани
Глава двенадцатая НА ЧЕМ ПЕРЕДВИГАЛИСЬ
Средства передвижения
Упряжки
Виды экипажей
Масти лошадей
Железные дороги
Другие средства передвижения
Глава тринадцатая БЫТ И ДОСУГ
Жилище
Внутри дома
Мебель
Освещение
Добывание огня
Мелкие вещи
Еда и напитки
Болезни и их лечение
Трактиры и иные заведения
Игры
Танцы и музыка
Театр

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века — Юрий Федосюк

У Кон­стан­тина Левина («Анна Каре­нина») — 3000 деся­тин в Каля­зин­ском уезде.

Мать Нехлю­дова («Вос­кре­се­ние» Л. Тол­стого) «полу­чила в при­да­ное около 10 тысяч десятин».

У князя Лигов­ского тяжба с каз­ной о 20 тыся­чах деся­тин лесу («Кня­гиня Лигов­ская» Лермонтова).

Таких дан­ных в рус­ской лите­ра­туре множество.

После кре­стьян­ской реформы 1861 года поме­щи­чьи земли стали пере­хо­дить в руки пред­при­им­чи­вых и обо­ро­ти­стых кула­ков. В пове­сти Горь­кого «Фома Гор­деев» мил­ли­о­нер Щуров гово­рит: «…был я в моло­до­сти мужик, а земли имел две с четью (чет­вер­тью. — Ю.Ф.) деся­тины, а под ста­рость нако­пил один­на­дцать тысяч деся­тин и все под лесом».

Полезно пред­ста­вить себе и вели­чину уса­деб­ных садов, в кото­рых про­ис­хо­дит дей­ствие рус­ских клас­си­че­ских про­из­ве­де­ний. Сад, окру­жа­ю­щий дом Федора Кара­ма­зова, «был вели­чи­ной с деся­тину или немно­гим более». Зато у Шеле­сто­вых («Моя жизнь» Чехова) «сад был боль­шой, на четы­рех десятинах».

Впро­чем, деся­тина не все­гда рав­ня­лась 2400 квад­рат­ным саже­ням. В ста­рину была и ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕСЯТИНА, побо­лее, — в 3200 или 3600 квад­рат­ных саже­ней. О такой-то и меч­тает Иудушка в «Гос­по­дах Головле­вых» Сал­ты­кова-Щед­рина: «Тогда деся­тина-то хозяй­ствен­ная была, про­тив нынеш­ней в пол­тора раза побольше».

Если речь шла не о сель­ско­хо­зяй­ствен­ных уго­дьях, то пло­щадь обычно исчис­ля­лась не в деся­ти­нах, а в квад­рат­ных вер­стах. В «Молохе» Куп­рина читаем: «…откры­лась огром­ная пано­рама завода, рас­ки­нув­ше­гося на пять­де­сят квад­рат­ных верст».

Меры веса

Сна­чала при­ве­дем таблицу:

Золот­ник = 4,26 грамма.

Лот = 3 золот­ника = 12,79 грамма.

Фунт = 32 лота = 410 граммов.

Пуд = 40 фун­тов = 16,38 килограмма.

Бер­ко­вец = 10 пудов = 163,8 килограмма.

ЗОЛОТНИК стал мерой веса на основе одно­имен­ной золо­той монеты, кото­рая исполь­зо­ва­лась как гирька. Отсюда — «мал золот­ник, да дорог». Так гово­рят о чем-то на вид незна­чи­тель­ном, а по суще­ству цен­ном. На золот­ники про­да­ва­лись товары, упо­треб­ляв­ши­еся в домаш­нем хозяй­стве в неболь­ших коли­че­ствах, — чай, сахар. Чепу­рин в пьесе Ост­ров­ского «Тру­до­вой хлеб» полу­чает два куска сахара — «два золот­ника — рафи­над нынче в цене». Анна Пав­ловна в «Поше­хон­ской ста­рине» Сал­ты­кова-Щед­рина «про­во­дит паль­цем черту на комке масла и долго спо­рит из-за лиш­него золот­ника, кото­рый выпра­ши­вает повар». В рас­сказе Горь­кого «В степи» упо­ми­на­ется «кусо­чек хлеба золот­ни­ков в пять весом», то есть очень неболь­шой, чуть тяже­лее 20 граммов.

ЛОТ. Забы­тыми ныне лотами изме­ря­лись цве­точ­ные семена, поч­то­вые отправ­ле­ния, цен­ные и полу­дра­го­цен­ные камни и т.п. В «Пре­ступ­ле­нии и нака­за­нии» Досто­ев­ского читаем: «Письмо от матери Рас­коль­ни­кова было боль­шое, плот­ное, в два лота: два боль­шие поч­то­вые листа были мелко-мелко испи­саны». Итак, вес письма состав­лял почти 26 грам­мов. «Вот, смотри, Верочка, это твое, а то Мар­финь­кино — ни одной нитки жем­чуга, ни одного лиш­него лота ни та, ни дру­гая не полу­чит», — гово­рит бабушка в «Обрыве» Гон­ча­рова, деля свои драгоценности.

ФУНТ. Фун­тами изме­ря­лись хлеб, кон­феты, масло, почти все про­до­воль­ствен­ные товары, и даже керо­син — пол­торы копейки стоил фунт керо­сина. Схим­ник Фера­понт в «Бра­тьях Кара­ма­зо­вых» «ел всего лишь по два фунта хлеба в три дня, не более». В тяже­лое воен­ное время в Пав­ло­град­ском полку — узнаем из «Войны и мира» — «рас­тя­ги­вали послед­ние сухари: выда­вали только пол­фунта на чело­века», то есть две­сти грам­мов в сутки, очень немного.

В «Гос­по­дах Головле­вых» гово­рится о дынях «по 20 фун­тов весу — вот какие дыни!». Дыни дей­стви­тельно изряд­ные — по 8 с лиш­ком кило­грам­мов каждая.

Вось­мая часть фунта, то есть 50 грам­мов, в оби­ходе назы­ва­лась ОСЬМУШКОЙ. Эта мера упо­ми­на­ется в авто­био­гра­фи­че­ской три­ло­гии Горь­кого: «Мы поку­пали три золот­ника чая, ось­мушку сахара…»

Очень часто в ста­рой лите­ра­туре встре­чаем выра­же­ния «шесте­ри­ко­вая саль­ная свеча», «пяте­ри­ко­вая свеча» и т.п. В рас­сказе Глеба Успен­ского «При­мер­ная семья» герои жалу­ются на оплы­ва­ю­щие свечи и обме­ни­ва­ются такими репли­ками: «Вы ЧЕТВЕРИК палите?» — «Чет­ве­рик». Дога­даться, как выгля­дела такая свеча, без исто­ри­че­ских источ­ни­ков невоз­можно. А свя­заны эти быто­вые назва­ния с тем же фун­том: шесте­ри­ко­вых све­чей про­да­ва­лось по шесть за фунт, пяте­ри­ко­вых — по пять на фунт и т.п. Чем легче были свечи, тем меньше они оплывали.

ПУД. Слово зна­ко­мое, только недавно вышед­шее из офи­ци­аль­ного упо­треб­ле­ния, при­мерно — 16 кило­грам­мов. В клас­си­че­ской лите­ра­туре оно нередко упо­треб­ля­лось гипер­бо­ли­че­ски. Гого­лев­ский Тарас Бульба «вско­чил на сво­его Черта, кото­рый бешено отшат­нулся, почув­ство­вав на себе два­дца­ти­пу­до­вое бремя, потому что Тарас был чрез­вы­чайно тяжел и толст». Бес­смыс­ленно, однако, пере­во­дить вес Бульбы в кило­граммы — храб­рый казак не мог весить 327 кило­грам­мов. Это обыч­ная для Гоголя гипербола.

То же — в «Горе от ума», где Фаму­сов гово­рит: «…При госу­да­рыне слу­жил Ека­те­рине. / А в те поры все важны, в сорок пуд…» Здесь сорок пуд, конечно, не мера веса, а, если можно так выра­зиться, мера важности.

Были и ред­кие мест­ные меры веса, напри­мер БАТМАН на Волге — 10 фун­тов. В пове­сти Горь­кого «В людях» работ­ник Мишка на спор съе­дает за два часа бат­ман око­рока, то есть 4 килограмма.

Вспо­ми­ная, как объ­еда­лись бли­нами на мас­ле­ницу в ста­рой Москве, Куп­рин с усмеш­кой пишет: «…цифры тут аст­ро­но­ми­че­ские. Счет при­хо­ди­лось бы начи­нать пудами, пере­хо­дить на бер­ковцы, потом на тонны и вслед за тем уже на гру­зо­вые шести­мач­то­вые корабли».

Меры емкости для сыпучих товаров

Это — меры объ­ема, в ста­рину ими отме­ряли зерно, реже — муку и крупу. Из-за раз­ли­чия в кон­ди­ции и сте­пени влаж­но­сти они не могли быть абсо­лютно еди­ными и точ­ными, по этой при­чине такие меры посте­пенно были вытес­нены мерами веса. Однако в клас­си­че­ской лите­ра­туре меры емко­сти встре­ча­ются посто­янно, ставя совре­мен­ного чита­теля в нелег­кое поло­же­ние: пред­ста­вить себе объем товара мы не в состоянии.

В самом деле — много это или мало, если из лето­писи дьячка в «Исто­рии села Горю­хина» Пуш­кина мы узнаем, что Бел­кин при­об­рел это село за чет­верть овса. Щед­рин­ский Иудушка Головлев одал­жи­вает нищему мужику «чет­верть ржицы и ось­минку». «У нас ста­рик тоже три ось­минки посеял», — читаем в «Анне Каре­ни­ной». В воде­виле Чехова «Мед­ведь» поме­щица велит отсы­пать для коня Смир­нова «ось­мушку овса» и т.д.

Наи­бо­лее круп­ной мерой сыпу­чих тел была чет­верть, или куль — рогож­ный мешок, вме­ща­ю­щий это коли­че­ство зерна. В ста­рых спра­воч­ни­ках узнаем: «В тор­говле при­нято, что в чет­верти заклю­ча­ется 9,5 пуда пше­ницы, 6,25 пуда ржи, 7,25 пуда ячменя, 6 пудов овса». Далее следовали:

ОСЬМИНКА, или ОСЬМИННИК, — пол­чет­верти, или 105 литров;

ЧЕТВЕРИК, или МЕРА, — одна вось­мая чет­верти, или 26,24 литра; по весу при­мерно пуд зерна;

ГАРНЕЦ, или ОСЬМУШКА, — одна вось­мая чет­ве­рика, или 3,3 литра.

В рас­сказе П.И. Мель­ни­кова-Печер­ского «Бала­хо­новы» ска­зано: «И ходила молва про Бала­хо­но­вых, что в кла­до­вых своих они деньги чет­ве­ри­ками пере­сы­пают, а жем­чуг гарн­цами меряют».

«Богачи-то, богачи, а овса всего три меры дали… Что же три меры? Только заку­сить», — жалу­ется кучер Филипп после пре­бы­ва­ния Долли в гостях у Врон­ского и Анны Карениной.

Источник

Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века — Юрий Федосюк

Кня­зей и гра­фов титу­ло­вали «СИЯТЕЛЬСТВАМИ».

Низ­шим дво­рян­ским титу­лом в Рос­сии был БАРОН (для жен­щины — БАРОНЕССА), вве­ден­ный тоже Пет­ром I пер­во­на­чально для выс­шего дво­рян­ства в При­бал­тике. Поэтому после титула «барон» или «баро­несса» мы при­выкли слы­шать немец­кую фами­лию; среди лите­ра­тур­ных героев не слу­чайны баро­несса Штраль («Мас­ка­рад» Лер­мон­това), барон фон Клоц — тесть гри­бо­едов­ского Репе­ти­лова, барон Муф­фель в «Рудине» Тур­ге­нева, барон Тузен­бах в «Трех сест­рах» Чехова.

У баро­нов фор­мулы титу­ло­ва­ния не было, обра­ща­лись к ним про­сто сло­вами «гос­по­дин барон».

К концу XVIII века, осо­бенно при Павле I, в Рос­сии стали появ­ляться рус­ские бароны — Стро­га­новы, Ска­ря­тины, Чер­ка­совы и другие.

В романе Л. Тол­стого «Вос­кре­се­ние» про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щий разговор:

«— Вы зна­ете, отчего барон — Воро­бьев? — ска­зал адво­кат, отве­чая на несколько коми­че­скую инто­на­цию, с кото­рой Нехлю­дов про­из­нес этот ино­стран­ный титул в соеди­не­нии с такой рус­ской фами­лией. — Это Павел за что-то награ­дил его дедушку, — кажется, камер-лакея, — этим титу­лом. Чем-то очень уго­дил ему. Сде­лать его баро­ном, моему нраву не пре­пят­ствуй. Так и пошел: барон Воро­бьев. И очень гор­дится этим. А боль­шой прой­доха».

Дво­рян­ские титулы от мужей пере­да­ва­лись женам. Но если жен­щина, урож­ден­ная княжна или гра­финя, выхо­дила замуж за нек­нязя и неграфа, то утра­чи­вала свой родо­вой титул. Или же при­об­ре­тала титул мужа. В рас­сказе Чехова «Кня­гиня» геро­иня гово­рит архи­манд­риту: «Вы зна­ете, я замуж вышла… из гра­фини стала кня­ги­ней». Могло быть и наобо­рот. Но если у мужа титула не было, то и жена ста­но­ви­лась нети­ту­ло­ван­ной. Анна Каре­нина, урож­ден­ная княжна Облон­ская, выйдя замуж за нети­ту­ло­ван­ного Каре­нина, пере­стала быть княж­ной. К новой фами­лии ей доз­во­ля­лось добав­лять в доку­мен­тах «урож­ден­ная княжна Облон­ская», то же писать на визит­ной кар­точке, но не более. «Ее сия­тель­ством» Анну Каре­нину уже не титуловали.

Не земля, а души

До отмены кре­пост­ного права в 1861 году доста­ток поме­щика опре­де­лялся не раз­ме­рами земли, кото­рой он вла­дел, а чис­лом кре­стьян­ских душ, ему при­над­ле­жав­ших. Коли­че­ство земли счи­та­лось не столь суще­ствен­ным без работ­ни­ков, спо­соб­ных ее обра­бо­тать, она не пред­став­ляла собой столь высо­кой ценности.

Поме­щики раз­де­ля­лись на МЕЛКОПОМЕСТНЫХ (вла­дев­ших душами чис­лом до ста), СРЕДНЕПОМЕСТНЫХ, число душ кото­рых исчис­ля­лось сот­нями, и КРУПНЫХ (около тысячи и более душ). Итак, мери­лом богат­ства была не вели­чина поме­стья, а коли­че­ство кре­пост­ных! В одном из рас­ска­зов Тур­ге­нева прямо гово­рится: «В то время цены име­ниям, как известно, опре­де­ля­лись по душам».

Здесь надо иметь в виду, что счет велся по так назы­ва­е­мым РЕВИЗСКИМ ДУШАМ, кото­рыми счи­та­лись одни муж­чины. Реаль­ное же коли­че­ство «душ» было намного больше, если вклю­чать жен­щин и детей.

Вспом­ним, как Фаму­сов опре­де­лял цен­ность жениха для Софьи:

Будь пло­хинь­кий, да если наберется
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених…

Здесь «пло­хинь­кий» — нека­зи­стый, невзрач­ный, «РОДОВЫЕ» — наслед­ствен­ные кре­пост­ные кре­стьяне. А в тре­тьем дей­ствии Фаму­сов оже­сто­ченно спо­рит с Хле­сто­вой, три­ста или четы­ре­ста душ у Чацкого.

Коли­че­ство кре­пост­ных душ у поме­щи­ков было самым раз­лич­ным, что видно и по лите­ра­туре. Гого­лев­ский Иван Федо­ро­вич Шпонька вла­дел 18–24 душами, однако поме­стье его про­цве­тало. У обед­нев­шего Андрея Дуб­ров­ского — 70 душ, у гого­лев­ской Коро­бочки — 80, зато у скряги Плюш­кина — 1000! У Арбе­нина в «Мас­ка­раде» Лер­мон­това — 3000 душ, столько же у Кон­стан­тина Левина в «Анне Каре­ни­ной». У Арины Пет­ровны («Гос­пода Головлевы» Сал­ты­кова-Щед­рина) — 4000! Дед Езер­ского («Родо­слов­ная моего героя» Пуш­кина) «имел две­на­дцать тысяч душ». А сам он (Езер­ский) «жало­ва­ньем жил / И реги­стра­то­ром слу­жил» — таков рез­кий упа­док дво­рян­ской семьи за каких-нибудь два поколения.

У дво­рян-непо­ме­щи­ков душ было совсем немного. Чичи­ков, решив­ший ску­пить 400 мерт­вых душ, вла­дел всего двумя живыми — лакеем Пет­руш­кой и куче­ром Сели­фа­ном. У капи­тана Миро­нова в «Капи­тан­ской дочке» «всего-то душ одна девка Палашка». У тетки Один­цо­вой («Отцы и дети» Тур­ге­нева) — един­ствен­ный кре­пост­ной чело­век, угрю­мый лакей «в изно­шен­ной горо­хо­вой ливрее с голу­бым позу­мен­том и в тре­уголке».

Помещичьи крестьяне

По спо­собу отра­ботки кре­пост­ной повин­но­сти поме­щи­чьи кре­стьяне дели­лись на БАРЩИННЫХ, ОБРОЧНЫХ и ДВОРОВЫХ.

Отбы­вая БАРЩИНУ, кре­стья­нин соб­ствен­ными ору­ди­ями обра­ба­ты­вал поме­щи­чью землю, разу­ме­ется, бес­платно; по закону — три дня в неделю, хотя иные поме­щики про­дле­вали бар­щину до шести дней.

Нахо­дясь на оброке, кре­стья­нин зани­мался раз­лич­ными про­мыс­лами, тор­гов­лей, ремеслом, изво­зом или нани­мался на ману­фак­туру; часть зара­ботка — ОБРОК — он выпла­чи­вал помещику.

Бар­щина была более выгодна поме­щи­кам, вла­дев­шим пло­до­род­ными зем­лями, оброк пред­по­чи­тался на мало­пло­до­род­ных, то есть в нечер­но­зем­ных губер­ниях. В рас­сказе Тур­ге­нева «Хорь и Кали­ныч» гово­рится: «Орлов­ский мужик неве­лик ростом, суту­ло­ват, угрюм, гля­дит испод­ло­бья, живет в дрян­ных оси­но­вых избен­ках, ходит на бар­щину, тор­гов­лей не зани­ма­ется, ест плохо, носит лапти; калуж­ский оброч­ный мужик оби­тает в про­стор­ных сос­но­вых избах, высок ростом, гля­дит смело и весело…» и т.д. Раз­ница обу­слов­лена тем, что Орлов­ская губер­ния — чер­но­зем­ная, Калуж­ская — нечерноземная.

Вообще оброк, поз­во­ля­ю­щий сво­бодно рас­по­ря­жаться своим вре­ме­нем, был для кре­стья­нина легче, нежели изну­ри­тель­ная барщина.

Когда Евге­ний Оне­гин всту­пил во вла­де­ние дяди­ным име­нием, то

…Ярем он бар­щины старинной
Обро­ком лег­ким заменил;
И раб судьбу благословил.

Оброч­ные кре­стьяне отпус­ка­лись за пре­делы име­ния только по спе­ци­аль­ному доку­менту — ПАСПОРТУ, выпи­сан­ному помещиком.

Объем работ на бар­щине или сумма денег по оброку опре­де­ля­лись по ТЯГЛАМ; тяг­лом назы­ва­лось кре­стьян­ское хозяй­ство (семья), име­ю­щая упряжку, а также норма отра­ботки с такой единицы.

Гера­сим в «Муму» Тур­ге­нева, еще будучи в деревне, «счи­тался едва ли не самым исправ­ным тяг­ло­вым мужи­ком».

Помимо ТЯГЛОВЫХ КРЕСТЬЯН, суще­ство­вали БЕСТЯГОЛЬНЫЕ — пре­ста­ре­лые и боль­ные, исполь­зу­е­мые по мере необ­хо­ди­мо­сти на раз­лич­ных посиль­ных рабо­тах. В коме­дии Тур­ге­нева «Нахлеб­ник» гово­рится о бес­тя­голь­ных, кото­рых собрали в име­ние Елец­ких чистить дорожки.

ДВОРОВЫМИ назы­ва­лись кре­пост­ные кре­стьяне, ото­рван­ные от земли и обслу­жи­вав­шие бар­ский дом и двор. Жили они обычно в люд­ских или ДВОРОВЫХ ИЗБАХ, рас­по­ло­жен­ных возле гос­под­ского дома. ЛЮДСКОЙ назы­ва­лось поме­ще­ние для дво­ро­вых в гос­под­ском доме.

Кор­ми­лись дво­ро­вые люди в люд­ской, за общим сто­лом, либо полу­чали жало­ва­нье в виде МЕСЯЧИНЫ — еже­ме­сяч­ного про­до­воль­ствен­ного пайка, кото­рый ино­гда назы­вался ОТВЕСНЫМ («отвес­ное»), так как отпус­кался на вес, и неболь­шой суммы денег — «на башмаки».

К хозя­е­вам при­ез­жали гости, при­слуга была на виду; поэтому дво­ро­вые оде­ва­лись лучше, чем бар­щин­ные, носили фор­мен­ную одежду, часто дона­ши­вали бар­ское пла­тье. Муж­чин застав­ляли брить бороду.

«ЧЕЛОВЕК», «ЛЮДИ» — так бары назы­вали дво­ро­вых, вообще вся­кую при­слугу, и в таком зна­че­нии пре­крас­ные эти слова при­об­ре­тали уни­чи­жи­тель­ный отте­нок. «У нас это и люди не ста­нут есть», — гово­рит моло­дой Адуев в «Обык­но­вен­ной исто­рии» Гон­ча­рова о несве­жей груше, уви­ден­ной в Петер­бурге, и эта фраза весьма красноречива.

Хотя дво­ро­вые были теми же кре­пост­ными кре­стья­нами, но так не назы­ва­лись. В лите­ра­туре XIX века посто­янно читаем: кре­стьяне и дво­ро­вые, дво­ро­вые и мужики. В «Дуб­ров­ском» Пуш­кина о Тро­е­ку­рове ска­зано: «С кре­стья­нами и дво­ро­выми обхо­дился он строго и свое­нравно».

Источник

Читать онлайн «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX в.»

Автор Юрий Федосюк

Юрий Александрович Федосюк

Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века

Несколько слов об этой книге

История этой книги не совсем обычна. Она началась еще в 1959 году с письма, которое 39-летний филолог и журналист Юрий Федосюк написал в редакцию журнала «Вопросы литературы». «Сотни выражений, встречающихся в сочинениях русских классиков и отражающих общественные отношения и бытовые особенности дореволюционной России, становятся для все более широкого круга современных читателей «камнем преткновения» – либо непонятными вовсе, либо понимаемыми превратно – говорилось в этом письме. – Мне, знакомому лишь с метрической системой, неясно, богат или беден помещик, владеющий двумястами десятин земли, сильно ли пьян купец, выпивший «полштофа» водки, щедр ли чиновник, дающий на чай «синенькую», «красненькую» или «семитку». Кто из героев выше по положению, когда одного титулуют «ваше благородие», второго – «ваше сиятельство», а третьего – «ваше превосходительство»? Отдельные события того ли иного романа происходят в «Успеньев день» или «на Фоминой неделе», но если тут не дается описания природы, мне непонятно ни время года, ни хронология событий». Завершая письмо, Ю. Федосюк призывал ученых – филологов и историков начать работу над специальным справочником по истории русского быта, который помогал бы широкому кругу читателей, и прежде всего учителям литературы, студентам и школьникам, «глубже постигать произведения классиков, оживив многие строки, потускневшие из-за того, что содержащиеся в них понятия сданы в архив нашей эпохой».

В 1989 году работа над новой книгой была завершена, но судьба ее, к сожалению, неожиданно оказалась очень нелегкой. Рукопись была передана одному авторитетному государственному издательству, которое вначале по причине финансовых трудностей, а затем, увы, из-за недобросовестности и некомпетентности сотрудника, ответственного за выпуск книги, так и не смогло издать ее. Между тем договор, заключенный с издательством, а также многочисленные уверения в том, что книга вот-вот будет выпущена, долгое время не давали возможности вначале самому автору (он умер в 1993 году, так и не дождавшись выхода книги), а затем и его наследникам попытаться издать ее в другом месте.

Источник

Опека и залог

В ряде случаев правительство могло передать дворянское имение В ОПЕКУ.

В опеку передавались ИМЕНИЯ ВЫМОРОЧНЫЕ, то есть оставшиеся после смерти владельца и из-за отсутствия наследников без хозяина, а также имения разоренные, доведенные владельцами до краха. В «Недоросле» Фонвизина «за бесчеловечное отношение к крестьянам» под опеку отходит имение Простаковой — случай крайне редкий и нехарактерный.

Репетилов в «Горе от ума» кается Чацкому, что он в «опеку взят указом» — это значит, что разоренное его имение взято под государственный надзор.

Опека назначалась в том случае, когда владельцами имения оказывались лица несовершеннолетние, недееспособные и т.п. Опекунами назначались местные дворяне, которые в этом случае получали в виде платы 5% дохода от имущества.

Когда гоголевские старосветские помещики умерли, их наследник довел имение до того, что оно было взято в опеку. «Мудрая опека (из одного бывшего заседателя и какого-тоштабс-капитана в полинялом мундире) перевела в непродолжительное время всех кур и все яйца».

Задачей опеки при крепостном праве была всемерная поддержка дворянского землевладения; разоренные имения нередко переходили в казну, продавались с аукциона, но никогда не становились собственностью живших в них крепостных крестьян.

Широкое распространение среди помещиков в начале XIX века получил ЗАЛОГ имений — вместе с крепостными крестьянами. Что но было такое, весьма полезно разобраться.

Владельцы могли получить денежную ссуду в разного рода кредитных учреждениях под залог своих имений или части их. Дело казалось соблазнительным: ничего поначалу не теряя, помещик получал сумму денег, которую мог использовать для своих нужд и даже для коммерческих операций. Однако за ссуду каждый год, до истечения ее срока, кредитному учреждению следовало платить немалый процент.

Если процент не выплачивался и по истечении срока ссуда не возвращалась, имение присваивалось кредитным учреждением и продавалось им с аукциона (то есть публичного торга). Сумма, внесенная покупателем, пополняла бюджет кредитного учреждения, помещик же, потерявший имение, оставался разоренным. Такая судьба, как известно, постигла Раневскую в «Вишневом саде» Чехова.

Право давать процентные ссуды под залог недвижимого имущества было предоставлено и ОПЕКУНСКИМ СОВЕТАМ. Таких было два — при Петербургском и Московском воспитательных домах. Хотя эти дома и назывались императорскими, то есть находящимися под покровительством государства, казна им денег не отпускала. Воспитательные дома, содержавшие сотни сирот, существовали за счет частной благотворительности, отчислений от лотерей и театральных спектаклей, продажи игральных карт и т.п. Но главным источником доходов воспитательных домов были ссудные операции.

Промотавшийся помещик Муромский в «Барышне-крестьянке» Пушкина «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Постепенно такого рода залог стал среди помещиков делом обычным. Пьер Безухов («Война и мир» Л. Толстого) платил процентов по закладным в Совет (опекунский) около 80 тысяч по всем имениям. О залоге помещичьих имений в ломбарды и опекунские советы читаем во многих произведениях русских классиков: в «Евгении Онегине» Пушкина, «Коляске» Гоголя, «Юности» Л. Толстого, в ряде комедий Островского.

Плохи дела у Кирсановых («Отцы и дети» Тургенева), а тут «опекунский совет грозится и требует немедленной и безнедоимочной уплаты процента».

Часто можно прочитать: «имение было заложено и перезаложено». Заложено — понятно, что же означает «перезаложено»?

ПЕРЕЗАЛОЖИТЬ имение означало заложить его заново, до окончания срока первого залога, когда имение следовало выкупить, то есть внести со всеми процентами полученную под залог сумму, — это были деньги весьма изрядные. При втором залоге кредитные учреждения значительно, обычно вдвое, увеличивали ежегодный процент взноса, то есть ставили закладчика в чрезвычайно невыгодные условия. Но помещику ничего другого не оставалось: средств на выкуп имения или другого заложенного имущества у него уже не было. Само собой разумеется, что тяжесть второго залога со всей силой падала на крепостных, которые эксплуатировались сверх всякой меры.

На праве закладывать собственных крестьян, то есть получать ссуду под залог крепостных душ, построена и вся афера Чичикова с покупкой мертвых душ.

Если ценные вещи (движимое имущество) закладывались в ломбард впредь до выкупа в натуре, то, разумеется, земли и крестьяне закладывались по официально оформленным, подтвержденным местными властями документами, свидетельствующим о том, что заложенное действительно имеется.

Время от времени государство предпринимало РЕВИЗИИ — переписи крепостного населения страны, прежде всего с целью установить количество людей мужского пола, годных в рекруты. Поэтому «РЕВИЗСКОЙ ДУШОЙ» назывались не все крепостные крестьяне, а только крестьяне-мужчины.

С 1719 по 1850 год было проведено десять ревизий. Сведения о крепостных крестьянах записывались в особые листы — РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ. Впредь до новой ревизии ревизские души юридически числились существующими; повседневный учет крепостного населения организовать было немыслимо. Таким образом, умершие или беглые крестьяне официально считались в наличии, за них помещики обязаны были вносить налог — ПОДУШНУЮ ПОДАТЬ.

Этими обстоятельствами и воспользовался Чичиков, скупая у помещиков мертвые души как живые с целью заложить имение с мнимыми крестьянами в Опекунский совет и получить кругленькую сумму денег. Сделка была выгодной и для помещика: получив Чичикова хоть малую сумму за несуществующего крестьянина, он избавлялся вместе с тем от необходимости вносить за него в казну подушную подать. Разумеется, Чичиков стремился купить мертвую душу подешевле, а помещик продать ее подороже — отсюда упорный торг за души.

При законной покупке и закладке живых душ закладчик получил сумму, исходя из реальной цены живых крестьян, и обязан был вплоть до срока выкупа ежегодно платить за каждую заложенную душу положенный процент.

Чичиков же не собирался это делать. Заложив мертвые души как живые, он хотел получить за них ссуду и скрыться с капиталом, составленным из разницы между стоимостью ревизской души и суммы, уплаченной за нее помещику. Ни о каких процентах, а тем более выкупе он и не помышлял.

Трудность была одна: у Чичикова не было земли, а крестьян без земли дворянин мог купить только «НА ВЫВОД», то есть с переселением в новые места. Да и заложить крестьян можно было только с землей. Поэтому Чичиков планировал купить землю в одной из необжитых, степных губерний — Херсонской или Таврической (Крым). Это было вполне реально: известно было, что правительство, заинтересованное в заселении пустынных земель на юге России, продает их любому желающему дворянину почти за бесценок. Никого не смущало, что Чичиков будто бы собирался перевести в новые места одних мужчин, без их семей. Такая сделка могла состояться только до 1833 года, когда появился закон, запрещающий продавать крестьян «с разлучением от семьи».

Безнравственность аферы Чичикова состояла также и в том, что он намеревался заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в Опекунский совет, ведавший опекой о вдовах и сиротах. Именно на их содержание шли деньги, вырученные от залоговых операций. Таким образом, Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных, и без того полуголодных и плохо одетых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *