виртуальные ядра процессора что это

Процессоры, ядра и потоки. Топология систем

В этой статье я попытаюсь описать терминологию, используемую для описания систем, способных исполнять несколько программ параллельно, то есть многоядерных, многопроцессорных, многопоточных. Разные виды параллелизма в ЦПУ IA-32 появлялись в разное время и в несколько непоследовательном порядке. Во всём этом довольно легко запутаться, особенно учитывая, что операционные системы заботливо прячут детали от не слишком искушённых прикладных программ.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Используемая далее терминология используется в документации процессорам Intel. Другие архитектуры могут иметь другие названия для похожих понятий. Там, где они мне известны, я буду их упоминать.

Цель статьи — показать, что при всём многообразии возможных конфигураций многопроцессорных, многоядерных и многопоточных систем для программ, исполняющихся на них, создаются возможности как для абстракции (игнорирования различий), так и для учёта специфики (возможность программно узнать конфигурацию).

Процессор

Конечно же, самый древний, чаще всего используемый и неоднозначный термин — это «процессор».

В современном мире процессор — это то (package), что мы покупаем в красивой Retail коробке или не очень красивом OEM-пакетике. Неделимая сущность, вставляемая в разъём (socket) на материнской плате. Даже если никакого разъёма нет и снять его нельзя, то есть если он намертво припаян, это один чип.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Мобильные системы (телефоны, планшеты, ноутбуки) и большинство десктопов имеют один процессор. Рабочие станции и сервера иногда могут похвастаться двумя или больше процессорами на одной материнской плате.

Поддержка нескольких центральных процессоров в одной системе требует многочисленных изменений в её дизайне. Как минимум, необходимо обеспечить их физическое подключение (предусмотреть несколько сокетов на материнской плате), решить вопросы идентификации процессоров (см. далее в этой статье, а также мою предыдущую заметку), согласования доступов к памяти и доставки прерываний (контроллер прерываний должен уметь маршрутизировать прерывания на несколько процессоров) и, конечно же, поддержки со стороны операционной системы. Я, к сожалению, не смог найти документального упоминания момента создания первой многопроцессорной системы на процессорах Intel, однако Википедия утверждает, что Sequent Computer Systems поставляла их уже в 1987 году, используя процессоры Intel 80386. Широко распространённой поддержка же нескольких чипов в одной системе становится доступной, начиная с Intel® Pentium.

Если процессоров несколько, то каждый из них имеет собственный разъём на плате. У каждого из них при этом имеются полные независимые копии всех ресурсов, таких как регистры, исполняющие устройства, кэши. Делят они общую память — RAM. Память может подключаться к ним различными и довольно нетривиальными способами, но это отдельная история, выходящая за рамки этой статьи. Важно то, что при любом раскладе для исполняемых программ должна создаваться иллюзия однородной общей памяти, доступной со всех входящих в систему процессоров.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

К взлёту готов! Intel® Desktop Board D5400XS

Исторически многоядерность в Intel IA-32 появилась позже Intel® HyperThreading, однако в логической иерархии она идёт следующей.

Казалось бы, если в системе больше процессоров, то выше её производительность (на задачах, способных задействовать все ресурсы). Однако, если стоимость коммуникаций между ними слишком велика, то весь выигрыш от параллелизма убивается длительными задержками на передачу общих данных. Именно это наблюдается в многопроцессорных системах — как физически, так и логически они находятся очень далеко друг от друга. Для эффективной коммуникации в таких условиях приходится придумывать специализированные шины, такие как Intel® QuickPath Interconnect. Энергопотребление, размеры и цена конечного решения, конечно, от всего этого не понижаются. На помощь должна прийти высокая интеграция компонент — схемы, исполняющие части параллельной программы, надо подтащить поближе друг к другу, желательно на один кристалл. Другими словами, в одном процессоре следует организовать несколько ядер, во всём идентичных друг другу, но работающих независимо.

Первые многоядерные процессоры IA-32 от Intel были представлены в 2005 году. С тех пор среднее число ядер в серверных, десктопных, а ныне и мобильных платформах неуклонно растёт.

В отличие от двух одноядерных процессоров в одной системе, разделяющих только память, два ядра могут иметь также общие кэши и другие ресурсы, отвечающие за взаимодействие с памятью. Чаще всего кэши первого уровня остаются приватными (у каждого ядра свой), тогда как второй и третий уровень может быть как общим, так и раздельным. Такая организация системы позволяет сократить задержки доставки данных между соседними ядрами, особенно если они работают над общей задачей.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Микроснимок четырёхядерного процессора Intel с кодовым именем Nehalem. Выделены отдельные ядра, общий кэш третьего уровня, а также линки QPI к другим процессорам и общий контроллер памяти.

Гиперпоток

До примерно 2002 года единственный способ получить систему IA-32, способную параллельно исполнять две или более программы, состоял в использовании именно многопроцессорных систем. В Intel® Pentium® 4, а также линейке Xeon с кодовым именем Foster (Netburst) была представлена новая технология — гипертреды или гиперпотоки, — Intel® HyperThreading (далее HT).

Ничто не ново под луной. HT — это частный случай того, что в литературе именуется одновременной многопоточностью (simultaneous multithreading, SMT). В отличие от «настоящих» ядер, являющихся полными и независимыми копиями, в случае HT в одном процессоре дублируется лишь часть внутренних узлов, в первую очередь отвечающих за хранение архитектурного состояния — регистры. Исполнительные же узлы, ответственные за организацию и обработку данных, остаются в единственном числе, и в любой момент времени используются максимум одним из потоков. Как и ядра, гиперпотоки делят между собой кэши, однако начиная с какого уровня — это зависит от конкретной системы.

Я не буду пытаться объяснить все плюсы и минусы дизайнов с SMT вообще и с HT в частности. Интересующийся читатель может найти довольно подробное обсуждение технологии во многих источниках, и, конечно же, в Википедии. Однако отмечу следующий важный момент, объясняющий текущие ограничения на число гиперпотоков в реальной продукции.

Ограничения потоков

В каких случаях наличие «нечестной» многоядерности в виде HT оправдано? Если один поток приложения не в состоянии загрузить все исполняющие узлы внутри ядра, то их можно «одолжить» другому потоку. Это типично для приложений, имеющих «узкое место» не в вычислениях, а при доступе к данным, то есть часто генерирующих промахи кэша и вынужденных ожидать доставку данных из памяти. В это время ядро без HT будет вынуждено простаивать. Наличие же HT позволяет быстро переключить свободные исполняющие узлы к другому архитектурному состоянию (т.к. оно как раз дублируется) и исполнять его инструкции. Это — частный случай приёма под названием latency hiding, когда одна длительная операция, в течение которой полезные ресурсы простаивают, маскируется параллельным выполнением других задач. Если приложение уже имеет высокую степень утилизации ресурсов ядра, наличие гиперпотоков не позволит получить ускорение — здесь нужны «честные» ядра.

Типичные сценарии работы десктопных и серверных приложений, рассчитанных на машинные архитектуры общего назначения, имеют потенциал к параллелизму, реализуемому с помощью HT. Однако этот потенциал быстро «расходуется». Возможно, по этой причине почти на всех процессорах IA-32 число аппаратных гиперпотоков не превышает двух. На типичных сценариях выигрыш от использования трёх и более гиперпотоков был бы невелик, а вот проигрыш в размере кристалла, его энергопотреблении и стоимости значителен.

Другая ситуация наблюдается на типичных задачах, выполняемых на видеоускорителях. Поэтому для этих архитектур характерно использование техники SMT с бóльшим числом потоков. Так как сопроцессоры Intel® Xeon Phi (представленные в 2010 году) идеологически и генеалогически довольно близки к видеокартам, на них может быть четыре гиперпотока на каждом ядре — уникальная для IA-32 конфигурация.

Логический процессор

Из трёх описанных «уровней» параллелизма (процессоры, ядра, гиперпотоки) в конкретной системе могут отсутствовать некоторые или даже все. На это влияют настройки BIOS (многоядерность и многопоточность отключаются независимо), особенности микроархитектуры (например, HT отсутствовал в Intel® Core™ Duo, но был возвращён с выпуском Nehalem) и события при работе системы (многопроцессорные сервера могут выключать отказавшие процессоры в случае обнаружения неисправностей и продолжать «лететь» на оставшихся). Каким образом этот многоуровневый зоопарк параллелизма виден операционной системе и, в конечном счёте, прикладным приложениям?

Далее для удобства обозначим количества процессоров, ядер и потоков в некоторой системе тройкой (x, y, z), где x — это число процессоров, y — число ядер в каждом процессоре, а z — число гиперпотоков в каждом ядре. Далее я буду называть эту тройку топологией — устоявшийся термин, мало что имеющий с разделом математики. Произведение p = xyz определяет число сущностей, именуемых логическими процессорами системы. Оно определяет полное число независимых контекстов прикладных процессов в системе с общей памятью, исполняющихся параллельно, которые операционная система вынуждена учитывать. Я говорю «вынуждена», потому что она не может управлять порядком исполнения двух процессов, находящихся на различных логических процессорах. Это относится в том числе к гиперпотокам: хотя они и работают «последовательно» на одном ядре, конкретный порядок диктуется аппаратурой и недоступен для наблюдения или управления программам.

Чаще всего операционная система прячет от конечных приложений особенности физической топологии системы, на которой она запущена. Например, три следующие топологии: (2, 1, 1), (1, 2, 1) и (1, 1, 2) — ОС будет представлять в виде двух логических процессоров, хотя первая из них имеет два процессора, вторая — два ядра, а третья — всего лишь два потока.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это
Windows Task Manager показывает 8 логических процессоров; но сколько это в процессорах, ядрах и гиперпотоках?

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это
Linux top показывает 4 логических процессора.

Это довольно удобно для создателей прикладных приложений — им не приходится иметь дело с зачастую несущественными для них особенностями аппаратуры.

Программное определение топологии

Конечно, абстрагирование топологии в единственное число логических процессоров в ряде случаев создаёт достаточно оснований для путаницы и недоразумений (в жарких Интернет-спорах). Вычислительные приложения, желающие выжать из железа максимум производительности, требуют детального контроля над тем, где будут размещены их потоки: поближе друг к другу на соседних гиперпотоках или же наоборот, подальше на разных процессорах. Скорость коммуникаций между логическими процессорами в составе одного ядра или процессора значительно выше, чем скорость передачи данных между процессорами. Возможность неоднородности в организации оперативной памяти также усложняет картину.

Информация о топологии системы в целом, а также положении каждого логического процессора в IA-32 доступна с помощью инструкции CPUID. С момента появления первых многопроцессорных систем схема идентификации логических процессоров несколько раз расширялась. К настоящему моменту её части содержатся в листах 1, 4 и 11 CPUID. Какой из листов следует смотреть, можно определить из следующей блок-схемы, взятой из статьи [2]:

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Я не буду здесь утомлять всеми подробностями отдельных частей этого алгоритма. Если возникнет интерес, то этому можно посвятить следующую часть этой статьи. Отошлю интересующегося читателя к [2], в которой этот вопрос разбирается максимально подробно. Здесь же я сначала кратко опишу, что такое APIC и как он связан с топологией. Затем рассмотрим работу с листом 0xB (одиннадцать в десятичном счислении), который на настоящий момент является последним словом в «апикостроении».

APIC ID

В настоящий момент ширина числа, хранящегося в APIC ID, достигла полных 32 бит, хотя в прошлом оно было ограничено 16, а ещё раньше — только 8 битами. Нынче остатки старых дней раскиданы по всему CPUID, однако в CPUID.0xB.EDX[31:0] возвращаются все 32 бита APIC ID. На каждом логическом процессоре, независимо исполняющем инструкцию CPUID, возвращаться будет своё значение.

Выяснение родственных связей

Значение APIC ID само по себе ничего не говорит о топологии. Чтобы узнать, какие два логических процессора находятся внутри одного физического (т.е. являются «братьями» гипертредами), какие два — внутри одного процессора, а какие оказались и вовсе в разных процессорах, надо сравнить их значения APIC ID. В зависимости от степени родства некоторые их биты будут совпадать. Эта информация содержится в подлистьях CPUID.0xB, которые кодируются с помощью операнда в ECX. Каждый из них описывает положение битового поля одного из уровней топологии в EAX[5:0] (точнее, число бит, которые нужно сдвинуть в APIC ID вправо, чтобы убрать нижние уровни топологии), а также тип этого уровня — гиперпоток, ядро или процессор, — в ECX[15:8].

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

У логических процессоров, находящихся внутри одного ядра, будут совпадать все биты APIC ID, кроме принадлежащих полю SMT. Для логических процессоров, находящихся в одном процессоре, — все биты, кроме полей Core и SMT. Поскольку число подлистов у CPUID.0xB может расти, данная схема позволит поддержать описание топологий и с бóльшим числом уровней, если в будущем возникнет необходимость. Более того, можно будет ввести промежуточные уровни между уже существующими.

Важное следствие из организации данной схемы заключается в том, что в наборе всех APIC ID всех логических процессоров системы могут быть «дыры», т.е. они не будут идти последовательно. Например, во многоядерном процессоре с выключенным HT все APIC ID могут оказаться чётными, так как младший бит, отвечающий за кодирование номера гиперпотока, будет всегда нулевым.

Отмечу, что CPUID.0xB — не единственный источник информации о логических процессорах, доступный операционной системе. Список всех процессоров, доступный ей, вместе с их значениями APIC ID, кодируется в таблице MADT ACPI [3, 4].

Операционные системы и топология

Операционные системы предоставляют информацию о топологии логических процессоров приложениям с помощью своих собственных интерфейсов.

В FreeBSD топология сообщается через механизм sysctl в переменной kern.sched.topology_spec в виде XML:

В MS Windows 8 сведения о топологии можно увидеть в диспетчере задач Task Manager.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Также их предоставляет консольная утилита Sysinternals Coreinfo и API вызов GetLogicalProcessorInformation.

Полная картина

Проиллюстрирую ещё раз отношения между понятиями «процессор», «ядро», «гиперпоток» и «логический процессор» на нескольких примерах.

Система (2, 2, 2)

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Система (2, 4, 1)

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Система (4, 1, 1)

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Прочие вопросы

В этот раздел я вынес некоторые курьёзы, возникающие из-за многоуровневой организации логических процессоров.

Как я уже упоминал, кэши в процессоре тоже образуют иерархию, и она довольно сильно связано с топологией ядер, однако не определяется ей однозначно. Для определения того, какие кэши для каких логических процессоров общие, а какие нет, используется вывод CPUID.4 и её подлистов.

Лицензирование

Некоторые программные продукты поставляются числом лицензий, определяемых количеством процессоров в системе, на которой они будут использоваться. Другие — числом ядер в системе. Наконец, для определения числа лицензий число процессоров может умножаться на дробный «core factor», зависящий от типа процессора!

Виртуализация

Системы виртуализации, способные моделировать многоядерные системы, могут назначить виртуальным процессорам внутри машины произвольную топологию, не совпадающую с конфигурацией реальной аппаратуры. Так, внутри хозяйской системы (1, 2, 2) некоторые известные системы виртуализации по умолчанию выносят все логические процессоры на верхний уровень, т.е. создают конфигурацию (4, 1, 1). В сочетании с особенностями лицензирования, зависящими от топологии, это может порождать забавные эффекты.

Источник

Виртуальное ядро процессора — что это?

Всем привет. Виртуальное ядро? Что это? Виртуальное, значит вроде как ненастоящее что ли? Сегодня я постараюсь простыми словами рассказать что это значит, надеюсь понятно будет каждому начинающему пользователю))

Виртуальное ядро процессора — что это?

Дело в том, что процессор работает неидеально. Но сделать идеально — значит начинать все заново, не просто выпустить новый процессор, а вообще все заново, то что начинали лет 20-30 назад.

Поэтому создают технологии, которые ускоряют работу процессора. Одна из них — виртуальные ядра, они же потоки и они же технология Hyper-Threading (HT), это у Intel, а у AMD технология называется SMT (от англ. simultaneous multithreading).

Именно эта технология делает так, что одно физическое ядро представляется в системе как два виртуальных или два потока. Таких два потока — быстрее одного ядра, но медленнее двух настоящих ядер.

Поддержка виртуальных ядер определяется процессором, не все модели эту технологию поддерживают.

Виртуальное ядро процессора — как работает?

На самом деле все просто. Процессор работает себе, трудится, все хорошо. Но в работе могут быть паузы, например:

Это примерные причины, по которым процессор может простаивать доли секунды, скорее всего они вам непонятны, но вы не обращайте внимание)) Даже доли секунды в процессорном времени — это значительно, особенно если таких простоев много. Что делать? Все просто. Изначально все что выше написано — делается на одном ядре, а точнее на одном потоке. Но при наличии технологии виртуальных ядер — процессор не будет останавливаться, а просто в это время передаст управление другому потоку, который тоже выполняет определенную работу.

Простыми словами, когда 2 потока на 1 ядре — то технология старается загрузить процессор по полной, если какие-то простои, ожидания ответа, еще что-то — в это время будет работать второй поток, в итоге процессор может больше обработать данных.

На практике в некоторых программах, например сжатие данных — результат хорошо заметен. В некоторых играх например эффекта нет, а иногда даже хуже. Почему? Потому что потоки система видит как ядра, ну это хорошо, но только 1 поток слабее 1 ядра. Если задача нетребовательная — то лучше чтобы она выполнялась ядрами, а не потоками. С потоками хорошо умеют работать современные игры.

Вот примерный принцип как работают потоки:

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Также технология потоков увеличивает нагрев процессора именно по той причине что он может теперь больше обрабатывать данные. Насколько? Ну примерно на 30-50%. Но в современных процессорах это значение может быть выше.

Кстати, используя простую бесплатную утилиту CPU-Z можно узнать сколько в процессоре ядер и потоков:

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

Написано все внизу в графах Cores и Threads. CPU-Z это бесплатная крошечная утилита, нет рекламы и кажется можно даже не устанавливать, классная вещь, показывает краткую инфу о проце и про оперативную память (например год выпуска планки).

Потоки вообще можно отключить в биосе, вот например опция Hyper-threading:

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это

У АМД все также, только опция называется SMT Mode (или немного иначе, зависит от материнки). PS: чтобы активировать опцию — нужно выбрать Enabled, ну а чтобы отключить — Disabled.

Заключение

1 поток слабее 1 ядра. Но 2 потока — быстрее 1 ядра, но слабее 2 ядер. Результат — процессор с потоками или такими вот виртуальными ядрами начинает работать попросту быстрее.

Кстати потоки эти появились еще в Пентиум 4, а до этого были только в серверных процах.

Ребята, я надеюсь эта информация была полезной. Удачи вам и добра, берегите себя и до новых встреч!

Источник

Аппаратная виртуализация. Теория, реальность и поддержка в архитектурах процессоров

Введение

Виртуализация представляла интерес ещё до изобретения микропроцессора, во времена преобладания больших систем — мейэнфреймов, ресурсы которых были очень дорогими, и их простой был экономически недопустим. Виртуализация позволяла повысить степень утилизации таких систем, при этом избавив пользователей и прикладных программистов от необходимости переписывать своё ПО, так как с их точки зрения виртуальная машина была идентична физической. Пионером в этой области являлась фирма IBM с мэйнфреймами System/360, System/370, созданными в 1960-1970-х гг.

Классический критерий виртуализуемости

Неудивительно, что критерии возможности создания эффективного монитора виртуальных машин были получены примерно в то же время. Они сформулированы в классической работе 1974 г. Жеральда Попека и Роберта Голдберга «Formal requirements for virtualizable third generation architectures» [8]. Рассмотрим её основные предпосылки и сформулируем её основной вывод.

Модель системы

В дальнейшем используется упрощённое представление «стандартной» ЭВМ из статьи, состоящей из одного центрального процессора и линейной однородной оперативной памяти. Периферийные устройства, а также средства взаимодействия с ними опускаются. Процессор поддерживает два режима работы: режим супервизора, используемый операционной системой, и режим пользователя, в котором исполняются прикладные приложения. Память поддерживает режим сегментации, используемый для организации виртуальной памяти.
Выдвигаемые требования на монитор виртуальных машин (ВМ):

Классы инструкций
Достаточное условие построения монитора ВМ

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это
Рис. 1: Выполнение условия виртуализуемости. Множество служебных инструкций является подмножеством привилегированных

Ограничения применимости критерия виртуализуемости

Несмотря на простоту использованной модели и полученных из неё выводов, работа Голдберга и Попека является актуальной до сих пор. Следует отметить, что несоблюдение описанных в ней условий вовсе не делает создание или использование виртуальных машин на некоторой архитектуре принципиально невозможным, и есть практические примеры реализаций, подтверждающие это. Однако соблюсти оптимальный баланс между тремя свойствами: изоляцией, эквивалентностью и эффективностью, — становится невозможным. Чаще всего расплачиваться приходится скоростью работы виртуальных машин из-за необходимости тщательного поиска и программного контроля за исполнением ими служебных, но не привилегированных инструкций, так как сама аппаратура не обеспечивает этого (рис. 2). Даже единственная такая инструкция, исполненная напрямую ВМ, угрожает стабильной работе монитора, и поэтому он вынужден сканировать весь поток гостевых инструкций.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это
Рис. 2: Невыполнение условия виртуализуемости. Служебные, но не привилегированные инструкции требуют реализации сложной логики в мониторе

В самой работе [8] присутствуют как явно указанные упрощения исследуемой структуры реальных систем (отсутствие периферии и системы ввода-вывода), так и неявные предположения о структуре исполняемых гостевых программ (почти полностью состоящих из безвредных инструкций) и хозяйских систем (однопроцессорность).
Рассмотрим теперь данные ограничения более детально, а также предложим, каким образом можно расширить степень применимости критерия к дополнительным ресурсам, требующим виртуализации, и таким образом повысить его практическую ценность для архитекторов новых вычислительных систем.

Структура гостевых программ

Для эффективной работы программ внутри ВМ необходимо, чтобы большая часть их инструкций являлись безвредными. Как правило, это верно для прикладных приложений. Операционные системы, в свою очередь, предназначены для управления ресурсами системы, что подразумевает использование ими привилегированных и служебных инструкций, и монитору приходится их перехватывать и интерпретировать с соответствующим падением производительности. Поэтому в идеале в наборе инструкций должно быть как можно меньше привилегированных для того, чтобы частота возникновения ловушек была минимальной.

Периферия

Поскольку периферийные устройства являются служебным ресурсом ЭВМ, очевидно, что для обеспечения условий изоляции и эквивалентности необходимо, чтобы все попытки доступа к ним были контролируемы монитором ВМ так же, как они контролируются в многозадачной операционной системе её ядром. В настоящее время доступ к устройствам чаще всего производится через механизм отражения их в физической памяти системы (англ. memory mapped I/O), что означает, что внутри монитора это чтение/запись некоторых регионов должно или вызывать ловушку защиты памяти, или быть не служебным, т.е. не вызывать ловушку и не влиять на состояние неконтролируемым образом.
Интенсивность взаимодействия приложений с периферией может быть различна и определяется их функциональностью, что сказывается на их замедлении при виртуализации. Кроме того, монитор ВМ может делать различные классы периферии, присутствующей на хозяине, доступными внутри нескольких ВМ различными способами.

Прерывания

Прерывания являются механизмом оповещения процессора о событиях внешних устройств, требующих внимания операционной системы. В случае использования виртуальных машин монитор должен иметь возможность контролировать доставку прерываний, так как часть или все из них необходимо обрабатывать именно внутри монитора. Например, прерывание таймера может быть использовано им для отслеживания/ограничения использования гостями процессорного времени и для возможности переключения между несколькими одновременно запущенными ВМ. Кроме того, в случае нескольких гостей заранее неясно, какому из них следует доставить прерывание, и принять решение должен монитор.
Простейшее решение, обеспечивающее изоляцию, — это направлять все прерывания в монитор ВМ. Эквивалентность при этом будет обеспечиваться им самим: прерывание при необходимости будет доставлено внутрь гостя через симуляцию изменения его состояния. Монитор может дополнительно создавать виртуальные прерывания, обусловленные только логикой его работы, а не внешними событиями. Однако эффективность такого решения не будет оптимальной. Как правило, реакция системы на прерывание должна произойти в течение ограниченного времени, иначе она потеряет смысл для внешнего устройства или будет иметь катастрофические последствия для системы в целом. Введение слоя виртуализации увеличивает задержку между моментом возникновения события и моментом его обработки в госте по сравнению с системой без виртуализации. Более эффективным является аппаратный контроль за доставкой прерываний, позволяющий часть из них сделать безвредными для состояния системы и не требовать каждый раз вмешательства программы монитора.

Многопроцессорные системы

Практически все современные компьютеры содержат в себе более одного ядра или процессора. Кроме того, внутри одного монитора могут исполняться несколько ВМ, каждая из которых может иметь в своём распоряжении несколько виртуальных процессоров. Рассмотрим, как эти обстоятельства влияют на условия виртуализации.

Синхронизация и виртуализация

Введение в рассмотрение нескольких хозяйских и гостевых процессоров оставляет условие эффективной виртуализуемости в силе. Однако необходимо обратить внимание на выполнение условий эффективности работы многопоточных приложений внутри ВМ. В отличие от однопоточных, для них характерны процессы синхронизации частей программы, исполняющихся на различных виртуальных процессорах. При этом все участвующие потоки ожидают, когда все они достигнут заранее определённой точки алгоритма, т.н. барьера. В случае виртуализации системы один или несколько гостевых потоков могут оказаться неактивными, вытесненными монитором, из-за чего остальные будут попусту тратить время.
Примером такого неэффективного поведения гостевых систем является синхронизация с задействованием циклических блокировок (англ. spin lock) внутри ВМ [9]. Будучи неэффективной и поэтому неиспользуемой для однопроцессорных систем, в случае нескольких процессоров она является легковесной альтернативой другим, более тяжеловесным замкам (англ. lock), используемым для входа в критические секции параллельных алгоритмов. Чаще всего они используются внутри операционной системы, но не пользовательских программ, так как только ОС может точно определить, какие из системных ресурсов могут быть эффективно защищены с помощью циклических блокировок. Однако в случае виртуальной машины планированием ресурсов на самом деле занимается не ОС, а монитор ВМ, который в общем случае не осведомлён о них и может вытеснить поток, способный освободить ресурс, тогда как второй поток будет выполнять циклическую блокировку, бесполезно тратя процессорное время. Оптимальным решением при этом является деактивация заблокированного потока до тех пор, пока нужный ему ресурс не освободится.

Прерывания в многопроцессорных системах

Наконец, отметим, что схемы доставки и обработки прерываний в системах с несколькими процессорами также более сложны, и это приходится учитывать при создании монитора ВМ для таких систем, при этом его эффективность может оказаться ниже, чем у однопроцессорного эквивалента.

Преобразование адресов

Модель машинных инструкций, использованная ранее для формулировки утверждения об эффективной виртуализации, использовала простую линейную схему трансляции адресов, основанную на сегментации, популярную в 70-х годах прошлого века. Она является вычислительно простой, не изменяется при введении монитора ВМ, и поэтому анализа влияния механизма преобразования адресов на эффективность не производилось.
В настоящее время механизмы страничной виртуальной памяти и применяют нелинейное преобразование виртуальных адресов пользовательских приложений в физические адреса, используемые аппаратурой. Участвующий при этом системный ресурс — регистр-указатель адреса таблицы преобразований (чаще всего на практике используется несколько таблиц, образующих иерархию, имеющую общий корень). В случае работы ВМ этот указатель необходимо виртуализовать, так как у каждой гостевой системы содержимое регистра своё, как и положение/содержимое таблицы. Стоимость программной реализации этого механизма внутри монитора высока, поэтому приложения, активно использующие память, могут терять в эффективности при виртуализации.
Для решения этой проблемы используется двухуровневая аппаратная трансляция адресов (рис. 3). Гостевые ОС видят только первый уровень, тогда как генерируемый для них физический адрес в дальнейшем транслируется вторым уровнем в настоящий адрес.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это
Рис. 3: Двухуровневая трансляция адресов. Первый уровень контролируется гостевыми ОС, второй — монитором виртуальных машин

Другой ресурс ЭВМ, отвечающий за преобразование адресов, — это буфер ассоциативной трансляции (англ. translation lookaside buffer, TLB), состоящий из нескольких записей. Каждая гостевая система имеет своё содержимое TLB, поэтому при смене активной ВМ или переходе в монитор он должен быть сброшен. Это негативно сказывается на производительности систем, так как восстановление его содержимого требует времени, в течение которого приходится использовать менее эффективное обращение к таблице трансляций адресов, расположенной в памяти.
Решение состоит в разделении ресурсов TLB между всеми системами [10]. Каждая строка буфера ассоциируется с идентификатором — тэгом, уникальным для каждой ВМ. При поиске в нём аппаратурой учитываются только строки, тэг которых соответствует текущей ВМ.

Преобразование адресов для периферийных устройств

Кроме процессоров к оперативной памяти напрямую могут обращаться и периферийные устройства — с помощью технологии DMA (англ. direct memory access). При этом обращения в классических системах без виртуализации идёт по физическим адресам. Очевидно, что внутри виртуальной машины необходимо транслировать такие адреса, что превращается в накладные расходы и понижение эффективности монитора.
Решение состоит в использовании устройства IOMMU (англ. Input output memory management unit), позволяющего контролировать обращения хозяйских устройств к физической памяти.

Расширение принципа

Расширим условие виртуализуемости, заменив в нём слово «инструкция» на «операция»: множество служебных операций является подмножеством привилегированных. При этом под операцией будем подразумевать любую архитектурно определённую активность по чтению или изменению состояния системы, в том числе инструкции, прерывания, доступы к устройствам, преобразования адресов и т.п.
При этом условие повышения эффективности виртуализации будет звучать следующим образом: в архитектуре системы должно присутствовать минимальное число служебных операций. Достигать его можно двумя способами: переводя служебные инструкции в разряд безвредных или уменьшая число привилегированных. Для этого большинство архитектур пошло по пути добавления в регистр состояния M нового режима r — режима монитора ВМ (англ. root mode). Он соотносится с режимом s так, как s — с u; другими словами, обновлёный класс привилегированных инструкций теперь вызывает ловушку потока управления, переводящую процессор из s в r.

Статус поддержки в современных архитектурах

Рассмотрим основные современные архитектуры вычислительных систем, используемых на серверах, рабочих станциях, а также во встраиваемых системах, с точки зрения практической реализации описанных выше теоретических принципов. См. также серию статей [5,6,7].

IBM POWER

Компания IBM была одной из первых, выведших архитектуру с аппаратной поддержкой виртуализации на рынок серверных микропроцессоров в серии POWER4 в 2001 году. Она предназначалась для создания изолированных логических разделов (англ. logical partitions, LPAR), с каждым из которых ассоциированы один или несколько процессоров и ресурсы ввода-вывода. Для этого в процессор был добавлен новый режим гипервизора к уже присутсвовавшим режимам супервизора и пользователя. Для защиты памяти каждый LPAR ограничен в режиме с отключенной трансляцией адресов и имеет доступ лишь к небольшому приватному региону памяти; для использования остальной памяти гостевая ОС обязана включить трансляцию, контролируемую монитором ВМ.
В 2004 году развитие этой архитектуры, названное POWER5, принесло серьёзные усовершенствования механизмов виртуализации. Так, было добавлено новое устройство таймера, доступное только для монитора ВМ, что позволило ему контролировать гостевые системы более точно и выделять им процессорные ресурсы с точностью до сотой доли от процессора. Также монитор ВМ получил возможность контролировать адрес доставки прерываний — в LPAR или в гипервизор. Самым важным же нововведением являлся тот факт, что присутствие гипервизора являлось обязательным — он загружался и управлял системными ресурсами, даже если в системе присутствовал единственный LPAR-раздел. Поддерживаемые ОС (AIX, Linux, IBM i) были модифицированы с учётом этого, чтобы поддерживать своеобразную паравиртуализационную схему. Для управления устройствами ввода-вывода один (или два, для балансировки нагрузки) из LPAR загружает специальную операционную систему — virtual I/O server (VIOS), предоставляющую эти ресурсы для остальных разделов.

SPARC

Компания Sun, развивавшая системы UltraSPARC и ОС Solaris, предлагала виртуализацию уровня ОС (т.н. контейнеры или зоны) начиная с 2004 г. В 2005 году в многопоточных процессорах Niagara 1 была представлена аппаратная виртуализация. При этом гранулярность виртуализации была равна одному потоку (всего чип имел восемь ядер, четыре потока на каждом).
Для взаимодействия ОС и гипервизора был представлен публичный и стабильный интерфейс для привилегированных приложений [3], скрывающий от ОС большинство архитектурных регистров.
Для трансляции адресов используется описанная ранее двухуровневая схема с виртуальными, реальными и физическими адресами. При этом TLB не хранит промежуточный адрес трансляции.

Intel IA-32 и AMD AMD64

В отличие от POWER и SPARC, архитектура IA-32 (и её расширение AMD64) никогда не была подконтрольна одной компании, которая могла бы добавлять функциональность (пара)виртуализации между аппаратурой и ОС, нарушающую обратную совместимость с существующими операционными системами. Кроме того, в ней явно нарушены условия эффективной виртуализации — около 17 служебных инструкций не являются привилегированными, что мешало создать аппаратно поддерживаемые мониторы ВМ. Однако программные мониторы существовали и до 2006 года, когда Intel представила технологию VT-x, а AMD — похожую, но несовместимую с ней AMD-V.
Были представлены новые режимы процессора — VMX root и non root, и уже существовавшие режимы привилегий 0-3 могут быть использованы в обоих из них. Переход между режимами может быть осуществлён с помощью новых инструкций vmxon и vmxoff.
Для хранения состояния гостевых систем и монитора используется новая структура VMCS (англ. virtual machine control structure), копии которой размещены в физической памяти и доступны для монитора ВМ.
Интересным решением является конфигурируемость того, какие события в госте будут вызывать событие ловушки и переход в гипервизор, а какие оставлены на обработку ОС. Например, для каждого гостя можно выбрать, будут ли внешние прерывания обрабатываться им или монитором; запись в какие биты контрольных регистров CR0 и CR4 будет перехватываться; какие исключения должны обрабатываться гостём, а какие — монитором и т.п. Данное решение позволяет добиваться компромисса между степенью контроля над каждой ВМ и эффективностью виртуализации. Таким образом, для доверенных гостей контроль монитора может быть ослаблен, тогда как одновременно исполняющиеся с ними сторонние ОС будут всё так же под его строгим наблюдением. Для оптимизации работы TLB используется описанная выше техника тэгирования его записей с помощью ASID (англ. address space identifier). Для ускорения процесса трансляции адресов двухуровневая схема трансляции получила имя Intel EPT (англ. extended page walk).

Intel IA-64 (Itanium)

Intel добавила аппаратную виртуализацию в Itanium (технология VT-i [4]) одновременно с IA-32 — в 2006 году. Специальный режим включался с помощью нового бита в статусном регистре PRS.vm. С включенным битом ранее служебные, но не привилегированные инструкции начинают вызывать ловушку и выход в монитор. Для возвращения в режим гостевой ОС используется инструкция vmsw. Часть инструкций, являющаяся служебными, при включенном режиме виртуализации генерируют новый вид синхронного исключения, для которого выделен собственный обработчик.
Поскольку операционная система обращается к аппаратуре посредством специального интерфейса PAL (англ. processor abstraction level), последний был расширен, чтобы поддерживать такие операции, как создание и уничтожение окружений для гостевых систем, сохранение и загрузка их состояния, конфигурирование виртуальных ресурсов и т.д. Можно отметить, что добавление аппаратной виртуализации в IA-64 потребовало меньшего количества усилий по сравнению с IA-32.

Архитектура ARM изначально была предназначена для встраиваемых и мобильных систем, эффективная виртуализация которых, по сравнению с серверными системами, долгое время не являлась ключевым фактором коммерческого и технологического успеха. Однако в последние годы наметилась тенденция к использованию ВМ на мобильных устройствах для обеспечения защиты критически важных частей системного кода, например, криптографических ключей, используемых при обработке коммерческих транзакций. Кроме того, процессоры ARM стали продвигаться на рынок серверных систем, и это потребовало расширить архитектуру и добавить в неё такие возможности, как поддержка адресации больших объёмов памяти и виртуализация.
Оба аспекта были отражены в избранном компанией ARM подходе к развитию своей архитектуры. На рис. 4 представлена схема, подразумевающая вложенность двух уровней виртуализации, представленная в 2010 году в обновлении архитектуры Cortex A15 [1].

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это
Рис. 4: Виртуализация ARM. Монитор TrustZone обеспечивает изоляцию и криптографическую аутентификацию доверенного «мира». В обычном «мире» используется собственный монитор ВМ

Для обеспечения изоляции критических компонент используется первый слой виртуализации, называемый TrustZone. С его помощью все запущенные программные компоненты делятся на два «мира» — доверенный и обычный. В первой среде исполняются те части системы, работа которых не должна быть подвластна внешним влияниям обычного кода. Во второй среде исполняются пользовательские приложения и операционная система, которые теоретически могут быть скомпрометированы. Однако обычный «мир» не имеет доступа к доверенному. Монитор TrustZone обеспечивает доступ в обратном направлении, что позволяет доверенному коду контролировать состояние аппаратуры.
Второй слой виртуализации исполняется под управлением недоверенного монитора и предоставляет возможности мультиплексирования работы нескольких пользовательских ОС. В нём добавлены новые инструкции HVC и ERET для входа и выхода в/из режим(а) гипервизора. Для событий ловушки использован ранее зарезервированный вектор прерываний 0x14, добавлены новые регистры: указатель стэка SPSR, состояние виртуальных ресурсов HCR и регистр «синдрома» HSR, в котором хранится причина выхода из гостя в монитор, что позволяет последнему быстро проанализировать ситуацию и проэмулировать необходимую функциональность без избыточного чтения состояния гостя.
Так же, как это сделано в рассмотренных ранее архитектурах, для ускорения механизмов трансляции адресов используется двухуровневая схема, в которой физические адреса гостевых ОС являются промежуточными. Внешние прерывания могут быть настроены как на доставку монитору, который потом перенаправляет их в гость с помощью механизма виртуальных прерываний, так и на прямую отправку в гостевую систему.

Процессоры MIPS развивались в направлении, обратном наблюдаемому для ARM: от высокопроизводительных систем к встраиваемым и мобильным. Тем не менее, аппаратная виртуализация для неё появилась относительно недавно, в 2012 г. Архитектура MIPS R5 принесла режим виртуализации MIPS VZ [2]. Он доступен как для 32-битного, так и для 64-битного варианта архитектуры.
Добавленное архитектурное состояние позволяет хранить контекст ВМ и монитора отдельно. Например, для нужд гипервизора введена копия системного регистра COP0, независимая от копии гостя. Это позволяет оптимизировать время переключения между ними, в то время как переключение между несколькими гостевыми ОС требует обновления COP0 содержимым из памяти и является менее эффективным. Кроме того, часть бит гостевого регистра, описывающие набор возможностей текущего варианта архитектуры и потому ранее используемые только для чтения, из режима монитора доступны для записи, что позволяет ему декларировать возможности, отличные от действительно присутствующих на хозяине.
Привилегии гипервизора, операционной системы и пользователя образуют т.н. луковую (англ. onion) модель. В ней обработка прерываний идёт снаружи внутрь, т.е. сначала каждое из них проверяется на соответствие правилам монитора, затем ОС. Синхронные исключения (ловушки), наоборот, обрабатываются сперва ОС, а затем монитором.
Так же, как это сделано в рассмотренных ранее архитектурах, для ускорения механизмов трансляции адресов используют тэги в TLB и двухуровневую трансляцию в MMU. Для поддержки разработки паравиртуализационных гостей добавлена новая инструкция hypercall, вызывающая ловушку и выход в режим монитора.

Дополнительные темы

В заключение рассмотрим дополнительные вопросы обеспечения эффективной виртуализации, связанные с переключением между режимами монитора и ВМ.

Уменьшение частоты и выходов в режим монитора с помощью предпросмотра инструкций

Частые прерывания работы виртуальной машины из-за необходимости выхода в монитор негативно влияют на скорость симуляции. Несмотря на то, что производители процессоров работают над уменьшением связанных с этими переходами задержек (для примера см. таблицу 1), они всё же достаточно существенны, чтобы пытаться минимизировать их частоту возникновения.

МикроархитектураДата запускаЗадержка, тактов
Prescott3 кв. 20053963
Merom2 кв. 20061579
Penryn1 кв. 20081266
Nehalem3 кв. 20091009
Westmere1 кв. 2010761
Sandy Bridge1 кв. 2011784

Таблица 1. Длительность перехода между режимами аппаратной виртуализации для различных поколений микроархитектур процессоров Intel IA-32 (данные взяты из [11])

Если прямое исполнение с использованием виртуализации оказывается неэффективным, имеет смысл переключиться на другую схему работы, например, на интерпретацию или двоичную трансляцию (см. мою серию постов на IDZ: 1, 2, 3).
На практике исполнения ОС характерна ситуация, что инструкции, вызывающие ловушки потока управления, образуют кластера, в которых две или более из них находятся недалеко друг от друга, тогда как расстояние между кластерами значительно. В следующем блоке кода для IA-32 приведён пример такого кластера. Звёздочкой обозначены все инструкции, вызывающие выход в монитор.

Для того, чтобы избежать повторения сценария: выход из ВМ в монитор, интерпретация инструкции, обратный вход в ВМ только для того, чтобы на следующей инструкции вновь выйти в монитор, — используется предпросмотр инструкций [11]. После обработки ловушки, прежде чем монитор передаст управление обратно в ВМ, поток инструкций просматривается на несколько инструкций вперёд в поисках привилегированных инструкций. Если они обнаружены, симуляция на некоторое время переключается в режим двоичной трансляции. Тем самым избегается негативное влияние эффекта кластеризации привилегированных инструкций.

Рекурсивная виртуализация

Ситуация, когда монитор виртуальных машин запускается под управлением другого монитора, непосредственно исполняющегося на аппаратуре, называется рекурсивной виртуализацией. Теоретически она может быть не ограничена только двумя уровнями — внутри каждого монитора ВМ может исполняться следующий, тем самым образуя иерархию гипервизоров.
Возможность запуска одного гипервизора под управлением монитора ВМ (или, что тоже самое, симулятора) имеет практическую ценность. Любой монитор ВМ — достаточно сложная программа, к которой обычные методы отладки приложений и даже ОС неприменимы, т.к. он загружается очень рано в процессе работы системы, когда отладчик подключить затруднительно. Исполнение под управлением симулятора позволяет инспектировать и контролировать его работу с самой первой инструкции.
Голдберг и Попек в своей упомянутой ранее работе рассмотрели вопросы эффективной поддержки в том числе и рекурсивной виртуализации. Однако их выводы, к сожалению, не учитывают многие из упомянутых выше особенностей современных систем.
Рассмотрим одно из затруднений, связанных со спецификой вложенного запуска мониторов ВМ — обработку ловушек и прерываний. В простейшем случае за обработку всех типов исключительных ситуаций всегда отвечает самый внешний монитор, задача которого — или обработать событие самостоятельно, тем самым «спрятав» его от остальных уровней, или передать его следующему.
Как для прерываний, так и для ловушек это часто оказывается неоптимальным — событие должно пройти несколько уровней иерархии, каждый из которых внесёт задержку на его обработку. На рис. 5 показана обработка двух типов сообщений — прерывания, возникшего во внешней аппаратуре, и ловушки потока управления, случившейся внутри приложения.

виртуальные ядра процессора что это. Смотреть фото виртуальные ядра процессора что это. Смотреть картинку виртуальные ядра процессора что это. Картинка про виртуальные ядра процессора что это. Фото виртуальные ядра процессора что это
Рис. 5: Рекурсивная виртуализация. Все события должны обрабатываться внешним монитором, который спускает их вниз по иерархии, при этом формируется задержка

Для оптимальной обработки различных типов ловушек и прерываний для каждого из них должен быть выбран уровень иерархии мониторов ВМ, и при возникновении события управление должно передаваться напрямую этому уровню, минуя дополнительную обработку вышележащими уровнями и без связанных с этим накладных расходов.

Поддержка рекурсивной виртуализации в существующих решениях

Задаче аппаратной поддержки второго и более уровней вложенности виртуализации производители процессоров уделяют значительно меньше внимания, чем первому её уровню. Тем не менее такие работы существуют. Так, ещё в восьмидесятых годах двадцатого века для систем IBM/370 [13] была реализована возможность запуска копий системного ПО внутри уже работающей на аппаратуре операционной системы. Для этой задачи была введена инструкция SIE (англ. start interpreted execution) [14]. Существуют предложения об интерфейсе между вложенными уровнями виртуализации [12], который позволил бы эффективно поддерживать вложенность нескольких мониторов ВМ, и реализация рекурсивной виртуализации для IA-32 [15]. Однако современные архитектуры процессоров всё же ограничиваются аппаратной поддержкой максимум одного уровня виртуализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *