вирджин галактик что это
Аэрокосмическая компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic отложила первый коммерческий полет на четвертый квартал 2022 года. Компания сообщила, что изменила планы из-за того, что в октябре планирует начать работы по ремонту и усовершенствованию космического корабля и самолета-носителя VMS Eve.
В пресс-релизе Virgin Galactic пояснила, что в последнем испытании обнаружила «возможное снижение запаса прочности некоторых материалов». «Программа усовершенствования предназначена для дальнейшего увеличения запаса прочности, что позволит повысить надежность, долговечность и снизить требования к техническому обслуживанию при коммерческой эксплуатации», — отметила компания.
Представитель Virgin Galactic рассказал телеканалу CNBC, что этот процесс продлится от восьми до десяти месяцев и завершится в период с июня по август 2022 года. И только тогда корабль Unity сможет вновь подняться в космос. Ранее Virgin рассчитывала начать регулярные коммерческие полеты с космическими туристами в начале 2022 года, писал телеканал CNBC.
После окончания технических работ компания намерена завершить программу испытаний VMS Eve и космолета. Virgin Galactic планирует еще два тестовых полета — Unity 23 и Unity 24. Конкретные даты она пока не называет. Но известно, что компания проведет испытательный полет с экипажем из четырех человек, куда войдут два представителя итальянских ВВС. До этого предполагалось, что Virgin Galactic запустит первую коммерческую исследовательскую миссию с итальянскими ВВС в середине октября.
На Мосбирже объем торгов по компании Ричарда Брэнсона, напротив, вырос на 71%, до ₽189,24 млн (на 12:16 мск) против ₽110,29 млн по итогам 14 октября.
«Шансы на лидерство в отрасли у Virgin Galactic сомнительны»
«По моему мнению, шансы на лидерство в отрасли космического туризма у Ричарда Брэнсона были всегда крайне сомнительны. После переноса полетов возможность занять существенную долю рынка, потеснив Blue Origin и Space X, станет еще меньше», — уверен инвестиционный консультант финансовой группы «Финам» Сергей Хандохин.
Компания основателя Amazon миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin также интересуется космическим туризмом. Пассажирская капсула корабля New Shepard, который получил название в честь первого американского астронавта, совершившего суборбитальный полет Алана Шепарда, оснащена огромными иллюминаторами, чтобы туристам было удобнее наблюдать за тем, что происходит за бортом.
Первый пилотируемый полет с пассажирами на борту корабль New Shepard совершил в июле 2021 года, он продлился чуть больше десяти минут. Тогда на борту капсулы находился Безос. Второй раз New Shepard поднялся в космос в среду, 13 октября.
Стоит ли покупать акции сейчас
«Я бы держался в стороне от Virgin Galactic даже после такой просадки», — сказал «РБК Инвестициям» Сергей Хандохин. Он пояснил, что компания слаба почти по всем параметрам: от технологий до организации и маркетинга. К тому же, имеет мощных конкурентов в лице Илона Маска и Джеффа Безоса.
Иного мнения придерживается главный управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Никита Емельянов. «Те инвесторы, которые рассчитывают на долгосрочную историю, могут использовать текущее падение акций для того, чтобы покупать. Другое дело, что если полеты действительно настолько далеко переносятся, то каких-то триггеров для роста [акций] в ближайшее время не видно. И вполне возможно, что в отсутствие новостей мы будем видеть постепенное сползание акций все ниже и ниже».
История Virgin Galactic: Инвестиции в космос или полет на дно
Старший редактор RB.RU
Космос всегда привлекал людей. Однако на сегодняшний день пределы Земли смогли покинуть всего несколько сотен человек. Ричард Брэнсон стремился сделать путешествия в космос доступнее и создал Virgin Galactic. В ее истории было все: амбициозные проекты, рекорды и даже человеческие жертвы. Вспоминаем, как возникла компания, и что с ней происходит сейчас.
Содержание
Virgin Galactic: история компании и космический туризм
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
В 1999 году Ричард Брэнсон зарегистрировал компанию Virgin Galactic. Virgin Group начала искать транспорт для организации суборбитальных туристических полетов и остановила выбор на SpaceShipOne.
В июле 2005 года Рутан и Брэнсон основали The Spaceship Company, СП Scaled Composites и Virgin Group (впоследствии к ней перейдет полный контроль над новым бизнесом). Были разработаны усовершенствованные версии самолета-носителя и космоплана, которые получили названия WhiteKnightTwo и SpaceShipTwo.
Прогнозы становились все оптимистичнее: за первые десять лет работы планировалось совершить рейсы для 50 тысяч туристов.
Гибель людей
Работы шли с опережением графика до 2007 года, когда в результате взрыва на испытательном стенде в пустыне Мохаве погибли три сотрудника Scaled Composites, еще трое были госпитализированы с серьезными травмами.
Испытания SpaceShipTwo были приостановлены примерно на год, пока шло расследование инцидента. Выяснилось, что необходимо серьезно изменить конструкцию бака с оксидом азота.
Из-за этого была отложена разработка двигателя — ключевой задачи проекта.
Презентация SpaceShipTwo
После аварии у компании не было значимых достижений, пока в июле 2008 года Virgin Galactic не представила WhiteKnightTwo. Самолет-носитель получил название Eve в честь матери Брэнсона. Тестовые запуски начались в декабре того же года.
Самоле-носитель WhiteKnightTwo. Фото в тексте: Knumina Studios / Shutterstock
SpaceShipTwo был представлен чуть позже. Его создание заняло больше времени, чем ожидалось, и презентация прошла в декабре 2009 года, на год позже после самолета-носителя.
Во время мероприятия, посвященного запуску, Рутан прокомментировал: «Я хочу сказать, что на данном этапе эта программа была сложнее, чем мы ожидали. Потребовалось больше времени и усилий. Это огромное событие — презентация первого коммерческого космического корабля. Я с нетерпением жду начала тестовой программы».
Первый тестовый полет состоялся в июле 2010 года. В это же время компания активизировала поиск клиентов.
Испытательные полеты и негативная реакция
Несмотря на трагедию 2007 года, Virgin Galactic все еще привлекала клиентов. Считается, что как только компания возобновила продажи, в резервный список записались около 30 тысяч человек.
Первоочередной целью было найти 100 туристов, которые бы поучаствовали в первом полете на SpaceShipTwo. Группа получила название «Основатели Virgin Galactic».
Среди 30 тысяч заинтересованных были преимущественно мужчины из более 120 стран. В их числе были британский дизайнер гоночных автомобилей Адриан Рейнард и актриса, а позднее предпринимательница Виктория Принсипал, известная по роли в телесериале 1980-х «Даллас».
Virgin планировала, что в первый год после запуска коммерческих рейсов организует полеты для 450 человек, а в следующий — в два раза больше.
Надежность суборбитального транспорта по-прежнему была под вопросом, из-за чего некоторые покупатели даже отказывались от места в очереди на полет. Тогда Virgin Galactic запустила информационную кампанию о рисках космического туризма, в которой ссылалась на высокие показатели безопасности трех собственных авиалиний. У них не было ни одной катастрофы.
Отказы от участия в программе были связаны и с долгим ожиданием: компания проводила множество тестов, чтобы убедиться в безопасности SpaceShipTwo.
Параллельно Virgin стремилась диверсифицировать бренд и активно развивала партнерские отношения.
В апреле 2013 года Virgin успешно провела первый тестовый запуск SpaceShipTwo, в сентябре того же года — второй, а в январе 2014 года — третий.
Следующее испытание в октябре 2014 года пошло не по плану. В аварии погиб пилот Майкл Элсбери, второй летчик Питер Сиболд был ранен.
Национальный совет по безопасности на транспорте США заключил, что авария произошла из-за ошибки Элсбери. Во время снижения он преждевременно активировал систему флюгирования, из-за чего корабль буквально развалился на части.
Тогда была создана усовершенствованная версия SpaceShipTwo, VSS Unity, которая предотвращала ошибки предыдущих версий.
Презентация VSS Unity
После аварии в 2014 году Virgin потребовалось два года, прежде чем провести очередные испытания. В сентябре 2016 года впервые был запущен корабль VSS Unity. Тестовый полет прошел на высоте в примерно 15 км и продлился 3 часа 43 минуты.
В 2017 году испытания продолжились. Преимущественно это были проверки на пассивное планирование: самолет-носитель выпускал транспортное судно для скольжения в воздухе. В то же время Virgin заключила еще несколько сделок, в том числе с Итальянским космическим агентством и Суверенным инвестиционным фондом Саудовской Аравии. В том же году программа LauncherOne была выделена в независимую компанию Virgin Orbit.
Первый тестовый полет VSS Unity с работающими двигателями состоялся в мае 2018 года. Он смог подняться на высоту в 80,4 км и совершить мягкую посадку. В феврале 2019 года VSS Unity достиг 89,9 км. На борту кроме пилотов находился старший инструктор, который оценивал, насколько полет будет комфортен для пассажиров.
IPO Virgin Galactic
Virgin Galactic и инвестиции
В 2014 году стало известно, что Google вела переговоры о покупке доли в Virgin Galactic, чтобы получить доступ к технологии запуска спутников. Однако данных о сделке не появлялось.
Фото в тексте: xalien / Shutterstock
С октября 2019 года Virgin Galactic торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Как скупались акции Virgin Galactic и чем все кончилось
С февраля по середину мая 2021 года котировки Virgin Galactic потеряли около 70% стоимости. Этому способствовал перенос запуска коммерческих рейсов на 2022 год, а также отток влиятельных инвесторов.
Сейчас Virgin Galactic сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны других космических компаний. SpaceX Илона Маска собирает рекордные инвестиции, а первый полет в космос Blue Origin Безоса состоится уже в июле 2021 года. Однако несмотря на многочисленные трудности, Virgin Galactic не меняет ключевые составляющие своей бизнес-модели: тщательное тестирование, фокус на безопасности и уникальная услуга.
В статье использованы материалы следующих источников:
Фото на обложке: Tun Pichitanon / Shutterstock
Британский предприниматель и основатель Virgin Group Ричард Брэнсон опередит своего конкурента в «космической гонке», основателя Amazon Джеффа Безоса, и отправится в космос уже 11 июля. Сообщение о будущем полете появилось в соцсетях бизнесмена и на сайте компании.
Брэнсон будет участвовать в тестовом полете вместе с командой из пяти астронавтов Virgin Galactic. Успешные испытания этого космического корабля компания провела 22 мая.
Что будет дальше с акциями Virgin Galactic
Дальнейшая динамика в акциях аэрокосмической компании Ричарда Брэнсона будет зависеть от исхода полета 11 июля. Сказать, до каких уровней вырастут или упадут бумаги, практически невозможно из-за их высокой спекулятивной составляющей, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Павел Гаврилов. По его мнению, давление на акции может оказать череда фиксаций прибыли. Ближе к пятнице, 9 июля, перед мероприятием, без негативных новостей инвесторы могут активизироваться, что поддержит котировки, говорит эксперт.
«С технической точки зрения акции Virgin Galactic перекуплены, а текущая цена уже значительно превышает таргеты Уолл-стрит. Движения в обе стороны на 15–40% вполне реальны для этой акции. В случае негативного сценария развития событий длительность снижения будет зависеть от причин, его вызвавших. Например, если полет отложат, то акции могут потерять 10–15%, но быстро восстановятся к новой дате. Авария или неполадки могут сломить всю восходящую тенденцию и вернуть цену к уровням $15–25. Но даже в случае успеха за ростом последует фиксация, и цена может все равно упасть», — говорит Павел Гаврилов.
Он считает, что бумаги с таким уровнем риска правильнее приобретать не на долгосрочную перспективу, а фиксировать прибыль на определенных высоких уровнях.
Успех с тестовым полетом может привести к дальнейшему ралли акций Virgin Galactic, которые пользуются большой популярностью среди спекулятивных инвесторов, и, при удачном стечении обстоятельств бумаги смогут достичь и $100, считает аналитик «ВТБ Мои Инвестиции» Руслан Райнер.
Как на акции Virgin Galactic повлияет запуск ракеты Blue Origin Безоса
По мнению ведущего аналитика «Открытие Брокер» по международному рынку акций, эксперта «Открытие Research» Алексея Корнилова, к компаниям из сегмента космического туризма с точки зрения инвестиций сейчас нужно относиться осторожно. «На каждом этапе этого нового направления, от безопасности до потенциального спроса, кроются риски», — говорит он. Уверенности в дальнейшем коммерческом успехе аэрокосмической компании Брэсона пока нет, но полет 11 июля может повысить его вероятность, рассуждает аналитик.
«Пока рентабельность проекта остается под вопросом. Также не стоит забывать, что параллельно ведется работа по суборбитальному туризму в Blue Origin — компании Джеффа Безоса, которая может составить конкуренцию», — говорит Алексей Корнилов.
Между тремя миллиардерами — Илоном Маском, Ричардом Брэнсоном и Джеффом Безосом — развернулась «космическая гонка» за место на формирующемся рынке комического туризма и логистики. Брэнсон и Безос также соперничали, пытаясь опередить друг друга и раньше конкурента полететь в космос на кораблях своих компаний.
Джефф Безос отправится в космос на своей ракете Blue Origin 20 июля, в день 52-й годовщины высадки на Луне астронавтов Нила Армстронга и Базза Олдрина.
Аналитик «ВТБ Мои Инвестиции» Руслан Райнер ожидает, что успешно пройдут испытания обеих компаний: как Virgin Galactic, так и ее прямого конкурента Blue Origin.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
«Для тех, кто умеет ждать». Какие перспективы у бумаг Virgin Galactic
Детище Ричарда Брэнсона Virgin Galactic — одна из самых интересных для инвесторов публичных компаний. Это аэрокосмическая фирма, планирующая организовывать туристические суборбитальные полеты в космос. Дочерняя компания Virgin Galactic — The Spaceship Company — является неотъемлемой частью бизнеса: она отвечает за аэрокосмические разработки и производит космические аппараты.
Сама космическая система компании состоит из трех основных компонентов:
Сильные стороны Virgin Galactic
К слову, о конкурентах: создать успешный космический бизнес сегодня невероятно сложно по целому ряду причин. В этом смысле конкуренцию Virgin Galactic могут составить BlueOrigin Джеффа Безоса и SpaceX Илона Маска. BlueOrigin уже запустил онлайн-аукцион, где будет разыгран билет в космос на 20 июля на борту корабля New Shepard. Если все пойдет по плану богатейшего человека планеты, то Virgin Galactic потеряет статус первопроходца на рынке космического туризма.
Пока это единственные преследователи компании, не дающие Брэнсону расслабиться. Перед другими у Virgin Galactic есть довольно глубокий экономический «ров» — уникальное, сложно воспроизводимое конкурентами преимущество. Cовсем свергнуть Virgin Galactic с трона будет непросто, даже Безосу и Маску — разве что Virgin сам не поможет им в этом.
Virgin Galactic по соотношению потенциальной доходности к риску больше напоминает стартап или венчурную компанию. За этим стоит награда для тех, кто умеет ждать и обладает высокой толерантностью к риску. Если посмотреть на динамику цен компании за последний месяц, то можно увидеть, что они потеряли более 10% стоимости после того, как руководство вновь не назвало точную дату испытательного полета SpaceShipTwo. После двух ранее отмененных полетов новый запуск был запланирован на май, но точная дата осталась неизвестной.
Слабые стороны Virgin Galactic
На сегодня Virgin Galactic не может похвастаться сильными фундаментальными показателями. По оценкам аналитиков из консенсус-прогноза Reuters, Virgin Galactic выйдет на положительную чистую прибыль только через три — пять лет. Учитывая большое количество рисков — регуляторных, операционных, этических, — вполне возможны и финансовые проблемы.
«Правил не существует»: как Брэнсон стал рыцарем и создал Virgin Galactic
Основатель Virgin Group 70-летний предприниматель Ричард Брэнсон сообщил, что 11 июля отправится в космос на ракете принадлежащей ему компании Virgin Galactic вместе с командой астронавтов. «РБК Инвестиции» вспоминают, как он прошел путь от своего первого бизнеса в 16 лет до международной группы компаний из более 40 предприятий и вывел свой бизнес за пределы Земли.
Миллиардер без образования
Миллиардера Ричарда Брэнсона, в 2000 году получившего рыцарский титул за особые предпринимательские заслуги, в школе считали «самым тупым учеником». В 16 лет он бросил учебу, чтобы основать свой первый бизнес, и впоследствии так и не получил ни среднего, ни высшего образования.
Первым проектом Брэнсона стал журнал Student. Он начал выпускать его в подвале дома своих родителей в 1966 году. Молодежные журналы того времени предприниматель считал слишком скучными и был уверен, что сможет сделать лучше. На страницах Student в том числе освещались события, связанные с войной во Вьетнаме, ярым противником которой был сам Брэнсон.
Когда в 1968 году был опубликован первый номер его журнала, директор школы, где Брэнсон учился до 16 лет, написал ему: «Поздравляю, Брэнсон. Я предрекаю, что ты либо сядешь в тюрьму, либо станешь миллионером». Брэнсон в конечном итоге сделал и то и другое.
«Теряя невинность»: как Ричард Брэнсон основал Virgin Group
Несмотря на то что в журнале Брэнсона публиковались статьи и интервью выдающихся авторов — философа Жан-Поля Сартра, драматурга Джеймса Болдуина, писательницы Элис Уокер и поэта Роберта Грейвса, — он так и не стал прибыльным.
Позже, в 1970 году, у Брэнсона появилась новая идея: продавать пластинки с записями по сниженным ценам, доставляя их по почте. Брэнсон размещал рекламу нового проекта в Student, и вскоре этот бизнес стал более прибыльным, чем журнал. В 1971 году Брэнсон открыл магазин дисконтных пластинок. В качестве продавцов он нанял сотрудников журнала. Свой магазин он назвал Virgin (с англ. «девственница/девственник»), так как у всех участников проекта не было никакого опыта в бизнесе.
В 1980-е годы Брэнсон запустил еще несколько компаний под брендом Virgin: выпускающую видеоигры Virgin Games в 1981 году, авиакомпанию Virgin Atlantic — в 1984-м, туристическую Virgin Holidays — в 1985-м. В 1987 году появился бренд презервативов Mates Condoms, который создавался для борьбы с распространением СПИДа среди молодежи.
В 1986 году создана Virgin Airship and Balloon Company, предоставляющая услуги полетов на воздушном шаре. Позднее она будет переименована в Virgin Balloon Flights.
В последующие годы Брэнсон запустил еще десятки бизнесов в сфере издательства, производства продуктов питания, развлечений, транспорта, индустрии красоты, мобильной связи, энергетики, финтеха и многих других.
В 1998 году была опубликована автобиография Брэнсона «Теряя невинность. Как я построил бизнес, делая все по-своему и получая удовольствие от жизни» (Losing My Virginity: How I Survived, Had Fun, and Made a Fortune Doing Business My Way).
Как предприниматель по своей природе, Ричард Брэнсон легко осваивает новые бизнес-сферы и в любых сложных ситуациях видит возможности. Вот как он перешел от звукозаписывающего бизнеса к запуску авиакомпании.
В 28 лет он застрял в аэропорту Пуэрто-Рико, пытаясь долететь до Британских Виргинских островов, где его ждала девушка. Из-за небольшого количества пассажиров рейс перенесли на утро следующего дня.
После того как самолет приземлился, пассажиры посоветовали ему создать свою авиакомпанию, так как им понравились условия такого перелета. Буквально на следующий день Брэнсон позвонил в Boeing, чтобы узнать, сможет ли его компания Virgin купить у них подержанные самолеты. В Boeing согласились продать ему суда, но попросили поменять название фирмы, потому что не верили, что авиакомпания с подобным названием будет востребована.
Сейчас в конгломерат Virgin Group входят более 40 компаний, представленных в 35 странах мира, с более 60 тыс. сотрудников. Помимо коммерческих предприятий, в группу входят благотворительные организации: предпринимательский фонд Virgin Unite и компания Virgin StartUp.
Безумные поступки Ричарда Брэнсона
Брэнсон вовлек в бизнес и членов своей семьи. Его дочь — Холли Брэнсон — директор по планированию и развитию Virgin Group, а также председатель фонда Virgin Unite. Сын Сэм — сооснователь одного из проектов фонда Virgin Unite — Big Change. Большое влияние на жизнь Ричарда Брэнсона оказала его мать Ева. Она всегда поддерживала сына и, как рассказывал сам Брэнсон, возлагала на него большие надежды. Ее именем назван самолет-носитель для SpaceShipTwo — VMS Eve.