в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

В теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Поведение потребителя на рынке можно объяснить не только с точки зрения теории предельной полезности, но и с точки зрения теории потребительского выбора (ординалистская теория), которая отрицает возможность количественного измерения полезности.

В рамках этой теории (ординалисты, в отличие от кардиналистов) ставится задача лишь определить, дает ли комбинация товаров X и Y большую, меньшую или такую же величину полезности по сравнению с любой другой комбинацией этих товаров. Эта теория полезна для понимания механизма, в соответствии с которым потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между полезными для них товарами.

Сущность экономической модели потребительского выбора и основные предпосылки анализа

Потребитель стремится максимизировать функцию полезности U=f(Qx,Qy) — max, то есть найти оптимальную комбинацию двух товаров (Х и Y), которая бы принесла ему наибольшее удовлетворение. В этом состоит задача анализа. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей. Экономический смысл теории потребительского выбора состоит в том, чтобы совместить желания потребителя с его возможностями.

При рассмотрении теории потребительского выбора предполагается, что:

1. Предпочтения потребителя уже сформировались, т. е. он способен ранжировать (расставлять по порядку) альтернативные наборы товаров, либо он не делает различия между ними, т. е. безразличен к ним. Например, из двух наборов А и В, состоящих из разного количества товаров X и Y, потребитель предпочитает набор А набору В или одинаково к ним относится. При этом игнорируется стоимость наборов: можно предпочитать набор А, а купить Б, т.к. его цена ниже.

2. Транзитивность предпочтений: если потребитель набор А, составленный из двух товаров Х и У, предпочитает набору Б, составленному из этих же товаров, а набор В предпочитает набору С, то, следовательно, набор А будет предпочитаться набору С.

3. Так как наш потребитель — рациональный человек, то большее количество товара он предпочитает меньшему (при этом предполагается, что это не антиблага, то есть они не вредят здоровью потребителя).

Все эти предпосылки образуют основу модели потребительского выбора.

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Рис. 1. Линия бюджетного ограничения

Расположение линии бюджетного ограничения (рис. 1) зависит от величины дохода потребителя и от изменения цен:

— если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов, доступных покупателю, и линия бюджетного ограничения сдвинется вправо. И наоборот;

— снижение цен товаров X и Y сместит линию бюджетного ограничения вправо (т.к. это эквивалентно увеличению дохода), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;

— снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) приведет к тому, что на тот же доход можно купить больше товара X: нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо;

— снижение цены товара Y (при неизменной цене товара X) сдвинет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, т.к. на тот же доход можно будет купить больше товара Y.

Таким образом, линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (дохода и цен). Но существуют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя. Этими факторами являются различные вкусы потребителей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кривых безразличия.

Кривая безразличия — это линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность. То есть потребителю безразлично, какой набор товаров Х и Y он выберет.

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Рис. 2. Кривая безразличия

На рис. 2 каждая точка на кривой а1 представляет такой набор товаров Х и Y, что их общая полезность одинакова для потребителя.

При увеличении количества товаров Х и Y (а наш потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), кривая безразличия будет расположена дальше от начала координат (а2). И любой набор товаров Х и Y, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем любой набор на кривой а1, т.к. общая полезность от потребления этих наборов увеличится.

В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия обеспечивает ранжирование наборов потребительских товаров. Ранжирование расставляет наборы по порядку: от наиболее до наименее предпочтительных, но не указывает, насколько один набор предпочтительнее другого (нельзя, например, утверждать, что потребитель на кривой а2 в два раза довольнее, чем на кривой а1). Однако, чтобы определить, как принимается выбор, вполне достаточно знать ранжирование наборов благ. На графике все кривые, расположенные выше а1 находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя, а кривые, расположенные ниже а1 — в зоне ухудшения его положения.

Кривая безразличия а 1 показывает, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради получения двух дополнительных единиц киви. Вначале, чтобы получить две дополнительные единицы киви, он готов пожертвовать шестью персиками, для получения следующих двух киви покупатель готов отказаться уже от двух персиков, а для получения еще двух киви он откажется только от одного персика. Итак, мы видим, что по мере продвижения вниз по кривой безразличия покупатель готов отказаться от все меньшего и меньшего количества персиков. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнута вовнутрь, что отражает тот факт, что потребители получают все меньше и меньше удовольствия по мере потребления все большего и большего количества товара.

Количество товара Y, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу товара X и оказаться на том же уровне полезности, называется предельной нормой замены товара Y товаром X:

MRS = — (прирост Q y / прирост Q x ).

Знак минус вводится для того, чтобы предельная норма замены одного товара другим была величиной положительной, т.к. числитель будет всегда отрицательным.

В нашем случае, отказавшись от 6 персиков ради двух дополнительных киви, предельная норма замены персиков киви равна 6/2, т. е. 3; в случае отказа от 2 персиков ради двух киви — 2/2 = 1; а в случае отказа от 1 персика ради следующих 2 киви предельная норма замены равна 1/2, т.е. только половину персика согласен отдать потребитель ради одной дополнительной единицы киви.

Бывают случаи, когда предельная норма замены одного товара другим не снижается.

1. На взаимозаменяемые товары, когда потребитель в равной степени будет жертвовать определенным количеством товара Y для приобретения одного дополнительного товара Х (говядина — свинина, масло — маргарин и т. д.), предельная норма замены будет величиной постоянной и кривая безразличия примет вид прямой линии (рис. 3):

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Рис. 3. Кривая безразличия для взаимозаменяемых товаров

2. Для взаимодополняемых товаров: потребление одного товара невозможно без другого (молоток и гвозди, ракетка и мячик и т. д.), предельная норма замены будет равна нулю, а кривая безразличия будет иметь прямоугольную форму (рис. 4).

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Рис. 4. Кривая безразличия для взаимодополняемых товаров

Для завершения анализа потребительского выбора необходимо совместить желания потребителя с его возможностями, тем самым найти такой набор товаров Х и У, который принесет потребителю наибольшую полезность.

Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка F на графике, рис. 5).

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Рис. 5. Равновесное положение потребителя

Равновесное положение потребителя не достигается в точке М, так как, двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара Х, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена дальше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров Х и Y будет больше.

В точке К совокупная полезность выше, чем в точке F, но она оказывается за пределами бюджетной линии, а, следовательно, недоступна потребителю.

Источник

1. Теория потребительского выбора

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).

Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.

Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).

Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).

Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием.

Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).

Различают полезность общую и предельную.

Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Рациональность поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой. Математически этот принцип можно представить в виде универсального уравнения

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Правая часть уравнения отражает соотношение цен двух товаров, которые не зависят от поведения отдельного покупателя, левая часть — субъективные оценки отдельного покупателя о предельной полезности товаров хну.

Развитие теории потребительского поведения легло в основу создания в экономической науке концепции «бюджетных линий и кривых безразличия».

Эта концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон:

с точки зрения ограниченности дохода потребителя;

с точки зрения его желания иметь из наличного набора товаров каждый, который ему представляется равноценным.

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и кривых безразличия.

Бюджетная линия — линия, являющаяся геометрическим местом расположения комбинаций количества товаров, которые могут быть куплены на заданный бюджет. Таким образом, бюджетная линия указывает пределы индивидуального потребления.

Таким образом, со снижением дохода потребителя при неизменных ценах на товары бюджетная линия аЬ параллельно смещается вниз и, наоборот, с ростом дохода бюджетная линия смещается вверх. Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (понизятся), положение бюджетной линии останется неизменным.

Бюджетные линии показывают возможность покупки того или иного товара потребителем при сложившемся уровне дохода, но не учитывают при этом желания потребителя. Предпочтения потребителей исследуются с помощью кривых безразличия

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность. Соизмерение потребностей предполагает в данном случае не количественное их измерение, а лишь ранжирование.

Чтобы описать предпочтение потребителя по всем наборам продуктов, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, изображают все кривые безразличия — так называемую карту кривых безразличия (рис.).

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Совокупность кривых безразличия, отражающих конкретные комбинации товаров для потребителя, называется картой кривых безразличия.

На рис. 3 бюджетная линия аЬ характеризует все товары, при покупке которых общая сумма затрат равна доходу потребителя. Она показывает реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров.

Кривая С находится за пределами бюджетной линии, т. е. потребление на этом уровне превышает возможности бюджета данного потребителя.

Точка касания Е бюджетной линии аЬ с кривой безразличия В указывает на максимальную полезность использования бюджета и свидетельствует о потребительском равновесии. В этой точке совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета. Положение точки Е зависит от увеличения (уменьшения) дохода потребителя и относительного изменения цен на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя возрастает, то бюджетная линия сместится параллельно вверх, и точка Е окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше кривой В, т. е. в нашем случае на кривой С.

Кривая С характеризует предпочтительные комбинации товаров (услуг) для потребителя с целью удовлетворения его потребностей. При снижении дохода возникнет обратная ситуация, т. е. точка Е окажется ниже кривой В, т. е. на кривой А. Здесь кривая А менее предпочтительна для потребителя.

Использование теории предпочтения, бюджетных ограничений и кривых безразличия позволяет решить проблему потребительского выбора. Оптимальный набор потребительских товаров (услуг) должен отвечать двум требованиям:

находиться на бюджетной линии;

состоять из наиболее предпочтительного сочетания товаров. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.

Источник

Теория потребительского выбора

Понятия полезности, потребительского выбора, общей и предельной полезности

Потребители распределяют свой доход по различным доступным для них товарам и услугам. Изучив поведение потребителя, можно лучше понять сущность законов спроса.

Цель потребителя – воспроизводство, возобновление и развитие своей жизнедеятельности на основе потребления определённой совокупности благ и услуг.

Средством удовлетворения потребностей служат экономические блага (товары и услуги).

Главным фактором, определяющим выбор рационального потребителя, является полезность. При этом он стремится к ее максимизации, затратив минимум средств.

Полезность – это свойство экономического блага удовлетворять потребности.

Потребительский выбор – это выбор такой достижимой для него комбинации продуктов, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей или извлекаемую им полезность.

где U – уровень полезности;
Qx, Qy, Qz – объёмы потребляемых продуктов или услуг за определённый период времени;
f – зависимость уровня полезности от количества потребляемых продуктов и услуг.

В микроэкономике различают две версии рационального потребительского поведения: количественную и порядковую.

Сторонники количественного подхода к анализу полезности – видные экономисты ХIХ в. У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас и другие – предлагали для удобства исследования спроса измерять общую полезность от потребления блага в неких количественных показателях – «ютилях» (от англ. utility – полезность). В частных случаях для измерения полезности используют денежные единицы измерения, дополнительные баллы, бонусы и т.д.

Сегодня больше говорят не об измерении, а о сравнении полезностей, получаемых от потребления различных наборов благ. Этот подход называется порядковым (ординалистским).

Общая (совокупная) полезность (TU) – это общее удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления конкретного количества (скажем, 10-ти ед.) товара или услуги.

Предельная полезность (MU) – это дополнительное удовлетворение, извлекаемое потребителем из следующей (11-й) единицы продукта, то есть это изменение совокупной полезности, вызванное потреблением еще одной единицы продукта.

На графиках (рис. 4.1, рис. 4.2) и в табл. 4.1 – соотношение совокупной и предельной полезности.

При потреблении пяти единиц совокупная полезность возрастает, при потреблении 6-й единицы TU достигает максимальной величины, а затем начинает сокращаться.

Предельная полезность(MU) пирожных вплоть до 5-й единицы остается величиной положительной (поскольку ТU растёт всё более низкими темпами). К 6-й единице MU становится равной 0 (так как эта единица не изменяет величины TU). Затем, начиная с 7-й единицы, MU становится отрицательной величиной (поскольку TU сокращается) – дальнейшее потребление принесёт вред.

Количество пирожных, употреблённых за один прием пищи, ед.Совокупная полезность, ютилейПредельная полезность, ютилей
00
11010
2188
3246
4284
5302
6300
728–2

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

По мере роста потребления MU сокращается, затем в точке, где TU максимальна, становится равной 0, а с уменьшением TU приобретает отрицательное значение. Как показано на графиках, MU – это изменение TU от наличия дополнительного пирожного. Каждый новый уровень TU можно определить, если добавить MU к предыдущему уровню TU.

Закон возрастающей общей полезности; 1-й и 2-й законы Госсена

Закон возрастающей общей полезности: по мере увеличения количества потребляемого продукта общая полезность возрастает, а прирост полезности от каждой ее порции убывает.

Предельная полезность определяется по формуле

1-й закон Госсена (или закон убывающей предельной полезности): при увеличении объёма потребляемого продукта добавочная полезность каждой последующей порции продукта убывает.

Минимум MU достигается в точке, когда TU6 = 30 (максимальна):

2-й закон Госсена, или правило максимизации полезности: рациональный потребитель максимизирует общую полезность, если каждая последняя денежная единица, затрачиваемая на приобретение продуктов или услуг, приносит одинаковую полезность:

MU1 / P1 = MU2 / P2 = … = MUn / Pn = λ,

где MU1; MU2; … MUn – предельные полезности потребляемых продуктов; P1; Р2; … Рn – цены на данные продукты; λ – предельная полезность денег.

Правило максимизации полезности отражает ситуацию потребительского равновесия.

Тогда MU = P·λ, где P·λ – предельные издержки потребителя.

Следовательно, если МС = Р·λ, то MU = MC.

Шкала, кривая и карта безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Условие равновесия потребителя

Основоположники порядковой теории – Слуцкий, Хикс, Парето – исходили из того, что полезность отдельных продуктов измерить нельзя, но можно расставить приоритеты, т.е. построить шкалу предпочтений (или шкалу безразличия).

Комбинация продуктов А и ВКоличество продукта А, ед.Количество продукта В, ед.
J122
K63
L36
M110

Потребителю безразлично, какой набор выбрать.

На основе шкалы безразличия (табл. 4.2) построим кривую безразличия (рис. 4.3).

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Каждая точка на графике 4.3 – это одна из комбинаций двух продуктов А и В, выбор которой безразличен потребителю, так как обладает одинаковой совокупной полезностью.

На основе графика (см. рис. 4.3) можно сделать следующие выводы:

Если через точки N и O провести кривые, параллельные исходной кривой, то получим карту безразличия (рис. 4.4).

Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия (вкусы и предпочтения потребителей).

Каждая последующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.

Комбинация А и В, представленная любой точкой на кривой I4, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, соответствующая любой точке на кривых I3, I2, I1.

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Свойства кривых безразличия на карте безразличия следующие.

1. Кривые безразличия не пересекаются, так как один набор продуктов, который предпочтительнее другого набора, не может находиться с ним на одном уровне.

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как увеличение количества одного продукта сопровождается уменьшением количества другого, входящего в тот же набор продуктов.

3. Кривые безразличия вогнуты: чем менее вогнута кривая безразличия, тем ниже предельная норма замещения.

На рис. 4.5 представлены формы кривых безразличия.

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution) – такое количество продукта А, которым потребитель согласен пожертвовать, чтобы приобрести дополнительную единицу продукта В, при их одинаковой общей полезности:

где MUA, MUB – предельные полезности товаров А и В.

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Предельная норма замещения – производная в любой точке кривой безразличия:

Анализ потребительских предпочтений не показывает, какой из наборов продуктов купит покупатель. Следовательно, чтобы разобраться в этом, надо изучить покупательную способность потребителя. Для этого необходимо учитывать цены на продукты и доход потребителя.

Пусть A и B – то количество продукта, которое хотят приобрести покупатели. При этом цены на продукты равны РА и РВ соответственно, I – номинальный доход потребителя (величина постоянная). Тогда алгебраически бюджетное ограничение потребителя примет следующий вид:

На основе данного тождества построим бюджетную плоскость (рис. 4.6).

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

На основе графика можно сделать следующие выводы:

Бюджетная линия – линия, которая графически отражает набор продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат (различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при данной величине денежного дохода).

Например, если продукт B стоит 1,5 долл., а продукт A – 1 долл., то при доходе 12 долл. можно купить комбинации продуктов А и В (табл. 4.3).

График (см. рис. 4.6) не ограничивается комбинациями целых единиц В и А, представленных в таблице.

Кол-во единиц продукта B (по цене 1,5 долл. за ед.)Кол-во единиц продукта А (по цене 1 долл. за ед.)Совокупные расходы, долл.
8012 (12 + 0)
6312 (9 + 3)
4612 (6 + 6)
2912 (3 + 9)
01212 (0 + 12)

Наклон бюджетной линии определяется величиной отношения цены товара А к цене товара В:

Уравнение бюджетной линии

где I – доход (бюджет) потребителя в единицу времени; РА, PB – цены соответствующих благ (заданные величины); A, B – переменные величины (потребитель выбирает значения A и B, которые доступны его бюджету).

Свойства бюджетной линии:

Таким образом, оптимальный выбор потребителя зависит от следующих факторов:

Условие равновесия потребителя

Положение равновесия потребителя можно определить путем совмещения бюджетной линии и карты безразличия (рис. 4.7).

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Точка С – равновесная; точка качания бюджетной линии и наиболее высокой кривой безразличия I3. В этом случае потребитель, имеющий доход 12 долл., купит 4 ед. продукта B по цене 1,5 долл. и 6 ед. Х по цене 1 долл.

Точки E и D также показывают комбинации продуктов А и В, но этим точкам соответствуют меньшие совокупные полезности.

Точка W соответствует большей величине полезности, чем точка C, но находится выше бюджетной линии и, следовательно, недоступна для данного потребителя.

Таким образом, в точке С достигается оптимальная комбинация продуктов B и A.

Поскольку наклон кривой безразличия отражает предельная норма замещения (MRS), а наклон бюджетной линии равен PА /PB, оптимальное, или равновесное положение достигается при условии, что

Таким образом, набор из двух продуктов, соответствующий точке С, отражает ситуацию потребительского равновесия, в которой рациональный потребитель достигает максимума общей полезности (2-й закон Госсена).

Изменение цены одного из продуктов приводит к смещению бюджетной линии и установлению нового равновесного положения.

Понятие потребительской ренты

Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как избыток потребителя (потребительская рента).

Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы.

А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду (рис. 4.8).

Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 долл. За 2-ю единицу (если бы было всего 2 ед. товара) потребитель заплатил бы 60 долл. Рыночная цена каждой из 2-х единиц при этом составила бы одну и ту же величину – 60 долл. (ведь цена устанавливается на уровне предельной – в данном случае 2-й единицы).

в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Смотреть картинку в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Картинка про в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре. Фото в теории потребительского выбора предполагается что потребность в определенном товаре

Индивидуальная оценка полезности 1-й ед. – 80 долл., 2-й – 60 долл., их сумма – 140 долл. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель заплатит (60 + 60) всего 120 долл.; 3-ю ед. покупатель оценивает в 40 долл., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех 3-х единиц. Следовательно, рыночная цена, уплаченная потребителем при покупке 3-х товаров, составит 40 + 40 + 40 = 120 долл. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из 3-х единиц, то получилось бы 80 + 60 + 40 = 180 долл. Итак, потребительская рента – это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. На графике (см. рис. 4.8) потребительская рента – это заштрихованный треугольник DEE1. Чем ниже цена, тем больше величина потребительской ренты. При покупке 2-х единиц товара потребительская рента составит 140 – 120 = 20 долл.; при покупке 3-х единиц 180 – 120 = 60 долл.

Эффект дохода и эффект замещения

Изменение цены воздействует на потребляемый объём (объём спроса) двояко. Например, снижение цены какого-либо одного блага позволяет без изменения полезности высвободить часть бюджета для дополнительного приобретения обоих благ. Это явление получило название эффекта дохода.

Кроме того, снижение цены может привести к тому, что потребитель будет склонен изменить структуру потребления, отказываясь от покупки относительно подорожавшего блага и покупая на высвободившиеся средства относительно подешевевшее благо. Это эффект замещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *