винтаж дебиторской задолженности что это
Как контролировать дебиторскую задолженность: методы и инструменты
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны юридических и физических лиц, которые являются его должниками. По сути, она является активом предприятия, поэтому очень важно держать ее под контролем. В противном случае компания неизбежно столкнется с постоянным и неуправляемым ростом задолженности.
Дебиторская задолженность классифицируется:
В зависимости от масштабов деятельности компании могут устанавливать свои собственные классификации дебиторской задолженности.
Как не допустить появления сомнительных и безнадежных долгов
Существует несколько способов предотвращения появления плохих долгов или их минимизации.
1. Предоплата
Если есть риск возникновения проблем с покупателем, лучше заключить с ним договор на условиях предоплаты. Причем предоплата в этом случае должна быть 100 %. Тогда у вас, как у поставщика, не возникнет проблем с долгами.
2. Обеспечение в виде залога, поручительства, банковской гарантии
3. Встречная задолженность (кредиторская)
Когда есть встречная задолженность, можно относительно спокойно отгружать продукцию без предоплаты, без обеспечения и прочих подстраховочных вариантов. Если есть кредиторская задолженность и возникает дебиторская задолженность, всегда возможно перекрыть их путем взаимозачета.
4. Аккредитив
Это довольно экзотический вариант, хотя и незаслуженно забытый. Аккредитив — одна из форм безналичных расчетов, смысл которой заключается в следующем: когда обе стороны договора (допустим, на осуществление поставок) не доверяют друг другу (то есть поставщик не доверяет покупателю, так как боится, что он его не оплатит, а покупатель боится делать предоплату, потому что не уверен, что поставщик отгрузит товар), проблему может решить третья независимая сторона в лице банка (банк-эмитент).
В этом случае банк открывает аккредитив: часть денежных средств расчетного счета покупателя переводятся на специальный счет в этом банке, и покупатель в течение определенного срока не имеет права распоряжаться этими деньгами. Затем банк сообщает поставщику о том, что деньги для него «зарезервированы» на отдельном счете и эти деньги ему будут перечислены, как только он представит документы, подтверждающие отгрузку.
К сожалению, эта услуга не пользуется особой популярностью. Вероятно, потому, что она недешевая. Но с точки зрения финансовой и гражданско-правовой это хороший вариант для предотвращения накопления долгов.
6 методов внутреннего контроля дебиторской задолженности
Сразу нужно сказать, что универсальных методов контроля дебиторской задолженности не существует. Все очень специфично, и многое зависит от деятельности предприятия, его масштаба, сумм, которые проходят, клиентов, рынка, на котором предприятие работает. Приходится учитывать слишком много факторов. Тем не менее можно ориентироваться на несколько важных критериев.
1. Плановый уровень дебиторской задолженности
Максимально допустимый размер дебиторской задолженности определяется расчетным путем. Он выражается в абсолютных величинах и / или в процентах по отношению к выручке.
Речь идет о сумме долгов, которую предприятие может себе позволить без серьезного ущерба для финансово-хозяйственной деятельности. Размер этот лучше устанавливать в твердой сумме, то есть в рублях. Дополнительно можно установить и в проценте от выручки.
2. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам
У компании может быть принят какой-то конкретный срок — 15 или 30 дней, например. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем она работает.
Если речь идет о ключевом или постоянном клиенте, то для него срок может быть длиннее. Ведь он, как правило, делает большие заказы и регулярно выполняет свои обязательства.
Если появляется новый клиент, в котором компания пока еще не уверена, то срок имеет смысл пересмотреть в сторону уменьшения. Проблемному клиенту срок нужно устанавливать либо минимальный, либо вообще настаивать на предоплате.
3. Мотивация сотрудников
Желательно разработать систему, при которой заработная плата сотрудника будет зависеть от срока дебиторской задолженности.
4. Процедура предоставления отсрочки платежа клиентам
Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация.
Можно начать с анализа информации из открытых источников и той информации, которая запрашивается у покупателей. Как давно они работают на рынке? С кем из их контрагентов можно связаться, чтобы получить отзывы? Насколько аккуратно они рассчитываются? Много ценной для анализа информации можно извлечь из сайта компании.
Лучше всего лично посетить офис покупателя. Это позволит сформировать представление о том, насколько рискованно будет работать с ним.
5. Определение параметров оценки предоставленной клиентом информации
В данном случае важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер и динамику кредиторской задолженности, потенциальные финансовые трудности и проблемы с платежеспособностью.
6. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами
Все зависит от масштабов предприятия, но даже на малом предприятии имеет смысл определить, кто и за что отвечает в работе с дебиторской задолженностью, как распределяется ответственность.
С точки зрения логики коммерческий отдел должен отвечать за предоставление отсрочки платежа, осуществлять контроль над текущей дебиторской задолженностью. Участок работы юридического отдела — сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность (личные встречи, переговоры, переписка, претензии, исковое заявление). К бухгалтерии относятся учет, контроль над оформлением и списание дебиторской задолженности.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Дебиторская задолженность в налоговом учете: порядок признания и списания
Дебиторская задолженность: понятие и виды
При предоставлении контрагентам займов и продаже товаров с отсрочкой платежа у организации образуется так называемая дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство (например, при переплате налогов и страховых взносов). Также под этим термином часто понимают и совокупность имущественных требований налогоплательщика к своим непосредственным контрагентам и любым третьим лицам, являющимся его должниками.
Дебиторскую задолженность принято подразделять на:
В зависимости от возможности списания просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную и безнадежную.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство.
2. Дебиторскую задолженность принято подразделять на просроченную и непросроченную, срок погашения которой еще не наступил.
3. В зависимости от возможности списания просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную и безнадежную.
4. Безнадежные долги списываются за счет суммы созданного резерва, а если величины резерва недостаточно, то полученная разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
5. Списание долга само по себе нельзя рассматривать в качестве аннулирования задолженности. Эта задолженность отражается на балансе в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Сомнительной признается задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если она не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, но по ней еще не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 266 НК РФ). По сомнительной задолженности организации праве создавать специальные резервы за счет своей прибыли, включая соответствующие отчисления в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного периода. Именно за счет этого резерва будет в дальнейшем происходить покрытие долгов, которые организация не сможет вернуть со своих должников.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период либо 10% от выручки за прошедший год (п. 4 ст. 266 НК РФ). Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов, которыми признаются нереальные к взысканию долги перед налогоплательщиком, вернуть которые даже в судебном порядке не представляется возможным.
Безнадежную задолженность, которая превышает величину резерва по сомнительным долгам, налогоплательщики вправе списать, уменьшив тем самым налогооблагаемую прибыль и, как следствие, налог к уплате. Напомним, под списанием здесь понимается операция по отнесению/включению безнадежных долгов в состав внереализационных расходов организации (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Какую задолженность можно списать
Говоря о задолженности, подлежащей списанию, в первую очередь имеют в виду те долги, по которым истекли сроки исковой давности и налогоплательщик утратил возможность их вернуть в судебном порядке.
Напомним, общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Течение этого срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а по обязательствам с определенным сроком исполнения – с момента окончания срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).
Однако задолженность, по которой истек срок исковой давности, является далеко не единственной, которая признается нереальной к взысканию и подлежит списанию. Наряду с долгами с истекшими сроками исковой давности, налогоплательщикам разрешается списать (п. 2 ст. 266 НК РФ):
Если у организации есть какие-либо из перечисленных долгов, она может их списать, проведя инвентаризацию и издав приказ о ликвидации задолженности. При этом стоит учитывать особенности применения каждого из указанного выше основания признания задолженности безнадежной.
К примеру, сам по себе факт банкротства должника и завершение в его отношении конкурсного производства не позволяет признать его долг безнадежным и списать его в состав расходов при расчете налога на прибыль. В настоящее время налоговики выступают категорически против списания долгов фактически ликвидированных контрагентов, сведения о которых еще присутствуют в ЕГРЮЛ.
В письме Минфина от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17813 отмечается, что датой признания дебиторской задолженности безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота является дата исключения такой организации из ЕГРЮЛ. Только после исключения должника из реестра налогоплательщик получает возможность списания такой задолженности в расходы.
В то же самое время исключение ИП из ЕГРИП не является законным основанием для признания его дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию. Дело в том, что ИП как физлицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ).
Поэтому после прекращения гражданином деятельности в качестве ИП он продолжает нести перед организацией имущественную ответственность по своим обязательствам. И долги такого физлица можно списать в расходы только после признания его банкротом и освобождения от дальнейшего исполнения требований кредиторов (письмо Минфина от 16.09.2015 № 03-03-06/53157).
Обязательные условия для списания безнадежной задолженности
Списанию долга должна предшествовать инвентаризация сомнительных долгов, в рамках которой организация проверяет наличие безнадежных долгов. Такая инвентаризация может проводиться регулярно в конце каждого отчетного периода.
Инвентаризация проводится на основании приказа или распоряжения руководителя организации. По ее итогам оформляется акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88) и справка к данному акту, в которой отражаются суммы выявленных долгов с указанием должников и подтверждающих первичных документов.
В случае утраты таких документов организация должна их восстановить. Восстановление первичных документов может осуществляться как в рамках инвентаризации, так и в соответствии с отдельным порядком, установленным руководителем организации (письмо Минфина от 13.11. 2020 № 02-07-10/99509).
Проведя инвентаризацию и обнаружив по ее итогам долги с истекшими сроками исковой давности и иную безнадежную задолженность, руководитель организации издает приказ о списании такой дебиторской задолженности.
Списание дебиторской задолженности в налоговом учете
Безнадежные долги списываются за счет суммы созданного резерва, а если величины резерва недостаточно, то полученная разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов организации (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ). У некоммерческих организаций безнадежные долги относятся на увеличение расходов.
При наличии нескольких таких оснований задолженность списывается в том периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания ее безнадежной (письмо Минфина от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373).
Что касается налоговой отчетности, то списанные долги отражаются в Приложении № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
Как управлять дебиторской задолженностью, чтобы всегда хватало денег
Если не контролировать эти долги и не управлять ими, то у бизнеса возникнут серьезные финансовые проблемы. Компания недополучит деньги и не сможет заплатить по счетам — возникнет постоянная нехватка средств на текущие платежи. А если просрочка по ним превысит три месяца, то кредиторы могут обратиться в суд и начать процедуру банкротства.
Рассмотрим, как проанализировать дебиторскую задолженность и наладить систему управления долгами.
Из этой статьи вы узнаете:
Как разделить дебиторскую задолженность на группы и зачем это делать
Долги разбиваются на категории — у каждой свои особенности и проблемы. Поэтому прежде, чем анализировать дебиторскую задолженность, выделите в ней группы должников.
Самые большие группы — это задолженность покупателей и поставщиков. В первом случае долги возникают из-за того, что вы дали покупателям отсрочку платежа. Дебиторская задолженность поставщиков появляется, если условия договоров предусматривают перечисление авансов в счет будущих поставок.
Общепринятый способ классификации дебиторки — это деление по контрагентам. Такой отчет формируется в любой бухгалтерской программе.
Но кроме разбивки по контрагентам делите дебиторку по срокам погашения. Так вы будете видеть, когда ожидается поступление средств, и сможете планировать свои платежи.
Для этого составьте специальную форму — реестр старения задолженности. Если у вас есть просроченные долги, выделите их, чтобы контролировать работу с проблемными контрагентами.
Другие варианты классификации дебиторки зависят от особенностей бизнеса.
Если у вас много отгрузок, делите задолженность не только по контрагентам, но и внутри каждого контрагента по отдельным договорам и отгрузочным документам. Если вы продаете много разных товаров, то анализируйте дебиторку по товарным группам.
Если ваша продукция продается в разные регионы, разделите задолженность по территориальному признаку. Чтобы оценить работу менеджеров по продажам или закупкам, проанализируйте задолженность по контрагентам, за которых отвечает конкретный специалист.
Например, составьте реестр старения задолженности для клиентов каждого менеджера отдельно, а затем сравните распределение долгов по периодам.
Чем меньше период отсрочки, тем лучше для компании. Поэтому более высокую оценку должен получить менеджер, у которого будет наибольшая доля долгов с самым коротким сроком погашения. В примере это до 30 дней. Поощрите сотрудника и выдайте ему дополнительную премию.
Просроченных долгов в идеале не должно быть совсем, но вы можете установить для них лимит. Например 5% от общей суммы дебиторки по компаниям, за которые отвечает менеджер. Если лимит превышен — уменьшите премиальную часть вознаграждения ответственного сотрудника.
Какие финансовые коэффициенты нужно рассчитать, чтобы оценить эффективность управления задолженностью
Оборачиваемость в днях
Это период, в течение которого контрагенты в среднем гасят долги. Для расчета оборачиваемости дебиторской задолженности (ОДЗ) используйте формулу:
Т — это период времени в днях, за который определяется оборачиваемость, например месяц, квартал или год.
В — выручка за этот период.
СДЗ — средняя дебиторская задолженность за период.
Например, выручка компании за квартал — 50 млн рублей. Средняя дебиторская задолженность за этот же период — 10 млн рублей. Тогда оборачиваемость дебиторской задолженности за квартал будет равна:
ОДЗ = 90 дней / (50 млн рублей / 10 млн рублей) = 18 дней
Это значит, что деньги в среднем поступают в компанию через 18 дней после отгрузки товара.
Не существует норматива оборачиваемости дебиторской задолженности. В идеале ее нужно свести к нулю, т. е. работать полностью по предоплате и не авансировать поставщиков. Тогда деньги сразу можно использовать для закупки следующей партии сырья или товара. Средства будут оборачиваться быстрее, и компания сможет получить больше выручки за период без дополнительных финансовых вложений.
Но на практике работать без дебиторки очень сложно, особенно малому бизнесу. Конкуренция в период экономического спада обостряется — если вы потребуете от покупателя полную предоплату, найдется конкурент, готовый дать отсрочку. Вам придется соглашаться на перенос платежа, чтобы не потерять клиента.
Поэтому стремитесь хотя бы к тому, чтобы показатель оборачиваемости снижался от месяца к месяцу или как минимум не увеличивался.
Отношение дебиторской задолженности к выручке и активам баланса
Эти показатели, как и оборачиваемость, тоже нужно определять ежемесячно. Они должны уменьшаться от месяца к месяцу.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей
Снижая дебиторскую задолженность, не забывайте контролировать кредиторскую, т. е. вашу задолженность перед поставщиками.
В идеале дебиторская задолженность должна быть немного больше кредиторской — в 1,1–1,2 раза. Например, если средняя кредиторская задолженность — 10 млн рублей, то дебиторская за этот же период должна быть равна 11–12 млн рублей.
Также оба вида долгов должны быть сопоставимы по срокам. Составьте реестр старения кредиторки по той же форме, что и рассмотренный выше реестр по дебиторке. В идеале распределение кредиторской задолженности по срокам возврата должно быть примерно таким же, как у дебиторской, — по срокам поступления. Это нужно для того, чтобы вы могли в любой момент погасить долги перед поставщиками за счет дебиторки.
Но если у компании значительные ликвидные (т. е. легко реализуемые) запасы товаров или продукции, то можно и отклониться от этого соотношения. В этом случае вы покроете часть кредиторки за счет средств от продажи запасов.
Анализируйте эти коэффициенты не только в целом по бизнесу, но и по направлениям: регионам, группам товаров, ответственным менеджерам и т. п.
Например, если вы рассчитаете оборачиваемость дебиторки по каждому менеджеру, то оцените, как специалисты работают с долгами. Тех, у кого оборачиваемость минимальна, можно поощрить, а с теми, кто не справляется с должниками, поговорить и выяснить, почему увеличился период отсрочки.
Если вы рассчитаете отношение дебиторской задолженности к выручке по регионам, то увидите, где клиенты готовы работать с минимальной отсрочкой, а где средства будут «замораживаться». Выгодно активнее работать на тех территориях, где отсрочка минимальна и вложенные деньги возвращаются быстрее.
Как проверять контрагентов и управлять дебиторской задолженностью
Проверьте платежеспособность контрагентов
Начинайте управлять дебиторской задолженностью еще до ее появления, т. е. при заключении договоров с новыми контрагентами. Если вы отгружаете товары или оказываете услуги с отсрочкой платежа, то вы как будто выдаете покупателям кредит. Поэтому в идеале каждого контрагента, который претендует на отсрочку, нужно проверять так же, как это делает банк при выдаче кредита.
Запросите у контрагента баланс и рассчитайте основные коэффициенты, которые характеризуют его платежеспособность.
1-й. Коэффициент быстрой ликвидности (КБЛ), который равен отношению денежных средств и дебиторки к краткосрочным обязательствам.
КБЛ = (Деньги + Дебиторка) / (Краткосрочные кредиты + Кредиторка + Прочие долги) = (стр. 1230 + стр. 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550)
2-й. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ). Этот показатель отличается от КБЛ тем, что в числителе формулы к дебиторке и деньгам добавятся запасы.
КТЛ = (Деньги + Дебиторка + Запасы) / (Краткосрочные кредиты + Кредиторка + Прочие долги) = (стр. 1210 + стр. 1230 + стр. 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550)
Норматив для КБЛ — от 0,7 до 1. Это значит, что ваш контрагент должен иметь возможность погасить почти всю текущую задолженность за счет денег и дебиторки. Норматив для КТЛ — от 1,5 до 2,5. Дебиторка, деньги и запасы должны не менее чем в 1,5 раза перекрывать долги компании.
Рассчитайте оба коэффициента в динамике не менее чем за три отчетные даты. Тогда вы поймете, как меняется платежеспособность контрагента и чего можно ожидать в перспективе (без учета форс-мажорных ситуаций).
Продумайте шаги работы с должниками
Первые два пункта выполняет менеджер, который работает с этим контрагентом. Если же обычные напоминания не действуют, то подключайте юриста. В небольших компаниях часто нет штатного юриста, поэтому работой с просрочкой занимается сам руководитель или главбух.
Спишите невзысканные долги
Во всех подобных случаях вы можете списать дебиторскую задолженность на затраты и уменьшить налог на прибыль.
Но если вы работаете на «упрощенке», то уменьшить налог за счет безнадежной дебиторки нельзя. Списание долгов не включено в перечень расходов, которые можно учитывать при расчете УСН (письмо Минфина РФ от 13.11.2007 № 03-11-04/2/274).
Вывод: кратко о том, как работать с дебиторской задолженностью
Чтобы избежать финансовых проблем, регулярно контролируйте и анализируйте свою дебиторскую задолженность. Старайтесь сократить саму дебиторку и период ее оборачиваемости.
Предоставляйте отсрочки платежа только проверенным контрагентам. Если просрочка по оплате все-таки возникла, используйте все средства для взыскания долгов, вплоть до обращения в суд.
Если все средства для взыскания исчерпаны, спишите долг с учетом требований закона. Это даст вам возможность снизить налог на прибыль, если вы работаете не на УСН.