бриф в маркетинге что это
Два брифа на все случаи жизни
Каждый специалист по маркетингу должен иметь в своем арсенале хорошую заготовку маркетингового брифа, который можно отправить агентству для реализации нового проекта. Каждое агентство и любая компания бизнес услуг должна иметь свой собственный маркетинговый бриф, который наилучшим образом помогает понять клиента и выполнить работу на 100%.
Правильно составленный бриф (или техническое задание на проект) помогает наладить процесс взаимодействия между заказчиком и исполнителем. Бриф помогает исполнителю практически за несколько часов понять бизнес заказчика, его проблемы и ключевые задачи. И чем лучше исполнитель поймет бизнес клиента, тем быстрее, качественнее и точнее он выполнит его заказ. Отсутствие недопонимания, избежание срыва сроков, безупречное исполнение желаний заказчика и довольный лояльный клиент — вот результат, который начинается с правильного маркетингового брифа.
Как писать маркетинговые брифы? Какой должна быть структура маркетингового брифа? — на все вопросы мы отвечаем подробно в данной статье, а также предлагаем вам два новых готовых шаблона: маркетинговый и креативный бриф.
Золотые правила любого брифа
Для написания маркетингового брифа не требуется сверхспособностей или особых навыков. Все, что вы должны написать — уже у вас в голове. Вам просто необходимо правильно структурировать имеющуюся информацию и изложить ее последовательно в документе. Приведем несколько принципов, которые помогут написать хороший маркетинговый бриф:
А если, у вас возникают сложности с написанием брифа — значит вы до конца не представляете желаемый результат. В этом случае начните с самого начала: с того, зачем вам нужен проект и какие задачи бизнеса вы хотите с помощью него решить.
Пишите только нужное
Каждый маркетолог о своей компании и товаре может говорить бесконечно. Уважайте ваших исполнителей и пишите только полезные сведения, которые непосредственно помогут исполнителю качественно выполнить проект. Лишние и ненужные сведения засоряют сознание и могут сбить с правильного пути даже самое профессиональное агентство. Поэтому на первом этапе написания маркетингового брифа составьте четкий последовательный план из пунктов, которые помогут исполнителю понять ваш бизнес.
Пишите подробно
Не экономьте слова и не спешите быстрее написать бриф. Опишите каждый нужный пункт брифа подробно и однозначно. Пишите простыми предложениями, тезисами. Не углубляйтесь в микро-детали, но старайтесь предоставить полную информацию о рынке, вашей компании, особенностях товара и задачах, которые требуется решить. Если у вас есть в голове четкая картина желаемого результата, опишите ее. Если у вас есть готовые предложения по способам реализации проекта — напишите их. Этим вы сэкономите время и укажите правильное направления для работы.
Не знаете — так и пишите
Бывают ситуации, когда в брифе вы не можете написать точную информацию по запрашиваемым вопросам (например, вы не можете указать уровень знания вашего товара или положение на рынке). В таком случае не придумывайте, пишите как есть. Если у вас нет данных пишите об этом. Придуманная «на ходу» информация будет только вводить в заблуждение и может сформировать неправильное представление о вашей компании.
Правильно ставьте цели и задачи
Если на этапе написания брифа вы не можете написать четкую цель проекта, отложите бриф и определите цель. Если вы не можете решить, что конкретно должно сделать агентство, отложите бриф и определите задачи. Цели и задачи — фундаментальные пункты любого брифа. Каждую задачу описывайте подробно, точно и однозначно. Маркетинговая цель отдельного проекта должна не противоречить глобальным бизнес-целям компании. (Читайте подробнее о том, как правильно устанавливать цели в маркетинге)
Приводите бенчи и примеры
Исполнителю понять желаемый результат бывает особенно сложно, когда для описания используются только слова. Одними и теми же словами можно описать две совершенно разные картины. Поэтому дополняйте свой бриф визуальными примерами — бенчами (bench = пример, на который стоит ориентироваться), которые помогут исполнителю понять ваши пожелания. Уже готовые понравившиеся примеры экономят время разработки проекта, задают правильное направление для работы.
Устанавливайте правила
Последний принцип разработки маркетингового брифа заключается в определении способов взаимодействия, сроков и правил работы. Обязательно укажите в брифе критерии приема (или отказа) готовой работы. Укажите максимально возможный бюджет на проект и требуемые сроки выполнения основных этапов работ. Пропишите желаемый формат работы: как принимаются и обсуждаются все материалы, в какие сроки рассматривается работа. Желательно по проекту согласовать график основных этапов проекта, в котором утвердить все дедлайны для каждой стороны.
Структура маркетингового брифа
Маркетинговый бриф — документ, помогающий компании правильно поставить задачу по реализации проекта, направленного на развитие и продвижение товара. Это может быть: разработка позиционирования, стратегии продвижения товара, разработка BTL-акции, создание сайта, проведение выставки и т.п. Основные пункты, которые необходимо описать в маркетинговом брифе:
Структура креативного брифа
Креативный бриф — документ, помогающий компании правильно поставить задачу по разработке рекламного сообщения или образа товара. По своей структуре креативный бриф очень похож на общий маркетинговый бриф, только включает дополнительно описание коммуникационных целей; подробное описание основной мысли рекламного сообщения и желаемых образов, стилистики сообщения. Креативные брифы используются для заказа рекламных роликов, дизайна упаковки, рекламных макетов.
Готовые решения
Предлагаем скачать готовые образцы для написания брифов:
Бриф — как сказать о своих желаниях на языке исполнителя
3 февраля 2018 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 4577
Рассмотрим простой пример для того, чтобы понять, что такое бриф. В брачное агентство приходит Таня Иванова. Для того чтобы узнать, какого мужа она хочет, сваха просит ее заполнить анкету с вопросами о будущем избраннике: желательный рост, вес, цвет волос, глаз, образование, возраст и т. п. Исходя из сведений заполненной анкеты невесте подбирают соответствующего претендента на брак. Если сваха ошиблась и вместо заявленного жениха ростом 180 предоставила мужчину ростом 160, то Таня Иванова будет очень недовольна, а сваха не получит вознаграждение за работу. Можно сказать, что готовый заполненный документ — это и есть заполнение брифа в маркетинге, на основании которого формируется техническое задание.
Для чего нужны ответы на вопросы
Как говорится, без хорошего ТЗ вы получите ХЗ. Понять, что хочет клиент, иногда невероятно сложно, особенно если он не владеет профессиональным языком. В итоге исполнитель может получить результат в виде фразы: «Это не то, что мы заказывали, переделайте». Кто виноват в этом? Обе стороны: и клиент, и разработчик. Одна сторона не предоставила исчерпывающую информацию и не смогла доступно объяснить пожелания, другая не отдала ему на заполнение маркетинговый бриф. А мысли друг друга читать могут пока только герои фантастических романов. Поэтому необходимо использовать опросник, который помогает экономить время, собирать максимум информации, сохранять хорошие отношения между сторонами и беречь нервную систему.
В чем сила, бриф?
Итак, документ-опросник помогает оперативно решить следующие задачи:
Преимущества использования опросника исполнителем
Полезное для заказчика
Бывает, что клиент не хочет заполнять анкету и говорит: «Ну, вы запишите для себя с моих слов» или «Да что там заполнять — и так все просто и понятно». Как объяснить клиенту, что заполнение анкеты необходимо?
Вариант 1. Исполнитель может «встать в позу» и потребовать от заказчика оплату дополнительной работы.
Вариант 2. Если заказчик внес предоплату, получившая ее сторона может отказаться вернуть деньги, т.к. результат не соответствует ожиданиям.
Вариант 3. Рекламная продукция, сайт или текст в будущем не приносят того результата, которого ожидает заказчик. Ему приходится идти к другому профессионалу и снова тратить деньги.
Исполнение заказа через бриф-опросник сводит подобные риски к минимуму. Ожидания клиента документально закреплены и заверены подписями, и если результат не будет соответствовать им, есть возможность предъявить претензии.
Теперь давайте рассмотрим, как правильно составить информативный маркетинговый бриф.
Как разработать бриф
В анкете должны быть учтены два момента: содержательный и технический.
Каждый исполнитель размещает в своем опроснике необходимые для него вопросы. Универсального списка не существует, так как варианты работы слишком разнообразны. Любое сложное задание требует предварительного обсуждения (рекламные акции, разработка веб-ресурсов, копирайтинг, маркетинговые исследования, проектная документация и т. д.)
Основные части опросника
В каких программах можно составить опросник
Анкета для заказчика отправляется в любой форме. Существует три самых распространенных:
Никогда не отправляйте вопросы в теле письма. Опросник должен быть только в виде отдельного файла — это подчеркивает ваш профессионализм, опыт и подготовленность к работе. Рассмотрим пример: как следует составить хороший опросник.
Примерный бриф для разработки сайта
Дополнительные рекомендации
Перед отправкой брифа необходимо грамотно объяснить работодателю важность ответов на все вопросы. Основной довод для заказчика — ответы помогут разработать именно ваш проект. Ведь ни один разработчик самостоятельно не преодолеет все подводные камни, которые встречаются на пути решения любой задачи.
Что такое бриф и как его правильно составить
Если вы заказываете какие-либо услуги у стороннего агентства или разрабатываете свой проект совместно с другой компанией, нужно четко ставить задачи и цели. Чего только не приходится писать в такие моменты, но на начальном этапе самым важным документом является бриф.
Я расскажу, что это такое и в каких случаях он используется.
Зачем нужен бриф
Бриф – это инструкция, в которой заказчик прописывает задачи, этапы работы и технические детали для исполнителя. С его помощью можно обозначить все нюансы работы, создать единый контекст и настроиться на одну волну с другой командой. Иногда у компаний предусмотрены собственные шаблоны этого документа.
Инициатива создания или заполнения брифа обычно идет как от заказчика, так и от исполнителя. Однако клиент порой отказывается от его заполнения, и некоторые исполнители используют для описания дальнейшего плана работы другие инструменты.
Бриф нужен для того, чтобы заказчик смог полностью донести свой замысел до исполнителя. С помощью этого документа он покажет итоговую «картину» – то, каким будет готовый проект. Там же указываются контакты, сроки выполнения и бюджет, который компания готова вложить в реализацию.
В таком документе работу чаще всего разделяют на несколько основных этапов. Иногда заказчики указывают ключевые метрики для дальнейшего мониторинга и оценки успешности выполнения работы.
В каких сферах используется бриф
Чаще всего бриф используется в той сфере услуг, где итоговую картину формирует заказчик. К таким областям относятся:
Виды брифа
Четкой и единой формы у этого документа не существует, так как он используется во всевозможных сферах и для разных целей. Как правило, его содержание и тип определяются тем, какую задачу хочет решить заказчик.
Чем бриф отличается от ТЗ
Во-первых, техническое задание и бриф составляются на разных этапах сотрудничества. Сначала компания создает или заполняет бриф, а ТЗ используется уже ближе к этапу подписания договора. Бриф приравнивается к документу, имеющему определенную юридическую силу.
Во-вторых, бриф является некой визитной карточкой компании-заказчика, в которой предлагаются условия дальнейшего сотрудничества. А в техническом задании уже более четко и конкретно прописаны все роли, сценарии, этапы и задачи для разных участников команды исполнителя.
В-третьих, бывают случаи, когда нужен бриф и не нужно техническое задание, а бывает и наоборот. При долгосрочном сотрудничестве на этапах знакомства используется первый тип документа, а уже в дальнейшем составляется ТЗ на конкретные задачи.
Как правильно составить бриф
Сперва нужно определить цели и задачи, которые следует решить с помощью брифа, набросать перечень основных волнующих вопросов и обозначить желаемый результат.
Структура брифа
Единого шаблона для создания брифа не существует. Но есть несколько основных разделов, которые обязательно должны в нем присутствовать независимо от сферы деятельности заказчика и типа выполняемой услуги.
Часто такой документ содержит и технические характеристики желаемого продукта. Например, при написании текстовых материалов заказчик может задать стиль оформления документа, его формат (Excel, Word, PDF и так далее), стиль написания и так далее. Или при разработке сайта можно перечислить основные страницы и разделы, из которых он будет состоять.
Примеры брифов
Приведу пару примеров того, как составляют этот документ в разных сферах. И первое, что хочу показать – разделы брифа, который я лично составляла для организации мероприятий.
Второй пример больше касается практики разработки сайта. В примере показываю только грубую структуру, эдакий шаблон. Готовый бриф для вашего проекта будет отличаться от этого, ведь вам важно проработать все имеющиеся вопросы.
Заключение
В зависимости от сферы деятельности компании информация, содержащаяся в брифе, может отличаться. Я напоминаю, что составлять его следует с учетом цели сотрудничества и задач, которые должны быть решены. Ориентируйтесь на собственный опыт, и тогда документ выйдет идеальным.
Как составить бриф на контент-маркетинг
Какую информацию стоит выяснить у заказчика, чтобы контент попадал в ЦА и приносил результат
Контент-маркетинг используется для роста узнаваемости бренда, формирования потребности в новом товаре или услуге, повышения лояльности и «прогрева» аудитории, а в итоге — для повышения продаж. Чтобы этот инструмент сработал, важно в самом начале выяснить цели продвижения, ожидаемые результаты, особенности продукта и целевой аудитории. Сделать это поможет бриф.
Специалисты тендерной площадки Workspace рассказали, как составить бриф на контент-маркетинг. О чем спрашивать заказчика, которому нужны статьи, посты, пиар-материалы, тексты для рассылок? Разбираемся по порядку.
Что такое бриф и чем он отличается от ТЗ
Сначала немного матчасти. Бриф — это список вопросов, которые специалист или агентство присылает заказчику перед началом работы. Бриф необходим, когда речь идет о комплексной услуге: контент-маркетинг, разработка и дизайн сайта, SMM, SEO, контекстная и таргетированная реклама. Без него приступать к выполнению проекта — все равно что палить из пушки по воробьям. Информация о продукте заказчика, его бизнесе в целом, ЦА и конкурентах поможет создавать экспертный, интересный и полезный контент, который принесет лиды.
Часто заказчики путают бриф и ТЗ. Техническое задание — это обычно следующий этап работы, в нем прописываются конкретные задачи и способы их выполнения. Например, форматы и темы публикаций, их количество в месяц, ключевые слова, синопсис для каждого материала.
Обычно ТЗ составляет сам исполнитель и согласует с заказчиком. Реже, когда заказчик разбирается в контент-маркетинге, он делает это сам. В любом случае ответы на вопросы брифа очень пригодятся при составлении ТЗ.
Задаем общие вопросы
Вернемся к брифу и пройдемся по основным вопросам, которые рекомендуем задавать заказчику контент-маркетинга, на примере сферы e-commerce. Вы с легкостью сможете подогнать их под любую нишу.
Итак, к вам обратился владелец интернет-магазина, хочет заказать контент-маркетинг. О чем будем его спрашивать?
Информация о бизнесе и продукте клиента
Попытайтесь узнать максимум о продвигаемом продукте. В случае с интернет-магазином это:
Погрузитесь в бизнес клиента: спросите, как организованы бизнес-процессы, какие сотрудники за что отвечают, как налажена работа с клиентами.
Мы сформулировали вопросы, которые можно использовать в брифе или составить на их основе свои.
Какие товары наиболее популярны?
Ответ на этот вопрос поможет в будущем грамотно составить контент-план: освещать актуальные темы, интересные потенциальным покупателям, делать подборки популярных товаров, обзоры и т. д. А возможно — действовать наоборот: сконцентрироваться на продуктах, которые продаются не так хорошо, выяснить причину этого и исправить ситуацию с помощью контента (разумеется, если дело не в низком качестве или завышенной цене).
Как построена работа с лидами, начиная с первого обращения?
Информация пригодится в дальнейшей работе с сотрудниками компании. Контент-маркетологу предстоит общаться со специалистами отдела продаж и клиентского сервиса, которые могут рассказать о болях и частых вопросах покупателей. Вместе вы можете создавать действительно полезный и экспертный контент.
Как осуществляются клиентская и техническая поддержка? Что они в себя включают?
Важно понять, куда клиент может обратиться после покупки — задать вопрос, поблагодарить за сервис, высказать претензию. Из этих источников впоследствии можно брать темы для постов в соцсетях, раздела FAQ на сайте, публикаций на внешних площадках.
Сколько длится цикл покупки?
Если цикл покупки короткий, нужно будет кратко и привлекательно донести информацию о товаре, чтобы клиент пришел, увидел и скорее купил. Если длинный — приготовьтесь вести покупателя по воронке продаж: прогревать рассылками, раскрывать преимущества продукта в статьях и ненавязчиво подталкивать к покупке.
Как налажена доставка и оплата? Есть ли гарантии?
Выясните, в какие регионы доставляются товары и в какие сроки, какие способы оплаты доступны, на каких условиях можно вернуть товар.
Разработана ли программа лояльности, получают ли покупатели бонусы?
Конечно, можно изучить все это самостоятельно на сайте заказчика, но, как показывает практика, в предметном разговоре часто всплывают детали и подробности, которые в открытых источниках не указаны. Вам нужно их знать, чтобы не пообещать пользователям лишнее.
Информация о целевой аудитории
Узнайте все важные характеристики целевой аудитории — тех, на кого ориентирован будущий контент. Именно для них вы будете писать статьи, посты в соцсетях, тексты рассылок и прочий контент.
На сколько сегментов можно поделить ЦА? Какие основные характеристики этих сегментов?
Если заказчик уже составлял портреты (аватары) сегментов ЦА, прекрасно — это ценнейшая информация, с которой можно будет работать в процессе подготовки и продвижения контента. Важно все: пол, возраст, место проживания, доход, образование, стиль жизни.
Если такого подробного описания нет, попробуйте выяснить хотя бы приблизительно, как заказчик представляет свою аудиторию с точки зрения демографических и поведенческих характеристик, геолокации. Будьте готовы, что в процессе работы представление о ЦА и у вас, и у заказчика может измениться.
Какую информацию хочет получать каждый сегмент ЦА с помощью контента?
На разных этапах воронки пользователей интересует разная информация о продукте.
Покажем на примере интернет-магазина гаджетов. Родители первоклассника сначала задаются вопросом, купить ему к началу учебного года телефон или достаточно смарт-часов. Остановились на последнем варианте — начинают изучать бренды и технические характеристики. Непосредственно перед покупкой сравнивают цены и условия доставки в разных магазинах. При этом в процессе выбора одного родителя может интересовать техническая сторона вопроса, другого — дизайн и цена. В идеале интернет-магазин должен обеспечить своего потенциального покупателя контентом под все эти запросы.
Какие онлайн-ресурсы — сайты, СМИ, блоги, паблики — читает ваша ЦА?
Бесценный источник идей, откуда вы можете черпать темы и форматы контента. Также обращайте внимание на комментарии, которые оставляют читатели в этих пабликах и блогах. Чаще всего, это реальные проблемы, которые волнуют аудиторию.
Какие у клиентов есть возражения при принятии решения о покупке? Какие вопросы они задают? Чего боятся, в чем сомневаются?
Допустим, покупательница нижнего белья боится заказывать товар по интернету, потому что не умеет выбирать размер. А тому, кто хочет купить гаджет, недавно уже привезли смартфон с разбитым экраном, и он не хочет повторять печальный опыт. Ваша задача — определить основные боли и снять возражения в статьях, инструкциях, гайдах, постах.
Фрагмент заполненного брифа с информацией о ЦА для интернет-магазина канцтоваров
Информация о конкурентах
Вам предстоит выяснить основных конкурентов заказчика и проанализировать их присутствие в сети. Возможно, далеко не все из них используют контент-маркетинг. Тогда у вас есть неплохой шанс отстроиться с помощью контента.
Кто основные конкуренты в вашем ценовом сегменте?
Попросите заказчика предоставить ссылки на сайты конкурентов или хотя бы их названия. Затем проанализируйте, есть ли у конкурентов блог и публикации в СМИ, ведутся ли соцсети, как часто публикуются статьи и посты, на какие темы, активно ли комментируют читатели и т.д.
Какие конкурентные преимущества можно обозначить?
Это могут быть более низкие цены, постоянные акции, огромный ассортимент, редкие товары, которые сложно купить в каком-то регионе. Эти моменты потом нужно будет акцентировать в текстах статей, постов и рассылок.
Выделиться можно и качеством контента. Например, у конкурентов шаблонные рассылки и неинформативные статьи, написанные авторами с биржи, они не отвечают на вопросы подписчиков в соцсетях и не работают с негативом. Не повторяйте их ошибок.
Какие есть слабые места в сравнении с конкурентами?
Донесите до заказчика важность этого вопроса. Ведь одной из задач контент-маркетинга будет улучшение имиджа компании, что предполагает, в том числе, и отработку возможных претензий, сомнений, возражений потенциальных покупателей. По крайней мере, нужно знать слабые места продукта для того, чтобы аккуратно обходить эти моменты в текстах.
Информация о продвижении
В этом разделе необходимо собрать информацию о бюджете на контент-маркетинг и предполагаемом месте этого канала среди других.
Обозначьте примерную сумму на продвижение контентом в месяц.
Исходя из бюджета можно будет понять, какие площадки задействовать, сколько специалистов и какого уровня получится привлечь (копирайтеров, дизайнеров, SMM-специалистов и других). Нужно постараться донести до заказчика, что контент-маркетинг — длительный и дорогостоящий процесс. Ведь расходами на создание контента не обойтись — необходимо будет выделить сумму на его дистрибуцию.
Неплохо также было бы уточнить, из чего складывается эта сумма — доля от прибыли, «остаток» от других каналов продвижения или фиксированная цифра, которая сложилась в голове у заказчика («я не готов на это тратить больше N тысяч рублей в месяц»). Если бюджет нереалистичен, стоит сразу сказать об этом. Аргументируйте свое мнение: подробно распишите затраты на создание и продвижение контента в конкретной нише.
Какие рекламные каналы вы используете (использовали) для продвижения? Своими силами или через подрядчиков?
Пусть заказчик обозначит абсолютно все каналы, включая сарафанное радио, проведение вебинаров на YouTube, промоакции в офлайне. Да, даже в офлайне! Это поможет проанализировать эффект и перенять интересные идеи у коллег.
Какие каналы работают эффективно, какие не очень?
Полную картину окупаемости покажет только сквозная аналитика, но мнение и аргументы заказчика услышать не помешает.
В каких конференциях и профильных мероприятиях (онлайн, офлайн) вы или ваши сотрудники принимали участие в последнее время?
Из каждого такого выступления или просто участия можно выжать кейс, статью в блог или на внешнюю площадку и несколько постов.
Уточняем детали
Итак, общая информация о бизнесе клиента получена. Теперь нужно узнать о предыдущем опыте и примерах контента, которые клиент считает образцовыми.
Предыдущий опыт
Использовали ли вы раньше контент-маркетинг? С каким успехом?
Учтите, что предоставлять услугу контент-маркетинга впервые — ответственная и сложная задача. Вам предстоит терпеливо объяснять заказчику целесообразность тех или иных действий, аргументировать затраты, объяснять, почему вы решили использовать определенные форматы или площадки.
Если же продвигаться при помощи контента клиент уже пробовал, но опыт был неудачным, нужно выяснить, что ваши предшественники делали не так и что не нравилось заказчику.
Продвижение принесло ожидаемый результат — возьмите лучшее из опыта коллег, но спросите, почему сотрудничество все-таки прекратилось. Если у заказчика остались материалы — контент-стратегия, контент-планы, любые наработки предыдущего исполнителя — попросите прикрепить их к брифу.
Предпочтения заказчика
Какие блоги, аккаунты в соцсетях, публикации конкурентов или партнеров вам нравятся и почему?
Референсы помогут сориентироваться, какие методы продвижения, стиль подачи материалов являются для заказчика предпочтительными. Попросите его аргументировать свои предпочтения. Возможно, в процессе работы вам предстоит переубедить заказчика и предоставить ему другие примеры эффективной работы с контентом.
Каких целей вы хотите достичь с помощью контент-маркетинга?
Понятно, что главной целью, скорее всего, будет привлечение клиентов и увеличение прибыли. Но в зависимости от задач можно скорректировать стратегию. Например:
В каждом случае нужно продумать и целевое действие для пользователя. Что ему нужно сделать после прочтения статьи, поста, письма: перейти на сайт интернет-магазина, чтобы подробнее изучить ассортимент, зарегистрироваться в программе лояльности или купить конкретный товар?
Есть ли у компании tone of voice? Какой он? Если нет, какой голос бренда вам нравится?
Проработанный tone of voice помогает наладить контакт с аудиторией. Важно, чтобы он был единым для текстов на сайте, публикаций в соцсетях, рассылках, уведомлениях.
Если в компании не было определенного tone of voice, предстоит определиться, в каком тоне общаться с целевой аудиторией — официально-серьезном или дружественно-неформальном. Посоветуйте заказчику наиболее предпочтительный, исходя из стилистики конкурентов и особенностей продукта.
Специфический tone of voice магазина мужской косметики
Что должно входить в услугу контент-маркетинга?
Развертывание блога и удаленной редакции с нуля, создание email-рассылок, написание постов в паблики, PR-статьи и гостевые публикации, а может быть, все вместе? Здесь можно дать варианты ответа, потому что не каждый заказчик представляет себе объем и состав работ.
В зависимости от того, что нужно клиенту, спрашивайте детально:
Вполне возможно, что заказчик не сможет ответить на большинство уточняющих вопросов. Это нормально. Предложите ему варианты форматов и площадок для публикации, исходя из опыта работы в нише и контент-стратегии конкурентов.
Несколько слов о взаимодействии с заказчиком
Список вопросов определен. Осталось только оформить их и получить ответы. Как это лучше сделать?
Многие агентства и специалисты отправляют бриф в виде документа (MS Word, Google doc, Google form и др.) и высылают на email заказчика.
Фрагмент брифа в Google Форме
Мы все же советуем определить время, удобное для обеих сторон, и задать вопросы лично — по телефону, видеосвязи или на встрече. Так есть шанс выйти за рамки вопросов, узнать интересные и важные детали, да и заказчик охотнее согласится выделить время на беседу, чем на заполнение объемного брифа.
Еще один вариант — составить сокращенный вариант брифа с самыми ключевыми вопросами, который можно выслать по почте. Но после получения ответов обсудить их и задать уточняющие вопросы в ходе личной беседы.
Вот каким может быть список вопросов для краткого брифа:
И кое-что еще…
Конечно, на все вопросы клиент вряд ли ответит сразу и подробно (а жаль, получилась бы целая мини-книга). На какие-то он может и не знать ответа, придется уточнять в процессе диалога. Многое вам придется изучать и анализировать самостоятельно. Главное, чтобы в итоге у вас было достаточно данных, чтобы составить контент-стратегию, в которой будут учтены потребности целевой аудитории и задачи бизнеса.
У Workspaсe есть шаблоны брифов и на другие digital-услуги. Вы можете бесплатно скачать готовые образцы брифов и рассылать их клиентам.