видеть слышать ненавидеть гнать держать дышать обидеть что за правило
Азбучные истины
Учебники
Видео
Летнее чтение
Цитаты о языке
Пословицы и поговорки
Запоминалки
«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций. Если вы знаете интересные запоминалки, не вошедшие в этот список, – присылайте их по адресу электронной почты portal@gramota.ru
Согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец?
– Степка, хочешь щец?
– Фи!
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й
Мы же не забывали друга + й
Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль
(от пользователя varik-varvarik)
Срубили ель, сорвали щавЕль.
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
А у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!
Для строителей в момент
Привезет шофЁр цемЕнт.
МолЯщий в списки вас включИт,
ПонЯвший душу облегчИт.
КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.
В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.
БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.
(прислала Елена Пуриче)
Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство : 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Запоминалка слов-исключений с двойной Ж: Сожжены вожжи и дрожжи. Жужжит можжевельник
(прислал Pavel Stakhiv)
Чередующиеся гласные в корне слова
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, бл И ст А ть.
(Прислала Ксения Мурашкина)
СК А К напишем только так,
СК О Ч без о писать невмочь.
(прислала Дарья Конькова)
Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Шуточные запоминалки по разным предметам
Когда в английских словах для обозначения звука [i:] употребляется сочетание « ie » ( chief, thief ), а когда « ei » ( receive, perceive ):
If the letter « C » you spy,
Put the « E » before the « I ».
If you do not spy the « C »,
Put the « I » before the « E ».
Автор: David Chaika (Америка).
Для запоминания классов звезд:
Один Бритый Англичанин Финики Жует, Как Морковь.
Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.
(прислала Надежда Иванова)
Раз Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять Юпитер, шесть – Сатурн,
семь – Уран, за ним – Нептун,
И девятая планета под названием Плутон.
О Т о Б РА Л Д ВЕ С о С К и ВО Р – так научил учитель физики и астрономии запомнить порядок знаков Зодиака. Заглавные буквы – начальные буквы знаков Зодиака, строчные буквы воспринимать как вспомогательные:
О – Овен
Т – Телец
Б – Близнецы
РА – Рак
Л – Лев
Д – Дева
ВЕ – Весы
С – Скорпион
С – Стрелец
К – Козерог
ВО – Водолей
Р – Рыбы
(прислала Анна Филатова)
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.
Если очень постараться,
Можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Пи = Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ.
Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Что я знаю о кругах? 3,1416
Число ПИ (количество букв в слове соответствует числу): «Это я знаю и помню прекрасно: ПИ лишние знаки мне чужды, напрасны» – 3,14159265358 (прислала Ольга Бирюкова)
Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)
Семь цветов радуги
Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны.
Слова склонения на U краткий в старославянском:
Имею полдома.
На верху мед.
А возле дома
Сын вола пасет.
Автор: Кочетков Леонид
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).
Ко второму спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
Глаголы-исключения в стихах
Глаголы-исключения следует запомнить наизусть, чтобы не ошибаться в написании их личных безударных окончаний. Предлагаем подборку стихов и запоминалок, чтобы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти веселые стихи помогут вам легко запомнить список глаголов-исключений второго спряжения, заканчивающихся на -еть и -ать и глаголов первого спряжения, имеющих конечное буквосочетание -ить.
В русском языке несколько глаголов с безударными личными окончаниями получили название глаголы-исключения, так как спрягаются не так, как типичные глаголы первого или второго спряжения.
Выучить их перечень помогут следующие стихи и шуточные запоминалки.
Глаголы-исключения
ΙΙ спряжение
Вы запомните, пожалуйста, друзья,
«Е» в их окончаниях писать нельзя!
Глаголы-исключения первого и второго спряжения запомним с помощью следующих рифмованных строк.
Глаголы I и II спряжения
«Брить», «стелить» запомни тоже.
«И» в их окончаниях писать негоже!
Помощь в стихах
В личных окончаниях этих глаголов-исключений, принадлежащих ко второму спряжению, мы пишем лишь буквы “и” и «а» или «я» :
Запоминалка
С помощью этого стишка запомним глаголы-исключения с конечным буквосочетанием -еть:
Весёлые рифмы
Очень важно научиться устанавливать спряжение глаголов, однако ещё важнее – знать глаголы-исключения 1 и 2 спряжения. Эта памятка поможет без труда определять необходимое.
Для закрепления материала хорошо прорешивать тренажеры с проверкой онлайн, чтобы к экзамену быть в полной готовности.
Глаголы II спряжения и их исключения
Слово нужно проспрягать, то есть изменить по лицам и числам, чтобы увидеть нужные окончания и верно определить спряжение.
Таблица ниже наглядно представляет примеры.
Он / она / оно летит
Имеются вдобавок глаголы 2-ого спряжения, которые являются исключениями. Дабы не ошибиться, желательно заучить их: вертеть, гнать, держать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, дышать, слышать.
В начальной форме все они оканчиваются на –ать и –еть, поэтому кажется, что они принадлежат 1-ому спряжению. Однако легко проверить, к какому спряжению принадлежит глагол, если просто проспрягать его.
Глаголы I спряжения и их исключения
я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;
я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;
я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;
я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;
я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.
Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения: брить и стелить.
Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.
Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.
Как определить спряжение глагола в русском языке
В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:
по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);
по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).
Метод выявления спряжения по ударному окончанию
кричать – ты кричишь, она/он кричит (2);
велеть – ты велишь, она/он велит, они велят (2);
течь – ты течёшь, она/он течёт, они текут (1);
молчать – ты молчишь, она/он молчит, они молчат (2);
таить – ты таишь, она/он таит, они таят (2);
жечь – ты жжёшь, она/он жжёт, они жгут (1).
Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.
лить – льёшь, льют (1 спр.);
гореть – горишь, горят (2 спр.);
мыть – моешь, моют (1 спр.);
рыть – роешь, роют (1 спр.), галдеть – галдишь, галдят (2 спр.).
Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу.
Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив (начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.
Глаголы-исключения
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
смотреть видеть ненавидеть терпеть обидеть зависеть вертеть | гнать дышать держать слышать |
Бьётся лебедь средь зыбей…
К морю лишь подх oд . т он.
Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.
подходить
слышать
смотреть
видеть
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)
3. Словарная работа
– Кто о себе так заявляет?
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
– Где находится безударные гласные? (В корне).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).
– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования). Перечисли их общие черты.
– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);
4. Постановка проблемы
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
Неопределённая форма
2 лицо, единственное число
3 лицо, множественное число
Неопределённая форма
2 лицо, единственное число
3 лицо, множественное число
– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.
5. Открытие детьми темы урока
– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.
– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.
6. Знакомство с правилом
– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.
Вот и слыш . т, будто стон…
Бьётся лебедь средь зыбей…
Неопределённая форма
2 лицо, единственное число
3 лицо, множественное число
Неопределённая форма
2 лицо, единственное число
3 лицо, множественное число
– Проведём самопроверку по правилам.
– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений).
– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:
смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть
гнать
дышать
держат
слышать
7. Физкультурная пауза
– Закрываем глаза, заучиваем.
(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” – спрягать нельзя.
– В этих глаголах мы пишем лишь: “-и” (ты видишь, он видит и видят они)
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
8. Первичное закрепление
Комментированное письмо (сигналки I и II спряж.):
Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.
Смело бежит волк по знакомому следу.
Хорошо знает он дорогу в своё логово.
Сидит на голом суку головастый совёнок.
Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.
Рассуждение по алгоритму:
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
9. Зрительная гимнастика (5 минут).
10. Этап закрепления. Обратная связь (проверка по цветным сигналкам).
Зелёного цвета: Глаголы 1-го спряжения легко отличить от глаголов 2-го спряжения только тогда, когда их личные окончания стоят под ударением (несeшь, говорuт, бежuшь, бредeшь, идyт, спешaт и т.д.).
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание,
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание
Под ударением –
Легко ты узнаешь,
Какое спряжение.
Если у глагола безударное личное окончание, то его надо поставить в неопределённую форму.
Красного цвета: Глаголы исключения (11 глаголов): Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть, смотреть.
Работа по цветным карточкам
ударные: | несe’шь говорu’шь бежu’шь спешa’т пою’т иду’т бредe’м | безударные: | кo’рмит собирa’ют крa’сит дикту’ет вя’нет | исключения: | дышит слышит видишь терпит стелешь бреешь |
11. Повторение изученного
– А теперь поработаем в группах:
Кроссворд Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица, единственного числа:
– Какое слово получилось в выделенной колонке? (Исключения).
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.
13. Домашнее задание:
1. Выучить глаголы исключения (по памятке);
2. написать небольшое сочинение о глаголах исключениях или сочинить свои стихи.