вибрато что это в музыке
Вибрато что это в музыке
Для начала, давайте разберёмся, что такое вибрато и как научиться это вибрато петь. Для чего вообще делать вибрато голосом.
Что такое вибрато? Вибрато – это периодические изменения высоты, силы или громкости, тембра звука, пения. У вокалистов вибрато вызывается колебанием воздушного давления, как и у духовых инструментов, у струнных вибрато получается при колебании струны пальцем. Итак, какую роль играет вибрато в пении? Вибрато в вокале – это своего рода украшение, инструмент, которым пользуются для придания голосу теплоты, создания индивидуальной тембральной окраски, голос как будто льётся, когда вокалист использует вибрато. Вибрато различается по частоте колебаний и по амплитуде звуковой волны. По частоте обычно вибрато бывает с частотой 6-7 колебаний в секунду, но если вибрация получается более частая, мы слышим тремоло, а если менее частая, то это звучит как качание звука. У вокалистов вибрато бывает природным, а бывает искусственным, его можно развить и усовершенствовать.
Как возникает вибрато? Вибрато бывает правильное и ложное. Ложное возникает при вибрировании гортани, а правильное – образовывается в резонаторах. Исполнитель может остановить вибрато по своему усмотрению, а также увеличить или уменьшить по амплитуде или высоте. Спокойное вибрато говорит нам о свободе голосового аппарата и о правильном певческом дыхании.
Если вокалист от природы не награждён умением делать вибрато, то это достигается путём упражнений, способствующих снятию напряжения в гортани. В вокальных школах, обычно, вибрато не учат. Опытные хорошие педагоги знают, что когда голос будет звучать ровно и на опоре, в резонаторы, тогда вибрато появится само собой.
Таким образом, чтобы научиться петь вибрато, нужно сначала научиться правильно петь вообще: научиться правильному дыханию, избавиться от зажимов в голосе, научиться правильному вокальному дыханию. Для развития этих навыков существуют упражнения. Вот лишь несколько из них.
Регулярные занятия вокалом в скором времени принесут долгожданные результаты, главное помнить, что в пении главное – это свобода!
Вибрато в голосе: как делать вибрато в вокале
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Слово «Вибрато» происходит от итальянского слова Vibrato или латинского Vibratio – колебание музыкального звука. Подразумевается, что исполнение может быть как инструментальное, так и голосовое. Мы разберём этот вопрос с точки зрения вокала. Чтобы понять, что такое вибрато в голосе и как делать вибрато в вокале, нужно начать с самого начала.
Во-первых, колебания в голосе должны быть ровными, точными и исполнены чистыми нотами основного тона голоса. Поэтому овладеть этой техникой может далеко не каждый. Вибрато – это один из показателей профессиональной постановки голоса вокалиста.
Во-вторых, зачастую педагоги учат искусственной имитации вибрато, и это очень странный и даже абсурдный процесс. Это непрофессиональный подход к обучению. Если вы учитесь петь правильно, то вибрато обязательно возникнет естественным путем. Это физический результат правильной техники и правильного владения голосом. Для того чтобы вибрато родилось в исполнении, оно должно быть выработано в первую очередь с помощью правильного дыхания, затем расслабленности тела и голосового аппарата, а также правильной работы гортани.
Разница между вибрато, трелью, вибрацией и тремоло
Многие преподаватели вокала даже не понимают разницы (на слух и в теории) между трелью, вибрацией и тремоло. Вполне возможно, что вас обучат одной из трех техник, а не вибрато.
Трель – это «блеяние козы». Наверное, это самая распространенная ассоциация. Потому что звук трели достаточно резкий, отрывистый и быстрый. Так происходит из-за неумения правильно дышать и равномерно распределять воздух. В итоге он просто рассеивается.
Вибрация – это не вибрато, а отклонение от ровной скорости. Голос начинается с более медленного и глухого исполнения и, вдобавок, съезжает с основного тона. Так происходит из-за недостаточного развития музыкального слуха, сосредоточенности на тональности и, конечно же, плохого управления дыханием.
Тремоло по технической составляющей похоже на вибрацию в голосе. Только если вибрация медленная по темпу, то тремоло, наоборот, слишком быстрое. Технически тремоло появляется от избытка гортанного давления, которое приводит к напряжению у корня языка.
Маленький факт. Вы знали, что вибрато снимает напряжение с голосовых связок? По очень простой причине: за счет свободного пульсирования гортани.
Итак, теперь мы примерно понимаем, что такое вибрато в голосе, так что давайте ответим на вопрос, как делать вибрато в вокале, и перейдем к упражнениям.
Работа диафрагмы и правильное дыхание
Упритесь подушечками пальцев в солнечное сплетение и произнесите самый простой для вас слог или гласную букву, например, «А». Выпускайте звук спокойно, на умеренной громкости и равномерном потоке воздуха, пальчиками надавливайте на живот с частотой 3-4 раза в секунду.
Работа гортани
Это мышца, которая управляет давлением воздуха. Как нам известно, связки – это тоже мышцы. Как и при любой физической нагрузке на тело в спортзале, если заучить упражнение неправильно, то переучиться в дальнейшем будет очень сложно.
Положите пальчики на гортань (женщины) или кадык (мужчины). Возьмите слог из предыдущего упражнения и выполняйте движения вверх-вниз с частотой колебаний 3-4 раза в секунду. Внимание, давить на горло сильно не нужно!
Распевки
Несложные распевки на удобной для вас тесситуре помогут освоить вибрато.
Просто наиграйте себе полутона. Начните петь медленно, если у вас есть проблемы с музыкальным слухом, и постепенно набирайте темп. Если же с интонированием все в порядке, можете сразу начинать со средней скорости.
Это упражнение раскачает ваш голос и «ленивую» гортань.
Вибрато в голосе: как использовать в песне и делать вибрато в вокале
Всегда помните о том, что вибрато должно быть уместным. Применяйте эту технику только в подходящих местах песен, чтобы ваше исполнение не было похоже на испорченную грампластинку.
Вибрато – это стильная вокальная фишка, оно должно соответствовать характеру песни. Его можно использовать на протяжении всей фразы или слова, в начале строки, затем стоит перейти на ровный звук, или, наоборот, сначала спеть ровно и перейти на вибрато. Сочетайте с вибрато субтона, крещендо, диминуэндо – они отлично подчеркнут этот вокальный прием.
Пример Уитни Хьюстон
У Уитни Хьюстон есть своя особенность исполнения вибрато: ритмичная раскачка нижней челюсти.
Я часто встречаю пародии на это характерное движение Уитни. Конечно, не стоит повторять вслед за известной певицей: это выглядит смешно и неестественно.
Уитни Хьюстон навсегда останется легендой эстрадного исполнения. Раскачка нижней челюсти при вибрато – это ее неповторимый стиль, манера пения, которая смотрится органично при ее исполнении. Еще раз повторю: такой ход копировать не нужно, лучше прислушаться к себе и помочь своему голосу естественно и индивидуально исполнять те или иные вокальные приемы.
Мы научим вас, как как делать вибрато в вокале: если вы хотите изучить технику вибрато в голосе, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Вибрато
И. M. Ямпольский.
Полезное
Смотреть что такое «Вибрато» в других словарях:
ВИБРАТО — (итал. vibrato, от лат. vibrare дрожать). В музыке: брать ноты так, чтобы звуки выходили дрожащими. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИБРАТО ит. vibrato, от лат. vibrare, дрожать. В музыке: брать… … Словарь иностранных слов русского языка
ВИБРАТО — (итал. vibrato от лат. vibro колеблю), периодические изменения высоты звука (частотное вибрато) или громкости (амплитудное вибрато). Применяется в пении, игре на струнных смычковых и духовых инструментах, в электроорганах. Звук с вибрато… … Большой Энциклопедический словарь
вибрато — прием, колебание Словарь русских синонимов. вибрато сущ., кол во синонимов: 2 • колебание (59) • прием … Словарь синонимов
вибрато — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Вибрато — Обозначение Вибрато в нотной записи. Вибрато периодические изменения высоты, громкости или тембра музыкального звука. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца, в духовых инструментах и у вокалистов пульсацией воздушного давления. Как … Википедия
вибрато — (итал. vibrato, от лат. vibro колеблю), периодические изменения высоты звука (частотное вибрато) или громкости (амплитудное вибрато). Применяется в пении, игре на струнных смычковых, духовых и электроинструментах. Звук с вибрато становится… … Энциклопедический словарь
Вибрато — вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio колебание), 1) приём исполнения на струнных музыкальных инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне. Периодически изменяя в небольших пределах высоту звуков … Большая советская энциклопедия
Вибрато — (Vibrato) см. Вибрация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
вибрато — I нескл. ср. Кратковременные и незначительные колебания высоты тона какого либо звука (голоса, музыкального инструмента и т.п.), придающие ему особую окраску и выразительность. II нареч. качеств. обстоят. Извлекая звук особым колебанием струны… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
вибрато — См. vibrato … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Вибрато
В любой вокальной технике, особенно оперной, вибрато играет важную роль. Оно обогащает тембр, делает голос более полным, приятным для слушателя. Без вибрато мы получаем прямой, часто слишком металлический или резкий звук. Выразительность так же страдает, ведь без вибрато тембр обедняется, звучит как детский, несерьезный, а это противоречит многим оперным характерам. Однако прямой звук тоже может быть использован, как краска в определенных сценах, например, когда персонаж болен или потрясен… Так же более прямой звук приветствуется в старинных ариях XVII-XVIII веков, где сильное вибрато или даже «качка» портят все исполнение. Разные культуры поощряют разные типы вибрато, например, азиатская, где оно широкое и медленное, а французские поп исполнители нередко пользуются быстрым и плотным вибрато. Но для оперы это все не подходит.
Что такое вибрато
Итак, вибрато — это необходимая характеристика звука у оперных певцов. Отсюда частый вопрос: «Как мне развить вибрато?» или «Когда оно у меня появится?». Конечно, люди с природно поставленными голосами обычно имеют и природное вибрато, они не задумываются над тем, как его развить.
Давайте сначала определимся, что по сути вибрато — это НЕБОЛЬШОЕ изменение высоты тона, возникающее в результате свободного колебания голосовых связок. Как нам дать эту свободу своим связкам? Правильно: открытое горло (la gola aperta) плюс хорошее смыкание (здоровье голоса). То есть нам нужно добиться двух противоположностей: открытого горла и плотно смыкающихся связок (не через силу, а как простое здоровое состояние связок). Правда, еще важна равномерная без толчков опора дыхания, но без нее вообще никуда. Без этих условий возникают проблемы с вибрато.
Виды некачественного вибрато
1. «Качка» голоса. Медленное и широкое вибрато бывает от плохого смыкания, от выталкивания дыхания, от отсутствия фокусировки звука (то есть широкий звук в затылке или вообще без определенного направления). Еще такой изъян называют «старческим голосом«. Хотя это в корне неверно, потому что и в 20 лет можно иметь такое широкое вибрато, а в 70 лет петь без качки. Если звук здоров (правильная техника), то и качки не будет, а возраст тут ни при чем.
Итак, плохой смык лечится у фониатра. Чтобы не толкать дыхание, нужно развить те мышцы, которые создают «парадоксальное» дыхание (об этом в статье об опоре). Широкий затылочный звук убрать сложно, но можно. Нужно фокусировать звук вперед перед собой, просто найти определенную вымышленную точку фокусировки и петь в нее. Можно петь сочетание звуков «НГ», чтобы найти эту точку. В конце концов, обхватить пальцами нос и направлять звук в пальцы (только не переборщить с гнусавостью!)))
2. «Барашек». Это слишком быстрое вибрато, которое еще называют «блеянием». Возникает в следствие напряжения корня языка (есть отдельная статья про язык), от придыхательной атаки (про атаку читайте в другой статье), при которой связки после вдоха не смыкаются, не закрываются. И тогда, в зависимости от формы и размера самих связок, может повыситься скорость вибрато. Так же причиной может стать отсутствие опоры (пение просто горлом). Когда к этим проблемам примешивается еще и неравномерное дыхание, то получается быстрое неравномерное вибрато, которое сильнее бросается «в уши», чем быстрое, но равномерное.
3. Прямой тон. Очень часто у начинающих певцов тон прямой и совсем без вибрато. Иногда такое возникает от того, что человек пел в хоре, где хормейстер требовал прямого тона, как бы «наколоть», чтобы никто не выбивался по звуку. Но специальное стремление к прямому звуку опасно для голоса, так как вызывает сдерживание и напряжение, как бы сжимание голоса. Ведь связки вынуждены удерживать дыхание, чтобы не начать вибрировать. Таким певцам тяжело переучиться, даже если голос здоров. Тогда нужно петь на итальянский гласный «У«, который помогает достигнуть баланса давления и голосовой щели без опасности передавить на связки. Только это все без напряжения корня языка и при хорошо расправленном широком мягком небе, чтобы «У» был эффективен акустически (часто «У» бывает зажат между корнем языка и небом, что не дает ему хорошо звучать). Тогда получается красота и резонанс одновременно.
4. Диафрагмальное вибрато. Это когда певец, который так и не дождался формирования нормального вибрато, начинает использовать пульсирование диафрагмы, чтобы создать ложное вибрато. В принципе, оно похоже на настоящее, но проблема в том, что дыхательные мышцы так глубоко запоминают эту пульсацию, что потом ее никак не убрать, только если долгим упорным трудом. Лечится это так: сначала вдох, потом стараемся равномерно выдыхать, шипя на «Ссссссс…». Запоминаем равномерную выдыхательную работу мышц. Теперь поем на любой гласный, сохраняя то равномерное выдыхание. Это стабилизирует дрожащую диафрагму. Возможно, придется это делать в течение долгого времени.
Поможет ли трель?
Некоторые педагоги используют трель для развития вибрато у ученика. Здесь тоже все индивидуально, но некоторым удается через трель высвободить связки и чрезмерное сжатие, тем самым развивая вибрато. Однако вибрато, как было уже сказано в начале статьи, это НЕБОЛЬШОЕ изменение по высоте, то есть меньше, чем у трели. Встречаются певцы, у которых вибрато разносится почти на полутон. Поэтому лучше вырабатывать правильную технику и ждать настоящего вибрато.
Бывает, оно приходит через несколько занятий вокалом, а бывает и через несколько лет. Все это зависит от индивидуальных особенностей, от связи со своим телом, от координации мысли и работы тела. В любом случае, в вокале нужно терпение.
Что такое вибрато и для чего этот приём нужен в музыке
Скорее всего, музыка родилась тогда, когда человек понял, что звуки природы бывают очень красивыми и чистыми. И научился находить то, что помогло ему извлекать такие звуки самостоятельно. Но эффект вибрато в музыке и вокале появился позже – когда человек научился петь и управлять звуками.
Что такое вибрато: игра звучания
В древние времена люди использовали музыку и пение не столько для развлечения, сколько для обрядовых вещей. Музыкой радовали богов, сопровождали праздники, свадьбы и проводы в мир иной. Изначально вибрато в музыке, да и в вокале тоже, не существовало. Звуки народной музыки и песен – долгие, чистые и однообразные. Поэтому народная музыка зачастую кажется скучной, от неё иногда просто тянет в сон. Но такое звучание вполне оправдано – народное пение основано на хоровом исполнении. То есть, все голоса фактически сливаются в один, создавая силу, а тональность каждого должна быть такой же, как и другие.
Что такое вибрато? Можно сказать, это особая звуковая краска, которая помогает сделать длительное звучание разнообразнее и интереснее, придать ему красоту. Достигается этот эффект сменой тональности, причём, вибрато возможно как в вокале, так и в музыке. Особенно эффектно оно звучит в романтических композициях, а также у рок-исполнителей.
Украшаем музыку: для чего нужно вибрато
Для того, чтобы уметь петь, нужно покачивать слух и голос. Иногда и то, и другое даётся от природы. Но чаще всего голос нужно развивать, работать над ним постоянно. Чистота звучания – это, безусловно, хорошо, но хороший исполнитель должен уметь гораздо больше. Для чего нужно вибрато певцу?
Обычно если детей в школах обучают музыке, то вокал преподаётся достаточно однобоко: детей учат петь исключительно в хоре. Да, безусловно, это учит многому – развивает единство звучания, чистоту тона, учит сохранять силу голоса… Но, если человек, привыкший петь в хоре, без тренировок попытается петь самостоятельно, сольно, скорее всего, покажется, что он звучит очень скучно и однообразно. Дело в том, что в хоре требуется как раз единая сила голоса у всех. А «изюминки» в отдельно звучащем голосе не будет, потому что только хорошо натренированное сольное исполнение может дать ощущение какой-то уникальности. Потому что вибрато в вокале – это и есть та самая «изюминка», которая даёт голосу неповторимость. Именно поэтому солистами становятся далеко не все.
То же самое можно сказать и о музыке. Если звучит оркестр – все музыкальные инструменты должны сливать звуки в нечто единое. И только сольное звучание отдельного инструмента может дать неповторимый эффект вибрато.
Как сделать вокал уникальным
Конечно, в разных жанрах исполнения есть разные требования. Но профессионал может справиться с многими вокальными заморочками. И помогают ему в этом разные упражнения. Что касается вибрато, то оно есть не у всех. Но развить его может каждый. Каким образом?
Лучше всего, конечно, обратиться к учителю вокала. Самостоятельно выявить ошибки довольно сложно. Вот есть вибрато. Виды его разнообразны – причём, большая часть этих видов – виды ошибок. Их много, и лучше, если вам поможет поставить голос профессионал. Основных же видов вокального вибрато два – ложное и правильное. Правильное возникает при работе голосовых резонаторов, а ложное формируется в гортани, причём, по-разному. Самостоятельно не только сложно разобраться в ошибках, но и понять, как их исправить. Причём, как ни парадоксально, больше всего «ошибаются» молодые, сильные и чистые голоса. Поэтому работа требуется большая.
Что ещё можно посоветовать? Тренируйтесь на тех песнях, которые близки вам по звучанию. Если вы не смогли найти себе такую композицию, но знаете, чего хотите, лучшим вариантом будет заказать свою уникальную песню у автора Татьяны Агаповой, которая имеет большой опыт создания эстрадных песен.
И не бойтесь трудностей. Путь к славе тернист. Но старания и труд над собой помогут вам добиться любых успехов!