ветролов в квартире что это
Персидский «ветролов» — древнее устройство для вентиляции
Бадгир (на персидском «ветролов») — элемент традиционной персидской архитектуры, на протяжении столетий использующийся для обеспечения естественной вентиляции в зданиях.
Такие ветровые башни, или ветроуловители, бывают разных конструкций: одно-, дву- и многонаправленными.
Неизвестно, кто изобрел первый ветролов, однако их до сих пор можно увидеть во многих странах.
В центральном Иране разница дневной и ночной температур очень велика – от прохладной до крайне жаркой – и это в условиях круглосуточной низкой влажности. Города располагаются в оазисах обычно очень близко друг к другу. Большинство зданий имеют толстые стены и построены из кирпича с высокими теплоизоляционными качествами. Здания с высокими стенами и потолками – намного более высокими, чем принято в западной архитектуре – отбрасывают на землю большие тени. Попадание прямого солнечного света сведено к минимуму благодаря небольшим окошкам, выходящим на теневую сторону.
Башня бадгира поднимается из самых нижних уровней здания и имеет несколько вентиляционных каналов, чаще четыре, открывающихся в верхней части башни на четыре стороны света. Работа бадгира регулируется открытием того или иного канала. При открытии канала с подветренной стороны возникает «эффекта Коанда», и воздух вытягивается из здания, а при открытии канала с наветренной стороны воздух затягивается в шахту и движется на самый нижний уровень здания. Этим в здании обеспечивается естественная приточная вентиляция, но самой по себе ее недостаточно для существенного снижения температуры воздуха ниже температуры окружающей среды, когда сухой горячий воздух проникает через любые трещины и окна здания.
Задача существенного снижения температуры решается сведением к минимуму трещин в основании здания, а также пропусканием горячего воздуха через подземный канал с водой – канат. Горячий воздух, поступающий к канату снаружи через воздушные колодцы, охлаждается за счет испарения с поверхности воды, и охлажденный поднимается в самое нижнее помещение здания. Кроме того канал аккумулирует прохладный ночной воздух, который удерживается его стенками и не смешивается с более легким теплым воздухом снаружи.
Бадгир может создать перепад давления, при котором прохладный сухой ночной воздух, проходя через канал с водой, еще больше охлаждается в процессе испарения.
И, наконец, бадгир может работать в условиях безветрия или при отсутствии канала с водой. В этом случае открывают вентканал с нагреваемой солнцем стороны, воздух в пустой трубе накаляется, становится легче и устремляется вверх, т.е. создается естественная тяга. Этот процесс также дополняется циклом день-ночь, упомянутым выше, когда более тяжелый холодный воздух остается в нижней части здания. При этих условиях температура не опускается ниже нижней ночной температуры. Эти две функции нашли определенное применение и в западной архитектуре.
В сочетании с толстыми стенами, имеющими высокие теплоизоляционные характеристики (высокий коэффициент сопротивления теплопередаче), бадгир способен значительно снижать температуру в помещениях мечетей и подвадах других строений (такие большие подземные помещения назывались шабестанами).
Такие ветровые башни настолько эффективны, что столетиями находили широкое применение в персидской архитектуре для обустройства холодильных помещений (яхчалов). Традиционные колодцы (ан-анбары) нередко строились с бадгирами, которые позволяли сохранять очень низкую температуру воды в жаркие летние месяцы. Охлаждающий и испаряющий эффект бадгира сохраняется только в условиях высокой сухости воздуха, отсюда повсеместное их использование на Иранском нагорье, в регионах Йезд, Кашан, Наин и Бам, особенно в сочетании с ан-анбарами.
В традиционной персидской архитектуре небольшой бадгир называется «шиш-хан». Шиш-ханы до сих пор можно видеть возвышающимися над ан-анбарами в Казвине и других городах на севере Ирана. По-видимому, здесь их используют исключительно для вентиляции, а не регулирования температуры, в отличие от их «старших братьев» в центральных пустынных областях Ирана.
Ветроловы в Дубае спасали от жары столетия назад. Почему сегодня стоит возродить их строительство
Не всегда один из дорогих и богатых городов в мире Дубай был таковым. До того как на территории ОАЭ обнаружили нефть, это был обычный рыбацкий городок. Сегодня напомнить о былых временах туристам, как и местным жителям, может исторический район в Дубае под названием Бастакия.
Бастакия, Дубай. Источник https://vk.cc/c641gg
Здесь большое количество узких улочек и несколько десятков старых домов, в которых жили иранские торговцы, ловцы жемчуга и рыбаки ещё в начале XX века. Район очень колоритный и имеющий историческую ценность, хотя чуть более 40 лет назад его едва не снесли, чтобы выстроить на этом месте новый бизнес-центр. Но этого не случилось.
Именно в Бастакии, восстановленном историческом районе города, туристы не могут не заметить ветряные башни на крышах домов. Ещё их называют ветроловами или бадгирами. По сути – это прототип современных вентиляционных систем.
Ветролов в старом районе Дубая. Источник https://vk.cc/c641bs
Не мудрено, что ещё несколько столетий назад (сколько – достоверно не установлено), подобные ветроловы начали использовать для охлаждения и вентиляции помещений в некоторых жарких странах Ближнего Востока, в том числе и в ОАЭ. Ведь столбик температуры в летнее время не редко здесь доходит до 50 градусов выше нуля.
Бадгиры представляют собой башни, которые устанавливали в центре домов и выводили выше крыши. Башни разделены, как правило, на два вертикальных канала, по которым из-за движения воздушных потоков создавался «каминный эффект». Несвежий воздух таким образом вытягивался по каналам через отверстия, а прохладный и чистый с улицы попадал в дом.
Общий принцип работы бадгиров. Источник https://vk.cc/c641Nu
Такие вот своеобразные вытяжки из-за больших размеров хорошо охлаждали не только дома, но даже подземные хранилища с водой. Температура в домах с ветроловами опускалась на 12 градусов ниже той, что в это же время была на улице, а вода в подземных резервуарах так и вовсе была ледяной.
Подобные системы вентиляции использовали также в Древнем Египте, там они носили название «малькаф». Но от арабских бадгиров они отличались тем, что имели всего один вертикальный канал, а не два и более.
Не секрет, что ОАЭ является одной из самых кондиционируемых стран в мире в силу своего климата и вложенных финансов. Тем не менее вопрос о более экономном использовании энергии для кондиционеров даже в этой стране является насущным.
Пока инженеры пытаются придумать новые современные, но не столь затратные методы охлаждения помещений, какие в основном используются сегодня, есть хорошая идея вспомнить прошлое страны. Именно это и предложил один из специалистов в данной области.
Действительно, зачем изобретать велосипед, когда уже есть проверенный веками, простой и практически не затратный способ вентиляции и охлаждения помещений. Тем более, что бадгиры и сегодня строят используют в некоторых районах Ирана по той причине, что современные кондиционеры порой не в силах справиться с сильной жарой.
Просто вопрос строительства ветроволов должен обрести более крупные масштабы, в том числе и в Эмиратах. Поэтому есть большая вероятность, что экономически выгодные и простые вентиляционные сооружения, придуманные предками, скоро начнут появляться в больших количествах в домах ОАЭ. И тогда их можно будет увидеть не только в историческом районе Дубая – Бастакии, но и по всей стране.
Если от жары в ОАЭ помогут спасти старые древние сооружения, то чтобы вызывать дождь и спасаться от засухи в этой стане сегодня научились с помощью абсолютно новой безопасной технологии. Её уже опробовали, но результаты оказались не совсем ожидаемыми.
Ещё одна разновидность ветролова. Источник https://vk.cc/c642fx
Спасибо, что прочитали! Если статья понравилась, нажмите, пожалуйста, на ❤ и подписывайтесь на канал «Границы условные». Здесь еще больше интересной, а иногда и полезной информации. Комментарии приветствуются.
Обуздать силу морского ветра и производить дешевую электроэнергию предлагает норвежская установка «Ветролов»
Норвежская компания Wind Catching Systems разработала плавучую морскую ветроэнергетическую установку, которая вырабатывает энергию по гораздо более доступным ценам, чем традиционные ветряные турбины. Эффективность достигается за счет продуманной конструкции системы.
Установка, получившая название Windcatcher (Ветролов), планирует раскрыть весь потенциал и мощь ветровой энергетики. Преимущества установки Windcatcher, заключаются в том, что она позволяет резко сократить расходы на производство плавающих электростанций и использует в пять раз меньше площади, чем занимает традиционная ветряная электростанция той же мощности.
Снижение себестоимости ветроэнергетики
Согласно веб-сайту Wind Catching, плавающая установка Windcatcher представляет собой металлическую каркасную конструкцию высотой 324 м с вертикально расположенными 126-ю небольшими роторами. Ее мощности достаточно, чтобы обеспечить энергией 80 000 домов.
Президент компании Энгельхарт-Виллох сообщает, что способ достижения этой впечатляющей эффективности концепции Wind Catching можно свести к трем основным пунктам:
Традиционные плавающие ветряные турбины, большие лопасти которых могут достигать 115 метров в длину, обычно развивают максимальную скорость примерно 11 метров в секунду. Для сравнения, небольшие турбины Windcatcher с 15-метровыми лопастями, совершают большее количество оборотов в минуту и могут достигать максимальной скорости 18 метров в секунду. Совместное размещение нескольких роторов небольшого размера вызывает эффект мультиротора, который, создавая дополнительную турбулентность ветра, позволяет системе ветряков генерировать больше энергии в сумме, чем каждый делал бы это по отдельности.
Нужны кардинальные инновации, поскольку человечество подходит к «красной черте»
Wind Catching объявляет, что ее установки могут производить до 400 гигаватт-часов энергии в год и что их срок службы составляет 50 лет, что примерно на 30 лет больше, чем у средней морской ветряной электростанции.
Это означает, что установка не только может вырабатывать больше энергии, но и будет производить меньше отходов и потребует меньшей занимаемой площади. Поскольку каждый блок будет работать более длительный период времени, то это сократит общее количество операций при эксплуатации электростанции.
Компания еще не определилась с местом и датой установки, хотя заявляет, что пилотная операция может начаться в 2024 году.
Согласно недавнему отчету Управления энергетической информации (EIA), при современных технологиях себестоимость оффшорной ветровой энергии в 2,6 раза дороже, чем у наземных ветряных электростанций, и в 3,4 раза дороже, чем энергия, производимая на установках комбинированного цикла на природном газе.
Возможно такие проекты, как Ветролов, позволят снизить затраты на плавучую ветроэнергетику до уровня прибрежных ветроэнергетических установках на суше в течение нескольких лет и сделает доступным один из последних крупных неиспользованных возобновляемых источников энергии.
Багдир, он же ветряная башня, он же ветролов
Продолжаем раздел «Интересности» и подраздел «Изобретения» статьёй «Багдир, он же ветряная башня, он же ветролов«. Где поговорим про эту древнюю пассивную низкоэнергетическую систему охлаждения воздуха в жару.
Багдир, он же ветролов, он же ветряная башня (wind tower, английский термин) распространён на Ближнем Востоке, включая Иран, Пакистан, Афганистан. Выглядит как странная, но интересная высокая башня с отверстиями в верхней части.
Примерно вот так (это багдиры над ледником-водохранилищем; отличительный признак — кирпичный конус):
Кстати, впервые подобного рода ветроловы были изобретены в Древнем Египте и охлаждали, само собой, дома фараонов.
Принцип работы багдира основан на нескольких физических законах.
Это такие законы, как:
Давайте рассмотрим устройство багдира подробнее. Обычно это четырёх- или восьмисторонняя башня, в верхней части которой есть отверстия для ветра.
Внутри башня разделена на секции (которые могли перекрываться с помощью заслонок) в соответствии со сторонами.
Зачем ветряным башням заслонки и множество отверстий с разных сторон? В первую очередь для того, чтобы можно было закрыть наветренные (то есть, те, куда задувает ветер) отверстия. Зачем это нужно? Ведь, кажется, поток ветра должен задувать? Ответ прост: обычно жаркий горячий ветер в тех местах несёт с собой много песка и пыли. Поэтому если вовремя не закрыть нужные отверстия, то в доме будет песка по колено.
В частности, именно для защиты от пыли и песка многие багдиры ведут аж до самого низа дома, где может скапливаться падающий сверху песок; выход / вход воздуха в дом находится немного выше пескоотстойника.
Как работали багдиры-ветроловы?
Возможны три режима работы ветряных башен.
Первый режим функционирования ветролова: нисходящий поток воздуха. Движущая сила — энергия ветра.
То есть, ветер по-просту вдувается в дом через эту башню; отверстие для входа ветра — с наветренной стороны. Наиболее простой и распространённый даже сейчас способ работы багдира.
В этом случае охлаждение внутренних помещений достигается не сколько за счёт реального понижения температуры (о чём речь пойдёт ниже), сколько за счёт создания потока воздуха и эффекта вентилятора.
Второй режим: восходящий поток воздуха. Движущая сила — разница температур и разрежённый воздух.
Разрежённый воздух создаётся ветром; с подветренной стороны (если по-научному, то в этом случае использовался эффект Коанда, когда зона пониженного давления «притягивает» воздушный поток). В этом случае работа древних ветряных башен была немыслима без специальных каналов для подачи воды — ганатов, или канатов (смотря как вы прочтёте слово qanat).
Кстати, в виду того, что этимология слова «канат» в русском языке не установлена, вполне возможно, это слово восточного происхождения. По крайней мере, оно имеет 2 гласные а и ударение на последний слог, как тюркские слова сарай, кабан. Мало ли… Но вернёмся к рассказу о ветряных башнях.
Что это за каналы такие? Это каналы, по которым текла вода от источника (в горах, за десятки километров от городов), к, собственно, домам. Схематически их можно отобразить так:
То есть, источник, основной канал, смотровые колодцы, потребитель. Вот как это выглядит сверху и в натуре:
Далее всё просто: багдиры высоки, нагретый воздух выходит из них (канал для выхода воздуха открыт, само собой, с подветренной стороны — туда, куда дует ветер), создаёт разрежённое давление в доме — и холодный влажный воздух из каналов-канатов поступает в дом. Схематически это можно отобразить так:
Как видите, всё очень просто. Особенно при наличии ганатов.
Что делать, если таких каналов нет?
Третий режим работы багдира: восходящий поток воздуха. Движущая сила — тепло солнца.
Так, когда под рукой нет холодной воды или нет ветра, багдиры работали как солнечные башни. То есть, они нагревались солнцем, создавалась зона пониженного давления — и воздух из здания постепенно выходил наружу. Местные здания строятся из глины, самана, и имеют толстые стены. Эти стены за ночь охлаждаются. И ветряная башня, отводя из дома самый горячий воздух, поддерживает прохладную температуру.
Само собой, в этом случае температура в доме не будет ниже, чем температура воздуха ночью (до которой остыли толстые саманные стены).
Усовершенствованный второй режим работы ветролова.
Под багдиром ставился источник воды. Тёплый воздух поднимался вверх, в башню, вода испарялась, на её испарение тратилось тепло — и температура в комнатах снижалась.
Именно так поддерживалась температура в древних ледниках и водохранилищах. То есть, над ёмкостью с водой / льдом монтировалась ветряная башня; вода испарялась, пары поднимались вверх вместе с тёплым воздухом. Испарение воды поддерживало температуру в помещениях близкой к нулю. Само собой, где-то в стороне был вход для воздуха, чтобы внутри была циркуляция и испарение, а не застой, конденсация и плесень.
Схематически это можно представить так:
Где под башней / под куполом находится большая ёмкость с водой.
Усовершенствованный первый режим работы ветролова
Как работают ветроловы сейчас, если канаты давно заброшены, а комнату с бассейном организовать нет денег (что характерно для большинства домов)? Всё очень просто: багдиры работают как вентиляторы, когда с наветренной стороны в дом задувает горячий воздух (сила потока пропорциональна силе ветра). А на пути этого воздуха вешаются мокрая солома, мокрые тряпки и так далее. Опять же, испарение, горячий воздух охладися и принёс удовольствие хозяевам.
Кстати, этот принцип используется сейчас под названием «пассивное кондиционирование», и схематически отображается так:
То есть, есть ветряная башня, куда задувает ветер. В этой башне есть распылитель воды (охлаждение за счёт испарения). Тяга создаётся с помощью стены, которая нагревается солнцем.
Ветролов
Разница между секторами очевидна – из-за времени суток. Но вот кое-что другое заметно только если взлететь над городом и парить из района в район… Здесь, в Ночном секторе, ветер сильный и холодный, его поймать просто, но крылья мерзнут. На них-то шерсти нет, в отличие от тела.
(И вообще – хорошо, что я из фел-мантикор, а не антро, и лицо у меня тигриное).
В Утреннем секторе ветер теплый и удивительно ласковый, хотя и не очень сильный. Попробуй подхвати его… на нем трудно летать, но вот просто понежиться в его потоках – одно удовольствие.
Очень неплох ветер в Дневном – и сильный, и теплый. Чего еще ожидать-то? Там взлетать ну очень просто и приятно; наверное, потому наша контора там и находится.
Но все-таки самый лучший ветер – в Вечернем секторе. В меру прохладный. Незаметный на малой высоте. А вот если его все-таки поймать, то можно взлететь так легко и так высоко, как ни с каким другим не получится.
Как говорил один мой знакомый аристократ: «На крыльях вечернего ветра можно достичь даже звезд». И хотя я не уверен, что небо над этим городом – настоящее… он прав.
Мы-то в этом знаем толк. Прадед говорил, что в другом мире нас называли не просто мантикорами, а ветроловами – именно потому, что мы парили на ветру, и искусства этого не утратили, даже переселившись в город.
Холодный ветер Ночного сектора пронес меня над темными домами, позволив легко скользнуть в Вечерний. Удача махнула крылом, и я поймал новый поток сразу же, взмыв над городом и откровенно любуясь им сверху.
Я здесь родился, и за стены никогда не выходил: дара Проводника не досталось. Прадед много про другой мир рассказывал – именно его город и притянул, а до этого он успел немало пожить. Но… честно говоря, мне туда и не хочется. Здесь хорошо.
И не думаю, что за пределами города есть такие ветра. Особенно в Вечернем и Утреннем; когда последний ерошит самые кончики шерстинок, проходится по крыльям, усы щекочет… мррр…
Я чуть было не замурлыкал, но вовремя спохватился: что делаю-то? Мантикора, причем уже отнюдь не ребенок, а веду себя как кошка обычная!
Раздраженно фыркнув, я заложил вираж и направился по дуге вниз – к Дневному сектору.
Наша контора – одна из старейших в городе… наверное. Когда она была основана, знает разве что шеф, но здание точно старое, и выглядит ну очень внушительно. Колонны, просторные окна и балконы (а как же еще, когда почти все сотрудники крылаты), крыша большая и плоская… вот только здоровеннейшее каменное гнездо впечатление нарушает. Ну, оно-то не для красоты, там живет семейная пара рухов, самые большие коллеги.
Отец рассказывал, что когда-то один чудаковатый маг заказал притащить ему из другого мира огромную гранитную статую. Десять Проводников ее еле-еле пропихнули в город, а потом именно рухи изваяние к заказчику и тащили. Зато и заплатил он хорошо.
Я подлетел к одному из балконов, уцепился за перила, спрыгнул на пол… и немедленно был оглушен радостно-пронзительным воплем:
– Мэйвертмэйвертмэйверт!
Нечто маленькое, очень пернатое и невероятно быстрое завертелось вокруг, возбужденным писком выкладывая… не пойми что, слишком уж быстро. Всего пара секунд – и у меня уже в глазах поплыло от этого мелькания.
Я помотал головой, постарался подловить момент, когда комок перьев окажется прямо передо мной, и рявкнул.
Звуковая волна бросила надоеду о стену, и теперь наконец его можно было разглядеть, не напрягаясь – мелкая ало-золотая пташка с длинноватым для своих размеров клювом.
И зовут его Килаль. Такие, как он, обычно только легкие письма носят и заказы конторе – ничто другое им не поднять. А еще с максимальной скоростью передают приказы от начальства.
– Ты чего орешь? – возмущенно осведомился он, съезжая на пол.
– Не мельтеши! – рыкнул я, садясь и обвивая шипастым хвостом лапы. – Чего сказать-то хотел?
– Так я уже все сказал, – Килаль взмыл в воздух, и явно собрался вновь набрать скорость.
– Грр, – предупредил я, и пернатый малыш, все поняв правильно, опустился на пол прямо передо мной.
– Так вот, Мэйверт, – вздохнув, сообщил он, – у нас заказ лежит, и шеф поручил его тебе. А тебя нет! И не найдешь!
– Предыдущее задание, – мрачно пояснил я. – Три дня эту чешуйчатую морду выслеживал…
– Ну, сдай квитанцию и бери новый пакет, – махнул крылом Килаль.
– Да иди ты в циклон! – возмутился я. – Поем сперва. У меня крылья не железные – мотаться туда-сюда по городу без перерыва.
И я двинулся с балкона в коридор; Килаль тут же вспорхнул мне на голову, и мне оставалось лишь рыкнуть для очистки совести. Своей, конечно. У этой пташки и его сородичей совесть отсутствует по определению.
К счастью, перекусить у нас можно всегда. Шеф, сам любитель покушать, отлично понимает, как важно вовремя подкрепиться, и столовые на каждом этаже есть. Ходят туда все, а потому…
А потому есть хороший шанс встретить того, кого никак не подловишь!
Высокий птицечеловек с белым оперением что-то втолковывал скептически настроенному ворону, стоя спиной ко мне, и потому не замечая. И только увидев ехидный блеск в глазах собеседника, он оглянулся.
Судя по испуганному выражению клюва – узнал.
– Так, – задумчиво сообщил я, облизываясь, – сейчас я кем-то буду обедать…
Птицечеловек определенно поверил.
– Э-это не очень хорошая идея, – слегка дрожащим голосом сообщил он. – И вообще, мне пора…
– Стоять! – взъерошился я, выпуская когти, но, увы, он скорость набрал быстрее, нырнув за поворот. Я бросил взгляд вслед, потом на дверь столовой, откуда так аппетитно пахло… ну, ладно, тайфун с ним.
Но все же для порядка заорал вслед:
– И чтоб при следующей встрече наконец отдал зарплату за три месяца! Счетовод ощипанный!
Главу нашей бухгалтерии не любит никто. А я – особенно.
– Меньше пропадать на заданиях надо, – хихикнул Килаль. – Получку пропускать не будешь.
– На себя посмотри, колибрин сын, – отозвался я. – Сам исчезаешь на недели, причем даже не по делу.
– Мне простительно, я все равно самый быстрый, – гордо заявил Килаль.
Ворон – Аркор его зовут, работает в архиве, – насмешливо каркнул. Я мрачно покосился на него и прошел в столовую.
После обеда можно и за новое дело приниматься. Как дед говорит: «Голодное брюхо к заданию глухо».
Я отнес квитанцию Рохажа в отдел курьеров и получил взамен продолговатую коробку с прилепленным адресом. Попытка прочитать его на месте провалилась, так что пришлось сунуть посылку в сумку и топать на балкон. Там, при ярком свете, будет полегче… было бы…
Если б не почерк, мистраль ему поперек! Такое чувство, что писали… не знаю чем! Хвостом. Отмороженным. Причем таким, какой у меня самого – с иглами.
Наконец разобрал… Дориан Эвалль, живет на Одинокой улице, в Дневном же, только вроде на окраине. Гм, и зачем именно я понадобился?
Ладно, на месте разберусь.
Пролетая мимо верхних этажей, я услышал рокочущий бас шефа, вопрошавшего: «Разве у вас было недостаточно времени? Разве нельзя было приложить больше усилий?»
Обычная его манера речи, иначе шеф не изъясняется. Он даже официальные документы сплошными вопросами пишет.
Поймав сильный теплый поток, я скользнул к окраинам, слегка прикрыв глаза; все равно в здешнем небе я каждое облачко знаю, так что…
И едва увернулся от десятка стремительно пронесших птиц, наперебой что-то обсуждавших. Ну вот куда они, не разбирая ветра, ломятся?! Видят же – мантикора по делам летит, никаких правил воздушного движения не соблюдают!
Через пару часов, озадаченно кружа над городом, я начал понимать, почему задание спихнули именно на меня. Улица и дом эти – тайфун ведает где, так просто не отыщешь. Другой бы уже потащил коробку обратно… но, извините, я так не могу. Мне поручено – я и сделаю, не будь я Мэйверт!
Я опустился на ближайшую крышу и попытался сообразить, где же адресат умудрился поселиться. Дом номер один, так что в самом ее начале… Нет, надо было с Аркором посоветоваться, он-то каждую улочку, которая старше года, знает.
Из окна позади гневно залаял чей-то пес. Я, не оборачиваясь, махнул хвостом, с врожденной меткостью ветроловов вогнав в оконную раму с полдюжины длинных игл. Лай мигом стих. Вот и умница.
Но где же эта Одинокая улица-то? А хотя… кажется, знаю! Надо только подумать как те, кто по земле ходят, и все ясно становится!
Я сорвался с крыши, почувствовав крылом сильный поток. С легкостью развил скорость, промчавшись под аркой, соединяющей две белые башни, взмыл вверх, обогнув тройную корону шпилей…
А затем снова скользнул вниз – прямо к высокому дому, стоявшему на углу, и умудрившемуся оказаться как бы в стороне от улиц.
Конечно. Одинокая улица, дом первый, он же единственный. Просто стоит так, что сверху зазор между ним и улицами не очень-то заметишь.
Так, этаж седьмой, квартира – тоже седьмая, получается, что…
Я вцепился когтями в массивный деревянный карниз и постучал лапой по стеклу, разглядывая просторную комнату внутри (беспорядок изрядный). Никто не отозвался, и я постучал снова, так, что окно затряслось.
Вот теперь отозвались – из соседней комнаты появился высокий человек с каштановыми волосами; руки перепачканы краской. Художник, что ли?
При виде меня он удивленно поднял брови, но окно открыл (внутрь, к счастью).
– Служба доставки и почты «Сфинкс и другие», – с некоторым раздражением представился я. Все-таки у шефа самомнение высшего уровня. – Вам посылка, распишитесь.
– Сейчас, – Эвалль отошел от окна. – Заходите, пожалуйста.
– Благодарю, – я влез внутрь и вытащил из сумки коробку с квитанцией.
– А, от сестры! – весело улыбнулся художник, только бросив взгляд на адрес и расписываясь. – Она мне давно обещала новые кисти прислать.
– Она врач? – мрачно осведомился я.
– Да, и очень хороший.
– Заметно…
– Папа, это от тети Мэйлин? – в дверях объявился мальчик лет семи, сразу за ним – девочка, того же возраста. Похожи на отца и друг на друга как лучи солнца.
Теперь понятно, почему в комнате такой разгром.
– Ой… – восторженно выдохнула девочка, смотря на меня. – Котик…
– Я не котик! – возмутился я, отступая к окну. – Я мантикора при исполнении!
– Мантикот? – озадаченно уточнил мальчик.
– Мантикоррра!
– Ой, а он рычит! – хором обрадовались близнецы, каким-то чудом мигом оказались рядом и запустили руки в шерсть. Я опешил на какие-то секунды, и за это время дети умудрились погладить и почесать за ухом, пусть даже и с трудом дотягиваясь.
М-м… как-то неожиданно вдруг приятно.
– Дети, не приставайте к почтальону, – заметил Эвалль, распаковывавший коробку. – Лучше принесите гостю чего-нибудь.
– Молока, если найдется, – попросил я. – Пить хочется.
Мальчик тут же сорвался к двери; девочка, привстав на носки, продолжала почесывать и гладить. Гм… даже рычать не хочется…
Ее брат вернулся через минуту со здоровенным стаканом; я поблагодарил кивком и отпил пару глотков. Потом вытащил из сумки рацион – крупную плитку шоколада, посмотрел на нее с отвращением и откусил большой кусок.
– А вы что, шоколад не любите? – удивилась девочка.
– Терпеть не могу, – признался я, запивая молоком. – Но он силы отлично восстанавливает, так что приходится…
Эвалль, вроде бы ушедший в разбирание присланных кистей, вдруг глянул на меня и близнецов.
– Послушайте, – начал он, – я давно хотел детей к сестре свозить, но не успеваю. Вы не могли бы…
– Не ко мне, – решительно отказался я. – Напишите запрос в службу, они пришлют грифона. А я только посылки ношу.
Дети заметно приуныли. А что поделаешь? Ну не умею я летать с всадниками… и… и не люблю вообще. Вот.
– Ответ писать будете? – сменил я тему.
– Чуть потом, – вздохнул Эвалль, – мне сперва ответный подарок уложить надо.
– Ну, тогда мне пора, – кивнул я, поворачиваясь к окну.
– Подождите. Может, вам проще будет через студию? Там окно куда больше.
– Давайте, – кивнул я, и двинулся к двери. Мальчик попытался было влезть ко мне на спину, но я вежливым движением крыла эту попытку пресек.
Окно в студии Эвалля было действительно великолепным – и я в него пройду без проблем, и подоконник широкий… только я посреди комнаты замер, оглядывая картины.
Небо… Небо и ветер.
Где-то – пейзажи города, где-то – портреты… но всегда, на каждой – небо. Светлое, темное, черное, пронизанное лучами солнца, усыпанное звездами…
Я невольно оглянулся на Эвалля, с гордостью улыбавшегося от двери, и смотревшего на меня с каким-то почти вдохновением. Интересно, рисовал ли он раньше мантикор в небе? Или как раз сейчас о такой картине задумался?
А, потом увижу! Теперь-то знаю, где он живет.
– До свидания, господин Эвалль, – кивнул я, запрыгивая на подоконник.
– Заглянете еще?
– Возможно, – показал клыки в улыбке я.
А потом сжался, метнул себя в окно, расправил крылья…
И снова поймал теплый ветер Дневного сектора.
23.09.2009 – 26.09.2009