версия мобильного приложения что это
Мобильное приложение: что это такое, примеры, где искать
Английские слова «Mobile app» можно перевести как «мобильное приложение» – это выражение прочно вошло в русский язык. Рассмотрим сначала по отдельности каждое слово из этого выражения.
Что такое «мобильное приложение»
Первое слово «Мобильное» означает маневренное, подвижное, нестационарное. Эти слова можно применить к смартфону, планшету или другому устройству. Пользователь может взять с собой такое устройство в любое место, его легко переносить, достаточно просто им пользоваться. Основные действия на нем являются несложными, интуитивно понятными для его владельца.
Второе слово «приложение» – программа, которая выполняет конкретные задачи и ориентирована на непосредственный контакт с пользователем. Другие названия «приложения», которые иногда используют – программное обеспечение, прикладная программа.
Попробуем связать вместе приведенные выше толкования двух слов.
Мобильное приложение – программа, которую пользователи используют на своих смартфонах, планшетах и иных мобильных устройствах.
Такая программа разрабатывается отдельно для каждой операционной системы – Андроид, iOS, Windows Phone и т.п.
Примеры мобильных приложений
Многие пользуются мессенджерами для общения. Есть мобильные приложения для WhatsApp, Viber и т.д. У социальных сетей, конечно, тоже имеются мобильные приложения: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook (Фейсбук), Youtube (Ютуб), Telegram (Телеграм), Яндекс Дзен.
Популярны банковские мобильные приложения Сбербанка, Юмани (yoomoney), Альфа банка, ВТБ и др.
Не теряет своей актуальности старая, добрая электронная почта. Имеются приложения Gmail, Яндекс.Почта и т.п.
Есть приложения для мобильных устройств у браузеров: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Мозилла, Опера и др.
Пользователи устанавливают игровые мобильные приложения. Торговые сети, многие магазины, аптеки наперебой предлагают своим покупателям установить их приложения: Дикси, Пятерочка, ВкусВилл, СпортМастер, Лента и т.д.
Предустановленное мобильное приложение: что это
Когда пользователь покупает смартфон, планшет или иное мобильное устройство, зачастую он видит, что там уже установлены некоторые приложения.
Мобильные приложения, которые устанавливают производители на мобильное устройство, независимо от желания пользователя, называются предустановленными.
На английском языке выражение «Предустановленные приложения» выглядит так: Рre-installed application.
Смартфоны и планшеты работают чаще на операционных системах Андроид и iOS. Разработчиком Андроида является компания Гугл (Google). По этой причине на все устройства с Android заодно устанавливаются другие разработки Гугла. Среди них поиск от Гугла, браузер Google Chrome, почта Gmail, Гугл Диск, Google Play, Фото, Фильмы, Новости и т.д. Все эти мобильные приложения являются предустановленными на мобильном устройстве к моменту его покупки.
Разработчик системы iOS – это компания Apple. Айфоны (iPhone) – так называют смартфоны от Apple (Эпл), а планшеты получили название «айпады» (iPad). Все устройства Apple выпускаются с символом надкусанного зеленого яблока, поэтому их называют иногда «яблочными» устройствами.
На айфоны и айпады фирма Apple устанавливает свои разработки. На яблочных устройствах обычно предустановленными браузер Safari (Сафари), фото, App Store (магазин для покупок новых приложений), почта, музыка, ТВ, здоровье, заметки, часы и прочее.
В 2020-2021 годах правительство России выпустило ряд постановлений. Там приводится список российских приложений, которые должны быть обязательно предустановлены на смартфоны и планшеты, продающиеся в России, независимо от их производителей и стран производства.
К ним относятся разработки Яндекса: Яндекс.Браузер, Яндекс.Карты, Яндекс.Диск, поисковая система «Яндекс»; продукты Mail.ru: Почта Mail.ru, ICQ, Одноклассники, ВКонтакте; а также «Госуслуги»; «МойОфис Документы» и др.
Где пользователю искать мобильные приложения
Пользователь может сам установить те мобильные приложения, которые ему необходимы. Если же какие-то установленные приложения стали не актуальны или не нужны, то пользователь может их сам удалить со своего устройства.
Пользователи устройств с операционной системой Андроид обычно ищут приложения в магазине Google Play, а пользователи яблочной техники в магазине App Store. В обоих магазинах очень много совершенно бесплатных приложений. По этой причине можно не опасаться слова «магазин» тем, кто не планирует ничего покупать дополнительно к своим мобильным устройствам.
На официальных сайтах производителей приложений также обычно бывают ссылки на скачивание и установку приложений на мобильные устройства. Однако далеко не всегда это можно сделать, минуя магазины Google Play и App Store – все равно приходится скачивать и устанавливать новые приложения через эти магазины. Вот таким бесхитростным, но надежным методом компании Google и Apple добиваются размещения всех ссылок на скачивание только в своих магазинах приложений.
К счастью, большинство приложений при этом остаются бесплатными для их установки на смартфоны и планшеты. За исключением, конечно, по-настоящему платных приложений.
Что такое мобильное приложение банка
Мобильное приложение банка – это программа, выпущенная банком, которую надо установить на своем смартфоне или планшете. У каждого банка есть свои мобильные приложения, которые можно скачать из Google Play (Play Market) или из AppStore.
Для устройств с Андроид следует открыть магазин Google Play и набрать в поиске название банка: сбербанк онлайн.
На айфонах и айпадах нужно открыть App Store и ввести запрос: сбербанк онлайн. Затем необходимо установить мобильное приложение.
Если есть компьютер, можно обойтись и без мобильного приложения. Чтобы пользоваться Сбербанком онлайн на компьютере или на ноутбуке, нужно открыть браузер. Затем набрать запрос: сбербанк онлайн. Стоит отметить, что такой вариант является компьютерной версией банка. Чтобы им пользоваться, не надо на свой компьютер ничего устанавливать. А мобильное приложение Сбербанка надо скачивать и устанавливать на смартфон или планшет. В этом состоит отличие Сбербанка онлайн на компьютере от мобильного приложения.
Есть и другие отличия компьютерной версии Сбербанка от его мобильной версии. Например, в компьютерном варианте нет СБП (системы быстрых платежей) – это перевод по номеру телефона. В мобильном приложении Сбера есть СБП.
Обратите внимание, что невозможно стать клиентом Сбербанка, если просто установить и скачать мобильное приложение банка. Чтобы подключить СберБанк Онлайн, нужно получить карту банка с подключённым СМС-банком. Только после этого можно будет зарегистрироваться в Сбербанке онлайн.
Видео «Мобильное приложение: что это, примеры. Сбербанк онлайн мобильное приложение и компьютерная версия»
Мобильный web сайт или мобильное приложение?
Данное эссе дает обзор аргументов, приведенных в различных статьях для принятия решения, какую платформу выбрать при разработке проектов для мобильных устройств. В конце приведена попытка составить схематический итоговый алгоритм выбора платформы.
Определения
Существует два направления технической реализации проектов для мобильных устройств: мобильный web сайт и мобильное приложение.
Мобильным web сайтом будем считать специализированный сайт, адаптированный для просмотра и функционирования на мобильном устройстве. Сайт может включать в себя интерактивные компоненты с использованием JavaScript, HTML5, новых API браузеров. В этом случае такую реализацию называют web-приложением. Далее, чтобы избежать путаницы любой вариант, работающий внутри браузера мобильного устройства, будем называть web-сайтом.
Мобильное приложение – это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone). Обычно приложение разрабатывается на языке высокого уровня и компилируется в нативный код ОС, дающий максимальную производительность.
Существует еще третий вариант – мобильное приложение, включающее в себя компонент браузера. В этом случае часть мобильного приложения чаще всего используется для навигации и интергации с ОС, а web-компонент – для показа контента. Обычные пользователи не могут зачастую отличить такой вариант от нативного мобильного приложения.
Аргументы
Интерфейс
Одним из первых аргументов, которые приводят сторонники приложений – наиболее близкий к ОС и привычный для пользователей интерфейс. Действительно мобильное приложение наиболее тесно интегрировано с платформой и дает реализовать привычный отзывчивый интерфейс. С другой стороны web сайт с помощью хорошего форматирования и использования JavaScript может дать вполне понятный метод взаимодействия. На текущий момент отзыв web сайта значительно уступает приложению, но мощность мобильных устройств продолжает расти и сами браузеры существенно меняются в лучшую сторону. Кроме того, различные версии мобильных ОС могут диктовать свои стандарты, которых приходится придерживаться. При этом некоторые нововведения могут оказаться не совсем понятны обычным пользователям. Существенным в данном случае является то, что наиболее активными пользователями (теми кто выставляет рейтинг и делает комментарии в магазинах приложений) являются те, кто «фанатеет» от последних новшеств мобильной ОС. На это стоит обратить внимание при продвижении проекта – их можно использовать как союзников, помогающих распространению.
Быстродействие
Web сайт, а особенно интерактивный, существенно уступает приложению с точки зрения быстродействия. Браузеры мобильных устройств пока не могут порадовать высокой производительностью, кроме того, web-разработчики используют не самые оптимизированные версии библиотек (плохая реализация этих библиотек никак не сказывается на «больших» браузерах, поэтому с этим там можно смириться). Однако и приложение не всегда может радовать хорошим быстродействием – излишняя анимация, сложный интерфейс значительно снижают «отклик». Кроме того, для сложной графики и анимации приходится использовать языки более низкого уровня, разрабатывать или покупать отдельные специализированные библиотеки.
Интеграция с платформой
В этой области приложения далеко опережают сайт. В приложении существенно больше возможностей для доступа к устройству. Однако выше упоминался уже третий вариант, когда компонент браузера внедряется в приложение и в этом случае такая разница нивелируется. Кроме того, постоянно растет уровень предоставления доступа к возможностям устройства из браузера через расширяющийся набор API.
Наличие Интернет
Web сайт запускается из браузера, поэтому требует постоянного соединения с сетью. Это не имеет значения, если проект реализуется исключительно как онлайновый. Однако даже в этом случае из-за особенностей мобильного доступа в Интернет переход между частями приложения (навигация) связана с неприятными для пользователя задержками. Возможно, использование API для хранения локальных данных решат эту проблему, но пока примеров такого применения найти не удалось. Мобильные приложения могут осуществлять работу без подключения, выполняя кеширование и обновление данных, если требуется, при появлении соединения. Но все же и приложению нужно подключение в подавляющем большинстве бизнес-решений.
Фрагментация
Для реализации проекта на всех или каких-то определенных платформах требуется разработать приложение для каждой из платформ отдельно, причем на каждой свои среда и язык разработки, свои стандарты интерфейса. В случае мобильного сайта одна версия должна покрывать потребности всех платформ. Так выглядит в теории. Но на практике оказывается, что браузеры на различных платформах функционируют по-разному. Приходится поддерживать либо несколько версий одного сайта, либо в коде подстраивать выдаваемый контент под текущий запрос. Существенные отличия в размерах экрана также сказываются и на верстке сайта.
Ресурсы
Существует такой аргумент, как наличие специалистов. Считается, что специалиста для разработки мобильных приложений очень трудно найти и требуется очень высокая оплата. Учитываем еще то, что под каждую платформу, скорее всего, потребуется отдельный разработчик. В то время как web разработчиков очень много и их услуги сравнительно меньше стоят. Видимо все зависит от конкретной ситуации и конкретного места. Если в наличие есть web-разработчик, то наиболее выгодным будет разработать именно web сайт, если есть мобильные разработчики, то вполне может оказаться не слишком затратным разработка приложения. Но опять же, зависит от проекта – если потребуется серверная часть (а она скорее всего потребуется), то опять же нужен будет web-разработчик, хотя возможно не такой высокой квалификации и трудоемкость его части будет существенно ниже.
Публикация
Приложения некоторых платформ «завязаны» на определенный магазин (AppStore, Windows Store). Даже если такой жесткой привязки нет, то пользователи все равно привыкли находить приложения в магазинах (Google Play). Такие магазины накладывают существенные ограничения на функции приложений (в первую очередь в области платных услуг), к тому же требуется значительно время на утверждение каждой новой версии. Со своей стороны web сайт доступен сразу, достаточно только открыть браузер и ввести адрес (хотя если присмотреться, то это довольно трудоемкое действие может оказаться). Новая версия web сайта доступна сразу на момент публикации. Возможность предоставления платных услуг никак не ограничивается. Опять же аргумент весьма своеобразный – с одной стороны ограничение и медленная публикация в магазине, с другой – в магазине уже есть огромное число пользователей и уже готовые системы для оказания платных услуг. Тогда как на сайт пользователей надо привести и оплата через сайт на мобильном устройстве остается очень трудоемкой процедурой.
HTML5
Большое внимание в последнее время уделяется аббревиатуре HTML5. Это понятие существенно отличается, если смотреть на него с маркетинговой или технической точки зрения.
Технологически HTML5 это дальнейшее развитие языка разметки HTML. Однако сделан существенный шаг в сторону большей структуризации представления, нежели формата отображения. В язык добавлены большие мультимедийные возможности для проигрывания аудио и видео. Добавлена возможность работать с графикой. Существенно расширен язык форматирования CSS. В язык JavaScript добавлено несколько API для работы с графикой, локальными данными, мультимедийным контентом. Сам язык существенно переработан в сторону увеличения быстродействия. Стандарт HTML5 все еще находится в разработке и продолжает дополняться.
С маркетинговой точки зрения HTML5 это гораздо более широкое понятие. Под ним понимают еще много дополнительных API в той или иной степени поддерживаемых различными браузерами, многие интересные расширения CSS (в первую очередь в области интерактивного отображения). Основой понятия является высокая интерактивность сайта, которая позволяет пользователям принимать его за нативные приложения.
С точки зрения мобильной разработки существенно разделять обычный web сайт и сайт с использованием HTML5 не имеет смысла. Фактически стандартом любого сайта становится интерактивность в той или иной мере, реализованная с помощью JavaScript и новых API. Не целесообразно выделять отдельно разработчиков web сайта и разработчиков HTML5 – web разработчик должен свободно владеть технологиями HTML5 и использовать их в случае, если проект удобно реализовать с помощью последних разработок.
Выводы
Как оказывается, ни один из приведенных аргументов не склоняет чашу весов в ту или иную сторону. В каждом аргументе есть как преимущества, так и недостатки обоих вариантов решения. Третий, комбинированный, вариант тоже может решить часть проблем, но при этом порождает новые. Поэтому в каждом конкретном случае надо принимать решение исходя из текущей ситуации.
С точки зрения экономии ресурсов самым предпочтительным вариантом выглядит web разработка. Главное – не погрязнуть в тонкостях реализации, предоставить наиболее полезные функции пользователям. Помнить, что главное – контент, а «красивости» (анимация, графика) отходят на второй план.
Если планируется онлайн работа проекта как основной вариант взаимодействия с пользователем – безусловно, надо начинать с сайта, который может охватывать не только мобильных клиентов, но и пользователей стационарных компьютеров. В случае успеха можно далее реализовать отдельно мобильные приложения на выбранные платформы. Для большинства бизнес-приложений такой вариант наиболее подходит.
Если проект предусматривает больше оффлайн работу и нацелен на мобильных пользователей, то тут стоит отдать предпочтение приложениям. Однако, как упоминалось выше, возможно web разработчик все равно потребуется.
Для реализации игр и других приложений, требующих высокой производительности интерфейса вероятно дальновиднее реализовать через приложения. Существуют кросс платформенные библиотеки для разработки игр, которые позволяют на одном коде (или с минимальными изменениями) реализовать нативные приложения для различных платформ.
Мобильное приложение
Буквально 15-20 лет назад на вопрос, что такое мобильное приложение, владелец сотового телефона не нашел бы ответа. Возможности устройств ограничивались функциями звонков, отправки СМС и простейшими играми. Впрочем, незатейливую игру на сотовом можно было уже тогда называть приложением.
Чем приложение отличается от мобильного сайта?
Довольно часто пользователи путаются в функциональных различиях мобильного сайта и приложения на смартфон, планшет или другой гаджет. Бывает и так, что стартапы и даже уже раскрученные бизнесы не понимают, зачем платить за разработку отдельного программного обеспечения для телефона, когда можно «подстроить» под разрешение мобильного дисплея готовый сайт.
Давайте разбираться в ключевых отличиях и функциональных особенностях адаптированного сайта и приложения.
Мобильный вариант сайта представляет собой переработанный, а в некоторых вариантах адаптированный дизайн и контент веб-страниц для удобного просмотра на дисплее смартфона. Самый простой способ – это создать копию основного сайта для ПК и попытаться его подстроить под мобильное разрешение. Оптимальный вариант – это полностью «перебрать» сайт и создать новый дизайн, с которым будет удобно взаимодействовать пользователю посредством сенсорного экрана.
Соответственно простая подстройка ПК-версии под гаджеты называется «резиновой» версткой. То есть на сайте остается тот же самый контент и дизайн, но он изменяется в размерах. Блоки становятся меньше. Такое решение было наиболее популярным 10-15 лет назад, когда продажи с мобильных гаджетов не могли конкурировать с ПК. Сейчас многое изменилось. С мобильного канала идет больше трафика и продаж. Поэтому «резиновый» сайт уступает в лидогенерации мобильным приложениям.
Основные преимущества сайта – минимальные затраты на разработку (по сути, версия для смартфонов делается «на сдачу» с основного сайта), кроссплатформенность, быстрые обновления.
Один существенный недостаток перечеркивает все достоинства. Адаптированный сайт имеет низкий уровень взаимодействия с пользователем. Даже при хорошем трафике такой сайт будет плохо конвертировать лидов.
Мобильное приложение – это программный пакет, функционал и дизайн которого «заточен» под возможности мобильных платформ. Перечислим несколько основных плюсов приложения:
На самом деле функционал мобильных приложений уже давно превзошел адаптированные сайты. Сегодня можно скачать и установить на смартфон программы для бизнеса, обучения, органайзеры с опциями напоминания, развлекательный контент, различные сервисные службы.
Виды приложений
По бизнес-направленности мобильные приложения могут быть двух видов. Первые оптимизируют внутренние процессы организации, компании, сервиса. Вторые используются в маркетинговом плане, то есть для коммуникаций с клиентами, продаж и продвижения бренда.
Программы для клиентов:
Приложения для внутреннего использования:
Также мобильные приложения можно разделить на три типа:
Принцип работы мобильного приложения
Мобильное приложение можно разделить на два больших блока – это front- и back-end. Соответственно в часть Front-end входят компоненты и опции программы, с которой взаимодействует пользователь. Например, панель выбора, дашборд, настройки опций и прочее. Back-end – это скрытая часть, «задник». С этими компонентами взаимодействует разработчик посредством серверного софта.
Иными словами мобильное приложение напоминает сплит-систему, в которой одна часть находится на стороне пользователя – это Front-end, а другая на стороне разработчика – это Back-end.
Пользователи мобильной сети загружают необходимые приложения из магазинов Google Play и App Store. Компании на стороне Back-end получают массу преимуществ от такого формата взаимодействия. Например, анализируют информацию о целевой аудитории, быстрее доводят политику лояльности пользователям, повышают уровень продаж с мобильного канала.
Зачем бизнес-сфере мобильные приложения?
Успешный бизнес должен идти в ногу с современными технологиями иначе он останется в прошлом и придет в упадок. Какие перспективы открывают перед коммерсантами мобильные приложения:
Резюме
Мы изучили, что представляет собой приложение для смартфонов и планшетов. Рассмотрели его отличия от адаптированного сайта, а также в общих чертах узнали, как работает мобильное приложение. В конце статьи мы познакомились со сферами применения программного обеспечения в бизнесе.