венок на голову что означает
Венок и его волшебная сила
В мировоззрении наших предков венок всегда был символом солнца. Его использовали практически на всех важных этапах жизни: в религиозных обрядах, при рождении ребенка, в свадебных и погребальных ритуалах, как оберег от всех бед и неприятностей.
Прообраз короны
В истории античного мира венку принадлежит самое почетное место, что было предопределено его формой, соединившей в себе космическую символику круга (совершенство) и кольца (вечность, союз).
В Древней Греции и Риме венку нашлось весьма широкое применение, и это привело к большому разнообразию его символических трактовок, всегда, впрочем, позитивных. Миртовые венки девяти афинских высокопоставленных архонтов символизировали победу и славу; венки римских солдат представляли эмблему воинской доблести; венки невест олицетворяли радость, надежду, начало новой жизни, а похоронные или поминальные венки являлись воплощением бессмертия и памяти. Кроме того, венками в античные времена украшали статуи богов, венки надевали ораторы перед выступлениями, а также участники пиршеств и веселых музыкальных шествий (комосов).
К религии венок всегда имел самое непосредственное отношение. Сплетенные из священных трав, растений и цветов, венки преподносились в качестве жертвенных или посвящались тем или иным богам. Так, победителей Олимпийских игр, проводившихся в честь бога Зевса Олимпийского в местечке Олимпия в Элиде, главные распорядители состязаний награждали венками, сплетенными из ветвей священной оливы, произраставшей в роще Алтис, на берегу Алфея. Церемония награждения спортсмена происходила следующим образом: сначала распорядитель игр обвязывал голову победителя шерстяной лентой, затем, под восторженные крики зрителей, увенчивал оливковым венком и вручал зеленую пальмовую ветвь, а радостные болельщики, тем временем, осыпали своего любимца цветами и гирляндами. По завершении игр чемпион торжественно следовал в храм Зевса, где жертвовал свой венок повелителю богов.
Примерно так же греки чествовали победителей и всех прочих спортивных соревнований, с той лишь разницей, что материалами для плетения венка служили уже иные растения. На Пифийских играх, устраивавшихся в честь Аполлона на Криссейской равнине около Дельф, наградой победителю становился лавровый венок. На Немейских играх, проходивших в память о великом подвиге Геракла, голову атлета увенчивали венком из плюща. В качестве награды за призовое место на Истмийских играх, посвященных Посейдону, полагался венок из сосновых веток. И, наконец, на Панафинеях великих, проводившихся в честь богини Афины, чемпиона ожидал двойной приз. Это была панафинейская амфора, наполненная оливковым маслом, и пышный венок из листьев священной маслины. Что же касается веселых гуляний древних греков в честь Диониса Вакха, именуемых Дионисии или Вакханалии, то их участники носили на головах венки, сплетенные из виноградной лозы.
Древние германцы, возжигая костры в честь бога плодородия Бальдра, рассыпали золу и пускали по воде венки из цветов. У арабов венок из цветов апельсина — символ плодородия; его надевают невесты на свадьбу.
В христианской иконографии главенствующие позиции прочно удерживает по сей день колючий терновый венок — христианский символ мученичества. Терновым венцом римские воины в насмешку увенчали перед распятием Иисуса Христа как царя Иудейского. С тех пор христианская церковь рассматривала этот венец как одну из величайших реликвий. В XIII веке, после провала Седьмого крестового похода, когда крестоносцы утратили почти все свои владения в Святой земле, французский король Людовик IX (1226—1270) вывез бесценную реликвию из занятой сарацинами Палестины и поместил в специально возведенную часовню Сент-Шапель. Еще через сотню лет терновый венец Христа торжественно перенесли в собор Парижской Богоматери, где он находится и поныне.
По свидетельствам очевидцев, основу знаменитого венка составляет кольцо из пучков тростника, с внутренней стороны которого прикреплены загнутые к середине терновые ветви. В католической иконографии, пестующей идею мученичества, колючки тернового венца, сами по себе небольшие, к эпохе Ренессанса достигли на иконах и полотнах живописцев поистине устрашающих размеров.
В военном деле венки различных форм использовались римлянами в качестве почетной награды. Воин, спасший в бою товарища от неминуемой смерти, отмечался почетным венком из дубовых листьев. Римский полководец, блестящей победой заслуживший право на триумфальный въезд в Рим, гордо увенчивал голову лавровым венком. Со временем этот венок триумфатора претерпел большие метаморфозы: сначала натуральные листья были заменены золотыми, а еще позднее золотой венок приобрел зубчатую форму и новое название — корона радиата (венец лучистый). Так родилась корона — символ верховной власти цезарей, императоров и королей.
«Солнце с маревами»
По представлениям наших предков, венок (от ст.-слав. вено — «дар») символизировал вечное возвращение растительной жизни, плодоношение земли, женское начало, тайну жизни и тайну смерти. Вера славян в волшебную силу венка нашла свое выражение в многообразии его видов: это величальные, свадебные, ритуальные, погребальные и прочие.
Девушки с древних времен украшали себя венками из цветов. Цветы в венке — хрупкость и недолговечность, непорочность и чистота. Венок для девушки был символом девичьей чести, девичества, он защищал ее от «дурного глаза», от «нечистой силы».
Возрастные венки плели соответственно возрасту девочки. Когда ей исполнялось 3 года, мама сплетала дочке первый веночек. В него вплетали бархатцы (чернобривцы), незабудки и ромашку, барвинок. Каждый из цветков лечил ребенка: бархатцы – от головной боли, барвинок и незабудки – зрение развивали, ромашка – сердце успокаивала. Кроме того, ромашка вплеталась для того, чтоб дочка честь берегла, имела ясный ум и чистые помыслы.
И, наконец, приходило время венка любви. Этот веночек выплетали девушки в возрасте от 13 лет и до замужества. Основу такого венка составляют ромашки – символ юности, доброты и нежности. Между ромашками вплетают цвет яблони и вишни. Над челом – цветущую гроздь калины. Между цветами вплетают усики хмеля, чтоб каждый видел, что девушка не только красива, но и умна. Конечно же, для девушек этот венок был самым главным.
Чтобы снять «венец безбрачия», девушке полагалось рано утром, пока не просохла роса, собрать ворох полевых цветов, сплести из них венок и надеть его на голову. Затем девушка трижды произносила заговор: «Двенадцать цветов с двенадцати полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись, ко мне повернись и на меня посмотри!» После завершения обряда, венок следовало засушить, завернуть в чистый лоскут и носить с собой, пока не встретится тот единственный, который зашлет сватов. Кстати, существует поверье, что если девушка на Яблочный Спас сплетет венок из яблок, то в следующем году она обязательно выйдет замуж.
Важную роль в жизни девушки играл свадебный обряд, который начинался со сватовства. Существовал обычай вручать любимой или любимому венок в знак согласия, который позже перерос в традицию обмениваться кольцами в знак помолвки. Если девушка была согласна выйти за сватавшегося к ней парня, она, как правило, надевала барвинковый венок. После венчания невеста бросала в толпу подружек не букет, а свой венок. Кто поймает – тот скорее других выйдет замуж.
В свадебных обрядах венок является символом девичества невесты, поэтому свадебный венок не надевала выходящая замуж вдова или невеста, утратившая девственность до брака.
Брачные венки обычно сохранялись в семье для счастья в супружестве: их хранили за образами, чтоб брак был крепким, зашивали в подушку новобрачной или подвешивали в доме на потолочной балке или над дверью.
Для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы. Бытовало поверье, что прибитые на дверях веночки обеспечивают всей семье здоровье на целый год. Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья. Нередко на шляпу жениху, оберегая его от сглаза, надевали венок из искусственных цветов или разноцветных ниток.
Существовали и венки разлук, которые дарили парням и мужчинам, отправляющимся на войну или на заработки, или если парень разлюбил и встречается с другой. Основой этих головных уборов были первоцвет как символ недолговечности и вереск, обозначавший одиночество и безнадежность.
Венок мог быть также атрибутом погребальной обрядности, чаще всего при похоронах детей и неженатой молодежи. В этом случае он служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба. По поверьям, такие венки надо было сплести из тех же растений, что и свадебные.
Венки участвовали и в других обрядах наших предков, обычно выступая в роли оберега от нечистой силы, сглаза и порчи. В календарных ритуалах весенне-летнего цикла (Юрьев день, Троица, Зеленые святки, Иван Купала, др.) венки служили непременным украшением их участников, защитой жилых построек и домашнего скота, объектом магических действий. Так, например, на Степана сеновала 15 августа плели так называемый Степанов венок из двенадцати целебных трав: мяты, пижмы, клевера, полыни, ромашки, душицы, тысячелистника и других. Называли такой венок — «солнце с маревами».
Всей семьёй, травинка к травинке, цветок к цветку собирался он и бережно свивался. Принеся в дом, его славили и вешали в красном углу. Обычно такой венок использовали для лечения болезней и как оберег. Когда приходили беда, старшая женщина в доме отрывала от венка несколько травинок и цветков и окатывала их крутым кипятком. Дом наполнялся ароматом, который считали целебным, верили, что добрый дух цветущего луга поможет одолеть любые недуги и беды. По поверьям, сила этого венка сохранялась до будущей весны – до 10 апреля, когда ему на смену придет цветок мать-и-мачеха.
Одним из распространенных ритуалов на Ивана Купалу был обряд гадания на венках, по которому под «дерево счастья» сажали девушку с завязанными глазами, возле нее клали сплетенные заранее венки из свежих и увядших цветов, и она наугад давала каждой девушке венок, который для вручаемой был символом будущей судьбы.
Тогда же девушки водили хороводы с венками. Каждая держала два венка, поднимая их вверх к солнцу, медленно ступая одна за другой, пели купальские песни. Под вечер эти венки пускали на воду. По тому, как венки плыли (быстро, вращаясь, утопая, связавшись с другим венком и т.п.), разгадывали свою будущую судьбу. Если веночек поплывет — девица выйдет замуж в этом же году, пристанет к берегу — не ждать суженого, а если утонет – то она скоро умрет.
На Троицу плели венки во время сбора «троицкой» зелени, предназначенной для украшения дома и двора. В головные венки часто вплетали полынь как надежную защиту от русалок. Старались в Троицын день не выходить из дома без венка, их надевали и старые, и малые, и мужчины, и женщины.
Особое значение придавалось жатвенному венку, который плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню и хранили в амбаре до следующей жатвы или до засева. Считалось, что жатвенный венок сохраняет силу зерна и передает ее будущему урожаю.
В современном мире самыми популярными оберегами и украшения интерьера стали рождественские и пасхальные венки. Считается, что такой элемент убранства на двери или на праздничном столе служит символом семейного уюта, тепла и взаимопонимания.
Венок
Кольцеобразное плетение из листьев и цветов, более изменчивое по форме, чем корона. Не всегда головное украшение: выступают также дарами при чествованиях и памятовании.
Изначально царский и жертвенный атрибут в античной, иудейской и христианской традициях.
Венки предназначаются как живущим, так и умершим, а также в качестве средства получить помощь или опеку богов-покровителей. В обыденной жизни служит олицетворением успеха (связь с Большими Играми), достоинства и господства. Поминальные венки — признание смертности сущего и, одновременно, вечности и долгих воспоминаний.
Костры и венки фигурировали в языческих культах.
Венок невесты (новое начало, радость, плодовитость) позднее заменили букеты лилий, померанца, мирта.
Венок вокруг колонны указывает на маршрут движения небесных тел вокруг солнца.
Венок из пихты, с четырьмя цветами: ожидание, надежда на возвращение. Вошел в обиход после Первой мировой войны.
В Древнем Риме венок из дубовых листьев вручали воинам, которые во время сражения спасли жизнь товарища. Такой венок и позднее был эмблемой свободы, отваги, храбрости. В XVIII веке в Германии, такой венок назывался «эйхенлауб», т. е. «дубовая награда», и до XIX века считался исключительно военным отличием.
«Он вечает победу миром». Й. Босхиус, «Символография», 1702 г.
Содержание
Лишь боги и фараоны обладают правом носить венок. Изготовлены большей частью из оливковых листьев.
Со времени Нового царства умершим и их правителю в подземном мире, Озирису, дается «венок оправдания». Этот обычай — символическое выражение доказанной невиновности перед посмертным судом. Такие венки обвивают диадемы умерших правителей, а позднее служат украшением оболочки мумии вообще. В одном из текстов венок Озириса предстает как знаком триумфа над его соперником, полученный от прабога Амона.
В связи с венком символика кольца в античности связана с растительной жизненной силы.
Предшественник венков — головные повязки из шерсти или полотна, которые удерживали длинные волосы. Впоследствии повязки (греч. «диадема») сменились венками из растений и металла.
Зак посвящения богам, символ охраны, обороны, защиты, животной силы, власти как таковой.
Как Corona Convivialis — счастье, счастливую судьбу, удачу.
Corona sacerdotalis. В древности — отличительный знак жреца у алтаря, сплетались из растений и цветов, посвященных конкретному богу, которому и приносилась жертва. Подобными венками и гирляндами украшались жертвенное животное святилище, водружается на священные предметы и объекты поклонения.
Венками и венцами украшались и ворота городов в праздничные дни, во время различных торжеств.
Афинские девицы носили венки из боярышника, римские — из вербены; символ свадьбы, а т.ж. умирание в старой жизни и рождение в новой.
Венок из роз — пир, дружеская беседа за столом (надевали венки и из других цветов); существовал специальный пиршественный венок римских цезарей. Считалось, что живая энергия растений, способна проникать в голову, передавать свою силу, помогать в жизни. Пиршественный венок помогал участнику застолья сохранять голову свежей, а во время беседы «подсказывал» интересные и дельные мысли.
Венком из живых (порой золотых) листьев лавра римские граждане награждались за различные заслуги. Как отличие римских легионеров и офицеров имеет различные виды, например золотые венки:
Венок из дубовых листьев (Corona Civica — «гражданский») дается администраторам — гражданским трибунам, квесторам, проявившим заботу о мирных жителях. Венки из дубовых листьев украшали спасителей от смертельной опасности. (. ).
Венки для римских триумфаторов (лат. «Triumfalis») плелись исключительно из лавра и считался знаком очищения после пролития крови.
Венками победители в спортивных состязаниях:
Древние германцы, возжигая костры в честь бога плодородия Бальдра, рассыпали их золу и пускали по воде венки из цветов.
В календарных ритуалах весенне-летнего цикла (Юрьев день, Троица, Зеленые святки, Иван Купала, Божье Тело и др.) венки служили непременным украшением их участников, защитой жилых построек и домашнего скота, объектом магических действий и гаданий. Так, у восточных славян на Троицу плели венки во время сбора «троицкой» зелени, предназначенной для украшения дома и двора. В головные венки часто вплетали полынь как надежную защиту от русалок. В южнорусских областях старались в Троицын день не выходить из дома без венка, их надевали и старые, и малые, и мужчины, и женщины. У славян-католиков активно использовались венки в обычаях Зеленых святок. В Полье хозяйки надевали венки на рога коровам, а в селах Поморья маленькие веночки плели даже для гусей и др. домашней птицы. Венки развешивали также на амбарах и хлевах, придорожных крестах и колодцах, относили в поля и огороды и т. п. В день Ивана Купалы было широко распространено гадание по венкам, которые бросали в реку или забрасывали на дерево, на крышу своего дома.
Особые маленькие веночки изготавливали участники праздника Божье Тело, отмечаемого у славян-католиков в 9-й четверг после Пасхи. Их плели (по пять, семь, девять штук) и несли с собой участники церковной процессии, а затем часть из них оставляли в церкви, а часть забирали домой как оберег от грома, молнии, нечистой силы, грызунов и других вредителей.
У южных славян и в Карпатах плетение венков и ритуалы с ними составляли основу обрядности Юрьева дня. Венками украшали овец, овчарни, подойники и всю молочную посуду. Над входом в овечий загон укрепляли дугообразный венок, под которым прогоняли все стадо. В Хорватии пастухи плели «юрьевские» венки и прикрепляли их к рогам коров, а после праздника забрасывали венки на крыши домов, чтобы вештицы не навредили скоту. В восточной Сербии овчары плели три «юрьевских» венка:
Во многих местах венком украшали ягненка, предназначенного для обрядового жертвоприношения (курбана).
В весенне-летних обрядах венок был одним из главных атрибутов ряженья, а иногда и единственным знаком, выделявшим ряженого из числа прочих участников. Например, в восточнославянском обряде «проводов русалки» для ряженой «русалки» делали много венков, их надевали ей на голову, шею, руки, всю увешивали венками.
После обрядового использования венки подлежали ритуальному уничтожению (их сжигали, разрывали на части, бросали в воду, забрасывали на дерево и т. п.), но часть из них (либо их остатки) сохраняли в качестве охранительного и лечебного средства или средства, стимулирующего плодородие, приплод скота:
Использованные в обрядах венки широко применялись и в народной медицине (из засохшей зелени готовили целебные отвары, ею окуривали больных и т. п.).
В свадебных обрядах венок является символом брака и одновременно — символом девичества невесты: например, свадебный венок не надевала выходящая замуж вдова или невеста, утратившая девственность до брака. Брачные венки обычно сохранялись в семье для счастья в супружестве:
Известны у славян и особые пародийные, шутовские венки (сплетенные из колючек, крапивы, соломы), которые надевали на голову подставной «невесте» или ряженой «молодице». На Украине (Житомирская обл.) такие венки в конце свадьбы надевали отцу или матери новобрачных, если те женили своих последних по возрасту детей.
Венок мог быть также атрибутом погребальной обрядности, чаще всего при похоронах детей и неженатой молодежи. В этом случае он служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба (либо их несли перед гробом, оставляли на могиле, привязывали к кресту и т. п.). По карпатским, украинским и белорусским поверьям, такие веки надо было сплести из тех же растений, что и свадебные.
Символом завершения уборки злаков был жатвенный венок (у болгар и у русских в этой функции выступал последний сноп). Его плели из последних колосьев прямо в поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице или несли в руках в свой двор и сохраняли в амбаре до засева (зерно из этого венка добавляли в семена при новом севе). Считалось, что жатвенный венок сохраняет продуцирующую силу зерна и передает ее будущему урожаю.
В древней Польше венок из мяты — девичество, девственность. Позднее его сменяет миртовый венок,
Гороховый, свитый вместе с полными стручками, в польской традиции — отказ поклонникам, знак нежелания невесты выходить замуж за нелюбимого.
Оливковый венок олицетворяет литературные заслуги.
В тантрической йоге — сахасрара, лотос с тысячью лепестками на вершине стебля, абсолютный андрогин вне времени и пространства, символ самой высокой степени духовного развития.
Вновь собранные остатки заблудшего народа примиряются «великолепным венцом» [Ис 28:5].
Израильские девицы носили венки из мирта,
Гностический символ Бога.
Терновый венец Иисуса можно рассматривать как пародию на корону из роз римских цезарей.
Венец невесты (девы) и венчик девочек при первом католическом причащении, часто имеют вид короны.
Венки из цветов или плюща часто служат символом земных радостей и сибаритского образа жизни.
Во время церковных праздников современные храмы часто украшают венками из веток и цветов — знак вечной жизни, воскресения и радости.
У арабов венок из цветов апельсина — символ плодородия; его надевают невесты на свадьбу.
Носят лавровые венки:
Лавровый венок могут носить римские императоры и правители провинций (например, в сценах суда).
Венок Ариадны с семью звездами — праздник просветленной души, победившей в борьбе духа и тела. Подарок Диониса, утвержденный на небосклоне, как созвездие «Северная корона».
Три венка: лавр, дубовый, пальмовый.
«Хоть на ста конях погонишь, а веночек не догонишь!» — о девичьем венке. Польская. «Словно венки вьет» — дело, совершаемое без видимых трудностей.
Ведь еще в глубокой древности существовал обычай награждать за те или иные заслуги именно венками.
Корона из вечнозеленых растений символизирует жизнь, бессмертие и победу.
Вначале короны делали из сучьев различных деревьев, поэтому их все еще связывают с символизмом деревьев в целом и с символизмом некоторых деревьев в частности. Они являлись атрибутами богов; а также когда-то были символом похорон (8).
Венок в славянской культуре
В славянской культуре венок из живых цветов на голову имел очень глубокий сакральный смысл. Начиная с древних времен и по сегодняшний день во время «буйства» цветов славянские девушки украшали свои головы венками из живых цветов по самым разным поводам. Что это были за поводы и какой смысл несет в себе венок на голове?
Венок в Древней Руси – это одно из самых главных женских украшений. Во время проведения праздников он являлся главным атрибутом в наряде девушки. В зависимости от выбранных цветов, венок нес некий посыл, который помогал ей осуществить желаемое. Например, венок Надежды. Его плели из васильков и полевого мака. Венок Надежды надевали молодые незамужние девушки, которые хотели поскорее привлечь к себе заветного жениха. Если у девушки уже есть избранник, но он все ещё не решился заслать сватов, девушка собственноручно плела венок и надевала парню на голову, тем самым давая понять, что он ей не безразличен.
Языческий праздник Купало
В ночь на Купало (не современный Ивана Купала, а именно языческий) до сегодняшнего дня сохранилась один из самых значимых обрядов этого торжества. Молодые славянки прыгали вместе с юношами через костер, плели венки из живых цветов, а после спускали их в воду.
Как правило, венки на Купало плели из душистых трав и лесных цветов, а дополнительным украшением служили яркие цветные ленты. Каждая девушка старалась сделать свой венок самым красивым и изящным. К сожалению, после того, как появилось христианство на Руси, Купало переименовали в христианский праздник Ивана Купала, а также перенесли дату его празднования. Древнеславянский праздник Купало выпадал на день солнцестояния, но теперь он празднуется в совсем другой день, из-за чего утратил свое ведическое наполнение.
Венок Любви
Все девушки, которым уже исполнилось 13 лет, но которые ещё не были замужем, плели венок Любви на голову из живых цветов. В состав этого венка обычно входит ромашка, между цветками которой часто помещают цветы яблоки и вишни, а над самим челом закрепляли цветущую гроздь калины. Чтобы подчеркнуть не только свою красоту, но и ум, молодые славянки вплетали в венок Любви из живых цветов ещё и усики хмеля.
Другие виды венков из живых цветов
Венок Девицы: его делали в основном из ромашки и василька, изредка добавляя другие цветы, которые сочетались с основными.
Венок Преданности: для замужних женщин и помолвленных девушек существует венок Преданности. Основа венка состоит из васильков, а между ними, как правило, вплетали цветущий любисток. Когда же девушка рожала первого своего ребенка, то она плела венок из роз, украшенный зелеными листьями.
Венок Разлуки: этот венок плели в том случае, если юноша и девушка должны были надолго разлучиться. Его основа состояла из первоцвета – символа недолговечности, а также из вереска, который на языке цветов означает безнадежность и одиночество.
В древние времена существовал некий языческий обряд по плетению венка на голову в самом конце лета, когда отцветали последние цветы. Из последнего снопа девушки плели венок на свой вкус, в то же время гадая на суженного и загадывая свое будущее. Этот венок надевали на голову самой красивой незамужней девушке в поселении, и она, в сопровождении односельчан, которые поют и пляшут вокруг неё, несет этот венок в свою деревню. Данный обряд – знак того, что сезон сбора урожая и полевых работ наконец-то подошел к концу.
Значение лент в венке из живых цветов на голову
Лентами украшали венки, как сделанные из цветов, так и сделанные из ветвей. Со временем украшение веночка лентами сохранилось лишь как элемент национального костюма украинок. Каждый цвет ленточки имел свое особое значение:
Какой цветок что означал?
Помимо лент, свой смысл имели также цветы в венке. Самым правильным венком на голову считался тот венок, в котором было вплетено 12 цветущих трав, каждая из которых имела свое значение, и сама по себе являлась оберегом. Каждый из цветков символизировал:
Интересный факт:согласно старым легендам, девушка, которая сплела себе венок на голову из живых цветов на Яблочный Спас, в следующем году обязательно выйдет замуж!