вендинговый оператор что это
Вендинговый оператор что это
6 МИН
Король автоматов: как открыть вендинговый бизнес
Благодаря вендинговым аппаратам можно выпить кофе, пообедать, сфотографироваться — у этого бизнеса много профилей. Рассказываем, как его запустить.
Вендинг — это торговля с помощью автоматизированных систем. Клиент оплачивает и получает товар или услугу благодаря техническим приспособлениям без участия продавца или специалиста.
К вендинговым относятся кофейные и снековые автоматы, автоматические массажные кресла и детские качалки, которые часто устанавливают в торговых центрах, и автоматы для печати фотографий, фотосъёмки, ксерокопии и др.
Такие аппараты ставят там, где собирается много людей. Например, у кабинета врача, в зоне вылета самолётов, перед залами кинотеатров. По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), в марте 2019 года в России насчитывалось 178 тысяч торговых автоматов.
С чего начать вендинговый бизнес
Выберите тип автоматов
Решите, что будете продавать, это поможет определиться с типом оборудования. Механические мини-аппараты и электронные автоматы, которые выдают продукцию поштучно, чаще всего универсальной конструкции и приспособлены для продажи разных товаров от продуктов питания до глазных линз.
Автоматы для продажи напитков на разлив устроены иначе, им нужны ёмкости для ингредиентов. В зависимости от расположения могут понадобиться фильтры для водопроводной воды, если к ней есть доступ, или канистры.
Что нельзя продавать через автоматы:
Купите или арендуйте аппараты
Небольшой автомат по продаже снеков обойдётся примерно в 70 тысяч рублей. Если вы не уверены, что вендинговый бизнес вам подойдёт, можете арендовать аппарат. Ежемесячный платёж составит 6–12 % от стоимости автомата. А ещё можно купить подержанный — он обойдётся в 1,5–2 раза дешевле.
Аренда даёт больше свободы в принятии решений: проще перепрофилировать или прекратить бизнес.
Найдите поставщиков
Подумайте, у кого и по какой цене вы готовы покупать наполнение и расходные материалы для автоматов (например, стаканчики для кофе). Часто эти категории товаров есть в ассортименте фирм, которые продают или сдают в аренду вендинговые автоматы.
Выберите систему приёма оплаты
Не нужно устанавливать все три. Выберите одну или две, которые понравятся потенциальным покупателям. Например, в автомат со жвачками около школы достаточно установить монетоприёмник, а в автомат с сэндвичами в бизнес-центре — терминал для оплаты картами или банкнотоприёмник.
Разместите на каждом аппарате инструкцию и цены
Также укажите актуальные контакты оператора: данные ИП или наименование юрлица, адрес и телефон, чтобы покупатель мог связаться с вами и пожаловаться на неисправность аппарата.
Где поставить автоматы
Как оформить вендинговый бизнес
Лицензии для вендингового бизнеса не нужны, достаточно оформить деятельность юридически. Начинающие предприниматели с сетью из нескольких автоматов выбирают, как правило, статус ИП. Если ведёте бизнес с партнёром, планируете создать сеть в разных городах или специализируетесь на сезонных товарах, открывайте ООО.
Владелец вендингового бизнеса также может стать самозанятым. Но есть ограничение: нельзя заниматься перепродажей товаров. Можно либо оказывать услуги (например, делать массаж или установить детскую качалку), либо торговать продукцией собственного производства.
Нужна ли вендингу онлайн-касса
Владельцы вендингового бизнеса должны использовать онлайн-кассы. Но есть несколько особенностей:
С 1 февраля 2020 года вендинговые автоматы могут не печатать бумажный чек и не отправлять электронный, если клиент не оставил перед покупкой номер телефона или имейл. Достаточно установить на аппарат дисплей, на котором после каждой покупки будет появляться QR-код. Клиент считает его с помощью камеры смартфона и получит чек в электронном виде.
Исключение — аппараты с подакцизной или технически сложной продукцией, а также с товарами, подлежащими маркировке. Такие автоматы всегда должны выдавать чек.
Как обслуживать автомат
Периодичность технического обслуживания автоматов зависит от типа аппарата. Например, автомат со снеками или кофе нужно обслуживать раз в день: пополнять, убирать еду с истёкшим сроком годности и мусор, мыть поддоны и бункеры для ингредиентов. Автоматы с непродовольственными товарами можно обслуживать реже, несколько раз в неделю. Но, независимо от того, что продаётся в торговом автомате, у обслуживающего персонала должны быть медицинские книжки.
Периодичность и способы инкассации вы выбираете сами. Можно обратиться в банк или компанию, обслуживающую автоматы. Или воспользоваться услугой самоинкассации : забирать наличные из вендингового аппарата и вносить через банкомат сразу на расчётный счёт.
Сколько зарабатывает вендинг-оператор? Одноактная бизнес-пьеса
Эта статья затерялась в недалеком 2009 году, но для новичков вендинг бизнеса будет полезно почитать и понять что это такое, пусть даже это маленький эпизод из жизни большой компании, но может раскрыть некоторые этапы в сложном и тяжелом бизнесе.
«Бизнес-журнал» продолжает в рамках рубрики «Снимаем кассу!» беззастенчиво пересчитывать выручку и живописать трудовые будни небольших столичных компаний. На этот раз на сцене в свете рампы предстанет вендинг-оператор — компания, занимающаяся установкой, обслуживанием и эксплуатацией сети торговых автоматов. Для удобства читателя процесс «снятия кассы» описывается в виде пьесы с подобающей завязкой, развитием действия и развязкой.
Акт первый и единственный
Главный вход одного из столичных вузов. Сотрудники компании бережно выносят из дверей упакованный торговый автомат и готовятся погрузить его в автомобиль. Рядом стоят Владелец, Калькулятор и «Бизнес-журнал».
Калькулятор. Куда вы его, в утиль?
Владелец. Да что вы, он у нас совсем новенький! Просто не выполнил плановое задание на этой точке. Курам на смех: на шесть тысяч рублей за месяц наторговал.
«Бизнес-журнал». А должен был на сколько?
Владелец. На девять с полтиной — минимум. А вообще, у нас средняя месячная выручка по сети — 11 600 рублей на автомат. Наш основной парк — автоматы, торгующие горячими напитками. На них мы уже собаку съели. А со снэковыми аппаратами сложнее: тут и маржа жиже, и хорошее место угадать вдвойне труднее. Взяли мы пару месяцев назад три снэковых автомата на пробу. Два сразу же хорошо пристроили — к гаишникам в МРЭО. К ним оператор сейчас через день выезжает, чтобы товаром снарядить, и чуть ли не в ножки им кланяется — так хорошо продажи идут. А этот вот, неприкаянный, никак себе постоянного пристанища не найдет.
Калькулятор (автомату — ехидно). Выходит, брат, облажался ты?
Автомат (с достоинством). Не могу я в таких условиях работать. Заткнули в темный угол под лестницей — я ж там белого света не видел! А что за контингент? Один там только и есть порядочный человек — декан. Да и тот, если сказать правду, свинья: за месяц только два пакетика чипсов и шоколадку купил. А еще у них там зловредный студенческий буфет с пирожками — средневековье какое-то! — весь бизнес мне перебивал.
Владелец. Ничего-ничего. Сейчас в деловой центр переедешь, я договорился. Красиво будешь стоять, в палатах белокаменных.
«Бизнес-журнал» (владельцу). И много с вас хозяева площадей берут за аренду места под автоматы?
Владелец. Не поверите: в большинстве случаев удается договориться на безвозмездной основе. Говорим: мол, это же сервис для ваших сотрудников и посетителей, да и места нужно полметра — метр квадратный. Из нашего парка в 91 автомат мы только за четверть платим аренду.
«Бизнес-журнал». Много на круг выходит?
Владелец. «Платных» схем несколько: оплачиваем электричество плюс 200 рублей в месяц, либо отдаем до 10% с оборота, либо договариваемся о фиксированной ставке в полторы–две тысячи рублей в месяц. Ежемесячно по всей сети платежей тысяч на тридцать пять набегает. Иногда хитрим, говорим арендодателю: давайте, мы потестируем точку два месяца — и тогда уже об аренде договоримся. Срок проходит, а к вопросу о возмездности «принимающая сторона» не возвращается: забывает. Сумма-то для владельца многомиллионной недвижимости пустяковая.
«Бизнес-журнал». Но ведь ваши конкуренты могут прийти и «напомнить», чтобы вас с места турнуть…
Владелец. Конкуренция за выгодные точки, конечно, уже появилась. Но если встал в хорошем месте — стой тихо-мирно, чтобы у тебя аппарат работал как часы и проблем арендодателю не создавал. Куда покупатель жаловаться бежит, когда автомат сдачу «зажал»? В администрацию. Те сразу ко мне: а подать сюда ляпкина-тяпкина. Будет такое часто повторяться — потеряешь точку, даже если звонкой монетой за аренду расплачиваешься. Так что в вендинге основное — наша собственная четкая работа и безотказные — насколько это возможно — автоматы. Поэтому, например, я никогда не скуплюсь, покупаю аппараты, оснащенные лучшими банкното- и монетоприемниками.
Калькулятор. Вы нам самый-самый главный секрет вендингового бизнеса откройте, что вам стоит!
Владелец. Про важность места для торговли вы и так поняли. А второй секрет… Вендинг — это ведь автоматическая торговля, так? Вот и пусть себе автоматы торгуют, с минимальным участием человека. Мы с первого дня основания компании бьемся над тем, чтобы меньшим числом сотрудников и количеством усилий обслуживать бґольшую сеть автоматов. Автоматы — это наши инвестиции, а люди — это наши… постоянные косты.
Калькулятор. Тоже мне наука!
Владелец. Э, не скажите. Мы для себя премудрости чуть ли не каждый день открываем. Каждый приезд сотрудника к автомату — это накладные расходы. Автомат когда нуждается в человеке? Когда в нем заканчиваются сдача, ингредиенты или товар. Поэтому перво-наперво нужно подобрать автомат, который по объемам загрузки наиболее соответствует объемам продаж на точке. В идеале нас устраивает ситуация, когда оператор приезжает к автомату раз в неделю. Если приезд из-за низких продаж требуется реже — пора менять автомат на менее производительный и, соответственно, более дешевый.
«Бизнес-журнал». Это понятно.
Владелец. Если угадали с автоматом и точкой, дальше начинается многошаговая оптимизация. Цель — сделать так, чтобы приезжать туда как можно реже. Поясню на примере, как двигается наша мысль. Есть средний торговый автомат, продающий горячие напитки. Загрузка ингредиентов — на 500–600 стаканов. Воды, которая заливается в специальную емкость объемом 60 л, хватает лишь на 400 стаканов. Получается, аппарат не на 100% реализует свои возможности. Где выход, если продажи пошли? Идем на дополнительные затраты и подключаем аппарат к водопроводу. Повысили эффективность автомата на 15% — отлично. Но это еще не все. Пластиковые стаканчики заканчиваются раньше, чем ингредиенты. Начинаем заряжать автомат другими стаканчиками, которых благодаря более тонкому верхнему бортику входит на 24% больше. Здорово, но теперь — черт побери! — ингредиенты кончаются раньше. Не беда: начинаем закладывать в автомат более концентрированные порошки от другого производителя, которых на порцию требуется на 10% меньше. Счастье? Как бы не так: теперь сдача заканчивается раньше, чем стаканчики и ингредиенты. Не вопрос, опять идем на дополнительные траты и устанавливаем на аппарат высокотехнологичную трубку монетоприемника с интеллектуальной системой поддержания уровня сдачи. Если на ней установить режим регулировки денежных потоков, то она сама, в зависимости от интенсивности расхода и поступления разменной монеты, определяет, сколько монет держать в трубке. Дополнительный плюс: поскольку рублевые монеты — самые ходовые, и покупатели стремятся избавиться от них в первую очередь, можно держать в монетнике мертвым грузом на 70 рублевых монет меньше. Экономия оборотных средств получается!
Автомат (капризно). И мне такую поставьте. Хочу!
Владелец. Заслужи сперва. Станешь передовиком — вообще установим тебе GSM-систему удаленного мониторинга!
«Бизнес-журнал». Сколько человек в штате на ваш 91 автомат?
Владелец. Восемь, включая меня. Трое — это операторы, которые выезжают к автоматам: инкассируют, промывают узлы, снаряжают. Один оператор, как показывает наш опыт, за день способен обслужить от 6 до 11 автоматов и вести парк от 30 до 50 машин. Это сильно зависит от места их расположения и наших московских пробок.
«Бизнес-журнал». Должно быть, у вас много организационной работы.
Владелец. Вендинг вообще очень интеллектуальный бизнес. С одними платежными системами поэкспериментируешь — такие закономерности открываются! Ушел от цен на напитки в 17, 18 и 19 рублей — меньше сдачи закладывать требуется. Позволил банкнотоприемнику принимать сторублевки, и продажи — бац! — на 5–7% повысились. Тут очень хитрая математика вырисовывается, это я вам как бывший ученый говорю: считай и считай.
Калькулятор. Устал я от вашей математики. Давайте к арифметике перейдем. Какой доход лично вы от всего этого имеете?
Владелец. Ну, смотрите: продаж мы делаем в среднем на миллион шестьдесят тысяч рублей в месяц по всей сети.
Калькулятор. Фиксирую. А расходы?
Владелец. Стоимость ингредиентов составляет примерно четверть от нашего оборота.
Калькулятор. 265 тысяч получается.
Владелец. Фонд заработной платы — 245 тысяч в месяц, аренда офиса-склада — 49 тысяч. Остальные расходы, если их в среднем по году «размазать» — это еще около 195 тысяч рублей в месяц: ремонт автоматов, ремонт и ГСМ для трех автомашин, аренда мест под аппараты, всякие административно-офисные расходы, налоги и отчисления.
Калькулятор. Итого чистыми вам примерно 300 тысяч рублей в месяц остается. Это ж около девяти с половиной тысяч долларов!
Владелец. Примерно так.
Калькулятор. Неплохо!
Владелец. Из них я большую часть в бизнес инвестирую, по два-три аппарата в месяц закупаю. Растем!
«Бизнес-журнал». Экономический кризис вас не угнетает?
Владелец. В Америке во времена Великой депрессии одним из немногих почти не пострадавших оказался бизнес «автоматических торговцев», продававших жевательную резинку за несколько центов. Мы тут прикинули: пока цена напитка ниже стоимости одной поездки на метро — спрос почти не уменьшается: потребительская психология! Единственно как кризис на нас отразился — сами автоматы иностранного производства с прошлой осени стали дороже почти в полтора раза. Частично из-за роста таможенных платежей, частично из-за ослабления рубля.
«Бизнес-журнал». Как развиваться-то дальше думаете, вширь?
Владелец. И вширь, и вглубь. Думаю вскоре стать дилером у производителя торговых автоматов. А что? Экспертизу мы изрядную накопили, инженер у нас гениальный. Можем продавать не только аппараты, но и ингредиенты, бизнес-консультации и сервисное обслуживание — в одном флаконе.
«Бизнес-журнал». Себе конкурентов плодить?
Владелец. А что? Места в России еще полно. Почему бы и на этом не зарабатывать? Это еще посчитать нужно, на чем выгоднее деньги делать: на самой автоматической торговле или на продаже автоматов для нее.
«Бизнес-журнал». Блаженны развивающиеся рынки!
Владелец (торговому автомату). Ну что, горемыка, поехали на новые орбиты?
Автомат (машет). Поехали!
«Бизнес-журнал» благодарит Национальную ассоциацию автоматической торговли, компании EMTG и «Вендэкс» за консультации в процессе подготовки материала.
Вендинговый бизнес: Инструкция по запуску от А до Я
«Вкалывают роботы — счастлив человек»: вот, пожалуй, самое точное описание вендингового бизнеса. Это способ заработка на автоматах по продаже товаров и услуг, который в России имеет огромный потенциал к развитию. Как зайти в этот бизнес и с первых дней получать стабильный доход? Мы подготовили для вас подробную инструкцию.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
Что такое вендинг и вендинговый бизнес
Вендинг — это бизнес, где источником дохода становится продажа товаров или услуг с помощью различных автоматов и роботов. Кофе-автоматы, массажные кресла, платежные терминалы, аппараты для подзарядки смартфона и продажи любых товаров (от чипсов до контактных линз) — всё это примеры вендинга.
В России подобный вид бизнеса пока развит мало, а впервые появился он сравнительно недавно, в 2000-е годы. Поэтому эксперты считают вендинг перспективным направлением, в том числе и для новичков: на старте он не требует крупных денежных вложений.
Современная Япония — образец отлично развитого вендинга: здесь на каждом шагу роботизированные киоски с едой и кофе; устройства для продажи самых разных снеков, напитков и бытовых товаров. Поэтому даже если вам кажется, что в России уже заняты все удачные точки для установки торговых автоматов, вдохновляйтесь страной восходящего солнца: её пример говорит нам, что у вендинга в России есть ещё много возможностей для роста.
С чего начать вендинговый бизнес
Для тех, кто уже присматривает свой первый торговый автомат, мы сделали подробную инструкцию по пунктам. Следуйте этому плану, и вы запустите своё дело за считанные недели.
Шаг 1: Найдите идею. Надежность VS новизна
Там, где конкуренция высокая, хорошо срабатывают свежие идеи: доход можно получить на таких автоматах, которых пока нет у конкурентов. Но если пространство ещё не перенасыщено торговыми машинами, хорошо зайдут классические варианты. Например, кофематы или точки зарядки устройств.
Как определить, что подходит именно вам? Ответ прост: изучайте конкурентов! Прежде чем определиться с идеей, проведите детальное исследование. Составьте карту со всеми автоматами в интересующей вас локации. А если вы планируете масштабный выход, стоит изучить крупные компании по обслуживанию вендинговых автоматов в городе или регионе. Эту работу необязательно проводить самому: можно поручить её выполнение специализированному агентству по маркетинговым или рыночным исследованиям.
Традиционные (и прибыльные в России) идеи для вендинга:
Необычные идеи (на примере Японии и европейских стран):
Выбирая оригинальную идею, бизнесмены часто ориентируются на опыт других стран. Но важно помнить, что менталитет людей в России другой: различаются привычки и потребительские корзины. Например, японские автоматы по завариванию «быстрой лапши» вряд ли приживутся в России, ведь у нас это блюдо мало распространено, и его не принято есть на улице. Самый беспроигрышный вариант для России — это автоматы с кофе и сладостями, которые часто ставят рядом.
«Воспользуйтесь арендой или лизингом оборудования. Это выгоднее, чем брать кредиты и платить проценты. Компаний, предоставляющих такие услуги, немало, и со временем их будет ещё больше».
Павел Д. (получает 60 тыс. руб. чистой прибыли от своих автоматов, расположенных на городских автовокзалах и автобусных станциях)
Шаг 2: Напишите бизнес-план
Для первого бизнеса лучше разработать подробнейший план, который будет учитывать все детали. Это ваша возможность всё продумать заранее, чтобы не столкнуться с неожиданностями на старте.
Обязательно укажите в бизнес-плане:
«Мой совет: не думайте, а начинайте сейчас! Пока вы ждете, вы упускаете возможности. Я рад, что начал много лет назад и взял всё лучшее от новой ниши. Сейчас конкуренция в вендинге становится жестче с каждым днём, и важно не тратить время зря»
Илья С. (купил свой первый вендинговый автомат в 2007 году)
Шаг 3: Выберите форму регистрации и тип налогообложения
Как и в любом малом и среднем бизнесе, владельцу вендинговых автоматов доступны две формы регистрации: ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Форма регистрации бизнеса влияет на то, как его владелец отвечает по долгам и обязанностям. Но есть также и режим налогообложения: он влияет на то, по какой схеме начисляется налог. Здесь уже три варианта:
ЕНВД и Упрощенная система регулируются законами субъектов РФ, поэтому могут различаться в разных местах.
Шаг 5: Выберите автомат (или автоматы)
Б/у автоматы обойдутся гораздо дешевле. Но новые быстрее пройдут согласование СЭС. Поэтому выбирайте, что для вас дороже: деньги или время. Популярные бренды автоматов: Bianchi, Venson, Jofemar, Necta, Уникум, Azkoyen, Saeco. Независимо от того, покупаете ли вы автомат с завода или с рук, к нему обязательно должен прилагаться пакет документов: инструкция, чеки, гарантийный талон, удостоверение о регистрации.
Если вы планируете создать сеть автоматов и развивать её, выгоднее найти поставщика автоматов с выгодными условиями. Многие продавцы также предлагают запчасти и обслуживание для устройств, купленных у них.
«Купите б/у автоматы. Да, они чаще ломаются, но выгода по цене может быть в три раза. Это позволит сэкономить и вложиться в лучшие товары или ингредиенты. Люди не будут знать, что вашему автомату уже пять лет, но они запомнят, что в нём всегда вкусный кофе».
Алексей Ч. (начал бизнес пять лет назад с одного автомата; сейчас владеет сетью из 30 единиц в двух городах):
Шаг 6: Выберите место
Чаще всего вендинговые машины ставят в точках большой проходимости людей или в местах, предназначенных для ожидания: на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, возле касс гипермаркетов. В торговых центрах и других помещениях автоматы меньше страдают от вандалов и непогоды. Но зато на оживленных улицах самая большая проходимость.
Кроме того, важно учитывать целевую аудиторию и подбирать товары с её учетом. Так, в медучреждениях почти всегда есть автоматы с бахилами. А машины по продаже сладостей ставят возле детских игровых центров и вблизи школ.
Если вы, как и большинство владельцев автоматов, решили установить их в помещении, вам придется договориться с собственником. Помните, что за сумму аренды стоит поторговаться! Если вы убедите собственника в том, что ему самому выгодно это размещение, можно установить аппарат и без арендной платы.
Сложности и подводные камни
В России вендинг бизнес подстерегает несколько трудностей. И если кто-то из ваших знакомых «прогорел» на таком же бизнесе, скорее всего, это случилось по одной из причин в списке ниже.
Какими будут расходы?
Вендинговый автомат окупается примерно через год. Это может показаться преувеличением, ведь наценка на товар составляет до 300%, а стоит аппарат недорого (особенно если брать его «с рук»). Однако не будем забывать и про другие затраты:
«Ищите инвестора. Это хороший способ на старте сосредоточиться на бизнесе, а не на том, что вы будете есть завтра. Я взяла льготную ссуду в Центре развития малого бизнеса и купила автоматы на неё. Со своих сбережений я купила товар и оплатила установку; спустя семь месяцев смогла погасить ссуду и начала получать прибыль».
Алина М. (открыла сеть из 5 автоматов в 2020-м году; окупила затраты за 7 месяцев)
Обслуживание вендинговых автоматов
Многие бизнесмены, начиная зарабатывать на вендинге, сначала сами выполняют всю работу по обслуживанию автоматов: ремонт, пополнение, инкассация. Это не только снижает затраты, но и помогает анализировать вендинговый бизнес в реальном времени: вы сразу видите, какие точки популярнее; какие товары регулярнее берут; какие автоматы чаще выходят из строя.
Также обязательно работайте с конфликтными ситуациями (автомат не выдал продукцию, сдачу; продукт испорчен, и т.д.). Это ваш вклад в репутацию: если пользователь получил негативный опыт, он запомнит автоматы с вашей маркировкой и будет их избегать. И наоборот, хорошее впечатление — залог того, что к вам придут снова.
Плюсы и минусы вендинга
Если вы всё ещё не определились, насколько этот бизнес «ваш» — этот чек-лист поможет принять решение.
Плюсы:
Минусы:
Вендинг — бизнес для энергичных людей, которые могут действовать оперативно и быстро решать проблемы. Если вы причисляете себя к ним, то у вас точно всё получится!
Редактор блога и специалист по контент-маркетингу в Turbologo. Статьи Виктории содержат полезные советы о маркетинге, создании бренда и продвижении его в Интернете.