велосипеды гревелы что это
Гравийный велосипед или циклокросс?
Что такое гревел байк?
Гравел-байк — велосипед не только для гравия
Gravel <гравэл>— гравий в переводе с английского. Гравел-байки или “гравийники” это велосипеды, построенные для езды по гравийным дорогам сабурбана и глубинки. Гравийный велосипед по строгой классификации относится к разряду шоссейных. Его ближайшие родственники — циклокросс и гибрид.
Фото 1. Гравел-байк в деле
В чем новизна гравийного байка?
Чтобы понять суть гревел-байка, достаточно знать его родословную:
В этом контексте лучше сказать не “чем отличается от…” а “чем похож на…”, потому что гравийник взял лучшее для определенного стиля катания.
Фото 2. Гравийный велосипед на природе
Основные приметы породы “гравел-байка”:
Далее мы углубимся в отличия и схожесть с собратьями по корневому классу (шоссейные) и разберемся, так ли был нужен новый подкласс.
Отличие гравел-байка от циклокросса
Фото 3. Гравйиный и циклокросс на бездорожье
И сами себе ответим: в российской глубинке, возможно, так и есть — только горник и только хардкор. Однако там, где есть выбор дороги, есть и выбор типа транспорта. Гравийный байк построен чтобы быстро и долго ехать по ровной, но не асфальтированной дороге. Например, в Финляндии такие дороги проложены в лесах.
Соответственно, при таком стиле:
Возникает вопрос. Если мы поставим на циклокросс широкие шины, у нас получится гравийник? Ответ: да, но только на 90%. Большинство производителей “приподнимают” каретку относительно циклокроссовых моделей по причине несовершенства гравийной дороги. Но не все и не всегда.
Фото 4. Резина для велосипедов
Дело в том, что, заходя далее ширины покрышки и рисунка протектора, мы попадаем в дивный мир тонких настроек, нет, не велосипеда — пилота. Если для Вас имеет значение разница 20мм позиции каретки в геометрии рамы, до добро пожаловать в велогурманы. Здесь значение имеет не название класса, резины, руля, байка, а только собственные ощущения от катания.
Особенности гравийного велосипеда
Здесь мы коротко похвалим и пожурим весь испытуемый класс, потому что идеального велосипеда так еще и не изобрели.
В целом этот вид велосипеда можно характеризовать как неприхотливый проходимый и легкий байк на все случаи жизни.
Фото 5. Гравел-байк для любой дороги
Производители и ТОП-10 гравел-байков
Наряду с хорошо знакомыми российскому велосипедисту брендами: Giant, Merida, Format, Kellys, этот вид байков производят такие экзотические бренды, как Genesis,Specialized, Raleigh, GT, Kinesis, но дальше обо всем по порядку. Мы составили рейтинг исходя из доступности моделей в РФ, потому что больше половины всех гравийных велосипедов мира производятся в США, там же и распродаются.
Giant ToughRoad GX SLR 2 — образец для подражания всем производителям “гравел-байков”. Третий класс, 5 размеров ростовки, колеса 28 дюймов и вес 11,2 кг.
Merida Silex 300 — также близка к эталону и отличается алюминиевой рамой. Предпрофессиональный класс оборудования Shimano, VP, FSA и Merida.
Merida Silex 700 — начальный профессиональный класс в черной раме весом всего 9,7 кг. Гидравлические дисковые тормоза, колеса 28 дюймов.
Giant Revolt 2 — можно приобрести в алюминиевой или карбоновой раме, бескамерная резина и опция скрытой прокладки тросиков.
Trek Checkpoint — американский байк с подвеской IsoSpeed Decoupler, которая дает амортизацию при езде и невиданную плавность хода.
Cannondale Topstone — его можно сразу угадать по нетипичной форме и расположению заднего верхнего пера — оно выглядит изломанным. Имеет интегрированный руль и подвеску KingPin — вполне комфортный гравийник.
Raleigh Mustang Elitе — на алюминиевой раме 6061 оснащен карбоновой вилкой. Кассета на 11 скоростей и единственная ведущая звезда на 44 зуба — идеальный вариант для байка широкого назначения.
Felt V85 — ближе к профессионалам, чем к любителям. Эту модель любят использовать велогонщики для тренировок в условиях пригорода.
Наш ТОП имеет обзорно-ознакомительный характер, потому что в случае с гравийными велосипедами критериев оценки слишком много, чтобы утверждать, что есть “лучшая в мире” модель.
ТОП-10 гравийных велосипедов 2021 года
Гравийники стали популярны благодаря велогонкам на американском Среднем Западе, где они впервые стали появляться стихийно. На циклокроссы ставили резину такой ширины, какую позволяла вместить рама и вилка, и… гоняли.
Со временем производители велосипедов подтянулись со своими предложениями обнаружив рост популярности такой техники.
Так, а что такое циклокросс?
Циклокросс — подвид шоссейного велосипеда. И если последний проектируется для гладких дорог и максимально эффективной передачи усилия от ног на заднее колесо, то циклокросс создавался для грязи, песка и прочих веселостей. В управлении нервный, база колесная минимальная, покрышки стартуют от 30 мм, каретка поставлена повыше, очень агрессивная посадка. На таком долго не поездишь.
На гравелах уже проводят свои соревнования, например Grinduro и Dirty Kanza.
Гравийник — те же широкие колеса, но нет такой жесткой направленности на грязевые развлечения, самая большая колесная база именно у него, если сравнивать с шоссером и циклокроссом.
Он более универсален благодаря заниженной каретке, более расслабленной посадке, которая располагает к длительным поездкам, как по шоссе, так и по грунтам.
Колеса на гревеле часто соответствую шоссейным и циклокроссовым по радиусу 28 дюймов, но шире, хотя часто встречаться даже от МТБ 27,5 с резиной 2,1”. Всё это ближе к горным велосипедам, у которых позаимствована и трансмиссия.
Однако этот год ознаменовался появлением GRX от Shimano, трансмиссии, созданной специально под гравийные нужды.
Шоссейник — как уже и упоминалось ранее, он создан покорять асфальт. Гладкий асфальт. Всё в нем направлено на достижение максимальных скоростей с максимальной аэродинамикой. Шоссейных велосипедов есть много разновидностей, о всех говорить не будем.
Особенности
Gravel bike был создан для так называемых гравийных гонок и вобрал в себя все лучшее от многих других разновидностей. Однако в нашей стране данный тип велогонок пока не очень распространен. Поэтому соответствующие велосипеды не особо подходят российским велогонщикам. Зато на гравийные велосипеды все чаще обращают внимание любители, так как за стоимость одного байка они получают возможности сразу нескольких.
Приспособляемость – слово, которым характеризуется главная особенность gravel bike.Их владельцы могут без проблем ежедневно передвигаться по родному городу, а потом отправиться в длительное путешествие на своем байке.
Транспорт будет отлично себя чувствовать как на асфальтированных дорогах, так и на других, более труднопроходимых поверхностях. К примеру, съезжая с тротуара на гравийную сельскую дорогу, ухабистую тропинку или даже на просторную равнину или в лес, вы практически не почувствуете резкого перехода.
Комфорт передвижения обеспечивается за счет крупных шин и особой геометрии с большим углом наклона головной трубы. Конечно, гравийные байки не были первопроходцами в этой области. Они были созданы на основе более старой разновидности, которая так же решала вопрос передвижения по пересеченной местности. Это были шоссейные велосипеды. Тем не менее гравийный тип оказался лучше во многих аспектах в основном благодаря более крупным шинам.
Плюсы и минусы
Разновидность gravel bike имеет целый ряд значимых преимуществ, которые сделали ее столь популярной среди любителей велоезды.
Конечно, гравийные байки тоже имеют свои недостатки, но большинство из них скорее являются субъективными. Каждый сам решит, что его не устраивает в конкретной модели. Но минусы эти будут незначительными. В целом же к недостаткам можно причислить неприспособленность таких велосипедов для спортивных велогонок, а также внешнюю схожесть с усиленными шоссейными байками, из-за чего их можно легко перепутать при покупке. А как избежать этого, мы расскажем чуть позже.
Canyon Grail
Покрышки 700х40 мм
Главной и отличительной особенностью Canyon Grail можно считать необычный двухпалубный руль. И, разумеется, цена указана на самое простое исполнение с весом рамы чуть больше одного килограмма.
Если бюджет располагает, то можно обратить внимание на карбоновый вариант рамы с оборудованием SRAM Force eTap AXS. Стоимость в этом случае вырастет до 5000$.
И да, модель в 2020 году доступна только в карбоновом исполнении и заказ происходит только через официальный сайт компании, они не развозят свою продукцию по магазинам. Впрочем, есть основания полагать, что вам повезет-таки встретить алюминиевый Grail в магазине. Мало-ли какие запасливые бывают владельцы.
Giant Revolt 2
Покрышки 700х45 мм
Giant позаботились об ассортименте и представляют линейку в карбоновом и алюминиевом исполнении.
Общими характеристиками остаются для любых версий tubeless ready колеса и полые оси на 12 мм. Кстати, колеса могут быть в размере 2,0 при условии, что обода будут диаметром 27,5.
Внутренней проводкой коммуникаций тут никого не удивишь в 2020 году-то. Так что, эта опция, наверное, присутствует у всех новых гравелов, не будем на этом останавливаться.
Даже в алюминиевом варианте Giant Revolt выполняется по трендовой схеме с заниженными верхними перьями заднего треугольника. Они не встречаются с верхней трубой для повышенной жесткости, а упираются ближе к середине подседельной трубы, обеспечивая тем самым рост аэродинамики и комфорта для райдера.
В комплекте, вне зависимости от материала рамы, встречается D-образный подседел, чья форма и обтекаема и хорошо справляется с гашением вибраций от неровностей.
Lauf True Grit
Покрышки 700х40 мм
Насколько интересны технические характеристики, когда видишь такую вилку?
Ну, оборудование у него все-таки есть разное, что отражается на стоимости. Неожиданно. Хотя старт идёт именно от 3200 на SRAM Rival.
Вилка. Конечно, интереснее всего она.
Первый взгляд формирует в голове вопрос — а она выдержит?
Тонкие листы какого-то эластичного материала… а как это будет себя проявлять под разным весом райдера? А если его нагрузить баулами, как тогда вилка будет справляться?
Ход у неё 30 мм. Не МТБ, конечно, но уже мягче всего, что есть на рынке. Ну, почти.
Концепция реализации подвески на гравелах не нова и у всех очень необычна. Lauf Grit переплюнул всех. Очень необычная внешность и очень много вопросов.
Из плюсов можно отметить, что вилка не требует обслуживания.
Справедливо утверждение это в сравнении с МТБ. У остальных гравелов вилка еще больше не требует обслуживания. Не знаю, очень спорно.
Впрочем, они на рынке есть. Новизна всегда воспринимается в штыки пока не докажет свою эффективность и жизнеспособность. Мы, вот, пробуем дать ему билет в этот мир через свои статьи)
Merida Silex 8000
Складывается впечатление, что это ранний GT, а не современный Merida Silex. Всё дело в соединении верхней трубы с задними верхними перьями. Очень похожи. Но нет.
Глаз цепляется за излом верхней трубы в месте соединения. Всё хорошо, так задумано, это не дефект.
Модель проектировалась для покорения рынка гравелов. Старт от 1000 долларов США активно нам на это намекает. Встретить Silex можно в алюминиевом исполнении (Silex 200 — 700) и в карбоновом (Silex 6000+ — Silex 8000-e). Все они по-своему интересны и заслуживают внимания.
Можно сказать, что тут все по стандарту: карбоновая вилка, дисковая гидравлика, внутренняя проводка.
Колеса могут встать 27,5х2.0.
Trek Checkpoint
Покрышки 700х40 мм
Выделяется Trek Checkpoint среди своих собратьев опущенным правым пером заднего треугольника. Не тренд, но модно. И внешний вид на высоте. Хотя у несведущих будет формировать множество не нужных вопросов.
Так или иначе, а порадовать модель может подвеской IsoSpeed Decoupler, доступной только на карбоновых рамах. Суть её заключается в отсутствии жесткой связки подседельной трубы с треугольниками рамы в верхней части. Плавность хода у такой машины весьма достойная. Алюминиевые версии имеют классическую жесткую связку всех соединений сварными швами.
Еще одной особенностью являются регулируемые задние дропауты, что существенно расширяет эксплуатационные характеристики байка.
В остальном это вполне заурядный велосипед, на котором можно и в велопоход выбраться и по городу ездить в ежедневном режиме. Среди прочего тут можно обнаружить внутреннюю проводку, полые оси на 12 мм, flat-mount крепления тормозов, куча креплений под крылья, багажники и сумки. В общем, всё как у всех.
Приятным бонусом от компании является пожизненная гарантия на раму.
BMC URS
Покрышки 700х45 мм
Швейцарский гравийник пришёл покорять нас своим внешним видом и характеристиками. Кроме прочих, скучных, которые у всех одинаковые, BMC URS отличается наличием подвески и интегрированным рулём.
Подвеска реализована в верхних перьях заднего треугольника, они, кстати, занижены. В основе ее работы лежит эластомер, но он хорошо справляется со своей задачей и существенно снижает количество вибраций приходящих черед седло. Занижение перьев только усиливает эффект амортизации.
Интегрированный руль — совмещенный руль с выносом. Недостатком является нерегулируемость, а достоинством — абсолютно эстетичный внешний вид и повышенная аэродинамика. Никаких проводов.
Этими приятностями снабжаются даже самые бюджетные модели. Хотя и бюджетность стартует от 2900 долларов США.
Cannondale Topstone
Покрышки 700х42 мм
Про алюминиевую версию говорить довольно скучно. Она есть. Набор функционала почти тот же, что и у карбонового варианта. Отличие есть, о нем немного ниже.
Да, тут тоже flatmount, внутренние проводки, оси 12 мм, дисковые тормоза, много разнообразных креплений для путешествий.
Раскрывается в полном объеме потенциал в карбоновых рамах. Даже беглый взгляд цепляется за заниженные верхние перья. Нет, ну тренд же. Так-то оно так, тренд. Однако инженеры сделали крепление перьев к подседельной трубе через ось. Сама же подседельная труба сделана довольно тонкой в нижней части. Так реализуется подвеска по технологии Kingpin c ходом в 30 мм. Как это сказывается на жесткости рамы… говорить не будем, зато комфорт выносится на новый уровень.
Cannondale Topstone может похвастаться интегрированным рулем, но не во всей линейке, а только в топовых комплектациях. Проводов снаружи нет.
В переднее колесо встроен датчик, который считывает скорость, расстояние и время, он может подключаться к другим велокомпьютерам или смартфону через специальное приложение.
GT Grade
Покрышки 700х42 мм
Стоит поблагодарить конструкторов за то, что они наконец-то использовали по назначению свою особенную конструкцию с тремя треугольниками.
Особенность и суть конструкции рамы заключается в соединении верхних перьев с верхней трубой без глухого упора в подседельную трубу. Позволяет это сделать раму катабельной. Она не жесткая и хорошо амортизирует неровности дороги. Решение похожее можно встретить у Merida, но мы же помним кому принадлежит идея треугольника.
Вилка GT Grade выполнена по технологии, позволяющей изменять положение колеса в горизонатльной плоскости. Меняется офсет вилки, что ощутимо сказывается на управлении.
LOOK 765 GRAVEL
Покрышки 700х40 мм
Рядовой гравел. Очень скромный и неприметный. Хотя цена говорит о другом. Ожидаешь сногсшибательных технологий или решений, а их не находишь.
Особенностью LOOK 765 GRAVEL можно отметить наличие креплений под 12 бутылок. Багажники и крылья он не вывезет, под них крепления не предусмотрены.
Очень странный и тем интересный. Лёгкий. Только в карбоне. Впрочем, цены об этом уже сказали.
3T Exploro
Перед нами гоночный болид. Он из коробки готов к старту на соревнованиях. Даже самая бюджетная модель.
Дело в том, что 3T Exploro только для гонок и разрабатывался. Аэро-гравел — так его называют в самой компании.
Трубы совсем не круглые и отсутствует умопомрачительное количество разнообразных креплений. С ним в поход не получится съездить.
Понятно, что используется во всей линейке только карбон. Легкий вес и высокая эффективность, никаких подвесок и заниженное правое перо.
Cervélo Áspero
Покрышки 700х42 мм
Гоночный болид номер 2. Уникальность гравийника Cervélo Áspero состоит в его гоночных корнях. Компания ранее делала только быстрые шоссейники. А теперь ищет своё место под солнцем в новом направлении, где учитывает все тренды. Низкое правое перо, заниженные верхние перья.
Вилка оснащена регулируемыми дропаутами, позволяет менять геометрию. Внешний вид спартанский, под путешествия не сгодится. Только в карбоне.
Colnago G3X
Покрышки 700х40 мм
Очередной велосипед от производителя исключительно шоссейных велосипедов. Дебют компании, направленный на покорение рынка.
К сожалению, информации о нём довольно мало. Известно, что зажим подседела встроен в верхнюю трубу, в комплекте фирменная защита пера, защита кареточного зла, внутренняя проводка, оси 12 мм, карбоновая рама, щедрый грязевой зазор.
Маловато технологичности для именитого итальянского бренда.
Впрочем, это их первенец. Да и всем известна компания не технологичностью, а консерватизмом. Они умеют делать красиво, изящно и быстро.
Как выбрать гравел (гравийный велосипед)
Все о выборе гравийника: особенности, передаточные диапазоны, размеры колес, давление в шинах и прочее
Универсальность гравийников поражает. У вас есть широкий спектр вариантов подбора компонентов.
Каждый достойный производитель велосипедов имеет в своем ассортименте гравийные велосипеды, но существует множество технических характеристик и вариантов настройки, от передач и размеров колес до ширины шин и аксессуаров.
Некоторые gravel-байки предназначены для комфортной езды по дорогам и грунту, другие созданы для туризма с перевозкой вещей на багажнике. Что вам подходит? На какие параметры нужно обращать внимание? И какие компоненты вы можете настроить, чтобы адаптировать гравийный велосипед к планируемому вами типу езды?
Если вы хотите купить гравийник или улучшить нынешний байк, то мы написали эту статью, чтобы помочь вам принять правильное решение.
Передачи
Несколько лет назад многие гравийные велосипеды были оснащены звездами 50/34Т, обычно встречающейся на шоссейных велосипедах, а также кассетой с довольно узким диапазоном.
Но если вдруг на вашем пути появится хороший подъем, вы, скорее всего, спешитесь, т.к. не хватит сил крутить педали.
Что можно сделать?
В настоящее время наблюдается тенденция к гораздо более низкой передаче для гравийных велосипедов. Фактически, по мере роста популярности гравийных велосипедов, мы видели специальные групсеты для них, такие как Shimano GRX.
В GRX Shimano представила противоскользящие кожухи и новое покрытие рычага, а радиус поворота рычага адаптирован для усиления торможения на рыхлых поверхностях, сместив точку поворота рычага по сравнению с существующими шоссейными рычагами Shimano.
Тем временем SRAM выпустила свой групсет Force eTap AXS Wide, всего-лишь добавив гравийные звезды к шоссеному групсету.
Выбор передних звезд.
Спереди наблюдается тенденция к уменьшению размеров передних звезд и все более широкому использованию суперкомпактных комплектов звезд (именно здесь размеры передних звезд меньше, чем у стандартных компактных звезд 50/34T).
Варианты звезд доступны во множестве комбинаций размера: групсеты Shimano GRX для гравия дают выбор между сочетаниями 48/31Т или 46/30Т. Также все большее количество сторонних производителей, включая FSA, Rotor и Praxxis, продают гравийные системы аналогичного размера.
Помимо более низких передаточных чисел, меньшая передняя звезда означает, что конструкторам велосипедов будет проще добавить зазор для более широких покрышек, поддерживая еще одну тенденцию в дизайне гравийных велосипедов.
Выбор кассеты.
Между тем новейшие задние переключатели, могут работать с кассетами гораздо большего размера, что снова обеспечивает более широкий диапазон передач для езды по бездорожью.
Более старые задние переключатели, разработанные для шоссейных велосипедов, могли втиснуть самую большую звездочку с 30 зубьями, многие современные задние механизмы для шоссейных дорог могут работать с 34Т. Это дает некоторый комфорт в подъемы, особенно с нагруженным байком.
Что касается максимальных передач, кассеты Shimano начинаются с 11 зубьев, но у SRAM есть варианты с 10 зубьями на самой маленькой звездочке. Кассеты с десятью зубьями подходят только для барабана SRAM XD-R, а не для стандартной конструкции Shimano/SRAM.
1х или 2х?
Другой тенденцией в групсетах для гравийных велосипедов стал переход к одной звезде в сочетании с кассетой с очень широким диапазоном, в отличие от обычной двойной системы.
С групсетом 1x вы сэкономите немного веса за счет отказа от переднего переключателя, а также уменьшите вероятность поломок и вероятность скопления грязи. Они также спроектированы удерживать цепь на звезде во время езды по ухабам.
С другой стороны, существует меньше вариантов передач, охватывающих примерно один и тот же диапазон, поэтому переход между передачами менее плавный.
Одинарные звездочки имеют более глубокие зубцы, что помогает удерживать цепь на месте. Одиночные передние звезды обычно имеют чередующиеся широкие и узкие зубья (NarrowWide), соответствующие разной ширине звеньев цепи, опять же для улучшения удержания цепи на неровных поверхностях.
Таким образом, выбор 1х и 2х системы зависит от типа местности. Если вы в основном хотите ездить быстро по дороге и более гладкой местности, двойная система может дать вам больше высоких передаточных чисел и меньшие рывки между передачами. Для более сложной местности стоит остановится на 1х системе из-за преимущества удержания цепи и простого переключения.
Размеры колес.
Обычный размер колес 700c для шоссейных велосипедов продолжает оставаться популярным, но растет количество гравийных виллсетов. Они обычно имеют более широкие обода, чем шоссейные колеса, чтобы обеспечить лучшую посадку гравийных покрышек.
Гравелы всегда имеют дисковые тормоза, а обода почти всегда готовы к использованию без камер. Защита от проколов, которую обеспечивает герметик в бескамерной шине маст хэв при движении по пересеченной местности.
Помимо колес 700c, многие гравийные велосипеды оснащаются колесами 650b. Меньший размер, эквивалентный 27,5-дюймовым колесам горного велосипеда, позволяет устанавливать в раму еще более широкие шины.
Колеса 27,5 добавляют комфорта при езде, а также увеличивает сцепление с дорогой на бездорожье и позволяет вам катать при более низком давлении в шинах. С большой шиной окружность качения колеса 650b такая же, как у колеса 700c с узкой шиной, поэтому передача и управляемость схожи с 700С.
Как и в случае с одиночной / двойной системой, размер колес зависит от ваших целей и того, что вы хотите от гравийного велосипеда.
Для быстрой езды по дороге и легкому гравию стоит остановиться на колесах 700c с более узкими шинами 32-40 мм. Если вы планируете ехать по более сложной местности, вы оцените сцепление и амортизацию с более широкими шинами 27.5×2.1, хотя это может быть за счет скорости на асфальте.
Выбор покрышек.
Ширина покрышек.
Как только вы остановитесь на колесах 700c или 650b, выбор шины будет во многом зависеть от рисунка протектора и ширины. Если важны сцепление с дорогой и устойчивость на грунте или песке- ищите широкие шины с более агрессивным рисунком протектора. Если выпланируете ездить по дороге или по твердому гравию, более узкая и гладкая шина будет более подходящей.
Гравийные шины 700c обычно имеют ширину около 40 мм, хотя вы можете установить шины шире или уже. Типичная ширина 35 мм, 40 мм, 42 мм или 45 мм.
Выбор покрышек, отчасти, зависит от местности, по которой вы едете, и клиренса рамы. Если вы живете в месте с влажным климатом, неплохо было бы оставить зазор для грязи между рамой и покрышкой.
Давление в покрышках
Наряду с рисунком протектора и шириной, давление в шинах является важным фактором, определяющим управляемость вашего гравийного велосипеда.
Более широкие шины позволяют снизить давление, обеспечивая лучшее сцепление с дорогой, потенциально более низкое сопротивление качению и более комфортную поездку.
Подбор давления в гравийных покрышках 700С стоит начать с 40psi, для 650- 35psi.
Если вы едете по неровной поверхности, слишком низкое давление в шинах может привести к тому, что камера, может сплющится и получить пробой (змеиный укус). С бескамерной шиной это не проблема исключена.
Тем не менее, гравийные рамы и ряд компонентов обладают достаточной адаптируемостью, поэтому вы можете легко поменять свой комплект и адаптировать гравийную систему к различным целям и условиям. Ожидайте, что вам придется менять покрышки и, возможно, снаряжение для разных ландшафтов и сезонов.